Каждому стартапу приходится проходить свой собственный путь, но, не смотря на это, существует классическое разделение жизнедеятельности проекта на этапы. Совсем не значит, что все они проходят один за другим, при стремительном развитии стартап может «проскочить» какой-то из них. Но, тем не менее, основные ему миновать не получится, поскольку деление основывается на закономерностях, относящихся в той или иной степени к любой только что появившейся компании. Один из таких процессов – интернационализация — связана с двумя составляющими: фирмы повышают уровень осведомленности, как о прямом, так и косвенном влиянии на их деятельность международных операций, а также осуществляют операции в других странах. В данной статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются компании в ходе этого процесса.
Ключевые слова: стартап, барьеры, интернационализация, инновационные технологии, информация, маркетинговая стратегия.
Problems Of Implementing the Process Of Internationalization Of Startups In Agriculture
Abstract: Each startup has to go its own way, but despite this, there is a classic division of the project’s life activity into stages. It does not mean that all of them pass one after another, with rapid development, a startup can «skip» one of them. But, nevertheless, it will not be possible to avoid the main ones, since the division is based on patterns that relate to one degree or another to any newly emerged company. One of these processes, internationalization, involves two components: firms raise awareness of both the direct and indirect impact of international operations on their operations, and they also conduct operations in other countries. This article discusses the challenges that companies face during this process.
Keywords: startup, barriers, internationalization, innovative technologies, information, marketing strategy.
Управление инновациями предполагает и требует творчества, вдохновения и стратегического мышления, поскольку необходимо иметь дело с неопределенным ядром создания бизнеса, окруженного множеством субъективных определений. Инновационный мир сельскохозяйственных технологий, который разрабатывает инновационные решения для аграрного сектора, привлекает интерес к этой области и дает понимание потребностей и ограничений, в которых она существует.
Россия играет важную роль в этой сфере, и развитие инновационных технологий имеет решающее значение для поддержания высоких показателей производительности труда, положения между лидерами экспорта и повышения рентабельности и устойчивости производства. Поэтому вовлеченные стартапы должны держать фокус в перспективе интернационализации и глобализации, чтобы выжить в условиях внутренней и внешней конкуренции.
Часто можно услышать, что каждая компания, чтобы стать успешной и быть важным игроком на рынке с перспективой и стабильностью, должна быть ориентирована не только на локальный или национальный уровень, но и на глобальный.
Стратегия глобализации, интернационализация компании — это обычная практика в настоящее время среди инновационных технологических компаний. Каждый стартап и каждая молодая компании нуждаются в максимально точном ответе на вопрос «Готовы ли мы к интернационализации и как это делать?». Но проблема заключается в отсутствии стандартного источника для такого ответа, и любой вид дорожной карты или контрольного перечня, который может быть использован в качестве поддержки при принятии решений, отсутствует. [2]
Хорошо известно, что население земли стремительно увеличивается, и цифра 10 миллиардов может быть достигнута в ближайшие 30 лет. Это увеличение автоматически означает более высокую потребность в производстве, доставке и безопасности пищевых продуктов. Поэтому требуется ставить высокие задачи для этого мира, который нуждается во все большем регулировании, для того, чтобы защитить окружающую среду и уровень жизни.
Сельскохозяйственные угодья сегодня составляют около 37,6% от общей площади земель, а производство зерновых в мире в 2019 году достигло 2,98 млрд тонн. Сельскохозяйственный бум начался с момента гибридизации, развития техники и удобрений. Инвестиции в НИОКР приносят новые решения и лучшие результаты, и сегодня существует интенсивный интерес со стороны многих стран быть частью этой инновационной конкуренции или инновационного сотрудничества, но этот интерес зависит и от регионов и других социально-политических факторов [6].
В настоящее время технологическая революция ознаменована информацией, которую можно назвать наукой о данных. Она включает в себя сбор данных из нескольких источников, применение моделей, проведение анализа и создание информационных продуктов, которые могут быть использованы неспециалистами. Это позволит работникам и собственникам сельскохозяйственных угодий принимать решение об организации
фермерских хозяйств в будущем, основываясь на тех данных, которые поступают не только от его, но и от всех других ферм. Речь идёт о массивном облачном агрегаторе, способном собирать, интерпретировать огромные объёмы данных и извлекать локальную ценность для отдельного фермера. Это большие данные и, без сомнения, это будущее сельского хозяйства.
За последние пару десятилетий фермеры освоили новые технологии, которые обычно используются для точного земледелия. Таким образом, хозяйствующие субъекты (государственные и частные компании) могут более эффективно использовать свои ресурсы, тем самым повышая прибыльность и одновременно оказывая положительное влияние на окружающую среду.
Выявление и понимание основных барьеров и проблем, с которыми сталкиваются компании в процессе интернационализации, имеет важное значение, поскольку дает возможность построить максимально точную и достоверную дорожную карту. Только так можно использовать эти знания и факторы для персонализации предлагаемого решения для аграрного сектора.[1]
Ключевые барьеры на пути интернационализации — это тема, представляющая интерес для многих исследователей. Например, это стало результатом исследования, проведенного в Чешской Республике более чем 135 чешскими компаниями из различных сфер, включая сельское хозяйство. Авторы даже использовали статистические методы для того, чтобы определить уровень корреляции между барьерами и успешностью фирмы.
На первых местах стояли барьеры языкового характера и тот факт, что они не имеют достаточного опыта работы на зарубежных рынках. В-третьих, компании считают, что стоимость маркетинга за рубежом слишком высока. Недалеко от этого находится четвёртая причина — недостаточная помощь и поддержка со стороны государственных структур. Отсутствие достаточной информации об объективном зарубежном рынке также является значительным тормозом. Почти в самом конце списка расположены финансовые вложения, необходимые для вступления, разница в культуре между странами и географическое положение с точки зрения расстояния. Вместо этого используемая статистическая валидация позволяет сделать интересные выводы. Прежде всего, даже если в компании считают, что языковые навыки являются значимым фактором в процессе интернационализации, это приводит к тому, что корреляция между ними и успехом компании является низкой, как и в случае наличия или отсутствия поддержки, получаемой от государственных структур. Однако, для менеджера очень важно иметь опыт работы с зарубежными рынками, а также способность получать актуальную информацию о будущем рынке. Из этого исследования следует, что анализ конкурентов с того рынка, что предпочитают клиенты, также не имеет большого значения, и только кажется, что анализ работает как триггер для принятия решения.
Немаловажную роль играет выбранная маркетинговая стратегия. Ещё в одном исследовании, проведенном в развивающейся стране Бангладеш, анализируются различные гипотезы о возможных барьерах на пути процесса интернационализации [3]. Во-первых, они анализируют ситуацию в своей стране и сравнивают её с такой же ситуацией в зарубежной стране. В отличие от предыдущего исследования, здесь в качестве возможных барьеров выступают недостаточные инвестиции в НИОКР, политическая нестабильность, коррупция и бюрократия, которые являются основными факторами, препятствующими внедрению новых технологий в сельском хозяйстве. В используемой для исследования модели обнаружена соответствующая корреляция между этими социально-экономическими факторами и уровнем сложности выхода на внешний рынок. В данном случае языковые навыки является условием межкультурного общения и наличия взаимопонимания.
Другое исследование, связанное с компаниями из стран с формирующейся экономикой, проведенное исследователями из Университета Дхофара в Омане, анализирует четыре гипотезы: финансовая доступность, деловая среда, возможности фирм и доступ к рынкам. Для того, чтобы получить результаты, авторы использовали сложную математическую модель — моделирование структурных уравнений — и выводы, из исследований в других странах.
Таким образом, гипотеза, связанная с финансовым положением, была самым ценным результатом. В целом стартапы недофинансируются и обычно получают отказы на получение займов в кредитных организациях, потому что считаются высокорискованными предприятиями и во многих случаях не имеют резервных финансовых источников. Именно поэтому данный фактор считается самым большим препятствием для процесса интернационализации.
Бизнес-возможности и ресурсы, существующие на местных рынках, оказывают последовательное влияние на импульсы интернационализации малых компаний. Качество специалистов, доступ к новым технологиям, предварительные проверки рынка, деловое сотрудничество между фирмами, талантливые работники и внедрение самых последних бизнес-моделей — это
факторы, недостаточно развитые в Омане в частности и в регионе Персидского залива в целом. Таким образом, бизнес-среда стала серьёзной проблемой для компаний, планирующих выйти на внешние рынки.
Концепция глобального менталитета менеджеров появляется как часть возможностей фирмы в процессе интернационализации. Именно это вместе с динамикой фирмы в плане ведения переговоров, создания связей с другими фирмами на рынке и обеспечения устойчивости производственной и распределительной систем является частью третьей причины, по которой
компании могут потерпеть неудачу при выходе на внешние рынки.
И четвёртый фактор, который описывает трудности в конкурентной борьбе за пределами местного рынка, — это сочетание глобализации, когда многие компании используют самый последний инструмент маркетинга, и местного недостатка инвестиций и знаний в их обладании и использовании. Развитие навыков и импорт ноу-хау для того, чтобы получить уровень современных практик и способов действия, по-видимому, имеет решающее значение в бизнесе и для процесса интернационализации. Так можно наблюдать, что существуют, с одной стороны, барьеры, которые в целом стартапы могут испытывать в процессе интернационализации и, с другой стороны, ряд дополнительных факторов, связанных с развивающимися рынками. Поэтому стартапам из стран с формирующейся экономикой приходится прикладывать больше усилий и, по сравнению с развитыми странами, обычно начинать с низов. Выводы исследований схожи и могут быть определены важностью «наличия международного опыта» хотя бы на некоторых уровнях. В них появляется намерение стартапов отправить за границу ключевых сотрудников, которым они поручают процесс интернационализации, но это не всегда получается.
Анализируя испанские компании, можно обнаружить, что большинство барьеров в меньшей степени связаны с финансами, а в основном связаны со стратегией, топологией фирмы, доступом к информации, маркетинговым подходом, управлением и окружающей средой [4]. Кроме того, авторы разделили фирмы на две группы: те, которые используют конкурентную стратегию, и те, которые принимают реактивную стратегию для интернационализации. Результаты анализа показывают, что фирмы из первой группы, то есть те, у кого есть определённое конкурентное преимущество, определенный потенциал или какие-то импульсы из-за рубежа, больше озабочены внешними барьерами. В противоположность этому, фирмы из второй группы, то есть те, которые ожидают неконкретной ситуации для того, чтобы обдумать процесс интернационализации, озабочены главным образом внутренними препятствиями. В качестве вывода после изученных источников можно сделать общую схему основных категорий барьеров по типу и уровню риска (Рисунок 1).
Рисунок 1.
Возможные общие категории существующих барьеров интернационализации
Что касается важности всех барьеров, то можно определить три различных уровня: релевантные, умеренные и относительные.
Частью первой категории являются следующие барьеры: языковые навыки, различия в социальном подходе, отсутствие НИОКР мощностей, недоразвитость внутреннего рынка, ответственность за чужеродность, политическая нестабильность, юридические процедуры и коррупция.
В качестве средовых воздействий рассматриваются такие барьеры, как:
- опыт работы на зарубежных рынках,
- государственная поддержка и субсидии,
- высокие финансовые затраты,
- отсутствие информации о зарубежных рынках,
- трудности в поиске подходящего дистрибьютора,
- высокие затраты на продвижение на внешних рынках,
- административные проблемы,
- недостаток денежных средств,
- глубина и размер внутреннего рынка,
- управленческий спор и организационное недоверие,
- перевод сотрудников за границу.
Минимальные сложные барьеры для выхода на внешние рынки заключаются в различии культур, географическом расстоянии и нехватке управленческого времени.
Анализ широко доступной свободной информации, которая может быть изучена для обслуживания процесса интернационализации, является тем преимуществом, которое нельзя игнорировать. Существует множество различных видов практик и результатов, целая база данных, которая содержит необходимое для построения общего видения и представления о возможности быть успешным на том внешнем рынке, в котором заинтересованы менеджеры.
Библиографические источники:
- Атаманов А.В. Исследование ключевых факторов успеха стартапов в инновационной сфере и оценка рисков инновационного предпринимательства / Магистерская диссертация, Москва, 2015.
- Бланк С., Дорф Б. Стартап: настольная книга основателя/ Пер. с англ. 3- е изд. М.: Альпина Паблишер, 2015. 616 с.
- Ваничева Е.А. Обоснование этапов жизненного цикла стартапа // Вопросы экономики и права. 2018. № 2(116). С. 48-51.
- Митенко Е.А., Деткина Д.А. Проблемы продвижения стартапов в России // Экономика знаний: инновационная экосистема и новая индустриализация региона. Материалы конференции. Краснодар, 18-19 ноября 2016 г.
- Черданцев В.П., Плотников А.В. Инновационное предпринимательство – основа экономического развития региона/ Конкурентоспособность в глобальном мире: эконо-мика, наука, технологии. 2017 — № 11 (ч.6). с.821 — 823
- Шматко А.Д., Коршунов И.В. Повышение инновационной активности предприятий малого и среднего бизнеса в условиях многофакторных рисков и вызовов // В сборнике: Проблемы преобразования и регулирования региональных социально-экономических систем. Под редакцией С.В. Кузнецова. Санкт-Петербург, 2019. С. 76-79.
Информация об авторе:
Муратова Елена Андреевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой информационных технологий и программной инженерии ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова»
Information about the author:
Elena A. Muratova, candidate of economic Sciences, associate Professor, head of the Department of information technology and software engineering, Perm state agrarian and technological University named after academician D. N. Pryanishnikov»