Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Правовые барьеры и пути развития трансфера технологий в Российской Федерации

В настоящей статье рассматриваются основные барьеры при развитии системы трансфера технологии в Российской Федерации, а также предлагаются возможные пути развития действующего законодательства для преодоления сложившихся препятствий в указанной сфере деятельности общества и государства.

Summary: this article considers the main barriers to the development of the technology transfer system in the Russian Federation, and also proposes possible ways to develop the current legislation to overcome the existing obstacles in this area of ​the activities of society and the state.

Ключевые слова: трансфер технологий; интеллектуальная собственности, инновации, технологическая инфраструктура; право.

Keywords: technology transfer, intellectual property, innovation, technological infrastructure, law.

 

В настоящее время, время активного развития законодательства об интеллектуальной собственности и установления Правительством Российской Федерацией целей по достижению получения определенного количества результатов интеллектуальной деятельности в рамках федеральных проектов и федеральных целевых программ, все острее становится вопрос об использовании и урегулировании механизма трансфера технологий между различными секторами (к примеру, между учреждениями высшего образования и реальным сектором экономики). Президент Российской Федерации акцентирует внимание на необходимости снижения доли сырьевого сектора и повышения производительности наукоемких, передовых научно-технических секторов экономики, роста их экспортной активности. Все это невозможно создать без трансфера технологий, развития правоотношений между правообладателями, инвесторами и производством.

Настоящая статья отображает противоречия между сложившимися правовыми институтами в России и складывающимися отношениями как внутри инновационных структур, так и между ними, обоснование необходимости трансформации существующих и обоснование необходимости формирования новых правовых институтов, которые их планомерно регулируют[1].

Одной из ключевых проблем трансфера технологий является отсутствие в российском законодательстве как минимум отдельных определений как трансфера, так и технологии. И так как мнению аналитиков, только один из 500 юристов сохранит свою работу через двадцать лет (искусственный интеллект возьмет на себя роль остальных), то в этих условиях правовому сообществу ничего не остается, как взять на себя ответственность за происходящие изменения и пересмотреть механизмы правового регулирования трансфера технологий в соответствии с требованиями нового технологического уклада и возможностями автоматизации права.

Стоит отметить, что в настоящий момент уже предпринимаются первые активные шаги по внедрению трансфера технологий в существующий правовой и экономический уклады государства и общества.

Так, в марте 2017 года был создан Законодательный совет по цифровой экономике. Его основные задачи – создание нормативно-правовой базы отношений в системе «человек-искусственный интеллект». В Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации готовится ряд законопроектов, направленных на совершенствование законодательства в области защиты авторских прав и обеспечения трансфера технологий. Среди них проект по распределению и передаче прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет государственного бюджета, и проект по упрощению процедуры прекращения права на товарный знак.

В условиях политического спада в обществе, для развития национальной экономики требуется активизация инновационной деятельности и проактивная государственная помощь для коммерциализации интеллектуальной продукции в рамках государственно-частного партнерства путем использования механизма трансфера технологий и внедрения его сущности в отношения между научными учреждениями и организациями, ведущих активную деятельность по совершенствованию собственного производства и вывода предприятия на новый экономический уровень. Трансфер технологий – одна из важнейших составляющих инновационных процессов, факторов экономической стабилизации в государстве. В последнее время его проблемы стали дискуссионными среди отечественных и зарубежных исследователей. На наш взгляд, на реализацию механизма трансфера технологий в надлежащем виде, и опираясь на опыт западных коллег, влияют две группы факторов:

  1. Несвоевременное законодательное регулирование определения и защиты прав интеллектуальной собственности участников инновационного процесса в разрезе определения процесса трансфера технологий и механизмов его реализации[2];
  2. Недостаточно активное развитие, несвоевременная организация и стимулирование инновационных процессов путем передачи технологи между секторами экономики государства, а также несистемное участие государства в международном обмене технологиями.

К первой группе факторов относятся: отсутствие современной законодательной базы по вопросам трансфера технологий; несовершенство системы охраны интеллектуальной собственности из-за недостатков законодательной базы; высокие затраты на оформление права на интеллектуальную собственность; незащищенность публичного и свободного доступа к международной патентной классификации интеллектуальной собственности, содержащей не только их описание, но и характеристики и преимущества нововведений. Поэтому у отечественных новаторов и исследователей не всегда есть возможность получить информацию об уже разработанных и запатентованных аналогах и их технических возможностях, что затрудняет ориентирование на международном рынке технологий; отсутствие регламентированной оценки объектов интеллектуальной собственности и их отражения.

Ко второй группе факторов также следует отнести: сокращение и даже ликвидацию высокотехнологичного производства, в том числе военных заказов; реорганизацию специализированных научно-исследовательских и проектных институтов; относительное снижение доли инновационной продукции в ее общем объеме и снижение интеллектуальной активности предприятий; формирование объемов и товарной структуры экспорта преимущественно за счет сырья и другие. Развитие трансфера технологий тормозится из-за отсутствия или низкого спроса на соответствующие научно-технические разработки со стороны государства и хозяйствующих субъектов частного сектора экономики. Объем госзаказа на новейшую технику также остается проблематичным.

Наличие одного из этих факторов, не говоря уже об их сочетании, становится серьезным препятствием для реализации проектов, связанных с трансфером технологий. Важным моментом является планомерное движение государства по пути снижения влияния вышеуказанных факторов на весь институт интеллектуальной собственности.

Необходимо отметить, что указанные проблемы могут решаться путем комплексной модернизации как правовой, экономической и организационной систем государства в целом, так и путем модернизации отдельно взятых институтов (например, института интеллектуальной собственности).

На взгляд автора, государство может предпринять следующие явные шаги по совершенствованию механизма трансфера технологий для преодоления барьеров между участниками хозяйственного оборота:

  1. совершенствование законодательной базы в области трансфера технологий и разработка государственной политики в области коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности;
  2. оказание государственной финансовой помощи развитию инфраструктуры рынка технологий путем формирования рыночных механизмов, привлечения предприятий различных форм собственности к использованию зарегистрированной интеллектуальной собственности;
  3. активизация взаимодействия между научно-исследовательскими институтами и вузами с государством посредством государственно-частного партнерства.

Таким образом, в предлагаемой статье рассматривается необходимость организационно-правового обеспечения процесса трансформации идеи научного результата в инновацию (технологию); обосновывает необходимость разработки и внедрения понятий «технология» и «трансфер технологий (форсайт)» в российское законодательство для их наиболее адекватного правового регулирования; рассматривает необходимость комплексного развития правового регулирования трансфера российских технологий за рубеж, создания технологической инфраструктуры.

 

Список используемой литературы

  1. ГОСТ Р 57194.1-2016 «Трансфер технологий. Общие положения». С. 3.
  2. Теребова С.В. Центр трансфера технологий как инструмент инновационного развития территории//Креативная экономика. 2015. Т. 9. № 7. С. 837-850.
  3. Трушевская А. А. Формирование системы управления инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов региона// Экономика и управление. 2008. № 2 (34). С. 83-91.
  4. Участники проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. http://5top100.ru/ universities.

[1] Трушевская А. А. Формирование системы управления инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов региона// Экономика и управление. 2008. № 2 (34). С. 83-91.

[2] Теребова С.В. Центр трансфера технологий как инструмент инновационного развития территории//Креативная экономика. 2015. Т. 9. № 7. С. 837-850.

 

Информация об авторах:

Кургузкина Елена Борисовна, д.ю.н., профессор кафедры МПиМСвСИС РГАИС

Лукина Танзиля Рясимовна, юрисконсульт Национальной ассоциации трансфера технологий (НАТТ)

 

Information about the authors:

Kurguzkina Elena Borisovna, Doctor of Law, Professor of the Department of MPiMSvSIS RGAIS

Lukina Tanzilya Ryasimovna, Legal Counsel, National Association for Technology Transfer (NATT)

Добавить комментарий

Войти с помощью: