Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Правовое обеспечение вопросов продовольственной безопасности при закупках агропродукции

Понятие «продовольственная безопасность» можно рассматривать как возможность гарантированного доступа населения к качественным продовольственным ресурсам, необходимым для здоровой и активной и жизни. В более узком понимании – это самообеспеченность продовольствием государства, отдельных регионов, административно-территориальных образований, а также доступность продукции различным социальным слоями и категориям граждан,  которая достигается определенными возможностями агропроизводства в сочетании с другими мерами социально-экономической политики. Особенно важны правовые меры, которые направлены на регулирование перераспределения сельскохозяйственных ресурсов, включая механизм закупок агропродукции при обеспечении потребностей государства, которые позволяют  решить проблему урегулирования отношений государства, агробизнеса и саморегулируемых организаций, устанавливающих обязательства, основные принципы и гарантии взаимосотрудничества.

Ключевые слова: правовая обеспеченность, нормативно-правовая база, услуги, государственный бюджет, экономия средств, закупки и поставки, саморегулируемые организации.

Legal support of food security issues in the procurement of agricultural products, works and services for public needs

Abstract: The concept of «food security» can be seen as an opportunity to guarantee the population access to quality food resources necessary for a healthy and active life. In a narrower sense – it is self-sufficiency in food of the state, individual regions, administrative and territorial entities, as well as the availability of products to various social strata and categories of citizens, which is achieved by certain agricultural production opportunities in combination with other measures of socio-economic policy. Particularly important are legal measures aimed at regulating the redistribution of agricultural resources, including the mechanism of procurement of agricultural products to meet the needs of the state, which can solve the problem of settlement of relations between the state, agribusiness and self-regulatory organizations that establish obligations, basic principles and guarantees of mutual cooperation.

Keywords: legal security, regulatory framework, services, state budget, cost savings, procurement and supply, self-regulatory organizations.

В настоящее время важнейшей задачей политики государства является решение проблемы обеспечения продовольственной безопасности. Для этих целей из государственного бюджета выделяются значительные средства, и прежде всего для обеспечения закупок агропродукции для общественных нужд.

Ежегодно в Российской Федерации на все закупки для общественных нужд расходуется порядка пяти триллионов рублей. Основным критерием результативности процедуры закупок можно считать масштаб экономии бюджетных средств, который обеспечивается в конкурентных условиях.

Действующая система организационно-экономических отношений процесса закупок агропродукции для общественных нужд характеризуется рядом негативных факторов, среди которых можно выделить разбалансированность интересов участников процесса и отсутствие условий, которые могли бы способствовать развитию саморегулирования данного процесса. Кроме того, существуют  проблемы как с реализацией произведенной агропродукции, так и с формированием продовольственных фондов, отсутствием механизма, обеспечивающего разграничение функций между государственным регулированием и регулированием в предпринимательских и профессиональных объединениях.

Организация закупок агропродукции для государственных нужд в настоящее время является важнейшей функцией государства по удовлетворению общественных потребностей [5]. Общественные потребности  можно характеризовать, как вид потребностей, носящих массовый характер. Рассматривая их, как вид федеральных, региональных и муниципальных потребностей, можно говорить о их обеспечении органами всех уровней власти определенными методами, мерами и инструментами.

Правовые аспекты регулирования закупок агропродукции законодательно изначально были закреплены в федеральных законах: ФЗ-94 от 21 июня 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд [1] и ФЗ-53 от 02 декабря 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» [2]. Сегодня за основу берется Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

В условиях рынка существует объективная необходимость  трансформации административных форм государственного регулирования в режим саморегулирования на условиях партнерства между непосредственными поставщиками агропродукции и заказчиками в лице  распределителей бюджетных ресурсов разных уровней.

Что же касается саморегулирования, то это деятельность хозяйствующих субъектов, которые входят в состав какого-либо формирования, объединены единой целью и дающие разрешение представлять их интересы в экономической системе. Сущность содержания перехода экономической системы к рынку заключается в том, что основное число входящих в ее состав экономических субъектов получает возможность и способность функционировать в рамках саморегулируемых организаций.

Саморегулируемые организации – это некоммерческие организации, которые объединяют определенное количество субъектов малого предпринимательства или одного вида профессиональной деятельности по признаку единства отрасли или рынка товаров (работ, услуг) в целях качественного осуществления ими своей деятельности [3]. Правовой основой для создания саморегулируемых организаций является Федеральный закон — ФЗ-315 от 01декабря 2007 г. «О саморегулируемых организациях» [3].

Итак, механизм закупок агропродукции для общественных нужд представляет собой систему инструментов и методов, позволяющих  решать проблему урегулирования партнерских отношений государства, саморегулируемых организаций  и агробизнеса (рис. 1) [6].

Рисунок 1 – Модель взаимодействия государства, саморегулируемых организаций и агробизнеса

Данное взаимодействие обеспечивается благодаря применению современных технологий взаимосотрудничества, своевременному установлению соответствия между всеми формами, целями и особенностями  субъектов рынка в условиях административной реформы. Суть их заключается во взаимодействии органов власти с  саморегулируемыми организациями, которые призваны обеспечивать потребности населения в агропродукции (рис. 2)

Рисунок 2 – Модель механизма закупок агропродукции для общественных нужд

Представленная модель на входе имеет интересы государства и бизнеса, а на выходе – удовлетворение потребностей в агропродукции для общественных нужд. Система представлена в виде объединения подсистемы закупок и подсистемы поставок,  позволяющего проводить стратегическое управление закупками для общественных нужд для обеспечения продовольственной безопасности.  У государственного  заказчика (уполномоченной организации) и поставщика (саморегулируемой организации) согласованные интересы, которые в процессе закупки-поставки  должны составлять единую систему.

Нормативно-правовая база представленной системы разрабатывается на федеральном уровне и, впоследствии, адаптируется на региональном уровне. Позднее ее реализация осуществляется на региональном и муниципальном уровнях с учетом особенностей развития региона и его конкурентных преимуществ.

Данная система основывается на взаимовыгодных интересах, обязанностях, результатах взаимодействия, а также объединении государственного регулирования и саморегулирования хозяйствующих субъектов, которые направлены на удовлетворение потребностей населения в агропродукции в условиях конкурентной среды рыночной экономики.

Необходимо взглянуть на преобразование подсистемы организации и подсистемы регулирования системы закупок и поставок агропродукции для общественных  нужд, как в историческом аспекте определяются этапы ее развития (табл. 1).

 

Таблица 1 – Этапы развития системы закупок и поставок агропродукции для общественных нужд

 

Этап развития системы закупок – поставок Подсистемы организации Подсистемы регулирования
Государственное

регулирование

Рыночное

саморегулирование

Формирование системы СРО
I этап –

до 1990 г.

Директивное

планирование

Закупка 100%
Поставка 100%
II этап –

1990–2010 гг.

Переход и развитие рыночной экономики

Закупка 80% 20%
Поставка 90% 10%
III этап – с 2010 г.

Модернизация системы закупок – поставок, развитие подсистемы саморегулирования

Закупка 50% 10% 40%
Поставка 10% 30% 60%

На начальном этапе процесс закупок-поставок регулировало исключительно государство. Это была единая система.

Второй этап  – закупкой занимается государство, формируя посредством рыночных механизмов фонды (федеральные, региональные) для ограниченного круга потребителей продукции. Поставки были полностью либерализованы и регулировались рыночным механизмом, поэтому некоторые чиновники находили возможность заработать на неурегулированности существующей системы.

На третьем этапе, с 2010 года, началось преобразованте системы закупок и поставок агропродукции для общественных нужд, акценты в поставках смещаются в сторону саморегулируемых организаций (рис. 3).

Рисунок 3 – Модель механизма закупок и поставок в условиях перехода к программно-целевому методу

В настоящее время в развитии аграрного сектора экономики произошел переход к программно-целевому методу управления, который включает в себя управление регионом и его внутрирегиональными подсистемами, а также тактический и стратегический аспекты [4]. На основе государственно-частного партнерства выделяется стратегическая вертикаль развития отраслей.

Государство является заказчиком и, привлекая научные учреждения, делает прогноз развития отраслей, разрабатывает нормативно-правовые акты, целевые программы, включая мероприятия по увеличению объемов производства, разработке мероприятий по государственной поддержке и предоставлению преференций производителям, заключает контракты на поставку агропродукции для общественных нужд.

Саморегулируемые организации, являясь поставщиками, размещают заказы на производство агропродукции членам своей организации, что дает гарантированное выполнение заказа по поставке качественной продукции в установленные сроки  по месту поставок, то есть вносят вклад в решение вопроса продовольственной безопасности (рис. 4).

Рисунок 4 – Цель формирования саморегулируемых организаций

От работы саморегулируемых организаций в лице отраслевых союзов зависит работа отрасли в целом. Они выполняют функцию, как центрального агента, так и контролера, при поставке агропродукции. Необходимо отметить, что при формировании саморегулируемых организаций у государства и предпринимательских структур единая цель – осуществление контроля за качеством производимых товаров и оказываемых услуг, а функции для осуществления этой цели распределены.

Предложенная структура системы управления и регулирования заказами государства обеспечивает открытость и прозрачность отношений, включает антикоррупционную составляющую, сокращает возможности злоупотреблений, неэффективного расходования  бюджетных средств, уменьшение трансакционных издержек, формирует у общественности положительный образ системы конкурсных закупок и поставок как справедливого и открытого процесса, который, в свою очередь, позволит решить вопросы национальной безопасности государства.

Библиографический список:

  1. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,  оказание  услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июня 2005 г. № 94-ФЗ. [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54598/
  2. Федеральный закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа https://base.garant.ru/10164302/
  3. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ. [Электронный ресурс] – Режим доступа https://base.garant.ru/12157433/
  4. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа https://megaobuchalka.ru/9/17722.html
  5. Черданцев, В.П. Особенности применения программно-целевого метода на основе диверсификации производства для социально-экономического развития региона / Черданцев В.П.,  Блюмин, А.А. // Современные исследования социальных проблем. –   – т.8. – № 4.1. –  с. 627-638.
  6. Черданцев, В.П. Организационно-экономический механизм системы закупок и поставок продукции сельского хозяйства для государственных нужд в условиях развития ее саморегулирования/ Черданцев В.П.,  Волков, Е.Ю. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. –  – № 5  –  с. 124-127
  7. Черданцев В. П. Саморегулирование – основной инструмент целостной системы регулирования: монография / В. П. Черданцев. – Пермь, ГСХА, 2014. – с. 198
  8. Черданцев, В. П. Регулирование и саморегулирование формирования и эффективного функционирования регионального АПК (теория, методология, практика): монография / В. П. Черданцев. – Пермь: ЗУИЭиП, 2009. – 22,1 п. л.

Информация об авторе:

Черданцев Вадим Петрович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова», г. Пермь, профессор кафедры «Экономики и менеджмент» Пермского филиала ФГБОУ ВО РАНХиГС, судья Третейского суда «Национальный арбитраж»

Information about the author:

Cherdantsev Vadim Petrovich, doctor of economic Sciences, Professor, Professor of chair «Management» of the «Perm state agro-technological University named after academician D. N. Pryanishnikova», Perm, Professor of «Economy and management» the Perm branch of the Ranepa, the judge of the Arbitration court «National arbitration»

Добавить комментарий

Войти с помощью: