Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Проблема утраты и обретения гражданскими лицами защиты от прямых нападений в условиях современных вооруженных конфликтов

В статье анализируется правовое явление «вращающейся двери» защиты гражданского лица во время вооруженного конфликта, вследствие которого лицо может терять положенную ему правовую защиту. Сделаны выводы о содержании основных подходов к оценке непосредственного участия гражданского лица в военных действиях, о правовых инструментах, которые могут способствовать совершенствованию правового регулирования в этой сфере.

Ключевые слова: принцип проведения различия, непосредственное участие гражданских лиц в боевых действиях, вращающаяся дверь защиты гражданского лица, современные вооруженные конфликты, Международный комитет Красного Креста.

The «revolving door» of civilian protection problem in contemporary armed conflicts

The article analyzes the legal phenomenon of the «revolving door» of civilian protection during armed conflict, which may cause a person to lose legal protection under international humanitarian law. Conclusions are made about the main approaches to the assessment of direct participation of a civilian in hostilities, and about legal tools that can contribute to the improvement of legal regulation.

Keywords: principle of distinction, direct participation of civilians in hostilities, revolving door of civilian protection, contemporary armed conflicts, International Committee of the Red Cross.

          По данным Международного комитета Красного Креста[1], за последние десятилетия существенно изменилась динамика вооруженных конфликтов, а также в мире постоянно возрастает их количество. Вместе с тем растет и количество гражданских лиц, принимающих непосредственное участие в вооруженных конфликтах. Бои всё чаще ведутся в городах, а не на полях сражений, гражданские лица вовлекаются в боевые действия разными способами: от использования коктейлей Молотова до становления добровольным живым щитом. В условиях современных вооруженных конфликтов всё чаще стираются различия между гражданскими лицами и комбатантами, что создает для гражданских лиц дополнительные риски подвергнуться нападению, а для комбатантов затрудняет следование нормам международного гуманитарного права.

          Ст. 4 III Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. перечисляет категории комбатантов и их признаки, но не дает прямого определения этому статусу[2]. Ст. 43 I Дополнительного протокола от 8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. указывает[3], что комбатант — это лицо, которое имеет право принимать участие в военных действиях и входит в состав вооруженных сил стороны конфликта (за исключением медицинского и духовного персонала).

        Ст. 44, 48 того же протокола указывает, что комбатанты должны отличать себя от гражданских лиц следующим образом:

  • носить форменную одежду, единообразные эмблемы, нашивки, другие знаки принадлежности, которые можно распознать издалека;
  • подчиняться иерархическому командованию, то есть приказам лица, ответственного за своих подчиненных и устанавливающего правила внутренней дисциплины;
  • в своих действиюях соблюдать законы и обычаи войны;
  • открыто носить оружие во время боевых действий или во время подготовки к их развертыванию, при этом находясь на виду у противника. Это основное требование I Дополнительного протокола к Женевским конвенциям, которое позволяет лицу сохранить статус комбатанта, даже если им утрачены все прочие признаки комбатанта.

        Надо отметить, что в рамках немеждународного вооруженного конфликта (такого, в котором по крайней мере одна их участвующих сторон не представляет правительство) комбатантами могут считаться только члены вооруженных сил государства. Другим сторонам немеждународного вооруженного конфликта, таким, как члены вооруженных неправительственных формирований (организованных групп), статус комбатантов не предоставляется. Это означает, что они лишены соответствующего юридического статуса и привилегий, полагающихся комбатантам[4].

       Ст. 50 I Дополнительного протокола от 8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г.[5] разъясняет: гражданским лицом является любое лицо, не принадлежащее комбатантам — то есть, дается отрицательное определение гражданского лица. Защите жертв немеждународных вооруженных конфликтов посвящен II Дополнительный протокол от 8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года[6], который так же использует понятия гражданского лица и гражданского населения, хотя и не дает им определений. Поскольку в рамках немеждународных вооруженных конфликтов статус комбатанта в целом отсутствует, то под гражданским лицом понимается лицо, которое не входит в состав вооруженных организованных групп [7].

        Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним содержат множество положений о защите гражданского населения от прямых нападений, в частности:

  • стороны вооруженного конфликта обязаны проводить различие между гражданскими лицами и комбатантами[8];
  • гражданское население и гражданские объекты не должны являться объектом нападений[9], законной военной целью являются только военные объекты и состав сил сторон вооруженного конфликта[10];
  • запрещено использование гражданских лиц для защиты или прикрытия от нападения военных объектов или операций[11];
  • запрещены неизбирательные нападения, последствия которых не могут быть ограничены, на военные объекты, гражданских лиц и их имущество; в отношении гражданского населения запрещено применение репрессалий и террор[12];
  • запрещена дискриминация среди гражданского населения, всем гражданским лицам правовая защита от военной опасности предоставляется в равной мере; присутствие среди гражданского населения лиц, не имеющих статуса гражданского лица, не умаляет этого положения; при возникновении сомнений в статусе лица оно считается гражданским[13].

          В Женевских конвенциях от 12 августа 1949 г. существуют положения о гражданских лицах, принимающих непосредственное участие вооруженных конфликтах, как международных, так и немеждународных[14], [15]. Такие лица на время непосредственного участия в военных действиях не лишаются статуса гражданского лица, но лишаются защиты, положенной им по нормам международного гуманитарного права.

          При этом само понятие «непосредственного участия» в договорном международном гуманитарном праве отсутствует, а также четкое представление о нем не может быть сформировано на основе решений международных судебных органов или практики государств[16]. Понятие «непосредственного участия» гражданских лиц в военных действиях не относится к отдельным актам насилия внутри страны (внутренние беспорядки, бунты и пр.).

          Отдельно стоит отметить, что члены организованных вооруженных негосударственных формирований, участвующие в вооруженном конфликте, теряют статус гражданского лица и защиту от прямых нападений на время продолжающегося участия в боевых действиях (на время участия в вооруженном формировании).

          Руководство Международного Красного креста по толкованию понятия «Непосредственное участие в военных действиях» в свете международного гуманитарного права отмечает, что у непосредственного участия есть три основных критерия[17]. Непосредственное участие гражданского лица в военных действиях всегда отвечает одновременно трем признакам:

  1. Порог вреда. Действие должно оказать существенное влияние на ход военных операций одной из сторон вооруженного конфликта или на её возможность проводить военные операции, либо действие должно навредить лицам или объектам, находящимся под защитой под прямых нападений (смерть, повреждения, уничтожение).
  2. Прямая причинно-следственная связь. Между действием либо военной операцией, составной частью которой является действие, и возможным вредом от него должна существовать прямая связь.
  3. Связь с комбатантом (belligerent nexus). Действие должно иметь целью напрямую нанести существенный вред одной стороне вооруженного конфликта и тем самым обеспечить преимущество другой стороне вооруженного конфликта.

          Правовое явление, в ходе которого гражданское лицо то утрачивает, то обретает защиту от прямых нападений в зависимости от того, начало или закончило оно принимать непосредственное участие в военных действиях, получило название «вращающейся двери» защиты гражданского лица.

          Механизм «вращающейся двери» нельзя считать правовой коллизией или несовершенством правового регулирования международного гуманитарного права, так как он предотвращает нападения на гражданских лиц, которые в конкретный момент времени не представляют военной угрозы. При этом поведение гражданских лиц в условиях вооруженного конфликта трудно предсказать и оценить, поскольку оно зависит от множества постоянно меняющихся факторов.

Даже если гражданское лицо уже принимало непосредственное участие в военных действиях добровольно или принудительно (под давлением, угрозой), невозможно с уверенностью утверждать, что такое поведение повториться в дальнейшем[18]. Это положение было подтверждено практикой судов, например, в решении Международного трибунала по бывшей Югославии по делу Тихомира Блашкича[19].

          Вместе с тем поведение гражданских лиц в корне отличается от поведения членов вооруженных формирований, которые имеют неизменную цель — вести военные действия в поддержку одной из сторон вооруженного конфликта. Понятие «непосредственного участия» относится к конкретным актам враждебного поведения, в которых задействовано гражданское лицо. Соответственно, его защита восстанавливается международным гуманитарным правом каждый раз, когда гражданское лицо прекращает участвовать во враждебных актах.

          Для членов вооруженных формирований механизм «вращающейся двери» может осложнять правильную оценку ситуации и их собственных действий на поле боя, однако он необходим для защиты гражданских лиц от ошибочных нападений и должен приниматься во внимание членами вооруженных формирований.

          При этом эксперты отмечают: несмотря на то, что правовой механизм «вращающейся двери» — это составная часть положений Дополнительных протоколов к Женевским конвенциям[20], [21] о непосредственном участии гражданских лиц в военных действиях, на практике проведение различия между членами вооруженных формирований и гражданскими лицами затруднено. Один из наиболее сложных факторов для оценки — временной фактор: в большинстве ситуаций затруднительно установить, систематически лицо участвует в военных действиях или участие носит единоразовый характер.

        На практике существуют два подхода к определению такого фактора — «функциональный» (functional membership approach) и «ситуационный» (specific acts approach)[22]. Функциональный подход гласит, что проведение различия между гражданскими лицами и комбатантами проводится на основе информации об их поведении в течение длительного времени, после чего готовится нападение. Ситуационный подход означает, что различие между гражданскими лицами и комбатантами проводится на основе информации об их поведении в конкретный момент времени, когда готовится нападение, и в условиях, когда затруднительно или невозможно оценить поведение этих лиц на протяжении длительного времени.

        Применение этих подходов зависит от типа военной операции, которые можно условно разделить на ответные и активные (упреждающие).

        В первом случае военная операция производится в ответ на нападение. Как правило, отвечающей стороне не хватает разведывательных данных для того, чтобы определить, к какой категории принадлежат атакующие (к комбатантам или к гражданским лицам, принимающим непосредственное участие в военных действиях). В такой ситуации возможно полагаться лишь на предположения, сделанные на основе индивидуального поведения атакующих. Пример: можно предположить, что лица, запускающие снаряды — члены вооруженной группировки, но их действия в любом случае являются враждебным актом, непосредственным участием в вооруженном конфликте. Согласно конкретному подходу, ответное прямое нападение на этих лиц правомерно.

        Во втором случае военная операция инициируется самими членами вооруженной группы (не является ответной). В её основе лежат подтвержденные разведывательные данные в отношении статуса лиц, состоящих во вражеской вооруженной группе (отдают ли они приказы, какой статус имеют в группе, какие функции выполняют, какие имеют полномочия). При этом инициативные (упреждающие) военные операции могут проводиться в момент, когда лица, в отношении которых запланировано нападение, не принимают активного участия в военных действиях. В такой ситуации требуется тщательно разграничить комбатантов и гражданских лиц.

        И функциональный, и ситуационный подходы обоснованы и применимы в описанных выше ситуациях, но стоит отметить, что обстоятельства военных действий не всегда соответствуют этим двум сценариям, то есть, подходы не универсальны.

        Таким образом, проблема неоднократных утраты и обретения гражданскими лицами защиты от прямых нападений связана со следующими аспектами: во-первых, в международном гуманитарном праве отсутствует нормативное закрепление понятия «непосредственного участия» в боевых действиях. Во-вторых, реализация правового механизма «вращающейся двери» участниками вооруженного конфликта осложнена на практике: в частности, затруднительно определить «временной фактор», то есть, установить, систематически или единоразово гражданское лицо непосредственно участвует в военных действиях. В-третьих, в этой связи существуют два разных подхода (функциональный и ситуационный) к разграничению комбатантов и гражданских лиц по временному фактору, но эти подходы не являются универсальными и не могут применяться к широкому спектру сценариев, происходящих на поле боя.

        Международным научном сообществом на протяжении длительного времени проведены исследования понятия «непосредственного участия» в боевых действиях, выявлены его признаки, понятие косвенно упоминается в международной судебной практике и присутствует в практике государств. Следовательно, подготовлена теоретическая основа для обсуждений на международных площадках о нормативном закреплении понятия непосредственного участия — например, в актах рекомендательного характера регионального, межрегионального, международного уровня.

        Предположительно, в будущем развитие технологий, используемых в военных действиях, систем слежения, совершенствование методов разведки позволит членам вооруженных групп оперативно получать подробные данные о статусе лиц, на которых готовится нападение, и таким образом следовать принципу проведения различия в своих действиях. При этом существующие функциональный и ситуационный подход к проведению различия гражданских лиц и комбатантов по временному фактору, несмотря на неуниверсальность, являются действенными и успешно применяются на практике. Вопрос о поиске универсального, более гибкого подхода или подходов, охватывающих более широкий спектр сценариев на поле боя, может быть рассмотрен на экспертных международных площадках таких организаций, как Международный комитет Красного креста или Организация Объединенных наций.

Пристатейный библиографический список:

  1. International Committee of Red Cross. Civilian «direct participation in hostilities»: overview. // ICRC Journal. 2010.
  2. International Committee of Red Cross. Nilz Melzer. Interpretive guidance on the notion of Direct participation in hostilities under international humanitarian law.
  3. International Committee of Red Cross. Fourth Expert Meeting on the Notion of Direct Participation in Hostilities. Summary Report. 2006.


[1] International Committee of Red Cross. Civilian «direct participation in hostilities»: overview. // ICRC Journal. 2010. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.icrc.org/en/document/civilian-direct-participation-hostilities (дата обращения: 20.11.2023).

[2] III Женевская конвенция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г.: офиц. текст [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/misc/geneva-conventon-3.htm (дата обращения: 20.11.2023).

[3] I Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 8 июня 1977 г.: офиц. текст [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/misc/treaties-additional-protocol-1.htm (дата обращения: 20.11.2023).

[4] Международный комитет Красного креста. Базы данных по международному гуманитарному праву.
Норма 3. Определение комбатантов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ihl-databases.icrc.org/ru/customary-ihl/v1/rule5 (дата обращения: 20.11.2023).

[5] I Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты
жертв международных вооруженных конфликтов от 8 июня 1977 г.: офиц. текст [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/misc/treaties-additional-protocol-1.htm (дата обращения: 20.11.2023).

[6] II Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты
жертв международных вооруженных конфликтов, от 8 июня 1977 года: офиц. текст. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/misc/6lkb3l.htm (дата обращения: 20.11.2023).

[7] Международный комитет Красного креста. Базы данных по международному гуманитарному праву.
Норма 5. Определение гражданских лиц. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ihl-databases.icrc.org/ru/customary-ihl/v1/rule5 (дата обращения: 21.11.2023).

[8] I Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях
от 12 августа 1949 г.: офиц. текст. [Электронный ресурс]. Cт. 48. – Режим доступа: https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/misc/geneva-conventon-1.htm (дата обращения: 20.11.2023).

[9] IV Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны
от 12 августа 1949 г.: офиц. текст. [Электронный ресурс]. Ст. 13. – Режим доступа: https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/misc/geneva-convention-4.htm (дата обращения: 20.11.2023).

[10] I Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 8 июня 1977 г.: офиц. текст [Электронный ресурс]. Cт. 52. – Режим доступа: https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/misc/treaties-additional-protocol-1.htm (дата обращения: 20.11.2023).

[11] I Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях
от 12 августа 1949 г.: офиц. текст. [Электронный ресурс]. Ст. 51. – Режим доступа: https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/misc/geneva-conventon-1.htm (дата обращения: 20.11.2023).

[12] Там же.

[13] I Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 8 июня 1977 г.: офиц. текст [Электронный ресурс]. Ст. 50, 51. – Режим доступа: https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/misc/treaties-additional-protocol-1.htm (дата обращения: 20.11.2023).

[14] I Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях
от 12 августа 1949 г.: офиц. текст. [Электронный ресурс]. Ст. 45, ст. 51. – Режим доступа: https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/misc/geneva-conventon-1.htm (дата обращения: 20.11.2023).

[15] II Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море от 12 августа 1949 г.: офиц. текст. [Электронный ресурс]. Ст. 13. – Режим доступа: https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/misc/geneva-conventon-2.htm (дата обращения: 20.11.2023).

[16] International Committee of Red Cross. Nilz Melzer. Interpretive guidance on the notion of
Direct participation in hostilities under international humanitarian law. P. 41 // – Режим доступа:  https://www.icrc.org/en/doc/assets/files/other/icrc-002-0990.pdf (дата обращения: 20.11.2023).

[17] International Committee of Red Cross. Nilz Melzer. Interpretive guidance on the notion of
Direct participation in hostilities under international humanitarian law. P. 46 // – Режим доступа:  https://www.icrc.org/en/doc/assets/files/other/icrc-002-0990.pdf (дата обращения: 20.11.2023).

[18] International Committee of Red Cross. Fourth Expert Meeting on the Notion of Direct Participation in Hostilities. Summary Report. 2006. P. 66. – Режим доступа: https://www.icrc.org/en/doc/assets/files/other/2006-03-report-dph-2006-icrc.pdf (дата обращения: 20.11.2023).

[19] International Criminal Tribunal for the former Yugoslavia. Prosecutor v. Blaskic, Case No.
IT -95-14-A, Judgment of 29 July 2004. § 157. – Режим доступа: https://www.icty.org/x/cases/blaskic/acjug/en/ (дата обращения: 20.11.2023).

[20] I Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 8 июня 1977 г.: офиц. текст [Электронный ресурс]. Ст. 51. – Режим доступа: https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/misc/treaties-additional-protocol-1.htm (дата обращения: 20.11.2023).

[21] II Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, от 8 июня 1977 года: офиц. текст. [Электронный ресурс]. Ст. 13. – Режим доступа: https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/misc/6lkb3l.htm (дата обращения: 20.11.2023).

[22] International Committee of Red Cross. Fourth Expert Meeting on the Notion of Direct Participation in Hostilities. Summary Report. 2006. P. 56. – Режим доступа: https://www.icrc.org/en/doc/assets/files/other/2006-03-report-dph-2006-icrc.pdf (дата обращения: 20.11.2023).

Информация об авторе:

Ладутько Кристина Фуадовна, аспирант III курса Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС).

Information about the author:

Kristina Fuadovna Ladutko, third-year graduate student at the Russian Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA).

Добавить комментарий

Войти с помощью: