Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Результаты поиска

Александра Никанорова, Студент, Дипломатическая Академия МИД РФ, Факультет «Международные отношения и международное право», Кафедра международного права

«Статья 2. Элементы международно-противоправного деяния государства.
В Учебнике / Отв. ред. д.ю.н., проф. С.А.Егоров. 5-е изд., перераб. и доп. — Статут, 2014. — 1087с. с. 316-317 раскрывается понятие «международное правонарушение»: «международно-противоправное деяние государства имеет место, когда какое-либо поведение, состоящее в действии или бездействии: а) присваивается государству по международному праву; и б) представляет собой нарушение международно-правового обязательства этого государства» (ст. 2 Проекта статей ответственности государств). Международные правонарушения подразделяются на ординарные (международные деликты) и нарушения обязательств (orga omnes). Среди последних выделяют международные преступления, тяжкие нарушения международного права, угрожающие всему мировому сообществу. Стоит заметить, что в Проекте Статей перечень международных преступлений отсутствует, хотя изначально такой перечень предполагался.

Александра Никанорова, Студент, Дипломатическая Академия МИД РФ, Факультет «Международные отношения и международное право», Кафедра международного права

Валерий, в дополнение к вашему комментарию о критике Нюрнбергского процесса, хочу обратить внимание, что согласно Егорову С.А. [Приговор Нюрнбергского Трибунала и ответственность физических лиц за международные преступления //Московский журнал международного права.2015 С.92] изначально «победители» со стороны США и Великобритании выступали за «внесудебное наказание нацистских главарей». Однако СССР, несмотря на статус государства, в наибольшей степени пострадавшего от действий Фашистской Германии, придерживалось принципа подсудности гитлеровских преступников с 1941 г.

Александра Никанорова, Студент, Дипломатическая Академия МИД РФ, Факультет «Международные отношения и международное право», Кафедра международного права

Окончание военных действий.
Согласно мнению специалистов МПП [Международное право: Учебник / Отв. ред. д.ю.н., проф. С.А.Егоров. 5-е изд., перераб. и доп. — Статут, 2014. — 1087с.] наиболее распространенными формами прекращения военных действий являются следующие:
1) Перемирие представляет собой временное прекращение военных действий, осуществляемое на основе взаимного соглашения между участниками вооруженного конфликта. Различают два вида перемирия: местное и общее.
Местное перемирие преследует цель приостановить военные действия между отдельными частями и подразделениями на ограниченном участке театра военных действий.
В случае общего перемирия военные действия приостанавливаются на всем театре военных действий. Общее перемирие при определенных обстоятельствах (например, если стороны в конфликте формально не заявили о наличии состояния войны между ними) способно не только приостановить военные действия, но и привести к их прекращению. В качестве примеров можно назвать Соглашение о военном перемирии в Корее от 27 мая 1953 г., Соглашение о прекращении огня в Алжире от 18 марта 1962 г., Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме от 27 января 1973 г. Все эти соглашения содержали два общих для них положения: прекращение военных действий и взаимное возвращение всех военнопленных в установленные сроки.
3) Специфической формой приостановления военных действий является выполнение участвующими в конфликте государствами решения Совета Безопасности, принятого на основании ст. 40 Устава ООН, о «временных мерах», которые могут включать, в частности, прекращение огня, отвод войск на заранее занятые позиции, освобождение определенной территории и т.д.
4) Капитуляция – это прекращение сопротивления вооруженных сил или их части. Разновидностью капитуляции является безоговорочная капитуляция. Так, после разгрома фашистской Германии 8 мая 1945 г. в Берлине был подписан Акт о военной капитуляции германских вооруженных сил. После победы над империалистической Японией 2 сентября 1945 г. в Токийской бухте был подписан Акт о капитуляции Японии. Акты предусматривали безоговорочную капитуляцию всех германских и японских вооруженных сил, их полное разоружение и сдачу в плен командованию союзных армий.
5) Основным международно-правовым средством прекращения состояния войны между воюющими сторонами является заключение мирного договора.
6) Другие способы прекращения состояния войны:
односторонняя декларация, когда восстановление мирных отношений является результатом инициативы одной стороны;
двусторонняя декларация: 19 октября 1956 г. СССР и Япония подписали Совместную декларацию о прекращении состояния войны, согласно которой между Советским Союзом и Японией прекращалось состояние войны и восстанавливались «мир и добрососедские дружественные отношения».

Александра Никанорова, Студент, Дипломатическая Академия МИД РФ, Факультет «Международные отношения и международное право», Кафедра международного права

При подготовке к семинару по международному гуманитарному праву рекомендую обратиться к учебнику Международное [Международное право: Учебник / Под ред. Егорова C.А. 5 издание. — М.: «Статут». 2014. 1087 с.
В частности авторы отмечают, что к основным источникам МГП относят:
Гаагское положение 1907 г, о законах и обычаях сухопутной войны;
Женевская конвенция 1949 г. (I) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;
Женевская конвенция 1949 г. (II) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;
Женевская конвенция 1949 г, (III) об обращении с военнопленными;
Женевская конвенция 1949 г. (IV) о защите гражданского населения во время войны; Дополнительный протокол 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I);
Дополнительный протокол 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II);
Дополнительный протокол 2005 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся принятия дополнительной отличительной эмблемы (Протокол III);
Конвенция 1980 г. о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие;
Протокол 1980 г. о необнаруживаемых осколках (Протокол I к Конвенции 1980 г.);
Протокол 1980 г. о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств (Протокол II к Конвенции 1980 г.);
Протокол 1980 г. о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия (Протокол III к Конвенции 1980 г.); Протокол 1995 г, об ослепляющем лазерном оружии (Протокол IV к Конвенции 1980 г.); Протокол 1996 г. о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств (Протокол II к Конвенции 1980 г. с поправками, внесенными 3 мая 1996 г,); Поправка 2001 г. к статье 1 Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, Женева; Протокол 2003 г. по взрывоопасным пережиткам войны (Протокол V к Конвенции 1980 г.);
Оттавская конвенция 1997 г. о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении;
Гаагская конвенция 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта; Протокол 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта; Второй протокол 1999 г. к Гаагской конвенции 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.