На основе анализа действующего законодательства исследуется механизм формирования мировоззрения в образовательном процессе вуза. В статье, дается анализ правового регулирования в законодательстве Российской федерации по вопросам формирования мировоззрения и воспитания студентов. Предлагаются конкретные пути совершенствования законодательства по проблемам формирования мировоззрения студентов в современных условиях.
Ключевые слова: правовой механизм, мировоззрение, образовательный процесс, воспитание студентов, нравственные ориентиры молодежи.
УДК 37.035.6
Legal Mechanism For Forming Students’ World View In The Eduactional Process Of The Higher Educational Process
Abstract: based on the analysis of the current legislation, the author explores the mechanism of formation of a worldview in the educational process of a university. The article analyzes the legal regulation in the legislation of the Russian Federation on the formation of the worldview and education of students. Specific ways of improving legislation on the problems of formation of students’ worldview in modern conditions are proposed.
Keywords: legal mechanism, worldview, educational process, education of students, moral guidelines of youth.
В современных условиях, идет процесс смены нравственных ориентиров, когда мировое сообщество расколото, существует жесткое противостояние, и такого рода вызовы не могут не сказаться на особенностях организации воспитательного процесса в высшей школе. Нельзя в связи с этим, не вспомнить слова выдающегося и весьма известного и за пределами нашей страны педагога-исследователя В.А. Сухомлинского, который особо подчеркивал, что «в детские годы закладывается человеческий корень». Он убедительно доказывал и приводил веские аргументы в пользу своей методологической посылки о том, что какие знания мы дадим молодым людям сегодня, как воспитаем в них любовь к родине, в таком обществе мы и будем жить в будущем. Сегодня эксперты с уверенностью заявляют о том, что особое место в системе высшей школы занимает мировоззрение студентов.
Научных работ, системно анализирующих сущность понятия мировоззрение, удивительно мало. Длительное время усилия ученых и практиков, изучающих вопросы мировоззрения студентов, были сосредоточены в теоретико – философском аспекте. Между тем, существуют значительные резервы, позволяющие повысит исследование с позиции закрепления их в законодательстве и правоприменительной практике, в организации учебной деятельности.
В условиях современного социально-экономического развития Российской Федерации наблюдаются интенсивные изменения в законодательстве, в системе реализации функций высшими учебными заведениями. Президентом Российской Федерации формулируются новые задачи в сфере обеспечения воспитания молодежи, формирования их мировоззрения. На наш взгляд, это основа социально-правовой и политической активности личности, народа, источник поведения субъектов права и политики, диалектическое единство знаний, убеждений, которое характеризуется комплексом фундаментальных представлений студентов о закономерностях развития мира, общества, природы, воли к выполнению своих обязанностей, умения подчиняться требованиям закона и государства, быть патриотом и гражданином страны. Законодательная система образования высшей школы в последние десятилетия породила ряд противоречий в процессе формирования мировоззрения студентов, особенно в области юридического мировоззрения. Основной причиной противоречий является отсутствие законодательного и теоретического обоснования процесса формирования мировоззрения, становления личности молодого человека, как единого, непрерывного процесса, который реализуется в различных сферах общества и государства.
В процессе анализа, нами выделено ряд проблем, с позиций интегративного подхода, как общего характера, так и частного:
— занижение принципов традиционного восприятия культуры нашего народа, постепенный уход в законодательном обеспечении от системной педагогики позитивного права;
— в силу социального неравенства общества в подходах семейного воспитания, часть обеспеченной молодежи обучается в учебных заведениях недружественных государств, где формируется негативное мировоззрение в отношении нашей страны;
— образовательные стандарты высшего образования не содержат нормы права, которые формируют духовные, нравственные и воспитательные цели молодого гражданина общества;
— существует противоречие между процессом «традиции отрицания ценности права» и его ролью для формирования мировоззрения гражданина, с неумением, а зачастую нежеланием различать законы-приказы органов публичной власти и субъективные права и обязанности в рамках границ личной свободы.
Вне всякого сомнения, основы правового мышления и мировоззрения закладываются теми мотивациями, которые порождает социально-экономическая среда. Право же регулирует жизнь субъекта в обществе. Анализ законодательства о системе образования показывает, что возникла острая необходимость включения в правовое поле многие социально-правовые аспекты, способствующие развитию национальных традиций и культуры, влияющих на духовно-нравственное становление личности, формирующих высокие гражданские качества. К сожалению существующее законодательство не направлено на формирование мировоззрения молодежи.
Среди выявленных проблем в научных работах по проблеме формирования правового мировоззрения обучающихся накоплен определенный материал. Но с учетом современных реалий, требуются прагматический подход государства в конструировании общих, централизованных подходов в формировании мировоззрения у молодежи. Воинственное противостояние запада, англосаксонских государств Российской Федерации, враждебная и агрессивная политика, навязывание «фашисткой идеологии», «либеральных моделей», «ценностей», которые пагубно влияют на сознание, нравственность молодежи и навязывают почву «нигилизма» и «пацифизма» в обществе создают угрозу национальной безопасности нашего государства. В условиях присоединения к России территорий, где молодежь в течение длительного времени подвергалась воздействию негативной информационной деятельностью попытками раздувания «русофобии», система образования нуждается в создании новой правовой базы, а законодательство изменению в отказе от Болонского соглашения и практической реализации научного мировоззрения, особенно в вопросе патриотического воспитания молодежи и формирования мировоззрения. Совмещая право, обучение и воспитание мировоззрения, можно утверждать, что нормы права в формировании юридического мировоззрения, его главное сущностное предназначение и механизмы функционирования есть защита личности и общества от негативного влияния недружественных государств и идеологий. Потому, особое место в системе формирования традиционных ценностей общества и государства занимает законодательная база.
Нормативно-правовую базу формирования правового мировоззрения составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Императивное закрепление решения проблем в области сохранения и укрепления традиционных ценностей в сфере формирования мировоззрения студентов, на наш взгляд, закрепляет два основных направления. Первое — уточнение форм и методов воспитания и образования молодежи в соответствии с целями и задачами государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей. Второе – усиление акцентов на раскрытие исторической правды, сохранение памяти об историческом прошлом и противостоянию его искажения и фальсификации.
Необходима система мер, средств, направленных на достижение целей в формировании мировоззрения молодежи. Прежде всего, необходимо выделить блок правовых подзаконных актов, направленных на формирование правового мировоззрения студентов. Важное место в данном блоке, занимает распоряжение правительства «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (далее Стратегия) [2], которая, определяет исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». Указанные документы, определяют состояние и ориентиры в области государственной политики в правовом воспитании молодежи. Стратегия, сформирована с учетом базовых положений Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и указов Президента Российской Федерации. Особое внимание в Стратегии уделяется образованию, физической культуре и спорту. Важно отметить, что реализуемая Стратегия на период до 2025 г. содержит набор методов и приемов реализации в организации деятельности Министерства науки и высшего образования конкретных мер, связанных с проблемами воспитания молодежи. Вместе с тем, одной из особенностей действующего Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» является то, что воспитание может осуществляться также в форме самостоятельной деятельности. Такая норма может привести к тому, что в проводимых (самостоятельно) многочисленных молодежных мероприятиях возможно появление «иноагентов» и лиц, несущих своё мировоззрение.
В настоящее время в формировании правового мировоззрения студентов, необходимо руководствоваться Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [3]. Основная идея и принципы, заложенные в Указе, позволяют дифференцировать вопросы формирования мировоззрения с учетом современной мировой политикой. Но необходимо отметить, что Стратегия развития воспитания в Российской Федерации, Федеральный закона «Об образовании в Российской Федерации» были приняты в 2012 году. С учетом новых реалий система образования нуждается в совершенствовании. Приняв идею о самоопределении студентов в качестве важнейшего условия построения учебного процесса, законодатель, в соответствии с методологией закрепляет учебную деятельность как полиструктивную систему, обладающую своеобразием в процессе формирования мировоззрения студентов. Своеобразие этой самостоятельности заключается в том, что учебные заведения, нередко, главной целью для себя ставят подготовку чисто профессионалов, зачастую забывая о формировании мировоззрения гражданина страны.
Попробуем более детально проанализировать Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (далее Закон об образовании в Российской федерации)по заявленной проблеме [1].
Таблица 1. Анализ Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ по вопросу формирования мировоззрения студентов.
Таким образом, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ нуждается в существенной доработке в вопросах формирования уровня правового мировоззрения у студентов и является определенным препятствием в реализации единой государственной политике по исследуемой теме. Относительно Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»[4], законодатель устанавливает, что процесс воспитания обучающихся при изучении основных образовательных программ должен формироваться на основании рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. В части организации составления образовательных программ мы снова видим, что учебные заведения будут составлять их самостоятельно. Вводятся общие требования к организации воспитания обучающихся, закрепляется понятие «воспитание», как вид определенной деятельности, которая направлена на развитие личности. Необходимыми условиями выделяются: самоопределение, специализации учебного процесса. Фундаментом, основой должны стать деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей в интересах человека. Наконец, видим, что необходимо формировать в личности патриотизм, гражданственность, память к героям Отечества и бережного отношения к культурному наследию, природе.
П.1. Ст.9. Федерального закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ закрепляет, что примерные основные общеобразовательные программы, примерные образовательные программы среднего профессионального образования, примерные образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата и программы специалитета) включают в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план. Однако в правоприменительной практике в настоящее время данная норма реализуется слабо. Мало того, разработка и утверждение организациями примерных рабочих программ воспитания и примерный календарный план проводится самостоятельно, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Возникает необходимость вносить изменения в государственные образовательные стандарты. Однако, в статье 11 Закона об образовании в Российской Федерации «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования» нет ни слова о воспитании и духовно нравственных основах. Таким образом, механизм реализации норм о формировании мировоззрения студентов в правоприменительной практике не находит должного внимания в системе высшего образования. Анализ локальных документов, дает основание утверждать, что вопросы воспитания, формирования мировоззрения студентов не закреплены в действующих уставах университетов и нуждаются в доработке.
Таблица 2. Сравнительная таблица некоторых Уставов университетов Российской Федерации по закреплению вопросов воспитания, формирования мировоззрения студентов.
Так, Устав ФГОБУ «Уральская государственная юридическая академия» выделял вопросы формирования мировоззрения и воспитания студентов. Возникает вопрос, а почему в действующих уставах университетов с 2018 года отсутствуют цели и задачи в формировании у студентов мировоззрения и воспитания гражданина нашей страны?
На наш взгляд, постепенно выстраивается современная правовая воспитательная практика. Так как система законодательства находится в стадии формирования, то не все документы еще согласованы друг с другом. Это порождает проблемы в дезориентации преподавателя и противоречия, проявляющиеся в виде игнорирования вопросов мировоззрения. Закон «Об образовании в Российской Федерации» выводит за рамки понятия «гражданственность» трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, родине. Воспитывать у студентов гражданственность, уважение к правам и свободам человека, без сомнения, необходимо, но без четких и ясных определений, одинаково сформулированных во всех документах, имеющих отношение к воспитанию в высшей школе, делать это непросто, поскольку профессорско-преподавательский состав зачастую трактует данные понятия по своему усмотрению.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Существенные противоречия в системе законодательства по вопросу формирования мировоззрения студентов создают множество подходов в системе формирования мировоззрения в образовательном процессе ВУЗов. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» должен гарантировать законность воспитания, как неотъемлемую часть образования, взаимосвязанную с обучением и осуществляемую в форме самостоятельной деятельности. Поэтому Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» должен быть приведен в соответствии с принятым Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Системе образования необходим правовой механизм, который бы создавал условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современной молодежи, социальный и психологический контекст их развития, формировал бы предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений с опорой на систему духовно-нравственных ценностей, исторически сложившихся в процессе культурного развития России, закрепления и развития в студенте таких качеств, как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
2. В условиях жесткого противостояния коллективного Запада и Российской Федерации система образования нуждается в обоснованном правовом регулировании институтов воспитания, обновлении воспитательного процесса, новых формах и методах формирования мировоззрения на условиях сочетания исторических отечественных традиций, достижениях научных школ, системного подхода к развитию и становлению молодого человека, как гражданина и патриота нашей страны.
3. В процессе формирования массового мировоззрения, поведенческих компонентов современной молодежи необходимо определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации молодежи. Выбор правовых средств следует направить на механизмы развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания мировоззрения в Российской Федерации, с учётом интересов государства и общества в соответствии с глобальными вызовами развития страны в мировом сообществе.
4. Формирование мировоззрения студентов, необходимо рассматривать как важнейший общенациональный приоритет, обусловленный консолидаций усилий различных институтов гражданского общества и государства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В вопросах правовой и организационной реализации формирования мировоззрения студентов, на наш взгляд, целесообразно выделить следующие положения:
— законодательно закрепить педагогические модели формирования мировоззрения студентов в целях выработки единых ориентиров и программ воспитания в педагогическом процессе;
— непрерывно проводить исследования в направлении правовых аспектов формирования мировоззрения студентов в целях выявления и нивелирования объективно существующих мировоззренческих противоречий в становлении будущих специалистов, граждан;
— законодательно закрепить современные требования понятий «юридическое мировоззрение» и «формирование правового мировоззрения студентов» в действующем законодательстве и локальных актах учебных заведений;
— разработать и реализовать научно-практические рекомендации по совершенствованию процесса формирования правового мировоззрения студентов в ВУЗе.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ// СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения 10.12.2022).
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 16.12.2022).
3. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей” // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/77839.html/ (Дата обращения 2.12.2022).
4. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 N 304-ФЗ// СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358792/(Дата обращения 10.12.2022).
5. Устав Уральской государственной юридической академии утвержденного от 19 мая 2011 приказом №1666. Режим доступа: https://studfile.net/preview/6190598/(Дата обращения 17.12.2022).
6. Устав ФГОБУ «Российский государственный гуманитарный университет», утвержденный от 25.12.2018 г. приказом №1861// Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: https://base.garant.ru/74423597/(Дата обращения 17.01.2023).
Информация об авторах:
Сёмин Александр Николаевич, Академик РАН, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой стратегического и производственного менеджмента Уральского государственного горного университета;
Мальцев Николай Васильевич, заведующий кафедрой антикризисного управления и оценочной деятельности Уральского государственного горного университета, доктор экономических наук, профессор;
Рассохин Анатолий Васильевич, доцент кафедры социально гуманитарных дисциплин, Уральского государственного юридического университета им. В.Ф. Яковлева, кандидат юридических наук, профессор Академии военных наук РФ.
Information about the authors:
Semin Alexander Nikolaevich, Academician of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Strategic and Production Management, Ural State Mining University;
Maltsev Nikolai Vasilyevich, Head of the Department of Anti-Crisis Management and Valuation Activities of the Ural State Mining University, Doctor of Economics, Professor;
Rassokhin Anatoliy Vasilievich, Associate Professor of the Department of Social and Humanitarian Disciplines, Ural State Law University. V.F. Yakovleva, candidate of legal sciences, professor of the Academy of military sciences of the Russian Federation.