Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Реализация совместных проектов по разработке ресурсов, как один из способов урегулирования территориальных претензий в Южно-Китайском море

В статье исследуются международно-правовые вопросы и приводятся аргументы в пользу нового предложения по совместному развитию в качестве средства урегулирования территориальных и морских споров в Южно-Китайском море. Анализируется потенциальное участие всех заинтересованных сторон на основе Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и Декларации о поведении сторон в Южно-Китайском море между Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии и Китаем 2002 г., в целях прокладывания пути к совместному использованию ресурсов между членами АСЕАН и Китаем, с одной стороны, и поддержанию регионального мира и безопасности в Восточной Азии, с другой.

Ключевые слова: Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., территориальные споры, морские ресурсы, Южно-Китайское море.

Realization of Joint Resource Development Projects as a Way to Settle Territorial Claims in the South China Sea

Luo Lan (China), PhD student of the Department of International Law, Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)

Abstract. This article explores international legal issues and argues for a new proposal for joint development as a way to settle territorial and maritime disputes in the South China Sea. Analyzes the potential involvement of all interested parties based on the 1982 UN Convention on the Law of the Sea and the 2002 Declaration on the Conduct of Parties in the South China Sea between the Association of Southeast Asian Nations and China, in order to make way for resource-sharing between ASEAN members and China on the one hand, and the maintenance of regional peace and security in East Asia on the other.

Keywords: Association of Southeast Asian Nations, 1982 UN Convention on the Law of the Sea, territorial disputes, marine resources, South China Sea.

1. Введение

Современная политическая ситуация в Южно-Китайском море является одной из наиболее сложных, поскольку содержит серьезный потенциал для конфликта различных национальных интересов, в частности, вокруг островов Спратли, на которые в настоящее время предъявляются многочисленные территориальные и морские претензии. Южно-Китайское море классифицируется как полузакрытое море в Восточной Азии согласно общему определению, содержащемуся в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.:

«Для целей настоящей Конвенции «замкнутое или полузамкнутое море» означает море, бассейн или море, окруженное двумя или более государствами и сообщающееся с другим морем или океаном через узкий проход, или состоящее полностью или главным образом из территориальных морей и исключительных экономических зон двух или более прибрежных государств»[1].

Южно-Китайское море географически подходит под это определение, поскольку его окружают шесть государств – Китай (включая Тайвань), Вьетнам, Филиппины, Бруней, Малайзия и Индонезия. Площадь Южно-Китайского моря составляет 648000 квадратных морских миль, что вдвое больше Японского моря[2]. В Южно-Китайском море находятся сотни небольших островов, а именно необитаемые острова, отмели, рифы, берега, песчаные насыпи, бухты и скалы. Они широко распространены в Южно-Китайском море, в основном в виде четырех групп островов и подводных объектов, это острова Пратас, Парасельские острова, отмель Макклес (Чжунша Цюндао) и острова Спратли.

Осложняется разрешение потенциальных территориальных споров и существующих претензий – наличие различных национальных интересов. Спор вокруг островов Спратли является наиболее сложным, поскольку он длится уже долгое время и в него вовлечены пять государств (Китай (включая Тайвань), Малайзия, Вьетнам, Филиппины и Бруней). В практике международно-правового сотрудничества по разрешению территориальных споров нет ничего необычного в том, чтобы столько государств претендовали на такие маленькие острова, например, на всю или часть островов Спратли и окружающие их воды, и морское дно.

Отсутствие в настоящее время международно-правового решения проблемы островов Спратли может создать опасность или угрозу миру и безопасности в регионе Восточной Азии, в мире в целом. По мнению Китая, вопрос споров о границах и суверенитете над районами Южно-Китайского моря является одним из трех основных факторов, которые могут спровоцировать военные конфликты в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

2. Международно-правовые основы сотрудничества по разведке и разработке углеводородных ресурсов в Южно-Китайском море

На сегодняшний день совместную разработку ресурсов определяют как «соглашение между двумя государствами о совместной разработке в согласованных пропорциях путем межгосударственного сотрудничества и национальных мер морских нефти и газа в обозначенной зоне морского дна и недр континентального шельфа, на которые оба или одно из государств-участников имеют право по международному праву»[3]. На наш взгляд, указанное определение является достаточно широким, чтобы охватить все соответствующие ситуации, в которых необходимо и/или требуется совместное развитие. В целом концепция совместной разработки содержит несколько характеристик:

  • это международный договор между двумя государствами;
  • она обычно касается пересекающегося морского района;
  • она может использоваться в качестве временной договоренности до урегулирования споров о делимитации границ между заинтересованными государствами;
  • она предназначена для совместной разработки минеральных ресурсов в спорном районе или в районе, находящемся в совместном пользовании двух государств.

В этом смысле совместное развитие является наиболее реальным механизмом, с помощью которого можно отложить спор, чтобы подготовить почву для сотрудничества до урегулирования территориальных и/или морских споров по определенной морской акватории в связи с перекрывающимися претензиями.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. обеспечивает основу для совместного развития в разграниченных морских районах до решения вопроса о делимитации морской границы.

Статьи 74(3) и 83(3) предусматривают, что до достижения соглашения о делимитации ИЭЗ и континентального шельфа заинтересованные государства в духе понимания и сотрудничества должны «приложить все усилия для заключения временных договоренностей практического характера и в течение этого переходного периода не ставить под угрозу или препятствовать достижению окончательного соглашения»[4].

Указанные положения Конвенции 1982 г. были подтверждены во многих существующих делах и могут быть применены к Южно-Китайскому морю. Тем не менее, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. оставляет другие возможности для заинтересованных государств в отношении того, могут ли они заключать соглашения о совместном развитии после делимитации морской границы.

В этом отношении необходимо отметить, что еще в 1969 г. Международный суд ООН затронул этот вопрос в деле о континентальном шельфе Северного моря, заявив следующее:

«Если … делимитация оставляет Сторонам зоны, которые пересекаются, они должны быть разделены между ними в согласованных пропорциях или, если соглашение не достигнуто, поровну, если только они не примут решение о режиме совместной юрисдикции, использования или эксплуатации зон пересечения или любой их части»[5].

Мирное разрешение международных споров является одним из основополагающих принципов международного права[6], закрепленных как в Уставе ООН[7], так и в Конвенции ООН по морскому праву. Совместное развитие является одним из способов мирного урегулирования споров в морской сфере.

3. Существующая практика по реализации совместного развития по разведке и разработке ресурсов Мирового океана

В настоящее время существует множество прецедентов, закрепляющих соглашения о совместном развитии. Первый такой международный договор был заключен между Кувейтом и Саудовской Аравией в 1922 г., что является самым ранним примером режима совместного развития. На основании Акерского соглашения 1922 г. оба государства были соарендаторами в нейтральной зоне, владея долями поровну и совместно в кондоминиуме, а позже они дали согласие на совместное развитие своими концессионерами[8].

В целом существует три типа схем совместного развития:

1. Разработаны с целью делимитации морских границ, например, Соглашение между Бахрейном и Саудовской Аравией о делимитации континентального шельфа от 22 февраля 1958 г., Франко-Испанская конвенция о делимитации континентального шельфа двух государств в Бискайском море от 29 января 1974 г., Соглашение между Суданом и Саудовской Аравией о совместной разведке и разработке природных ресурсов морского дна и недр Красного моря в делимитированном районе двух государств в Красном море от 16 мая 1974 г. и Соглашение между Исландией и Норвегией о континентальном шельфе между Исландией и островом Ян-Майен от 22 октября 1981 г.

2. Разработаны в целях унификации углеводородных месторождений, которые проходят через линию границы, например Соглашение между Норвегией и Соединенным Королевством о делимитации континентального шельфа между двумя странами от 10 марта 1965 г. и последующие соглашения о разработке газа месторождения Фригг и нефти месторождений Статфьорд и Мерчисон соответственно.

3. Выработаны когда вопрос делимитации границ отложен или остается нерешенным, такие как Японо-Корейское соглашение о совместном освоении южной части континентального шельфа, прилегающего к двум странам, от 30 января 1974 г., Меморандум о взаимопонимании между Малайзией и Таиландом об учреждении совместного органа по эксплуатации ресурсов морского дна в деконсервированной зоне двух стран в Сиамском заливе от 21 февраля 1979 г. (за которым последовало Соглашение о совместном освоении между Малайзией и Таиландом 1990 г.), и Договор между Австралией и Индонезией о зоне сотрудничества в районе между индонезийской провинцией Восточный Тимор и Северной Австралией от 11 декабря 1989 г. (в настоящее время заменен Соглашением между Австралией и Тимор-Лесте 2002 г.). Указанный тип связан с положениями о временных договоренностях в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.[9].

Некоторые существующие модели совместного развития благоприятствуют инициированию и развитию аналогичной модели для Южно-Китайского моря. Такие модели существуют по всему миру, от модели Северного моря до Арабского моря, и от Азии до Латинской Америки. В регионе Восточной Азии совместное развитие также является способом двустороннего сотрудничества между заинтересованными государствами, как, например, Японо-Южнокорейское соглашение в Японском и Восточно-Китайском морях в 1970-х гг., зона совместного развития Малайзии и Таиланда в Сиамском заливе и зона совместного развития Австралии и Индонезии для Тиморского моря.

Существующая практика показывает, что форма многостороннего совместного развития возможна и реалистична, и если эта форма может быть применена в Сиамском заливе, то почему она не должна быть применима в Южно-Китайском море, окружающем острова Спратли. Если многостороннее соглашение между всеми заинтересованными сторонами невозможно на начальном этапе, то с помощью накопленных двусторонних усилий такое соглашение может постепенно развиваться. Наконец, в данном случае две из трех сотрудничающих сторон также являются претендентами на острова Спратли. Имеющийся у них опыт в разработке механизмов совместного развития, несомненно, поможет создать аналогичное соглашение для спорных территорий в Южно-Китайском море.

4. Появление предложений по совместному развитию в Южно-Китайском море.

Британский институт международного и сравнительного права перечисляет Южно-Китайское море как одну из потенциальных областей для совместного развития. В 1980-х гг. Центр Восток-Запад на Гавайях организовал два семинара, на которых обсуждались возможности совместного развития в Южно-Китайском море. Однако, несмотря на положительные результаты в развитии регионального сотрудничества в Южно-Китайском море, большинство представленных докладов посвящены геологии, геофизике и углеводородному потенциалу в регионе, и лишь в нескольких работах рассматривается совместное освоение с юридической точки зрения.

На семинаре 1980 г. в группе «Прецеденты совместной разработки» содержится пять докладов, посвященных совместной разработке в Северном море (Уильям Т. Онорато), в Персидском море (Ферейдун Фешараки), в Восточно-Китайском море (Пак Чун Хо), в Сиамском заливе (Праконг Полахан) и правовым аспектам (Масахиро Миеси). Панель «Совместные исследования, изыскания и разработки» семинара 1983 г. содержит несколько докладов по совместным разработкам, включая, в частности, «Малазийская философия совместных разработок» (Датук Харун Ариф), «Японо-южнокорейское соглашение о совместном освоении континентального шельфа» (Масахиро Миоши), «Достижение соглашения о международной эксплуатации минеральных ресурсов океана» (Вилли Штренг) и «Совместная юрисдикция и разработка в морях Юго-Восточной Азии» (Марк Дж. Валенсия). Следует отметить, что доклад, представленный Р. Лагони на семинаре 1983 г., был позже опубликован отдельно от материалов конференции. Хотя обсуждения в ходе этих двух семинаров носили весьма предварительный характер, они заложили основу для возможного совместного развития в Южно-Китайском море.

Китайские ученые и правительственные организации выдвинули предложения о том, как начать совместное развитие в Южно-Китайском море. В 1991 г. Китайское общество морского права и Хайнаньская ассоциация исследований Южно-Китайского моря (позднее преобразованная в Хайнаньский институт исследований Южно-Китайского моря) совместно провели конференцию по Южно-Китайскому морю на Хайнане, Китай, где было представлено всего пять докладов, посвященных совместному развитию в Южно-Китайском море. В докладах обсуждался вопрос совместного развития с военной, экономической, юридической, политической и региональной точек зрения.

Это был первый случай в Китае, когда совместное развитие в Южно-Китайском море обсуждалось глубоко и широко. 11 лет спустя, в 2002 г., Хайнаньский институт исследований Южно-Китайского моря, аналитический центр, совместно созданный правительством провинции Хайнань и Министерством иностранных дел, провел конференцию по Южно-Китайскому морю, в частности, сосредоточившись на двух темах: совместное развитие и правовой статус U-образной линии Китая в Южно-Китайском море. Было осознано, что хотя совместное развитие не в состоянии решить территориальные споры по островам Спратли, оно может быть полезной провизионной мерой решения морских юрисдикционных споров.

Термин «отложить споры» (gezhi zhengyi) понимается как отложение споров о морской юрисдикции, а не споров о территориальном суверенитете. Прагматично принять соглашение о совместном развитии в качестве временной меры решения споров мирным путем и в соответствии с общими интересами Китая и соседних стран. Кроме того, есть некоторые причины, по которым необходимо заключить соглашение о совместном развитии в Южно-Китайском море:

1. Всем государствам, прилегающим к Южно-Китайскому морю, необходима хорошая среда для социально-экономического развития, и совместное развитие может стабилизировать регион Южно-Китайского моря, чтобы сохранить хорошую морскую среду.

2. Совместное развитие может привести к эффективному и рациональному использованию ресурсов Южно-Китайского моря и может стать предпосылкой для мирного разрешения споров в Южно-Китайском море.

3. Совместное развитие может укрепить и расширить региональное сотрудничество в других областях.

Первым важным событием в отношении Южно-Китайского моря стало подписание Китаем и всеми государствами-членами АСЕАН в декабре 2002 г. Декларации о поведении сторон в Южно-Китайском море, обязующейся изучить или предпринять совместные действия в Южно-Китайском море, включая: охрану морской среды; морские научные исследования; безопасность мореплавания и связи на море; поисково-спасательные операции; и борьбу с транснациональной преступностью, включая, но не ограничиваясь, торговлю запрещенными наркотиками, пиратство и вооруженный разбой на море, а также незаконную торговлю оружием, до всеобъемлющего и прочного урегулирования споров в Южно-Китайском море.

Условия, объем и места проведения двусторонних и многосторонних совместных операций должны быть согласованы заинтересованными сторонами до их фактического осуществления. Они должны гарантировать разрешение своих территориальных и юрисдикционных споров мирными средствами, не прибегая к угрозе или применению силы.

5. Заключение

Стратегическими стимулами Китая являются достижение своей цели стать одной из ведущих морских держав, играть свою конструктивную роль в поддержании мира и стабильности в Южно-Китайском море, развивать хорошие отношения с другими прибрежными государствами и снижать интенсивность китайско-американского соперничества в Южно-Китайском море.

Выбор Китая в отношении совместной разработки в Южно-Китайском море состоит в том, чтобы продвигать добросовестность в Южно-Китайском море, ограничить одностороннюю деятельность на спорных территориях, сосредоточить внимание на менее чувствительных областях Южно-Китайского моря, достичь договоренностей о совместном развитии путем создания соответствующего рабочего механизма, начать процесс в областях, где есть только два заявителя, определить морские территории для совместной разработки путем поиска консенсуса, обсудить возможность создания Администрации по управлению ресурсами Спратли с элементами или полностью наднационального характера.

Совместная разработка в Южно-Китайском море была предложена в качестве решения споров вокруг островов Спратли еще с 1980-х гг. Китай был одним из первых сторонников совместного развития, откладывая потенциальные споры «в долгий ящик», что было продемонстрировано в 1986 и 1988 гг. когда Китаем было внесено свое предложение об урегулировании споров по поводу островов Спратли на проведенных встречах с представителями Филиппин[10].

Китайское правительство активно обсуждает с другими прибрежными государствами совместную разработку Южно-Китайского моря с 2017 г. Китай и Вьетнам договорились о проведении последующих работ по совместной инспекции в водах за пределами залива Бейбу (Тонкин), как указано в совместно заявлении, сделанном в ноябре 2017 г.[11]. Китай и Филиппины, в свою очередь, подписали Меморандум о взаимопонимании и сотрудничеству в области нефтегазового развития в ноябре 2018 г.[12].

Перед серьезным обсуждением договоренностей о совместной разработке необходимо выполнение двух условий. Во-первых, соглашения о совместном развитии обычно заключаются в периоды, когда между соответствующими сторонами существуют добрососедские отношения. Китай и другие прибрежные государства Южно-Китайского моря предприняли шаги для укрепления доверия между всеми заявителями. Новые достижения в рамках решения проблем Южно-Китайского моря, такие как разработка Кодекса поведения в Южно-Китайском море между Китаем и АСЕАН, надежды на эффективную реализацию которого были возложены в рамках 37-ого саммита АСЕАН в ноябре 2020 г., способствуют созданию благоприятных двусторонних отношений, которые служат предпосылкой для совместного устойчивого развития. Во-вторых, очень важным аспектом является то, что всем заинтересованным сторонам необходимо проявить политическую волю для принятия соответствующих решений, так как велика вероятность столкновения с противодействием им внутри самих государств. В данном случае, Китай и другие прибрежные государства Южно-Китайского моря предпринимают последовательные шаги по укреплению лежащего в основе обоснования совместного развития и формулируют преимущества реализации этого варианта для общественности, указывая на то, что первое вышеуказанное условие согласовано.

Совместная разработка ресурсов Южно-Китайского моря может быть определена как межправительственное соглашение временного характера между двумя или более государствами, предназначенное для функциональных целей совместной разведки или эксплуатации углеводородных ресурсов региона[13], что является особенно важным в районах с перекрывающимися или спорными претензиями или в районах, где государства не достигли какого-либо соглашения о делимитации.

Такие инициативы Китая полностью оправдывают указанные ранее экономические и стратегические стимулы Китая с учетом продвижения добросовестности использования Южно-Китайского моря, что выражается в открытом обсуждении всех заинтересованных государств в совместной деятельности. Действия, которые можно обозначить недобросовестными, включают, например, бурение на морском дне и добыча нефти и газа и арест морских судов другого государства, которые ведут промысел в соответствующем районе. Менее агрессивные действия, такие как сейсмические испытания и другие формы морских научных исследований, могут быть допустимы, но также могут потребовать от государства, проводящего или санкционирующего испытания, или исследования, поделиться полученной таким образом информацией на каком-либо этапе с другим государством[14].

В последние годы Китай был привержен продвижению добросовестности в Южно-Китайском море. Были предложены идеи по созданию механизма сотрудничества прибрежных государств Южно-Китайского моря, по созданию в провинции Хайнань Центра экономического сотрудничества в области туризма в регионе Южно-Китайского моря, который должен отвечать за запуск новых международных услуг и открытие новых круизных туристических линий. Китай достиг договоренностей с Филиппинами, относительно разрешения территориальных и юрисдикционных споров исключительно мирными средствами, повышая взаимное доверие и уверенность и проявляя сдержанность[15]. Большая работа также проводится Китаем по управлению внутренней политикой для смягчения так называемой националистической риторики в обществе, связанной с Южно-Китайским морем и необходимостью совместного развития с другими государствами региона.

Немаловажным аспектом разрешения споров в Южно-Китайском море является ограничение односторонней деятельности на спорных территориях, что не отвечает идеям, заложенным в Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. относительно необходимости сотрудничества между государствами. Разведка и разработка спорных морских пространств является как политически чувствительной и неопределенной с точки зрения легальности, так и технически сложной, и финансово рискованной. Если одна сторона ведет одностороннюю эксплуатацию в водах, которые имеют перекрывающиеся притязания между двумя сторонами, другая сторона обязательно предпримет соответствующие действия, которые усложнят и так напряженную обстановку, что приведет к прекращению эксплуатации ресурсов обеих сторон и составит определенные препятствия для переговоров по делимитации морских пространств в будущем.

Для решения спорных вопросов относительно использования ресурсов Южно-Китайского моря совместная разработка является своего рода предварительной договоренностью. С 2017 г. благодаря совместным усилиям Китая и государств региона Южно-Китайского моря отношения между ними вернулись к стабильности. Выполнение двух условий относительно добрососедских отношений между прибрежными государствами и политической воли к принятию решений – два условия, предшествующих серьезным обсуждениям договоренностей о совместном развитии в регионе Южно-Китайского моря.

Спорящие государства имеют все шансы воспользоваться редкой исторической возможностью совместного развития в Южно-Китайском море, что может вызвать реализацию глобального сотрудничества по освоению нефтегазовых ресурсов, что в конечном счете приведет к взаимозависимости прибрежных государств Юго-Восточной Азии и установлению постоянного мира в регионе особенно с учетом принципиальной позиции и приверженности АСЕАН превращения Южно-Китайского моря, важнейшего региона в море стабильности, безопасности и защищенности для свободного движения товаров, в котором будут сохранены общие ценности.

Литература

  1. Boundaries and Energy: Problems and Prospects / G.H. Blake, M.A. Pratt, C.H. Schofield (eds.). – London: Kluwer Law International, 1998.
  2. China Adheres to the Position of Settling Through Negotiation the Relevant Disputes Between China and the Philippines in the South China Sea. 2016 // Режим доступа: https://www.fmprc.gov.cn/nanhai/eng/snhwtlcwj_1/t1380615.htm (дата обращения: 20.07.2022).
  3. China, Vietnam reach consensus on trade, maritime cooperation: joint statement. 2017 // Режим доступа: http://www.xinhuanet.com/english/2017-11/13/c_136749356.htm (дата обращения: 20.07.2022).
  4. Joint Statement between the Government of the People’s Republic of China and the Government of the Republic of the Philippines. 2017 // Режим доступа: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjdt_665385/2649_665393/t1511299.shtml (дата обращения: 20.07.2022).
  5. Memorandum of Understanding on Cooperation on Oil and Gas Development between the Government of the People’s Republic of China and the Government of the Republic of the Philippines. 2018 // Режим доступа: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjdt_665385/2649_665393/t1616644.shtml (дата обращения: 20.07.2022).
  6. Miyoshi M. Basic Legal Issues of Joint Development of Offshore Oil and Gas in Relation to Maritime Boundary Delimitation // Maritime Briefings. – Vol. 2. — № 5. – 1999.
  7. North Sea Continental Shelf Cases, Judgment of 20 February 1969 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.icj-cij.org/public/files/case-related/52/052-19690220-JUD-01-00-EN.pdf (дата обращения: 20.07.2022).
  8. Prescott J.R.V. The Maritime Political Boundaries of the World. – London: Methuen, 1985.
  9. Report on the Obligations of States under Articles 74(3) and 83(3) of UNCLOS in respect of Undelimited Maritime Areas (2016). // Режим доступа: https://www.biicl.org/documents/29_1192_report_on_the_obligations_of_states_under_articles_743_and_833_of_unclos_in_respect_of_undelimited_maritime_areas.pdf (дата обращения: 20.07.2022).
  10. Sustainable Development and Preservation of the Oceans: The Challenges of UNCLOS and Agenda 21 / Thomas A. Mensah and Bernard H. Oxman (eds.). – Honolulu, 1997.
  11. The British Institute of International and Comparative Law (BIICL) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.biicl.org/?cookiesset=1&ts=1656664250 (дата обращения 20.07.2022).
  12. А. Х. Абашидзе, А. М. Солнцев. Международное право. Мирное разрешение споров : учебное пособие для вузов /— 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022.

[1] Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, N 48, 01.12.1997, Ст. 5493.

[2] Prescott J.R.V. The Maritime Political Boundaries of the World. – London: Methuen, 1985. – P. 209.

[3] The British Institute of International and Comparative Law (BIICL) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.biicl.org/?cookiesset=1&ts=1656664250 (дата обращения 20.07.2022).

[4] Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, N 48, 01.12.1997, Ст. 5493.

[5] North Sea Continental Shelf Cases, Judgment of 20 February 1969 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.icj-cij.org/public/files/case-related/52/052-19690220-JUD-01-00-EN.pdf (дата обращения: 20.07.2022).

[6] А. Х. Абашидзе, А. М. Солнцев. Международное право. Мирное разрешение споров : учебное пособие для вузов — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022.

[7] Устав ООН 1945 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text (дата обращения: 20.07.2022).

[8] Boundaries and Energy: Problems and Prospects / G.H. Blake, M.A. Pratt, C.H. Schofield (eds.). – London: Kluwer Law International, 1998. – P. 436-437.

[9] Sustainable Development and Preservation of the Oceans: The Challenges of UNCLOS and Agenda 21 / Thomas A. Mensah and Bernard H. Oxman (eds.). – Honolulu, 1997. – P. 613-614.

[10] Подробнее см.: China Adheres to the Position of Settling Through Negotiation the Relevant Disputes Between China and the Philippines in the South China Sea. 2016. // Режим доступа: https://www.fmprc.gov.cn/nanhai/eng/snhwtlcwj_1/t1380615.htm (дата обращения: 20.07.2022).

[11] China, Vietnam reach consensus on trade, maritime cooperation: joint statement. 2017. // Режим доступа: http://www.xinhuanet.com/english/2017-11/13/c_136749356.htm (дата обращения: 20.07.2022).

[12] Memorandum of Understanding on Cooperation on Oil and Gas Development between the Government of the People’s Republic of China and the Government of the Republic of the Philippines. 2018. // Режим доступа: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjdt_665385/2649_665393/t1616644.shtml (дата обращения: 20.07.2022).

[13] Miyoshi M. Basic Legal Issues of Joint Development of Offshore Oil and Gas in Relation to Maritime Boundary Delimitation // Maritime Briefings. – Vol. 2. — № 5. – 1999. – P. 55.

[14] Report on the Obligations of States under Articles 74(3) and 83(3) of UNCLOS in respect of Undelimited Maritime Areas (2016). // Режим доступа: https://www.biicl.org/documents/29_1192_report_on_the_obligations_of_states_under_articles_743_and_833_of_unclos_in_respect_of_undelimited_maritime_areas.pdf (дата обращения: 20.07.2022).

[15] Joint Statement between the Government of the People’s Republic of China and the Government of the Republic of the Philippines (2017). // Режим доступа: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjdt_665385/2649_665393/t1511299.shtml (дата обращения: 20.07.2022).


Информация об авторе:

Ло Лань (КНР), аспирант кафедры международного права РУДН

Information about the author:

Lo Lan (PRC), PhD student, Department of International Law, RUDN University

Добавить комментарий

Войти с помощью: