Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Проблемы Европейского нотариата, связанные с интеграционными процессами в Европейском Союзе

В статье анализируется ряд наиболее актуальных проблем правоприменения общеевропейских правовых норм в области нотариальной деятельности. На основе изучения опыта деятельности нотариусов во Франции, Нидерландах, Великобритании и ряда стран Восточной Европы, а также отдельные решения Европейского суда авторы выделяют основные преграды на пути интеграционных процессов в области нотариата в ЕС.

Ключевые слова: Европейский Союз, нотариат, нотариальная деятельность, скривенер-нотариус, Европейский Кодекс Нотариальной этики

 

ISSUES OF THE EUROPEAN NOTARY ASSOCIATED WITH THE INTEGRATION PROCESSES IN THE EUROPEAN UNION

Abstract: The article analyzes some of the most urgent problems of European enforcement of legal norms in the field of notarial activity. On the basis of the experience of the Notaries in France, the Netherlands, the UK and several countries in Eastern Europe, as well as individual decisions of the European Court of the authors identify the main obstacles to the integration processes in the field of notarial activity in the EU.

Keywords: The European Union, notary, notarial activity, Scrivener Notaries, European Code of Notarial Professional Ethics 

Евросоюз

В настоящее время, Европейский Союз, несмотря на все сложности политического, экономического, правового характера, остается динамично развивающейся международной организацией. Он объединяет двадцать восемь стран Европы. При чем, объединение происходит не только в в рамках таможенных границ, но и культурной, политической и правовой интеграции.

Закономерно, что не все граждане Европейского Союза, согласны с проводимой ЕС политикой. Однако проблема заключается не только в нежелании проведения интеграционных процессов, со стороны определенных политических кругов ЕС, но и в реализации некоторых общеевропейских правовых норм на практике. Рассмотрим ряд проблем правоприменения в сфере нотариальной деятельности.

Одной из проблем европейского нотариата является право свободного перемещения, выбора места жительства и работы, всех граждан ЕС. В Европейском Союзе сосуществуют государства с различной историей и  различными правовыми системами. Так, например, большинство стран Западной Европы объединены в семью континентального права в то время, как в Великобритании и Ирландии существует английское (или общее) право. И даже в рамках семьи континентального права, невозможно говорить о полном единообразии национальных систем права.

Например, и Франция, и Хорватия, и Эстония входят в число стран континентального права. Однако Францию, неформально называют родиной современного нотариата и традиции нотариального права, сформированные в этой стране, никак нельзя сравнивать с правом Хорватии, Эстонии или других стран Восточной Европы. Такие страны, как Польша, Чехия, Словакия менее чем тридцать лет назад были странами с социалистической политико-правовой системой, в то время как, Эстония, Латвия и Литва и вовсе входили в состав СССР. Социалистическое право, во многом преобразовало внутригосударственное правосознание и правоприменение. По сути, социалистическое право отрицало нотариат в его «буржуазном» проявлении. Отсутствовала частная нотариальная практика, а нотариус фактически рассматривался в качестве государственного служащего[1].

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что страны Восточной Европы, при всем их желании, развивать демократические институты, в течение долгого времени просто не имели такой возможности. Следовательно, нотариальную деятельность осуществляемую во Франции, традиции нотариата этой страны, невозможно сравнивать с нотариальной деятельностью, осуществляемой в странах Восточной Европы.

В Европейском Союзе Франция и ряд других европейских государств, а именно: Королевство Бельгия, Королевство Люксембург, Австрийская Республика, ФРГ, Греческая Республика, Республика Португалия, стали проводить дискриминационную практику в рамках нотариальной деятельности.

Договор о функционировании Европейского Союза, закрепляет право за гражданами стран Европейского Союза свободно перемещаться по территории ЕС и «предполагает отмену любой дискриминации по признаку национального гражданства между работниками государств-членов в вопросах трудовой деятельности, заработной платы и других условий труда»[2]. Однако  предполагается, что данная норма права не распространяется на работу в публичной администрации[3].

Франция и остальные названные страны, в течение нескольких лет, приравнивали нотариальную деятельность к государственной службе. Ссылаясь, на оговорку, данную в пункте 2, статьи 45 Договора о функционировании Европейского Союза, и не допускали к выполнению нотариальных полномочий граждан других стран Европейского Союза. Такое решение, было подкреплено тезисом о том, что нотариус в ходе осуществления своей деятельности, может сталкиваться с документами, составляющими тайну, в том числе и государственную. Следовательно, осуществление нотариальной деятельности иностранными гражданами, может влиять на государственный суверенитет и право невмешательства во внутренние дела государства.

Европейская Комиссия, в течение нескольких лет, изучала эту проблему. Главным вопросом, стоявшим перед ней, был вопрос о правомерности недопущения к нотариальной практике иностранных граждан, являющихся одновременно, гражданами Европейского Союза. В результате проверки, Европейская Комиссия подала иск в Европейский Суд против семи государств-членов ЕС.

Европейский суд

В 2011 году Европейский Суд вынес решение, в котором признал дискриминацию по принципу гражданства, неправомерной. В решении суда говорится о том, что основной задачей нотариуса, является изучение подлинности соглашений и фиксация этого факта. Деятельность нотариуса, по мнению суда: «не является прямо и конкретно связанной с исполнением официальных полномочий»[4]. Кроме того, суд обратил внимание на тот факт, что нотариусы несут личную и материальную ответственность перед своими клиентами, что отличает их от государственных служащих, ответственность за действия которых, берет на себя государство.

Из сказанного, Европейский Суд делает вывод о том, что нотариальная деятельность не может приравниваться к государственной службе, а, следовательно, государства, проводившие дискриминационную практику, должны ее прекратить и допустить к осуществлению нотариальной деятельности любых граждан стран ЕС, обладающих достаточной квалификацией для этого.

Некоторые европейские юристы, выразили озабоченность в связи с таким решением. По их мнению, это право может привести к «нотариальной миграции», когда профессиональные нотариусы будут покидать свои национальные страны, в поисках более выгодного места работы. В результате таких перемещений, может появиться более высокая концентрация нотариусов в развитых странах, и нотариальная «пустота» в менее развитых странах[5].

На практике, эти опасения оказались не до конца обоснованными. С одной стороны, в некоторых государствах, свободное перемещение нотариусов, действительно привело к своеобразному кризису. Например, в Нидерландах и Франции, наблюдается высокая концентрация нотариусов в крупных городах и полное их отсутствие в провинции[6].

С другой стороны, стоит понимать, что помимо гражданства, лица, претендующие на получение права заниматься нотариальной деятельностью, должны обладать соответствующей компетенцией и проходить специальные конкурсы. Например, нотариальное право ФРГ знает несколько видов нотариусов: нотариусы, нотариусы-адвокаты, нотариусы-государственные служащие[7]. Каждая федеральная земля отдает предпочтение одному из названных видов и устанавливает правила проведения конкурса на соискание этой должности. Следовательно, нотариальной деятельностью будет заниматься то, лицо, которое обладает достаточной компетенцией и отвечает установленным законом требованиям. При соблюдении этих условий, гражданство лица, выполняющего нотариальные функции, действительно не имеет значения.

Вторая проблема заключается в том, что даже в странах континентальной правовой семьи, наблюдаются коллизии в понимании роли и функций нотариуса. Уже говорилось о том, что право Германии, выделяет три вида нотариусов (нотариусы, нотариусы-адвокаты, нотариусы- государственные служащие), а например, в Португалии нотариусы имеют статус государственных служащих. Следовательно, возникает вопрос о коллизиях правоприменения между нормами международного права, внутригосударственного права и традициями.

Эта проблема наиболее наглядно, может быть проиллюстрирована на примере Великобритании.

В силу особого исторического развития и специфики английской правовой системы, понятия нотариус и нотариальная деятельность в Великобритании, коренным образом отличаются от понимания придаваемого правом Европейского Союза. Только после вступления Великобритании в ЕС, европейское понимание нотариальной деятельности стало распространяться на британское право.

На данный момент, в Великобритании, существует два вида нотариусов: обычный нотариус и скривенер-нотариус. В результате исторического развития, английское право, долгое время игнорировало письменный договор, как существенное доказательство. Судебный процесс, строился в основном на свидетельских показаниях.

нотариус

Обычные нотариусы, занимаются фактически, юридической практикой, не относящейся к нотариальным видам деятельности: юридическая консультация, адвокатура и лишь, изредка выполняют непосредственно нотариальные функции. На сегодняшний день, понятие обычного нотариуса, в Великобритании, существенно отличается от европейского понимания[8].

Нотариальной деятельностью, в европейском понимании этого термина, занимаются скривенер-нотариус[9]. Сообщество скривенер-нотариусов, является достаточно закрытым и привилегированным. Их деятельность не зависит от «Общества юристов Англии и Уэльса», кроме того, процедура получения звания скривенер-нотариуса, очень трудна даже для английских юристов. В тоже время, их деятельность является непосредственно нотариальной и направлена на сопровождение договоров между британскими физическими/юридическими лицами и иностранцами. В силу специфики своей профессии, скривенер-нотариусы разбираются не только в праве Великобритании, но и в европейском нотариальном праве, в его в конвенциях, резолюциях и кодексах. Среди них, можно выделить, такие документы как: «Европейский Кодекс Нотариальной этики»[10]; Регламент ЕС «О компетенции, применимом праве, признании и исполнении решений, принятии и исполнении нотариальных актов по вопросам наследования, а также о создании европейского свидетельства о наследовании»[11]; Резолюция Европейского парламента «Нотариат в Европейском Сообществе»[12]. Особо отметим, что «Европейский Кодекс Нотариальной этики» является соглашением между европейскими нотариусами и носит скорее морально-этический характер, нежели обязательный юридический.

Таким образом, складывается феноменальная ситуация, при которой британские юристы, исполняющие нотариальные функции, могут разбираться в нотариальном праве европейских стран, лучше, чем сами граждане этих стран.

Из вышесказанного можно сделать несколько выводов.

Основной трудностью в деятельности нотариата стран ЕС, связанной с интеграционными процессами, является возможность свободного выбора места жительства и работы всеми гражданами стран Европейского Союза. В результате, такого права возникает недостаток квалифицированных нотариусов в менее развитых местностях, и перенасыщение в крупных, развитых европейских городах.

Также усложняет ситуацию фактическое игнорирование решения Европейского Суда, некоторыми государствами-членами ЕС. Несмотря на то, что в 2011 году, Суд запретил проведение дискриминационной политики, в сфере нотариальной деятельности, по признаку гражданства, такие страны, как Германия или Великобритания, устанавливают высокие требования, предъявляемые к кандидатам в нотариусы, которые находятся на недостижимом для юристов — иностранцев уровне.

Еще одной трудностью, с которой сталкивается европейский нотариат, является различный подход, к пониманию нотариальных функций в разных государствах. Наиболее наглядно, эту проблему, иллюстрирует подход британской юридической практики. В отличие от европейского нотариального права, законодательство Великобритании не возлагает на нотариусов тех, важных полномочий, которыми они обладают в континентальной системе права.

С другой стороны, британские скривенер-нотариусы, обладают настолько высокой квалификацией, что могут осуществлять нотариальную практику, практически в любом европейском государстве. При этом их деятельность, будет защищена Решением суда ЕС, от 24 мая 2011 года.

Наиболее эффективные методы решения актуальных проблем реализации общеевропейских правовых норм ЕС в области нотариальной деятельности могут быть использованы в практике нотариальной деятельности государств-членов Евразийского экономического союза.

Библиографический список:

  1. Статья «Некоторые тенденции эволюции нотариата и нотариальной формы в мире» / Медведев И.Г. // «Нотариальный вестник», май 2014 года
  2. Статья «Нотариальное право Германии» / статья подготовлена Германским Фондом международного правового сотрудничества совместно с Федеральной нотариальной палатой // «Нотариальный вестник», сентябрь 2012 года
  3. Статья «Юридические профессии в Соединенном Королевстве (Англия и Уэльс)» / А.В. Ястребов, Ю.И. Руденко // «Нотариальный вестник», июль 2012 года
  4. Code notarial — Edition 2017, Conseil Supérieur du Notariat, LexisNexis / Code Bleu, 1316 P.
  5. Economic impact of regulation in the field of liberal professions in different. Member States. Iain Paterson, Marcel Fink, Anthony Ogus. Study for the European Commission, 2003, URL: http://ec.europa.eu/competition/sectors/professional_services/studies/executive_en.pdf

Мишальченко Юрий Владимирович, доктор юридических наук, доктор экономических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, профессор кафедры европейских исследований myv2008@mail.ru

Служебный адрес: Санкт-Петербург ул.Смольного 1/3 9-й подъезд факультет международных отношений, Mishalchenko Yury Vladimirovich, PhD of Law (habil.), PhD of Economic (habil.), professor, Saint-Petersburg State University, Professor of Faculty of International relation, Work address: Saint-Petersburg, Smolnogo st. 1/3, 9 entrance Faculty of International relation

Забелина Виктория Владимировна, магистр, Санкт-Петербургский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», 199178, г. Санкт-Петербург, В.О., 10-я линия, д. 19 лит. А

199178, г. Санкт-Петербург, В.О., 10-я линия, д. 19 лит. А, +79811310422, zabelina.vika2013@yandex.ru

[1] Закон СССР «О государственном нотариате» от 19 июля 1973 года, с изменениями и дополнениями внесенными Указом Президиума ВС СССР от 16.02.1979 // Москва, «Юридическая литература», 1984

[2] Договор о функционировании Европейского Союза, от 25 марта 1957 года ст.45, п.1, // документ опубликован на официальном сайте Европейского парламента / http://www.europarl.europa.eu/ (дата обращения к сайту 28.01. 2017)

[3]Договор о функционировании Европейского Союза, от 25 марта 1957 года ст.45, п.2, // документ опубликован на официальном сайте Европейского парламента / http://www.europarl.europa.eu/ (дата обращения к сайту 28.01. 2017)

[4] Решение суда ЕС «Комиссия против семи государств-членов» от 24.05.2011// документ опубликован на официальном сайте Европейского парламента / http://www.europarl.europa.eu/ (дата обращения к сайту 28.01. 2017)

[5] См. например Медведев И.Г. Некоторые тенденции эволюции нотариата и нотариальной формы в мире // Нотариальный вестник. №5 (Май). №2014.

[6] См. например Медведев И.Г. Некоторые тенденции эволюции нотариата и нотариальной формы в мире // Нотариальный вестник. №5 (Май). №2014.

[7] «Нотариальное право Германии», статья подготовлена Германским Фондом международного правового сотрудничества совместно с Федеральной нотариальной палатой, «Нотариальный вестник» 03 сентября 2012 года, URL: https://notariat.ru/publ/zhurnal-notarialnyj-vestnik/archive/3406/3440/, (дата обращения к сайту 28.01. 2017)

[8] «Юридические профессии в Соединенном Королевстве (Англия и Уэльс)» А.В. Ястребов, Ю.И. Руденко, «Нотариальный вестник», 1 июля 2012

[9] Там же

[10] «Европейский Кодекс Нотариальной этики», принят Конференцией нотариусов Европейского Союза 3–4 февраля 1995 года в Неаполе, изменен 20–21октября 1995 года в Граце, 17–18 марта 2000 года в Брюсселе и 9 ноября 2002 года в Мюнхене

[11] Европейский Регламент ЕС 650/2012 «О компетенции, применимом праве, признании и исполнении решений, принятии и исполнении нотариальных актов по вопросам наследования, а также о создании европейского свидетельства о наследовании», от 4 июля 2012 г

[12] Резолюция Европейского парламента «Нотариат в Европейском Сообществе», от 18 января 1994 г.

Об авторах:

Мишальченко Юрий Владимирович, доктор юридических наук, доктор экономических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, профессор кафедры европейских исследований

Забелина Виктория Владимировна, магистр, Санкт-Петербургский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», 199178, г. Санкт-Петербург, В.О., 10-я линия, д. 19 лит. А

About the autors:

Mishalchenko Yury Vladimirovich, PhD of Law (habil.), PhD of Economic (habil.), professor, Saint-Petersburg State University, Professor of Faculty of International relation

Zabelina Victoria Vladimirovna, Master, St. Petersburg Institute (Branch) of the Federal State Budget Educational Educational Institution of Higher Education «All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia)», 199178, St. Petersburg, VO, 10th Line, d. 19 litas. A

Добавить комментарий

Войти с помощью: