Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Рецензия

на учебник для вузов «Международная информационная безопасность: Теория и практика» в трех томах под общей редакцией доктора исторических наук, профессора А. В. Крутских,  2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2020.

На сегодняшний день актуальность проблематики информационной безопасности является столь явной, что бессмысленно отрицать значимость изучения вопросов международной информационной безопасности в геополитическом, социально-экономическом и правовом контексте.

В Российской Федерации остро подчеркивается важность налаживания международного сотрудничества в сфере обеспечения международной информационной безопасности. Глава государства в своем обращении на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН особо обратил внимание на беспрецедентные возможности, которые создают цифровые технологии, и вместе с тем обозначил опасность бесконтрольного распространения и неурегулированного использования информационно-коммуникационных технологий[1]. В стремлении выстроить конструктивный диалог с ведущими державами в области развития информационной безопасности и предотвращении возникновения и эскалации конфликтов в цифровой среде[2] Российская Федерация особо нуждается в осведомленных и хорошо подготовленных кадрах: представителях дипломатической службы, государственных служащих, представителях научно-исследовательского и академического сообщества из различных гуманитарных областей: экономики, юриспруденции, политологии, социологии и иных.

В оглашенной на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН позиции Российской Федерации были отчетливо намечены направления сотрудничества в области совершенствования механизмов обеспечения международной информационной безопасности. Особо остро стоит вопрос о выработке универсальных правил поведения государств в информационном пространстве во имя сохранение мирного сосуществования всех субъектов и недопущения использования киберпространства в качестве «пятого театра военных действий»[3].

Министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров подчеркнул, что текущее мироустройство, особенно с учетом событий пандемии COVID-19, требует решения вопросов надежного обеспечения международной информационной безопасности[4]. Национальная позиция неизменна относительно основных постулатов регулирования глобальной информационной среды: для поиска решения общих проблем регулирования информационной безопасности должны привлекаться все государства, которым должно обеспечиваться участие в международном переговорном процессе на паритетных началах, должно учитываться мнение всех заинтересованных субъектов для выработки взаимоприемлемых начал регулирования киберсферы – представителей гражданского общества, бизнеса и научных кругов. Универсальной площадкой разработки таких начал должна стать Организация Объединенных Наций, а основной вектор переговоров должен заключаться в стремлении предотвращения конфликтов в информационном пространстве за счет внедрения действенных инструментов регулирования поведения государств в цифровой среде.

На фоне всеобщего подъема интереса к международной информационной безопасности невозможно оставить в стороне вышедший в свет в 2019 году учебник для вузов в трех томах под редакцией доктора исторических наук, профессора Андрея Владимировича Крутских – «Международная информационная безопасность: теория и практика».

Данный учебник имеет ценность не только для образовательного процесса и подготовки научно-исследовательских кадров, специалистов по международным отношениям, политтехнологов, юристов-международников, практиков из области высокотехнологичного и трансграничного бизнеса, а также представителей государственной службы. Данный трехтомник является образцом научной школы и сосредоточием обобщенной дипломатической практики в области реализации государственной политики Российской Федерации в сфере международной безопасности, определения основных трендов и приоритетных направлений развития международного сотрудничества по регулированию цифровых технологий.

Общая структура данного исследования примечательна тем, что помимо самого учебника для вузов, коллектив авторов и составителей предпринял и успешно осуществил первую в мире кодификацию существующих нормативных правовых актов и актов «мягкого права», регулирующих отношения в области международной информационной безопасности как в рамках национальной государственной политики, так и межгосударственных отношений.

Первый том представляет собой учебник для вузов, открываемый вступительным словом Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Н.П. Патрушева, которое предваряет и обозначает актуальность проблематики международной информационной безопасности. Композиционно учебник составлен грамотно и логично: аспекты международной информационной безопасности демонстрируются как в теории, так и в дипломатической практике, а также можно отметить стремление авторов хронологически описать регулирование ИКТ-среды.

Первая глава посвящена историческим аспектам развития информационных технологий. Логичное и традиционное начало повествования и введения в проблематику с исторического контекста развития коммуникаций в общемировом разрезе. Авторам удалось осветить основные виды информационных и коммуникационных технологий, обозначить роль, которую сыграли ИКТ в тот или иной отрезок времени. Причем данная глава знаменательна еще и тем, что дает представление о развитии технологий не только в рамках какой-либо конкретной страны, но и в общемировом масштабе.

Вторая глава, являясь органичным продолжением первой, описывает информационно-коммуникационную составляющую современного общества с особым акцентом на подверженность СМИ технологическому влиянию. Рассматривая основные направления Индустрии 4.0. по стопам Клауса Шваба[5], авторы дают исчерпывающее представление о новых технологических достижениях, оказывающих активное влияние на распределение сил в сфере обеспечения безопасности на международной арене.

Третью главу отличает глубокий взгляд на проблематику международных научно-технологических отношений, формируемых в условиях вызовов глобальной информационной революции. Авторы умело расставляют акценты на социально-экономических проблемах, вызванных массовым внедрением ИКТ в жизнь общества. Также предпринята попытка затронуть и правовые проблемы регулирования информационной безопасности, обозначен общий контур проблем, ключевой особенностью которых, по мнению авторов, является отставание правового регулирования от технологического развития.

Четвертая глава посвящена угрозам международной информационной безопасности. Авторы придерживаются классического разделения основных угроз на военно-политические, террористические и угрозы использования ИКТ в преступных целях.

Пятая глава представляет собой разъяснения государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на примере тщательного анализа «Основ государственно политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года».

Следующая глава раскрывает непосредственную реализацию государственной политики России в данной области. Исчерпывающий анализ деятельности Российской Федерации на международной арене в рамках Организации Объединенных Наций и ее специальных учреждений, сотрудничество по линии СНГ, ОДКБ и БРИКС как региональных площадок взаимодействия дает читателю полномасштабное представление об основных приоритетах государства в области информационной безопасности, о способах ее обеспечения и продвигаемых российских инициативах вместе с оценкой подобных инициатив для мирового сообщества.

Завершает учебник глава, посвященная альтернативным подходам к обеспечению информационной безопасности. Данный раздел делает учебник очень ценным именно ввиду демонстрации плюрализма мнений использовании компаративистского подхода к рассматриваемой проблеме.

Поистине уникальными являются второй и третий тома названного учебника, поскольку они являются первой в мире компиляцией документов, регулирующих отношения в области обеспечения международной информационной безопасности. Приведенные документы Российской Федерации, затрагивающие регулирование отношений в сфере международной безопасности и научно-технологического обеспечения, как действующие, так и утратившие силу, дают представление об эволюции направлений государственной политики и правоприменительной практики в отношении регулирования публичной информационной сферы. Собранные в одном разделе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, доклады Группы правительственных экспертов в сфере информатизации, национальные письма Постоянного представителя Российской Федерации при ООН и иные документы являются самостоятельным достижением данного сборника. Помимо этого, стоит отметить интересный подход по разделению резолюций не просто по тематике, но по стороне, инициировавшей ее принятие. Эта методика позволяет даже не специалисту в международных отношениях оценить разнообразие концептуальных подходов к обеспечению международной информационной безопасности. Особо обращает внимание публикация нот Министерства иностранных дел Российской Федерации Посольству Соединенных Штатов Америки 2013 года. Опубликование подобных документов впервые в широком доступе ценно не только для научно-исследовательских и академических целей, но и дипломатический шаг – своеобразный заход через академическое сообщество, – направленный на восстановление российско-американских отношений в сфере международной информационной безопасности. Это особенно ценно в условиях усилившейся конфронтации двусторонних отношений в последние годы.

Особенность третьего тома – собрания документов на английском языке – видится в том, что это не просто облегчение процесса обучения и ознакомления с проблематикой для всех заинтересованных субъектов, но и дипломатический шаг, своеобразный акт «мягкой силы», направленный на установление международного сотрудничества в данной области и донесения позиции Российской Федерации до представителей зарубежного академического и практикоориентированного сообщества.

В связи с тем, что данный учебник представляет собой не только огромный труд авторского коллектива и составителей, но и является весьма амбициозным проектом, с точки зрения освещения крайне динамичных отношений – информационной безопасности и регулирования новейших цифровых технологий, – невозможно не отметить научно-исследовательскую проницательность авторов в инициировании второго издания трехтомника, переработанного и дополненного.

Отметим основные изменения в вопросах содержания. В первую очередь примечательно дополнение учебника главой, посвященной криптографии в системе международной информационной безопасности. Для специалистов-международников крайне важны демонстрировать уверенные знания не только дипломатической практики и тонкостей переговорного процесса при выражении национальной позиции на международных площадках и форумах, но и осведомленность о технических и организационных аспектах информационной безопасности, поскольку логика функционирования процессов должна быть синхронизирована с нормативным регулированием и политической имплементацией. Именно на обеспечение пониманием такой интеграции и направлена добавленная глава.

Второй и третий том также не остались без изменений: информация была актуализирована и дополнена новейшими резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН, принятыми в декабре 2019 года.

Оба издания отличаются детальной проработанностью, богатым и содержательным подстрочным примечанием и обилием ссылок на дополнительную литературу, освещающую конкретный аспект, раскрываемый в книге. Нельзя не отметить, что для непосвящённого в тонкости дипломатической работы или международное сотрудничество в области международной информационной безопасности читателя в конце первого тома приводится словарь сокращений и аббревиатур, используемых в тексте, что делает подачу материала более легкой и доступной. Методологически выверенная длина глав

При всех достоинствах рассматриваемого трехтомника стоит отметить несколько моментов, в рамках которых признаем возможным улучшить данную научную работу.

В первую очередь невозможно не отметить попытку затронуть тему правового регулирования информационной безопасности, которая находит отсылки в главе посвященной угрозам информационной безопасности, глобальной научно-технологической революции и ее влиянию, а также в разборе государственной политики Российской Федерации в данной области в контексте нормативно-правовой базы регулирования соответствующих отношений. Учитывая сложившийся геополитический контекст, официальную позицию Российской Федерации и международную повестку, в рамках которой ставится вопрос о разработке универсального инструмента регулирования киберпространства, мы считаем важным подробнее осветить этот вопрос с проведением тщательного правового анализа.

Безусловно, проблема правового регулирования международной информационной безопасности стоит крайне остро. Некоторые ученые даже высказываются о формировании новой отрасли международного права – права международной информационной безопасности[6]. Например, Костенко Н.И. отстаивает именно эту позицию[7], апеллируя к необходимости обеспечения интересов мирового сообщества в информационной сфере. Однако заявление о формировании именно отрасли публичного права весьма спорно, поскольку отсутствуют специфические отраслевые принципы, присущие исключительно области регулирования отношений в киберпространстве, а также отсутствует обособленное кодифицированное законодательство. Относительно последнего можно отметить, что несмотря на успешную попытку консолидации нормативных и ненормативных актов, регулирующих сферу информационной безопасности и международного сотрудничества в данном направлении, в учебнике под редакцией А.В. Крутских, до отраслевого законодательства в области международной информационной безопасности еще далеко, если вообще возможно.

Представляется, что не следует абсолютизировать стремление выработать основу международно-правового регулирования информационной безопасности исходя из форсированной политической повестки. Ведь как известно, любое право глубоко политично по сути своей, но международное право может быть чрезмерно обременено политическим контекстом, порой почти подорвано им[8]. Основная задача, стоящая между практиками и теоретиками международного публичного права в процесса выработки концепции правового регулирования международной информационной безопасности – разработка взаимоприемлемых начал регулирования в целях предотвращения использования ИКТ в противоправных целях и создания условий для благоприятного развития информационного пространства на условиях равноправного доступа к киберпространству и управления информационными ресурсами.

Подводя итог вышесказанному, можем отметить огромный вклад авторского коллектива трехтомника «Международная информационная безопасность: теория и практика» под редакцией А.В. Крутских в раскрытие проблематики международной информационной безопасности. Несомненно, данный учебник будет интересен как студентам-международникам, аспирантам, представителям научно-исследовательского сообщества, а также практикам, чья деятельность сопряжена так или иначе с международной информационной безопасностью.

Заведующий кафедрой международного права

Дипломатической академии МИД России

д.ю.н., профессор                                                                              А.А. Данельян

 

Доцент кафедры международного права

МГИМО МИД России

к.ю.н., доцент                                                                                    Д.В. Иванов

 

[1] 75-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН / URL: http://kremlin.ru/events/president/news/64074 (дата обращения: 25.09.2020)

[2] Заявление Владимира Путина о комплексной программе мер по восстановлению российско-американского сотрудничества в области международной информационной безопасности / URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/64086 (дата обращения: 25.09.2020)

[3] П.34 О позиции России на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН / URL: https://www.mid.ru/ru/mezdunarodnaa-informacionnaa-bezopasnost/-/asset_publisher/UsCUTiw2pO53/content/id/4252717 (дата обращения: 25.09.2020)

[4] Глобальные проблемы кибербезопасности и международные инициативы России по борьбе с киберпреступностью / URL: https://eer.ru/article/gosudarstvo/u79/2020/09/28/2944 (28.09.2020)

[5] Клаус Шваб. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо-Пресс, 2020.

[6] Право международной информационной безопасности (становление, тенденции и проблемы развития)

[7] Костенко Н.И. Право международной информационной безопасности – новая отрасль международного публичного права. – Кубанское агентство судебной информации PRO-SUS-123.RU: Юридический сетевой электронный научный журнал. – 2018. – №1 (4). – с. 75-86.

[8] «All law is essentially political at heart, but international law can be burdened, even sometimes undermined by it». Vylegzhanin A.N., Potier T. Shaw’s Interpretation of International law: theoretical reflections. – Moscow Journal of International Law. 2017. №4. P. 7-18.

Добавить комментарий

Войти с помощью: