
В статье проводится комплексный анализ реформы уголовного законодательства в сфере противодействия контрабанде, инициированной Федеральным законом от 11 марта 2024 года № 43-ФЗ. Основное внимание уделено инкорпорации состава преступления, предусмотренного утратившей силу статьей 200.2 УК РФ (контрабанда алкогольной и табачной продукции), в диспозицию статьи 226.1 УК РФ (контрабанда стратегически важных товаров). Автор исследует правовые последствия данной реструктуризации, включая вопросы дифференциации ответственности, применения обратной силы уголовного закона, изменения пороговых значений «крупного размера» и расширения географического охвата противоправного деяния. На основе сравнительно-правового и формально-юридического методов выявлены проблемные аспекты правоприменения обновленной нормы, в частности, связанные с квалификацией способов незаконного перемещения и определением момента окончания преступления при использовании международных почтовых отправлений. Сделан вывод о том, что законодательные изменения отражают курс на консолидацию норм о контрабанде и усиление защиты экономической безопасности, однако порождают новые вызовы для правоприменительной практики.
Ключевые слова: контрабанда, уголовная ответственность, стратегически важные товары, алкогольная и табачная продукция, обратная сила закона, Уголовный кодекс РФ, статья 226.1 УК РФ, статья 200.2 УК РФ.
Restructuring of ontraband compounds in the criminal code of Russian Federation: an analysis of the novelties of llegislation in strategic goods
Abstract. The article provides a comprehensive analysis of the reform of criminal legislation in the field of countering smuggling, initiated by Federal Law No. 43-FZ of March 11, 2024. The main attention is paid to the incorporation of the corpus delicti provided for in the expired Article 200.2 of the Criminal Code (smuggling of alcohol and tobacco products) into the disposition of Article 226.1 of the Criminal Code (smuggling of strategically important goods). The author examines the legal consequences of this restructuring, including issues of differentiation of liability, the use of retroactive force of criminal law, changes in the thresholds of «large size» and the expansion of the geographical coverage of the illegal act. Based on comparative legal and formal legal methods, problematic aspects of the enforcement of the updated norm have been identified, in particular, those related to the qualification of methods of illegal movement and the determination of the end of the crime when using international mail. It is concluded that the legislative changes reflect a course towards consolidating the norms on smuggling and strengthening the protection of economic security, but they create new challenges for law enforcement practice.
Keywords: smuggling, criminal liability, strategically important goods, alcohol and tobacco products, the retroactive force of the law, the Criminal Code of the Russian Federation, Article 226.1 of the Criminal Code, Article 200.2 of the Criminal Code.
Введение. Динамичное развитие внешнеэкономических отношений и появление новых вызовов национальной безопасности обуславливают необходимость постоянной адаптации уголовного законодательства. Одним из наиболее значимых последних изменений в сфере борьбы с экономическими преступлениями стала реформа, реализованная Федеральным законом от 11 марта 2024 года № 43-ФЗ (далее – Закон № 43-ФЗ). Ключевым нововведением данного акта стала переквалификация контрабанды алкогольной и табачной продукции из самостоятельного состава преступления (ст. 200.2 УК РФ) в разряд контрабанды стратегически важных товаров и ресурсов (ст. 226.1 УК РФ). Данная законодательная модернизация требует тщательного научного осмысления, поскольку затрагивает фундаментальные институты уголовного права, такие как обратная сила закона, дифференциация ответственности и определение признаков состава преступления.
Целью настоящей статьи является комплексный анализ новелл законодательства о контрабанде, выявление их системного значения и оценка потенциальных последствий для правоприменительной практики.
Инкорпорация контрабанды алкоголя и табака в статью 226.1 УК РФ: основные изменения
Недавние законодательные изменения, внесенные Федеральным законом № 43-ФЗ от 11 марта 2024 года, переклассифицировали алкоголь и табак как стратегические товары, которые теперь подпадают под статью 226.1. Такое изменение отражает развивающийся подход к борьбе с незаконной торговлей, группируя высокорисковые товары в рамках единых антиконтрабандных рамок, признавая при этом особые угрозы, которые контрабанда алкоголя и табачных изделий представляет как для фискальных интересов, так и для общественного здравоохранения.
Это преступление нарушает установленные законом процедуры, регулирующие трансграничное перемещение алкогольной и табачной продукции в таможенной системе ЕАЭС. Положение специально нацелено на эти регулируемые товары, когда они перевозятся в значительных количествах, при этом пороговое значение преступления установлено на уровне значений, превышающих 250 000 рублей (исключая суммы, разрешенные для недекларируемой передачи или надлежащим образом декларируемые). Правонарушение проявляется в любой несанкционированной передаче таких товаров через границы Союза, будь то через официальные контрольно-пропускные пункты или альтернативные маршруты.
Размер сумм, указанных в Уголовном Кодексе, отражает намерение законодательного органа сосредоточить ресурсы правоприменения на крупных коммерческих контрабандных операциях, а не на незначительных нарушениях для личного пользования. Исключая из расчета надлежащим образом задекларированные суммы, положение по-прежнему охватывает преднамеренный обход правил торговли, совершенный в крупном размере. Специализированный подход к алкогольной и табачной продукции признает их двойной статус как строго регулируемых потребительских товаров и как существенных источников потенциального уклонения от уплаты налогов, требуя усиленного контроля для защиты фискальных интересов и целей общественного здравоохранения в рамках общего таможенного пространства [2].
В связи с тем, что теперь алкогольная и табачная продукция относится к предмету статьи 226.1 УК РФ на практике возникают вопросы, связанные с применением обратной силы уголовного закона. Кроме того, ряд изменений, внесенных в бланкетные нормы, обращение к которым требуется при квалификации контрабанды по ст. 226.1 УК РФ, также актуализируют необходимость проведения анализа.
ФЗ от 11 марта 2024 года N 43 ответственность в ст. 226.1 УК РФ была дифференцирована в зависимости от характеристик предмета преступления. Фактически названным нормативным правовым актом произведено разделение ранее существовавшей ч. 1 ст. 226.1 УК РФ на две — ч. 1 и ч. 1.1. В предшествующей редакции в ч. 1 ст. 226.1 УК РФ описывался широкий круг предметов незаконного перемещения — от культурных ценностей до ядерных материалов, которые делились не только по видам опасности своих характеристик для общества и государства, но и в зависимости от размера. Так, например, для одних предметов криминообразующим признаком являлась их стоимость более 100 тыс. руб., а для других — более 1 млн руб. При этом преступление, описанное в ч. 1 ст. 226.1 УК РФ, было отнесено к категории тяжких с кумулятивно-факультативной санкцией, в которой с лишением свободы на срок до 7 лет суду предоставлялось право назначить штраф и (или) ограничение свободы. Суммы штрафа и продолжительность ограничения свободы были достаточно велики — до 1 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет при выборе штрафа и до 1 года в случае ограничения свободы.
Что касается основного состава, предусмотренного ст. 200.2 УК РФ (которая в настоящее время утратила силу), то здесь наказание за него было существенно ниже — штраф в размере от 300 тыс. руб. до 1 млн руб. или в сумме, кратной заработной плате или иному доходу осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо принудительные работы на срок до 5 лет, либо лишение свободы на тот же срок. Данное деяние являлось преступлением средней тяжести.
Сложности, которые могут возникнуть у правоприменителя при оценке обратной силы уголовного закона, могут быть обусловлены следующими моментами. Пересмотренная редакция статьи 226.1 Уголовного кодекса включает алкогольную и табачную продукцию в категорию стратегически важных товаров, тем самым расширяя круг предметов, охватываемых частью 1 этого положения. Это законодательное изменение отражает растущее признание этих товаров как предметов, требующих усиленного пограничного контроля. Измененная статья теперь устанавливает единую ответственность за незаконное перемещение нескольких категорий защищенных товаров: не только алкоголя и табака, но и культурных ценностей, превышающих определенные пороговые значения стоимости, а также исчезающих видов, занесенных в Красную книгу России или защищенных международными договорами, — включая их производные и составные части. Примечательно, что структура наказания по части 1 статьи 226.1 сохраняет тот же диапазон и виды санкций, которые ранее были указаны в ныне отмененной статье 200.2, обеспечивая преемственность в строгости наказания за сопоставимые правонарушения. То есть наказуемость контрабанды алкогольной и табачной продукции в новой редакции ч. 1 ст. 226.1 УК РФ не изменилась. Однако она изменилась в части иных предметов — наказание существенно снижено, появились альтернативные виды наказания, данные деяния отнесены к категории средней тяжести. Измененная редакция части 1 статьи 226.1 вводит более благоприятное правовое положение для обвиняемых по делам, связанным со всеми категориями предметов контрабанды, за исключением алкогольной и табачной продукции — различие, которое мы рассмотрим в ближайшее время. Это законодательное изменение означает, что в отношении преступлений, совершенных до 1 апреля 2024 года, связанных с контрабандой культурных ценностей сверх установленных пороговых значений или охраняемых видов (включая их части), занесенных в Красную книгу России или международные конвенции, должен применяться принцип обратной силы закона (статья 10 Уголовного кодекса). Следовательно, такие дела теперь должны квалифицироваться в соответствии с измененной редакцией части 1 статьи 226.1, введенной Федеральным законом № 43-ФЗ от 11 марта 2024 года.
Но эти тезисы неприменимы в случаях, когда предметом контрабанды выступает алкогольная и табачная продукция, потому что, несмотря на сохранившийся объем наказуемости, фактически ответственность за подобные деяния была усилена, произошла дополнительная криминализация данных деяний. В чем это выразилось.
Практикующие юристы должны отметить существенное расширение в текущей формулировке части 1 статьи 226.1 по сравнению с отмененными положениями статьи 200.2(1). В то время как предыдущая версия криминализировала только незаконные перемещения алкогольной и табачной продукции через таможенную границу ЕАЭС, измененное положение теперь распространяет ответственность на несанкционированные перемещения как через таможенные границы Союза, так и через национальные границы России. Это существенное изменение представляет собой больше, чем просто передачу правовых положений — оно создает более всеобъемлющую структуру правоприменения, закрывая потенциальные пробелы в пограничном контроле. То есть если ранее внутри ЕАЭС незаконное перемещение алкогольной и табачной продукции не признавалось преступным деянием, то в настоящий момент таковым является, что обусловлено тем, что эта продукция сегодня отнесена к числу стратегически важных товаров.
Законодательные поправки существенно изменили пороговые критерии для определения того, что является «крупной» контрабандой в соответствии с частью 1 статьи 226.1. Ранее, в соответствии с ныне отмененной статьей 200.2, контрольный показатель для алкогольной и табачной продукции составлял 250 000 рублей, явно исключая суммы, разрешенные для недекларируемой передачи. Действующая структура вводит дифференцированный подход: для определенных категорий стратегических товаров порог не может быть менее 1 миллиона рублей, в то время как другие указанные предметы влекут ответственность в размере 100 000 рублей. Конкретизация видов соответствующих товаров и содержания понятия «крупный размер» происходит на уровне постановлений Правительства РФ. Так, в Постановлении Правительства РФ от 13 сентября 2012 г. N 923 указано, что для изучаемых нами видов продукции крупным является размер, когда их стоимость при незаконном перемещении превышает 100 тыс. руб. [2].
Соответственно, применительно к преступлениям, сопряженным с незаконным перемещением алкогольной продукции и табачных изделий через таможенную границу ЕАЭС, которые были реализованы до 1 апреля 2024 г., обратная сила уголовного закона не применима. Деяние лица должно подлежать оценке по ч. 1 ст. 200.2 УК РФ (при отсутствии признаков, переводящих основной состав в квалифицированный), так как новый закон ухудшает положение лица как в части места совершения преступления, значительно расширив территорию действия статьи, так и в части понимания «крупного размера» как признака предмета преступления, существенно снизив (в 2,5 раза — до 100 тыс. руб.) верхние границы стоимости перемещаемых товаров, подпадающих под понятие алкогольной и табачной продукции.
В текущей версии сопроводительных примечаний к статье 226.1, в частности, отсутствует положение, содержащееся в отмененной статье 200.2, относительно исключения недекларируемых сумм при расчете порога для «крупной» контрабанды. Это законодательное молчание создает очевидный пробел, который требует осторожного толкования. Однако возможно рассмотрение положений о применении, установленных Решением Евразийской экономической комиссии № 107 от 20 декабря 2017 года, которое продолжает определять допустимые недекларируемые объемы импорта для различных товаров, включая алкогольную и табачную продукцию [3].
При идентификации товаров, подлежащих запрету для определения в качестве контрабанды, необходимо уделять особое внимание толкованию руководства, изложенного в Постановлении правительства № 923. Это положение устанавливает важную техническую спецификацию — классификация контролируемых товаров должна определяться исключительно с помощью Гармонизированной системы описания и кодирования товаров ЕАЭС (коды ТН ВЭД). Сопутствующие описания товаров служат лишь удобными ориентирами, а не окончательными правовыми критериями. Такой подход к кодификации создает объективную стандартизированную структуру для обеспечения соблюдения путем привязки контролируемых товаров к точным международным стандартам классификации, а не к потенциально двусмысленным словесным описаниям [4].
Акцент в постановлении на коды ТН ВЭД как единственный определяющий фактор отражает техническую природу современного таможенного регулирования, где точная классификация товаров формирует основу для всех последующих мер торгового контроля. Устанавливая эту единую систему классификации, положение обеспечивает последовательное применение запретов на контрабанду во всех государствах-членах ЕАЭС, сводя к минимуму споры о толковании. Поэтому специалисты должны сверяться с текущими списками кодов HS, а не полагаться на иллюстративные названия продуктов резолюции при принятии решений о том, подпадают ли конкретные товары под положения статьи 226.1.
Что касается ч. 1.1 ст. 226.1 УК РФ, то в нее, как указывалось выше, перенесена часть предметов, которые ранее описывались в ч. 1 данной статьи. Их условно можно отнести к числу представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, обеспечения общественной безопасности и общественного порядка (например, сильнодействующие и ядовитые вещества, оружие и т.д.). Обновленная редакция ч. 1.1 ст. 226.1 УК РФ никак не влияет на положение лица, совершившего контрабанду названных предметов, так как, кроме технического выделения в самостоятельную часть, во всем остальном, включая наказуемость, она сохранила свое прежнее содержание. Соответственно, применительно к данным ситуациям обратная сила уголовного закона не применима, так как новая редакция никак не изменила существовавшие ранее предписания как при описании признаков состава преступления, так и в части наказуемости.
Способы совершения незаконного перемещения товаров описаны в подп. 25 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса ЕАЭС, а также воспроизводятся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 2017 г. N 12. В ответ на недружественные действия некоторых государств российское правительство сохраняет полномочия по введению конкретных ограничений на импорт-экспорт определенных товаров. Яркий пример — постановление правительства № 1716-83 от 29 декабря 2018 года, которое устанавливает всеобъемлющие запреты на перемещение определенных товаров между территориями России и Украины. Эта мера регулирования представляет собой значительную эскалацию по сравнению с предыдущей торговой политикой, которая просто требовала специального разрешения для таких транзакций — нынешняя структура реализует абсолютные запреты без исключений. Соответственно, их перемещение, например стратегически важных товаров, независимо от размера, через границу названных государств будет незаконным и образовывать состав контрабанды [5].
Примером нарушения запретительного порядка вывоза товара может явиться следующее дело: приговором Ленинского районного суда г. Новороссийск по делу N 1-84/2023 осужден капитан судна за незаконное перемещение 50 000 тонн сырой нефти, стоимостью более двух триллионов рублей, из порта Новороссийск в порт Южный, Украина.
При убытии судна капитаном была заявлена страна назначения Италия, но судно в обход запретов, установленных Постановлением Правительства, пошло на территорию Украины, затем вернулось обратно в порт Новороссийск. Незаконность перемещения выразилась в том, что капитан предоставил в таможенный орган недостоверные сведения о стране назначения. В практике морского судоходства смена маршрута в пути следования является довольно частым явлением. Но в то время вывоз нефти в Украину без разрешения Министерства экономического развития был запрещен.
Постановлением Правительства РФ N 243 введен временный запрет на вывоз бензина, который относится к стратегически важным ресурсам (до 31.08.2024). При обычных обстоятельствах контрабанда бензина обычно подпадает под преследование как по статье 226.1 Уголовного кодекса (за саму контрабанду), так и по статье 194 (за уклонение от уплаты таможенных пошлин в крупных размерах). Однако действующий запрет на экспорт бензина создал уникальную правовую ситуацию: поскольку запрещенные товары временно освобождены от таможенных пошлин, несанкционированные поставки бензина теперь требуют привлечения к ответственности только по статье 226.1. Эта упрощенная структура будет действовать до тех пор, пока не будут сняты экспортные ограничения, что отражает то, как временные торговые запреты могут изменить обычную матрицу применимых правонарушений.
В заключение следует подчеркнуть, что исключение статьи 200.2 из Уголовного кодекса не декриминализировало контрабанду алкогольной и табачной продукции. Согласно действующей редакции статьи 226.1, такие правонарушения теперь подпадают под расширенную сферу действия этого положения, но с важными временными ограничениями. Новая классификация применяется исключительно к деяниям, совершенным после 1 апреля 2024 года, поскольку законодательные изменения фактически ужесточили наказания за эти нарушения, исключив возможность их ретроспективного применения в соответствии со статьей 10 Уголовного кодекса. Однако это касается только контрабанды алкогольной продукции и табачных изделий, что касается иных предметов, обозначенных в ч. 1 ст. 226.1 УК РФ, то здесь противоположная ситуация — закон был смягчен в части наказуемости, соответственно, и обратная сила закона здесь применима. Условия привлечения к ответственности за незаконное перемещение предметов, описанных в ч. 1.1 ст. 226.1 УК РФ, не изменились, поэтому в зависимости от времени совершения деяния (ст. 9 УК РФ) должна применяться старая или новая редакция анализируемой статьи.
Пересмотренная статья 226.1 Уголовного кодекса устанавливает всеобъемлющую структуру, касающуюся особо опасных форм контрабанды. Теперь это положение охватывает широкий спектр товаров с высоким уровнем риска, создавая единый правовой подход к борьбе с незаконными трансграничными перевозками отдельных товаров. Расширенная сфера действия охватывает несколько категорий стратегически важных товаров, включая, помимо прочего, контролируемые вещества, такие как алкоголь и табак, различные опасные материалы, полные системы вооружения и их компоненты, технологии двойного назначения, а также защищенные культурные артефакты и находящиеся под угрозой исчезновения виды.
Заключение
Проведенная реструктуризация составов контрабанды в Уголовном кодексе РФ является логичным продолжением политики по систематизации и консолидации норм, направленных на защиту экономической безопасности государства. Объединение в одной статье разнородных, но значимых с точки зрения национальных интересов товаров (от алкоголя до ядерных материалов) позволяет создать единообразный и строгий правовой режим для противодействия их незаконному обороту.
Однако выявленные в статье проблемы свидетельствуют о том, что законодательные новеллы носят не только технический, но и концептуальный характер, порождая новые сложности в квалификации. В частности, дифференцированное применение обратной силы закона к разным категориям предметов преступления требует от судов особой тщательности при оценке деяний, совершенных на переходный период. Снижение порога крупного размера для алкоголя и табака и расширение географических границ преступления объективно ведут к ужесточению репрессии, что соответствует общему курсу на усиление защиты экономического суверенитета в условиях внешних вызовов.
Дальнейшее совершенствование правового регулирования должно быть направлено на устранение выявленных пробелов, в частности, на законодательное разрешение вопроса о порядке расчета крупного размера и развитие единообразной судебной практики по квалификации новых признаков состава преступления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2017 № 12 «О судебной практике по делам о контрабанде» // Бюллетень Верховного Суда РФ – № 6. – 2017.
[2] Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2012 г. N 923 (ред. от 01.08.2023) «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) // СПС «КонсультантПлюс».
[3] Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. N 107 (ред. от 24.11.2023) «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org (дата обращения: 03.07.2024).
[4] Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14 сентября 2021 г. N 80 (ред. от 09.04.2024) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии» // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org (дата обращения: 02.07.2024).
[5] Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. N 1716-83 (ред. от 01.04.2024) «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 г. N 592» (выписка) // СПС «КонсультантПлюс».
Информация об авторе:
Каминский Илья Сергеевич, аспирант Автономной некоммерческой организации высшего образования «Российский университет адвокатуры и нотариата имени Г.Б. Мирзоева», Начальник отдела доступа на внешние рынки и урегулирования торговых споров, Евразийская экономическая комиссия
Information about the author:
Kaminsky Ilya Sergeevich, Postgraduate student of the Autonomous Non-profit Organization of Higher Education «Russian University of Law and Notary named after G.B. Mirzoev», Head of the Department of Access to Foreign Markets and Settlement of Trade Disputes, the Eurasian Economic Commission