Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Правовые основы эффективного проведения государственных закупок в аграрной сфере

В настоящее время объемы государственных закупок в нашей стране с каждым годом существенно увеличиваются. В системе государственных закупок основными субъектами являются юридические лица, в том числе те, учредителями которых выступают государство или муниципальные образования. Большей сегмент госзакупок приходится и на государственные корпорации и на предприятия аграрной сферы. При функционировании системы госзакупок агропродукции работ и услуг формируется и поддерживается  материальный резерв. Проблемное поле функционирования госзакупок в первую очередь сосредоточено в области правового регулирования и эффективного использования бюджетных средств. Необходимость совершенствования механизма правового регулирования обусловлена особой ролью закупок агропродукции как инструмента промышленной и социальной политики государства.

Ключевые слова: контрактные отношения, право, государственный заказ, государственные закупки ,эффективность, государственный резерв, аграрная сфера

LEGAL BASES OF PUBLIC PROCUREMENT EFFECTIVE CARRYING OUT IN AGRARIAN SPHERE

Annotation: Currently, the volume of public procurement in our country is increasing significantly every year. In the public procurement system, the main subjects are legal entities, including those whose founders are the state or municipal formations. A larger segment of public procurement falls on both state corporations and agricultural enterprises. With the functioning of the public procurement system of agricultural products work and services, a material reserve is formed and maintained. The problematic field of public procurement is primarily concentrated in the field of legal regulation and efficient use of budget funds. The need to improve the mechanism of legal regulation is due to the special role of procurement of agricultural products as an instrument of industrial and social policy of the state. 

Keywords: contractual relations, law, government order, public procurement, efficiency, state reserve, agricultural sector

Система государственных закупок агропродукции базируется на взаимодействии органов власти с сельскохозяйственными предприятиями, корпорациями, осуществляющими поставку. На законодательном уровне в качестве основной задачи системы закупок агропродукции можно назвать построение взаимодействия, обеспечивающего двустороннее сочетание конкурентоспособности: со стороны власти и со стороны бизнеса. В свою очередь под конкурентоспособностью регионов одного и того же уровня следует понимать их конкуренцию за предоставление на их территории основных условий для эффективного функционирования бизнес-структур. Субъектами бизнеса при прочих равных условиях выбираются те регионы, в которых достигнут оптимальный уровень сочетаемости ряда факторов, характер которых либо является объективным (например, природные ресурсы), либо субъективным (к ним можно отнести институциональные факторы). К государственным региональным заказчикам можно относить бизнес-структуры, которые максимально удовлетворяют региональные нужды агропродукции на взаимовыгодных условиях. Применение принципа двусторонней конкурентоспособности, в рамках каждого этапа закупок обеспечивается повышение качества и эффективности закупки.

Следует отметить, что система государственных закупок агропродукции применяется не только в России. Зарубежная практика государственных закупок очень широка, и так же как в нашей стране основана на сотрудничестве компаний-исполнителей контрактов с государством-заказчиком, но имеет и свои особенности. Образцом для построения государственных закупок в экономике стран Евросоюза стала Федеральная контрактная система США (ФКС США [6], составными элементами которой выступают механизмы управления заказом: от его планирования и размещения до реализации и контроля исполнения.

В сфере государственных закупок агропродукции в ЕС действует единая система национального законодательства [6], к основным целям которой относится оптимизация закупок для государственных нужд за счет минимизации расходов и проведение равных условий в рамках заключения контрактов. Исполнение положений европейского законодательства все страны — участницы ЕС обязаны выполнять беспрекословно, в противном случае, Европейская комиссия имеет право применять меры дисциплинарного воздействия. На основе единых требований ЕС каждая страна-член ЕС может корректировать свои акты, регулирующие закупки агропродукции , но в определенных пределах [6].

Так, например, в Германии федеральное министерство экономики, в ведении которого находится управление процессом госзакупок,  осуществляет адаптацию национального законодательства к нормам ЕС. Важно отметить, что система контроля за процедурой государственных закупок агропродукции, действующая в этой стране, отвечает всем требованиям ЕС, но при этом имеет определенную специфику. В сферу ее деятельности попадают все структуры, которые приравнены к государственным заказчикам в соответствии с нормативно-правовой базой Евросоюза: министерства, Центральные государственные и муниципальные органы, государственные и муниципальные предприятия

Нормативная правовая база системы государственных закупок в наше стране создана относительно недавно, и находится в стадии развития. На рисунке 1 представлен перечень основных нормативных правовых актов, регулирующих систему государственных закупок Российской Федерации.

Рисунок 1 – Нормативная правовая база регулирования государственных закупок РФ

Основным законом, регулирующим закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, является Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [1], которым  установлены ряд способов, позволяющих государственным заказчикам определять поставщика, подрядчика или исполнителя при закупке товаров, работ или услуг. Заказчики могут самостоятельно выбирать способ осуществления закупок, в зависимости от той или иной ситуации путем участия в конкурсах и аукционах.

Первым способом осуществления закупок является открытый конкурс, процедура проведения которого регламентирована статьями 48-55 Закона № 44-ФЗ и подразумевает разработку и утверждение заказчиком всей необходимой конкурсной документации. По итогам проведения конкурса победителем становится участник, предложивший лучшие условия для выполнения контракта в соответствии с критериями, указанными в конкурсной документации [1].

Второй вид конкурса — конкурс с ограниченным участием [1], при котором вся информация о закупке сообщается заказчиком путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении конкурса и конкурсной документации неограниченному кругу лиц. К участникам предъявляются единые и дополнительные требования, а победитель конкурса определяется из числа участников, прошедших предквалификационный отбор.

Закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием осуществляются в следующих случаях:

1) если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической или технологической сложности, могут осуществляться только поставщиками (подрядчиками, исполнителями), имеющими необходимый уровень квалификации;

2) выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов;

3)  оказания услуг по организации отдыха и оздоровления детей.

Следующим способом является проведение двухэтапного конкурса, принцип осуществления которого идентичен проведению конкурса с ограниченным участием. Победителем такого конкурса признается участник, принявший участие в проведении обоих этапов, в том числе прошедший предквалификационный отбор на первом этапе в случае установления дополнительных требований, и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа конкурса.

Данный конкурс проводится в следующих случаях:

  • контракта на проведение научных исследований, проектных работ, экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;
  • энергосервисного контракта;
  • контракта на создание произведения литературы или искусства.

Электронный аукцион, как один из способов осуществления закупок, проводится на специальных сайтах в сети «Интернет» — электронных площадках. Для участия в торгах на конкретной площадке, участники должны получить аккредитацию, предоставив установленные оператором площадки документы.  Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ или в дополнительный перечень, который устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд данного субъекта. Включение товаров (работ, услуг) в указанные перечни возможно в случае одновременного выполнения следующих условий:

1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;

2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.

Таким образом, участие в конкурсной процедуре при осуществлении государственных закупок агропродукции может быть открытым, селективным, когда заявки могут подают все без исключения кандидаты, но в конкурсе будут участвовать только те, которых отберут заказчики, закрытым  — участники торгов приглашаются организаторами. Конкурсы могут проходить в один или два этапа. Отличие заключается в том, что при проведении одноэтапных конкурсов или аукционов требования, предъявляемые к заказу, не могут изменяться в течение всего периода проведения торгов, а в случае двухэтапных конкурсов возможны некоторые  изменения условий в период проведения.

Последовательность осуществления закупок агропродукции в общем виде регламентирована действующим законодательством, однако в процессе организации закупочной деятельности имеется значительное количество организационных деталей и ограничений, влияющих на эффективность закупочной деятельности.

В системе правового регулирования госзакупок следует также выделить Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [2], которым определяются организационные и правовые основы по защите конкуренции, включая проведение мероприятий по предупреждению и пресечению таких видов деятельности, как:

1) монополистическая и недобросовестная конкуренция;

2) недопущение, ограничение, устранение конкуренции органами власти [2].

В существующей экономической ситуации в России поддержка отечественного сельхозпроизводителя со стороны государства приобретает все более яркие черты. Так, отправной точной в ужесточение мер по закупкам импортных продуктов питания можно считать 2014 год, когда Россия была вынуждена вводить ответные санкции по отношению к некоторым зарубежным странам. С этого времени Правительством нашей страны был выбран курс на импортозамещение. На сегодняшний день в контрактной системе применяются меры по стимулированию импортозамещения, которые условно, можно разделить на следующие категории:

— условия допуска, или преференции производителям Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС);

— ограничение допуска;

— полный запрет.

Однако следует отметить, что на сегодняшний день четких механизмов применения нормативно-правовых актов, касающихся как условий допуска, ограничений, так и запретов на закупку товаров импортного производства нет. В каждом отдельном случае приходится опираться на практику ФАС по применению тех или иных норм законодательства [4].

В России при осуществлении процедуры государственных закупок агропродукции возникают следующие проблемы [5]:

— недобросовестность и халатность поставщиков;

— демпинг в заявках и использование подставных фирм при размещении заказов;

— слишком долгие сроки расчетов и высокая стоимость обеспечения контракта, приводящая к невозможности участия в торгах малого бизнеса;

— использование коррупционных схем.

Самыми сложными по части раскрытия и одновременно самыми часто применяемыми методами «невидимой» коррупции являются те, в которых распорядители заказывают подготовку стратегических и научных исследований различного уровня. В существующей системе заказчик государственного или муниципального уровня может самостоятельно формулировать тематику, перечень и форму результатов таких исследований, а значит делать это за бюджетный счет.

На сегодняшний день обслуживание системы государственного и муниципального заказа осуществляют более 120 электронных площадок, однако, не все из них обеспечивают должный уровень контроля и прозрачности процедур [6].

К числу методов, на которых основывается борьба с коррупционными схемами в конкурсной системе госзакупок входят:

— повышение эффективности системы открытых конкурсов и аукционов;

— заключение разного рода антикоррупционных соглашений и кодексов поведения конкура между участниками – регулярные взаимопроверки и ротации работников, отвечающих за проведение конкурсных процедур;

— замена исполнителей интеллектуальными информационными системами;

— сокращение численности чиновников, участвующих в определении победителя конкурса, и ограничение их полномочий;

— ведение реестров добросовестных поставщиков и др. [6]

Государство в последнее время выделяет значительные финансовые средства на реализацию целевых государственных программ, развитие социальной сферы села, военно-промышленной сфер и т.д. При этом, в интересах государства и всех жителей страны, необходимо чтобы все выделенные финансовые средства использовались эффективно и в соответствии с предназначением. Для этого очень важно проводить оценку риска коррупции при распределении средств. Осуществление системы государственных закупок наиболее сильно подвержена данному риску, поскольку, в ней задействована большая доля бюджетных средств, а существующие недоработки законодательства создают благоприятные условия для совершения противоправных действие по отношению к государству. С помощью проекта Торгово-промышленной палаты РФ «Бизнес-Барометр коррупции», удалось выяснить, что 45% предпринимателей определили сферу государственных закупок цитаделью коррупции, поставив ее на 2-ое место [6].

В последнее время активно действуют такие общественные организации, как «Народ против коррупции», «Общероссийский народный фронт», и других, контролирующих процесс осуществления государственных закупок. Представители общественности все чаще сталкиваются с вновь спланированными путями обхода российского законодательства в сфере закупок агропродукции, а также выявляют наиболее расточительные и неэффективные закупки.

Следует отметить, что главные направления реформирования действующей системы государственных и муниципальных закупок заключаются в переходе на электронные способы осуществления закупок агропродукции, при которых появляется риск фальсификаций благодаря использованию электронных технологий и программного обеспечения. В связи с этим, необходимо принять четкие, понятные всем правила поведения всех участников конкурса, в том числе при использовании электронных способов размещения заявок.

Для России актуально изучать и целесообразно внедрять лучшие международные практики в сфере осуществления закупок, товаров, работ и услуг, которые будут способствовать росту прозрачности и открытости системы, а также помогут совершенствовать единую информационную систему с применением единой электронной площадки для всего государственного сектора.

УДК 657

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета, N 80, 12.04.2013.
  2. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О защите конкуренции» // Российская газета, N 162, 27.07.2006.
  3. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О противодействии коррупции» // Российская газета, N 266, 30.12.2008.
  4. Вайпан В.  А.  Состояние,  проблемы  и  перспективы развития  контрактной  системы  //  Журнал  предпринимательского  и корпоративного права. 2017. № 4. С. 9-12.
  5. Кохан В.  В.  Основные  проблемы  в  области  правового регулирования государственных закупок, возможные пути их решения  // Молодой ученый. 2017. № 47. С.119-121.
  6. Милославский В.  Г.,  Джумагишиев  С.  К.,  Казиев  Т.  Р., Синицын  А.  М.  Тендеры:  состояние,  тенденции  и  перспективы  // Молодой ученый. 2018. № 27. С. 452-458.
  7. Файзуллина И.Ф.  Интеграция  контрактной  системы  и государственного  стратегического  планирования:  проблемы  и перспективы //Фундаментальные исследования. 2018. № 6. С. 229-238.
  8. Черданцев В.П. Нормативно-правовая основа поставок агропродукции, работ и услуг для общественных нужд // Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер»

Ссылка: http://inter-legal.ru/normativno-pravovaya-osnova-zakupok-i-postavok-agroproduktsii-rabot-i-uslug-dlya-obshhestvennyh-potrebnostej

  1. Черданцев В.П. Организационно-экономический механизм закупок и поставок продукции для государственных нужд в условиях саморегулирования// Материалы докладов пленарного заседания VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современная торговля: теория, практика, инновации». – 2015. – с.34-41

Информация об авторе:

Зайцев Кирилл Александрович, аспирант, ассистент кафедры менеджмента Пермского аграрно-технологического университета имени академика  Д.Н. Прянишникова, г. Пермь

Information about the author:

Zaytsev Kirill, post-graduate student, assistant of the Chair of Management at Pryanishnikov State Agrarian and Technological University in Perm, Perm

Добавить комментарий

Войти с помощью: