Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Система импортозамещения товаров и услуг в АПК Пермского края

В статье рассматриваются вопросы, связанные с состоянием процесса импортозамещения в сельском хозяйстве и АПК, а также особенности и долгосрочных и краткосрочных стратегий импортозамещения в Пермском крае. Проведен анализ степень самообеспечения территории по основным видам сельскохозяйственной продукции. Анализируется ход продвижения проекта поддержки сельского хозяйства Пермского края. Дается оценка эффективности агропроизводства в рассматриваемый период.

Ключевые слова: импортозамещение, продовольственная безопасность, сельское хозяйство, продукция, санкции, стратегия развития, государственная программа, Пермский край.

УДК 338.43.02

 

The System Of Import Substitution Of Goods and Services In the Agro-industrial Complex Of the Perm Region

Abstract. The article deals with the issues related to the state of the import substitution process in agriculture and agriculture, as well as the features of both long-term and short-term import substitution strategies in the Perm Region. The analysis of the degree of self-sufficiency of the territory by the main types of agricultural products is carried out. The progress of the promotion of the project to support agriculture in the Perm Region is analyzed. An assessment of the efficiency of agricultural production in the period under review is given.

Keywords: import substitution, food security, agriculture, products, sanctions, development strategy, state program, Perm Krai.

 

В условиях затянувшегося кризиса в мировой экономике, применения санкций, как инструмента, влияющего на принятие решений по вытеснению Россию с топливного рынка Европы, остро встал вопрос продовольственной безопасности страны. Отечественная экономика на 50-70% зависит от импорта, что делает ее зависимым государством. В существующих реалиях наиболее остро стоит вопрос продовольственной безопасности страны [3]

В августе 2015 года Правительством РФ были предприняты меры по реализации программы импортозамещения, включающие в себя создание Правительственной комиссии и определение стратегического перечня продукции в ключевых отраслях экономики. Для этих целей было направлено более 260 миллиардов рублей на проекты по замещению импортной продукции [1].

В рамках государственной программы поддержки сельского хозяйства Пермского края заключены ряд соглашений с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Основными целями государственной программы являются: обеспечение продовольственной безопасности Пермского края по основным продуктам питания; ускоренное импортозамещение в отношении мяса и молока; повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, создание благоприятной среды для развития предпринимательства, повышение привлекательности отрасли; повышение финансовой устойчивости АПК; устойчивое развитие сельских территорий. Для реализации поставленных целей сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям АПК Пермского края в 2019 году перечислено свыше 3 миллиардов рублей.

С целью наращивания производства продукции и снижения продовольственной зависимости региона по ряду продуктовых позиций от импорта в Пермском крае в рамках действующей госпрограммы реализуются ряд мероприятий таких как:

  • оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства: в целях возмещения затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на производство продукции растениеводства сформированы правила государственной поддержки — установление фиксированной ставки на 1 га посевных площадей. Из средств федерального и краевого бюджетов – направлено 549 547,9 тыс. рублей на реализацию поддержки, исполнение составило 100%;
  • повышение продуктивности в молочном скотоводстве: в целях увеличения производства молока осуществляется оказание поддержки на повышение продуктивности в молочном скотоводстве. В этой связи введена твердая ставка в размере 1,46 рублей за один килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока. На данное мероприятие было выплачено 619 721,4 тыс. рублей.
  • содействие достижению целевых показателей государственной программы развития агропромышленного комплекса Пермского края. В рамках данной госпрограммы оказывалась поддержка развития мясного скотоводства, выплачивалась субсидии на возмещение части затрат на содержание маточного поголовья мясных коров и коров, используемых для получения поместного скота;
  • повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет технической и технологической модернизации производства и инновационного развития;
  • стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности;
  • активизация участия сельских сообществ в решении вопросов местного значения. [3]

Ожидаемые результаты реализации государственной программы, в т.ч. по направлению импортозамещения, в 2019-2022 гг:

  1. Увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий за счет роста посевных площадей и повышения производства молока к 2022 году на 20%;
  2. повышение уровня продовольственной безопасности Пермского края с 82,2% в 2018 году до 84,1% в 2022 году.

За 2020 год достигнуты следующие значения ожидаемых результатов реализации государственной программы:

Объем валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий составил 46,1 млрд. рублей (+ 6,1 млрд.рублей или + 15 % к уровню 2016 г.) ;

Производство молока за год в хозяйствах всех категорий составило 547,7 тыс.тонн (+ 72 тыс. тонны или + 15%  к уровню 2016 г.);

Посевные площади в 2020 году – 698,8 тыс.га, сравнение с уровнем 2016 года не представляется возможным, т.к. после сельскохозяйственной переписи 2016 года посевные площади значительно скорректированы.

Таблица 1

Анализ достигнутых значений ожидаемых результатов реализации государственной программы в 2019-2020гг.

Наименование государственной программы, подпрограммы, основного мероприятия (ВЦП)  

Значение показателей

Причины отклонения от прогнозного значения
Вид показателя Прогнозное значение Фактическое значение Отклонение, %
1 2 3 4 5 6
Производство молока за год в хозяйствах всех категорий прогрессирующий 443,1 477,08 107,7 Показатель достигнут
 

 

Посевные площади в 2020 году

прогрессирующий 698,8 тыс.га сравнение с уровнем 2016 года не представляется возможным, т.к. после сельскохозяйственной переписи 2016 года посевные площади значительно скорректированы.
Производство масла сливочного, тыс. тонн прогрессирующий 10 13,61 136,1 Показатель достигнут
Производство сыров и сырных продуктов, тыс. тонн прогрессирующий 20,0 33,04 165,2 Показатель достигнут
Прирост объема сельскохозяйственной продукции, реализованной в отчетном году сельхозпотребкооперативами, получившими грантовую поддержку, за последние пять лет (включая отчетный год) по отношению к предыдущему году, % прогрессирующий 10 49 490,0 Показатель достигнут
Прирост производства молока в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, за отчетный год по отношению к среднему за 5 лет, предшествующих текущему, объему производства молока, тыс. тонн прогрессирующий 46,9 61 130,1 Показатель достигнут
Площадь вовлеченных в сельскохозяйственный оборот земель, тыс. га прогрессирующий 4,0 4,1 102,5 Показатель достигнут

 

Целевой показатель государственной программы «Уровень продовольственной безопасности Пермского края» по предварительной оценке составил 83,4 % (при плановом значении 83,4 %).

Пермский край полностью обеспечивает жителей яйцом (198%), часть продукции реализуется за пределами Пермского края. Вместе с тем, по предварительным данным потребность в молоке, мясных продуктах, картофеле и овощах удовлетворена соответственно на 80 %, 43 %,
82 %, 56 % (данные 2019 год).

Немаловажное значение для обеспечения продовольственной безопасности имеет развитие малых форм хозяйствования на селе. В 2018 году в рамках субсидии на оказание содействия достижению целевых показателей реализации региональных программ развития АПК на реализацию направлений по грантовой поддержке предусмотрено 291 759,3 тыс. рублей. В рамках реализации проектов в 2018 году создано 36 рабочих мест на территории сельской местности [2].

На реализацию государственной программы в 2020 году направлено 25 229,2 млн. рублей, в том числе за счет средств бюджета Пермского края 2 737,7 млн. рублей, федерального бюджета 1 255,9 млн. рублей.

С 2020 года существенно изменилась система господдержки на федеральном уровне, предполагающая два равнозначных направления: компенсационные меры поддержки и стимулирование развития производства сельскохозяйственной продукции в приоритетных отраслях.

В этих условиях для обеспечения стабильности и предсказуемости проводимой бюджетной политики в сельском хозяйстве сохранены ставки компенсационных мер поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей  в расчете на 1 кг молока, 1 га посевных площадей и на 1 голову мясных коров и коров, используемых для получения помесного скота, племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных.

Дополнительные стимулирующие выплаты предусмотрены для производителей молока за прирост объема продукции и производителей зерновых и зернобобовых культур при сборе урожая сверх уровня предыдущего года.

Структура мероприятий госпрограммы развития сельского хозяйства Пермского края разработана с учетом изменившейся системы господдержки на федеральном уровне.

Госпрограмма развития сельского хозяйства Пермского края включает поддержку мероприятий по развитию растениеводства, животноводства, поддержки малых форм хозяйствования, технической и технологической модернизации, развитию кадрового потенциала, информационному-организационному сопровождению развития отрасли, обеспечению ветеринарного благополучия на территории Пермского края, устойчивому развитию сельских территорий.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод – правительство Пермского края проводит активную политику в направлении реализации государственной программы по развитию импортозамещения сельскохозяйственной продукции АПК. Однако существует ряд факторов, негативно влияющих на ход реализации государственной программы. К ним можно отнести:

ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции;

рост цен на энергоресурсы, минеральные удобрения, средства защиты растений и другие материально-технические средства, потребляемые в отрасли; проблематика доступности банковских кредитов для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

низкий уровень доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, не позволяющий вести расширенное воспроизводство;

дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

Таблица 2

Анализ достижения прогнозных значений основных показателей государственной программы в части импортозамещения за 2020 год.


п/п
Наименование целевого показателя, показателя, показателей непосредственного результата Вид показателя Прогнозное значение Фактическое значение Отклонение, %
1 2 3 4 5 6
1 Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) прогрессирующий 102,5 105,0 102,4
2 Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах) прогрессирующий 101,0 100,5 99,5
3 Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) прогрессирующий 15,0 13,0 86,7
4 Валовой сбор картофеля в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей прогрессирующий 88 79,7 90,6
5 Валовой сбор овощей открытого грунта в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей прогрессирующий 26,1 24,7 94,6
6 Производство молока в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей прогрессирующий 443,1 477,08 107,7
7 Производство муки из зерновых культур, овощных и других растительных культур, смеси из них прогрессирующий 178,0 165,57 93,0
8 Производство крупы прогрессирующий 1,9 1,52 80,0
9 Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) прогрессирующий 102,9 100,2 97,4
10 Производство молока в хозяйствах всех категорий прогрессирующий 528,0 547,7 103,7
11 Производство масла сливочного прогрессирующий 10 13,61 136,1
12 Производство сыров и сырных продуктов прогрессирующий 20,0 33,04 165,2
13 Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в хозяйствах всех категорий прогрессирующий 423,5 356,7 84,2
14 Прирост объема сельскохозяйственной продукции, произведенной в отчетном году крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, получивших грантовую поддержку, за последние пять лет (включая отчетный год) по отношению к предыдущему году прогрессирующий 10 26 260,0
15 Прирост объема сельскохозяйственной продукции, реализованной в отчетном году сельхозпотребкооперативами, получившими грантовую поддержку, за последние пять лет (включая отчетный год) по отношению к предыдущему году прогрессирующий 10 49 490,0
16 Прирост производства молока в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, за отчетный год по отношению к среднему за 5 лет, предшествующих текущему, объему производства молока прогрессирующий 46,9 61 130,1
Валовой сбор масличных культур в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей прогрессирующий 2,5 2,5 100,0
17 Производство скота и птицы на убой в живом весе в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей прогрессирующий 82 77,89 95,0
18 Количество крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляющих проекты создания и развития своих хозяйств с помощью грантовой поддержки прогрессирующий 50 64 128,0
19 Количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов, развивающих свою материально-техническую базу с помощью грантовой поддержки прогрессирующий 2 5 250,0
20 Индекс производительности труда к предыдущему году прогрессирующий 109,0 111,2 102,0
21 Количество высокопроизводительных рабочих мест прогрессирующий 2,020 2,073 102,6
22 Объем введенных в годах, предшествующих году предоставления субсидии, мощностей животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм) на объектах животноводческих комплексов молочного направления (молочных ферм) прогрессирующий 2600 3202 123,2
23 Количество приобретенных сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы и организациями потребительской кооперации Пермского края единиц техники, машин и оборудования с оказанием мер государственной поддержки в рамках мероприятия прогрессирующий 24 59 245,8
24 Площадь вовлеченных в сельскохозяйственный оборот земель прогрессирующий 4,0 4,1 102,5
Количество молодых специалистов, трудоустроившихся в сельскохозяйственные организации Пермского края и получивших государственную поддержку в рамках мероприятия прогрессирующий 92 82 89,1
25 Количество вовлеченных в субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в сфере сельского хозяйства, в том числе за счет средств государственной поддержки, в рамках федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» (нарастающим итогом) прогрессирующий 251 314 125,1

Степень достижения прогнозных значений анализируемых показателей государственной программы с интегрированной оценкой по итогам 2020 года составила 0,88 (средний уровень).

Анализ программы развития сельского хозяйства в части импортозамещения в Пермском крае показал, что, несмотря на особенности климатических условий и ярко выраженную промышленную ориентацию, в регионе существует ресурсный потенциал для наращивания объемов сельскохозяйственного производства и увеличения доли обеспечения основными продуктами собственного производства.

Внутренний спрос на продукцию собственного сельскохозяйственного производства удовлетворен от 65 до 100 % в зависимости от вида продукции, что является высоким показателем в отношении продовольственной безопасности. Формирование и развитие импортозамещения продовольственных товаров в Пермском крае и в России в целом является важнейшим фактором достижения продовольственной безопасности. Только в этом случае рациональное использование огромного сельскохозяйственного потенциала может способствовать надежному обеспечению отечественным продовольствием.

 

Список литературы:

  1. Министерство сельского хозяйства РФ. Перечень инвестиционных проектов, реализация которых способствует импортозамещению [электронный ресурс] – Режим доступа:  https://base.garant.ru/70953554/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
  2. Министерство сельского хозяйства Пермского края. Годовой отчет о выполнении государственной программы «Государственная поддержка АПК Пермского края» за 2018 год – 2019г [электронный ресурс] – Режим доступа: https://agro.permkrai.ru/programs/federalnye/
  3. Министерство сельского хозяйства Пермского края. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы «Государственная поддержка агропромышленного комплекса Пермского края» по итогам 2020 года [электронный ресурс] – Режим доступа: https://agro.permkrai.ru/programs/federalnye/
  4. Постановление Правительства РФ от 4 августа 2015 года № 785 «О создании правительственной комиссии по импортозамещению» [электронный ресурс] – Режим доступа: http://government.ru/docs/19160/
  5. Черданцев В.П. Современный путь развития АПК необходимое условие импортозамещения товаров// Вестник АНО ВПО «Прикамский социальный институт» – 2015. № 2 (70) с. 35-39.
  6. Черданцев В. П. Роль государства в регулировании регионального рынка// Аграрный вестник – 2008. № 7(49) с. 28-30.

 

Информация об авторах:

Сидельцева Любовь Владимировна – аспирант Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова;

Сыромятникова Светлана Владимировна – аспирант Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова;

Черданцев Вадим Петрович – доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова, академик МААО.

 

Information about the authors:

Sideeltseva Lyubov Vladimirovna — post-graduate student of the Perm State Agrarian-Technological University named after academician D.N. Pryanishnikova;

Syromyatnikova Svetlana Vladimirovna — post-graduate student of the Perm State Agrarian-Technological University named after academician D.N. Pryanishnikova;

Cherdantsev Vadim Petrovich — Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Management of the Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikova, Academician of the MAAO.

Добавить комментарий

Войти с помощью: