Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Предпосылки Конвенции ООН по борьбе с актами против безопасности судоходства

В статье рассматриваются источники международного права, определяющие международно-правовой режим, применимый по отношению к морскому пиратству. Анализируются проблемы, связанные с уголовным преследованием за морское пиратство. Приводятся примеры международного сотрудничества по вопросам борьбы с морским пиратством на региональном уровне. Автор анализирует проблемы привлечения к уголовной ответственности морских пиратов, и представляет проект Конвенции ООН по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, содержащий механизма решения этой задачи.

Ключевые слова: морское пиратство, безопасность морского судоходства, уголовная ответственность.

Prerequisites for the adoption of the UN Convention for the Suppression of Unlawful Acts against the Safety of Maritime Navigation.

Synopsis: the article deals with the issues of sources of international law that determine the international legal regime applicable to maritime piracy. The problems connected with criminal prosecution for sea piracy are analyzed. Examples of international cooperation on combating marine piracy at the regional level are given. The author analyzes the problems of criminal prosecution of maritime pirates and presents the draft of the UN Convention for the Suppression of Unlawful Acts against the Safety of Maritime Navigation, containing a mechanism for solving this problem.

Keywords: maritime piracy, maritime safety, criminal liability.

До середины XX в. определение морского пиратства и методы борьбы с ним содержались в нормах обычно-правового характера, национальном законодательстве государств. Все указанные источники, несмотря на различную этимологию признавали, что пиратство угрожает безопасности человечества.

В конце XIX в. предлагались различные проекты по кодификации норм международного права и необходимо отметить, что наиболее популярным в то время был проект И. Блюнчли 1868 г.[1], в котором уделяется особое внимание морскому пиратству. Согласно Проекту, пиратство представляет собой серьезную опасность, что дает право государствам задерживать, брать в плен пиратские суда в любое время в открытом море и передавать морских пиратов любому цивилизованному государству, не обязательно государству флага захватившего судна.

На настоящий момент такой механизм не нашел отражение в международных договорах, однако именно в нем видится ключевая идея решения многих проблем, возникающих в борьбе с морским пиратством и привлечении к уголовной ответственности морских пиратов.

Рассматривая проблемы привлечения к уголовной ответственности за морское пиратство, автор приходит к выводу, что необходим документ, который бы регулировал различные правовые отношения, составляющие систему борьбы с морским пиратством. Междисциплинарность феномена «морского пиратства» затрагивает такие институты международного права как права человека, права детей, морское право, международное уголовное право, показывает проблемы, связанные с уголовно-процессуальными действиями, которые не урегулированы на международном уровне.

В настоящее время сфера борьбы с морским пиратством регулируется различным международными договорами универсального характера, но ни один документ не регламентирует вопросы комплексно. Следует отметить, что до сих пор действует Нионское соглашение 1937 г. о коллективных действиях против пиратских подводных лодок[2]. Большое значение имеет Конвенция об открытом море 1958 г. (далее — Конвенция 1958 г.), в которой в ст. ст. 15-23 содержится определение пиратства и общая процедура борьбы с ним[3].

Несмотря на то, что Конвенция 1958 г. представляла серьезный этап в кодификации, в ней не были учтены важные аспекты, например, не определена ширина территориального моря, внешний предел континентального шельфа, а также не был определен специальный механизм разрешения споров по морским вопросам. Решением этих вопросов занималась III Конференция ООН по морскому праву, проходившая с 1973 г. по 1982 г.[4]

Международно-правовой режим, применимый по отношению к морскому пиратству, главным образом определен в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (далее  ̶ Конвенция 1982 г.), которая кодифицирует обычное международное право[5].

В это время разрабатывается Конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г. (далее — Конвенция 1979 г.), Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г. (далее ‒ Конвенция 1988 г.)[6], а также Протокол к ней 2005 г.[7] Положения Конвенции 1988 г., объединили в себе все виды незаконных актов насилия против безопасности мореплавания, являясь универсальным международным соглашением, обеспечивающим безопасность деятельности людей и их жизнь на море, которые так же содержат общие положения по вопросам сотрудничества между государствами в обеспечении безопасности на море. Тем не менее, данные конвенции не имеют основной цели регулирования отношений, направленных на борьбу с морским пиратством, природа таких социально-экономических явлений различная, исходя из этого квалифицировать морское пиратство по Конвенции 1988 г. и по Конвенции 1979 г. было бы неправильно, тем не менее, проводя анализ признаков состава преступлений, указанных в Конвенции 1988 г., а также учитывая положения Преамбулы Конвенции 1988 г., положения Конвенции 1979 г. можно соотнести незаконные акты, направленные против безопасности морского судоходства с актами морского пиратства.

Анализ состава преступлений по указанным конвенциям имеет ряд сходств – средства достижения целей у морских пиратов могут быть одинаковыми, вместе с тем, объективная сторона преступления отличается. В Конвенции 1982 г. территориальные пределы ограничиваются открытым морем, а Конвенция 1988 г. предусматривает более широкие территориальные пределы, как за пределами внутренних вод, территориального моря, так и в их пределах, при условии, что судно имеет запланированное намерение выйти из указанных вод (т.е. совершить «заграничное плавание»).

Стоит отметить, что согласно Конвенции 1988 г. возлагаются на государства-участники дополнительные права и обязанности по привлечению к ответственности лиц, совершивших преступления против безопасности судоходства.

Особенностью механизма борьбы с преступлениями, в том числе с морским пиратством, согласно Конвенции 1988 г., является возможность государств принимать меры по предотвращению подготовки преступлений вне зависимости от территориальных пределов.

Тем не менее, следует отнестись с осторожностью к юрисдикции, устанавливаемой Конвенциями.

В области безопасности мореплавания одним из значимых международных нормативных актов стала Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1 ноября 1974 г. (СОЛАС 74), принятая и подписанная в рамках ИМО в Лондоне[8]. Первоначально СОЛАС 74 регламентировала организационное и техническое оснащение судов, обеспечивающее их безопасность. Но позднее появились положения о международном сотрудничестве и взаимодействии по борьбе с морским пиратством.

В целом действия морских пиратов определяются составами деяний, предусмотренными в Конвенции 1958 г. и Конвенции 1982 г.

Вступивший в силу 1 июля 2004 г. Международный кодекс по охране судов и портовых сооружений (ОСПС) ИМО, стал главой XI Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС 74). Кодекс представляет собой обязательные стандарты безопасности для всех участников международных морских перевозок. Задачи Кодекса ОСПС – предотвратить попадание морских пиратов на судно, определить порядок действий экипажа в случае их проникновения.

В целях предотвращения и пресечения морского пиратства и вооруженных ограблений судов разработан ряд документов, носящих рекомендательный порядок: «Рекомендации правительствам по предупреждению и пресечению пиратства и вооруженных ограблений морских судов» (2009 г.)[9]; «Инструкции судовладельцам и судовым операторам, капитанам и экипажам судов по предупреждению и пресечению актов пиратства и вооруженного разбоя против судов» (2009 г.)[10]; «Наиболее эффективные методы защиты от пиратства, базирующиеся на территории Сомали» (НЭМ-4, 2011 г.)[11]; «Рекомендуемые действия для судоходных компаний и капитанов судов, пересекающих зону высокого риска» (2012 г.)[12]; директивы для Центров координации по спасанию на море (ЦКСМ) (2000 г.); временные процедуры для ЦКСМ по получению сигналов бедствия (2000 г.); Кодекс практики по расследованию преступлений, связанных с пиратством и вооруженным разбоем против судов (2009)[13]; Кодекс поведения при расследовании актов пиратства и вооруженного разбоя против судов Резолюция А. 922 (22) – и Резолюция А. 1002(25), которая обновила данный кодекс[14]; Меры по предотвращению регистрации судов «призраков» Резолюция А. 923 (22)[15]; Европейский парламент принял масштабную резолюцию по морскому пиратству, утвержденную в 2008 г.[16]

Также Парламентская Ассамблея НАТО в ноябре 2009 г. приняла Резолюцию 375 в качестве всестороннего и координированного ответа на пиратство вблизи побережья Республики Сомали[17].

Под руководством ИМО был подписан Джибутийский кодекс поведения 29 января 2009 г.[18] Основной его задачей является сотрудничество государств по пресечению морского пиратства и вооруженного разбоя, направленного против судов в Аденском заливе и западной части Индийского океана. Стороны, его подписавшие обязаны разработать руководящие указания по проведению расследований дел и судебного преследования предполагаемых преступников. В целях обеспечения применения Джибутийского кодекса поведения ИМО создала Целевой фонд для оказания помощи подписавшим его сторонам. Целевой фонд в том числе оказывает финансовую помощь для укрепления судебного потенциала государств региона, направленного на борьбу с морским пиратством, содействие применению минимальных стандартов обращения с заключенными, наращивание потенциала полицейским ведомствам Республики Кения, Республики Маврикий, Объединенной Республики Танзания, Республики Сейшельские острова, Республики Сомали.

Подчеркнуть характер ситуационности принятия решений на данном этапе позволяют документы Совета Безопасности ООН в отношении Республики Сомали. В качестве примера можно привести Резолюцию 1816 (2008) от 2 июня 2008 г., согласно которой государства, сотрудничающие с Переходным федеральным правительством, в течение 6 месяцев имели право входить в территориальное море Республики Сомали для пресечения актов пиратства и вооруженного разбоя на море подобно тому, как это предписано делать в открытом море в отношении пиратства в рамках соответствующих норм международного права, и применять в территориальное море Республики Сомали необходимые средства для пресечения актов пиратства и вооруженного разбоя[19]. Данное разрешение ежегодно продлевается на один год[20].

Данная Резолюция не касается прав, обязательств или обязанности государств по международному праву и не расценивается, как устанавливающая нормы международного обычного права[21].

Причины ситуационности на данном этапе обусловлены различием традиций государств, принадлежностью к различным правовым семьям. Следствием этих различий стала невозможность создания единого документа, направленного на борьбу с морским пиратством[22].

Тем не менее, в борьбе с морским пиратством остается потребность в развитии правовых мер и повышении ответственности государств за своих граждан в водах, прилегающих к этим государствам.

Преступники используют ее, заходя в территориальное море своего государства или третьего государства на короткий срок с целью прерывания преследования, после чего снова выходят в открытое море. Представляется необходимым продолжать преследование пиратского судна в территориальном море, для чего необходимо выработать согласованные правила по продолжению преследования пиратского судна, предлагается такое преследование проводить в соответствии с процедурами преследования по «горячим следам».

Наряду с вышеуказанными причинами вопрос о разграничении морских пространств также является причиной развития морского пиратства.

Неурегулированность морских границ между государствами существенно ослабляет эффективное международное сотрудничество государств в мировом океане.

Важно обратить внимание на то, что водные пространства фактически являются частью территории прибрежных государств, наряду с этим они также играют важную роль особенного коммуникационного пространства. Таким образом, проблематичность использования этих пространств вызвана двумя причинами: интересы сторон осуществляющие морские перевозки, и интересы приморских государств по защите морской среды.

Выбирая механизм решения проблемы уголовного преследования морских пиратов необходимо оценить преимущество и слабые стороны каждого варианта, учитывая следующие условия:

  1. Эффективность механизма, критерием которого является оперативность преследования лиц, которые подозреваются в приготовлении или осуществлении акта морского пиратства;
  2. Уважение международных норм прав человека, что предполагает беспристрастное решение суда, вынесенного в разумные сроки, а также обеспечение защиты прав обвиняемых. Наличие отвечающих международным стандартам условий содержания обвиняемых;
  3. Сотрудничество, направленное на установление верховенства права в государствах с политической нестабильностью, исключающее нарушение его суверенитета;
  4. Эффективность механизма с финансовой точки зрения и долгосрочности работы[23].

Судебное преследование и наказание морских пиратов остается крайне трудной задачей, поэтому некоторые государства неохотно обеспечивают исполнение уголовного преследования.

Во-первых, многие государства имеют серьезные пробелы в национальном законодательстве по вопросам морского пиратства.

Во-вторых, сложной задачей является проведение расследований, обмен информацией и поиск свидетелей, большинство из которых, являются моряками, регулярно меняющими корабли и судоходные компании.

В-третьих, одной из серьезных проблем является желание государств обеспечить отбывание наказания за морское пиратство на своей территории.

И, в-четвертых, необходимо пресечь деятельность международных сетей финансирования морского пиратства.

Исследование проблем уголовного преследования за морское пиратство, показало необходимость создания всеобъемлющего документа, который бы регламентировал как понятийные вопросы, так и процессуальные, мог бы решить коллизии и пробелы в применении правовых мер, учитывая все стадии от приготовления к преступлению и до отбывания наказания.

В настоящее время обсуждается вопрос доработки Конвенции 1982 г., но проблемы морского пиратства в него не включены. Таким образом, для борьбы с морским пиратством и преодоления существующих коллизий представляется наиболее фундаментальной и эффективной мерой разработка и принятие Конвенции ООН по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства.

Разработка и принятие конвенции представляет собой длительный и сложный процесс. Безусловно, принятие специальной конвенции, которая бы учитывала современный опыт борьбы с морским пиратством, дало бы возможность в долгосрочной перспективе качественно бороться с морским пиратством, позволило бы на высоком уровне развивать международное сотрудничество государств по формированию и реализации практических мер по предупреждению актов морского пиратства, преследованию и наказанию лиц, их совершающих, а также преодолеть пробелы в национальных законодательствах в вопросах регулирования привлечения к уголовной ответственности за морское пиратство.

1 октября 2010 г. Постоянным представителем Украины при ООН было представлено письмо с проектом всеобъемлющей конвенции о борьбе с актами пиратства на море (проект конвенции), подготовленный Правительством Украины. Проект конвенции охватывает как теоретические, так и практические аспекты, уделяя внимание вопросам ответственности за перемещение наличных денежных средств, вопросам распоряжения имущества, доходов, полученных в результате совершения акта пиратского нападения, ответственности за пособничество, судебному производству.

Проект конвенции представляется, на наш взгляд, интересным и может быть использован в качестве основы Конвенции ООН по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства.

По мнению автора, ряд положений представленного проекта конвенции требуют уточнения.

В п. а) ст. 2 Проекта конвенции в определении «пиратство» требуется уточнение понятия «грабеж». В национальных законодательствах существуют понятия «разбой» и «кража», которые различаются признаками преступления, таким образом, в конвенции необходимо закрепить более универсальное понятие.

В Проекте конвенции пункт c) ст. 2 участники преступления разделяются на пособников и подстрекателей, что снижает ответственность и уменьшает наказание. Поскольку морское пиратство всегда совершается организованной группой лиц (устойчивой, заранее объединившейся для совершения одного или нескольких преступлений), которая вооружена и имеет лидера, то, по мнению автора, ответственность должна быть как у соисполнителей преступления в соответствии с отведенными им ролям в этой организованной группе, так и у исполнителей.

Статья 3 дает определение «структурно оформленная группа», по мнению автора данное определение строится по принципу от обратного, что осложняет конструкцию проекта конвенции, вполне достаточно определения «организованная преступная пиратская группа», которое дается в ст. 4 проекта конвенции. Также в представленное определение  «Организованная преступная пиратская группа означает структурно оформленную группу, существующую в течение определенного периода времени и состоящую из трех или более лиц, которые действуют согласованно с целью совершения одного или нескольких действий, предусматриваемых в п. 1 ст. 2 рассматриваемого проекта конвенции, и которые объединены единым замыслом, известным всем участникам группы, и функциями, распределенными между участниками группы для реализации этого замысла, с тем, чтобы получить, прямо или косвенно, финансовую или иную материальную выгоду»[24] необходимо внести корректировку и считать группой при совершении преступления состоящих их двух и более лиц, поскольку два хорошо подготовленных преступника могут представлять серьезную угрозу обществу.

В разделе «сфера применения» Проекта конвенции в п. 2 ст. 3 указывается, что преступление носит транснациональный характер, если оно совершено более чем в одном государстве, но морское пиратство совершается в открытом море, поэтому данное определение не может быть применено к морскому пиратству. В целях признания отягчающим обстоятельством транснациональный характер преступления, необходимо ввести это в раздел общих понятий, и при ратификации конвенции государствами, ее подписавшими, внести изменения в национальное законодательство.

В ст. 8 «Национальность пиратского судна или пиратского летательного аппарата» необходимо уточнение, поскольку автор видит целесообразность данной статьи в рамках вопроса об праве на свое имущество, а не в рамках ответственности.

В ст. 9 «Право на досмотр» необходимо внести уточнение: право на досмотр должно возникать в случае, если есть основания полагать о наличии признаков, позволяющих сделать вывод о возможности совершения судном пиратских действий, поскольку объективные основания подозревать должны давать основания для захвата судна, а не досмотра.

В ст. 10 «Право на захват» проекта конвенции используется термин «арестовать» находящихся на этом судне автор считает, что арест – это вид наказания осужденных за преступление, поэтому в необходимо сделать уточнение и использовать термин «задержать».

Ст. 12 «Полномочия на захват» важно дополнить, что захват могут осуществлять пассажирские и грузовые суда в случае обороны при нападении на них или вооруженного отпора при нападении морских пиратов.

Далее в проекте конвенции содержатся нормы о специализированном суде по делам о морском пиратстве, автор выбирает иную модель привлечения к уголовной ответственности морских пиратов[25], считая, что создание международного органа правосудия является дорогой моделью.

В рамках предложенной в проекте конвенции концепции использования специализированного суда, ст. 37 «Обвинитель» дополнить положением о введении запрета на участие судьи и государственного обвинителя по делам, в которых потерпевшая сторона является гражданином того же государства.

Проведя исследование причин морского пиратства и вопросов его распространения в мировом океане, автор приходит к выводу, что проявление морского пиратства в различных акваториях связано с тем, что борьба с морским пиратством идет по пути предотвращения нападения, а не разработкой эффективного постоянно действующего механизма привлечения к уголовной ответственности за морское пиратство. Интерес мирового сообщества к борьбе с морским пиратством проявляется как ответ на угрозу, а не как системная работа по борьбе с этим преступлением. В целях построения системы борьбы с морским пиратством и привлечения к уголовной ответственности за морское пиратство необходимо под эгидой ООН разработать Конвенцию по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства. Такая конвенция должна содержать: понятия «вооруженный разбой на море», «судно», «летательный аппарат», «несовершеннолетний пират», «частные военные и охранные компании»; определение признаков «пиратское судно»; делимитацию открытого моря в целях привлечения к уголовной ответственности; введение дополнительной уголовной ответственности за вовлечение в морское пиратство детей; определение круга оснований для применения огнестрельного оружия на море в правоохранительных целях, в том числе частных военных и охранных компаний; закрепление механизма получения разрешения патрулирующим кораблям на преследование пиратского судна в территориальном море государства-участника конвенции. Также в Конвенции ООН по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, должны быть установлены общие нормы первичной фиксации доказательств; порядок проведения неотложных следственных действий.

Исследование различных моделей судебного производства в отношении морских пиратов показало, что это создание отдельного трибунала требует серьезных финансовых затрат и много времени. Автор предлагает зафиксировать в Конвенции ООН по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства следующую систему использования национального механизма государств-участников: осуществить делимитацию на зоны ответственности открытого моря относительно прибрежных государств в целях задержания и передачи, подозреваемых в совершении морского пиратства. Предполагаемые преступники, доказательства и сведения должны передаваться компетентным органам соответствующего прибрежного государства, в зоне ответственности которого произошло их задержание. Впоследствии, данное государство должно заключить подозреваемых под стражу и осуществить уголовно-процессуальные действия в соответствии со своим внутренним законодательством, если международным договором не предусмотрено иное. Корабль (судно), задержавший морских пиратов, обязан сообщить прибрежному государству о задержании, а оно обязано выслать военный корабль для конвоирования задержанных лиц по подозрению в морском пиратстве и передачи правоохранительным органам. В составе экипажа такого военного корабля должен находиться следователь-криминалист, судебно-медицинский эксперт для участия в следственных действиях.

Также в Конвенции необходимо установить обязанность корабля (судна), задержавшего морских пиратов, согласовывать точку встречи для их передачи.

При передаче задержанных, подозреваемых в совершении морского пиратства должны передаваться все доказательства. В Конвенцию ООН по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства необходимо заложить унифицированные следственные действия от момента задержания до момента передачи правоохранительным органам назначенного государства, также установить унифицированные правила получения доказательств. Например, важно обозначить в Конвенции ООН по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства обеспечение возможности лицу, привлекаемому к уголовной ответственности, оспорить доказательства обвинения, в том числе путем допроса непосредственных очевидцев преступления посредством использования системы видеоконференц-связи. Момент задержания должен фиксироваться в судовой книге с указанием даты, времени задержания[26].

Также в конвенции необходимо зафиксировать полномочия командира (капитана) корабля (судна) по производству неотложных следственных действий, направленных на сбор доказательств причастности задержанных лиц.

Важно включить в Конвенцию ООН по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства положение о получении объяснений задержанных лиц с использованием видеозаписи с обязательным разъяснением права не свидетельствовать против себя, своих близких родственников и права на защиту. При этом считать допустимым признательные показания задержанного лица, данные им без участия защитника, в случае если такое право ему разъяснено, и он согласился давать показания. В этом случае показания должны даваться с использованием видеозаписи, которая будет являться приложением к протоколу (акту) допроса.

В целях использования института передачи для отбывания наказания осужденных предусмотреть в Конвенции ООН по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства норму о том, что основанием передачи лица, осужденного судом назначенного государства к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве гражданства является: решение суда, представление органа государственной власти, уполномоченного в области исполнения наказаний, либо обращения осужденного или его представителя, а равно компетентных органов государства гражданства на основе принципа взаимности. Также в конвенции можно указать иные особенности передачи осужденных, взяв, например, за основу Главу 55 Уголовно-процессуального кодекса РФ «Передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является»[27].

Государства-участники конвенции должны будут при ратификации Конвенции ООН по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства внести в свое национальное законодательство изменения, таким образом, будут преодолены пробелы в материальном и процессуальном праве по вопросам привлечения к уголовной ответственности за морское пиратство.

Автором предлагается проект содержания Конвенции ООН по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства.

Преамбула.

Статья 1. Понятия.

Статья 2. Цели и задачи.

Статья 3. Принцип делимитации на зоны ответственности открытого моря относительно прибрежных государств.

Статья 4. Особенности ответственности за вовлечение и использование несовершеннолетних в морском пиратстве.

Статья 5. Уведомление для патрулирующих кораблей на преследование в территориальном море.

Статья 6. Защита суверенитета.

Статья 7. Признаки пиратского судна.

Статья 8. Право на досмотр, задержание.

Статья 9. Право на захват.

Статья 10. Ответственность за незаконный захват.

Статья 11. Права командиров военных патрулирующих кораблей на проведение неотложных мер по сбору доказательств.

Статья 12. Права капитанов гражданских, торговых судов на проведение неотложных мер по сбору доказательств.

Статья 13. Уведомление прибрежного государства о задержании морских пиратов, о захвате пиратского судна.

Статья 14. Согласование точки передачи задержанных морских пиратов в зоне ответственности прибрежного государства.

Статья 15. Порядок проведения неотложных следственных действий.

Статья 16. Унифицированные правила получения доказательств.

Статья 17. Передача задержанных лиц, для конвоирования их на территорию прибрежного государства, и доказательств по делу.

Статья 18. Aut dedere aut judicare.

Статья 19. Международное сотрудничество в целях передачи захваченного пиратского судна собственнику.

Статья 20. Права лиц, задержанных по подозрению в совершении морского пиратства.

Статья 21. Передача осужденных лиц для отбывания наказания государству гражданства.

Статья 22. Обязанность прибрежного государства при получении сведений об организаторах и иных участниках преступления проинформировать государства, в которых находятся соответствующие лица.

Статья 23. Финансовая разведка источников поддержки морского пиратства.

Статья 24. Использование огнестрельного оружия в правоохранительных целях.

Статья 25. Использование частных военных и охранных компаний.

Статья 26. Возврат имущества законному владельцу.

Статья 27. Возмещение издержек, понесенных государством, осуществившим уголовное преследование морских пиратов, при возврате имущества законному владельцу.

Заключительные положения

Статья 28. Подписание, присоединение и вступление в силу.

Статья 29. Отношение к другим конвенциям и международным соглашениям.

Статья 30. Денонсация.

Сведения о месте, времени и языке подписания Конвенции.

Благодаря унификации определений и комплексного механизма борьбы с морским пиратством у государств, присоединившихся к конвенции, появится возможность комплексно привести национальное законодательство в соответствие с международным договором, что позволит усилить правовые основы борьбы с морским пиратством.

Библиографический список:

  1. Bluntschli, J. Le Droit International Codifie / J. Bluntschli – 5th ed. – Paris, 1885. – 602 p.
  2. Бекяшев, К.А. Пираты и морские разбойники / К.А. Бекяшев // Рыболовное хозяйство. – 2009. – № 1. – С. 34–37.

[1] См.: Bluntschli J. Le Droit International Codifie 5 ed. Paris, 1885. P. 205.

[2] Нионское соглашение коллективных действиях против пиратских подводных лодок от 14 сентября 1937 г. URL: http://internet.garant.ru/#/document/2540277/paragraph/118:2 (дата обращения: 07.06.2018).

[3] Конвенция Организации Объединенных Наций об открытом море, принятая 29 апреля 1958 г.: офиц. текст // Офиц. сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/hsea. pdf (дата обращения: 10.07.2018).

[4] Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 2750 С (XXV) от 17 декабря 1970 г. Док. ООН A/RES/2750(XXV). URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/RES/2750(XXV) (дата обращения: 10.07.2018).; Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 3067 (XXVIII) от 16 ноября 1973 г. Док. ООН A/RES/3067(XXVIII). URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/RES/3067(XXVIII) (дата обращения: 10.07.2018).

[5] Конвенция Организации объединенных наций по морскому праву, принятая 10 декабря 1982 г.: офиц. текст // Офиц. сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/documen/decl_conv/conventions/pdf/lawsea. pdf (дата обращения: 10.07.2018).

[6] Конвенция ООН о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, принятая 10 марта 1988 г.: офиц. текст // Офиц. сайт ООН. URL: http://www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/maritme.shtml (дата обращения: 07.06.2018).

[7] Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, принятый 10 марта 1988 г.: офиц. текст // Офиц. сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/shelf_security.shtml (дата обращения: 07.06.2018).

[8] Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС), принятая 1 ноября 1974 г.: офиц. текст // Офиц. сайт IMO. URL:

http://www.imo.org/en/About/Conventions/ListOfConventions/Pages/International-Convention-for-the-Safety-of-Life-at-Sea-(SOLAS),-1974.aspx (дата обращения: 07.06.2018).

[9]Recommendations to Governments for preventing and suppressing piracy and armed robbery against ships. Doc. IMO MSC1/Circ.1333. 26 June 2009. URL: http://www.imo.org/en/OurWork/Security/ SecDocs/Documents/Piracy/MSC.1-Circ.1333.pdf  (дата обращения: 07.06.2018).

[10] Guidance to ship owners and ship operators, shipmasters and crews on preventing and suppressing acts of piracy and armed robbery against ships. Doc. IMO MSC.1/Circ.1334. 23 June 2009. URL: http://www.imo. org/en/OurWork/Security/SecDocs/Documents/Piracy/MSC.1-Circ.1334.pdf (дата обращения: 07.06.2018).

[11] Best Management Practices for Protection against Somalia Based Piracy. Doc. IMO MSC.1/ Circ.1339.14. September 2011. URL: http://www.imo.org/en/OurWork/Security/SecDocs/Documents/Piracy/ MSC.1-Circ.1339.pdf (дата обращения: 07.06.2018).

[12] Revised Interim Guidance to shipowners, ships operators and shipmasters on the use privately contracted armed security personnel on board ships in the highrisk area. Doc. IMO MSC.1/Circ.1405/Rev.2. 25 May 2012. URL: file:///C:/Users/user/Downloads/MSC.1-Circ.1405-Rev.2%20-%20Revised%20Interim %20Guidance%20To%20Shipowners,%20Ship%20Operators%20And%20Shipmasters%20On%20The%20 Use%20Of%20Priva…%20(Secretariat).pdf (дата обращения: 07.06.2018).

[13]Code of practice for the investigation of crimes of piracy and armed robbery against ships. Doc. IMO. Resolution A1025(26), 2009. URL: http://www.imo.org/en/OurWork/Security/PiracyArmedRobbery/ Guidance/Documents/A.1025.pdf (дата обращения: 07.06.2018).

[14] Сode of practice for the investigation of crimes of piracy and armed robbery against ships. Doc. IMO A26/Res.1025. 18 January 2010. URL: http://www.imo.org/en/OurWork/Security/SecDocs/Documents/ Piracy/A.1025.pdf#search=A%2022%2FRes%2E922  (дата обращения: 07.06.2018).

[15] Measures to prevent the registration of «phantom» ships. Doc. IMO A22/Res.923. 22 January 2002. URL: http://www.imo.org/en/OurWork/Security/SecDocs/Documents/Piracy/A.923.pdf (дата обращения: 07.06.2018).

[16] European Parliament resolution of 28 October 2008 on piracy at sea В6-0537/2008. URL: http:// www.europarl.europa.eu/RegData/seance_pleniere/textes_adoptes/provisoire/2008/10-23/P6_TA-PROV (2008)10-23_EN.pdf (дата обращения: 07.06.2018).

[17] Resolution № 375 on a comprehensive and co-ordinated response to piracy off the coast of Somalia. Doc. NATO. Parliamentary Assembly. 2009. URL: https://www.nato-pa.int/document/2009-236-sesa-09-e-nato-pa-policy-recommendations (дата обращения: 07.06.2018).

[18] Его подписали 15 государств: Джибутийский кодекс поведения Международной морской организации подписали 15 государств: Республика Джибути, Арабская Республика Египет, Иорданское хашимитское Королевство, Республика Йемен, Республика Кения, Коморские Острова, Республика Маврикий, Республика Мадагаскар, Мальдивская Республика, Объединенная Республика Танзания, Королевство Саудовская Аравия, Республика Сейшельские Острова, Республика Сомали, Республика Судан и Федеративная Демократическая Республика Эфиопия.

[19] Резолюция 1816 (2008) Совета Безопасности ООН от 2 июня 2008 г. Док. ООН S/Res/1816(2008). URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/1816(2008) (дата обращения: 07.06.2018).

[20] Резолюция 1846 (2008) Совета Безопасности ООН от 2 декабря 2008 г. Док. ООН S/Res/1816(2008). URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/RES/1846(2008) (дата обращения: 07.06.2018). Резолюции Совета Безопасности ООН 1897 (2009); 1950 (2010); 2020 (2011); 2077 (2012); 2125 (2013); 2184 (2014); 2246 (2015); 2316 (2016); 2383 (2017).

[21] См.: Бекяшев К.А. Пираты и морские разбойники // Рыбное хозяйство. №1. 2009. С.36.

[22]Подробнее см.: Подробнее см.: Доклад Генерального секретаря ООН о возможных вариантах содействия достижению цели судебного преследования и заключении в тюрьму лиц, ответственных за акты пиратства и вооруженного разбоя на море у побережья Сомали, включая, в частности, варианты, пред-усматривающие создание специальных национальных палат с возможными международными компонентами, регионального трибунала или международного трибунала и оформление сопутствующего тюремного заключения, учитывая при этом работу Контактной группы по борьбе с пиратством у берегов Сомали, существующую практику учреждения международных и смешанных трибуналов, а также сроки и ресурсы, необходимые для достижения и поддержания существенных результатов от 26 июля 2010 г. // Совет Безопасности ООН. Док. ООН S/2010/394. URL: http://www.un.org/ru/docu ments/ods.asp?m=S/2010/394 (дата обращения: 07.06.2018).

[23] Подробнее см.: Доклад Специального советника Генерального секретаря ООН по правовым вопросам, касающимся пиратства у берегов Сомали. Приложение к письму Генерального секретаря ООН на имя Председателя Совета Безопасности от 25 января 2011 г. // Совет Безопасности ООН. Док. ООН S/2011/30. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=S/2011/30  (дата обращения: 07.06.2018).

[24] Письмо Постоянного представителя Украины при Организации Объединенных Наций от 1 октября 2010 года на имя Генерального секретаря ООН. // Док. ООН. A/65/489. URL: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/65/489 (дата обращения: 07.06.2018).

[25] Привлечение к уголовной ответственности морских пиратов национальными судами.

[26] Этот период времени (до момента передачи правоохранительным органом назначенного государства), должен включаться в срок наказания.

[27] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52. Ч. I. Ст. 4921.

Автор:

Зайцева Татьяна Александровна

Tatyana A. Zaytseva

Иллюстрации: pixabay.com

Комментарии

  1. Dimon, , , ,

    Добрый день!

    Предлагаем базы предприятий для Вашего бизнеса.
    Базы предприятий — это:
    — незаменимый инструмент для руководителей и владельцев компаний, которые ищут клиентов/партнеров для своего бизнеса;
    — индивидуальных предпринимателей, для быстрого роста доходов;
    — отличная помощь специалистам по продажам, для поиска найти новых покупателей;

    Базы предприятий нужны:
    — для рассылки по электронной почте, наши базы содержат максимальное количество email организаций;
    — для холодных звонков;
    — для настройки таргетированной рекламы по номерам телефонов и емейлам в ЯндексАудиториях, FB, ВК;

    Все базы собраны путем анализа данных из закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ, данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП. Все данные собраны из открытых источников сети Интернет. Мы не продаем личные контакты — мы актуализируем информацию о закупках из сети Интернет.

    Наши базы — это:
    — специальные акции при покупке;
    — моментальное начало работы с базой. Вы получаете базу для скачивания в личном кабинете после оплаты;
    — увеличение ваших продаж;

    Рекомендую обратить внимание на Закрытый раздел сайта. В закрытом разделе Вы найдете литературу, статьи, уроки, посвященные достижению личного и профессионального успеха в продажах, постановке целей, манипуляциям и маркетингу.

    Вся информация — смотри подпись или на сайте bazarussia . site

Добавить комментарий

Войти с помощью: