Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Система государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

В современных экономических условиях хозяйствования субъектов малого и среднего предпринимательства необходима государственная финансовая поддержка региональных органов власти для обеспечения безубыточной деятельности и перспективного развития. Системы финансовой поддержки и развития малого и среднего бизнеса должна включать инструменты: льготное финансирование, субсидирование в рамках государственно- частного партнерства, адресная финансовая помощь, реализация проектов инициативного бюджетирования при поддержке органов местного самоуправления.

Ключевые слова: государственная поддержка, финансовая поддержка, малое и среднее предпринимательство, эффективность развития, финансовая помощь, развитие бизнеса, Пермский край

SYSTEM OF STATE FINANCIAL SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM BUSINESSES

Annotation.  In the current economic conditions of managing small and medium-sized businesses, state financial support from regional authorities is necessary to ensure break-even activities and long-term development. The system of financial support and development of small and medium-sized businesses should include tools: concessional financing, subsidies within the framework of public-private partnerships, targeted financial assistance, implementation of initiative budgeting projects with the support of local governments.

Keywords: state support, financial support, small and medium-sized businesses, development efficiency, financial assistance, business development, Perm region.

В современных экономических условиях, связанных с локдауном, субъекты малого и среднего предпринимательства находятся в сложном финансовом положении. Основные проблемы деятельности и дальнейшего развития предприятий малого и среднего бизнеса состоят в следующим.

  1. Ограничительные меры, связанные с пандемией COVID -19: временное закрытие организаций малого и среднего предпринимательства на период локдауна, дополнительные требования по соблюдению санитарных норм, ограничение работы по времени, введение допуска по QR –кодам и т.д. ведут к прекращению деятельности, росту убытков от простоя, сокращению персонала.

2. Рост стоимости заемных финансовых ресурсов (ключевая ставка ЦБ РФ неоднократно повышалась и с 20.12.2021 составляет 8,50 %) ведут к снижению инвестиционной активности и развитию бизнеса.

3. Рост налоговой нагрузки (ставки на прибыль, НДС, отмена ЕВНД) ведет к снижению прибыли и уходу в теневую экономику.

4. Административные барьеры (большое количество необходимых документов, требуемых для оказания поддержки, длительные сроки получения поддержки, неясность порядка и условий получения поддержки) ограничивают доступ к получению государственной поддержки.

4. Рост объема неплатежей ведет к использованию «серых» схем взаимозачетов и нехватке финансовых ресурсов для поддержания текущей операционной деятельности и дальнейшего развития.

Система государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в ближайшей перспективе должна включать направления, позволяющие снизить налоговую нагрузку и способствовать улучшению финансовых результатов экономической деятельности малых и средних форм хозяйствования (рисунок 1).

Развитие альтернативных источников финансирования  

Рисунок 1 – Перспективные направления финансовой поддержки развития малого и среднего предпринимательства

Перспективные направления системы финансовой поддержки развития малого и среднего бизнеса целесообразно рассматривать в нескольких аспектах:

— льготное финансирование по ставке 3% для субъектов малого и среднего предпринимательства;

— субсидии начинающим предпринимателям, связанная с выплатой по передаче прав на франшизу;

— предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства и самозанятым рабочих мест в частных коворкинг- центрах;

— предоставление субсидий в рамках государственно- частного партнерства;

— адресная финансовая помощь субъектам малого и среднего предпринимательства;

— реализация совместных программ Администрации Правительства субъекта РФ и региональных коммерческих банков по кредитованию системы малого и среднего предпринимательства по целевым направлениям.

Следовательно, одним из приоритетных направлений совершенствования финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является более активное участие субъектов малого и среднего предпринимательства в реализации национальных программ и проектов. Одним из таких направлений может быть взаимодействие органов местного самоуправления и субъектов малого и среднего предпринимательства в конкурсах инициативного бюджетирования. Сумма финансирования проектов в конкурсах инициативного бюджетирования в Пермском крае из краевого бюджета, по данным Министерства территориального развития Пермского края, ежегодно увеличивается: с 118 млн. руб. в 2017 г. до 184 млн. руб. в 2021 г. [10].

Структура основных направлений расходования средств в рамках реализации проектов инициативного бюджетирования в Пермском крае связана с благоустройством территории и созданием объектов инфраструктуры в муниципальных образованиях (рисунок 2).

Рисунок 2 — Структура основных направлений расходования средств в рамках реализации проектов инициативного бюджетирования в Пермском крае в 2020 г., % [6]

В 2020 году более 30 % проектов инициативного бюджетирования были связаны с ремонтом, реконструкций или строительством новых спортивных площадок. Данное направление деятельности входит в т.ч. в компетенцию отдел благоустройства муниципалитетов.

Несмотря на все меры государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства, по прогнозу от 10% до 30 % бизнесов не откроются после ограничительных мер, связанных с пандемией коронавируса, но люди никуда не исчезнут, они просто уйдут работать в тень. И стать самозанятым для них – единственная форма легализации. Это выгодно и для тех, кого уволили, а потом взяли на работу уже за штатом (возможность совмещения).

Исследование динамики количества самозанятых в Пермском крае показало, что за последние три года темпы роста составили 4,86 раза. Если в 2019 г. было зарегистрировано официально в качестве самозанятых 3727 чел., в 2020 г. – численность составила 10298 чел., тогда как в 2021 г. – легализовались  статусе самозанятых – 18126 чел. [10]

В рамках поддержки самозанятых в Пермском крае целесообразно ввести в практику следующие мероприятия:

—  предоставление полного набора услуг, сервисов и финансовых инструментов в центрах «Мой бизнес» (наиболее востребованный вид государственной поддержки);

— кредиты по льготной ставке в региональном МСП «Банке»;

— бесплатное прохождение образовательных программ в бизнес-инкубаторе.

Также приоритетным направлением развития малого бизнеса является предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства и самозанятым рабочих мест в частных коворкинг- центрах. Работа в коворкинг — центрах позволит снизить непрофильные финансовые и временные затраты предпринимателей. Перспективным представляется не только организация работы в коворкинг- центрах, но и организация бесплатных семинаров и тренингов для самозанятых и представителей субъектов МСП по следующим направлениям:

— обучение представителей малого и среднего предпринимательства по программам бизнес-акселерации;

— разработка и обоснование бизнес- планов;

— ведение бухгалтерского и налогового учета;

— организация продвижения продукции в сети Интернет и т.д.

В свою очередь, для компенсации затрат частных коворкинг- центров (которые, в свою очередь в большинстве сами относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства) необходимо снизить арендную плату. Для этого целесообразно ввести льготный вычет для арендодателя, предусматривающий снижение суммы налога для собственников на размер снижения арендной платы для частных коворкинг- центров.

Экономический эффект будет достигнут за счет привлечения дополнительных финансовых средств в сферу предпринимательства, обеспечение экономически-привлекательных условий для бизнеса, создание новых субъектов предпринимательства и рабочих мест.

Расчет прогнозного сценария показателей эффективности развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Пермском крае (таблица 1) основывается на целевых показателях Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года [2], Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года в Пермском крае [3], подпрограммы «Создание условий для развития малого и среднего предпринимательства» муниципальной программы «Экономическое развитие города Перми» [6].

Таблица 1 — Прогнозный сценарий эффективности государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в Пермском крае на 2022 г. (по методике С.Г. Тяглова) [7]

ИндикаторПоказательОценка (балл)Коэффициент весомостиЗначение, балл
Число субъектов МСП+ 3,5 %30,30,9
Оборот предприятий МСП+ 5,5 %30,10,3
Рентабельность предприятий МСП20 %30,050,15
Сальдированный финансовый результат предприятий МСП+ 5 %30,050,15
Среднесписочная численность работников занятых в организациях МСП+ 7 %30,250,75
Среднесписочное количество сотрудников на 1 предприятии3030,250,75
Итого оценка эффективности3,0

Таким образом, в результате совершенствования системы государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Пермском крае, используя методику С.Г. Тяглова, уровень эффективности государственных программ, реализуемых в 2022 году, может составить 3 балла, что является хорошим показателем.

Для сравнения, в 2020 г. уровень эффективности государственных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства составил 0,1 балл. Следовательно, динамика имеет положительную тенденцию, но для дальнейшего развития субъектов малого и среднего бизнеса необходим дополнительный контроль и корректирующие меры.

Финансовый механизм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства может быть реализован через увеличение доли участия бизнеса в государственных проектах.

Библиографический список:

1.  О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ. — Доступ из интернет-портала правовой информации «ПравоРу». — Режим доступа: pravo.gov.ru.

2. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р. — Доступ из интернет-портала правовой информации «ПравоРу». —  Режим доступа: pravo.gov.ru.

3. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на период до 2030 года и плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на период до 2030 года : Распоряжение Правительства Пермского края от 16 декабря 2020 г. № 330-рп. — Доступ из интернет-портала правовой информации «ПравоРу». —  Режим доступа: pravo.gov.ru.

4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Пермском крае: Закон Пермского края от 26.02.2009 № 392-ПК (ред.13.12.2019) — Доступ из интернет-портала правовой информации «ПравоРу». —  Режим доступа: pravo.gov.ru.

5. О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций: Постановление Правительства Пермского края от 02.12.2020 № 917-п— Доступ из интернет-портала правовой информации «ПравоРу» —  Режим доступа: pravo.gov.ru.

6. Об утверждении муниципальной программы «Экономическое развитие города Перми»: Постановление администрации города Перми от 18 октября 2018 года N 757 (ред.14.12.2021) — Доступ из интернет-портала правовой информации «ПравоРу». —  Режим доступа: pravo.gov.ru..

7. Тяглов С.Г. Методический инструментарий интегральной оценки состояния малого бизнеса в регионах России/ С.Г. Тяглов // Региональная экономика: теория и практика. — 2018. — Т. 16, № 5. -С. 926 — 941.

8. Малое и среднее предпринимательство в России: официальные публикации // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.gks.ru

9. Российский статистический ежегодник: официальные публикации // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru

10. Пермский край в цифрах. 2021: Краткий статистический сборник/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. – Пермь, 2022. – 200 c.

Информация об авторе:

Давлетов Ильдар Ильдусович, к.э.н., доцент, ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н.Прянишникова», ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации» Пермский филиал.

Information about the author:

Davletov Ildar Ildusovich, Ph. D., associate Professor, PERM state agrarian and technological University Named after academician D. N. Pryanishnikov, Perm branch Russian presidential Academy of national economy and public administration.

Добавить комментарий

Войти с помощью: