В статье проведен анализ функционирования предприятий агропромышленного комплекса в условиях экономических санкций в отношении Российской Федерации и оценка развития отечественного аграрного сектора экономики в условиях контрсанкций. Теоретическая значимость изложенного материала характеризуется новыми подходами к развитию аграрной экономики в условиях нестабильности геополитических отношений и неустойчивости мирового агропродовольственного рынка.
Ключевые слова: сельское хозяйство; АПК; экономические санкции; контрасанкции; Министерство сельского хозяйства России
The development of the Russian agro-industrial complex in the context of counter-sanctions
Abstract
The article analyzes the functioning of enterprises of the agro-industrial complex in the context of economic sanctions against the Russian Federation and assesses the development of the domestic agricultural sector of the economy in the context of counter-sanctions. The theoretical significance of the presented material is characterized by new approaches to the development of the agrarian economy in conditions of instability of geopolitical relations and instability of the global agri-food market.
Keywords: agriculture; agro-industrial complex; economic sanctions; counter-sanctions; Ministry of Agriculture of Russia
С принятием Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [1] в современной России начался период активизации производственно-хозяйственной деятельности, направленной на устойчивое развитие и экономически эффективное функционирование аграрного сектора экономики, а также решение задач по обеспечению продовольственной независимости российского государства.
К сожалению, на аграрный сектор серьезное негативное воздействие оказали экономические санкции, введенные в отношении Российской Федерации Соединенными штатами Америки и отдельными европейскими странами. В ответ на применение санкций, Указом Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» [2] было введено продовольственное эмбарго, что, с одной стороны, породило проблемы на мировом агропродовольственном рынке, а с другой стороны экономические санкции позитивно повлияли на эффективность агропромышленного комплекса Российской Федерации в части роста производства, широкого внедрения передовых технологий, научного обеспечения АПК. В итоге это позволило добиться лидерства России на мировом продовольственном рынке по многим ключевым направлениям.
Анализ экономического состояния сельского хозяйства Российской Федерации, функционирующего в условиях экономических санкций и, особенно, при введении продовольственного эмбарго, подготовленный Министерством сельского хозяйства [3], свидетельствует об интенсивном развитии отечественного аграрного сектора и укреплении его позиций как субъекта обеспечения глобальной продовольственной безопасности. При этом надо учесть, что к настоящему времени сельскохозяйственные товаропроизводители вместе с другими субъектами агропромышленного комплекса обеспечили выполнение основных показателей Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации [4].
По оценке Минсельхоза, за период 2014-2023 годы фактический рост производства в сельском хозяйстве составил 33,2 %, а по пищевым продуктам – 42%. Позитивная динамика наблюдается и по подотрослям сельского хозяйства: в растениеводстве сбор зерновых увеличился с 92,4 млн тонн в 2014 году почти до 150 млн тонн в 2023 году; сахарной свеклы – с 39,3 млн тонн до 53,2 млн тонн в 2023 году; объемы производства масличных культур увеличены в 2,3 раза (с 13,2 млн тонн до 29,9 млн тонн). Урожай картофеля по итогам 2023 года достиг максимальных за последние годы показателей – 8,6 млн тонн, что свидетельствует о достижениях в области семеноводства и агротехнологий.
За счет импорта плодоовощной продукции, ее производство в российском сельском хозяйстве было на недостаточном уровне. Контрсанкции позволили за 10 лет увеличить объемы производства плодоовощной продукции в 1,7 раза, в физическом измерении с 4,5 млн тонн в 2013 году до 7,5 млн тонн в 2023 году. Сбор овощей защищенного грунта увеличился в 2,6 раза, с 0, 64 млн тонн в 2013 году до 1,64 млн тонн в 2023 году. Такие результаты были получены в условиях строительства и реконструкции тепличных хозяйств и обновления семенного материала. Урожаи плодов и ягод выросли в 2,8 раза, с 0,7 млн тонн в 2013 году до 1,9 млн тонн в 2023 году. Этому способствовало увеличение площадей занятых садами и виноградниками.
Заслуживает внимания результаты в животноводстве, где производство скота и птицы по сравнению с 2013 годом увеличилось на 35,6%. За счет продуктивности молочного скота производство молока выросло на 13,2 % (с 22,9 млн тонн до 33,8 млн тонн в 2023 году). Такие показатели также стали возможны в результате активного строительства новых и реконструкции и модернизации существующих 3400 комплексов.
Необходимо отметить, что к производству продукции растениеводства, животноводства и иных видов, связанных с сельскохозяйственной деятельностью, особе место занимает рыболовство, основанное на нормах Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» [5]. Для решения задач по обеспечению населения рыбной продукцией в организованном порядке, постановлением Правительства РФ было утверждено Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации [6], в котором говорится, что: «…Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции: … по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыбного хозяйства, в том числе рыболовства, сохранения водных биологических ресурсов, производства, переработки и реализации рыбной продукции, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, а также в сфере охраны, рационального использования, изучения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации, обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота и аварийно-спасательных работ в районах промысла при осуществлении рыболовства, а также контроля и надзора за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации…»
За период с 2013 года по 2023 год объем вылова рыбы выросли с 4,3 млн тонн до 5,4 млн тонн. В сегменте аквакультуры разведение товарной рыбы увеличилось в 2,1 раза (с 18,5 тыс. тонн до 402 тыс. тонн в 2023 году), что существенно повлияло на результаты рыбопромыслового комплекса по обеспечению населения рыбной продукцией и снижению импорта аквакультуры.
Устойчивость производства сельскохозяйственной продукции в объемах, позволяющих решать задачи обеспечения продовольственной безопасности в условиях минимизации импорта сырья и продовольствия, в решающей степени зависит от государственной поддержки организаций агропромышленного комплекса. Объем финансирования мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [7] вырос за период с 2013 года по 2023 год в 2,2 раза с 198 млрд рублей до 442, 6 млрд. рублей.
Позитивное развитие сельского хозяйства и всего АПК позволило внедрить элементы аграрной экономики в новых условиях функционирования, связанных с переориентацией импортозамещающей составляющей на экспортно-ориентированную. В результате смены модели развития АПК за 10 лет отечественный экспорт сельскохозяйственной продукции увеличился в 2,6 раза и составил 43,5 млрд долларов в 2023 году против 17, 1 млрд долларов в 2013 году.
В настоящее время Россия экспортирует продовольствие более чем в 160 стран мира и является мировым лидером по поставкам на мировой агропродовольственный рынок пшеницы, гороха, ячменя, масличного льна, мороженной рыбы и занимает ведущие позиции по подсолнечному маслу.
Анализ итогов функционирования аграрного сектора на основе аналитических материалов Минсельхоза России позволяет сделать выводы о позитивном развитии основных направлений сельскохозяйственной деятельности в условиях контрсанкций.
За 10 лет, с 2013 по 2023 годы, отечественные товаропроизводители заметно нарастили объемы производства сельскохозяйственной продукции, что позволило несмотря на санкции минимизировать приобретение сырья и продовольствия по импорту и обеспечить значительный экспорт сельскохозяйственной продукции.
В настоящее время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [8] необходимо нарастить производство продовольствия на четверть, а экспорт — в полтора раза. Решение этих задач потребует сконцентрироваться на достижении технологического суверенитета АПК — ускоренном развитии селекции и генетики, биотехнологий, производства ветпрепаратов, техники и оборудования.
Все сферы, направленные на эффективное развитие сельскохозяйственной деятельности, основанное на внедрении в производство научных достижений потребуют обеспечения АПК профессиональными кадрами новой формации.
Библиографический список
1. О развитии сельского хозяйства. Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 08.08.2024) [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://sudact.ru/law/federalnyi-zakon-ot-29122006-n-264-fz-o/?ysclid=m1b0aqt96a458118794
2.Указ Президента РФ от 06.08.2014 N 560 (ред. от 15.11.2021, с изм. от 18.09.2024) «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166922/?ysclid=m1b0ffit55792539232
3.Итоги десятилетия развития АПК в условиях контрсанкций: Пресслужба Минсельхоза РФ [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://mcx.gov.ru/press-service/news/minselkhoz-rossii-podvel-itogi-desyatiletiya-razvitiya-apk-v-usloviyakh-kontrsanktsiy/?ysclid=m1b0re134p22552009
4.Указ Президента РФ от 21.01.2020 N 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресур] — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343386/?ysclid=m1b10jttp3394264791
5.Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 N 166-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресур] — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_50799/?ysclid=m1b13j452l349554418
6. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Положение утверждено Постановлением Правительства РФ № 450 от 12 июля 2008 года (с изм. и дополнениями)/ СЗ РФ 2008 № 25 ст. 2983
7. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. N 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://base.garant.ru/70210644/?ysclid=m1dnpcvuau852405614
8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года” [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408892634/?ysclid=m1dnu2poyb168369880
Информация об авторах:
Воронин Борис Александрович, доктор юридических наук, профессор, директор Научно-исследовательского института аграрно-экологических проблем и управления сельским хозяйством, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург,
Воронина Яна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург,
Тронина Марина Вадимовна, кандидат экономических наук, доцент, ассистент отдела аспирантуры и докторантуры ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии», г. Москва
Ахмеджанов Виль Маратович, магистрант Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь,
Information about the authors:
Boris Voronin, Doctor of Law, Professor, Director of the Scientific Research Institute of Agrarian and Environmental Problems and Agricultural Management, Ural State Agrarian University, Yekaterinburg,
Voronina Yana Viktorovna, PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Management and Economic Theory, Ural State Agrarian University, Yekaterinburg,
Tronina Marina Vadimovna, PhD in Economics, Associate Professor, Assistant of the Department of Postgraduate and Doctoral Studies of the All-Russian Scientific Research Institute of Fisheries and Oceanography, Moscow
Akhmedzhanov Vil Maratovich, Master’s student of Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov, Perm.