
Ключевые слова: Европейский Союз; правовое регулирование; Общая политика в области рыболовства; общий рынок; рыболовная продукция; морские биологические ресурсы; аквакультура; рыболовный промысел.
Development of legal regulation of the organization of the common market in fishery products in the European Union
Annotation: The author analyzed the formation and development of legal regulation of the organization of the common market in fishery products of the European Union, including the constituent documents and legal acts of the EU regulating its key aspects. The author identified 6 periods of development of legal regulation of the organization of the common market in fishery products, starting with the emergence of the general organization of markets for agricultural products within the framework of the Common Agricultural Policy, further formation, separation and reform as part of the EU Common Fisheries Policy (CFP), dwelling in detail on modern regulation specified direction. The article also addresses the issue of interaction between the legal regulation of the organization of a common market in fishery products and the sphere of conservation of marine biological resources. Particular attention is paid to the study of the role of such entities as producer organizations. In conclusion, the author of the article made a conclusion regarding progress in EU legislative regulation of this area within the framework of the CFP, including greater compatibility with its other areas, as well as the development of sustainable fisheries.
Keywords: European Union; legal regulation; Common Fisheries Policy; Common Market; fishery products; marine biological resources; aquaculture; fishing.
1. Вводные замечания
Актуальность изучения правового регулирования организации общего рынка морепродуктов в ЕС определяется введением в научный оборот материалов анализа нормативно-правовых актов ЕС, регулировавших исследуемую сферу на разных этапах ее развития, а также необходимостью исследования его влияния на область сохранения морских биологических ресурсов. Полученный Европейским Экономическим Сообществом и, впоследствии, Европейским Союзом опыт является уникальным и может быть использован в интеграционных объединениях с участием Российской Федерации.
С момента создания Сообщества регулирование рынков по торговле сельскохозяйственными товарами, к которым Договор об учреждении Европейского Экономического Сообщества (Римский договор) 1957 года причислил продукты рыболовства, выделено в отдельную главу данного договора и имеет ряд особенностей.
С учетом параграфа 2 статьи 38 Римского договора 1957 года, его положения относительно свободной торговли товарами распространялись на сельскохозяйственную продукцию как произведенной в Сообществе, так и импортированной из третьих стран, при этом закрепив преимущественную силу положений статей 39-46 Договора по отношению к иным его положениям, касающимся создания общего рынка.
Необходимость организации общего рынка сельскохозяйственной продукции и товаров (в том числе морепродуктов) на уровне Сообщества с целью обеспечения их свободного движения обусловила введение Общей аграрной политики ЕС (ОАП) (п. 4 ст. 38 Римского договора), механизмы реализации которой были разработаны по результатам конференции в г. Стрезе (Италия), прошедшей в 1958 г., и основывались на принципах свободной торговли сельскохозяйственными товарами в рамках единого рынка ЕС[1], установления приоритета для продукции, произведенной в ЕС[2].
Фактически ОАП вступила в силу в 1962 году после принятия ряда нормативно-правовых актов, среди которых следует выделить Регламент Совета (ЕЭС) № 25 от 20.04.1962 о финансировании общей аграрной политики[3], которым был учрежден Европейский фонд поддержки и гарантий сельского хозяйства, посредством которого долгое время финансировались ОАП и Общая политика ЕС в области рыболовства (ОРП), Регламент Совета (ЕЭС) № 26 от 20.04.1962 о применении определенных правил конкуренции к производству и торговле сельскохозяйственной продукцией[4], к числу которых были отнесены морепродукты, перечисленные в Приложении II к Договору.
Статья 39 Договора закрепила цели ОАП, которые являются общими с выделившейся из нее со временем ОРП с учетом особенностей последней. Общая организация рынков сельскохозяйственной продукции была направлена достижение указанных целей (пар. 2 ст. 40 Римского договора 1957 года).
Поскольку ограниченность вылавливаемых ресурсов и сложность регулирования их добычи оказывали на отрасль рыболовства значительное влияние, именно особый характер промысловой деятельности, выраженный в необходимости сохранения морских биологических ресурсов[5], послужил причиной выделения ОРП из состава ОАП. При этом общая организация рынков сельскохозяйственной продукции (включавшая морепродукты) выступила в качестве одного из оснований для определения исключительной компетенции Сообщества в упомянутой сфере [6].
Кроме того, стоит отметить ряд общих черт ОАП и ОРП, таких как наличие мер «протекционистского» характера (со временем все более ограничиваемых в связи с международными обязательствами ЕС, в первую очередь, взятыми в рамках Всемирной торговой организации) в отношении производимой (поставляемой) продукции на уровне ЕС, что подразумевало предоставление определенных преимуществ произведенной в Сообществе продукции с помощью упомянутых в параграфе 3 статьи 40 и статье 44 Договора мер[7].
Для изучения влияния правового регулирования организации общего рынка морепродуктов в ЕС на вопросы сохранения морских биологических ресурсов следует проанализировать его развитие в контексте взаимосвязи с ОАП и ОРП.
2. Генезис правового регулирования организации общего рынка рыболовной продукции
Развитие регулирования общего рынка рыболовной продукции[8], которое, в целом, соответствует периодам формирования ОРП[9], имеет свои особенности, в том числе, как уже было отмечено, первоначальный период (с момента создания Сообщества до начала 70-х гг.) был единым с общим рынком сельскохозяйственных продуктов в рамках ОАП, а дальнейшее развитие происходило с ним на общих началах, но с постепенным приобретением своей специфики с каждым периодом и окончательным включением в состав ОРП[10].
С принятием 20 октября 1970 г. Регламента 2142/70 можно выделить следующий (второй) период развития организации общего рынка рыболовной продукции (ООРМ), который, не упоминая ОРП, указывал, что «функционирование и развитие общего рынка сельскохозяйственной продукции должно сопровождаться разработкой общей аграрной политики, принимая во внимание, что последняя должна включать, в частности, общую организацию сельскохозяйственных рынков».
Регламент 2142/70 установил аналогичные иным сельскохозяйственным продуктам меры регулирования в области ценообразования, торговли, конкуренции и поддержки в виде общих стандартов (рыночных, маркетинга), общих положений относительно создания и функционирования организаций производителей, ориентировочных и базовых (справочных) цен, цен изъятия (ниже которых продукция подлежит изъятию с рынка), финансовых компенсаций, помощи в хранении продукции, применение общего таможенного тарифа, мер, направленных на устранение нарушений рыночных механизмов при экспорте и импорте рыболовной продукции.
При этом, пункт 1 статьи 5 Регламента 2142/70 закрепил понятие важной группы субъектов общего рынка – «организаций производителей», под которыми понимается «любая признанная организация или ассоциация таких организаций, созданная по собственной инициативе производителей с целью принятия таких мер, которые обеспечат рациональное ведение промысла и улучшение условий продажи их продукции».
Согласно статье 22 Регламента 2142/70 положения о финансировании ОАП применялись к рынку рыболовной продукции.
Вместе с тем, в связи с введением предусмотренных Регламентом 2142/70 мер по общей организации рынка рыболовной продукции, Решение Совета от 20.12.1969[11] о системе минимальных цен более не распространялось на упомянутые товары. Одновременно, на основании статьи 28 Регламента 2142/70 был создан специальный Комитет по управлению рыбной продукцией, состоящий из представителей государств-членов и возглавляемый представителем Комиссии.
Таким образом, отдельное регулирование рынка рыболовной продукции с выведением его определенных аспектов из-под действия общих нормативно-правовых актов, принятых в рамках ОАП, указывало на появление в его составе обособленного направления, позднее сформировавшегося в один из «столпов» ОРП.
Отдельно Регламентом 2142/70 отмечено, что организация общего рынка рыболовной продукции «должна учитывать интерес Сообщества в сохранении рыболовных угодий, насколько это возможно»[12].
Кроме того, нельзя не отметить, что пунктом 2 статьи 23 Регламента 2142/70 был закреплен важный специальный принцип ООРМ, согласно которому рыболовные суда Сообщества должны иметь равный доступ
к портам и установкам первой стадии сбыта вместе со всем соответствующим оборудованием и техническими установками, взаимосвязанный со специальным принципом равного доступа рыболовных судов к водам Сообщества, действующим в сферах добычи и сохранения морских биологических ресурсов.
С учетом «первого» расширения ЕЭС, 19.01.1976 был принят Регламент № 100/76[13], заменивший Регламент 2142/70 (большинство норм которого были воспроизведены в новом регламенте), при этом незначительно уточнивший применение ряда его положений[14].
В связи с произошедшими в течение следующих 5 лет изменениями в сфере добычи морских биологических ресурсов и на рынке рыболовной продукции, выявленными недостатками применения Регламента № 100/76, а также учитывая присоединение Греции с 01.01.1981 к ЕЭС, 29 декабря 1981 года был принят Регламент № 3796/81[15], отменивший Регламент № 100/76
и регулировавший ООРМ весь последующий (третий) период его развития.
Принимался данный регламент в сложный период политических противоречий по вопросам рыболовства в Совете.
Указанным регламентом была расширена поддержка организаций производителей рыболовной продукции и увеличение финансовой компенсации рыбакам, предусмотрена более гибкая система «интервенционных механизмов» и регулирования тарифных мер, внесены изменения в общий таможенный тариф и список рыболовной продукции, в отношении которой приостановлено его действие, расширен перечень товаров, подпадающих под систему справочных (базовых) цен, изменения произошли в порядке установления ориентировочных и справочных (базовых) цен, цен изъятия, ценообразования в отношении импортируемой продукции, направленного на соответствие правилам Генерального соглашения по тарифам и торговле, а также уточнен ряд иных положений[16], в том числе исключено понятие «интервенционных цен».
Также в преамбуле Регламента 3796/81 отмечена направленность на отказ от уничтожения изъятой с рынка рыбы, имеющую высокую промысловую ценность, что оказало положительное влияние на сохранение морских биологических ресурсов.
Кроме того, данный регламент закрепил положение о том, что интервенционные меры финансируются в отношении рыболовных продуктов, полученных из запаса или группы запасов, исключительно до предела количеств, выделенных соответствующему государству-члену из общего объема допустимых уловов для данного запаса или группы запасов, что в дальнейшем повлияло на лучшее соблюдение государствами-членами выделенных квот.
Следует отметить, что за время, прошедшее с момента принятия Регламента 3796/81, который утратил силу в связи с принятием 28.11.1991 Регламента № 3687/91[17], в него были внесены в основном изменения уточняющего характера, что свидетельствует о завершении переходного периода рынка рыболовной продукции.
Регламент 3687/91 по своей сути консолидировал изменения, ранее внесенные в предшествующий регламент после его утверждения[18]. При этом был изменен (расширен) список рыболовной продукции, подпадающей под его действие, и включены дополнительные аспекты, связанные с ее производством (добычей), хранением и сбытом. Изменения коснулись ряда инструментов по оказанию финансовой помощи производителям (организациям производителей) и рыбакам, общего таможенного тарифа и списка рыболовной продукции, в отношении которой его действие приостановлено, а также порядка установления справочных (базовых) цен и цен производителей.
Данный регламент закрепил дополнительные возможности по финансированию переработки и хранения определенных количеств рыбы, изъятой с рынка, для последующего потребления человеком с целью предотвращения ее уничтожения.
Начало следующего (четвертого) периода развития ОРП и ООРМ связано с принятием 17 декабря 1992 года Советом ЕС Регламента № 3759/92 об общей организации рынка продуктов рыболовства и аквакультуры[19], с вступлением в силу которого были отменены Регламенты № 3687/91, № 2202/82[20]
и № 2203/82[21].
Регламент 3759/92 внес изменения в вопросы установления ориентировочных и справочных (базовых) цен (последние устанавливались при условии соблюдения процедур консультаций, установленных для определенных продуктов международными обязательствами Сообщества в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле), тарифную и статистическую номенклатуру общего таможенного тарифа, а также положения относительно приостановления его уплаты, исключены положения о предоставлении возмещения в отношении экспорта ряда рыболовной продукции, введены ограничения на 4 года на ежегодный импорт определенных консервированных продуктов.
Кроме того, указанным регламентом были внесены поправки в положения, регулировавшие деятельность и финансирование организаций производителей, которые коснулись, в частности, некоторых аспектов хранения рыболовных продуктов[22].
Регламентом 3759/92 организации производителей наделены полномочиями требовать от своих членов применять в отношении производства и сбыта правила, принятые такими организациями с целью обеспечения надлежащего управления разрешенными квотами на вылов, а также применять меры, необходимые для обеспечения надлежащего управления утвержденными квотами на вылов для запаса (группы запасов), в случае, если заинтересованное государство-член передало такое управление организациям производителей.
Стоит отметить, что данный регламент разрешил государствам-членам при определенных условиях распространять правила, принятые организацией производителей в данном регионе от имени ее членов, в частности, управления утвержденными квотами на вылов, на всех участников, которые продают товары в определенном регионе.
Ранее введенная на временной основе схема, основанная на применении цены изъятия, установленной самостоятельно самими организациями производителей, предусматривающая предоставление помощи по фиксированной ставке на определенных условиях организациям производителей для продуктов, которые были предметом независимого вмешательства (в форме изъятия или переработки и хранения для потребления человеком ограниченных количеств этих продуктов), закреплена в качестве постоянной на основе тех же принципов и корректировкой списка видов[23].
Таким образом существенно возрастала роль организаций производителей в механизмах ООРМ.
Вместе с тем к концу десятилетия становилось очевидным, что реформа ОРП 1992 года, составной частью которой являлся данный регламент, не достигала поставленных целей и требовала пересмотра.
Регламентом № 104/2000 об общей организации рынков рыболовной продукции и продукции аквакультуры[24], принятым 17.12.1999 и действовавшим более 13 лет (охватившего конец четвертого и пятый периоды развития ОРП), были отменены Регламенты № 3759/92, 105/76[25] и 1772/82[26].
В пункте 4 преамбулы Регламента 104/2000 отдельно отмечено, что «стабильность на рынке должна поощряться мерами, осуществляемыми в соответствии с международными обязательствами Сообщества, в частности, в отношении положений Всемирной торговой организации о механизмах поддержки внутреннего производства и соглашений по тарифам», а далее также отмечено, что «производство и сбыт продукции рыболовства должны учитывать потребность в поддержании непрерывного процесса рыболовства»[27]. Данные положения закрепили курс на постепенный отказ от «протекционистских» мер, используемых в ООРМ.
Упомянутый регламент внес изменения в вопросы регулирования и финансирования работы организаций производителей, в том числе «разрешил расширение действия правил, принятых организацией в регионе от имени ее членов, при определенных условиях, распространяющихся на государства, не являющиеся членами ЕС, которые продают товары в особом регионе, в частности, правила производства и сбыта, включая выход на рынок»[28]. Также им введено понятие «межотраслевых организаций» (среди принимаемых мер которыми можно выделить установление правил вылова и сбыта рыбной продукции, более строгих, чем правила Сообщества или государств-членов) и закреплены положения, регулирующие их функционирование. Поправки коснулись положений относительно установления ориентировочных цен, цен изъятия, базовых (справочных) цен, финансовой компенсации при изъятии рыболовной продукции, хранения рыболовной продукции, приостановления применения общего таможенного тарифа, применения иных мер по обеспечению стабильности рынка.
Регламент 104/2000 признал, что организации производителей составляют основную часть организации общего рынка, которые при этом должны были обеспечить его «децентрализованную работу на своих уровнях» (п. 9 преамбулы указанного регламента), подчеркнув таким образом проблему необходимости регионализации мер, принимаемых в рамках ОРП.
Кроме того, на организации производителей были возложены обязанности по руководству производством их членов для достижения рационального и непрерывного использования ресурсов с целью выполнения требований рынка и упрощения условий, которые обеспечат то, чтобы их члены получили наибольшую прибыль с улова. В связи с этим от «организаций производителей рекомендовано требовать определение и предоставление в компетентные органы в начале каждого рыболовного года программу для планирования предложения и регулирование поставок от их членов» (п. 14 преамбулы Регламента № 104/2000)[29].
В целом, Регламент 104/2000 усилил направленность на отказ от уничтожения рыбы, изъятой с рынка, увеличив количество рыболовной продукции, подпадающей под действие механизмов по обработке, консервации и хранения продукции, изъятой с рынка[30].
Финансирование расходов в рамках упомянутого регламента по-прежнему осуществлялось в рамках ОАП — в соответствии с Регламентом (ЕС) 1258/1999 о финансировании общей аграрной политики[31].
3. Современное правовое регулирование организации общего рынка рыболовной и рыбоводческой продукции (аквакультуры)
В первую очередь, необходимо отметить, что значительные изменения в регулирование ООРМ принесло вступление в силу Лиссабонского договора в 2009 г., в результате которых общая организация сельскохозяйственных рынков и принятие иных положений, необходимых для достижения целей ОАП и ОРП, возложены на Европейский парламент и Совет (действующими в соответствии с обычной законодательной процедурой и после консультации с Экономическим и социальным комитетом) (пар. 2 ст. 43 Договора о функционировании Европейского Союза)[32].
При этом согласно пар. 3 ст. 43 Договора о функционировании Европейского Союза за Советом остались полномочия по принятию мер (по предложению Комиссии) в отношении фиксирования цен, отчислений, помощи и количественных ограничений, а также в отношении установления и распределения квот на рыболовство.
Современный (шестой) период развития ОРП и действующей в его составе ООРМ начался с принятия 11 декабря 2013 г. Европейским парламентом и Советом Регламента (ЕС) № 1379/2013[33], заменившего Регламент 104/2000.
Регламент 1379/2013 состоит из 8 глав (из которых главы I, VII, VIII содержат общие и заключительные положения, и нормы об учреждении специального комитета, а главы II, III, IV, V и VI соответствуют 5 основным направлениям ООРМ – профессиональные организации, общие рыночные стандарты, информация для потребителей, правила конкуренции, исследование рынка).
В отличие от Регламента 104/2000 и других предшествующих регламентов Регламент 1379/2013 не содержит ссылок на общую аграрную политику.
Вместе с тем в пункте 1 преамбулы Регламента 1379/2013 указано, что «сфера действия Общей политики в области рыболовства (ОРП) распространяется на действия, связанные с рынками продукции рыболовства и аквакультуры в Европейском Союзе. Общая организация рынков продукции рыболовства и аквакультуры является неотъемлемой частью ОРП и должна содействовать достижению ее целей».
Пункт 4 преамбулы Регламента 1379/2013 устанавливает, что «положения ООРМ должны применяться в соответствии с международными обязательствами Европейского Союза, в частности, с учетом обязательств, принятых на основе положений Всемирной торговой организации. В торговле продукцией рыболовства и аквакультуры с третьими странами должны быть обеспечены условия честной конкуренции, в частности, посредством соблюдения принципов устойчивого развития и применения социальных стандартов, эквивалентных тем, что применяются к продукции Европейского Союза».
В статьях 3 и 4 указанного регламента закреплены цели и принципы ООРМ, которые соответствуют аналогичным целям и принципам, перечисленным в статьях 35 и 3 (базового) Регламента (ЕС) № 1380/2013 об Общей политике в области рыболовства[34], а пунктом 5 преамбулы Регламента 1379/2013 подчеркнута важность применения принципов надлежащего управления ОРП для руководства организации общего рынка морепродуктов.
Регламентом 1379/2013 внесены изменения в перечень рыболовной продукции, на которую распространяется действие ООРМ, в вопросы финансирования производителей и организаций производителей. В отличие от предыдущего регламента в Регламенте 1379/2013 не упоминаются такие понятия как «цена изъятия», «ориентировочная цена», «продажная цена», «цена производителя», «базовая цена», отсутствуют положения относительно приостановления применения таможенных пошлин, применения стабилизирующих рынок рыболовной продукции мер в сфере торговли с третьими странами.
Упомянутым регламентом также внесены изменения в полномочия Комиссии, касающихся исполнения его положений[35], часть из которых ранее находились в ведении Совета ЕС.
Изменения также коснулись установления общих рыночных стандартов, в частности, введено установление таких стандартов относительно «минимальных рыночных размеров, с учетом последних научных рекомендаций», которые должны соответствовать, «где уместно, минимальным допустимым размерам особей, разрешенным к вылову, в соответствии со статьей 15 (10) Регламента (ЕС) № 1380/2013»[36]. Более того, в пункте 15 преамбулы Регламента 1379/2013 указывается о необходимости «широкого применения орудий селективного лова, которые предотвращают прилов маломерной рыбы»[37]. Данные положения подчеркивают совмещение целей ООРМ и ОРП, направленных на сохранение морских биологических ресурсов.
Регламент 1379/2013 закрепил одинаковые требования, рыночные стандарты, нормы пищевой безопасности и гигиены для импортируемой продукции и продукции, произведенной в ЕС[38].
По сравнению с Регламентом 104/2000 принятый регламент содержательно дополнен положениями относительно применения правил конкуренции, которые касаются производства или сбыта рыболовной продукции[39], а также им подтверждена целесообразность установления общих правил конкуренции, применяемым к производству и сбыту продукции рыболовства как импортируемой, так и изготовленной в ЕС.
Регламентом 1379/2013 внесены изменения в положения относительно признания и функционирования организаций производителей и межотраслевых организаций, а также признания их правил обязательными для участников, не являющимися их членами, продления срока действия принятых ими правил, внесены изменения в механизм хранения продукции рыболовства, в том числе организации представителей наделены правом представлять предложения в отношении цены, приводящей в действие данный механизм.
Организации производителей продукции рыболовства признаны в качестве одного из ключевых факторов достижения целей ОРП и ООРМ, для которых «необходимо расширить сферы их ответственности и предоставить необходимую финансовую поддержку для возможности большего участия в управлении рыбохозяйственной деятельностью», члены которых «осуществляли деятельность в области рыболовства с использованием рациональных методов»[40].
Отличительной чертой указанного регламента является закрепление принципов внутреннего функционирования организаций производителей и межотраслевых организаций.
Кроме того, в пункте 1 статьи 7 Регламента 1379/2013 упомянуты цели организаций производителей рыболовной продукции, большинство из которых направлены на устойчивое использование и сохранение морских биологических ресурсов, в том числе:
— стимулирование целесообразной и устойчивой рыболовной деятельности своих членов в полном соответствии с политикой сохранения ресурсов, как, в частности, установлено в Регламенте (ЕС) № 1380/2013, а также в экологическом законодательстве, при соблюдении норм социальной политики и, где позволяют возможности соответствующего государства-члена ЕС, участие в управлении морскими биологическими ресурсами;
— предотвращение и сокращение, насколько возможно, нежелательных уловов промысловых запасов и, где необходимо, использовать такие уловы наилучшим образом, не создавая рынка для тех из них, в которых размер рыбы меньше минимального размера, разрешенного к вылову, в соответствии со статьей 15 Регламента (ЕС) № 1380/2013;
— содействие ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого рыболовного промысла.
В дополнение пункт 3 статьи 7 Регламента 1379/2013 среди прочих впервые перечисляет такую цель, как «снижение воздействия рыбного промысла на окружающую среду, в том числе посредством мер по улучшению селективности орудий лова» [41] (соответствует аналогичной по содержанию мере, указанной в пункте 1 статьи 8 данного регламента).
Вместе с тем организации производителей рыболовной продукции могут также применять такие меры, способствующие сохранению морских биологических ресурсов как:
«коллективное планирование и руководство рыболовной деятельностью своих членов, подлежащей регулированию организацией, государствами-членами ЕС, управление морскими биоресурсами, включая разработку и осуществление мер по улучшению селективности рыболовной деятельности, и консультирование компетентными органами; предотвращение и минимизация нежелательных уловов посредством развития и применения технических средств»[42].
В целях организации рационального промысла упомянутым регламентом установлена обязанность организаций производителей «подготавливать и представлять план производства и сбыта основных реализуемых видов, а также ежегодный отчет о своей деятельности по указанному плану, для утверждения компетентным государственным органам» и закреплены основные требования к содержанию плана[43].
Таким образом, продолжая заложенное предыдущими регламентами направление по предоставлению больших полномочий и, одновременно, возложению большей ответственности на организации производителей, Регламент 1379/2013 вносит свой вклад в децентрализацию (регионализацию) принимаемых в рамках ОРП мер, одновременно требуя от участников рыболовного промысла соблюдения его правил, касающихся сохранения морских биологических ресурсов.
На основании изложенного следует подчеркнуть тенденцию, согласно которой положения нормативно-правовых актов ЕС, регулирующих ООРМ, наполнялись нормами, направленными на сохранение морских биологических ресурсов, дополняя положения иных нормативно-правовых актов, действующих в указанной сфере. Это лишь подтверждает утверждение, что регулирование указанных компонентов ОРП в настоящее время происходит в тесной взаимосвязи.
4. Заключение
Возникнув как часть организации общего рынка сельскохозяйственных продуктов Общей аграрной политики ЕС ООРМ окончательно сформировалась в начале 80-х гг. XX века и планомерно развивалась с учетом постепенного перехода к регулированию, определяемого в рамках ОРП, в направлении либерализации торговли рыболовной продукцией ЕС с третьими странами, включая снижение тарифных ограничений и вредных рыболовных субсидий.
Однако, имея общие начала с регулированием общего рынка сельскохозяйственных продуктов, в настоящее время зафиксированные в разделе 3 части 3 Договора о функционировании Европейского Союза, организация общего рынка рыболовной продукции и аквакультуры продолжает сближать ОАП и ОРП[44].
Вместе с тем в настоящее время цели ОРП и ООРМ значительно расширены в рамках вторичного права, регулирующего вопросы добычи и сохранения морских биологических ресурсов, дальнейшей реализации рыболовной продукции, как и принимаемые для их достижения меры.
Генезис правового регулирования ООРМ показал наличие изменений в применяемых к нему подходах в разные периоды развития, что свидетельствует о его постоянном совершенствовании. Структурное выделение организации общего рынка рыболовной продукции из состава ОАП и ее включение в качестве одного из «столпов» ОРП изменило направление правового регулирования данной сферы и положительно повлияло на достигнутые ЕС результаты в сфере сохранения морских биологических ресурсов.
Как было отмечено, по результатам реформы Общей политики ЕС в области рыболовства 2013 года ООРМ, в основу которой лег принцип устойчивого развития отрасли с учетом соблюдения международных обязательств в сфере торговли и конкуренции, полностью интегрировалась с указанной политикой, в ходе чего получила курс на большую совместимость с другими ее направлениями.
Таким образом, анализ изменений в организации общего рынка рыболовной продукции и аквакультуры ЕС показывает их заметное влияние на добычу и сохранение морских биологических ресурсов[45], что только усиливает актуальность продолжения совершенствования ее нормативно-правового регулирования и увеличивает ценность полученного им опыта в указанной сфере для возможного использования в интеграционных образованиях на постсоветском пространстве.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бекяшев Д.К. Международно-правовые проблемы управления рыболовством. Монография // Издательство «Проспект». – 2017. 544 с.
2. Бекяшев Д.К., Смольникова Н.А., Лаева А.О. Правовые аспекты сотрудничества Европейского Союза с третьими государствами в области рыболовства // ADVANCES IN LAW STUDIES. – 2021. – № 9(2). – с. 36–40.
3. Бочарова Е.В. Основные этапы развития общей рыболовной политики Европейского союза // Современное право. – 2014. – № 5. – С. 136-144.
4. Дубовик О.Л. Современная аграрная политика ЕС: цели оптимизации, конфликты, необходимость поиска экологических, социальных и экономических интересов // Журнал Экологическое право. – 2019. – № 3. – СПС «КонсультантПлюс».
5. Кашкин С.Ю., Четвериков А.О. Европейский Союз: Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
6. Berg A. Implementing and Enforcing European Fisheries Law: The Implementation and the Enforcement of the Common Fisheries Policy in the Netherlands and in the United Kingdom // Martinus Nijhoff Publishers. – 1999. – 334 p.
7. Churchill R., Owen D. The EC Common Fisheries Policy. – Oxford: Oxford University Press, 2010. – 640 p.
8. Ehlers P., Lagoni R. Maritime Policy of the European Union and Law of the Sea // LIT Verlag Münster. – 2008. – 295 p.
9. Manners, I. Normative Power Europe: A Contradiction in Terms? // Journal of Common Market Studies. –2002. – Vol. 40, Issue 2. – p. 235–258.
Информация об авторе:
Чумычкин Александр Анатольевич, соискатель кафедры интеграционного и европейского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
Information about the author:
Chumychkin Alexander Anatolievich, applicant for the Department of Integration and European Law, Moscow State Law University named after O.E. Kutafina (MSAL)
[1] Согласно практике Суда ЕС организация рынка «состоит из набора института и правил, с помощью которых компетентные органы осуществляют контроль и развитие рынка».
[2] Резолюция Стрезе «… продуктам, произведенным в ЕС, должно отдаваться предпочтение по сравнению с продуктами из третьих стран и быть защищенными от них». Суд ЕС подтвердил этот принцип со ссылкой на пункт 2 статьи 44 Римского договора. Принцип был реализован за счет импортных пошлин. Цены на импортные товары также были выше пороговой цены, для установленной для товаров ЕС.
[3] EEC Council: Regulation № 25 on the financing of the common agricultural policy // OJ 30, 20.04.1962, p. 991–993.
[4] EEC Council: Regulation № 26 applying certain rules of competition to production of and trade in agricultural products // OJ 30, 20.04.1962, p. 993–994.
[5] Прим.: Указанная сфера закреплена в исключительной компетенции Сообщества по результатам его «первого» расширения — присоединения Великобритании, Ирландии и Дании к ЕЭС на основании Договора о присоединении указанных стран (Treaty of Accession of Denmark, Ireland and the United Kingdom (1972) // OJ L 73, 27.03.1972), что впоследствии подтвердил Суд ЕС.
[6] См.: Преамбула Регламента 2141/70 (Regulation (EEC) N 2141/70 of the Council of 20.10.1970 laying down a common structural policy for the fishing industry // OJ L 236, 27.10.1970, p. 703), решение Суда ЕС по делу «Kramer» (Joined cases 3, 4 and 6-76 Cornelis Kramer and others 1976 // ECLI:EU:C:1976:114, par. 30, 33). Прим.: В отличие от области сохранения морских биологических ресурсов необходимые полномочия Сообщества по правовому регулированию организации общего рынка морепродукции были изначально прямо закреплены в Римском договоре.
[7] Прим.: Однако, в качестве отличия ОРП от ОАП стоит отметить более ограниченное вмешательство органов ЕС в вопросы ценообразования на морепродукты. Для некоторых видов морепродуктов устанавливались контрольные цены. В результате реализации рыболовной продукции по ценам ниже указанного значения, рыбакам полагалась компенсация. Также для ряда рыболовной продукции применялась минимальная импортная цена.
[8] Прим.: Позднее указанное регулирование было распространено на товары аквакультуры.
[9] Прим.: Как правило, каждой реформе ОРП, происходящей (приблизительно в каждое десятилетие) на уровне вторичного права (в виде обновления «базового» регламента ОРП) сопутствовало принятие регламента, регулирующего ООРМ.
[10] Необходимо отметить, что международные правовые аспекты регулирования охраны морских биологических ресурсов нашли отражение в ряде работ российских и зарубежных правоведов: Бекяшев Д.К. Международно-правовые проблемы управления рыболовством. Монография // Издательство «Проспект». – 2017. 544 с.; Бекяшев Д.К., Смольникова Н.А., Лаева А.О. Правовые аспекты сотрудничества Европейского Союза с третьими государствами в области рыболовства // ADVANCES IN LAW STUDIES. – 2021. – № 9(2). – С. 36–40; Бочарова Е.В. Основные этапы развития общей рыболовной политики Европейского союза // Современное право. – 2014. – № 5. – С. 136-144; Дубовик О.Л. Современная аграрная политика ЕС: цели оптимизации, конфликты, необходимость поиска экологических, социальных и экономических интересов // Журнал Экологическое право. – 2019. – № 3. – СПС «КонсультантПлюс»; Berg A. Implementing and Enforcing European Fisheries Law: The Implementation and the Enforcement of the Common Fisheries Policy in the Netherlands and in the United Kingdom // Martinus Nijhoff Publishers. – 1999. – 334 p.; Churchill R., Owen D. The EC Common Fisheries Policy. – Oxford: Oxford University Press, 2010. – 640 p.; Ehlers P., Lagoni R. Maritime Policy of the European Union and Law of the Sea // LIT Verlag Münster. – 2008. – 295 p.; Manners, I. Normative Power Europe: A Contradiction in Terms? // Journal of Common Market Studies. –2002. – Vol. 40, Issue 2. – p. 235–258.
[11] OJ No L 328, 30.12.1969.
[12] Предпоследний абзац преамбулы Регламента 2142/70.
[13] Council Regulation (EEC) No 100/76 of 19 January 1976 on the common organization of the market in fishery products // OJ L 20, 28.1.1976, p. 1–18.
[14] В том числе, в преамбуле Регламента 100/76 указывалось, что «расходы, понесенные государствами-членами ЕС в результате обязательств, вытекающих из применения настоящего Регламента, ложатся на Сообщество в соответствии с положениями статей 2 и 3 Регламента Совета (ЕЭС) № 729/70 от 21 апреля 1970 года о финансировании общей аграрной политики (OJ L 94, 28.04.1970, p. 13–18), с последними поправками Регламента (ЕЭС) № 2788/72».
[15] Council Regulation (EEC) No 3796/81 of 29 December 1981 on the common organization of the market in fishery products // OJ L 379, 31.12.1981, p. 1–26.
[16] При этом Регламентом 3796/81 было закреплено, что организации производителей не должны занимать доминирующее положение на общем рынке.
[17] Council Regulation (EEC) No 3687/91 of 28 November 1991 on the common organization of the market in fishery products // OJ L 354, 23.12.1991, p. 1–38.
[18] Прим.: В целом можно отметить юридическую технику, использованную при принятии этого и других регламентов об общей организации рынка рыбной продукции, которая заключается в консолидации внесенных в них в течении нескольких лет изменений в целях их более понятного и четкого толкования.
[19] Council Regulation (EEC) No 3759/92 of 17 December 1992 on the common organization of the market in fishery and aquaculture products // OJ L 388, 31.12.1992, p. 1–36. Прим.: С указанного периода аквакультура была включена в ОРП на уровне вторичного права.
[20] Council Regulation (EEC) No 2202/82 of 28 July 1982 laying down general rules for the granting of financial compensation in respect of certain fishery products // OJ L 235, 10.08.1982, p. 1–3.
[21] Council Regulation (EEC) No 2203/82 of 28 July 1982 laying down general rules for the granting of a carry-over premium for certain fishery products // OJ L 235, 10.08.1982, p. 4–6.
[22] В том числе, списка данной продукции. Также изменения затронули процедуру принятия решений по возмещению Европейским фондом поддержки и гарантий сельского хозяйства государствам-членам финансовой помощи, предоставленной организациям производителей.
[23] Прим.: Указанный регламент заменил положения Регламента № 3687/91 о разрешении государствам-членам сохранять в отношении ряда продуктов количественные ограничения, предусмотренные их международными соглашениями (договорами), нормами о необходимости заключения соглашений Сообщества об импорте на временной основе для указанных продуктов с целью ограничения увеличения объемов импорта рассматриваемых продуктов в соответствии с критериями, которые должны быть определены, при соблюдении международных обязательств ЕС.
[24] Council Regulation (EC) No 104/2000 of 17 December 1999 on the common organisation of the markets in fishery and aquaculture products // OJ L 17, 21.01.2000, p. 22–52.
[25] Council Regulation (EEC) No 105/76 of 19 January 1976 on the recognition of producers’ organizations in the fishing industry, OJ L 20, 28.01.1976, p. 39–41.
[26] Council Regulation (EEC) No 1772/82 of 29 June 1982 laying down general rules concerning the extension of certain rules adopted by producers’ organizations in the fisheries sector, OJ L 197, 06.07.1982, p. 1–2.
[27] См.: пункт 5 преамбулы Регламента № 104/2000.
[28] См.: пункт 11 преамбулы Регламента № 104/2000.
[29] Прим.: В соответствии со статьей 9 Регламента 104/2000 в начале рыболовного года каждая организация производителей должна была оформить рабочую программу и направить ее в компетентные органы государства-члена ЕС, включая план вылова по видам, указанным в Приложениях I и IV к Регламенту, и производственный план по видам, указанным в Приложении V к Регламенту.
[30] См.: пункт 26 преамбулы Регламента № 104/2000.
[31] Council Regulation (EC) No 1258/1999 of 17 May 1999 on the financing of the common agricultural policy, OJ L 160, 26.06.1999, p. 103–112.
[32] См.: Кашкин С.Ю., Четвериков А.О. Европейский Союз: Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». Прим.: До вступления в силу Лиссабонского договора указанные нормативно-правовые акты принимались Советом после проведения консультаций с Европейским парламентом.
[33] Regulation (EU) No 1379/2013 of the European Parliament and of the Council of 11 December 2013 on the common organisation of the markets in fishery and aquaculture products, amending Council Regulations (EC) No 1184/2006 and (EC) No 1224/2009 and repealing Council Regulation (EC) No 104/2000 // OJ L 354, 28.12.2013, p. 1–21.
[34] Regulation (EU) No 1380/2013 of the European Parliament and of the Council of 11 December 2013 on the Common Fisheries Policy, amending Council Regulations (EC) No 1954/2003 and (EC) No 1224/2009 and repealing Council Regulations (EC) No 2371/2002 and (EC) No 639/2004 and Council Decision 2004/585/EC // OJ L 354, 28.12.2013, p. 22–61.
[35] Прим.: осуществляемых в соответствии с Регламентом (ЕС) № 182/2011, установившим правила и общие принципы, касающихся механизмов контроля со стороны государств-членов за осуществлением Комиссией исполнительных полномочий (OJ L 55, 28.02.2011, p. 13–18).
[36] См.: пункт 2 статьи 33 Регламента (ЕС) № 1379/2013. Прим.: Чтобы не ставить под угрозу цель минимальных допустимых размеров особей, разрешенных к вылову, предложенных реформой ОРП 2013 г., минимальные рыночные размеры, принятие которых предусмотрено Регламентом 1379/2013, приведены в соответствие с ними.
[37] См.: пункт 15 преамбулы Регламента (ЕС) № 1379/2013.
[38] Прим.: Изменения, внесенные данным регламентом, также затронули положения в отношении информации, предоставляемой конечным потребителям рыболовной продукции, в число которой в обязательном порядке включена информация об орудиях лова.
[39] Прим.: В связи с включением положений Регламента (ЕС) № 1184/2006 о применении определенных правил конкуренции к производству и торговле сельскохозяйственной продукцией (Regulation (EU) No 182/2011 of the European Parliament and of the Council of 16 February 2011 laying down the rules and general principles concerning mechanisms for control by Member States of the Commission’s exercise of implementing powers // OJ L 55, 28.02.2011, p. 13–18.) в Регламент (ЕС) № 1379/2013 первый регламент более не применяется к продукции рыболовства и аквакультуры после вступления в силу последнего.
[40] См.: пункт 7 преамбулы Регламента 1379/2013.
[41] См.: пункт 3 статьи 7 Регламента (ЕС) № 1379/2013.
[42] См.: пункт 2 статьи 8 Регламента (ЕС) № 1379/2013.
[43] См.: ст. 28 Регламента (ЕС) № 1379/2013.
[44] Кроме того, существуют и другие сходства указанных политик, в том числе, как и в ОАП вектор развития ОРП направлен на обширное внедрение норм по охране окружающей среды, а также модернизацию (а в ряде случаев и на сокращение) производственных мощностей. Сходным остается процесс принятия ключевых нормативных правовых актов в рамках ОРП и ОАП, которые на сегодняшний день в основном принимаются в форме регламентов Европейского парламента и Совета.
[45] Прим.: Указанные направления имеют обоюдную взаимосвязь.