Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Сельское население и экологические проблемы территорий

В сельской местности современной России в зависимости от национально-территориальных особенностей существуют различные формы расселения населения при полном равноправии их на осуществление жизнедеятельности. В статье проведен анализа взаимодействия сельского населения с окружающей природной средой в части рационального использования природных ресурсов и их сохранения от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности в сельской местности, а также обусловлены воздействия сельского населения на качество окружающей среды.

Ключевые слова: сельское население, сельская местность, окружающая среда, территориальные особенности, расселение, природная среда, хозяйственная деятельность, нормативно-правовые документы, экологические проблемы.

Rural population and environmental problems of territories

Abstract. In rural areas of modern Russia, depending on the national and territorial characteristics, there are various forms of settlement of the population with full equality for their life activities. The article analyzes the interaction of the rural population with the natural environment in terms of the rational use of natural resources and their preservation from the negative impact of economic and other activities in rural areas, as well as the impact of the rural population on the quality of the environment.

Keywords: rural population, rural area, environment, territorial features, settlement, natural environment, economic activity, regulatory documents, environmental problems.

УДК. 504.03

Согласно Толкового словаря русского языка слово «сельский» определяется,  как относящийся к жизни и деятельности вне городских поселений, деревенский [1]. В Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года [2] даны такие понятия, как: «сельские территории» — территории сельских поселений и межселенные территории; «сельская местность» — совокупность сельских населённых пунктов.

Государственная гарантия социально-экономического развития сельских территорий определяется экономической, правовой и социальной политикой, обеспечивающей качество жизни сельского населения. За последние десятилетия в Российской Федерации, как и во всём мире, особое внимание уделяется экологии как научно-практическому направлению жизнедеятельности человека в природной среде. В современной России действует Федеральный закон №7-ФЗ от 10.01.2022 года «Об охране окружающей среды» [3], который является специальным законодательным актом, интегрирующим правовые нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющейся основой жизни на Земле. Указанный документ действует в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Естественно, что его нормы распространяются и на сельские территории страны.

Диалектика такова, что жизнедеятельность человека на Земле связана с использованием природных ресурсов. Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» даёт такое понятие определению понятия «природные ресурсы» —  «природные ресурсы – это компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность».

Сельское население, как правило, использует для своей производственно-хозяйственной деятельности земельные, водные, лесные ресурсы, а также объекты флоры и фауны и природные нерудные материалы (торф, песок, глина и другие). В земельных ресурсах важное значение имеют сельскохозяйственные угодья на землях сельскохозяйственного назначения, включающее в себя почвы, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими). Сельскохозяйственные угодья имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране [4].

Водные ресурсы в сельской местности используются населением для  хозяйственно-бытовых нужд для поения сельскохозяйственных животных и птиц, полива сельскохозяйственных растений и гидромелиорации, рыбоводства и на другие нужды, связанные с сельскохозяйственной деятельностью[5].

Лесные ресурсы используются для строительства жилых домов и объектов сельской инфраструктуры, помещений для содержания сельскохозяйственных животных и птиц других хозяйственных построек, на лесных участках содержатся пчёлы. Лес и древесно-кустарниковая растительность используются сельским и городским населением для заготовки дикорастущих грибов, ягод, лекарственно-технического сырья. Из лесной растительности изготавливают товары для народного потребления: корзины, веники, метлы и иную продукцию, заготавливаемую в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации [6].

Исстари сельское население занималось сельским хозяйством и в настоящее время многие сельские жители заняты сельскохозяйственным трудом в организациях таких организационно-правовых форм хозяйствования как: акционерное общество [7], хозяйственное товарищество [8], крестьянское (фермерское) хозяйство[9], сельскохозяйственный производственный и потребительский кооператив[10], государственное и муниципальное унитарное предприятие[11], личное подсобное хозяйство.

Правовые основы сельскохозяйственной деятельности установлены Федеральным Законом «О развитии сельского хозяйства» № 264-ФЗ от 29.12.2006 года [12]. Этим федеральным законом в статье пятой, пункт 2 установлена норма о сохранении и воспроизводстве используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов. Сельские жители как работники сельскохозяйственных организаций в ходе трудового процесса обязаны соблюдать  экологические требования при использовании в производстве химикатов-гербицидов и пестицидов.

Нарушение правил обращения с этой группой химических веществ, как правило, приводит к загрязнению почвы на землях сельскохозяйственного назначения, водных источников, причём, как поверхностных, так и подземных, иных объектов природы. В животноводстве большой проблемой является отходы производства- навоз, помет, иловые отложения очистных сооружений и загрязнённые жидкие стоки от животноводческих ферм, а также иные биологические отходы.

Все перечисленные факторы, не меньше чем неконтролируемое использование химикатов, влияет на качество жизни населения и сохранение биологического разнообразия в окружающей природной среде. Серьёзный вред окружающей среде наносят пожары, как правило  происходящие в сельской местности в результате поджога прошлогодней травы. Весенние палы ежегодно становятся очагами пожаров, в результате которых, например, весной 2023 года в Курганской, Челябинской, Свердловской и Тюменской областях сгорели сотни жилых домов и построек у сельских жителей и у садоводов.

Такой же ущерб от пожаров потерпели и во многих других сельских территориях  в целом по стране. Кроме убытков для сельских жителей, пожары негативно отразились и на окружающей природной среде, так как пострадали лес и древесно-кустарниковая растительность, дикие звери и птицы. Во время пожаров от задымления атмосферного воздуха увеличивается заболеваемость населения, не только в сельских территориях, но и в городах. Изложенные факты свидетельствуют о проблемах в области охраны окружающей среды и в этой сфере не последнюю роль играет сельское население.

Охрана окружающей среды -задача комплексная и ее решать обязаны органы государственной власти на федеральном уровне и субъектах Российской Федерации, органы местного самоуправления и общественные организации в сфере охраны природы. Определяющее влияние на качество окружающей среды оказывают юридические и физические лица в процессе производственно- хозяйственной деятельности. В сельской местности в условиях снижения количества или ликвидации организованных хозяйств происходят процессы деградации земельных угодий на землях сельскохозяйственного назначения и прежде всего зарастание сорной травой, которая в сухом состоянии становится пожароопасной, а также древесно-кустарниковой растительностью.

В определённой степени на окружающую среду может оказывать и ведение личного подсобного хозяйства, несоблюдение правил санитарной и пожарной безопасности и другое. Жизнь убеждает, что вопросы экологической безопасности тесно переплетаются с проблемами нравственного поведения граждан, основанного на экологическом мировоззрении и этике природопользования. Формирование экологического мировоззрения у населения страны является важнейшим направлением в системе мер по обеспечению экологического правопорядка.  Для решения изложенных задач важное значение имеет экологическое образование, которым должно быть охвачено как можно больше граждан страны, от детского сада до высшей школы. Экологическим образованием необходимо охватывать население всех возрастных, социальных и профессиональных групп.

Основные направления организации экологического образования в современной России определены в статьях Федерального закона «Об охране окружающей среды»:

  • Статья 71 Всеобщность и комплексность экологического образования;
  • Статья 72 Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях;
  • Статья 73 Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
  • Статья 74 Экологическое просвещение, в которых изложены общие нормы по формированию основ экологической культуры.

Содержание вышеназванных статей федерального закона имеют комплексный характер, что предполагает организацию экологического образования для широкого  круга субъектов общественных отношений. Целесообразно организовать в первую очередь обучение экологическим требованиям лиц, имеющих право и возможность принимать решения в области практической деятельности: хозяйственных и политических руководителей, администраторов, менеджеров и т. д. Через органы местного самоуправления и структуры Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области необходимо обучать сельское население в области охраны окружающей среды и экологизации деятельности личных подсобных хозяйств.

Заключение

Сельская местность всегда отличалась особым состоянием окружающей природной среды, позволяющей жить сельскому населению в качественных экологических условиях. Благоприятная окружающая природная среда способствовала сохранению здоровья сельских жителей и в определённой степени их долголетию. В совокупности благоприятная экологическая ситуация в сельских территориях актуализировала массовое переселение городских жителей в летний период в сельские дома.

Более того, многие горожане стали строить дачные жилища в сельских населённых пунктах, а отдельные граждане переезжают в села на проживание в течение круглого года и таким образом становятся постоянными сельскими жителями. Такое движение населения способствует увеличению производства картофеля и овощей, а также выращиванию садово-ягодных культур на земельных участках раннее принадлежавших личным подсобным хозяйствам в сельских территориях.

Проблема заключается в своевременном оформлении земельных участков в собственность или аренду новым поселенцам-дачникам. В целом же, переселение горожан в сельскую местность явление положительное и его надо всемерно поддерживать всеми органами власти.

Литература

1. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка. Москва «АЗГ», 1996, стр.699.

2. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период о 2030 года утв. распоряжением Правительства Российской Федерации №151-р от 2 февраля 2015 г./ «Консультант Плюс»

3.Федеральный закон №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среде» /СЗ РФ 2002, №2, с.133.

4.Земельный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон №136-ФЗ от 25 октября 2001 г. Статья 79. /СЗ РФ 2001, №44, ст.4147.

5. Водный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон №74-ФЗ от 19.06. 2007 г./СЗ РФ 2007, №23, ст.2381.

6. Лесной кодекс Российской Федерации. Федеральный закон №200-ФЗ от 24.07.2006 г./Российская газета 2006, №277.

7. «Об акционерных обществах», Федеральный закон №208-ФЗ от 26.12.1996/СЗ РФ 1996, №1, ст.1.

8. «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон №14-ФЗ от 08.02.1998 г./СЗ РФ 1998 г, №7, ст.785.

9. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Федеральный закон №74-ФЗ от 11.06.2003 г./СЗ РФ 2003, №24, ст.2249.

10. «О сельскохозяйственной кооперации». Федеральный закон №193-ФЗ от 08.12.1995 г./СЗ РФ 1995, №50, ст.4870.

11. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Федеральный закон №161-ФЗ от 14.XI.2002 г./СЗ РФ 2002, №48, ст.4746.

12. Федеральный закон №264-ФЗ от 29.12.2006 г. «О развитии сельского хозяйства» /СЗ РФ 2007 г., №1 (ЧI), ст.27.

13. Черданцев В.П., Тунгусков Е.С. Экономические и   экологические проблемы при переработке птичьего помета// International agricultural journal — №3/2019г.:  https://iacj.eu/index.php/iacj/article/view/93  . – с. 27-35

14. Черданцев В.П. Формирование эколого-экономической политики развития территорий// Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017 — № 5(ч.3). с.164 — 166.

Информация об авторах:

Воронина Яна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральский государственный аграрный университет

Воронин Борис Александрович, доктор юридических наук, профессор, директор научно-исследовательского института аграрно-экологических проблем и управления сельским хозяйством, Уральский государственный аграрный университет

Медведев Антон Андреевич, аспирант Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии

Жукова Александра Дмитриевна, соискатель Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии



Information about the authors:

Voronina Yana Viktorovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Economic Theory, Ural State Agrarian University

Boris Voronin, Doctor of Law, Professor, Director of the Research Institute of Agrarian and Environmental Problems and Agricultural Management, Ural State Agrarian University

Anton Andreevich Medvedev, post-graduate student of the All-Russian Scientific Research Institute of Fisheries and Oceanography

Zhukova Alexandra Dmitrievna, Candidate of the All-Russian Scientific Research Institute of Fisheries and Oceanography

Добавить комментарий

Войти с помощью: