Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Правовое регулирование обеспечения транспортной безопасности при эксплуатации автономных транспортных средств в Объединенных Арабских Эмиратах: сравнительно-правовой аспект

В данной статье рассматриваются правовые акты Объединенных Арабских Эмиратов, регулирующие регистрацию и использование высокоавтоматизированных транспортных средств, а также особенности применения мер юридической ответственности в случае возникновения дорожно-транспортного происшествия с участием беспилотного транспорта. В статье освещаются ключевые особенности правовых положений и на основе анализа зарубежного опыта определяются области для совершенствования законодательства Объединенных Арабских Эмиратов в сфере обеспечения транспортной безопасности при эксплуатации беспилотных транспортных средств.

Ключевые слова: Беспилотные транспортные средства, автономные транспортные средства, транспортная безопасность, сравнительно-правовой аспект, Объединенные Арабские Эмираты

Legal Regulation of transport security during the operation of autonomus vehicles in the United Arab Emirates: comparative legal aspect

УДК 341.1

Abstract: This scientific article examines the legal acts of the United Arab Emirates regulating the registration and use of highly automated vehicles, as well as the specifics of the application of legal liability measures in the event of a traffic accident involving unmanned vehicles. The article highlights the key features of the legal provisions and based on the analysis of foreign experience, identifies areas for improving the legal regulation of the United Arab Emirates in the field of ensuring transport security during the operation of unmanned vehicles.

Keywords: Unmanned vehicles, autonomous vehicles, transport security, comparative legal aspect, United Arab Emirates

Признательность

Работа выполнена в рамках гранта Государственного университета управления (НИР № 4004-23)

Acknowledgments

The work was carried out within the framework of a grant from the State University of Management (Research No. 4004-23)

Введение

Стремительное развитие технологий привело к появлению автономных транспортных средств, представляющих новые вызовы и возможности в области транспорта. Высокоавтоматизированные транспортные средства, также известные как беспилотные транспортные средства или автомобили с автоматизированной системой вождения (далее – ВАТС, БТС, ААСВ) – это транспортные средства, способные перемещаться без непосредственного участия человека, либо требующие человеческого вмешательства лишь в случае риска возникновения критической ситуации на дороге.

Беспилотный транспорт, особенно автономные транспортные средства, обладает значительным потенциалом для различных секторов экономики Объединенных Арабских Эмиратов (далее – ОАЭ). Внедрение автономных транспортных средств может привести к трансформационным изменениям и повлиять на определенные сферы жизнедеятельности общества:

  1. Транспорт и перемещение. Автономные транспортные средства обладают потенциалом революционизировать транспорт и мобильность в ОАЭ. Они могут повысить безопасность дорожного движения за счет снижения влияния «человеческого фактора» на дорожную ситуацию, оптимизации транспортного потока и повышения топливной экономичности.
  2. Логистика. Использование автономных транспортных средств в службах доставки может упростить операции, снизить затраты и повысить эффективность.
  3. Развлечения и туризм. Беспилотные транспортные средства могут повысить уровень сервиса области развлечений и туризма. Автономные туристические автобусы или шаттлы могут организовать экскурсии.

Обеспечение транспортной безопасности при эксплуатации беспилотных транспортных средств имеет первостепенное значение для обеспечения общественной безопасности и поддержания эффективности транспортных систем.  Ведь «чем теснее становится взаимодействие между цифровым и материальным миром, чем большим преобразованиям подвергаются экономика и общество в целом, тем более важной становится роль права» [1]. Целью данной статьи является анализ правовых положений, регулирующих транспортную безопасность в Объединенных Арабских Эмиратах в отношении беспилотных транспортных средств. А использование сравнительно-правового метода даст возможность оценить существующую правовую базу в ОАЭ и сравнить ее с международной практикой, что позволит выявить области потенциального совершенствования.

Правовая база по регулированию использования беспилотного транспорта в ОАЭ

Основы обеспечения транспортной безопасности содержатся в Федеральном законе «О дорожном движении ОАЭ» [2], так, например, запрещено управление транспортным средством водителем, не имеющим действующих водительских прав. Статьей 34 закреплены требования к техническому оснащению автомобиля: среди основных требований – наличие прочного, легко поворачивающегося рулевого механизма, два эффективных независимых друг от друга тормоза и ремни безопасности, которыми должны быть пристегнуты на время движения все находящиеся в автомобиле лица.

Министерская резолюция № 178 от 2017 года [3], касающаяся правил управления дорожным движением, дополнившая ФЗ «О дорожном движении ОАЭ» называет несколько видов правонарушений, среди которых использование телефонов во время вождения или любых других отвлекающих факторов.

В ОАЭ в рамках реализации стратегии по переходу на автономный транспорт на 25% к 2030 году [4] был принят Закон № 9 от 2023 года «О регулировании эксплуатации автономных транспортных средств в эмирате Дубай» [5] (далее – Закон № 9, Закон эмирата Дубай), направленный на ускорение трансформации интеллектуальной мобильности в Дубае. Новый закон Арабских Эмиратов закрепил, что автономное транспортное средство – т/с, предназначенное для движения по дорогам, управляемое автономной системой вождения (т.е. вмешательство человека не требуется) и соответствующее спецификациям и стандартам, принятым Департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта (англ. – Roads and Transport Authority; далее – RTA) и компетентными органами. Соответственно, можно предположить, что автономными на территории Дубая признаются автомобили, соответствующие уровням автоматизации SAE 4 и 5 [6], при которых система (система датчиков, искусственный интеллект) полностью отвечает за управление автомобилем (в пределах ограниченных зон обслуживания – для т/с 4 уровня автоматизации), в то время как находящиеся в автомобиле люди выступают только в качестве пассажиров и в управлении не участвуют.

Закон эмирата Дубай запрещает передвижение по дороге автономных транспортных средств, не прошедших лицензирование Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта, а также любой использование БТС без предварительного получения на то разрешения RTA. Интересно, что лицензирование, произведенное иным лицензирующим органом, помимо RTA является недействительным на территории эмирата Дубай (далее – Дубай, Эмират).

Для получения лицензии автономное транспортное средство должно:

  • быть получено от уполномоченного дистрибьютора эмирата Дубай на момент первоначальной регистрации;
  • быть зарегистрировано в стране происхождения и иметь подтвержденный опыт эксплуатации на дорогах общего пользования в этой стране;
  • пройти технический осмотр;
  • уметь «читать» дорожные знаки, реагировать на них а также реагировать на приоритеты дорог и передвигаться по дорогам;
  • соответствовать стандартам безопасности и быть оснащено системами, необходимыми для взаимодействия с дорогами и их пользователями;
  • соответствовать техническим требованиям, утвержденным в ОАЭ;
  • быть застраховано в страховой компании, имеющей лицензию на деятельность в ОАЭ.

На пользователей АТС (в том числе владельцев автономных автомобилей) возлагаются обязанности по соблюдению законодательства Эмирата и условий полученного от RTA разрешения, получению лицензии на АТС перед эксплуатацией на дорогах, проведению тех. обслуживания АТС и др.

При возникновении несчастного случая владелец автономного транспортного средства обязан немедленно уведомить о произошедшем компетентные органы и убрать АТС с дороги. При возникновении неисправности системы необходимо сообщить о поломке дистрибьютору, который должен обеспечивать пост-продажное (англ. – after-sale) обслуживание, включая предоставление гарантии, запасных частей и ремонтных мастерских; а также обновлять и модернизировать автономную систему вождения.

Законом № 9 также регламентируются вопросы ответственности: Оператор (по смыслу данного закона пользователь или владелец) несет гражданско-правовую ответственность за компенсацию любого ущерба имуществу или вреда физическим лицам, причиненного автономным транспортным средством, однако это не лишает Оператора права обратиться в суд с иском к лицу, фактически ответственному за ущерб. Уголовная же ответственность за ДТП, совершенные по вине АТС будет определяться в соответствии с действующим в Эмирате уголовным законодательством.

Правомочие распоряжения владельца АТС ограничено: право собственности на «умный» автомобильне может быть передано от Оператора другому лицу без предварительного получения соответствующего одобрения от RTA.

Федеральный закон «О дорожном движении ОАЭ» является общей нормой по отношению к положениям, закрепленным Законом № 9, соответственно, установленные Федеральным законом правила применяются только в той мере, в которой они не противоречат Закону эмирата Дубай.

Однако учитывая специфику нового вида транспортных средств, авторы допускают обсуждение следующих вопросов и возможную корректировку соответствующих норм в целях обеспечения транспортной безопасности:

  1. Федеральный закон «О дорожном движении ОАЭ» 1995 года предусматривает, что все водители обязаны иметь водительское удостоверение соответствующего типа, однако такое требование может быть вряд ли применимо к ситуации с эксплуатацией автоматизированных транспортных средств уровня автоматизации SAE 5, при котором система полностью отвечает за управление автомобилем при любых условиях, в то время как находящиеся в машине люди выступают только в качестве пассажиров и в управлении транспортным средством не участвуют;
  2. Законом № 9 устанавливается обязанность «Оператора» по предоставлению RTA и компетентным органам любых запрашиваемых ими данных. Авторам же кажется более точной формулировка, закрепленная в «Федеральной политике США в отношении автоматизированных транспортных средств» [7], в соответствии с которой в отношении производителей «умных» транспортных средств закрепляется обязанность ведения и сохранения документированного процесса тестирования, валидации и сбора данных о событиях, инцидентах и сбоях в целях регистрации возникновения неисправностей или отказов способом, который может быть использован для установления причины любых таких проблем и их предотвращения в будущем. Не лишним будет и указание конкретного срока хранения таких сведений. Например, «Правилами управления интеллектуальными подключенными автомобилями в специальной экономической зоне Шэньчжэнь» (далее — Правила, Шэньчженьские правила) [8] закреплено, что оборудование БТС должно записывать и хранить такие данные, как положение, рабочее состояние, режим вождения и видео мониторинга внутри и снаружи транспортного средства, в течение не менее 90 секунд до аварии или отказа транспортного средства, в течение не менее 30 дней.;
  3. Думается, что законодателю необходимо рассмотреть вопрос принятия приложения к Закону № 9 от 2023 года «О регулировании эксплуатации автономных транспортных средств в эмирате Дубай», содержащего технические требования, предъявляемые к оснащению автомобилей с автоматизированной системой вождения, как то сделали, например, в Шэньчженьских правилах, согласно положениям которых интеллектуальные сетевые транспортные средства уровня автономности SAE 3 и 4 уровней должны быть оборудованы ручными режимами вождения и соответствующими устройствами (т.к. Правила обязывают водителей находиться в автомобиле на водительском сидении даже при включенном «автопилоте» с тем, чтобы иметь возможность в любое время взять на себя управление); в это время полностью автоматизированные автомобили должны иметь функции включения аварийной сигнализации, движения в место, которое не препятствует движению, или принятия эффективных мер по снижению эксплуатационных рисков;
  4. На наш взгляд вполне обоснованной считается необходимость разъяснения вопроса необходимости присутствия «Оператора» за рулем транспортного средства уровня автономности SAE 4. Актуальность данного разъяснения лишний раз подчеркивается выданной в июле 2023 года Объединенными Арабскими Эмиратами китайской компании WeRide первой предварительной общенациональной лицензии на тестирование беспилотных автомобилей [9]. В этой ситуации наиболее прогрессивным кажется вариант, предложенный в Поправке к Закону о дорожном движении 1994 года Нидерландов [10]. Согласно которому с 2015 года в Нидерландах можно было тестировать беспилотные автомобили на дорогах общего пользования, но водитель все равно должен был присутствовать в транспортном средстве. С принятием Поправок появилась возможность тестировать беспилотные автомобили с дистанционным оператором, который по-прежнему должен следить за транспортным средством и при необходимости немедленно брать управление в свои руки. Однако в проведении эксперимента с дистанционным управлением автоматизированного транспортного средства может быть отказано, если эксперимент не способствует или вносит недостаточный вклад к инновациям в области безопасности дорожного движения.

Заключение

Правовые положения, касающиеся транспортной безопасности при эксплуатации беспилотных транспортных средств в Объединенных Арабских Эмиратах, позволили добиться значительного прогресса в создании нормативно-правовой базы. Однако сравнительный правовой анализ выявляет области, требующие улучшения. Повышение стандартов безопасности, уточнение требований к техническому оснащению, решение проблем защиты данных и разработка всеобъемлющих протоколов реагирования на чрезвычайные ситуации являются важнейшими шагами для обеспечения эффективной транспортной безопасности при эксплуатации беспилотных транспортных средств. Изучая международную практику и постоянно обновляя законодательные положения, ОАЭ могут обеспечить безопасную и эффективную интеграцию беспилотных транспортных средств в свою транспортную систему.

Список литературы

1.   Гаджиев Г.А., Войниканис Е.А. Может ли робот быть субъектом права (поиск правовых норм для регулирования цифровой экономики)? // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. № 4. C. 24–48.

2. Federal Law No. 21 of 1995 UAE Traffic Law // Legal advice Middle East URL: https://legaladviceme.com/legislation/137/uae-federal-law-21-of-1995-concerning-traffic (дата обращения: 01.08.2023).

3. Ministerial Resolution No. 178 of 2017 regarding traffic control rules // The United Arab Emirates’ Government portal URL: https://u.ae/en/information-and-services/justice-safety-and-the-law/road-safety/new-traffic-laws-and-fines (дата обращения: 01.08.2023).

4. Dubai Autonomous Transportation Strategy // The United Arab Emirates’ Government portal URL: https://u.ae/en/about-the-uae/strategies-initiatives-and-awards/strategies-plans-and-visions/transport-and-infrastructure/dubai-autonomous-transportation-strategy (дата обращения: 01.08.2023).

5. Law No. 9 of 2023 Regulating the Operation of Autonomous Vehicles in the Emirate of Dubai // Government of Dubai URL: https://dlp.dubai.gov.ae/Legislation%20Reference/2023/Law%20No.%20(9)%20of%202023%20Regulating%20the%20Operation%20of%20Autonomous%20Vehicles.html (дата обращения: 01.08.2023).

6. SAE J3016 Levels of Driving Automation // SAE International URL: https://www.zf.com/master/media/magazine/2022/22_04/2022_04_29_6_levels_of_automated_driving_/sae-j3016-visual-chart_5.3.21.pdf (дата обращения: 01.08.2023).

7. Federal Automated Vehicles Policy // U.S. Department of Transportation URL: https://www.transportation.gov/sites/dot.gov/files/docs/AV%20policy%20guidance%20PDF.pdf (дата обращения: 01.08.2023).

8. 深圳经济特区智能网联汽车管理条例 // Shenzhen municipal people’s congress URL: http://www.szrd.gov.cn/rdlv/chwgg/content/post_826149.html (дата обращения: 01.08.2023).

9. UAE approves first licence for self-driving vehicles // GDN Online URL: https://www.gdnonline.com/Details/1275693 (дата обращения: 01.08.2023).

10. Experimenteerwet zelfrijdende auto’s // Eerste Kamer der Staten-General URL: https://www.eerstekamer.nl/wetsvoorstel/34838_experimenteerwet?df2=kst#p3 (дата обращения: 01.08.2023).

References

1. Gadzhiev G.A., Vojnikanis E.A. (2018) Mozhet li robot by’t’ sub»ektom prava (poisk pravovy’x norm dlya regulirovaniya cifrovoj e’konomiki)? [Can a robot be a subject of law (search for legal norms to regulate the digital economy)?]. Pravo. Zhurnal Vy`sshej shkoly` e`konomiki [Law. Journal of the Higher School of Economics], 4, pp. 24–48.

2. Federal Law No. 21 of 1995 UAE Traffic Law // Legal advice Middle East URL: https://legaladviceme.com/legislation/137/uae-federal-law-21-of-1995-concerning-traffic (Accessed: 01/08/2023).

3. Ministerial Resolution No. 178 of 2017 regarding traffic control rules // The United Arab Emirates’ Government portal URL: https://u.ae/en/information-and-services/justice-safety-and-the-law/road-safety/new-traffic-laws-and-fines (Accessed: 01/08/2023).

4. Dubai Autonomous Transportation Strategy // The United Arab Emirates’ Government portal URL: https://u.ae/en/about-the-uae/strategies-initiatives-and-awards/strategies-plans-and-visions/transport-and-infrastructure/dubai-autonomous-transportation-strategy (Accessed: 01/08/2023).

5. Law No. 9 of 2023 Regulating the Operation of Autonomous Vehicles in the Emirate of Dubai // Government of Dubai URL: https://dlp.dubai.gov.ae/Legislation%20Reference/2023/Law%20No.%20(9)%20of%202023%20Regulating%20the%20Operation%20of%20Autonomous%20Vehicles.html (Accessed: 01/08/2023).

6. SAE J3016 Levels of Driving Automation // SAE International URL: https://www.zf.com/master/media/magazine/2022/22_04/2022_04_29_6_levels_of_automated_driving_/sae-j3016-visual-chart_5.3.21.pdf (Accessed: 01/08/2023).

7. Federal Automated Vehicles Policy // U.S. Department of Transportation URL: https://www.transportation.gov/sites/dot.gov/files/docs/AV%20policy%20guidance%20PDF.pdf (Accessed: 01/08/2023).

8. 深圳经济特区智能网联汽车管理条例 // Shenzhen municipal people’s congress URL: http://www.szrd.gov.cn/rdlv/chwgg/content/post_826149.html (Accessed: 01/08/2023).

9. UAE approves first licence for self-driving vehicles // GDN Online URL: https://www.gdnonline.com/Details/1275693 (Accessed: 01/08/2023).

10. Experimenteerwet zelfrijdende auto’s // Eerste Kamer der Staten-General URL: https://www.eerstekamer.nl/wetsvoorstel/34838_experimenteerwet?df2=kst#p3 (Accessed: 01/08/2023).

Информация об авторах:

Зубач Анатолий Васильевич

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой публичного права и правового обеспечения управления, Государственный университет управления, Москва, Российская Федерация;

Цыбузова Екатерина Денисовна

студент 4 курса Института государственного управления и права, Государственный университет управления, Москва, Российская Федерация.



Information about the authors:

Zubach Anatoliy Vasilyevich

Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of Public Law and Legal Support of Management, State University of Management, Moscow, Russian Federation;

Tsybuzova Ekaterina Denisovna

Student of the Institute of Public Administration and Law, State University of Management, Moscow, Russian Federation.

Добавить комментарий

Войти с помощью: