Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Соблюдение баланса сил ОДКБ и КНР в Центрально-азиатском регионе в контексте антитеррористического сотрудничества

Современная глобальная архитектура управления призвана к установлению многополярного мира, в котором центры международного сотрудничества будут формировать не только политику и экономику, но и систему безопасности. Терроризм выступил в качестве центральной проблемы человечества XXI века. Противостояние ему объединило ряд мировых держав, в том числе Россию и Китай по линии наднациональных организаций, таких как Шанхайская организация сотрудничества и Организация Договора о коллективной безопасности. Автор статьи поставил перед собой задачу рассмотреть взаимодействие ОДКБ и Китая, акцентировав внимание на сотрудничестве в Центрально-азиатском регионе. В рамках настоящего исследования он приходит к выводам о перспективах региональной безопасности, соблюдения баланса сил КНР и ОДКБ и перспектив возможного членства Китая в ОДКБ.

Ключевые слова: безопасность, баланс сил, Китай, ОДКБ, Россия, терроризм, Центральная Азия, ШОС.

Maintaining the Balance of power between the CSTO and the PRC in the Central Asian region in the context of antiterrorist Cooperation

The modern global governance architecture is called upon to establish a multipolar world, in which the centers of international cooperation will shape not only politics and economics, but also the security system. Terrorism has emerged as the central problem of humanity in the 21st century. Opposition to it has united a number of world powers, including Russia and China through supranational organizations such as the Shanghai Cooperation Organization and the Collective Security Treaty Organization. The author of the article set himself the task of reviewing the interaction between the CSTO and China, focusing on cooperation in the Central Asian region. Within the framework of this study, he comes to conclusions about the prospects for regional security, maintaining the balance of power between the PRC and the CSTO, and the prospects for China’s possible membership in the CSTO.

Key words: security, balance of power, China, CSTO, Russia, terrorism, Central Asia, SCO.

В последние 15 – 20 лет резко возросла востребованность научного объективного осмысления такого сложнейшего социально-политического феномена, каким является международный терроризм, а также необходимостью дальнейшего поиска наиболее эффективных стратегий, механизмов и практик борьбы с ним. В этой борьбе особое значение приобретает межгосударственное взаимодействие на универсальном и региональном уровнях.

Важнейшим фактором, оказывающим непосредственное воздействие на специфику и эффективность указанной ранее борьбы, выступают глубокие геополитические трансформации в постбиполярный период развития международных отношений, в том числе и на постсоветском пространстве. В обновленной редакции Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400, говорится о том, что в настоящее время «продолжается эскалация напряженности в зонах конфликтов на постсоветском пространстве, на Ближнем Востоке, в Северной Африке, в Афганистане и на Корейском полуострове. Ослабление систем глобальной и региональной безопасности создает условия для распространения международного терроризма и экстремизма» [47].

Известные события в Казахстане в январе 2022 г. еще раз подтвердили тот очевидный факт, что силы международного терроризма не прекращают своих попыток вмешательства извне в целях достижения дестабилизации в суверенных государствах постсоветского пространства. В ходе внеочередной сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил, что угроза Казахстану была вызвана не стихийными протестами, вызванными ростом цен на топливо.  Как подчеркнул российский лидер, в Казахстане имела место агрессия международного терроризма, боевики проходили обучение и горячие точки. Как подчеркнул Президент России, «… нападение на Казахстан, а по сути это нападение на страну, на Казахстан, по сути явилось актом агрессии, полностью с этим согласен. Реагировать на все это нужно было без промедления» [41].

Распад Советского Союза существенным образом содействовал не только появлению новых акторов международного процесса в регионе Центральной Азии, но и вхождению на его площадку таких глобальных игроков, как США и Китай, а также осязаемому росту влияния Индии, Ирана, Турции, стран Ближнего Востока. Совершенно очевидно, что названные международные акторы имеют собственный интерес в реализации политических, экономических и военно-стратегических проектов в рассматриваемом регионе без участия России, по сути, выступая главными конкурентами нашей страны.

Ослабление влияния Москвы, привело к разновекторному развитию государств Центрально-азиатского региона (далее – ЦАР), вовлечению их в геополитические проекты иных держав, а порой и стремлению к более глубокой интеграции, как, например, в паносманском проекте Анкары.

В частности, с точки зрения Р.Р. Велиева, в настоящее время «Москва отвлечена событиями на Украине и не может должным образом оказывать влияние на процессы, происходящие в Центральной Азии. Поэтому, не исключено, что ряд государств воспользуются сложившейся обстановкой и предложат свои “усилия” по стабилизации обстановки в регионе. К таким государствам, прежде всего, можно отнести Китай, который <…> уже активно вливает свои средства в страны Центральной Азии и контролирует важные стратегические ресурсы региона, а также Турция, которая через свои идеологические измы (неопантюркизм, панисламизм и т.д.) способная оказывать мощное влияние на тюркские государства региона» [11, с. 288].

В свою очередь, в более жестко детерминированной форме выразил свое мнение Н.У. Ханалиев, кандидат политических наук, сотрудник Департамента по вопросам новых вызовов и угроз Министерства иностранных дел Российской Федерации, согласно которому на данный момент вполне очевидны существенные факторы для пересмотра статуса государств постсоветского пространства в качестве стратегических партнеров России. В своей статье названный автор пишет о том, что «Специальная военная операция Российской Федерации на Украине показала, что Армения, Азербайджан и постсоветские государства Центральной Азии оказались ненадежными партнерами России. Несмотря на свою прямую зависимость от Москвы, они не поддержали российский внешнеполитический курс в переломный исторический момент, понадеявшись на иллюзорные обещания Запада, которые на деле оказались откровенной фикцией. За масками дружбы Россию окружили ненадежные партнеры и соседи, которые очень заинтересованы максимально выгодно эксплуатировать российские природные и иные ресурсы как в экономике, так и в политике, а в минуту, когда необходимо было просто морально поддержать своего близкого соседа, оказались по ту сторону баррикад, оставив Россию один на один со всем остальным миром. Подобный предательский политический ход лидеров центрально-азиатских государств позволяет утверждать о том, что России необходимо пересмотреть их статус в качестве стратегических партнеров, дав им понять, что если наше государство начнет бездействовать, то они в одночасье потеряют свою государственность» [52, с. 183].

Следует особо заметить, что Центральная Азия в последние 10-15 лет находится в фокусе пристального внимания представителей научного и экспертного сообществ, о чем довольно красноречиво свидетельствуют соответствующие исследования и публикации [3, с. 62 – 70; 15, с. 106 – 114; 17, с. 168 – 174; 18, с. 61 – 74; 26, с. 43 – 80; 27, с. 19 – 32; 34, с. 273 – 296; 37, с. 168 – 179; 46, с. 9; 59, с. 40 – 54, и др.].

Повышенное внимание ряд авторов уделяет проблематике, посвященной взаимоотношениям России и центрально-азиатских государств, прежде всего, состоянию и перспективам геополитического сотрудничества [39, с. 5 – 10], внешнеполитическим стратегиям России в Центральной Азии в постсоветский период [30, с. 138 – 152], проблемам региональной безопасности во внешней политике Российской Федерации в рассматриваемом регионе [13, с. 183 – 193; 36, с. 271 – 275], взаимодействию стран Центрально-азиатского региона и России в борьбе с международным терроризмом [49, с. 112 – 117].

Отдельное место в научных исследованиях и публикациях занимает тематика, посвященная анализу сопряженности интересов Российской Федерации и КНР в Центральной Азии [38, с. 5 – 12; 40, с. 59 – 66; 48, с. 74 – 83, и др.].

Нужно отметить, что особую роль данный регион стал играть для Китая после провозглашения китайским правительством стратегии «Один пояс, один путь» с вовлечением в нее центральноазиатских государств. Речь идет об экономических, политических, военных, культурных, образовательных проектах, а также об исторических территориальных претензиях [9, с. 23 – 32; 24, с. 77 – 91; 51, с. 191 195; 57, с. 144 – 148, и др.].

Однако противодействие терроризму в Центральной Азии [6, с. 479 – 486; 29, с. 91 – 102; 45, с. 9, и др.] выступает фактором сближения официальных Москвы и Пекина, что проявляется в перспективном сотрудничестве по линии Организации Договора о коллективной безопасности (далее – ОДКБ) [7, с. 123 – 127; 14, с. 25 – 29; 16, с. 220 – 226; 31, с. 48 – 58; 32, с. 26 – 31; 44, с. 21 – 35, и др.], а также Шанхайской организации сотрудничества (далее – ШОС) [1, с. 205 – 211; 2, с. 62 – 71; 8, с. 123 – 127; 53, с. 144 – 151; 56, с. 89 – 95, и др.].

В связи с изложенным, целесообразно подчеркнуть, что проблематика, связанная с сотрудничеством Российской Федерации и КНР в Центрально-азиатском регионе, прежде всего, в области безопасности, вызывает устойчивый интерес у исследователей в течение последних двух десятилетий [43, с. 204 – 213]. Так, например, А.Ф. Клименко в своей статье, которая представляет собой своеобразный итог работы двух «круглых столов», проведенных Институтом Дальнего Востока РАН в 2002 и в 2004 гг., делает специальный акцент на повышении роли и места Центральноазиатского региона в системе международных отношений. Названный автор обосновывает необходимость углубления и развития сотрудничества между Россией и Китаем в этом регионе, рассматривает сущность и содержание стратегического партнерства в качестве новой формы взаимодействия двух государств в военной сфере. В частности, раскрывает некоторые направления такого взаимодействия в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) [25, с. 6 – 2].

В настоящей же публикации, посвященной анализу сложившейся в конкурентной среде ситуации баланса сил между странами ОДКБ и Китаем, повышенное внимание уделено постановке и решению следующих основных задач:

• определить ключевые проблемные моменты развития западных территорий Китая в контексте террористической угрозы;

• выявить возможные точки соприкосновения интересов Организации Договора о коллективной безопасности и Китайской Народной Республики;

• дать прогноз дальнейшим перспективам сотрудничества по линии ОДКБ-Китай и двухсторонним контактам КНР и стран Центральной Азии по вопросам антитеррористической безопасности.

В настоящее время Китай обладает статусом второго государства мира по росту экономики, его политическое влияние увеличивается, а человеческий ресурс неуклонно растет. Однако КНР имеет ряд серьезных территориальных проблем, важнейшими из которых выступают следующие:

— объявление независимости острова Тайвань и фактическое признание его со стороны ряда государств Запада, проведение политики «двух Китаев»;

— реинтеграция ранее отторгнутых Великобританией и Португалией Гонконга и Аомынь (Макао);

— островный конфликт в Южно-Китайском море;

— сепаратистские тенденции в Тибете;

— сепаратистские и террористические угрозы в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.

Именно последняя тенденция вызывает заинтересованность Китая в противодействии терроризму в Центрально-Азиатском регионе. Главным актором противостояния официальным властям выступает террористическая организация Исламское движение «Восточный Туркестан», распространяющая религиозную пропаганду радикального ислама и преследующая своей целью обострение отношений между мусульманами-уйгурами и ханьцами. Организация прошла путь от уйгурского национализма и борьбы за независимый Уйгуристан до призывов к джихаду как единственному пути спасения для мусульманских народов. Внедряя сепаратистские настроения, представители организации стремятся добиться отделения Синьцзяна от территории Китая и образования независимого государства Восточный Туркестан.

Многие выходцы из региона мусульмане-уйгуры воюют на стороне боевиков в Сирии и Афганистане в целях получения военного опыта и продолжения борьбы на родине [12, c. 213]. Общее же число сепаратистских организаций не отражено в статистике, поэтому обычно выделяют следующие: «Восточно-Тюркский Информационный Центр», «Исламская Хэзболла Восточного Туркестана», «Восточно-Туркестанская исламская партия», «Восточно-Туркестанская оппозиционная партия», «Организация освобождения Восточного Туркестана», «Восточно-Туркестанская молодежная партия», «Восточно-Туркестанская народно-революционная партия», «Восточно-Туркестанская национально-освободительная организация», «Демократический Альянс Тянь-Шань», «Синьцзянская исламская партия Тянь-Шань», «Партия независимости» и др. Особый интерес к Китаю проявляет запрещенное в Российской Федерации «Исламское Государство» [5, c. 38].

В стране проводится политика «жесткого удара по терроризму». На фоне изменения международной обстановки в Китае за последние годы «три силы зла (терроризм, сепаратизм, экстремизм)» продолжают устраивать террористические атаки в Синьцзяне в виде взрывов, убийств, отравлений, поджогов, грабежей и других жестоких террористических преступлений. В целях предотвращения нанесения большого вреда социальной стабильности, жизни и собственности людей Пекин проводит жесткую антитеррористическую политику в рамках стратегии «Управление Синьцзяном по закону и на основе укрепления солидарности разных этносов» [55, c. 301].

В рамках противодействия синьцзянскому сепаратизму китайскими властями выстраивалась система взаимоотношений с «Талибаном» в Афганистане. В декабре 1998 г. НОАК согласилась обучать вооруженные силы «Талибана», ремонтировать снаряжение, улучшить инфраструктуру в обмен на обязательство «Талибана» не обучать мусульман из Синьцзяна. Отношения между «Талибаном» и Пекином поддерживались и позднее, на высоком уровне. Однако уже 11 ноября 2001 г. министр иностранных дел КНР Тан Цзясюань в своем выступлении в ООН заявил: «Китай выступает против терроризма в любой форме, независимо от того, когда возник терроризм, где, против кого направлен, а также в какой форме проявляется. Международному сообществу надлежит занять одну позицию − решительно карать и наносить удары. Китай активно участвует в международных совместных действиях против терроризма. КНР поддержала Резолюцию Совета Безопасности ООН № 1373 относительно борьбы с терроризмом, ратифицировала международное соглашение о борьбе с терроризмом» [28, c. 118].

В числе источников террористической активности Синьцзяна китайские власти видят сопредельные регионы, не только Афганистан, но и Таджикистан, Киргизию, Узбекистан, Туркмению. Это сопряжено с политическими процессами на территории бывших советских республик, серьезными проблемами в социально-экономической сфере в этих странах, а также проблемами идеологического плана на постсоветском пространстве, выраженными в радикализации политического ислама. Объединяющим фактором выступила проблема пантюркизма. Ввиду последней, например, было оказано серьезное влияние Исламским движением Узбекистана на усиление пантюркистской составляющей в идеологии террористических организаций Синьцзяна.

Кроме того, исламские радикальные круги Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана, где уйгурская диаспора, по различным оценкам, составляет от 300 до 500 тыс. чел., также выступали с поддержкой сторонников создания исламского государства «Уйгуристан» на территориях Синьцзян-Уйгурского района и граничащих с ним центральноазиатских государств [10, c. 96]. Граждане Казахстана были замешаны в террористических актах в Узбекистане и Кыргызстане. Неслучайно британский МИД присвоил Казахстану, наряду с Таджикистаном, второй уровень опасности – «серьезная угроза» (третий уровень опасности – «средняя угроза» – присвоен Узбекистану и Кыргызстану) [20, c. 65].

Исторически взаимоотношения России и Китая носили спорный характер, который проявлялся и до 1917 г., и после, когда возникал целый ряд территориальных претензий между странами.

Среди конфликтов ХХ в., отразившихся на современных отношениях стран, упомянем следующие:

• Русско-японская война 1904-1905 гг., события которой происходили на северо-востоке Китая;

• конфликт 1929 г. по вопросу эксплуатации Китайская-Восточная железная дорога (КВЖД);

• советско-китайский пограничный конфликт на острове Даманском 1969 г.;

• участие Китая в антисоветской коалиции в Афганистане.

Москва и Пекин в регионе исходят из стратегии того, что межгосударственное антитеррористическое сотрудничество заключается в фундаментальном интересе обеих сторон и приводит к региональной и мировой стабильности.

В 1992 г. в целях стабилизации в регионе Центральной Азии в Минске создается группа в составе делегаций России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Китая в формате «4+1» в целях решения проблем коллективной безопасности. В дальнейшем на ее основе была создана «Шанхайская пятерка».

Есть общее стремление к углублению прагматичного сотрудничества и стремлению к взаимной поддержке в решении основных проблем обеих стран, связанных с антитеррористической борьбой. Именно на данном направлении важна роль действующего в Ташкенте центра Шанхайской организации сотрудничества [35, c. 617]. Комментируя данную работу, министр иностранных дел КНР Тан Цзясюань сказал, что ШОС − это «не клуб для пустопорожних дискуссий, но жизнеспособный институт, способный внести важный вклад в международную войну против террора».

Несмотря на свой статус невоенной организации ШОС обладает документами о сотрудничестве с Организацией Договора о коллективной безопасности, выступающей базовым элементом координации деятельности Российской Федерации с Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном [54, c. 146]. В документе отмечается, что «точками соприкосновения» между организациями по налаживанию и развитию отношений выступают вопросы обеспечения региональной и международной безопасности и стабильности; противодействия терроризму; борьбы с незаконным оборотом наркотиков; пресечения незаконного оборота оружия; противодействия организованной транснациональной преступности; других направлений, представляющих взаимный интерес [58].

При усиленном взаимодействии ШОС и ОДКБ пока что не стоит вопрос о вхождении в последнюю Китая. Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа считает, что вопрос «вступления или невступления в организацию, конечно, это суверенное право Китая. Я бы тоже думал, что, если бы у нас была общая организация и она занималась бы вопросами безопасности, то это бы очень существенно повлияло в целом на обстановку, на стабильность во всем центральноазиатском регионе, вообще в регионе действия Договора о коллективной безопасности» [4].

Вместе с тем, Китай формирует систему контактов в контртеррористической сфере с государствами Центральной Азии не только по линии Шанхайской организации сотрудничества или через систему ОДКБ, но и в двухстороннем порядке.

В частности, Киргизия выступает местом пересечения геостратегических интересов основных центров мирового влияния, находится на границе четырех систем: российской (евразийской), исламской, западной и китайской. При этом российская сфера способствует ее модернизации, развитию культуры и образования. Исламская модель не несет перспективы. А Китай выступает фактором исчезновения Киргизии в человеческом океане [21, c. 81].

Значительным событием в системе укрепления сотрудничества стали взрывы в китайском посольстве в Бишкеке в 2016 г. Деятельность антикитайских группировок исламских радикалов на территории стран Центральной Азии является предметом давней обеспокоенности властей КНР. Как заявил официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин, «Китай также страдает от терроризма, Китай на основе двухсторонних отношений и в рамках ШОС усилит сотрудничество с Кыргызстаном и другими странами региона в борьбе с терроризмом, чтобы решительно подавлять любую форму терроризма, защищать безопасность структур и сотрудников Китая в других странах, защищать региональную безопасность и стабильность» [22].

Китай выступает активным игроком в киргизском направлении. Так, в 2019 г. Народной вооруженной полицией Китая (НВПК) и Национальной гвардией Кыргызстана были проведены совместные антитеррористические учения «Сотрудничество-2019» на территории Урумчи. С обеих сторон в учениях приняли участие не менее 150 чел.

Учения с аналогичным названием состоялись на горном полигоне «Фориш», расположенном в Джизакской области Узбекистана, при участии Национальной гвардией Узбекистана и Народной вооруженной милицией КНР [50]. Регулярным стал обмен информацией и по линии китайских и узбекских спецслужб.

По мнению эксперта Центра изучения современного Афганистана Андрея Серенко, де-факто, Китай пытается перетягивать на себя функции ОДКБ как главного защитника региона, становясь «очень важным партнером почти для всех государств Центральной Азии, которые ощущают угрозу со стороны своих южных границ» [19].

Таджикский эксперт Х. Рахимов указывает, что на протяжении всего периода существования ШОС Республике Таджикистан и КНР удалось урегулировать пограничные вопросы, наполнить конкретным содержанием двустороннее сотрудничество в области безопасности <…>, в антитеррористической борьбе и других сферах [42].

С ним солидарен профессор Р.К. Алимов утверждающий, что в таджикско-китайском сотрудничестве сформировался военно-технический компонент взаимодействия, включая проведение военных антитеррористических учений. Причем в политическом плане таджикско-китайский и таджикско-российский форматы безопасности полностью сохранили принцип ненаправленности против третьего партнера, заложенный в 90-е гг. ХХ в. [23, c. 47].

В августе 2019 г. в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистане состоялись антитеррористические учения с участием китайских военных. Однако эта политика центральноазиатских держав не противоречит стратегии ОДКБ. Китай участвовал в учениях «Восток-2018» и всячески высказывает заинтересованность в сотрудничестве с Организацией Договора о коллективной безопасности.

На основании изложенного переходим к выводам.

В рамках дальнейшего развития российско-китайских международных отношений возможно создание военного союза. Характерной чертой подобного союзного формирования выступит то, что в случае военного конфликта с вовлечением одной из стороны в него автоматически включаются все государства-члены ОДКБ. В связи с этим отпадает необходимость прямого вхождения Китая в состав ОДКБ.

ОДКБ в таком случае получит не только весь потенциал Национально-освободительной армии Китая, но и выход на многочисленные военные базы и военные объекты Китая, расположенные в Африке, Индийском и Тихом океане.

Вместе с тем, по оценкам американских аналитиков, Китай в ближайшее время приступит к строительству ряда военных баз в странах, входящих в проект «Один пояс – один путь», а это означает появление китайских военных в странах Центрально-Азиатского региона, входящих в ОДКБ и шаг к интеграции военных структур [33, c. 20].

Литература:

  1. Амонулоев Ш.П., Холиков И.В. Современные тенденции развития военного компонента Шанхайской организации сотрудничества // Военное право. – 2020. — № 4 (62). – С. 205 – 211.
  2. Арсланова Е.Б. Шанхайская организация сотрудничества как институт обеспечения региональной безопасности // Известия Уральского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. – 2010. — № 3 (80). – С. 62 – 71.
  3. Безруков А.Э., Иванов К.А., Чимирис Е.С. Интеграционные процессы в Центральной Азии: столкновение интересов внешних акторов // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2021. – Т. – 11. – № 3. – С. 62 – 70.
  4. Бордюжа: вопрос о вступлении Китая в ОДКБ пока не обсуждался. – URL: https://ria.ru/20161017/1479427955.html (дата обращения: 17.05.2023).
  5. Букреева Т.Н., Попова А.В. Анализ социально-экономических и политических причин проявления международного терроризма в Китае // Вестник Алтайской академии экономики и права. –  2019. – № 11-2. – С. 37 – 43.
  6. Булкин В.В., Моисеенко К.С. Терроризм в Центральной Азии (Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан) // Постсоветские исследования. – 2020. – Т. 3. – № 6. – С. 479 – 486.
  7. Ван Чаоцин. Международное сотрудничество в области безопасности между ШОС и ОДКБ // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 8. – С. 123 – 127.
  8. Ван Ю. О роли Китая в процессе развития ШОС // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. 2017. — № 2 (40). – С. 123 – 127.
  9. Ваньтин Ч., Любина Д.Е. Вопросы обеспечения безопасности в Центральной Азии в контексте развития инициативы «Один пояс – один путь»: освещение событий в Казахстане китайскими СМИ // Евразийский Союз: вопросы международных отношений. – 2022. – Т. 11. – № 1 (41). – С. 23 – 32.
  10. Васильев Л.Е. О некоторых аспектах борьбы Китая с силами «трех зол» // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. – 2018. – № 23. – С. 92 – 106.
  11. Велиев Р.Р. Конфликт между Кыргызстаном и Таджикистаном на фоне подписания трехстороннего соглашения: КНР-Узбекистана-Кыргызстана // Постсоветские исследования. – 2023. – Т. 6. – № 3. – С. 281 – 292.
  12. Гэнэн Э.Э. Противодействие терроризму в Китае в интернет-эпоху // Век информации. – 2018. – № 2-2. – С. 213 – 214.
  13. Дадабаева З.А. Россия и проблемы безопасности в Центральной Азии // Россия и современный мир. – 2008. – № 4 (61). – С. 183 – 193.
  14. Дегтярев А.С. ОДКБ и ШОС: взаимодействие организаций и перспектива сотрудничества //
    Фундаментальные и прикладные исследования: гипотезы, проблемы, результаты: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: ООО «Центр научного развития», 2017. – С. 25 – 29.
  15. Джоробекова А.Э., Троицкий Е.Ф., Юн С.М. Воздействие внешних акторов на современные интеграционные процессы в Центральной Азии // Вестник Томского государственного университета. История. – 2021. – № 74. – С. 106 – 114.
  16. Дубровин Ю.И., Наумов А.В. Региональная безопасность в Центральной Азии: ШОС и ОДКБ как основные участники // Сибирский международный. – 2015. – № 17. – С. 220 – 226.
  17. Жорнист В.М., Лапшин А.В., Копосов Е.О. Конкуренция внешних игроков в Центральной Азии: вызовы и перспективы // Международные отношения и безопасность. – 2022. – № 3 (3). – С. 168 – 174.
  18. Звягельская И. Меняющиеся балансы // Свободная мысль. – 2009. – № 11 (1606). – С. 61 – 74.
  19. И пришел дракон: возьмет ли Китай на себя роль ОДКБ в Центральной Азии. – URL: https://tj.sputniknews.ru/analytics/20180118/1024459577/voennaya-baza-postroyat-terrorizm-kitay-tadzhikistan.htm (дата обращения: 17.05.2023).
  20. Ионова Е.П. Об угрозе терроризма в Центральной Азии // Россия и новые государства Евразии. – 2015. – № 4 (29). – С. 60 – 71.
  21. Карпан В.В. «Болевые точки» Киргизии с сопредельными государствами, западными странами и Китаем // Сибирский международный. – 2015. – № 17. – С. 80 – 82.
  22. Китай усилит антитеррористическое сотрудничество с Кыргызстаном. – URL: https://www.ritmeurasia.org/news—2016-08-31—kitaj-usilit-antiterroristicheskoe-sotrudnichestvo-s-kyrgyzstanom-25502 (дата обращения: 17.05.2023).
  23. Китайский гамбит: куда ты идешь, Поднебесная? Монография / Под ред. А.В. Бредихина. – М.: АНО ЦЭМИ, Архонт, 2020. – 86 с.
  24. Клименко А.Ф. Вызовы и угрозы центрально-азиатской безопасности и позиция Китая // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. – 2018. – Т. 23. – № 23. – С. 77 – 91.
  25. Клименко А.Ф. Стратегическое партнерство между Россией и Китаем в Центральной Азии и некоторые пути совершенствования региональной системы безопасности // Проблемы Дальнего Востока. – 2005. – № 2. – С. 6 – 22.
  26. Кокошина З.А. Военно-политическая обстановка в Центральной Азии в контексте обострения ситуации в Афганистане // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. – 2021. – Т. 13. – № 4. – С. 43 – 80.
  27. Коротышев А.П., Леушкин Д.В., Сорокин А.С. Роль внерегиональных акторов в формировании новой геополитической реальности Центральной Азии // Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. – 2017. – № 2. – С. 19 – 32.
  28. Кузнецов В. Китай подключился к борьбе с терроризмом // Россия и мусульманский мир. – 2005. – № 3. – С. 112 – 124.
  29. Курылев К.П., Рамич М.С. Терроризм в Центральной Азии и Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китайской Народной Республике // Вестник РГГУ. Серия: Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения. – 2020. – № 2. – С. 91 – 102.
  30. Кучумова Е.В., Любина Д.Е. Внешнеполитические стратегии России в Центральной Азии в постсоветский период // Актуальные проблемы современной политической науки: Сборник научных трудов. – СПб., 2020. – С. 138 – 152.
  31. Лабенский Я.В. Миротворческая деятельность ОДКБ в Центральной Азии как фактор обеспечения безопасности региона // Роль Европейского Союза в урегулировании современных международных конфликтов: сборник статей. – М., 2020. – С. 48 – 58.
  32. Лабенский Я.В. Опыт ОДКБ в области миротворчества на примере обеспечения безопасности Центральной Азии // Закон и власть. – 2020. – № 3. – С. 26 – 31.
  33. Ли Мэнлун, Жэнь Му. К вопросу о китайско-российском гуманитарном сотрудничестве в рамках ШОС // Архонт. – 2018. – № 6 (9). – С. 17 – 26.
  34. Маккамбаев П.А. Современное состояние формирующейся системы региональной безопасности Центральной Азии // Экономика Центральной Азии. – 2021. – Т. 5. – № 3. – С. 273 – 296.
  35. Малевич Ю.И., Яо Цзэни. Борьба с терроризмом в рамках Шанхайской организации сотрудничества: роль Китая и России // Научные труды Белорусского государственного экономического университета. – 2019. — С. 615 – 620.
  36. Махфирати Д. Проблемы региональной безопасности во внешней политике Российской Федерации в Центральной Азии // Вестник Педагогического университета. – 2020. – № 4 (87). – С. 271 – 275.
  37. Морозов Ю.В. Центральная Азия как область столкновения интересов акторов «треугольника» // Стратегический треугольник США-КНР-РФ: вызовы и перспективы безопасности России. Морозов Ю.В., Батюк В.И. – М., 2022. — С. 168 – 179.
  38. Негматова Ш.Р. Интересы России и Китая в регионе Центральной Азии // Вестник Таджикского национального университета. – 2021. – № 6. – С. 5. – 12.
  39. Новиков С.В., Турсунов Т.Х. Россия и страны Центральной Азии – состояние и перспективы геополитического сотрудничества // Вестник Таджикского национального университета. – 2022. – № 3. – С. 5 – 10.
  40. Пермяков Л.А. Сопряженность интересов Российской Федерации и КНР в Центральной Азии // Евразийский журнал региональных и политических исследований. – 2022. – № 2 (23). – С. 59 – 66.
  41. Путин заявил, что угроза Казахстану была вызвана не стихийными протестами. 10 января 2022. – URL: https://tvzvezda.ru/news/20221101128-02et4.html (дата обращения: 12.05.2023).
  42. Рахимов Х. Политическое и экономическое сотрудничество Таджикистана и Китая в рамках ШОС. Часть I. – URL: http://www.ru.journal-neo.com/print/2752 (дата обращения: 17.05.2023).
  43. Салимов Ф.Н., Достиева А. Перспективы двустороннего взаимодействия России и Китая в сфере региональной безопасности в Центральной Азии // Приоритетные направления и перспективы многовекторной политики Республики Таджикистан в современных условиях: Материалы республиканской научно-практической конференции. – Душанбе: Таджикский национальный университет, 2019. – С. 204 – 213.
  44. Селиванова И.Ф. Проблемы безопасности Евразии и перспективы развития ОДКБ // Россия и новые государства Евразии. – 2012. — № 3 (16). – С. 21 – 35.
  45. Семченков А.С., Несоленая А.К. Исламистские организации в странах Центральной Азии и безопасность экономического пояса Шелкового пути // Вестник Российской нации. – 2018. – № 3 (61). – С. 214 – 227.
  46. Степанов А.С., Нгуен М.М. Экономическое и военное соперничество США, Китая и России в Центральной Азии // Россия и Америка в ХХI веке. – 2017. – № 1. – С. 9.
  47. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400. – URL:  http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 12.05.2023).
  48. Сяофэнь Ц. Концептуальные подходы России и Китая в Центральной Азии: сходство и различия // Проблемы постсоветского пространства. – 2015. – № 4 (6). – С. 74 – 83.
  49. Темирханова А.Е. Взаимодействие стран Центральной Азии и России в борьбе с международным терроризмом // Вопросы политологии. – 2018. – Т. 8. – № 3 (31). – С. 112 – 117.
  50. Узбекистан и Китай проводят общие антитеррористические учения. – URL: https://eadaily.com/ru/news/2019/05/07/uzbekistan-i-kitay-provodyat-obshchie-antiterroristicheskie-ucheniya (дата обращения: 17.05.2023).
  51. Усенбаева Ж.Р., Абирова А.Ы. Особенности взаимоотношений Китайской Народной Республики и государств Центральной Азии в рамках региональных международных организаций // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. – 2022. – № 1. – С. 191 – 195.
  52. Ханалиев Н.У. Факторы для пересмотра статуса государств постсоветского пространства в качестве стратегических партнеров России // Теория и практика политических исследований. – 2022. – Т. 11. – № 1А. – С. 183 – 194.
  53. Цю С. Сотрудничество КНР и РФ в рамках ШОС в сфере обеспечения безопасности // Этносоциум и межнациональная культура. – 2015. – № 10 (88). – С. 144 – 151.
  54. Цю Сяофэнь. Сотрудничество КНР и РФ в рамках ШОС в сфере обеспечения безопасности // Этносоциум и межнациональная культура. – 2015. – № 10 (88). – С. 144 – 151.
  55. Чжун Янь, Чжань Кунь. Исследование судебной практики реализации уголовной политики «жесткого удара по терроризму» в Китае // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. – 2018. – № 16-1. – С. 300 – 302.
  56. Чунг М. Шанхайская организация сотрудничества и проблемы безопасности Центральной Азии // Вестник МГИМО Университета. – 2011. – № 2 (17). – С. 89 – 95.
  57. Ширяев Б.А., Федоров Н.В. Китай и страны Центральной Азии: военно-стратегический аспект отношений // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2012. – № 11. – С. 144 – 148.
  58. ШОС. – URL: https://odkb-csto.org/international_org/sco/ (дата обращения: 17.05.2023).
  59. Юнюшкина А.С., Понька Т.И., Шаповалова К.А. Конкуренция мировых держав в Центральной Азии // Международные отношения. – 2021. – № 2. – С. 40 – 54.

References:

1.           Amonuloev SH.P., Holikov I.V. Sovremennye tendencii razvitiya voennogo komponenta SHanhajskoj organizacii sotrudnichestva // Voennoe pravo. – 2020. — № 4 (62). – S. 205 – 211.

2.           Arslanova E.B. SHanhajskaya organizaciya sotrudnichestva kak institut obespecheniya regional’noj bezopasnosti // Izvestiya Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Obshchestvennye nauki. – 2010. — № 3 (80). – S. 62 – 71.

3.           Bezrukov A.E., Ivanov K.A., CHimiris E.S. Integracionnye processy v Central’noj Azii: stolknovenie interesov vneshnih aktorov // Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. – 2021. – T. – 11. – № 3. – S. 62 – 70.

4.           Bordyuzha: vopros o vstuplenii Kitaya v ODKB poka ne obsuzhdalsya. – URL: https://ria.ru/20161017/1479427955.html (data obrashcheniya: 17.05.2023).

5.           Bukreeva T.N., Popova A.V. Analiz social’no-ekonomicheskih i politicheskih prichin proyavleniya mezhdunarodnogo terrorizma v Kitae // Vestnik Altajskoj akademii ekonomiki i prava. –  2019. – № 11-2. – S. 37 – 43.

6.           Bulkin V.V., Moiseenko K.S. Terrorizm v Central’noj Azii (Tadzhikistan, Uzbekistan, Turkmenistan) // Postsovetskie issledovaniya. – 2020. – T. 3. – № 6. – S. 479 – 486.

7.           Van CHaocin. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v oblasti bezopasnosti mezhdu SHOS i ODKB // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. – 2015. – № 8. – S. 123 – 127.

8.           Van YU. O roli Kitaya v processe razvitiya SHOS // Vestnik Bishkekskogo gumanitarnogo universiteta. 2017. — № 2 (40). – S. 123 – 127.

9.           Van’tin CH., Lyubina D.E. Voprosy obespecheniya bezopasnosti v Central’noj Azii v kontekste razvitiya iniciativy «Odin poyas – odin put’»: osveshchenie sobytij v Kazahstane kitajskimi SMI // Evrazijskij Soyuz: voprosy mezhdunarodnyh otnoshenij. – 2022. – T. 11. – № 1 (41). – S. 23 – 32.

10.         Vasil’ev L.E. O nekotoryh aspektah bor’by Kitaya s silami «trekh zol» // Kitaj v mirovoj i regional’noj politike. Istoriya i sovremennost’. – 2018. – № 23. – S. 92 – 106.

11.         Veliev R.R. Konflikt mezhdu Kyrgyzstanom i Tadzhikistanom na fone podpisaniya trekhstoronnego soglasheniya: KNR-Uzbekistana-Kyrgyzstana // Postsovetskie issledovaniya. – 2023. – T. 6. – № 3. – S. 281 – 292.

12.         Genen E.E. Protivodejstvie terrorizmu v Kitae v internet-epohu // Vek informacii. – 2018. – № 2-2. – S. 213 – 214.

13.         Dadabaeva Z.A. Rossiya i problemy bezopasnosti v Central’noj Azii // Rossiya i sovremennyj mir. – 2008. – № 4 (61). – S. 183 – 193.

14.         Degtyarev A.S. ODKB i SHOS: vzaimodejstvie organizacij i perspektiva sotrudnichestva //

Fundamental’nye i prikladnye issledovaniya: gipotezy, problemy, rezul’taty: Sbornik materialov II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. – Novosibirsk: OOO «Centr nauchnogo razvitiya», 2017. – S. 25 – 29.

15.         Dzhorobekova A.E., Troickij E.F., YUn S.M. Vozdejstvie vneshnih aktorov na sovremennye integracionnye processy v Central’noj Azii // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya. – 2021. – № 74. – S. 106 – 114.

16.         Dubrovin YU.I., Naumov A.V. Regional’naya bezopasnost’ v Central’noj Azii: SHOS i ODKB kak osnovnye uchastniki // Sibirskij mezhdunarodnyj. – 2015. – № 17. – S. 220 – 226.

17.         ZHornist V.M., Lapshin A.V., Koposov E.O. Konkurenciya vneshnih igrokov v Central’noj Azii: vyzovy i perspektivy // Mezhdunarodnye otnosheniya i bezopasnost’. – 2022. – № 3 (3). – S. 168 – 174.

18.         Zvyagel’skaya I. Menyayushchiesya balansy // Svobodnaya mysl’. – 2009. – № 11 (1606). – S. 61 – 74.

19.         I prishel drakon: voz’met li Kitaj na sebya rol’ ODKB v Central’noj Azii. – URL: https://tj.sputniknews.ru/analytics/20180118/1024459577/voennaya-baza-postroyat-terrorizm-kitay-tadzhikistan.htm (data obrashcheniya: 17.05.2023).

20.         Ionova E.P. Ob ugroze terrorizma v Central’noj Azii // Rossiya i novye gosudarstva Evrazii. – 2015. – № 4 (29). – S. 60 – 71.

21.         Karpan V.V. «Bolevye tochki» Kirgizii s sopredel’nymi gosudarstvami, zapadnymi stranami i Kitaem // Sibirskij mezhdunarodnyj. – 2015. – № 17. – S. 80 – 82.

22.         Kitaj usilit antiterroristicheskoe sotrudnichestvo s Kyrgyzstanom. – URL: https://www.ritmeurasia.org/news—2016-08-31—kitaj-usilit-antiterroristicheskoe-sotrudnichestvo-s-kyrgyzstanom-25502 (data obrashcheniya: 17.05.2023).

23.         Kitajskij gambit: kuda ty idesh’, Podnebesnaya? Monografiya / Pod red. A.V. Bredihina. – M.: ANO CEMI, Arhont, 2020. – 86 s.

24.         Klimenko A.F. Vyzovy i ugrozy central’no-aziatskoj bezopasnosti i poziciya Kitaya // Kitaj v mirovoj i regional’noj politike. Istoriya i sovremennost’. – 2018. – T. 23. – № 23. – S. 77 – 91.

25.         Klimenko A.F. Strategicheskoe partnerstvo mezhdu Rossiej i Kitaem v Central’noj Azii i nekotorye puti sovershenstvovaniya regional’noj sistemy bezopasnosti // Problemy Dal’nego Vostoka. – 2005. – № 2. – S. 6 – 22.

26.         Kokoshina Z.A. Voenno-politicheskaya obstanovka v Central’noj Azii v kontekste obostreniya situacii v Afganistane // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 25: Mezhdunarodnye otnosheniya i mirovaya politika. – 2021. – T. 13. – № 4. – S. 43 – 80.

27.         Korotyshev A.P., Leushkin D.V., Sorokin A.S. Rol’ vneregional’nyh aktorov v formirovanii novoj geopoliticheskoj real’nosti Central’noj Azii // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya Vnutrennej Azii. – 2017. – № 2. – S. 19 – 32.

28.         Kuznecov V. Kitaj podklyuchilsya k bor’be s terrorizmom // Rossiya i musul’manskij mir. – 2005. – № 3. – S. 112 – 124.

29.         Kurylev K.P., Ramich M.S. Terrorizm v Central’noj Azii i Sin’czyan-Ujgurskom avtonomnom rajone Kitajskoj Narodnoj Respublike // Vestnik RGGU. Seriya: Evrazijskie issledovaniya. Istoriya. Politologiya. Mezhdunarodnye otnosheniya. – 2020. – № 2. – S. 91 – 102.

30.         Kuchumova E.V., Lyubina D.E. Vneshnepoliticheskie strategii Rossii v Central’noj Azii v postsovetskij period // Aktual’nye problemy sovremennoj politicheskoj nauki: Sbornik nauchnyh trudov. – SPb., 2020. – S. 138 – 152.

31.         Labenskij YA.V. Mirotvorcheskaya deyatel’nost’ ODKB v Central’noj Azii kak faktor obespecheniya bezopasnosti regiona // Rol’ Evropejskogo Soyuza v uregulirovanii sovremennyh mezhdunarodnyh konfliktov: sbornik statej. – M., 2020. – S. 48 – 58.

32.         Labenskij YA.V. Opyt ODKB v oblasti mirotvorchestva na primere obespecheniya bezopasnosti Central’noj Azii // Zakon i vlast’. – 2020. – № 3. – S. 26 – 31.

33.         Li Menlun, ZHen’ Mu. K voprosu o kitajsko-rossijskom gumanitarnom sotrudnichestve v ramkah SHOS // Arhont. – 2018. – № 6 (9). – S. 17 – 26.

34.         Makkambaev P.A. Sovremennoe sostoyanie formiruyushchejsya sistemy regional’noj bezopasnosti Central’noj Azii // Ekonomika Central’noj Azii. – 2021. – T. 5. – № 3. – S. 273 – 296.

35.         Malevich YU.I., YAo Czeni. Bor’ba s terrorizmom v ramkah SHanhajskoj organizacii sotrudnichestva: rol’ Kitaya i Rossii // Nauchnye trudy Belorusskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. – 2019. — S. 615 – 620.

36.         Mahfirati D. Problemy regional’noj bezopasnosti vo vneshnej politike Rossijskoj Federacii v Central’noj Azii // Vestnik Pedagogicheskogo universiteta. – 2020. – № 4 (87). – S. 271 – 275.

37.         Morozov YU.V. Central’naya Aziya kak oblast’ stolknoveniya interesov aktorov «treugol’nika» // Strategicheskij treugol’nik SSHA-KNR-RF: vyzovy i perspektivy bezopasnosti Rossii. Morozov YU.V., Batyuk V.I. – M., 2022. — S. 168 – 179.

38.         Negmatova SH.R. Interesy Rossii i Kitaya v regione Central’noj Azii // Vestnik Tadzhikskogo nacional’nogo universiteta. – 2021. – № 6. – S. 5. – 12.

39.         Novikov S.V., Tursunov T.H. Rossiya i strany Central’noj Azii – sostoyanie i perspektivy geopoliticheskogo sotrudnichestva // Vestnik Tadzhikskogo nacional’nogo universiteta. – 2022. – № 3. – S. 5 – 10.

40.         Permyakov L.A. Sopryazhennost’ interesov Rossijskoj Federacii i KNR v Central’noj Azii // Evrazijskij zhurnal regional’nyh i politicheskih issledovanij. – 2022. – № 2 (23). – S. 59 – 66.

41.         Putin zayavil, chto ugroza Kazahstanu byla vyzvana ne stihijnymi protestami. 10 yanvarya 2022. – URL: https://tvzvezda.ru/news/20221101128-02et4.html (data obrashcheniya: 12.05.2023).

42.         Rahimov H. Politicheskoe i ekonomicheskoe sotrudnichestvo Tadzhikistana i Kitaya v ramkah SHOS. CHast’ I. – URL: http://www.ru.journal-neo.com/print/2752 (data obrashcheniya: 17.05.2023).

43.         Salimov F.N., Dostieva A. Perspektivy dvustoronnego vzaimodejstviya Rossii i Kitaya v sfere regional’noj bezopasnosti v Central’noj Azii // Prioritetnye napravleniya i perspektivy mnogovektornoj politiki Respubliki Tadzhikistan v sovremennyh usloviyah: Materialy respublikanskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. – Dushanbe: Tadzhikskij nacional’nyj universitet, 2019. – S. 204 – 213.

44.         Selivanova I.F. Problemy bezopasnosti Evrazii i perspektivy razvitiya ODKB // Rossiya i novye gosudarstva Evrazii. – 2012. — № 3 (16). – S. 21 – 35.

45.         Semchenkov A.S., Nesolenaya A.K. Islamistskie organizacii v stranah Central’noj Azii i bezopasnost’ ekonomicheskogo poyasa SHelkovogo puti // Vestnik Rossijskoj nacii. – 2018. – № 3 (61). – S. 214 – 227.

46.         Stepanov A.S., Nguen M.M. Ekonomicheskoe i voennoe sopernichestvo SSHA, Kitaya i Rossii v Central’noj Azii // Rossiya i Amerika v HKHI veke. – 2017. – № 1. – S. 9.

47.         Strategiya nacional’noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii, utverzhdennaya Ukazom Prezidenta RF ot 2 iyulya 2021 g. № 400. – URL:  http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (data obrashcheniya: 12.05.2023).

48.         Syaofen’ C. Konceptual’nye podhody Rossii i Kitaya v Central’noj Azii: skhodstvo i razlichiya // Problemy postsovetskogo prostranstva. – 2015. – № 4 (6). – S. 74 – 83.

49.         Temirhanova A.E. Vzaimodejstvie stran Central’noj Azii i Rossii v bor’be s mezhdunarodnym terrorizmom // Voprosy politologii. – 2018. – T. 8. – № 3 (31). – S. 112 – 117.

50.         Uzbekistan i Kitaj provodyat obshchie antiterroristicheskie ucheniya. – URL: https://eadaily.com/ru/news/2019/05/07/uzbekistan-i-kitay-provodyat-obshchie-antiterroristicheskie-ucheniya (data obrashcheniya: 17.05.2023).

51.         Usenbaeva ZH.R., Abirova A.Y. Osobennosti vzaimootnoshenij Kitajskoj Narodnoj Respubliki i gosudarstv Central’noj Azii v ramkah regional’nyh mezhdunarodnyh organizacij // Nauka, novye tekhnologii i innovacii Kyrgyzstana. – 2022. – № 1. – S. 191 – 195.

52.         Hanaliev N.U. Faktory dlya peresmotra statusa gosudarstv postsovetskogo prostranstva v kachestve strategicheskih partnerov Rossii // Teoriya i praktika politicheskih issledovanij. – 2022. – T. 11. – № 1A. – S. 183 – 194.

53.         Cyu S. Sotrudnichestvo KNR i RF v ramkah SHOS v sfere obespecheniya bezopasnosti // Etnosocium i mezhnacional’naya kul’tura. – 2015. – № 10 (88). – S. 144 – 151.

54.         Cyu Syaofen’. Sotrudnichestvo KNR i RF v ramkah SHOS v sfere obespecheniya bezopasnosti // Etnosocium i mezhnacional’naya kul’tura. – 2015. – № 10 (88). – S. 144 – 151.

55.         CHzhun YAn’, CHzhan’ Kun’. Issledovanie sudebnoj praktiki realizacii ugolovnoj politiki «zhestkogo udara po terrorizmu» v Kitae // Aktual’nye problemy bor’by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami. – 2018. – № 16-1. – S. 300 – 302.

56.         CHung M. SHanhajskaya organizaciya sotrudnichestva i problemy bezopasnosti Central’noj Azii // Vestnik MGIMO Universiteta. – 2011. – № 2 (17). – S. 89 – 95.

57.         SHiryaev B.A., Fedorov N.V. Kitaj i strany Central’noj Azii: voenno-strategicheskij aspekt otnoshenij // Evrazijskaya integraciya: ekonomika, pravo, politika. – 2012. – № 11. – S. 144 – 148.

58.         SHOS. – URL: https://odkb-csto.org/international_org/sco/ (data obrashcheniya: 17.05.2023).

59.         YUnyushkina A.S., Pon’ka T.I., SHapovalova K.A. Konkurenciya mirovyh derzhav v Central’noj Azii // Mezhdunarodnye otnosheniya. – 2021. – № 2. – S. 40 – 54.

Информация об авторе:

А.С. Линьков, специалист по кадрам 1-й категории Отдела мониторинга работы персонала Департамента развития человеческих ресурсов Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. ул. Миклухо-Маклая, 10–2, Москва, Россия, 117198.


Information about the author:

A.S. Linkov, HR Specialist of the 1st category of the Monitoring Department for the Development Department of the human resources, Peoples’ Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba. Miklukho-Maklaya st., 10–2, Moscow, Russia, 117198.

Добавить комментарий

Войти с помощью: