Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Рыночные механизмы государственного регулирования агропромышленного комлекста

Причины, обуславливающие необходимость государственного регулирования и государственной поддержи сельскохозяйственной отрасли – это, в первую очередь, специфика хозяйствования в отрасли, вследствие которой рыночные механизмы регулирования не позволяют функционировать столь же полно и эффективно, как в других отраслях экономики. В большинстве случаев, именно система мер государственной поддержки АПК обуславливает экономическую эффективность отрасли, что делает исследование государственной поддержки социально значимым и актуальным.

Ключевые слова: государственное регулирование, государственная поддержка, инновационное развитие, кластер, субсидия

MARKET MECHANISMS OF STATE REGULATION OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

Abstract. The reasons for the need for state regulation and state support of the agricultural sector are, first of all, the specifics of management in the industry, as a result of which market regulatory mechanisms do not allow functioning as fully and effectively as in other sectors of the economy. In most cases, it is the system of measures of state support for agriculture that determines the economic efficiency of the industry, which makes the study of state support socially significant and relevant.

Keywords: state regulation, state support, innovative development, cluster, subsidies

В условиях необходимости импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности государственное регулирование агропромышленного комплекса в России особенно значимо. Прежде всего, актуален анализ государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий в Российской Федерации, как страны, где аграрная промышленность традиционно занимает одно из ведущих мест в экономической системе. Следует отметить, что на современном этапе государственная поддержка сельского хозяйства достаточно инерционна, и, зачастую, использует методы поддержки, разработанные еще в СССР, что, в ряде случаев, неэффективно в рыночной экономике. [1].

Государственная поддержка сельскохозяйственного производства в России осуществляется посредством отдельных форм, средств и методов, которые в настоящее время нуждаются в систематизации. Необходимость систематизировать формы и методы поддержки сельскохозяйственных предприятий вызвана тем, что должностные лица и органы исполнительной власти, в особенности в аграрных регионах, для подъема экономики отрасли в рамках внедрения Государственной программы по развитию сельского хозяйства начали применять различные формы и методы государственного вмешательства в работу отрасли, которые, зачастую, не согласуются с системой мер государственной поддержки.

Большинство инструментов и механизмов государственной поддержки сельскохозяйственных организаций связаны с использованием государственных средств, которые направляются на решение таких основополагающих задач, как повышение рентабельности аграрного производства и становление его конкурентоспособности, формирование экономического механизма работы сельского хозяйства, стимулирование его инновационной деятельности, совершенствование механизмов использования земли, фондов, развитие социальной и рыночной инфраструктуры, а также, снижение безработицы в сельской местности и повышение размера оплаты труда. В связи с этим остро встает вопрос их целевого использования, а также эффективного и полного освоения, [2].

Ориентация стратегии отдельных регионов России (в том числе и Пермского края) на инновационное и кластерное развитие предприятий АПК потребовала инвестиций для модернизации системы производства. Главным инвестором программ по созданию кластеров и внедрения в их деятельность инноваций стало государство, которое поддерживало эту деятельность путем предоставления субсидий в соответствии с установленными Правилами.

Организационной структурой новых территориальных кластеров выступает представительство государственной власти (федеральной или региональной) в органах управления. Наличие представительств обусловлено, в первую очередь, необходимостью государственного влияния на выбор проектов и методов их реализации, контроль их выполнение за счет выделяемых субсидий, а также на учет интересов и приоритетов регионального развития.

Создание материально-технической базы кластера не только позволит минимизировать логистические издержки, но и даст возможность снабжать сельхозпроизводителя оборудованием и техникой, оказывать отдельные сервисные услуги владельцам личных подсобных хозяйств и фермерам, а также закупать сельхозтехнику и ремонтировать ее по оптовым ценам, централизовано, что значительно снизит финансовые и временные издержки фермера, высвободив имеющиеся у него финансовые ресурсы на развитие хозяйства.

Кластеры предприятий и кооперативов АПК, формирование которых в большинстве регионов происходит достаточно хаотично, не стали основой сельскохозяйственной отрасли в России, несмотря на то, что потенциал у этой идеи достаточно хороший. Неудача в ее реализации обусловлена тем, что кластеры создаются без учета взаимодополняемости деятельности их участников, в условиях недооценки роли малых форм хозяйствования, которые было бы целесообразно объединить в специализированные кластеры для того, чтобы осуществлять целенаправленную поддержку.

Кроме того, необходимо рассмотрение новых методов кооперации сельхозпроизводителей, которые позволят увеличить население сельских территорий. Создание агрокластеров не только требует определенных финансовых затрат, но и во многом зависит от заинтересованности органов власти различных уровней в осуществлении «кластерного» проекта, в котором могут быть аккумулированы все финансовые затраты на развитие и поддержку сельских территорий и агропредприятий.

Поскольку субъекты малого предпринимательства в сфере АПК Пермского края, достаточно слабо обеспечены ресурсами и техникой, создание кластера при участии и кураторстве органов власти может стать для них эффективной мерой взаимодействия. Кроме того, на современном этапе необходимыми для развития сельского хозяйства Пермского края являются такие меры, как:

  • создание лизинговых компаний по аренде техники и оборудования для отрасли АПК в качестве дочерних предприятий банков (в том числе, с участием областных и муниципальных властей);
  • создание альтернативы действующей в Пермском крае «Продовольственной корпорации», для усиления общей конкуренции на рынке кредитования предприятий и обслуживания товаропроизводителей АПК;
  • восстановление потребительской кооперации в селе на новых принципах, создание системы ссудно-сберегательных и торгово-сбытовых кооперативов;
  • создание кластеров предприятий АПК;
  • разработку региональных программ альтернативной занятости на селе в Пермском крае, согласованную с мероприятиями по перестройке краевого хозяйства, с целью «выноса» в село ряда производств, расположенных в настоящее время в пределах Пермской агломерации;
  • реанимация и формирование сети технических учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов в сфере АПК;
  • развитие жилищного строительства на селе при координации с переселенческими программами.

В масштабах Приволжского федерального округа следует выработать согласованную между субъектами РФ политику поддержки АПК и принять меры по формированию общего для федерального округа рынка продовольствия.

Главной проблемой развития АПК Пермского края на сегодняшний день является неудовлетворительное производственно-финансовое состояние аграрного сектора. На основании этого, согласно разработанной концепции развития АПК Пермского края необходимо:

  • совершенствование земельных правоотношений;
  • создание многоукладной экономики отраслей АПК;
  • кооперация и интеграция предприятий АПК;
  • демонополизация обслуживающих АПК и перерабатывающих его продукцию предприятий;
  • создание рыночной и транспортной инфраструктуры;
  • решение социальных проблем села и кадрового обеспечения АПК. [4]

Перечисленные меры являются достаточно общими, без конкретики мероприятий государственной поддержки, поэтому целесообразным представляется разработка и апробация методик, которые позволят дифференцировать меры государственной поддержки для предприятий разных форм и масштабов хозяйствования.

Государственное регулирование деятельности сельскохозяйственных предприятий посредством предоставления субсидий из федерального бюджета при условии долевого субсидирования в настоящее время реализуется независимо от организационно-правовых форм предприятия, что значительно снижает эффективность такой меры поддержки.

Между тем, основным средством государственной поддержки деятельности сельскохозяйственных предприятий, несмотря на вступление России в ВТО и попытки разработки иных мер поддержки, являются бюджетные субсидии. С учетом существующего ограничения бюджетных ресурсов крайне остро стоит проблема получения максимального эффекта от расходуемых бюджетных средств на то или иное предприятие или определенные цели его деятельности [3]. Критерием оценки эффективности расходования бюджетных субсидий в регионе может являться уровень продовольственной безопасности, выражаемый объемом произведенной продукции в перерасчете на число жителей.

При оценке эффективности расходования субсидий, выделенных по совокупности предприятий одной организационно-правовой формы наиболее простым методом представляется постановка конечной задачи для деятельности этих предприятий (либо одного предприятия). Кроме того, необходимо учитывать определенный период, в течение которого будут начисляться субсидии. [5]

Библиографический список

  1. Дубровина 3. Совершенствование механизма субсидирования молочной продукции / 3. Дубровина, Е. Литвинова // АПК: экономика, управление. – 2018. – №3. – С. 57-59.
  2. Иванова М. Влияние технической оснащенности на эффективность сельскохозяйственного производства / М. Иванова // Экономист. – 2009. – №1. –С. 86-90.
  3. Минаков, И. А. Эффективность и особенности государственной поддержки сельского хозяйства региона / И. А. Минаков // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2016. – № 8. – С. 28-35.
  4. Черданцев В. П. Роль фермерских хозяйств в развитии сельских территорий//«Московский экономический журнал» № 12/2021 [электронный ресурс] – Режим доступа: https://qje.su/selskohozyajstvennyenauki/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-12-2021-49/ (дата обращения 18.02.2022)
  5. Экономика предприятий и отраслей АПК: Учебник / П.В.Лещиловский, В.Г.Гусаков, Е.И.Кивейша [и др.]; под ред. П.В.Лещиловского, В.С.Тонковича, А.В.Мозоля. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2007.  – 255 с.

Информация об авторе:

Серогодский Владимир Эдуардович, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой организации аграрного производства Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова

Information about the author:

Serogodsky Vladimir Eduardovich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Agricultural Production Organization of the Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov

Добавить комментарий

Войти с помощью: