Решение проблемы продовольственной безопасности в Российской Федерации, как и в мире, определяется развитием агропромышленной политики государства, направленной на обеспечение продовольственной безопасности страны в условиях производства продовольствия отечественными сельскохозяйственными товаропроизводителями. В статье дана оценка состояния обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации в условиях трансформаций в экономике государства, проведен анализ реализации показателей Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, рассматриваются основные аспекты обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации в контексте решений этой проблемы в мировых странах.
Ключевые слова: продовольственная безопасность; продовольственная политика; правовое регулирование; Доктрина продовольственной безопасности, сельскохозяйственные товаропроизводители.
Food security of the Russian Federation and food policy of the state
Abstract. The solution to the problem of food security in the Russian Federation, as well as in the world, is determined by the development of the state’s agro-industrial policy aimed at ensuring the country’s food security in conditions of food production by domestic agricultural producers. The article provides an assessment of the state of ensuring food security in the Russian Federation in the context of transformations in the state economy, analyzes the implementation of indicators of the Food Security Doctrine of the Russian Federation, examines the main aspects of ensuring food security in the Russian Federation in the context of solutions to this problem in world countries.
Keywords: food security; food policy; legal regulation; Food security doctrine, agricultural producers
УДК. 334.72 : 338.439: 339.9
Понятие «продовольственная безопасность» возникла и получила распространение в государствах после Второй мировой войны, когда продовольственная проблема приобрела актуальное значение для многих стран. В 1974 году Генеральная Ассамблея организации Объединённых Наций (ООН) приняла специальную резолюцию «Международные обязательства по обеспечению продовольственной безопасности в мире», в которой понятие «продовольственная безопасность» было определено как «…обеспечение гарантированного доступа всех жителей и в любое время к продовольственным ресурсам мира в количестве, необходимом для активной здоровой жизни». [1]
В 1985 году конгресс США принял закон о продовольственной безопасности США, который возвел обеспечение продовольственной безопасности в ранг важнейших стратегических задач экономической политики страны. Аналогичные законы были приняты и в других странах. Повышенное внимание к продовольственной проблеме было вызвано замедлением темпов роста производства продовольствия. По оценке ООН, в расчёте на одного жителя Земли к концу 90-х годов производство зерна сократилось на 12%, мяса – на 13%, рыбы – на 9%.
Объективными причинами называются:
— сокращение площади пахотных земель и, соответственно, посевов сельскохозяйственных культур, прежде всего зерновых;
— нехватка пресной воды, что не позволяло значительно расширить площади орошаемых земель;
— ограничение возможности существенного повышения урожайности основных сельскохозяйственных культур;
— снижения площадей пастбищного скотоводства по причине продуктивности пастбищ.
Перечисленное не исчерпывает иные причины, влияющие на устойчивость производства сельскохозяйственной продукции, а, следовательно, на продовольственную безопасность.
Продовольственная безопасность Российской Федерации с 1996 года получает особое звучание и научные подходы к правовому обеспечению решения этой социально-экономической проблемы.
Как известно, в ноябре 1996 года в Риме была проведена Всемирная конференция по вопросам питания, в которой приняли участие представители 173 стран, в том числе более 100 глав государств и правительств. Конференция приняла «Декларацию по вопросам мировой продовольственной безопасности», в которой была формулирована первоочередная задача мирового сообщества- сократить число голодающих жителей планеты, для чего:
— проводить политику борьбы с бедностью- главной причиной голода и недоедания;
-способствовать доступности продуктов питания для всех категорий населения;
— осуществлять политику поддержки и развития сельского хозяйства и лесного хозяйства с целью обеспечения продовольственной достаточности на уровне отдельных семей, народов, регионов, всего мира;
— способствовать развитию производства и торговли продовольствием в направлении формирования продовольственной безопасности через справедливую мировую торговую систему;
— готовиться к предупреждению и борьбе с последствиями стихийных бедствий, создавать продовольственные резервы.
Сегодня категория продовольственной безопасности получает отражение в законодательстве всё большего числа государств мира. Что касается Российской Федерации, то здесь необходимо отметить, что 04.09.1998 года Межведомственной комиссией по экономической безопасности Совета Безопасности РФ была одобрена «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации», в которой критериями ее обеспечения были определены:
— степень удостоверения физиологических потребностей населения в питательных веществах и энергии, соответствие рациона питания человека требованиям минимизации в продуктах питания вредных для здоровья веществ;
— уровень физической и экономической доступности продуктов питания для различных групп населения;
— стабильность цен на российском продовольственном рынке;
— степень независимости обеспечения граждан продуктами питания и ресурсного обеспечения агропромышленного комплекса от импортных закупок;
— уровень и темпы развития отраслей отечественного агропромышленного комплекса, возможности его расширенного воспроизводства;
— размеры стратегического запаса продовольствия в государственном резерве и оперативных продовольственных резервов;
— в количестве минимально допустимого уровня питания граждан по количеству и ассортименту продуктов питания принимаются нормы потребления минимальной потребительской корзины;
— продовольственную независимость Российской Федерации можно считать достаточной, если удельный вес отечественного производства по наиболее важным продуктам питания в общем объёме их потребления составляет в течение 12 месяцев не менее 80%.
Как видно из перечисленных направлений, обеспечение продовольственной безопасности РФ носит комплексный характер и охватывает важнейшие аспекты формирования аграрных, социально-экономических, экологических и иных отношений в сфере производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развития пищевой и перерабатывающей промышленности, системы торговли продуктами питания и других сфер деятельности.
Важно отметить, что Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации 1998 года уделяет особое внимание достижению уровня физической и экономической доступности продуктов питания для различных групп населения страны. В целом ее содержание служит методической основой для формирования нормативных правовых актов, направленных на организацию деятельности по обеспечению продовольственной безопасности страны в условиях трансформаций в экономике государства в современный период его существования и развития.
Оценка состояния продовольственной безопасности Российской Федерации, после принятия Федерального закона №264-ФЗ от 29.12.2006 года «О развитии сельского хозяйства» [3], в котором определены основные цели, принципы и направления государственной аграрной политики, в совокупности имеет большое значение для решения продовольственной проблемы в стране. На основе оценки данного документа был принят Указ Президента Российской Федерации №120 от 30 января 2010 года, утвердивший Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации в новой редакции [4], нацелив ее на надёжное обеспечение населения страны продуктами питания, произведённых в рамках агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов отечественными сельхозтоваропроизводителями. Доктрина ориентирует на решение задач по экономическому и физическому обеспечению доступности продовольствия невзирая на внутренние и внешние угрозы в этой сфере деятельности.
Анализ реализации показателей Доктрины продовольственной безопасности РФ (2010 год) свидетельствует, что не по всем показателям в полном объёме достигаются планируемые задачи, особенно в области производства сельскохозяйственной продукции и ее качества и безопасности для питания населения страны. С учётом нерешённых задач и в рамках стратегического планирования развития деятельности по обеспечению продовольственной безопасности Указом Президента Российской Федерации №20 от 21 января 2020 года утверждена измененная редакция Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, определившая новые ориентиры в сфере достижения необходимых индикаторов в области продовольственной безопасности России в условиях существующих рисков и угроз. На устойчивое развитие отношений по обеспечению необходимого уровня продовольственной безопасности, в настоящее время, негативное влияние оказывают экономические санкции недружественных государств, что отражается на стабильности финансовых, банковских и иных направлениях в области экономики продовольствия. Существенное влияние на решение задач по обеспечению продовольственной безопасности оказывают проблемы с импортом сельскохозяйственной продукции, сырья, техники и оборудования, ветеринарных препаратов, агрохимикатов и иной продукции, необходимой для производства продовольствия.
Снижение импорта товаров, услуг или иных продуктов, с одной стороны, создаёт очевидные трудности для производственно-хозяйственной деятельности российских агропредпринимателей, а с другой стороны оказывает позитивное воздействие на ускоренное развитие аграрной науки, агротехнологий и иных факторов, способствующих решению задач в области обеспечения продовольственной безопасности и в целом социально-экономического функционирования экономики российского государства.
Как следует из документов Организации Объединённых Наций (ООН) и национальных правовых актов, в том числе Российской Федерации, проблема обеспечения продовольственной безопасности требует решения комплекса задач в области организации производства сельскохозяйственной продукции, переработки пищевого сырья, реализации продовольственных товаров высокого качества и безопасных для питания различных категорий граждан.
Для полноценного решения вышеизложенных задач необходима системная, финансовая поддержка государства, позволяющая устойчиво функционировать и развиваться организациям агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов и решать другие вопросы аграрной политики.
Продовольственный рынок объективно нуждается в регулировании со стороны государства в силу присущих ему природных и экономических факторов неустойчивости и высокой социальной значимости [5]. Не взирая на имеющиеся проблемы в сфере международных отношений, российский аграрный сектор обязан выполнять решения ООН по вопросам продовольствия.
Литература
- Специальная резолюция ООН (1974 г) «Международные обязательства по обеспечению продовольственной безопасности в мире» / Доклад Всемирной продовольственной конференции, Рим, 5–16 ноября 1974 года ( E/CONF.65/20). В продаже под № 65.II.A.3, стр.1
- Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утв. указом Президента Российской Федерации №20 от 21.01.2020 г./СЗ РФ 2020, №4 ст. 345.
- Федеральный закон №264-ФЗ от 29.12.2006 г. «О развитии сельского хозяйства» / СЗ РФ 2007, №4(ЧI) ст. 27.
- Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации утв. Указом Президентом Российской Федерации №120 от 30.01.2010 / СЗ РФ 2010, №5, ст.502.
- Воронин Б.А., Воронина Я.В., и другие Обеспечение продовольственной безопасности – стратегическая задача государственной аграрной политики” // Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://inter-legal.ru/obespechenie-prodovolstvennoj-bezopasnosti-strategicheskaya-zadacha-gosudarstvennoj-agrarnoj-politiki?ysclid=lq0ysg8b51374541674
- Воронин Б.А. и другие. Сборник научных статей Продовольственная безопасность России: история, теория, практика. 2022. Изд.-Уральский ГАУ.
- Черданцев В.П. Проблемы при обеспечении экономической безопасности России// Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». – № 2/2023 Ссылка: https://e-integral.ru/rubriki/ekonomicheskie-nauki/integral-2-2023-5
- Черданцев В.П. Необходимость создания нового механизма глобального управления продовольственной безопасностью в мире// Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер» 17 августа 2022, ссылка: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_49321117_55338876.pdf
Информация об авторах:
Воронин Борис Александрович, доктор юридических наук, профессор, директор научно-исследовательского института аграрно-экологических проблем и управления сельским хозяйством, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург;
Воронина Яна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург;
Кузнецов Владимир Николаевич, магистрант, ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова», г. Пермь;
Костылев Алексей Алексеевич, магистрант, ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова», г. Пермь.
Information about the authors:
Boris Voronin, Doctor of Law, Professor, Director of the Scientific Research Institute of Agrarian and Environmental Problems and Agricultural Management, Ural State Agrarian University, Yekaterinburg;
Voronina Yana Viktorovna, PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Management and Economic Theory, Ural State Agrarian University, Yekaterinburg;
Kuznetsov Vladimir Nikolaevich, Master’s student, Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov, Perm;
Kostylev Alexey Alekseevich, undergraduate student, Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov, Perm.