Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Совершенствование инструментов и методов регулирования системы мер государственной поддержки агропредприятий

Сельское хозяйство является основой продовольственного обеспечения граждан, и, как следствие, основой продовольственной независимости государства, что позволяет признать его одной из стратегически важных отраслей страны. Вместе с тем, в ряде государств и регионов сельское хозяйство является дотационной отраслью и существует во многом, за счет субсидий и проектов государственной поддержки. Необходимость поддержки отрасли сельского хозяйства в данном ключе объективна, объективность содержится в экономической природе отрасли, отличии положения сельскохозяйственной продукции на рынке от продукции иных участников рынка, в частности, имеет значение тот факт, что в силу объективных причин отрасль сельского хозяйства в условиях свободных рыночных отношений неконкурентоспособно по отношению к другим отраслям экономики.

Ключевые слова: нормативно-правовая база, сельское хозяйство, государство, государственная поддержка, субсидии, государственное регулирование, управление.

IMPROVEMENT OF TOOLS AND METHODS OF REGULATION OF THE SYSTEM OF STATE SUPPORT MEASURES FOR AGRICULTURAL ENTERPRISES

Abstract. Agriculture is the basis of the food supply of citizens, and, as a result, the basis of the food independence of the state, which makes it possible to recognize it as one of the strategically important sectors of the country. At the same time, in a number of states and regions, agriculture is a subsidized industry and exists largely due to subsidies and state support projects. The need to support the agricultural sector in this way is objective, objectivity is contained in the economic nature of the industry, the difference in the position of agricultural products on the market from the products of other market participants, in particular, the fact that due to objective reasons, the agricultural sector is uncompetitive in terms of free market relations in relation to other sectors of the economy is important.

Keywords: regulatory framework, agriculture, state, state support, subsidies, state regulation, management.

Отрасль сельского хозяйства для каждого государства, и в особенности, для Российской Федерации, имеющей огромные площади для размещения агропредприятий, является приоритетной при формировании и развитии хозяйственной системы страны. В рамках решения задач аграрной политики государства Правительством Российской Федерации принимается ряд мер по экономической стабилизации и устойчивому развитию в стране агропромышленного комплекса. В частности, совершенствуется нормативная база, регулирующая отдельно взятые направления развития отрасли сельского хозяйства, и создаются государственные и региональные программы развития.

Это обусловило возникновение ряда трудностей для органов исполнительной власти в регионах, в том числе и при реализации мер государственной поддержки [3]. Кроме того, если предыдущая редакция Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», действующая до 2004 года, устанавливала в общем виде правовые основы применения мер экономического воздействия на агропромышленное производство со стороны государства, то последующая, современная, редакция Закона регламентирует процесс урегулирования отношений в области развития отрасли сельского хозяйства [1]. Сравнивая две редакции Закона «О развитии сельского хозяйства» достаточно сложно говорить о преемственности этих нормативных актов или их последовательности, так как, содержание Закона и поставленные перед ним задачи в значительной степени изменились.

С принятием нового Закона «О развитии сельского хозяйства» начинается новый период становления системы нормативного регулирования государственной поддержки отрасли. Принимается к реализации приоритетный национальный проект «Развитие АПК», позднее разработана Государственная программа федерального уровня, предусматривающая развитие в целом сельского хозяйства и правовое регулирование рынков сбыта сельскохозяйственной продукции на 2018 – 2020 годы, и продленная до 2025 года. В перечисленных документах определена правовая база государственной политики в сфере развития сельского хозяйства, как необходимого элемента социально-экономической политики государства. В частности, установлены основные цели и принципы государственной аграрной политики, выявлены главенствующие направления государственной поддержки, а также, установлена обязанность государства финансировать сельское хозяйство субсидиями бюджета федерального уровня и региональных бюджетов.

В продолжение установившейся положительной тенденции развития отрасли Министерством сельского хозяйства России разработаны ключевые цели программы развития сельского хозяйства, основными из которых являются обеспечение в стране продовольственной безопасности, формирование инвестиционной привлекательности отрасли сельского хозяйства, развитие доходности, комплексное развитие социальной инфраструктуры села.

В рамках программы были осуществлены мероприятия, направленные на сельское социальное и экономическое развитие, которые в полном объеме отражены в Федеральной программе «Социальное развитие села до 2013 года» (продленной до 2020 года) [2]. Помимо указанной программы были приняты, и реализуются по настоящее время, иные нормативные документы, а именно: Концепция федеральной программы «Устойчивое развитие сельских территорий на период 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и Федеральная программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года».

Несмотря на обязательное присутствие бюджетного компонента, следует отметить, что в 2014 году планировалось и реализовано сокращение финансирования многих направлений агропромышленного комплекса и развития села (8,99 млрд. руб. вместо 9 млрд. руб.). При этом, совокупные расходы на сферу сельского хозяйства в этот период, по оценкам экспертов, сократились на 25,4 млрд. руб. [4]. С целью нивелирования сокращения размера субсидий, выделяются средства из резервного фонда, однако, это не решает проблему в полной мере.

В системе мер государственной поддержки отрасли сельского хозяйства выделяются два взаимосвязанных аспекта: внешний, который предусматривает переход к общим правилам торгово-экономических связей в условиях требований ВТО, и внутренний, связанный с проблемами в аграрной сфере.

В соответствии с существующим в настоящее время порядком получения субъектам Федерации субсидий из федерального бюджета, необходимо заключить ряд соглашений с Министерством сельского хозяйства. Кроме того, договоры на получение субсидий должны быть заключены между сельскохозяйственными организациями и региональными властями, управляющими сельским хозяйством. Следует отметить, что правовая природа подобных договоров имеет комплексный характер, что затрудняет процесс правового регулирования и регламентации их условий. Причина затруднения заключается в том, что договора интегрируют нормы различных отраслей права – гражданского и административного, кроме того, они учитывают специфические нормы права, регулирующие правоотношения в сельском хозяйстве. В силу того, что путем закреплённых в подобных договорах условий предприятиям агропромышленного комплекса гарантируется право получения финансовых средств на развитие, их можно рассматривать в качестве обязательного элемента правового регулирования мер государственной поддержки [7].

Следует отметить, что в связи с тем, что земли сельскохозяйственного назначения, в большинстве случаев, расположены в отдалении от административных центров субъектов Федерации, нормативное регулирование их использования, охраны и извлечения пользы (предпринимательства) осуществляется органами местного самоуправления сельских поселений.

В частности, одновременно с развитием экономики и ускорения темпов экономического роста формировалась система управления на предприятиях и в организациях, проводились новые исследования в данной области, осуществлялись новые подходы в управлении.

Предыдущий этап развития менеджмента называют этапом стратегического планирования, а последний – стратегическим менеджментом в реальном времени. Внедрение систем стратегического менеджмента на отечественных предприятиях АПК происходит достаточно медленно. Кроме того, предприятия АПК не дают мгновенную прибыль, как правило, они окупают вложения через 5-10 лет работы. [6]

В качестве косвенной причины появления теневой экономики можно выделить незащищенность прав собственности современных фермеров и предпринимателей в сфере АПК вследствие недостаточной детальной проработки земельного законодательства, и, в частности, неопределенного правового статуса земель сельскохозяйственного назначения. Это порождает у предпринимателей психологию временщика и несерьезное отношение к делу. Подобное хозяйственное поведение возникает еще и вследствие того, что права собственности могут быть нарушены в любой момент и ни законодательство, ни правоприменительная практика не гарантируют их надежную защиту, следовательно, предприниматель пытается использовать имеющиеся возможности по максимуму: избегать уплаты налогов, увеличивать всеми способами свою прибыль.

Кроме того, к косвенной причине можно отнести политическую нестабильность, также стимулирующую психологию временщика. Некоторый хаос привнесли антироссийские санкции и обсуждаемые в последнее время вопросы их продления, либо введения дополнительных. Безусловно, от того факта, поступает ли на российский рынок иностранная сельскохозяйственная продукция, напрямую зависит прибыль отечественных агропредприятий. Исторические данные свидетельствуют о том, что в периоды политической нестабильности теневая экономика развивается очень активно, а официальная, напротив, останавливается в развитии. Причем объем официальных экономических отношений уменьшается не только за счет распространения теневого сектора, но и по причине сокращения интенсивности официальной экономической деятельности до наступления более стабильных времен [5].

Специфика деятельности сельхозпредприятий, а также устаревшие системы управления как в целом деятельностью предприятия, так и его финансовыми потоками требуют от современной законодательной системы дополнительного нормативного регулирования финансовой деятельности, в том числе и с помощью различных форм государственной поддержки.

Библиографический список

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (с изменениями и дополнениями) [электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/12151309/ (дата обращения 16.02.2022)
  2.  Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. N 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» (с изменениями и дополнениями) [электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/2159191/#friends (дата обращения 16.02.2022)
  3. Галиновская Е. А. Основные правовые проблемы государственного регулирования агропромышленного комплекса России // Журнал российского права. -2019. — № 8. — С. 68-70.
  4. Крестьянские ведомости – газета агробизнеса [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.agronews.ru/.
  5. Неформальная экономика. Россия и мир.(переиздание) – Под ред. Т.В. Шанина. М. ЭКСМО, 2011
  6. Овсянников И.П. Теневая экономика: учеб. пособие / ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2015. – 160 с.
  7. Ушачев И. Г. Актуальные направления совершенствования аграрной политики России / И. Г. Ушачев, А. Ф. Серков, В. В. Маслова, В. С. Чекалин.// АПК: Экономика, управление. – 2019. – № 3. – (Аграрная политика: проблемы и решения). – С. 4-16.
  8. Черданцев В.П. Государственная поддержка сельского хозяйства как фактор развития отрасли// Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер» 17 января 2021, [электронный ресурс] – Режим доступа:  http://inter-legal.ru/gosudarstvennaya-podderzhka-selskogo-hozyajstva-kak-faktor-razvitiya-otrasli

Информация об авторе:

Черданцев Вадим Петрович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова, профессор кафедры экономики и менеджмента Пермского филиала РАНХиГС

Information about the author:

Cherdantsev Vadim Petrovich — Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Management of the Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov, Professor of the Department of Economics and Management of the Perm Branch of the RANEPA

Добавить комментарий

Войти с помощью: