Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Результаты поиска

Isirailovaperizat, Студент, Дипломатическая Академия МИД РФ, Факультет «Международные отношения и международное право», Кафедра международного права

Московский журнал международного права, С.А. Егоров.
Приговор Нюрнбергского Трибунала и ответственность физических лиц за международные преступления.
В статье отмечается, что Нюрнбергский процесс подтвердил и дал мощный импульс дальнейшему наполнению института международной уголовной ответственности нормативно-правовым содержанием. В его приговоре отмечалось, что «преступления против международного права совершаются людьми,а не абстрактными категориями, и только путем наказания отдельных лиц, совершающих такие преступления, могут быть соблюдены установления международного права.

Isirailovaperizat, Студент, Дипломатическая Академия МИД РФ, Факультет «Международные отношения и международное право», Кафедра международного права

Международное гуманитарное право, применяемое в период вооруженных конфликтов в учебнике ДА МИД РФ «МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО» под редакцией доктора юридических наук, профессора С.А. Егорова.
Понятие и виды нейтралитета во время войны, права и обязанности нейтральных и воюющих государств по отношению друг к другу.
Под нейтралитетом во время войны понимается правовое положение государства, при котором оно не участвует в войне и не оказывает непосредственной помощи воюющим.
Права и обязанности нейтральных государств во время войны, воюющих сторон в отношении нейтральных государств, а также физических лиц как нейтральных, так и воюющих государств регламентируются V Гаагской конвенцией о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г., в соответствии с которой территория нейтрального государства является неприкосновенной и не может быть превращена в театр военных действий.
Воюющим государствам запрещается проводить через территорию нейтрального государства войска и военные транспорты.
Нейтральное государство не должно разрешать воюющим создавать, устанавливать или размещать на своей территории радиостанции и другие средства связи и технические приспособления. Однако оно может разрешать воюющим (на равных началах) пользоваться своими средствами связи.
Нейтральное государство не должно снабжать воюющих оружием, военными и другими материалами. Вместе с тем оно не обязано препятствовать вывозу (или транзиту) из мест боевых действий за счет того или другого из воюющих оружия, боеприпасов на условиях взаимности и одинакового отношения к воюющим.
Нейтральное государство вправе отражать покушения на его нейтралитет с помощью своих вооруженных сил.
Нейтральное государство вправе разрешить перевозку по своей территории раненых и больных воюющих сторон при условии отсутствия в транспортах оружия и боеприпасов.
Нейтральное государство обязано не допускать открытия вербовочных пунктов и формирования на своей территории военных отрядов для воюющих.
Международное право: Учебник / Отв. ред. д.ю.н., проф. С.А.Егоров. 5-е изд., перераб. и доп. — Статут, 2014. — 1087с. Глава 25.3

Isirailovaperizat, Студент, Дипломатическая Академия МИД РФ, Факультет «Международные отношения и международное право», Кафедра международного права

Международное гуманитарное право, применяемое в период вооруженных конфликтов в учебнике ДА МИД РФ «МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО» под редакцией доктора юридических наук, профессора С.А. Егорова.
Понятие и виды нейтралитета во время войны, права и обязанности нейтральных и воюющих государств по отношению друг к другу.

Под нейтралитетом во время войны понимается правовое положение государства, при котором оно не участвует в войне и не оказывает непосредственной помощи воюющим.
Права и обязанности нейтральных государств во время войны, воюющих сторон в отношении нейтральных государств, а также физических лиц как нейтральных, так и воюющих государств регламентируются V Гаагской конвенцией о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г., в соответствии с которой территория нейтрального государства является неприкосновенной и не может быть превращена в театр военных действий.
Воюющим государствам запрещается проводить через территорию нейтрального государства войска и военные транспорты.
Нейтральное государство не должно разрешать воюющим создавать, устанавливать или размещать на своей территории радиостанции и другие средства связи и технические приспособления. Однако оно может разрешать воюющим (на равных началах) пользоваться своими средствами связи.
Нейтральное государство не должно снабжать воюющих оружием, военными и другими материалами. Вместе с тем оно не обязано препятствовать вывозу (или транзиту) из мест боевых действий за счет того или другого из воюющих оружия, боеприпасов на условиях взаимности и одинакового отношения к воюющим.
Нейтральное государство вправе отражать покушения на его нейтралитет с помощью своих вооруженных сил.
Нейтральное государство вправе разрешить перевозку по своей территории раненых и больных воюющих сторон при условии отсутствия в транспортах оружия и боеприпасов.
Нейтральное государство обязано не допускать открытия вербовочных пунктов и формирования на своей территории военных отрядов для воюющих.

Международное право: Учебник / Отв. ред. д.ю.н., проф. С.А.Егоров. 5-е изд., перераб. и доп. — Статут, 2014. — 1087с. Глава 25.3

Isirailovaperizat, Студент, Дипломатическая Академия МИД РФ, Факультет «Международные отношения и международное право», Кафедра международного права

Международное гуманитарное право, применяемое в период вооруженных конфликтов
Участники вооруженного конфликта.
Участников вооруженных конфликтов можно условно разделить на две группы: сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты).
Согласно Дополнительному протоколу I, лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте и принимающие непосредственное участие в боевых действиях, являются комбатантами (от фр. combattant). Только за комбатантами признается право применять военную силу. К ним самим допустимо применение в ходе боевых действий высшей меры насилия, т.е. физического уничтожения. Комбатанты, оказавшиеся во власти противника, вправе требовать обращения с ними как с военнопленными.
К несражающимся относится личный состав, правомерно находящийся в структуре вооруженных сил воюющей стороны, оказывающий ей всестороннюю помощь в достижении успехов в боевых действиях, но не принимающий непосредственного участия в этих действиях. Некомбатанты не должны участвовать в боевых действиях.
От несражающихся членов вооруженных сил воюющей стороны следует отличать «лиц, следующих за вооруженными силами, но не входящих в их состав непосредственно». К этим лицам относятся, к примеру, «гражданские лица, входящие в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты, поставщики, личный состав рабочих команд или служб, на который возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, при условии, что они получили на это разрешение от тех вооруженных сил, которые они сопровождают».
На практике нередко возникает необходимость в разграничении таких категорий, как военный шпион и военный разведчик, доброволец и наемник.
Военный шпион (лазутчик) — это согласно ст. XXIX приложения к IV Гаагской конвенции 1907 г. «такое лицо, которое, действуя тайным образом или под ложным предлогом, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне».
Военный разведчик — это лицо, собирающее сведения в районе действия противника и носящее форму своей армии, т.е. не скрывающее своего подлинного лица. В случае если это лицо попадает в руки противника, на него должен распространяться режим военного плена.
Доброволец — это лицо, добровольно поступающее в действующую армию одной из воюющих сторон. Согласно V Гаагской конвенции 1907 г., отдельные лица могут «переходить границу, чтобы поступить на службу одного из воюющих».
Наемник — это лицо, добровольно вступающее в воинские формирования, ведущие вооруженную борьбу в защиту противоправных колониальных, расистских и иных подобных режимов, против национально-освободительных движений. Наемник не пользуется покровительством норм права вооруженных конфликтов. Он не имеет права на статус комбатанта, военнопленного.
Международное право: Учебник / Отв. ред. д.ю.н., проф. С.А.Егоров. 5-е изд., перераб. и доп. — Статут, 2014. — 1087с. Глава 25.4 стр 1008-1012

Isirailovaperizat, Студент, Дипломатическая Академия МИД РФ, Факультет «Международные отношения и международное право», Кафедра международного права

Международное гуманитарное право, применяемое в период вооруженных конфликтов в учебнике ДА МИД РФ «МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО» под редакцией доктора юридических наук, профессора С.А. Егорова.

Начало войны и вытекающие из этого правовые последствия.

Начало войны означает конец мирных отношений между воюющими государствами, что влечет за собой разрыв дипломатических и, как правило, консульских отношений. Персонал дипломатического и консульского представительств вправе покинуть территорию неприятельского государства. Начало войны влияет на действие международных договоров, связывающих воюющие государства. Политические, экономические и иные договоры, рассчитанные на мирное время, прекращают свое действие. С началом военных действий происходит фактическое осуществление предписаний правил ведения войны.
В отношении граждан неприятельской стороны, находящихся на территории государства, применяются разного рода ограничения. Эти лица могут быть принуждены к проживанию на период войны в определенном районе либо интернированы.
Имущество, принадлежащее непосредственно неприятельскому государству, конфискуется (за исключением имущества дипломатического и консульского представительств). Имущество граждан неприятельского государства в принципе считается неприкосновенным. Судам дается определенный срок, чтобы они покинули порты и воды неприятельского государства (этот срок называется «индульт»), по истечении которого суда подлежат конфискации.

Театр военных действий — это территория, на которой вооруженные силы воюющих государств фактически ведут военные действия. Территория (сухопутная, морская, воздушная) нейтральных и других невоюющих государств не должна использоваться в качестве театра военных действий. В соответствии с международными договорами в театр военных действий не могут быть превращены:
а) некоторые международные проливы (например, Магелланов пролив по Договору 1981 г. между Аргентиной и Чили);
б) международные каналы (например, Суэцкий канал согласно Константинопольской конвенции 1888 г.);
в) отдельные острова и архипелаги (например, Аландские острова в соответствии с Мирным договором между победителями во Второй мировой войне и Финляндией 1947 г., архипелаг Шпицберген в соответствии с Парижским договором о Шпицбергене 1920 г.); отдельные континенты (например, Антарктика в соответствии с Договором 1959 г.).

Международное право: Учебник / Отв. ред. д.ю.н., проф. С.А.Егоров. 5-е изд., перераб. и доп. — Статут, 2014. — 1087с. Глава 25.2 стр 1004-1006

Isirailovaperizat, Студент, Дипломатическая Академия МИД РФ, Факультет «Международные отношения и международное право», Кафедра международного права

Международно-правовые средства разрешения споров.
Понятие и виды споров.
Понятие «международный спор» обычно используется для обозначения взаимных претензий между государствами. В основе международных споров лежит целый ряд факторов экономического, социально-политического, идеологического, военного, международно-правового характера. В самом общем виде международный спор можно рассматривать в качестве специфического политического правового отношения, возникающего между двумя или большим числом субъектов международного права и отражающего противоречия, существующие в рамках этого отношения.
В Уставе ООН для квалификации конфликтных отношений используются понятия «спор» и «ситуация».
Понятие «ситуация», которая может привести к трениям между государствами или вызвать спор между ними и которая может угрожать поддержанию международного мира и безопасности, в Уставе ООН не определяется, как не определяется и понятие «спор».
Различают два вида споров и ситуаций: продолжение одних угрожает международному миру и безопасности, продолжение других не сопряжено с такой угрозой. В свете целей ООН важнее улаживать споры и ситуации первого вида.
Международные споры классифицируются по различным основаниям: по объекту или по предмету спора, по степени опасности для международного мира, по географии распространения (локальные, региональные или глобальные), по числу субъектов (двусторонние или многосторонние).
Устав ООН предусматривает определенные процедуры урегулирования нескольких разновидностей международных споров. Среди них: спор, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности (ст. 33); международные споры (п. 3 ст. 2); любой спор, т.е. спор, который может и не представлять собой прямой угрозы поддержанию международного мира (ст. 38); местные споры (п. п. 2 и 3 ст. 52), споры юридического характера (п. 3 ст. 36).
Особое место среди всего разнообразия международных споров занимают территориальные споры, т.е. споры о принадлежности определенного участка территории, которые часто сопровождаются опасными политическими кризисами и вооруженными конфликтами.

Международное право: Учебник / Отв. ред. д.ю.н., проф. С.А.Егоров. 5-е изд., перераб. и доп. — Статут, 2014. — 1087с. Глава 23

Isirailovaperizat, Студент, Дипломатическая Академия МИД РФ, Факультет «Международные отношения и международное право», Кафедра международного права

Здравствуйте! Тема №7 Право международной безопасности. Мирное решение международных споров. учебник ДА МИД РФ «МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО» под редакцией доктора юридических наук, профессора С.А. Егорова. Глава 24.6. Коллективная безопасность.
Наряду с универсальной системой коллективной безопасности Устав ООН дает основание для создания аналогичных систем регионального характера «для разрешения таких вопросов по поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий» (ст. 52).
В международном праве слово «регион» связано с разработкой правового статуса международных региональных соглашений и организаций, обеспечивающих в соответствии с Уставом ООН международный мир и безопасность.
Из положений Устава ООН вытекают следующие требования к региональным соглашениям:
— соглашения регионального характера должны создаваться и действовать на основе и в соответствии с целеполагающими принципами учредительных документов Организации Объединенных Наций и конкретными постановлениями гл. VIII и ст. 51 Устава ООН;
— государства определенного района мира могут быть их субъектами;
— сфера действия соглашений строго ограничена.
слова «регион», «региональное соглашение» в международном праве наполняются юридическим смыслом, связаны с вопросами обеспечения международного мира и безопасности, с проблемами соотношения полномочий международного сообщества в лице ООН и региональными международными объединениями.

Важнейшими элементами указанных систем являются следующие региональные организации коллективной безопасности: на Американском континенте — Организация американских государств (ОАГ); на Африканском континенте — Африканский союз (АС, бывшая Организация африканского единства — ОАЕ); на Ближнем и Среднем Востоке — Лига арабских государств (ЛАГ); в Европе — ОБСЕ, СНГ; в Северной Атлантике — НАТО; в Евразии ныне действуют Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — современные модели регионализма в сфере безопасности. Уставы указанных организаций содержат правовой механизм обеспечения безопасности на региональном уровне.