Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Регулирование режимов торговли услугами и осуществления инвестиций в праве СНГ: основные источники

В статье приводятся основные источники права СНГ в сфере торговли услугами и осуществления инвестиций.

Ключевые слова. СНГ, услуги, инвестиции, зона свободной торговли.

Regulation of trade in services and investment regimes in the CIS law: main sources

Annotation. The article presents the main sources of CIS law in the field of trade in services and investment

Tags: CIS, services, investments, free trade area.

        Правовое регулирование сферы услуг в праве СНГ, в отличие, например, от правовых систем ВТО и ЕАЭС, развито весьма скудно и фрагментарно, что, несомненно, требует от государств-участников СНГ более решительных действий по формированию правовой базы в этой бурно развивающейся области экономического сотрудничества государств. Сколь-нибудь значимые международные документы, регулирующие данную область в праве СНГ, немногочисленны.

        Как отмечалось в «Информации о реализации положений Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года», прилагаемой к Решению Экономического совета СНГ от 13 сентября 2019 г., при подписании Договора Советом глав правительств СНГ было принято решение о целесообразности подготовки правительствами заинтересованных государств – участников СНГ проекта Соглашения о свободной торговле услугами. На долю услуг приходится более половины валового продукта государств – участников СНГ. Объем трансграничной торговли услугами на пространстве СНГ растет. Принимая во внимание объем рынка торговли услугами на пространстве Содружества, можно с уверенностью сказать, что подписание такого Соглашения обеспечит реальную возможность устойчивого экономического развития сторон. Кроме того, торговля услугами значительно менее чувствительна к воздействию внешних факторов, чем торговля товарами.

          Переговоры по проекту Соглашения начались в ноябре 2012 года с участием Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины.

           Состоялось более 20 заседаний Рабочей группы. Стороны в основном определились со структурой документа и подтвердили намерения в итоге выйти на формат «ВТО+».

          Со второго полугодия 2014 года Украина не участвовала в переговорах, а со второго полугодия 2017 года Республика Молдова присутствовала на переговорах в качестве наблюдателя. С 2019 года в переговорах участвовала Республика Узбекистан.

В июне 2023 года на заседании Совета глав Правительств СНГ состоялось подписание  Соглашения о свободной торговле услугами и осуществлении инвестиций в рамках СНГ, которое обсуждалось более десяти лет. Суть соглашения — в упрощении доступа к рынку услуг и условий работы бизнеса в дополнение к уже действующему соглашению о свободной торговле товарами. Эксперты ожидают, что новые договоренности в сфере услуг и инвестиций позволят увеличить в краткосрочном периоде товарооборот стран СНГ на 1,1% – около 81,3 млрд руб., а взаимную торговлю услугами участников соглашения –на 8% или на 78,8 млрд руб[1]. Соглашение открыто для присоединения других стран, причем не только из СНГ.

Положения данного Соглашения не применяются между сторонами, имеющими между собой двусторонние и (или) многосторонние международные договоры, предусматривающие более глубокий по сравнению с положениями Соглашения уровень интеграции или предоставляющие дополнительные преимущества в отношении их физических и (или) юридических лиц.

Приведем некоторые основные положения данного Соглашения в сфере торговли услугами.

Соглашение определяет торговлю услугами как поставку услуг, включающую производство, распределение, маркетинг, продажу, доставку услуг и осуществляемую следующими способами: а) с территории одной стороны на территорию любой другой стороны; б) на территории одной стороны потребителю услуг любой другой стороны; в) поставщиком услуг одной стороны путем присутствия физических лиц стороны на территории любой другой стороны[2].

Каждая сторона сохраняет или создает так скоро, как это практически возможно, судебные, арбитражные или административные органы или процедуры, которые по запросу поставщика услуг или лица,интересы которого затронуты, обеспечивают безотлагательное рассмотрение и, когда это обосновано, надлежащее исправление административных решений, затрагивающих торговлю услугами, учреждение и деятельность. В тех случаях, когда указанные процедуры не являются независимыми от органа, уполномоченного принимать такие административные решения, сторона обеспечивает объективное и беспристрастное рассмотрение указанных вопросов в рамках таких процедур.

Каждая сторона обеспечит, чтобы ее законодательные акты и международные соглашения, в которых она является участником и которые затрагивают или могут затрагивать вопросы, охватываемые  Соглашением, были опубликованы в официальном источнике и (или) на определяемом стороной интернет-сайте таким образом, чтобы любое лицо, права и (или) обязательства которого могут быть затронуты такими законодательными актами и международными соглашениями стороны, имело возможность ознакомиться с ними.

Каждая сторона обеспечивает, чтобы любой монопольный поставщик услуги при монопольной поставке услуги и (или) осуществлении иной монопольной деятельности на соответствующем рынке не действовал образом, несовместимым с обязательствами этой стороны по главам II, III, IV Соглашения. Если юридическое лицо, которое является монопольным поставщиком услуги на территории одной стороны, конкурирует прямо или через контролируемое им юридическое лицо вне сферы своих монопольных прав с лицами других сторон, то первая сторона обеспечивает, чтобы такое его юридическое лицо не злоупотребляло своим монопольным положением, действуя на территории первой стороны образом, несовместимым с обязательствами такой первой стороны по Соглашению.

Если одна из сторон сохраняет в отношении третьего государства ограничения или запреты в отношении учреждения, деятельности,торговли услугами или осуществления инвестиций, ничто в Соглашении не должно быть истолковано как обязывающее такую сторону распространять на лиц другой стороны положения Соглашения, если такое лицо полностью принадлежит или контролируется лицом указанного третьего государства, а распространение положений Соглашения приведет к обходу или нарушению указанных выше запретов и ограничений. Сторона может не распространять свои обязательства, принимаемые ею в соответствии с Соглашением, на лиц другой стороны в отношении учреждения, деятельности, торговли услугами или осуществления инвестиций, если такое лицо другой стороны не осуществляет существенных деловых операций на территории такой другой стороны, и оно принадлежит или контролируется лицом первой стороны или лицом государства, которое не является стороной Соглашения.

Положения Соглашения не должны толковаться как препятствие для любой стороны предпринимать любые действия, которые она считает необходимыми для защиты ее важнейших интересов в области обороны страны или безопасности государства: а) относящиеся к поставке услуг или товаров, осуществляемых прямо или косвенно с целью снабжения вооруженных сил; б) относящиеся к ядерным или термоядерным боеприпасам или к материалам, из которых они получены; в) принятые в военное время или в других чрезвычайных обстоятельствах в международных отношениях.

В отношении любой меры сторона Соглашения предоставляет услугам и поставщикам услуг любой другой стороны режим не менее благоприятный, чем тот, который она предоставляет аналогичным услугам и поставщикам услуг любого государства, не являющегося участником Соглашения, за исключением мер, предусмотренных индивидуальным перечнем такой стороны.

Далее рассмотрим основные источники права СНГ в сфере инвестиционной деятельности.

       Соглашение СНГ о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, принятое 24 декабря 1993 г.[3], закрепляет, что его стороны сотрудничают в разработке и осуществлении инвестиционной политики в отношении своих хозяйствующих субъектов, а также хозяйствующих субъектов государств, не являющихся участниками соглашения, и международных организаций с целью обеспечения взаимной защиты интересов сторон в этой области.

         Инвесторами каждой стороны соглашения в других государствах, участвующих в Соглашении, являются юридические лица, созданные согласно законодательству одной из сторон и правомочные осуществлять инвестиции; физические лица – граждане сторон и постоянно проживающие на их территории граждане других государств, а также лица без гражданства; государства – участники соглашения и расположенные в пределах их территории государственные и административно-территориальные образования в лице уполномоченных ими юридических и физических лиц в соответствии с законодательством сторон соглашения.

        Инвестициями являются все виды имущественных, финансовых, интеллектуальных ценностей, вкладываемые инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода), достижения социального эффекта.

        Инвесторы осуществляют инвестирование на территории других стран-участниц соглашения путем создания предприятий, полностью принадлежащих инвесторам, а также филиалов таких предприятий; долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими и физическими лицами по месту инвестирования; приобретения предприятий, зданий, сооружений, долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций, а также ценных бумаг в соответствии с национальным законодательством и иной деятельности по осуществлению инвестиций, не противоречащей законодательству, действующему на территории государства по месту инвестирования.

Отношения, связанные с инвестициями, регулируются соответствующими положениями законодательства государства по месту инвестирования, установленными для инвесторов этого государства, данным соглашением и другими соглашениями между его участниками, а также международными соглашениями, в которых участвуют стороны соглашения СНГ. При этом, в ходе дальнейшего совершенствования законодательства, необходимо исходить из того, что правовой режим инвестиций участников соглашения, а также деятельность инвесторов по их осуществлению не могут быть менее благоприятными, чем режим для инвестиционной деятельности юридических и физических лиц государства по месту инвестирования.

Инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных им в результате действий государственных органов, либо должностных лиц, противоречащих законодательству государства по месту инвестирования, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к инвесторам участников соглашения или предприятиям с этими инвестициями.

В развитие положений данного соглашения 28 марта 1997 г. была принята Конвенция СНГ о защите прав инвестора[4], определяющая правовые основы осуществления различных видов инвестиций, зарегистрированных на территории сторон конвенции, и гарантии прав инвесторов на осуществление инвестиций и получаемые от них доходы.

Условия осуществления инвестиций, а также правовой режим деятельности инвесторов в связи с осуществленными инвестициями не могут быть менее благоприятными, чем условия осуществления инвестиций и режим деятельности, связанных с ними, для юридических и физических лиц страны-реципиента, за исключением изъятий, которые могут устанавливаться национальным законодательством страны-реципиента. Стороны вправе пересматривать перечень изъятий. Стороны вправе определять перечни приоритетов в отношении отраслей, видов деятельности и регионов, для которых вводятся более льготные условия привлечения инвестиций.

В случае, если после вступления Конвенции в силу, сторонами будут изменены законодательные нормы, касающиеся инвестиций, которые, по мнению одной или нескольких заинтересованных сторон, ухудшают условия и режим инвестиционной деятельности, этот вопрос может быть внесен на рассмотрение Экономического Суда СНГ и/или иных международных судов или международных арбитражных судов.

При вынесении указанными судами решения, подтверждающего факт ухудшения условий и режима инвестиционной деятельности, действие упомянутых законодательных норм приостанавливается с момента их принятия (то есть сохраняются такие условия и режим, как если бы эти нормы приняты не были) и возобновляется с момента истечения пятилетнего срока с даты вынесения решения при условии и в части, не противоречащих Конвенции. Данное положение не распространяется на изменения законодательства, касающегося обороны, национальной безопасности, охраны общественного порядка, природной среды, нравственности и здоровья населения, налогообложения, а также на перечень изъятий.

          Инвестициям на территории сторон предоставляется безусловная правовая защита, которая обеспечивается Конвенцией, национальным законодательством сторон, а также международными договорами, участниками которых они являются.

          Инвестиции не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции, кроме исключительных случаев (стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер), предусмотренных национальным законодательством сторон, когда эти меры принимаются в общественных интересах, предусмотренных конституцией страны-реципиента. Национализация или реквизиция не могут быть осуществлены без выплаты инвестору адекватной компенсации.

         Решения о национализации или реквизиции инвестиций принимаются в порядке, установленном национальным законодательством страны-реципиента.

         Решения государственных органов о национализации или реквизиции инвестиций могут быть обжалованы в порядке, установленном национальным законодательством страны-реципиента.

         Инвестор имеет право на возмещение ущерба, причиненного ему решениями и действиями (бездействием) государственных органов либо должностных лиц, противоречащими законодательству страны-реципиента и нормам международного права.

         Компенсация за нанесение ущерба инвестору выплачивается в валюте, в которой осуществлены инвестиции. Порядок определения размера компенсации и ее выплаты устанавливается национальным законодательством страны-реципиента. Споры по осуществлению инвестиций в рамках Конвенции рассматриваются судами или арбитражными судами стран – участников споров, Экономическим Судом СНГ и/или иными международными судами или международными арбитражными судами.

Ранее приведенное Соглашение о свободной торговле услугами и осуществлении инвестиций в рамках СНГ от 8 июня 2023 г. определяет, что каждая сторона данного Соглашения создает в соответствии с ее законодательством благоприятные условия для инвесторов другой стороны для осуществления инвестиций на своей территории. Каждая сторона предоставляет инвестициям инвесторов другой стороны полную безопасность и защиту на ее территории в соответствии с ее законодательством. Каждая сторона предоставляет на своей территории инвестициям инвесторов другой стороны режим не менее благоприятный, чем режим, который она предоставляет инвестициям собственных инвесторов. Каждая сторона предоставляет на своей территории инвестициям инвесторов другой стороны режим не менее благоприятный, чем режим, который она предоставляет инвестициям инвесторов любого третьего государства. Каждая сторона предоставляет инвестициям инвесторов другой стороны в отношении мер, которые она принимает или сохраняет для возмещения ущерба, причиненного инвестициям таких инвесторов на ее территории в результате военных действий, вооруженного конфликта, гражданских беспорядков, гражданских волнений, революции, чрезвычайного национального положения, мятежа, восстания или иных аналогичных обстоятельств, режим не менее благоприятный, чем режим, который она предоставляет: а) инвестициям ее собственных инвесторов; или б) инвестициям инвесторов любого третьего государства[5].

Разрешение споров в соответствии с положениями Соглашения осуществляется путем переговоров. Если переговоры не привели к взаимовыгодному урегулированию в течение шести месяцев, спор, связанный с нарушением Соглашения, подлежит рассмотрению в рамках процедур разрешения спора, которые должны быть согласованы сторонами спора. Если такие процедуры не были согласованы в течение шестимесячного срока, спор может быть передан инвестором, который является стороной спора, на рассмотрение суда стороны, на территории которой были осуществлены инвестиции или в один из следующих арбитражных органов (учреждений): а) третейский суд стороны (где это применимо), на территории которой были осуществлены инвестиции; б) арбитраж ad hoc, учреждаемый в соответствии с Арбитражным регламентом Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), действующий на дату начала арбитражного разбирательства, если стороны спора не договорились о применении определенной редакции указанного регламента; в) иной постоянно действующий международный арбитражный орган (учреждение), согласованный сторонами спора.

Список источников и литературы:         

  1.  Страны СНГ подписали соглашение о свободной торговле услугами /  https://www.economy.gov.ru/material/news/strany_sng_podpisali_soglashenie_o_svobodnoy_torgovle_uslugami.html  (дата обращения 29 января 2024 г.).
  2. Соглашение о свободной торговле услугами и осуществлении инвестиций в рамках СНГ от 8 июня 2023 г. / [Электронный ресурс] Режим доступа:  https://cis.minsk.by/reestrv2/d3 oc/678#text (дата обращения 29 января 2024 г.).
  3. Соглашение СНГ о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г. / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cis.minsk.by/reestrv2/doc/289#text (дата обращения 29 января 2024 г.).
  4. Конвенция СНГ о защите прав инвестора от 28 марта 1997 г. / [Электронный ресурс] Режим доступа:  https://cis.minsk.by/reestrv2/doc/693#text (дата обращения 29 января 2024 г.).
  5. Данельян А.А. Актуальные проблемы международно-правового регулирования иностранных инвестиций в государствах-членах ЕЭАС / Международный правовой курьер. 2016. № 3 (15). С. 18-21.
  6. Право и институты евразийской интеграции: учебное пособие для вузов / И.О. Анисимов, С.В. Комендантов. — Москва: Издательство Юрайт, 2023.

Информация об авторе:

Комендантов Сергей Васильевич, к.ю.н., доцент, заместитель заведующего кафедрой международного права Дипломатической академии МИД России, член Российской ассоциации международного права, государственный советник Российской Федерации III класса.

Information about the author:

Komendantov Sergey Vasilievich, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Deputy Head of the Department of International Law of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, member of the Russian Association of International Law, State Councilor of the Russian Federation, III class;


[1]Страны СНГ подписали соглашение о свободной торговле услугами /  https://www.economy.gov.ru/material/news/strany_sng_podpisali_soglashenie_o_svobodnoy_torgovle_uslugami.html (дата обращения 29 января 2024 г.).

[2]  https://cis.minsk.by/reestrv2/d3 oc/678#text (дата обращения 29 января 2024 г.).

[3] https://cis.minsk.by/reestrv2/doc/289#text (дата обращения 29 января 2024 г.).

[4] https://cis.minsk.by/reestrv2/doc/693#text (дата обращения 29 января 2024 г.).

[5] https://cis.minsk.by/reestrv2/doc/6738#text (дата обращения 29 января 2024 г.).

Добавить комментарий

Войти с помощью: