Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИЗМУ: НОВЫЙ УРОВЕНЬ СОТРУДНИЧЕСТВА/ THE SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION IN COMBATING EXTREMISM: A NEW LEVEL OF COOPERATION

 

Мельшина

Мельшина К.Ю.

Аспирант кафедры международного права
Российского университета дружбы народов

denisvid@yandex.ru

 

 Melshina K.Y.

PhD Student of the Department of International Law
of the Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University) 

В статье рассматривается вклад Шанхайской организации сотрудничества в противодействие экстремизму (ШОС). На сегодняшний день проблема борьбы с экстремизмом рассматривается в качестве отдельного вызова для международной безопасности, именно поэтому в статье предпринята попытка проследить перспективы дальнейшего сотрудничества по данному вопросу. Статья содержит анализ положений Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 года, а также Конвенции Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму 2017 года.

Ключевые слова: ШОС, терроризм, экстремизм, сепаратизм, Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г., Конвенция Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму 2017 г.

 

The article discusses the contribution of the Shanghai cooperation organization in combating extremism. Today the issue of combating extremism is seen as a separate challenge to international security, that is why the article seeks to explore the prospects for further cooperation on this issue. The article contains analysis of the provisions of the Shanghai Convention on combating terrorism, separatism and extremism of 2001 and the Convention of the Shanghai cooperation organization on combating extremism 2017.

Key words: SCO, terrorism, extremism, separatism, the Shanghai Convention on combating terrorism, separatism and extremism of 2001, the Convention of the Shanghai cooperation organization on combating extremism of 2017.

ak47-1957481

Источник фото: pixabay.com

Первым специальным международным актом, на основе которого государства взяли обязательства бороться с экстремизмом, является Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом [5], принятая в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) 15 июня 2001 г. Из названия Конвенции видно, что борьба с экстремизмом осуществляется наряду с борьбой с терроризмом и сепаратизмом. Данная Конвенция отличается не только названием, в котором отдельно обозначены три преступных деяния, но и тем, что она содержит ориентиры для определения того, что понимается под этими деяниями. В условиях отсутствия на международно-правовом уровне определения «терроризма» чрезвычайно важное значение имеет соотношение положений данной Конвенции и Приложения к ней, где перечислены действующие к тому моменту на универсальном уровне антитеррористические акты, а также положение статьи 1 Конвенции об определении «террористического акта» — «любое деяние, направленное на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, а также нанести значительный ущерб какому-либо материальному объекту, равно как организация, планирование такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население, нарушить общественную безопасность или заставить органы власти либо международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон» [5].

Важным с точки зрения теории и практики является и положение Конвенции об определении «сепаратизма». Под ним понимается «какое-либо деяние, направленное на нарушение территориальной целостности государства, в том числе на отделение от него части его территории, или дезинтеграцию государства, совершаемое насильственным путем, а равно планирование и подготовка такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон». Пункт 1(3) статьи 1 Конвенции содержит определение «экстремизма», под которым понимается деяние, «направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон» [5].

Безусловно, имея эти определения, в которых отражены ключевые квалифицирующие элементы, можно более четко представить их характерные черты и, следовательно, отличия, такое состояние способствует эффективному сотрудничеству государств-участников Конвенции, особенно в вопросах оказания правовой помощи по уголовным делам и экстрадиции.

Конвенция способствовала тому, что руководители правоохранительных ведомств и спецслужб государств — членов ШОС, выработали 23 мая 2002 года в Астане, проект соглашения между государствами — членами ШОС по созданию региональной антитеррористической структуры. На этой встрече также было рекомендовано ускорить разработку других соответствующих документов с тем, чтобы в максимально сжатые сроки задействовать антитеррористическую структуру. Уже 7 июня 2002 года в Санкт — Петербурге на состоявшейся встрече глав государств — участников ШОС было подписано Соглашение о Региональной антитеррористической структуре (РАС ШОС), основной задачей которой был определен сбор и анализ информации по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, предоставляемой государствами-членами ШОС, а также разработка предложений и рекомендаций о сотрудничестве в антитеррористической сфере.

5 июля 2005 года была принята Концепция сотрудничества стран участниц ШОС по вопросам борьбы с экстремизмом и терроризмом[2], закрепляющая основные цели и задачи противодействия данным деяниям, а именно:

— выработка общих подходов к борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

— совершенствование правовых основ сотрудничества, а также развитие и гармонизация законодательств в области борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

— выявление и устранение причин и условий, способствующих терроризму, сепаратизму и экстремизму, а также ликвидация их последствий на территориях государств – членов;

— предупреждение и пресечение терроризма, сепаратизма и экстремизма на территориях государств – членов ШОС;

— противодействие финансированию в любых формах терроризма, сепаратизма и экстремизма;

— повышение эффективности взаимодействия компетентных органов государств – членов по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию терроризма, сепаратизма и экстремизма, выявлению и пресечению деятельности организаций и лиц, причастных к ним;

— содействие укреплению международного антитеррористического сотрудничества, созданию в мире атмосферы полного неприятия терроризма, сепаратизма и экстремизма.

Источник фото: pixabay.com

Источник фото: pixabay.com

Для достижения основных целей и задач в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом государства указали принципы, на которых строится их сотрудничество. Прежде всего — это общепризнанные принципы и нормы международного права, а также принцип взаимного доверия. В Концепции подчеркивается недопущение двойных стандартов в международных усилиях по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, а также необходимость обоюдного признания деяния терроризма, сепаратизма и экстремизма не зависимо от того, включает ли законодательство государств – членов ШОС соответствующее деяние в ту же категорию преступлений или описывает ли оно его с помощью таких же терминов. Концепция подчеркивает бескомпромиссность борьбы и неотвратимость наказания лиц и организаций за терроризм, сепаратизм и экстремизм, а также необходимость выработки комплексного подхода в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом с использованием превентивных, правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских и иных мер.

Важным в борьбе с терроризмом является недопустимость придания конфессиональной и иной окраски, а также отказ от предоставления поддержки организациям и лицам, причастным к террористической, сепаратисткой и экстремистской деятельности и непредоставление убежища лицам, причастным к террористической, сепаратисткой и экстремистской деятельности.  Единство подходов к возможности применения адекватных мер при возникновении угроз безопасности государствам – членам ШОС от терроризма, сепаратизма и экстремизма должно сопровождаться обеспечением взаимной защиты информации закрытого характера, полученной в процессе сотрудничества[2].

В 2017 году в рамках ШОС была разработана и принята конвенция, посвященная исключительно борьбе с экстремизмом — Конвенция Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму[1]. Данный Конвенция, с одной стороны, сохраняет преемственность двух нами проанализированных актов и вносит новые элементы в механизм противодействия экстремизму, с другой стороны, в частности, по сравнению с Конвенцией 2001 г. Конвенция 2017 г.: а) расширила понятие «экстремизм», под ним понимается «идеология и практика, направленные на разрешение политических, социальных, расовых, национальных и религиозных конфликтов путем насильственных и иных антиконституционных действий»; б) ввела новое понятие экстремистский акт: в него вошли деяния, предусмотренные подпунктом 3 пункта 1 статьи 1 Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г, а также такие деяния как «организация вооруженного мятежа и участие в нем в экстремистских целях; создание, руководство и участие в экстремистской организации; разжигание политической, социальной, расовой, национальной и религиозной вражды или розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его политической, социальной, расовой, национальной и религиозной принадлежности; публичные призывы к осуществлению указанных деяний; массовое изготовление, хранение и распространение экстремистских материалов в целях пропаганды экстремизма».

Согласно Конвенции 2017 г. под финансированием экстремизма понимается  «умышленные сбор или предоставление средств либо оказание финансовых услуг в целях финансирования деятельности по организации, подготовке и совершению хотя бы одного из деяний, охватываемых Конвенцией, либо обеспечения деятельности экстремистской организации». Конвенция 2017 г. разъясняет, что понимается под «экстремистскими материалами»: информация содержащая идеологию экстремизма либо призывающая, обосновывающая или оправдывающая необходимость осуществления экстремистского акта.

Конвенция 2017 г. содержит понятие «экстремистской организации»:  организованная группа, преследующая цель совершения преступлений, охватываемых настоящей Конвенцией; общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным национальным законодательством Сторон, принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности».

В связи с установлением свей юрисдикции в отношении преступления, государства-участники Конвенции 2017 г. обязались принимать соответствующие необходимые меры, в отношении преступлений совершенных на их территории, на борту морского судна под их флагом или на борту воздушного судна, зарегистрированного в соответствии с их законами, или в отношении преступлений совершенных их гражданами. Конвенцией предусмотрено установление юрисдикции определенным государством, если преступление совершено в отношении его гражданина, преступление совершено в отношении государственного имущества за рубежом, включая помещения дипломатических представительств и консульских учреждений; преступление совершено с целью его принуждения к совершению или отказу от совершения каких-либо действий; преступление совершено лицом без гражданства, постоянно проживающим на территории этого государства; а также, когда преступление совершено на борту морского или воздушного судна, эксплуатируемого этим государством.

Настоящая Конвенция применяется для взаимодействия сторон в противодействии экстремизму, и предусматривает положения об установлении гражданско-правовой, административной и уголовной ответственность за совершение деяний, квалифицируемых Конвенцией. По Конвенции 2017 г. выдача или правовая помощь осуществляется с соблюдением условий, предусмотренных законодательством запрашиваемой Стороны, независимо от наличия между сторонами обусловливающие выдачу договора. В случаях, когда применительно к вопросам выдачи требуется соблюдение принципа обоюдного признания соответствующего деяния преступлением, действует следующее положение: « принцип считается соблюденным независимо от того, включает ли законодательство запрашиваемой Стороны соответствующее деяние в ту же категорию преступлений или описывает ли оно его с помощью таких же терминов, как запрашивающая Сторона, если данное деяние, в связи с которым запрашивается правовая помощь или выдача, признано уголовно наказуемым в соответствии с национальным законодательством запрашивающей и запрашиваемой Сторон» [1;ст.11].

Источник фото: pixabay.com

Источник фото: pixabay.com

Обратим внимание на положения об отсрочке или отказе в исполнении запроса, закрепленные статьей 16 Конвенции. Пункт 1 статьи 16 Конвенции гласит: «компетентный орган запрашиваемой стороны может отсрочить принятие мер по запросу, если эти меры могут нанести ущерб проведению оперативно-разыскных мероприятий, расследованию или судебному разбирательству, осуществляемому компетентными органами запрашиваемой стороны», в пункте 2 этой же статьи сказано: «компетентный орган запрашиваемой стороны может отказать в исполнении запроса, если это может нанести ущерб суверенитету, национальной безопасности или противоречит законодательству запрашиваемой стороны либо если отсутствует письменное подтверждение устного запроса запрашивающей Стороны в течение срока, предусмотренного Конвенцией». Возникает закономерный вопрос, не будут ли государства прятаться за своими национальными интересами и злоупотреблять положениями данной статьи в исполнении своих обязательств по настоящей Конвенции. На данный момент вопрос остается открытым, однако без сомнений можно утверждать, что такие положения могут создать почву для невыполнения обязательств и подрыва общих усилий в противодействии экстремизму. Хотя пункт 3 статьи 16  и предусматривает необходимость компетентного органа запрашиваемой стороны консультироваться с компетентным органом запрашивающей стороны, прежде чем отказать или отсрочить исполнение запроса, на практике, можно предположить, что такие консультации могут длиться весьма продолжительное время, затягивая процесс противодействия экстремизму[1; ст.16].

На сегодняшний день угроза для стран – членов ШОС – связана с окончанием острой фазы боевых действий в Сирии и ликвидацией экстремистских и террористических организаций в том регионе. Халанский И.В. в своем исследовании отмечает, что «по оценкам экспертов Университета Дж. Вашингтона (США), на стороне запрещённой в России террористической группировки «Исламское государство» (ДАИШ) в боевых действиях предположительно участвовало около 250 граждан Казахстана, 150 – Киргизии, 200 – Таджикистана, 500 – Узбекистана, 360 – Туркмении, эксперты Международной кризисной группы называют цифру: от 2 до 4 тысяч человек»[4]. Безусловно, данные цифры показывают нарастающую угрозу для стран — участниц ШОС, поскольку сохраняется возможность возвращения на родину агрессивно настроенных экстремистов, которые воевали в рядах сирийской оппозиции против законного правительства или отправлялись добровольцами в ряды запрещенных группировок. Подтверждением сказанному являются предотвращенные теракты в сентябре 2014 года во время саммита ШОС.

Ряд ученых обращают внимание на актуальный для ШОС вопрос о необходимости создания собственной военной структуры, которая повысила бы эффективность сотрудничества в сфере противодействия терроризму и экстремизму. Сложность данного вопроса обусловлена отсутствием соответствующих положений в уставных документах организации, и вместе с тем ШОС придерживается принципа невмешательства во внутренние дела и уважения суверенитета государств-участниц. Халанский И.В. отмечает, что «с подачи России в сфере безопасности ШОС акцент делается на сотрудничество с ОДКБ, которая уже имеет в своём составе коллективные силы оперативного реагирования»[4]. Несмотря на то, что в Организации отмечается усиление антитеррористической деятельности, очевидно, что существующие в её рамках форматы взаимоотношений пока не могут в полной мере гарантировать достаточного противодействия растущим вызовам и угрозам со стороны экстремистских группировок, это связано со стремлением организации придать универсальность своим функциям, однако это может привести либо  к потере эффективности либо к непропорциональному развитию программ сотрудничества, поскольку уже сейчас предпринимаются попытки придать ШОС больше экономическую направленность[3], несмотря на то, что организация вносит грандиозный вклад в международно-правовую базу по борьбе с экстремизмом.

Источник фото: pixabay.com

Источник фото: pixabay.com

Литература:

 

  1. Конвенция Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму 2017 года http://docs.cntd.ru/document/436739639
  2. Концепция сотрудничества государств – членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом http://www.mid.ru/sanhajskaa-organizacia-sotrudnicestva-sos-/-/asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/433388
  3. Сайгафаров А.М. Шанхайская организация сотрудничества как одна из форм профилактики экстремизма / Педагогический журнал Башкортостана / Издательство: башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (уфа) https://elibrary.ru/item.asp?id=24157377
  4. Халанский И.В. ШОС и безопасность Центральной Азии / Забайкальский государственный университет (Чита) Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию Революции 1917 года, 80-летию со дня образования Читинской области, 50-летию атомной промышленности в Забайкалье. В 3-х частях. Главный редактор Е.В. Дроботушенко. 2017 https://elibrary.ru/item.asp?id=30536030
  5. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Заключена в г. Шанхае 15.06.2001) http://www.mid.ru/foreign_policy/international_safety/crime/-/asset_publisher/3F5lZsLVSx4R/content/id/579622

References:

  1. Konvenciya SHanhajskoj organizacii sotrudnichestva po protivodejstviyu ehkstremizmu 2017 goda http://docs.cntd.ru/document/436739639
  2. Koncepciya sotrudnichestva gosudarstv – chlenov SHanhajskoj organizacii sotrudnichestva v bor’be s terrorizmom, separatizmom i ehkstremizmom http://www.mid.ru/sanhajskaa-organizacia-sotrudnicestva-sos-/-/asset_publisher/0vP3hQoCPRg5/content/id/433388
  3. Sajgafarov A.M. SHanhajskaya organizaciya sotrudnichestva kak odna iz form profilaktiki ehkstremizma / Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana / Izdatel’stvo: bashkirskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. M. Akmully (ufa) https://elibrary.ru/item.asp?id=24157377
  4. Halanskij I.V. SHOS i bezopasnost’ Central’noj Azii / Zabajkal’skij gosudarstvennyj universitet (CHita) Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 100-letiyu Revolyucii 1917 goda, 80-letiyu so dnya obrazovaniya CHitinskoj oblasti, 50-letiyu atomnoj promyshlennosti v Zabajkal’e. V 3-h chastyah. Glavnyj redaktor E.V. Drobotushenko. 2017 https://elibrary.ru/item.asp?id=30536030
  5. SHanhajskaya konvenciya o bor’be s terrorizmom, separatizmom i ehkstremizmom (Zaklyuchena v g. SHanhae 15.06.2001) http://www.mid.ru/foreign_policy/international_safety/crime/-/asset_publisher/3F5lZsLVSx4R/content/id/579622

 

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: