Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Применение инновационных технологий в развитии инфраструктуры села в Пермском крае

Неблагополучное состояние сельских поселений, что приводит к  оттоку населения и запустению территорий, требует инновационных подходов к разработке моделей развития села. Чтобы преодолеть имеющиеся проблемы необходимо сформировать комплекс мероприятий в области восстановления и развития сельских территорий. В статье рассматриваются социальная инфраструктура сельской местности, жилищно-коммунальное хозяйство как среда для развития предпринимательства с применением инновационных технологий из других отраслей, оценка состояния инфраструктуры на селе и возможные перспективы развития предпринимательства, а также влияние на производительность труда и улучшения условий жизни сельского населения.

Ключевые слова: Социальная инфраструктура, сельская местность, село, технологии, инновации, предпринимательство, экономика.

 

Application of innovative technologies in the development of rural infrastructure in the Perm region

Abstract. The poor state of rural settlements, which leads to an outflow of population and desolation of territories, requires innovative approaches to the development of rural development models. To overcome the existing problems, it is necessary to form a set of measures in the field of rehabilitation and development of rural territories. The article deals with social infrastructure in rural areas, housing and utilities as an environment for developing entrepreneurship with the application of innovative technologies from other industries, assessment of infrastructure in rural areas and possible prospects of development of entrepreneurship, and the impact on productivity and improving the living conditions of the rural population.

Keyword: Social infrastructure, rural areas, rural areas, technologies, innovations, entrepreneurship, economy.

 

Социальная инфраструктура сельской местности все еще остается слабо развитой сферой. В стране нет ни одного института, который бы системно занимался решением проблем комплексного обустройства села и развития инфраструктуры сельских территорий. Важно определить рациональное территориальное размещение основных фондов и населения для организации производства, создания рабочих мест, с применением ресурсосберегающих технологий, охраной природной среды [6, с.231] (таблица 1).

Таблица 1

Развитие инфраструктуры сельской местности Пермского края

Год     2015 2016 2017 2018 2019
Ввод в действие в сельской местности:
водопроводных сетей, км 37,6 0,7 28,7 7,7
газовых сетей, км 134,5 256,3 170,8 142,4 79,9
АТС, тыс. номеров 1,2
линий электропередачи для

электрификации сельского хозяйства, км:

напряжением 0,4 кВт 490,0 428,3 363,5 3,5 5,0
напряжением 6-20 кВт 120,2 159,7 141,4

 

Сельскохозяйственным товаропроизводителям Пермского края в 2019 году перечислено 2 567,7 млн. рублей, в том числе: из федерального бюджета – 876,2 тыс. рублей (34%), из бюджета Пермского края – 1 691,5 млн. рублей (66%) от общего объема инвестиций [2]. По целевым Государственным программам, с учетом фактически освоенных средств, АПК Пермского края получил 1151,9 млн. рублей (Таблица 2) [2].

 

Таблица 2

Затрачено средств в 2019 году из федерального и краевого бюджетов на АПК Пермского края

Цели
на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства млн. рублей 442,3
субсидии на приобретение элитных семян с целью расширения площадей млн. рублей 37,2
на повышение продуктивности в молочном скотоводстве млн. рублей 574,2
Субсидии на поддержку развития мясного скотоводства млн. рублей 79,8
субсидии на возмещение части затрат в области растениеводства на уплату страховой премии. млн. рублей 18,4
Всего млн. рублей 1151,9

(таблица составлена по данным годового отчета о выполнении государственной программы поддержка агропромышленного комплекса Пермского края») [2].

Министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края, для выполнении государственной программы поддержки агропромышленного комплекса, были определены следующие задачи:

а)  привлечение квалифицированных специалистов в отрасль, повышение качества трудовых ресурсов, укрепление положительного имиджа агропромышленного комплекса;

б) создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;

с) стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности [2].

Поставленные задачи, безусловно, важны, поскольку они непосредственно влияют на приток квалифицированных кадров в сельскую местность, и, как следствие, увеличение  производительности труда и объемов производства, что является основной целью аграрной сферы экономики.

Изменение структуры целевого государственного финансирования, а именно направление обязательной доли целевых средств на социальную инфраструктуру, позволит комплексно развивать производство и быта работников.

Важнейшей составляющей социальной инфраструктуры села является жилищно-коммунальное хозяйство. Применение в данной сфере новейших технологий потребует организацию новых рабочих мест, а использование опыта, накопленного при развитии городских жилищно-коммунальных отношений, позволит достичь большего эффекта в короткий срок.

Основным условием устойчивого роста экономики является укрепление инновационной базы [12, с6]. Применение инновационных IT технологий, в системах учета предоставляемых услуг обеспечивает оперативную доступность к информационному ресурсу. С помощью новых программ и приложений увеличивается скорость обмена достоверной информацией, открывается возможность оперативно получить необходимую качественную коммунальную услугу. Использование данных технологий исключает необоснованные расходы, связанные с использованием усредненных тарифов, дают возможность оперативно решать проблем при аварийных ситуациях, расширяют предложение и увеличивают объем и качество новых услуг.

Для сельской местности на начальном этапе инновационными проектами являются такие инфраструктурные преобразования, как: очистка воды и стоков, газификация, качественное электроснабжение и связь. Реализация этих проектов наиболее эффективна при использовании энергосберегающих технологий, поскольку позволит существенно сократить расходы на тепловую и электрическую энергию, предотвращая потери при транспортировке энергоносителей и не допуская перерасхода. Установка в домах индивидуальных тепловых пунктов, оборудованных котлами, автоматикой, регулирующей потребление, и счетчиками дают возможность контролировать потребление тепла и снизить расходы.

Обращение с твердыми коммунальными отходами является государственным проектом и подразумевает организацию и полный контроль со стороны государства обращения с отходами. Данная инновация направлена улучшение экологии, но не отражает интересы всех участников данной сферы. Методы реализации данной реформы похожи на коллективизацию. Загрязнение окружающей среды отходами достигло придела, поэтому заниматься этим вопросом стало реальной необходимостью. На селе данное направление может стать основой для предпринимательской деятельности [7, с.67].

Для снижения себестоимости работ по строительству инфраструктуры села следует перенят японский опыт использования в этой сфере предпринимательские структуры, не привлекая естественные монополии. Здоровая конкуренция и естественный отбор повысит квалификацию предпринимателей, вынужденных применять более эффективные технологии, и снизит расходы. У отечественных изобретателей достаточно технологий способных развивать коммунальное хозяйство на селе за счет использования свободных производственных ресурсов, однако их широкое внедрение чаще всего откладывается. Развитие социальной инфраструктуры сельских территорий повысит возможность развития агротуризма, что может дать дополнительное финансирование и сократить сроки реализации государственной программы поддержки агропромышленного комплекса [1, стр.39].

Решение имеющихся проблем сможет активизировать предпринимательский потенциал, а также государственные программы, стимулирующие изменение структуры инвестиций и утверждение в законодательном порядке доли финансирования социальной инфраструктуры из общих объемов инвестиций в агропроизводство [11].

Библиографический список:

  1. Агеев А.И. Издания Издательского Центра ИНЭС, Институт экономических стратегий, «Предпринимательство», РУБИН 2016. — 536 с.
  2. Годовой отчет о реализации ГП АПК за 2019 год, Сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края [Электронный ресурс]. Режим доступа: [http://agro.permkrai.ru/analitika/itogi-razvitiya-agropromyshlennogo-kompleksa-permskogo-kraya/]/
  3. Громов Е.И., Стратегическое планирование устойчивого развития сельских территорий, диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Ставрополь – 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ds.vsau.ru/wp-content/uploads/
  4. Трясцин М.М., Стратегия развития АПК в системе устойчивого продовольственного самообеспечения: региональный аспект. – М.: Изд-во ГУП «Агропресс»,2008. – 414 с.
  5. Пермский край в цифрах. 2020: Краткий статистический сборник/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. – Пермь, 2020. – 194 c.
  6. Огарков А.П. Концепция и методические рекомендации по созданию современных сельских населенных пунктов. Научное издание. М.,2008, с.332.
  7. Светлакова Н.А., Предпринимательство учебное пособие/ Н.А. Светлакова, под общ. ред. Л.Е.Красильниковой, М-во с.-х. РФ, ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА». -3-е изд., перераб. — Пермь: ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА», 2009. – 301 с.
  8. Сайт министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://agro.permkrai.ru/
  9. Сайт министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mgkhb.permkrai.ru/gazifikatsiyapk/gazifikatsiya-permskogo-kraya/
  10. Сайт территориального органа Федеральной службы статистики Пермского края [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://permstat.gks.ru/
  11. Салтыков М. Д. Предпринимательский потенциал в современных условиях / М. Д. Салтыков, Н. Ю. Никитина // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий : материалы VI Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 27-28 апреля 2020 г.) , 2020. — Т. 2. — С. 42-44.
  12. Черданцев В.П., Современные управленческие структуры – основа инновационных процессов: монография / В.П. Черданцев, М.В. Тюрина; НОУ ВПО «Западно-уралский институт экономики и права». – Пермь, 2008. — 128с. – ISBN 978-5-89919-079-7.

 

Информация об авторах:

Щеткин Борис Николаевич, доктор технических наук, профессор кафедры социально-гуманитарных и профессиональных дисциплин  ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России.

Маханьков Федор Васильевич   магистрант кафедры «Менеджмент, ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова»

 

Information about the authors:

Shchetkin Boris Nikolaevich, Doctor of Technical Sciences, Professor of the Department of Social, Humanitarian and Professional Disciplines of the Federal State Educational Institution of Higher Education of the Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia.

Makhankov Fedor Vasilievich, Master student of the Department of Management, Perm State Agrarian and Technological University named after academician D.N. Pryanishnikov «.

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: