Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Роль ФАТФ в международно-правовом сотрудничестве в сфере борьбы с отмыванием денежных средств и финансированием терроризма

В статье осуществлен анализ роли Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее – ФАТФ) в международном сотрудничестве по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма. Рассмотрены рекомендации ФАТФ, охватывающие криминализацию финансовых преступлений, мониторинг транзакций, контроль за цифровыми активами и механизм взаимной оценки. Отмечены вызовы, связанные с глобализацией финансовых потоков и развитием криптоактивов, требующие адаптации международных стандартов. Подчеркивается влияние ФАТФ на финансовый сектор через санкционные механизмы и меры контроля за движением капитала, направленные на обеспечение глобальной финансовой безопасности.

Ключевые слова: ФАТФ, отмывание денег, финансирование терроризма, финансовые преступления, международное сотрудничество, криптовалюта, санкции, финансовая безопасность.

The role of the FATF in international legal cooperation in the field of combating money laundering and terrorist financing

Abstract: The article analyzes the role of the FATF in international cooperation aimed at combating money laundering and terrorist financing. The FATF recommendations are examined, covering the criminalization of financial crimes, transaction monitoring, digital asset control, and the mutual evaluation mechanism. The challenges associated with the globalization of financial flows and the development of crypto-assets, which necessitate the adaptation of international standards, are highlighted. The impact of the FATF on the financial sector is emphasized through sanction mechanisms and capital movement control measures aimed at ensuring global financial security.

Keywords: FATF, money laundering, terrorist financing, financial crimes, international cooperation, crypto-assets, sanctions, financial security.

Современная финансовая система функционирует в условиях глобализации, что не только открывает новые возможности экономического развития, но одновременно порождает риски, связанные с нелегальным движением капитала. Одной из наиболее острых угроз является отмывание денег и финансирование терроризма, подрывающее стабильность как национальных, так и международных финансовых институтов.

Отмывание денежных средств − процесс легализации преступных доходов с целью придания им законного происхождения. По данным Управления ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК), ежегодный объем отмываемых средств составляет около 2–5 % мирового ВВП, что эквивалентно сумме от $800 млрд до $2 трлн.[1] Финансирование терроризма, в свою очередь, характеризуется целенаправленным использованием финансовых ресурсов для поддержки незаконных вооруженных формирований, экстремистских группировок и иных акторов, способных дестабилизировать общественный порядок.

Глобализация финансовых потоков и распространение цифровых технологий (криптовалюта, анонимные электронные платежи, транзакции через финтех-компании) создают новые вызовы для правоприменительных органов и регулирующих структур. Особенно уязвимыми оказываются офшорные зоны и юрисдикции с низким уровнем прозрачности, где действуют схемы теневого банкинга, использующие механизмы подставных компаний и подложных финансовых отчетов.

Для противодействия данным угрозам в международной практике разработаны нормативно-правовые и институциональные механизмы, среди которых центральное место занимает деятельность ФАТФ.[2] Основанная в 1989 году, данная организация разрабатывает рекомендации по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, обеспечивая тем самым унификацию стандартов регулирования и контроль за их соблюдением на национальном уровне.

Особенную актуальность проблема борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма приобрела в свете последних экономических и геополитических кризисов. Усиление санкционного давления на отдельные государства привело к активизации использования криптоактивов и альтернативных платежных систем для обхода международных ограничений. В то же время цифровизация финансового сектора потребовала пересмотра традиционных механизмов комплаенс-контроля и внедрения технологий искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения для выявления подозрительных транзакций.

Так, анализ проблематики борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма в условиях глобализированной экономики не только сохраняет свою актуальность, но и требует разработки новых, более адаптивных методов противодействия, соответствующих динамично изменяющейся финансовой среде.

Понятие и виды отмывания денежных средств и финансирования терроризма

Отмывание денежных средств (англ. money laundering)[3] представляет собой процесс придания законного вида доходам, полученным преступным путем. Сам процесс является ключевым элементом теневой экономики и используется различными преступными организациями для интеграции незаконных финансов в легальную экономику.

Согласно определению, данному в Венской конвенции ООН по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.)[4], под отмыванием денег понимаются действия, связанные с сокрытием или маскировкой истинного происхождения доходов, полученных преступным путем. В соответствии с 40 рекомендациями ФАТФ, отмывание денег охватывает не только использование средств, полученных в результате наркоторговли, но и финансовые операции, связанные с коррупцией, мошенничеством, торговлей людьми, незаконной торговлей оружием и другими видами транснациональной преступности.[5]

Процесс отмывания денежных средств традиционно предполагает три стадии:

  • размещение (англ. placement) – введение нелегальных доходов в финансовую систему, например, путем разбиения крупных сумм на более мелкие транзакции и депонированием этих сумм на один или несколько счетов компании;
  • расслоение (англ. layering) – создание сложной сети финансовых операций, затрудняющих отслеживание происхождения денег (перевод средств через офшорные счета, вложение в недвижимость, покупка дорогостоящих активов);
  • интеграция (англ. integration) – превращение отмытых денег в законный доход через инвестиции, бизнес-структуры, фондовые рынки или иные экономические операции.

Финансирование терроризма представляет собой процесс хранения, перемещения, использования и сбора финансовых средств или экономических ресурсов для осуществления террористической деятельности.[6] В отличие от традиционного отмывания денег, где целью является легализация преступных доходов, финансирование терроризма может осуществляться как через незаконные, так и законные источники средств.

Согласно Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999, финансирование терроризма охватывает любые финансовые операции, направленные на поддержку террористических группировок, независимо от происхождения средств.

Связь между отмыванием денежных средств и финансированием терроризма проявляется в использовании схожих механизмов для сокрытия движения финансовых потоков. Террористические организации применяют методы расслоения и интеграции финансовых средств, аналогичные тем, что используются при отмывании преступных доходов. Так, Аль-Каида и Исламское государство (ИГИЛ) (организация признана в России экстремистской и запрещена) использовали сложные финансовые схемы, учитывая офшорные структуры, подставные компании и электронные платежные системы для перевода средств в зоны боевых действий.[7]

ФАТФ в своих рекомендациях рассматривает финансирование терроризма как отдельное направление финансового регулирования. Важнейшими мерами противодействия являются обязательная идентификация клиентов «Know Your Custome» (KYC), мониторинг подозрительных транзакций, международный обмен финансовой информацией и введение санкций против организаций, связанных с финансированием терроризма.

Международно-правовые основы борьбы с отмыванием денежных средств

Борьба с отмыванием денег и финансированием терроризма осуществляется на основе международных конвенций, соглашений и регуляторных стандартов, направленных на унификацию подходов и координацию действий государств. Международно-правовые механизмы основаны на обязательствах по уголовно-правовому преследованию, мониторинг финансовых операций, обмен информацией и взаимную правовую помощь.

Конвенция ООН против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 (Венская конвенция ООН) – стала первым международным документом, установившим обязательства государств по криминализации отмывания доходов, полученных от наркоторговли.[8] Конвенция о борьбе с отмыванием, выявлением, изъятием и конфискацией доходов от преступной деятельности 1990 (Страсбургская конвенция Совета Европы) ввела юридические механизмы для замораживания и конфискации преступных активов. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 (Палермская конвенция ООН) – установила обязательства стран по борьбе с организованной преступностью, имея в виду отмывание денег, коррупцию и финансирование преступных группировок.[9] Конвенция ООН против коррупции 2003 – охватывает вопросы возврата незаконно приобретенных активов и обмена финансовой информацией.[10] Директивы Европейского Союза – ЕС принял ряд директив (от 91/308/EEC до 2018/843/EU), регулирующих противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма предполагает обязательные процедуры «Know Your Customer» (KYC), мониторинг подозрительных транзакций и регулирование криптовалютного сектора.[11] Базельские соглашения 1988 и 2001 – разработаны Базельским комитетом по банковскому надзору для внедрения стандартов внутреннего контроля в банковском секторе и предотвращения использования финансовых учреждений в схемах отмывания денег.[12] Резолюции Совета Безопасности ООН (S/RES/1267, S/RES/1373, S/RES/1989, S/RES/2253) – устанавливают механизмы санкционного контроля в отношении лиц и организаций, подозреваемых в финансировании терроризма.[13]

Цели и задачи ФАТФ

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force, FATF) была создана в 1989 году по инициативе стран G7 в ответ на рост транснациональной преступности и угрозу отмывания преступных доходов. Первоначально организация занималась выявлением финансовых потоков, связанных с наркоторговлей, но после событий 11 сентября 2001 года ее мандат был расширен на борьбу с финансированием терроризма. Целью ФАТФ является «установление стандартов и содействие эффективному осуществлению правовых, нормативных и оперативных мер по борьбе с отмыванием денег, финансированием терроризма и другими угрозами».[14]

Рассмотрим основные задачи ФАТФ:

  • разработка и совершенствование международных стандартов противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма;
  • мониторинг выполнения стандартов государствами и выявление стран с низким уровнем соблюдения (механизм «черного» и «серого» списков);
  • оценка национальных финансовых систем и правоприменительных механизмов;
  • содействие международному сотрудничеству в сфере финансового контроля.

На сегодняшний день членами ФАТФ являются 39 стран и организаций, среди них ЕС, Китай, США, Великобритания, Россия (однако членство приостановлено в 2023 году), Бразилия и Индия. Также существуют региональные организации (FATF-Style Regional Bodies, FSRBs), в том числе стоит назвать EAG (Евразийская группа), APG (Азиатско-Тихоокеанская группа), MONEYVAL (Комитет Совета Европы).

ФАТФ разработала 40 рекомендаций, которые являются универсальными стандартами для национальных законодательств. Они касаются криминализации финансирования терроризма и отмывания денег; регулирования финансового сектора (биржа, банков, страховых компаний, криптовалютных торговых платформ); создания подразделений финансовой разведки (FIU) и механизма обмена информацией; контроля за трансграничными денежными переводами; введения санкций против организаций, вовлеченных в финансирование терроризма и отмывание денег.[15]

ФАТФ также разработала Методологию взаимной оценки (Mutual Evaluation Process, MEP), по которой страны проходят проверки на соответствие рекомендациям. Несоблюдение стандартов может привести к включению страны в «черный список» (страны с высокими рисками, например, Иран, Северная Корея) или «серый список» (страны, обязанные устранить недостатки, например, Пакистан до 2022 года).

Влияние стандартов ФАТФ на национальное законодательство разнообразно. Так, в США были приняты в частности Закон Bank Secrecy Act (1970)[16] и PATRIOT Act (2001)[17] внедрили строгие требования по финансовому мониторингу и санкциям. В ЕС разработаны Директивы ЕС (5AMLD, 6AMLD) вводят жесткие меры по контролю за бенефициарами компаний и цифровыми активами. В России в 2001 году создан Росфинмониторинг как FIU, в 2013-2020 гг. внедрены законодательные изменения, но в 2023 году РФ была исключена из структур ФАТФ. В ОАЭ реализуются усиленные меры по борьбе с отмыванием денег в 2021-2023 гг. позволили избежать попадания в серый список.

Таким образом, ФАТФ является центральным элементом международной системы противодействия финансовым преступлениям, обеспечивая унификацию стандартов и контроль за их выполнением на глобальном уровне.

Обсуждение

Финансовая стабильность и безопасность в условиях глобализации требуют эффективных механизмов противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. Ведущую роль в разработке и координации международных стандартов играет Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)[18], объединяющая 39 стран и организаций.[19]

ФАТФ формирует основу глобальной стратегии борьбы с финансовыми преступлениями через 40 рекомендаций. Они разделены на несколько ключевых направлений:

  • криминализация отмывания денег и финансирования терроризма – страны должны вводить уголовную ответственность за финансовые преступления и механизмы замораживания активов.
  • финансовый мониторинг – банки, страховые компании, брокеры, криптовалютные биржи обязаны идентифицировать клиентов (Know Your Customer, KYC), фиксировать подозрительные транзакции (Suspicious Transaction Reports, STRs).
  • международное сотрудничество – создание подразделений финансовой разведки (Financial Intelligence Units, FIUs), обмен информацией между странами.
  • контроль за цифровыми активами – новые рекомендации (2019) касаются регулирования криптовалют, учитывая принцип Travel Rule, обязывающий платформы передавать данные о транзакциях.[20]

Рекомендации обновляются в зависимости от появления новых угроз. Например, в 2023 году ФАТФ внесла изменения в требования по борьбе с финансовыми рисками, связанными с киберпреступностью и использованием децентрализованных финансов (DeFi)[21] [22]

ФАТФ контролирует выполнение стандартов через процедуру взаимной оценки (Mutual Evaluation Process, MEP).

Процесс оценки протекает в соответствии с разработанным регламентом.

1. Каждая страна проходит проверку раз в 6–7 лет. Анализируются правовые нормы, эффективность их реализации, уровень прозрачности финансового сектора.
2. На основе оценки разрабатывается Отчет о взаимной оценке (Mutual Evaluation Report, MER), содержащий рекомендации по устранению недостатков.
3. Страны обязаны представлять ежегодные отчеты о прогрессе (Follow-Up Reports, FURs). [23]

ФАТФ играет ключевую роль в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, обеспечивая международное сотрудничество и контроль финансовых потоков. Глобальная сеть подразделений финансовой разведки, в том числе  Egmont Group, ускоряет обмен данными, а система взаимной оценки контролирует соответствие стандартам.

Санкционные механизмы действуют в отношении «серого» и «черного» списков стран, нарушающих требования. ФАТФ сотрудничает с ООН, Интерполом и МВФ, продвигая законодательные реформы. Влияние ФАТФ ощущается на национальном уровне – США, ЕС, Великобритания адаптировали законы, а Россия столкнулась с приостановкой членства.[24]

Современные вызовы связаны с цифровыми активами и искусственным интеллектом, усложняющими мониторинг. ФАТФ реагирует на угрозы, обновляя рекомендации по кибербезопасности.

Заключение

ФАТФ играет важнейшую роль в глобальной системе противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. Ее стандарты способствуют повышению прозрачности финансовых операций, укреплению национальных регуляторных систем и развитию международного сотрудничества. Однако эффективность их реализации зависит от политической воли стран-участников, уровня развития национальных институтов и готовности к адаптации к новым финансовым вызовам.

Для повышения эффективности стандартов ФАТФ необходимо усиление координации между странами-членами, расширение обмена финансовой информацией и внедрение новых технологий мониторинга. Ключевыми направлениями развития являются:

  • создание глобального реестра бенефициарных владельцев;
  • усиление контроля за криптовалютными операциями и децентрализованными финансовыми платформами;
  • развитие механизмов автоматического обмена финансовой информацией;
  • ужесточение санкций против юрисдикций, не соответствующих стандартам ФАТФ.

В условиях временного приостановления членства России в ФАТФ страна сталкивается с новыми вызовами в области финансового регулирования. России сегодня важно обеспечить развитие сотрудничества с альтернативными международными организациями (ШОС, БРИКС), усиление контроля за трансграничными финансовыми потоками и внедрение новых технологий анализа больших данных для выявления подозрительных транзакций;

Таким образом, дальнейшее совершенствование механизмов финансового контроля и международного взаимодействия является важнейшим условием обеспечения экономической безопасности России в условиях глобальных изменений.

Пристатейный библиографический список

1.             Варфоломеев А. А. ФАТФ: международные стандарты финансового мониторинга и их имплементация в России //Вестник дипломатической академии МИД России. Россия и мир. – 2021. – №. 3. – С. 6-20.

2.             Лобанова М. Е. Борьба с финансированием терроризма: рекомендации Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF) //Сборник научных работ серии» Финансы, учет, аудит». – 2021. – №. 1 (21). – С. 130.

3.             Масайынов Е. Е., Перстенёва С. А. ФАТФ как глобальный регулятор // Приоритетные векторы развития промышленности и сельского хозяйства. – 2021. – С. 86-88.

4.             Anggriawan R. et al. Cryptocurrency and its Nexus with Money Laundering and Terrorism Financing within the Framework of FATF Recommendations //Novum Jus. – 2024. – Т. 18. – №. 2. – С. 250-277.

5.             Costantino F. the FAtF Recommendations and the Development of international Standards on terrorist Financing //Countering Terrorist and Criminal Financing. – CRC Press, 2024. – С. 31-42.

6.             Jayasekara S. D. How effective are the current global standards in combating money laundering and terrorist financing? //Journal of Money Laundering Control. – 2021. – Т. 24. – №. 2. – С. 257-267.

7.             Kanderi C. Terrorism as a Global Concern: Methodology Adopted by FATF to Counter Terrorist Financing and Money Laundering //Indian JL & Legal Rsch. – 2021. – Т. 2. – С. 1.

8.             Pavlidis G. Financial action task force and the fight against money laundering and the financing of terrorism: Quo vadimus? //Journal of Financial Crime. – 2021. – Т. 28. – №. 3. – С. 765-773.

9.             Teichmann F. M. Current trends in terrorist financing //Journal of Financial Regulation and Compliance. – 2022. – Т. 30. – №. 1. – С. 107-125.

10.         Teichmann F. M. J. Current developments in money laundering and terrorism financing //Journal of Money Laundering Control. – 2023. – Т. 26. – №. 2. – С. 337-348.

Информация об авторе:

НОВИКОВ Богдан Михайлович – аспирант 3 курса Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы, помощник депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга VII cозыва.

Information about the author:

NOVIKOV Bogdan Mikhailovich – 3d-year postgraduate student of the Peoples’ Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba, assistant to the deputy of the Legislative Assembly of the VII convocation in St. Petersburg.


Фото: ТАСС


[1] World Drug Report 2024, UNODC [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.unodc.org/unodc/en/data-and-analysis/world-drug-report-2024.html (дата обращения: 27.01.2025)

[2] FATF Recommendations. The latest update was in October 2021 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.fsb.org/sources/fatf/?utm_source=chatgpt.com (дата обращения: 27.01.2025)

[3] Варфоломеев А. А. ФАТФ: международные стандарты финансового мониторинга и их имплементация в России //Вестник дипломатической академии МИД России. Россия и мир. – 2021. – №. 3. – С. 6-20.

[4] Венская конвенция ООН (1988) – Конвенция ООН против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.unodc.org/pdf/convention_1988_ru.pdf (дата обращения: 27.01.2025)

[5] Jayasekara S. D. How effective are the current global standards in combating money laundering and terrorist financing? //Journal of Money Laundering Control. – 2021. – Т. 24. – №. 2. – С. 257-267.

[6] Teichmann F. M. Current trends in terrorist financing //Journal of Financial Regulation and Compliance. – 2022. – Т. 30. – №. 1. – С. 107-125.

[7] Отчет ФАТФ Новые риски финансирования терроризма [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://eurasiangroup.org/files/FATF_docs/Novye_riski_finansirovaniya_terrorizma.pdf (дата обращения: 27.01.2024)

[8] Венская конвенция ООН (1988) – Конвенция ООН против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.unodc.org/pdf/convention_1988_ru.pdf (дата обращения: 27.01.2025)

[9]  Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/orgcrime.shtml (дата обращения: 27.01.2025)

[10] Конвенция ООН против коррупции (2003) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml (дата обращения: 27.01.2025)

[11] Директива Европейского Союза 2018/843/EU [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32018L0843&from=EN (дата обращения: 27.01.2025)

[12] Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, 22 марта 1989 г.) (с поправками по состоянию на 8 октября 2005 г.)

[13] Резолюции Совета Безопасности ООН (S/RES/1267, S/RES/1373, S/RES/1989, S/RES/2253) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://eurasiangroup.org/ru/un-security-council-resolutions (дата обращения: 27.01.2025)

[14] Масайынов Е. Е., Перстенёва С. А. ФАТФ как глобальный регулятор // Приоритетные векторы развития промышленности и сельского хозяйства. – 2021. – С. 86-88.

[15] Kanderi C. Terrorism as a Global Concern: Methodology Adopted by FATF to Counter Terrorist Financing and Money Laundering //Indian JL & Legal Rsch. – 2021. – Т. 2. – С. 1.

[16] Bank Secrecy Act [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.fdic.gov/system/files/2024-06/section8-1.pdf (дата обращения: 27.01.2025)

[17] Uniting and Strengthening America by Providing Appropriate Tools Required to Intercept and Obstruct Terrorism Act of 2001 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.sec.gov/about/offices/ocie/aml/patriotact2001.pdf (дата обращения: 27.01.2025)

[18] Лобанова М. Е. Борьба с финансированием терроризма: рекомендации Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF) //Сборник научных работ серии» Финансы, учет, аудит». – 2021. – №. 1 (21). – С. 130.

[19] FATF Recommendations. The latest update was in October 2021 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.fsb.org/sources/fatf/?utm_source=chatgpt.com (дата обращения: 27.01.2025)

[20] FATF Recommendations. The latest update was in October 2021 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.fsb.org/sources/fatf/?utm_source=chatgpt.com (дата обращения: 27.01.2025)

[21] DeFi – это финансовые инструменты в виде сервисов и приложений, созданных на блокчейне

[22] Pavlidis G. Financial action task force and the fight against money laundering and the financing of terrorism: Quo vadimus? //Journal of Financial Crime. – 2021. – Т. 28. – №. 3. – С. 768.

[23] Costantino F. the FAtF Recommendations and the Development of international Standards on terrorist Financing //Countering Terrorist and Criminal Financing. – CRC Press, 2024. – С. 40.

[24] Teichmann F. M. J. Current developments in money laundering and terrorism financing //Journal of Money Laundering Control. – 2023. – Т. 26. – №. 2. – С. 342.

Добавить комментарий

Войти с помощью: