Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Результаты поиска

Екатерина Гладыщук, Студент, Дипломатическая Академия МИД РФ, Факультет «Международные отношения и международное право», Кафедра международного частного права

По вопросам международного экономического права есть статья у Ашавского Б.М. «Современные концепции международного экономического права» / Публичное и частное право. — 2014. — Вып. 4. — С. 123-142. — Библиогр.: с. 140-142 (69 назв.) . — ISSN 2073-8501

В статье отмечается, что «международное экономическое право можно определить как формирующуюся отрасль современного международного публичного права, представляющую собой совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих экономические отношения между субъектами международного права (прежде всего между государствами, выражающих согласованные волеизъявления участников этих отношений».

Екатерина Гладыщук, Студент, Дипломатическая Академия МИД РФ, Факультет «Международные отношения и международное право», Кафедра международного частного права

По теме «Право вооруженных конфликтов» есть материал в Учебнике / Отв. ред. д.ю.н., проф. С.А.Егоров. 5-е изд., перераб. и доп. — Статут, 2014. — 1087с. Глава 25.11. «Проблемы международно-правового регулирования
отношений, возникающих в период вооруженных конфликтов
немеждународного характера».

Например там указано, что «весьма сложные проблемы гуманитарного характера ставят перед международным сообществом внутригосударственные вооруженные конфликты, подвергшиеся процессу интернационализации. Следует признать, что ныне действующие источники права вооруженных конфликтов не содержат четких правил на этот случай. Попытка МККК дополнить действующее право соответствующими нормами не увенчалась успехом. В связи с этим ответы на весьма сложные вопросы приходится искать в практике государств и в доктрине международного права. В этих условиях право вынуждено исходить из соображений целесообразности, применяя нормы права в зависимости от типа взаимоотношений находящихся в конфликте сторон.
Идеальным вариантом было бы применение к такого рода конфликтам норм права международных вооруженных конфликтов, поскольку возникающие в них проблемы сходны по своему характеру с проблемами, возникающими в ходе обычных международных конфликтов».

Екатерина Гладыщук, Студент, Дипломатическая Академия МИД РФ, Факультет «Международные отношения и международное право», Кафедра международного частного права

Материал по инвест. арбитражу здесь: Данельян А.А. Международный инвестиционный арбитраж: понятие, правовая природа, источники правового регулирования.

Екатерина Гладыщук, Студент, Дипломатическая Академия МИД РФ, Факультет «Международные отношения и международное право», Кафедра международного частного права

Право международной безопасности в учебнике ДА МИД РФ «МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО» под редакцией доктора юридических наук, профессора С.А. Егорова.

Разоружение и ограничение вооружений:
«Понятие. Разоружением принято считать комплекс мер, направленных на прекращение наращивания средств ведения войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию. Общая международно-правовая основа разоружения содержится в Уставе ООН. Пункт 1 ст. 11 относит «принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений» к числу «общих принципов сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности». Рассмотрение указанных принципов входит в компетенцию Генеральной Ассамблеи, которая выносит по этим вопросам рекомендации Совету Безопасности и государствам — членам ООН. Совет Безопасности несет ответственность за формулирование «планов создания системы регулирования вооружений» (ст. 26); в решении этой задачи ему содействует Военно-штабной комитет, который дает советы и оказывает помощь по вопросам, относящимся к «регулированию вооружений и возможному разоружению» (п. 1 ст. 47).
В отечественной доктрине преобладает мнение о существовании международно-правового принципа разоружения, из которого вытекают двоякого рода обязательства: строго и неуклонно соблюдать действующие договоры о разоружении, участвовать в мероприятиях, предусмотренных договорами, направленными на ограничение гонки вооружений и разоружение, добиваться создания новых норм, заключения договоров, направленных на разоружение, вплоть до договора о всеобщем и полном разоружении под строгим международным контролем.
Однако общепризнанного и универсального обязательства разоружаться в современном международном праве не существует. Международный суд ООН в своем решении по делу «Никарагуа против США», принятом в 1986 г., записал: «В международном праве нет норм, за исключением таких, которые признаны заинтересованными государствами договорным или иным путем, в соответствии с которыми уровень вооружений суверенного государства может быть ограничен, и этот принцип применим ко всем государствам без исключения». Суть основного обязательства в данной области заключается в том, чтобы «в духе доброй воли вести переговоры… о договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем» (ст. VI Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г.). Ссылка на такое обязательство или на ст. VI упомянутого Договора содержится во многих современных договорах об ограничении вооружений, как правило, в их преамбулах.
Основным источником норм в рассматриваемой области являются международные договоры: универсальные (например, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.), региональные (например, Договор об обычных вооруженных силах в Европе 1990 г.), двусторонние (например, Договор между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений 2010 г.). Договоры в этой области можно классифицировать и по их целям и объекту (договоры об ограничении вооружений или об ограничении деятельности, с ними связанной; договоры, касающиеся оружия массового уничтожения или относящиеся к обычным вооружениям).
Повышение роли международных организаций обусловливает возрастание значения их резолюций в качестве вспомогательного источника права в области разоружения. Отдельные Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам разоружения допустимо рассматривать как содержащие нормы права, находящиеся в процессе формирования. В некоторых случаях Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН являются дополнительным средством имплементации договорных норм. К их числу можно отнести, в частности, резолюции, направленные на обеспечение полного введения в действие Договора о безъядерной зоне в южной части Тихого океана 1985 г. или Договора о зоне, свободной от ядерного оружия в южной части Тихого океана, 1996 г. Весьма примечательным стало создание Генеральной Ассамблеей в 1989 г. ранее отсутствовавшего механизма проверки соблюдения договорной нормы (Женевского протокола о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 г.), который состоял из специальных процедур расследования сообщений о случаях применения химического оружия, проводимых экспертами, уполномоченными Генеральным секретарем ООН.
Международные организации нередко играют роль форумов, где вырабатываются нормы в области разоружения и ограничения вооружений. В рамках ООН этими вопросами занимается Генеральная Ассамблея и один из ее главных комитетов — Первый (по вопросам разоружения и безопасности). Генеральной Ассамблеей образован вспомогательный совещательный орган — Комиссия по разоружению. Самостоятельным органом, хотя и образованным Генеральной Ассамблеей и пользующимся услугами Секретариата ООН, является Конференция по разоружению. Возрастает внимание, которое уделяет вопросам разоружения Совет Безопасности ООН.
Из существующих региональных механизмов можно упомянуть Форум по сотрудничеству в области безопасности — переговорный и совещательный орган, образованный в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Определенные нормотворческие функции выполняют органы, учрежденные договорами о разоружении и ограничении вооружений, например Организация по запрещению химического оружия, созданная Конвенцией о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. или — на региональном уровне — Агентство по запрещению ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском бассейне (ОПАНАЛ), образованное Договором о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском бассейне 1967 г.
Образование совещательных органов, наделенных полномочиями по выработке проектов изменений и дополнений в договоры, предусматривается рядом двусторонних договоров, в частности об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений. Одним из наиболее эффективных из них была Постоянная консультативная комиссия, созданная в соответствии с Договором между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г., выработавшая ряд существенных документов, толкующих Договор, и проекты поправок к нему.
К настоящему времени сложился и действует свод норм, определяющих частичные меры по разоружению. Суть частичных мер заключается в запрещении и ликвидации отдельных видов оружия, запрещении их производства, накопления, развертывания и применения, ограничении некоторых видов вооружений в количественном и качественном отношении, сужении возможности качественного совершенствования оружия, сокращении сферы или районов размещения различных видов вооружений. К ним примыкают меры по укреплению доверия и безопасности, прямо не предусматривающие ограничения вооружений, но создающие благоприятные условия для его осуществления».

tanyasu, Студент, Дипломатическая Академия МИД РФ, Факультет «Международные отношения и международное право», Кафедра международного частного права

Генри Киссинджер в своей книге «Дипломатия» пишет:
«В каждом столетии, словно следуя некоему закону природы… появляется страна, обладающая могуществом, волей, а также интеллектуальными и моральными стимулами… чтобы привести всю систему международных отношений в соответствие со своими ценностями…
В ХIX веке Великобритания разработала концепцию равновесия сил.
В XX веке ни одна страна не оказала столь решительного и одновременно столь амбивалентного влияния на международные отношения, как США. Ни одно общество не настаивало столь твердо на неприемлемости вмешательства во внутренние дела других государств и не защищало столь страстно универсальности собственных ценностей. Ни одна нация не была более прагматичной в повседневной дипломатической деятельности или более идеологизированной…, более сдержанной в вопросах участия в зарубежных делах… С момента вхождения в 1917 году на мировую политическую арену Америка была до такой степени уверена в собственных убеждениях и силах, справедливости своих идеалов, что главнейшие международные договоры нынешнего столетия стали воплощением американских ценностей – от Лиги наций и пакта Бриана – Келлога вплоть до Устава ООН и Заключительного акта совещания в Хельсинки…
Вопрос, на котором зиждется будущий мир и международная политика, заключается в следующем: является ли нынешняя война сражением за справедливый и прочный мир или схваткой ради всего-навсего создания нового равновесия сил? …
Вильсон первым увидел, как должна выглядеть универсальная всемирная организация, Лига наций, которой предстояло сохранять мир посредством осуществления принципа коллективной безопасности, а не путем создания альянсов…
…сохранение мира больше бы не проистекало из традиционного расчета соотношения сил, но основывалось бы на всемирном консенсусе, подкрепленном механизмом поддержания порядка. Всеобщее объединение в массе своей демократических стран являлось бы «гарантом мира» и заменило бы собой старую систему равновесия сил и альянсов»

tanyasu, Студент, Дипломатическая Академия МИД РФ, Факультет «Международные отношения и международное право», Кафедра международного частного права

В конце 50-60 –х годов XX века в качестве признанного принципа международного права предусматривалось право дипломатической защиты государством-экспортером капитала своих инвесторов, а также дипломатической защиты имущества и имущественных прав иностранных инвесторов. Данные принципы были заложены в проекты Конвенции об иностранных инвестициях за рубежом 1952 г. и Конвенцию о защите иностранной собственности, разработанные ОЕСР в 1967 г…
Государства прибегают к дипломатическим способам защиты по своему политическому усмотрению, как правило, в случае, когда их граждане и юридические лица не в состоянии защитить свои права и интересы в судах принимающего государства… возникший инвестиционный спор носит частноправовой характер и не должен …превращаться в международно –правовой. …всегда есть возможность сторон обратиться в международный коммерческий арбитраж,.. Вашингтонская конвенция в статье 27 предусматривает, что ни одно государство-участник Вашингтонской конвенции не предоставляет дипломатической защиты и не предъявляет международного иска в отношении спора,…
Данельян А.А., Фархутдинов И.З. Международный инвестиционный арбитраж: Учебное пособие, 2013, с.203

Тамара Болотаева, Студент, Дипломатическая Академия МИД РФ, Факультет «Международные отношения и международное право», Кафедра международного частного права

Доброе утро! Ответ на тему № 2 » Дипломатическое представительство,его состав и функции. Персонал дипломатического представительства. Понятие дипломатического корпуса.Начало и прекращение дипломатической миссии. Прекращение функций персонала дипломатических представительств»
Учебник Бекяшева К.А.»Международное публичное право» Глава 4 , страницы 229-232.

tanyasu, Студент, Дипломатическая Академия МИД РФ, Факультет «Международные отношения и международное право», Кафедра международного частного права

Дополнение к теме «Дипломатические иммунитеты…»- о нарушении дип.иммун.:
Помните знаменитую комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума», которая входит в школьную программу и ставится в театрах многих стран, а также знаменитые фразы «Служить бы рад, прислуживаться тошно…», «А судьи кто?…», «Счастливые часов не наблюдают…» и т.д.?
187 лет назад 11 февраля 1829г. В Тегеране толпой фанатиков убит поэт Александр Сергеевич Грибоедов, который был назначен послом России («полномочным министром») в Персии. Перед этим, после окончания русско-персидской войны 1826-1828 годов Грибоедов принял активное участие в разработке и заключении выгодного для России Туркманчайского мирного договора. А после подписания, для обеспечения выполнения условий договора, основной задачей Грибоедова было добиться от шаха выполнения статей мирного договора и, в частности, выплаты контрибуции по итогам русско-персидской войны. В качестве посла он проводил твердую политику: «…Уважение к России и к ее требованиям, вот мне что нужно», – говорил он. Также по условиям этого договора армянам разрешался беспрепятственный выезд из Персии в контролируемую Россией Армению. Поэтому, начиная с января 1829 года, в русском посольстве находили убежище армяне, которые хотели вернуться на родину. Среди таких были две армянки и армянин, бежавшие из шахского гарема. Несмотря на возможность опасных последствий, Грибоедов, проявив принципиальность, разрешил им укрыться в посольстве. Кроме того, ненависть к послу в придворных сферах разжигали английские дипломаты, которым не нравилось усиление позиций России в Азии. В результате, реакционные тегеранские круги, недовольные миром с Россией, натравили фанатически настроенную толпу на русскую миссию. Как следствие, (30 января) 11 февраля 1829 года толпа взбунтовавшихся фанатиков напала на русское посольство и перебила всех находившихся там. Это событие вошло в историю, как «резня в русском посольстве в Тегеране» – массовое убийство сотрудников русского посольства. Во время резни погиб и глава дипмиссии Александр Грибоедов. Его тело было сильно изуродовано, что позднее он был опознан только по следу на кисти левой руки, полученному в дуэли. В тот день у посольства находилось около 100 тысяч человек. Из всего русского посольства спасся лишь секретарь Мальцев, сумевший спрятаться. По его записям, в результате нападения погибли 37 находившихся в посольстве людей и 19 нападавших. Тело Грибоедова было перевезено в Тифлис и предано земле близ церкви Святого Давида, согласно желанию самого писателя. Резня в русском посольстве вызвала дипломатический скандал. Улаживать отношения с Россией персидский шах послал в Петербург официальную миссию, возглавляемую его внуком, Хозрев-Мирзой. Послы принесли не только официальные извинения России за смерть ее посланника, но и в возмещение пролитой крови, в числе богатых даров, преподнесённых ими Николаю I, был и знаменитый алмаз «Шах» – один из самых драгоценных камней в мире (сегодня он сияет в коллекции Алмазного фонда московского Кремля). (из истории дипломатии)

KateGladyshchuk, Студент, Дипломатическая Академия МИД РФ, Факультет «Международные отношения и международное право», Кафедра международного частного права

Всем доброе утро! По Теме № 6 для вопроса о консульских учреждениях советую обратиться к Главе 18. ПРАВО ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ, а именно к параграфу 18.2. Основы консульского права в учебнике ДА МИД РФ «МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО» под редакцией доктора юридических наук, профессора С.А. Егорова. Глава кстати написана Ивановым С.И.