Статья посвящена теме обеспечения экономической и национальной безопасности России в области освоения Арктического региона. Арктика сегодня является одним из перспективнейших регионов в области разведки и добычи энергоресурсов, а в будущем, еще и важным логистическим маршрутом. На фоне глобальной тенденции повышения температуры климата открывается доступ ко многим месторождениям и транспортным путям в этом, ранее недоступном регионе вечной мерзлоты и льда. Регион представляет большой интерес для ведущих стран мира, в первую очередь как источник углеводородных ресурсов и других полезных ископаемых. Арктика является стратегически важным регионом в области военной и транспортной инфраструктуры, морских путей, что делает этот регион ключевым в обеспечении национальной безопасности России, прикрывая ее северные рубежи.
В работе проведен обзор и анализ ресурсов Арктического региона, перспективы освоения российских арктических нефтегазовых ресурсов, а также перспективы развития Северного морского пути пролегающего по территории вечной мерзлоты. В настоящий момент Россия находится в Совете Арктических стран в роли председателя, но имеет довольно напряженные отношения с остальными участниками организации. Такое состояние может грозить России экономической и технологической изоляцией со стороны других арктических стран, что повлечет за собой трудности в реализации нефтегазовых проектов. В статье предлагаются варианты поиска союзников в регионе а также перспективы развития экономики за счет включения ресурсов Арктики.
Ключевые слова: Россия, Арктика, экономическая безопасность, экономика, освоение Арктического региона, энергетика, нефтегазовые ресурсы
THE ROLE OF THE ARCTIC IN ENSURING RUSSIA’S ECONOMIC AND NATIONAL SECURITY IN MODERN GEOPOLITICAL AND CLIMATIC CONDITIONS
Annotation. The article is devoted to the topic of ensuring the economic and national security of Russia in the field of development of the Arctic region. The Arctic today is one of the most promising regions in the field of exploration and production of energy resources, and in the future, also an important logistics route. Against the background of the global trend of increasing climate temperature, access to many deposits and transport routes in this previously inaccessible permafrost and ice region is opening up. The region is of great interest to the leading countries of the world, primarily as a source of hydrocarbon resources and other minerals. The Arctic is a strategically important region in the field of military and transport infrastructure, sea routes, which makes this region key in ensuring Russia’s national security, covering its northern borders.
The paper reviews and analyzes the resources of the Arctic region, the prospects for the development of Russian Arctic oil and gas resources, as well as the prospects for the development of the Northern Sea Route running through the permafrost. At the moment, Russia is in the Council of the Arctic Countries in the role of chairman, but has a rather tense relationship with the rest of the organization’s participants. Such a state may threaten Russia with economic and technological isolation from other Arctic countries, which will entail difficulties in the implementation of oil and gas projects. The article offers options for finding allies in the region as well as prospects for economic development due to the inclusion of Arctic resources.
Keywords: Russia, Arctic, economic security, economy, development of the Arctic region, energy, oil and gas resources
На сегодняшний день, Арктика становится ключевым регионом в области ресурсов, энергетики и развития инфраструктуры. Интерес ведущих стран к участию и развитию в этом регионе увеличивается по мере развития передовых технологий, открывающих доступ к все новым запасам углеводородных ресурсов и по мере постепенного изменения климата открывающего новые пути для международного судоходства. Арктика весьма богата нефтью, газом и другими полезными ископаемыми. В настоящее время здесь добывается десятая часть общемировых объёмов нефти и четвертая часть — природного газа. На российском Крайнем Севере сосредоточено 80% всей арктической нефти и практически весь газ. Среди других ведущих производителей — Канада, США (Аляска) и Норвегия. Проведённые исследования показывают, что в Арктике находится значительная часть ещё не разведанных мировых запасов нефти.
Говоря об интересе ведущих стран в регионе, на первый план традиционно выходят так называемые арктические страны. Это страны, чья территория включает в себя часть Арктики. К таким относятся Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США. Этими странами в 1996 году по результатам Оттавской декларации был основан Арктический совет, ведущий межправительственный форум, содействующий сотрудничеству, координации и взаимодействию между арктическими государствами, коренными общинами и остальными жителями Арктики. На нем решаются общие арктическими вопросы такие как проблемы устойчивого развития и защиты окружающей среды в Арктике. Кроме арктических государств в Совете состоят организации представляющие интересы коренных народов Арктики, а также страны наблюдатели, не являющиеся арктическими государствами.
Роль нефтегазового комплекса Арктики в обеспечении экономической безопасности России
За полярным кругом было открыто свыше 400 наземных месторождений нефти и газа. На 60 из них активно ведётся добыча, однако около четверти ещё не разработано. Более двух третей разрабатываемых месторождений находится в России, главным образом в Западной Сибири.
На российском шельфе открыто 20 крупных нефтегазоносных провинций и бассейнов, из которых 10 имеют доказанные запасы. Крупнейшими нефтегазовыми бассейнами в Арктике являются Восточно-Баренцевский, Южно-Карский, Лаптевский, Восточно-Сибирский и Чукотский. По оценке Минприроды запасы газа в Арктике по категории С1+С2 составляют 55 трлн куб. м, нефти -7,3 млрд тонн, газового конденсата – 2,7 млрд тонн [6].
Кроме того, на шельфе Баренцева моря разведано 11 месторождений, в том числе четыре нефтяных (Приразломное, Долгинское, Варандейское, Медынское), три газовых (Мурманское, Лудловское, Северо-Кильдинское), три газоконденсатных (Штокмановское, Поморское, Ледовое) и одно нефтегазоконденсатное — Северо-Гуляевское. Крупнейшее в мире Штокмановское месторождение содержит около 4000 млрд куб. м газа.
Газоконденсатные месторождения были открыты в акватории Карского моря — Ленинградское и Русановское. В Тимано-Печорской провинции расположено около 180 месторождений. Здесь существуют и фонтанные месторождения, дающие до 1 тыс. тонн нефти в сутки. Ненецкий автономный округ также имеет богатые запасы нефти, газа и газоконденсата. Также в наиболее освоенной части региона — арктической зоне России — сосредоточены также богатые месторождения никеля, меди, угля, золота, урана, вольфрама и алмазов.
Проведение геологоразведочных работ. Учитывая низкий уровень изученности нефтегазоносных бассейнов на шельфе Арктики необходимо прежде всего проведение всестороннего геолого-геофизического изучения, в том числе: 1) организация и выполнение систематических региональных геологоразведочных и поисково-оценочных работ; 2) осуществление программы параметрического бурения в западных регионах арктического шельфа; 3) завершение региональных геофизических работ и начало параметрического бурения на шельфе арктических морей Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Добыча нефти и газа. Необходимо развитие базовых центров нефтедобычи в пределах территорий и акваторий арктической зоны – Тимано-Печорской провинции (Архангельская область, Республика Коми), Западной Сибири (ЯНАО), Восточной Сибири (Красноярский край), а также ряда других объектов. Это позволит поддержать добычу нефти в традиционных центрах нефтедобычи и нарастить её уровень в перспективе. Ямало-Ненецкий автономный округ останется главной газовой базой страны по добыче газа. Поэтому формирование базовых центров должно быть направлено на полуостров Ямал (Бованенковское месторождение, в перспективе – Харасовейское месторождение, группа Тамбейских месторождений и др.). Вокруг открытых месторождений на шельфе арктических морей России будут формироваться первые центры добычи углеводородов, однако крупномасштабная добыча нефти и газа начнется после 2030-2040 гг.
Переработка нефти и газа. Основные направления развития перерабатывающей промышленности в арктической зоне должны быть направлены на: законодательно запретить добычу жирного газа в ЯНАО при отсутствии мощностей для его переработки и транспорта продуктов переработки; создать в ЯНАО производственные мощности для переработки 150-180 млрд куб. м жирного газа в год; запретить, подобно тому, как это делается по многим видам сырья в США, экспорт углеводородных газов С2-С4; создать систему транспорта продуктов переработки жирного газа (ШФЛУ, этан, пропан-бутановая фракция) в районы с развитой нефтегазохимией, в Башкортостан, Татарстан и, возможно, на северо-запад России; резко увеличить мощности пиролизных производств в районах развития нефтегазохимии; завершить строительство Новоуренгойского газохимического комплекса, приступить к проектированию и реализации второй очереди комплекса; коренным образом переработать и актуализировать программу развития нефтегазохимии.
Транспортировка нефти и газа. Главным направлением развития транспортной системы Арктики должно стать: восстановление средств коммуникации. В арктических районах следует разработать государственную программу и последовательно развивать автодорожное и железнодорожное строительство. Необходимо крупномасштабное освоение Северного морского пути, строительство по всей его трассе портов и причалов. Необходима государственная программа развития Северного морского пути, создания портовой инфраструктуры, создания ледокольного флота России нового поколения.
Решение вопросов инновационно-технологического развития и импортозамещения, в том числе 1) создание оборудования и технологий поисков и разведки, включая проведение широкого комплекса геофизических работ в области сейсмики и всех сопутствующих направлений, 2) создание технологий разработки месторождений углеводородов на шельфах арктических морей, в зонах круглогодичных льдов, 3) проведение крупномасштабных научных исследований, направленных на создание технологий переработки, 4) проведение крупномасштабных научных исследований, направленных на создание систем транспорта.
Международное сотрудничество в области освоения Арктики
В 2019 году Россия объявила о создании международного совместного Арктического научно-исследовательского центра, документ подписали представители Института океанологии имени П.П. Ширшова РАН и Национальной лаборатории по морской науке и технике Циндао. Также другие страны принимают участие в постройке, в частности, в оснащении оборудованием, Международной арктической станции «Снежинка», которая должна стать полностью автономным комплексом, работающим на базе возобновляемых источников энергии и водорода (без дизельного топлива). Проект инициирован МФТИ и находится на стадии запуска, с плановым введением в эксплуатацию в 2024 году. Предварительный бюджет проекта на период этапа создания и полноценного запуска объекта оценивается в 10-12 млн евро. Предусматривается что международная кооперация будет опираться не только на страны-участники Арктического совета, но и на страны-наблюдатели, такие как Китай и Южная Корея, которые не имеют выхода к Арктике но заинтересованы во всестороннем сотрудничестве на базе круглогодично открытой площадки.
Говоря о возможности привлечения в Арктический регион иностранных инвестиций, на первое место выходит перспектива развития российско-китайского сотрудничества. Китай уже давно работает с Россией в этом регионе. Основными направлениями сотрудничества являются освоение месторождений углеводородов и инфраструктурные проекты.
На сегодняшний день Китай входит в число крупнейших инвесторов в российскую экономику и является крупнейшим внешнеторговым партнером России. Накопленные прямые китайские инвестиции в Россию на начало 2020 года по российским данным составили 3,7 млрд долл. США, а по оценкам китайской стороны – 12,8 млрд долл. США.
Российско-китайский товарооборот вырос за последние 5 лет почти в два раза. Помимо сырьевой и энергетической составляющих очевидный прогресс показали газохимический сектор, инфраструктура, агропромышленный комплекс и машиностроение.
КНР является крупнейшим и постоянно растущим потребителем СПГ в мире [2]. Наиболее активные в участии в арктических проектах компании, это Китайская национальная нефтяная корпорация (CNPC) и Китайская национальная оффшорная нефтяная корпорация (CNOOC). В 2013 году CNPC и «НОВАТЭК» заключили соглашение о сотрудничестве по проекту «Ямал СПГ». Компания CNPC стала владельцем 20% в проекте, а также получила право в течении 20 лет получать не менее 3 млн т СПГ в год. Еще 9,9% в проект было вложено Фондом Шелкового пути [4].
В 2014 г. «Роснефть» и СNPС договорились о совместном изучении Западно-Приновоземельского участка в Баренцевом море, а также Южно-Русского и Медынско-Варандейского участков в Печорском море. Также действует соглашение СNPC с ПАО «Газпром» по разведке нефтяных и газовых месторождений в Арктике.
В 2019 году на Международном форуме «Один пояс, один путь» CNOOC подписала с российской компанией «НОВАТЭК» юридически обязывающее соглашение, по которому CNOOC приобретает 10% в проекте «Арктик СПГ 2» и, не менее 20% продукции завода [4].
Утвержденный перечень инвестиционных проектов на 7-ом заседании Межправительственной Российско-Китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству в формате видеоконференцсвязи под сопредседательством Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова и при участии первого заместителя Министра экономического развития Российской Федерации М.В. Бабича включал 70 значимых проектов с общей суммой заявленных инвестиций 112 млрд долл. США, реализуемых в неэнергетической сфере. В России реализуется 65 проектов на 106,2 млрд долл. США, а в Китае – 5 проектов на 5,8 млрд долл. США. Их география имеет широкий региональный охват и отраслевую направленность.
В настоящее время 26 инвестиционных проектов находятся в стадии реализации. Большая часть компаний-операторов проектов, успешно сдав первую очередь строительства, приступает ко второй и увеличивает объем выпуска продукции.
Особую роль на этом направлении российско-китайского взаимодействия начинает играть арктический фактор.
В 2020 году Россией и Китаем был принят совместный документ, в котором стороны договорились укреплять взаимодействие по устойчивому развитию Арктики, содействовать сотрудничеству в области использования Северного морского пути на основе прав и с учетом интересов прибрежного государства. Также договор касался таких сфер, как арктическое судоходство, обеспечение аварийно-спасательных мероприятий, инфраструктура, освоение ресурсов, научные исследования, туризм, экология и охрана окружающей среды. Были обсуждены вопросы продвижения конкретных проектов взаимовыгодного сотрудничества, а также поддержка инвестиционного сотрудничества российских и китайских предприятий в Арктике и на Дальнем Востоке России на основе принципов устойчивого развития, включая освоение неэнергетического минерального сырья, реализацию крупномасштабных инфраструктурных проектов.
Россия в настоящий момент председательствует в Арктическом совете (с мая 2021 года до 2023 года), и из всех арктических государств имеет большую часть арктического шельфа. Россия, согласно Морской конвенции, контролирует Северный морской путь, подобно тому, как другое крупное приарктическое государство – Канада – контролирует Северо-западный проход. Сквозным приоритетом председательства России в Арктическом совете объявлена тематика «Ответственного управления для устойчивой Арктики». Это подразумевает продвижение коллективных подходов к обеспечению устойчивого развития Арктического региона при соблюдении баланса в его социальном, экономическом и природоохранном измерениях, повышении синергии, конструктивного сотрудничества и координации Арктического совета с другими региональными структурами. Имплементации Стратегического плана Арктического Совета, на основе уважения верховенства права. Российская Федерация намерена продолжать способствовать закреплению Арктического совета в качестве ключевого формата международного арктического сотрудничества, и развитию диалога и контактов с наблюдателями (КНР с 2013 года)
с целью обеспечения их значимого и сбалансированного вовлечения в деятельность Совета [5].
И Россия, и Китай за последние несколько лет предприняли ряд шагов по поиску взаимовыгодных точек соприкосновения в совместном использовании Арктики. Обе страны проводят консультации между министерствами иностранных дел и на экспертном уровне в целях реализации инициативы Президента Российской Федерации В.В.Путина о создании Полярного шелкового пути (в китайской интерпретации «ледового»).
Под руководством концерна «Новатэк» разрабатываются месторождения на севере Сибири — на полуострове Ямале («Ямал СПГ» и «Обь СПГ»), а также на Гыданском полуострове («Арктик СПГ-1», «Арктик СПГ-2» и «Арктик СПГ-3»). Китай вкладывался в проектах на обоих полуостровах, это «Ямал СПГ» объем финансирования Китаем оценивается в 30%, и Арктик СПГ – 2, 20%.
«Арктик СПГ 2» — проект по производству сжиженного природного газа, предусматривающий строительство на Гыданском полуострове (ЯНАО) трех технологических линий мощностью 6,6 млн т в год каждая и стабильного газового конденсата общей мощностью до 1,6 млн т в год. Стоимость проекта оценивается в 20–21 млрд долл. Акционерами проекта являются «Новатэк» (60%), французская Total (10%), китайская CNOOC (10%), «дочка» китайской CNPC — CNODC (10%), а также консорциум японских Mitsui & Co и JOGMEC — Japan Arctic LNG (10%). Также участниками проекта было одобрено привлечение внешнего финансирования под проект на 11 млрд. долл. Треть от этой суммы предоставят китайские банки, еще треть — банки Европы и Японии, остальной объем — российские банки. Ресурсной базой проекта является Утреннее месторождение в ЯНАО, доказанные и вероятные запасы которого на конец 2020 г. по стандартам PRMS составили 1,434 трлн куб. м природного газа и 90 млн т жидких углеводородов.
«НОВАТЭК», крупнейший российский производитель сжиженного природного газа (СПГ), и китайская компания Zhejiang Energy подписали базовые условия соглашения по поставкам на 15 лет до 1 миллиона тонн сжиженного природного газа в Китай каждый год.
Соглашение подписано в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Газ будет поступать с производственной линии «Арктик СПГ-2» для новых электрогенерирующих мощностей Zhejiang Energy в Китае. Проект «Ямал СПГ» реализуется на полуострове Ямал за Полярным кругом на базе Южно-Тамбейского месторождения. Оператором Проекта является ОАО «Ямал СПГ» — совместное предприятие ОАО «НОВАТЭК» (50,1%), концерна TOTAL (20%) и Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорации (20%) и Фонда Шелкового пути (9,9%). Стоимость проекта оценивается в 27 млрд долл. США [7].
При этом надо отметить, что некоторые совместные с Китаем проекты пока не получили своего развития. Предложение китайской компании Poly Group Corporation инвестировать 5,5 миллиарда долларов США в развитие порта Архангельска пока не было реализовано (соглашение о намерениях было подписано 2017 году). Тем не менее в последнее время отмечены значительные усилия китайских представителей по его продвижению. В данном случае, по нашему мнению, необходимо, учитывая уже имеющиеся примеры по фактическому присвоению китайской стороной зарубежных портовых сооружений, весьма осторожно и тщательно готовить соответствующие договоренности [8].
Участие китайских компаний в проектах включает также перевозки сжиженного природного газа и строительство грузового флота. Китайские компании являются основными перевозчиками проекта «Ямал СПГ». Доля китайских судоходных компаний (China LNG Shipping (Holdings) Ltd., Sinotrans Shipping Ltd. и China COSCO Shipping) в совместных предприятиях с тремя основными перевозчиками СПГ (Dynagas Ltd., MOL LNG Transport (Europe) Ltd. и Teekay Shipping (Glasgow) Ltd.) составляет от 50 до 51%, таким образом, китайские компании «контролируют» семь газовозов Ямалмакс из пятнадцати. Кроме того, в Китае построены суда для проекта «Ямал СПГ»: танкер Boris Sokolov на верфи CSSC Offshore & Marine Engineering Group Co Ltd., а также четыре газовоза без ледового класса (LNG Dubhe, LNG Merak, LNG Phecda и LNG Megrez) на верфи Hudong-Zhonghua Shipbuilding (Group) Co., Ltd. Последними четырьмя судами китайская компания China COSCO Shipping владеет на паритетных началах с MOL LNG Transport (Europe) Ltd [7].
Арктика как фактор обеспечения национальной безопасности России в будущем
Во второй половине XXI века добыча углеводородов в Арктическом нефтегазоносном супербассейне будет иметь не меньшее значение, чем в настоящее время извлечение из недр углеводородного сырья в Западно-Сибирском нефтегазоносном бассейне. Однако, на сегодняшний день геолого-геофизическая изученность осадочных бассейнов на шельфах морей Северного Ледовитого океана крайне низкая, что затрудняет оценку ресурсов нефти и газа в них. Сравнительно более детально изучены осадочные бассейны западной части Российской Арктики в пределах Баренцево и Карского морей. На этих акваториях выполнен значительный объем геофизических исследований, пробурено несколько скважин, открыт ряд нефтяных и газовых месторождений. Геологическое изучение центральной и восточной частей Российской Арктики (шельфы моря Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского морей) современными геолого-геофизическими методами находится только на начальной стадии.
В XXI веке осадочные бассейны акваторий арктических регионов станут главными объектами прироста сырьевой базы нефти и газа, а также поисков, разведки и разработки месторождений углеводородов, приоритетными объектами развития нефтегазового комплекса Российской Федерации в целом, сопоставимые с Западной Сибирью или Персидским заливом.
В настоящее время основным направлением стратегии развития нефтегазового комплекса России является смещение центров добычи нефти и газа в арктические районы, которые смогут поддержать падение добычи углеводородов в традиционных центрах нефтедобычи, что позволит обеспечить экономическую безопасность России и обеспеченность углеводородными ресурсами.
Освоение углеводородного потенциала должно осуществляться по всей технологической цепочке: проведение геологоразведочных работ, развитие систем добычи нефти и газа, развитие нефтегазопереработки и нефтегазохимии, развитие систем специализированных и общехозяйственных систем транспорта, формирование, смежных производств, связанных с выпуском машиностроительной продукции и вопросы импортозамещения.
Вокруг открытых месторождений на шельфе арктических морей России будут формироваться первые центры добычи углеводородов. Однако крупномасштабная добыча нефти и газа на шельфе Арктики начнется после 2030-2040 гг.
Основными проблемами в освоении нефтегазовых месторождений на шельфе можноназвать:
1) высокие капитальные вложения в освоение арктической добывающей и транспортной инфраструктуры, что при относительно низких ценах на нефть существенно осложнит процесс освоения;
2) ограничение доступа к финансовым рынкам зарубежных стран, что неминуемо вынудит находить источники финансирования на азиатском рынке;
3) ограничение доступа к передовым технологиям, что создаст дополнительные импульсы развития импортозамещения материалов и технологий, востребованных в условиях Арктики;
4) ограничения добычи углеводородов в условиях стагнации мировых энергетических рынков.
Несмотря на текущие условия работы нефтегазовой промышленности подготовка сырьевой базы в Арктике – приоритетное развитие нефтегазового комплекса России.
Главным направлением развития транспортной системы Арктики должно стать: восстановление средств коммуникации. В арктических районах следует разработать государственную программу и последовательно развивать автодорожное и железнодорожное строительство. Необходимо крупномасштабное освоение Северного морского пути, строительство по всей его трассе портов и причалов. Необходима государственная программа развития Северного морского пути, создания портовой инфраструктуры, создания ледокольного флота России нового поколения.
Можно выделить следующие этапы освоения арктических территорий и акваторий:
1) 2020-2030 гг. Продолжение работ на суше. Региональные работы на шельфах морей Северного Ледовитого океана. Выбор первоочередных объектов. Поисковые работы в районах, где имеющиеся технологии и оборудование это позволяют.
2) 2030-2040 гг. Апробация и доведение до необходимого уровня оборудования и технологий поисков, разведки и разработки месторождений углеводородов в зонах круглогодичных льдов и пр. Организация поисковых работ в первоочередных зонах.
3) 2040-2050 гг. Создание сырьевых баз новых центров добычи, подготовки и транспорта нефти и газа. Развитие необходимой инфраструктуры.
Выводы
Таким образом можно сказать что широкомасштабное освоение Арктических районов потребует в дальнейшем:
1) построения относительно детальных моделей геолого-геофизического строения осадочных отложения на шельфе Арктических морей;
2) с учетом проведенных обоснований геологического строения необходимо определение основных направлений прироста сырьевой базы на шельфе Арктики;
3) создание оборудования и технологий поисков и разведки, включая проведение широкого комплекса геофизических работ в области сейсмики и всех сопутствующих направлений;
4) создание технологий разработки месторождений углеводородов на шельфах арктических морей, в зонах круглогодичных льдов;
5) проведения крупномасштабных научных исследований, направленных на создание технологий переработки;
6) проведения крупномасштабных научных исследований, направленных на создание систем транспорта.
Нормативно-правовые источники
I. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»). – 44 с. – С. 3. – Президент России. URL: Kremlin.ru [Электронный ресурс] http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/QZw6hSk5z9gWq0plD1ZzmR5cER0g5tZC.pdf (дата доступа: 22.07.2021)
II. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. (утв. Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»). – 20 с. – Президент России. URL: Kremlin.ru [Электронный ресурс] http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201705150001.pdf (дата доступа: 22.07.2021)
Литература
- China’s Arctic Policy: The State Council Information Office of the People’s Republic of China. January 26, 2018 URL: http://english.www.gov.cn/archive/white_paper/2018/01/26/content_281476026660336.htm . (accessed: 07.05.2021). (на англ.яз.).
- Statistical Review of World Energy 2021. URL: https://www.bp.com/content/dam/bp/business-sites/en/global/corporate/pdfs/energy-economics/statistical-review/bp-stats-review-2021-full-report.pdf(accessed: 07.05.2021) (на англ.яз.).
- Журавель В. П. «Белая книга» Китая по Арктике: взгляд в будущее URL: https://cyberleninka.ru/article/n/belaya-kniga-kitaya-po-arktike-vzglyad-v-buduschee (дата обращения: 15.07.2021).
- Новатэк. Проект Ямал СПГ. URL: https://www.novatek.ru/ru/business/yamal-lng/ (дата обращения: 15.07.2021).
- О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года URL: http://government.ru/info/18360 (дата обращения: 15.07.2021).
- Об Основах государственной политики России в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу URL: http://government.ru/info/18359 (дата обращения: 15.07.2021).
- Проект Ямал СПГ. URL: http://yamallng.ru/project/about/ (дата обращения: 15.07.2021).
- Чэнь Сяочэнь, Чжан Тинтин. Ледовый шелковый путь // China.org.cn. 2018. 25 июня URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2018-06/25/content_53369435.htm (дата обращения: 15.07.2021).
Regulatory Sources
I. National Security Strategy of the Russian Federation (approved by Decree of the President of the Russian Federation dated 02.07.2021 No. 400 «On the National Security Strategy of the Russian Federation»). – 44 pp. – P. 3. – President of Russia. URL: Kremlin.ru [Electronic resource] http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/QZw6hSk5z9gWq0plD1ZzmR5cER0g5tZC.pdf (accessed July 22, 2021)
II. Strategy of economic security of Russian Federation for the period up to 2030 (approved by Decree of the President of the Russian Federation dated May 13, 2017 No. 208 «On the Strategy of the economic security of the Russian Federation for the period up to 2030»). – 20 pp. – President of Russia. URL: Kremlin.ru [Electronic resource] http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201705150001.pdf (accessed July 22, 2021)
References
1. China’s Arctic Policy: The State Council Information Office of the People’s Republic of China. January 26, 2018 URL: http://english.www.gov.cn/archive/white_paper/2018/01/26/content_281476026660336.htm . (accessed: 07.05.2021). (in English).
2. Statistical Review of World Energy 2021. URL: https://www.bp.com/content/dam/bp/business-sites/en/global/corporate/pdfs/energy-economics/statistical-review/bp-stats-review-2021-full-report.pdf(accessed: 07.05.2021) (in English).
3. Zhuravel V. P. China’s «White Book» on the Arctic: a look into the future URL: https://cyberleninka.ru/article/n/belaya-kniga-kitaya-po-arktike-vzglyad-v-buduschee (date of application: 15.07.2021).
4. Novatek. Yamal LNG Project. URL: https://www.novatek.ru/ru/business/yamal-lng / (accessed: 07/15/2021).
5. On the Strategy for the Development of the Arctic Zone of the Russian Federation and ensuring National Security for the period up to 2020 URL: http://government.ru/info/18360 (accessed: 07/15/2021).
6. On the Fundamentals of Russia’s state policy in the Arctic for the period up to 2020 and beyond URL: http://government.ru/info/18359 (accessed: 07/15/2021).
7. Yamal LNG Project. URL: http://yamallng.ru/project/about / (accessed: 07/15/2021).
8. Chen Xiaochen, Zhang Tingting. Ice Silk Road // China.org.cn . 2018. June 25 URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2018-06/25/content_53369435.htm (accessed: 07/15/2021).
Информация об авторе:
Мамахатов Тлеш Муратович, кандидат экономических наук, научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности Российской академии наук.
Information about the author:
Mamakhatov Tlesh Muratovich, research worker of Center of research of problems of safety of the Russian academy of sciences, Moscow, st. Garibaldi 21-b.
[1]Статья подготовлена в рамках Государственного задания ЦИПБ РАН на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годы (НИР 0006-2021-0005).