
В современном мире говоря об обществе нельзя не учитывать какое влияние на него оказали цифровые технологии. Они проникли во все сфера нашей жизни и в том числе и в самую важную – экономическую. В будущем все данные должны храниться и осуществляться посредствам технологии блокчейн. И уже сейчас есть тенденция к тому, что российское законодательство идет по пути принятия модели, где будет осуществляться цифровизация имеющихся прав. Правовое положение цифровых прав, а также их регулирование является, в данный момент, наиболее острым и актуальным вопросом. Важно понимать, что базовые права в эпоху цифровой реальности требуют новой регламентации, которая бы соответствовала сложившейся действительности.
Ключевые слова: государственные структуры, цифровизация, правовое регулирование, технология блокчейн, распределительный реестр
Legal regulation of the use of blockchain technology in the public sphere
Abstract. In the modern world, when talking about society, it is impossible not to take into account the impact that digital technologies have had on it. They have penetrated into all spheres of our life, including the most important one – the economic one. In the future, all data should be stored and implemented through blockchain technology. And already there is a tendency that Russian legislation is on the path of adopting a model where the digitization of existing rights will be carried out. The legal status of digital rights, as well as their regulation, is, at the moment, the most acute and urgent issue. It is important to understand that basic rights in the era of digital reality require new regulations that would correspond to the prevailing reality.
Keywords: government structures, digitalization, legal regulation, blockchain technology, distribution registry
Затрагивая такую важную и фундаментальную тему, как введение в российскую правовую систему базовых понятий, связанных с цифравизацией нельзя не затронуть и вопросы конституционного регулирования. На практике можно наблюдать тенденцию к тому, что касаемо цифровизации общественных отношений с конституционной точки зрения, все в основном ограничивается только лишь рядом конституционных прав.
Уже сейчас, цифровизация является неотъемлемой частью нашей жизни, а в ближайшем будущем она будет все глубже проникать во все сферы общества. Это позволит упростить и оптимизировать жизнь и деятельность не только простых граждан, но и государственных структур и государства в целом, и поможет в этом использование такого инструмента как Блокчейн [5].
Данная технология представляет из себя взаимообмен данными, а также электронную торговлю. Блокчейн и подобные ему технологии неожиданно возникают и очень стремительно распространяются, особенно в нынешних реалиях глобализации. Этот факт затрудняет процесс регулирования данной технологии, а порой и полностью исключает его. В связи с этим субъекты, использующие подобные технологии сталкиваются проблемой, а иногда и невозможностью защиты своих гражданских прав.
Изначально технология блокчейн была лишь инструментом, необходимым для совершения транзакций и поддержки иного оборота крипто-валюты, но уже сейчас данная система вышла за рамки обеспечения биткойна и используется как самостоятельная систем. Она нашла свое применение и в России, как технология распределенного реестра.

Если обратимся к работам основателя института блокчйен-исследований Мелани Свон, то можно увидеть, что она выделяет три основных направления использования технологии блокчейн: [2]
- использования как инструмент для обеспечения функционирования и оборота крипто-валюты (Блокчейн 1.0);
- использования в связке с контрактами, то есть для работы с рынком финансов и его инструментами: облигации, фьючерсы, акции и.т.д. (Блокчейн 2.0);
- выход за рамки финансового и рыночного сектора, использование в государственной сфере и сферах управления. (Блокчейн 3.0).
Важно остановиться именно на третьем из предлагаемых вариантов использования. Ключевым и первостепенным преимуществом такого использования является:
- защищенность, используются различные методы шифрования;
- прозрачность, так как данная систем является публичной и распространена по всем участникам сети распределенного реестра;
- неизменность, состояние технологии блокчейн напрямую зависит от предыдущих транзакций.
Учитывая эти факторы, использование технологии блокчейн в государственной сфере посредством децентрализованного управления и использования смарт-контрактов, позволит избежать мошенничества, и, самое главное, коррупционную составляющую.
В России уже сейчас есть ряд государственных учреждений и частных компаний, которые готовы, и уже формируют, пробные проекты по использованию технологии блокчейн. Например, проект по организации документооборота между Федеральной антимонопольной службы и Сбербанком. Также хотелось бы упомянуть проект «Digital Ecosystem». Суть данного проекта внедрение в свою инфраструктуру технологии блокчейн. Участие в ней принимают такие кампании как: Аэрофлот, Русский уголь, ФортеИнвест [4].
Далее хотелось бы рассмотреть предпосылки, свидетельствующие от том, что технология распределенного реестра будет частично проникать и в государственную политическую систему.
В 2015 году Российский институт развития интернета обратился к Президенту Российской Федерации с предложением рассмотреть использования технологии блокчейн, а также представил проект развития интернета до 2025 года, указав в обращении положение о легализации блокчейна на территории России.
В 2016 году председатель правления Сбербанка Герман Греф, на заседании наблюдательного совета автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». высказался о блокчейне следующим образом: «блокчейн – это та технология, которая имеет шанс вообще перевернуть все сферы: сферу государственного регулирования, сферу государства в целом, финансы – все до одной сферы»
В 2017 году была создана некоммерческая организация по содействию развития технологии блокчейн – «Блокчейн-фонд». Целью организации является популяризация данной технологии в среде граждан, а также развитие направления по взаимодействию с государственными органами.

Стоит отметить, что развитие технологии распределенного реестра с участием граждан относительно коммуникации и работы с государственными структурами невозможно до тех пора, пока большинство граждан не будут обеспечены цифровыми подписями или иными технологиями и средствами авторизации и аутентификации.
Переходя к вопросу о правовом регулировании технологий блокчейна и подобных распределенных реестров, важно отметит, что имеется ряд предложений о включении таких объектов как токен, крипто-валюта, смарт-контракт в качестве иного имущества. Несмотря на то, что в гражданском законодательстве полноценно не урегулированы данные вопросы, уже есть нормы, которые могут подпадать под юридическую ответственность. Так, если обратиться к статье 187.1 УК РФ, то в ней говорится: « … предполагается установление уголовной ответственности за «изготовление (выпуск), приобретение в целях сбыта, а равно сбыт денежных суррогатов» [3]. Несмотря на то, что должного регулирования так и нет, уже есть достаточно большой объем оборота данных объектов — это и покупка, и передача и нарушение обязательств по соглашению и.т.д. В настоящее время есть случаи правонарушений, которые были совершены в сфере извлечения прибыли и в целом функционирования системы блокчейн и иных сетей распределенного реестра. К ним можно отнести: хищения оборудования майнинг ферм; разглашение государственной и коммерческой тайны через сети распределенного реестра; хищение токенов и крипто-валюты [1].
Отсутствие регулирование данной сферы влечет за собой не только проблемы во взаимоотношениях с правовой точки зрения, и не только проблемы с квалификацией преступления и объекта посягательства, но и также потеря налогов. Чем более популярная становится данная технология, тем больше людей в неё вовлечены и начинают извлекать прибыль, а практически полное отсутствие регулирования открывает возможность избегать налогов.
Для того, чтобы решить данную проблему, думаю, что, в-первую очередь, необходимо ввести для крипто-валюты, токенов, смарт-контрактов понятие «иное имущество». Во-вторых, обложить налогами получение токенов, использование крипто-валюты, получаемой разницы на «игре» на крипто-валютных биржах и многое другое. Возможно, для начала, это можно рассматривать как налоговые льготы, но в перспективе прировнять к налогу на доход физических лиц.
Подводя итог хотелось бы отметить, что вопрос о регулировании технологий подобных блокчейну, а также составных ему элементов является наиболее перспективным. Это обусловлено тем, что будут урегулированы перспективные общественные отношения, которые позволят защитить права и интересы как граждан Российской Федерации, так и само государство, привлечь денежные средства в виде налогов. Кроме того, чем быстрее данная сфера будет урегулирована при взаимоотношениях с другими странами, тем больше иностранных инвестиций удастся привлечь в российскую экономику.
Библиографический список
- Гапоненко В.Ф. Обеспечение экономической безопасности государства путем противодействия экономической преступности в системе современных информационных технологий / В.Ф. Гапоненко, Д.В. Тайгильдин // Механизм экономико-правового обеспечения национальной безопасности: опыт, проблемы, перспективы: материалы 8-й междунар. науч.-практ. конф., Краснодар, 28–30 апр. 2015 г. — С. 3-10. (4)
- Свон М. Блокчейн: Схема новой экономики. М.: Олимп-бизнес, 2017. — 240 с. (1)
- О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: [проект] // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. [электронный ресурс] – Режим доступа: https://regulation.gov.ru/p/46853 (3)
- ФАС и Сбербанк запустили пилотный проект по обмену документами на основе blockchain // Федеральная антимонопольная служба [электронный ресурс] – Режим доступа: http://fas.gov.ru/press-center/news/detail.html?id=47431 (2)
- Черданцев В.П. Разработка эффективных инструментов и моделей для правового регулирования новой цифровой реальности// Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер» 15 октября 2021 – Режим доступа: http://inter-legal.ru/razrabotka-effektivnyh-instrumentov-i-modelej-dlya-pravovogo-regulirovaniya-novoj-tsifrovoj-realnosti
Информация об авторе:
Муратова Елена Андреевна, к.э.н., доцент, заведующая кафедрой информационных технологий и программной инженерии ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академик Д.Н. Прянишникова».
Information about the author:
Muratova Elena Andreevna, Candidate of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Information Technology and Software Engineering of Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov.