Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Правовые и организационно-экономические основы государственных закупок товаров, работ и услуг и закупок компаний с государственным участием

Система государственных закупок вынуждены подстраиваться под современные тенденции, в частности работы в электронном пространстве. Отсюда выявляются предпосылки формирования электронной торговли в сфере государственных закупок. Все эти нововведения регулируются соответствующей правовой базой, соблюдение всех условий которой даст возможность организациям стать полноправным участником электронных торгов.

Ключевые слова: государственные закупки, единая информационная система, электронная торговля, контрактная система, электронная коммерция

THE IMPORTANCE OF THE LEGAL MECHANISM IN DETERMINING THE STRATEGIC GOALS OF THE DEVELOPMENT OF SMALL FORMS OF AGRIBUSINESS

Abstract. The public procurement system is forced to adapt to modern trends, in particular, work in the electronic space. From here, the prerequisites for the formation of electronic commerce in the field of public procurement are revealed. All these innovations are regulated by the relevant legal framework, the observance of all the conditions of which will enable organizations to become a full participant in electronic trading.

Keywords: public procurement, unified information system, e-commerce, contract system, e-commerce

Система государственных закупок или контрактная система в сфере закупок – это совокупность агентов в сфере закупок, которые с помощью единой информационной системы (если использование такой системы предусмотрено законом) осуществляют закупки согласно законодательству Российской Федерации и в соответствии с нормативными правовыми актами о контрактной системе, которые направлены на удовлетворение государственных и муниципальных нужд [3].

Предпосылки формирования электронной торговли в сфере государственных закупок:

  1. Потребность в модернизации сферы государственных и муниципальных закупок:
  2. несовершенство Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. (утратил силу);
  3. трудности в комплексном решении проблем в сфере государственных закупок с помощью одного только редактирования законодательства Российской Федерации;

– рациональность в контроле не за отдельными этапами, а за всем циклом закупок, от планирования до реализации.

  • Целесообразность увеличения эффективности электронных государственных закупок:
  • потребность в трансформации регулирования сферы закупок от процедурного подхода к системному подходу;
  • потребность в повышении конкуренции, путем сокращения количества закупок с единственным поставщиком.
    • Потребность в уменьшении коррупции в сфере торгов:
  • стремление к прозрачности закупок, их открытость;
  • необходимость в общественном контроле;
  • ужесточение государственного контроля;
  • проведение мониторинга в сфере закупок [6].

Важным законом в сфере регулирования системы государственных заказов является Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 года [1].

Закон устанавливает основные требования к проведению закупок. К ним относятся: информационная открытость, гласность, отсутствие необоснованной дискриминации участников, повышение конкуренции, целевое использование бюджетных средств на приобретение товаров, работ, услуг, их экономическая эффективность. Преимущество отдается конкурентным способам закупки, то есть электронным торгам или конкурсу. Доля закупок инновационной продукции должна быть повышена. Заказчик обязан разрабатывать положение о закупках и размещать его на официальном портале госзакупок.

С 1 января 2014 г. начал действовать № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г., который призван устранить несовершенства своего предшественника [2].

Цель контрактной системы – внедрение единого прозрачного цикла формирования, размещения госзаказа и исполнения госконтрактов. Большое внимание уделяется планированию закупок и оценке их обоснованности.

Обязательное требование для заказчиков – составлять план закупок (на период действия акта о соответствующем бюджете) и ежегодные планы- графики закупок. Появилось нормирование, то есть, установлены требования к закупаемым товарам, работам, услугам, а также ограничения их цены. Это позволило исключить необоснованное приобретение предметов товаров роскоши и категории «люкс». Для закупок на сумму более 1 млрд. руб. обязательно предусмотрено общественное обсуждение.

Новый закон помимо электронных и закрытых аукционов установил другие способы размещения заказов. Теперь могут применяться различные виды конкурсов, а также запрос котировок (предложений) и закупки у единственного поставщика. При определенных ограничениях сохранена возможность заключить контракт с единственным поставщиком, если конкурентные процедуры размещения заказа не состоялись.

Конкретизированы методы определения начальной (максимальной) цены контракта. Как метод борьбы с демпингом вводится обязанность участников конкурсов и аукционов предоставлять повышенное обеспечение, если предложенная ими цена опускается ниже стартовой на 25% и ниже. Введен дополнительный предквалификационный отбор при проведении конкурса на поставку товаров (работ, услуг) высокосложного, инновационного или специализированного характера [7].

Возможно заключение контрактов на весь период жизненного цикла, то есть на закупку товара, последующее обслуживание, его эксплуатацию, ремонт и утилизацию. Появилось банковское сопровождение контрактов или, по-другому, банковская гарантия. Расчеты по банковской гарантии отражаются на специальных счетах, открытых в банке.

Существуют преимущества при осуществлении закупок для учреждений УИС, организациям инвалидов, малому бизнесу и социально ориентированным некоммерческим организациям. Государственные заказчики должны отдавать предпочтение инновационной продукции. Кроме того, вводятся ограничения закупок товаров и услуг иностранного происхождения, причем не только в сфере обороны и безопасности.

Предусмотрено ведение реестра банковских гарантий, которые выданы в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе, либо в качестве обеспечения исполнения контракта.

Еще одно интересное новшество заключается в том, что электронные площадки должны возвращать участникам аукционов как внесенное ими обеспечение, так и полученный с него доход. Регулируется порядок внесений изменений в контракт или его расторжение. Осуществляется мониторинг закупок и проводится аудит результатов исполнения контрактов. Создан единый общедоступный информационный портал для обеспечения прозрачности закупок.

Согласно Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации, Минэкономразвития и Федеральная антимонопольная служба РФ произвели отбор торговых площадок, предназначенных для размещения государственных и муниципальных заказов. Это АО «Единая электронная торговая площадка», одним из учредителей которой является правительство Москвы, «Сбербанк-АСТ», «Заказ РФ» от Агентства по государственному заказу Республики Татарстан, «Национальная электронная площадка», «РТС- тендер» и система электронных торгов АО «Российский аукционный дом» [4].

Для участия в торгах, проводимых на указанных электронных площадках, или при размещении заказа требуется Квалифицированная электронная цифровая подпись, которую может изготовить только авторизованный Удостоверяющий Центр.

Следует помнить, что прежде чем разместить заказ или стать участником электронных торгов, необходимо предварительно заказать и купить  квалифицированную электронную цифровую подпись и пройти аккредитацию на соответствующей площадке. Соответствующее обучение избавит от трудностей и позволит легко ориентироваться на электронной площадке, а также делать ставки.

Соблюдение всех условий поможет организациям стать полноправным участником электронных торгов, проводимых на Федеральных электронных торговых площадках, а также позволит разместить государственный или муниципальный заказ, если для этого имеются все необходимые полномочия. Аккредитация на электронной торговой площадке – необходимое условие для участия в электронных торгах, специалисты, работающие на ЭТП, оказывают помощь в этом вопросе, а также могут установить ЭЦП и программное обеспечение для любой организации.

На развитие электронной коммерции в России влияют следующие факторы:

  • географическая отдаленность партнеров, их нахождение в разных часовых поясах;
  • низкий уровень компьютерной грамотности населения (население России, пользующееся Интернетом в 2016 г. составило 84.4 млн. чел., или 63% населения страны);
  • высокий уровень коррупции, призывающий государство к повышению прозрачности закупочной деятельности, стимулирует тем самым развитие электронной торговли;
  • привычка работать с проверенными поставщиками. Медленная адаптация к новшествам;
  • крупные частные компании стремятся к созданию собственных ЭТП [5]. В настоящее время наблюдается развитие отрасли электронной торговли как в b2b, так и в b2g сегментах. При этом правовое регулирование и усовершенствование законодательного сопровождения данной отрасли продолжается. Об этом говорят периодические поправки к законам и постановлениям и их новые редакции.

Учитывая все нововведения системы закупочной деятельности, которые отражены в законе № 44-ФЗ [2], а также весь пройденный опыт, можно выделить три основные проблемы национальной системы госзакупок: некомпетентность участников контрактных отношений, технологические особенности бюджетной системы, оппортунистическое поведение представителей государственных структур и участников. Все эти проблемы взаимосвязаны и имеют частое проявление в деловой этике.

Библиографический список

  1. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 30 (часть I). Ст. 4571.
  2. Федеральный закон от 05.04.20113 № 44-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 2013. №14 Ст. 1652.
  3. Гафурова, Г. Т. Управление государственными (муниципальными) закупками : учеб. пособие / Г.Т. Гафурова. – М.: ИНФРА- М, 2019. – 331 с.
  4. Иванов, В. В. Механизмы управления государственными закупками : монография / В.В. Иванов, И.И. Григ. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 207 с.
  5. Кирпичев, А. Е. Коммерческое право: основы и современные проблемы: курс лекций / А. Е. Кирпичев, В. А. Кондратьев. – М.: РГУП, 2018. – 212 с.
  6. Мельников, В. В. Государственные и муниципальные закупки : учебное пособие / В. В. Мельников. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 165 с.
  7. Электронная коммерция : учебник / Л.А. Брагин, Г.Г. Иванов, А.Ф. Никишин, Т.В. Панкина. – М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2020. – 192с.

Информация об авторе:

Муратова Елена Андреевна, к.э.н., доцент, заведующая кафедрой информационных технологий и программной инженерии ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академик Д.Н. Прянишникова»

Information about the author:

Muratova Elena Andreevna, Candidate of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Information Technology and Software Engineering of Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov

Добавить комментарий

Войти с помощью: