В прошлом году «бум» рынка невзаимозаменяемых токенов, представляющих собой доказательство права собственности на уникальную цифровую версию базового актива заставил обратить на данную технологию внимание как энтузиастов и «майнеров», так и ИТ-специалистов, юристов, и все мировое сообщество в целом. NFT обещали защитить права создателей цифровых объектов (искусства и иного контента) на свои произведения, защитить права покупателей таких производителей и позволить зарабатывать пользователям на покупке/продаже таких активов.
И хотя сами отношения развивались, правовое регулирование, в том числе, международно-правовое регулирование подобных отношений, остается в зачаточном состоянии, что негативно сказывается на подобном рынке.
В данной статье авторы проводят ретроспективный анализ возникновения и применения NFT и актуальный анализ нормативно-правового регулирования NFT в различных юрисдикциях. Авторы, однако, сознательно, не рассматривают аспекты, связанные с так называемой «крипто-зимой», надвигающейся на рынки цифровых активов с середины 2022г., так как причины и последствия подобных явлений требуют отдельного всестороннего исследования. К тому же авторы убеждены, что несмотря на «провалы» крипто-рынков в широком понимании, сами по себе отношения, рассматриваемые в данной статье, не исчезнут как явление, а лишь займут свою нишу в мировой экономике.
Ключевые слова: блокчейн, NFT, цифровизация, цифровые активы, правовое регулирование.
Annotation: last year, the “boom” in the market for non-fungible tokens, which are proof of ownership of a unique digital version of the underlying asset, made this technology attract the attention of both enthusiasts and “miners”, as well as IT specialists, lawyers, and the entire world community as a whole. NFT promised to protect the rights of creators of digital objects (art and other content) to their works, protect the rights of buyers of such producers and allow users to earn money by buying / selling such assets.
And although the relations themselves have developed, legal regulation, including international legal regulation of such relations, remains in its infancy, which negatively affects such a market.
In this article, the authors conduct a retrospective analysis of the emergence and use of NFTs and an up-to-date analysis of the legal regulation of NFTs in various jurisdictions. The authors, however, consciously do not consider aspects related to the so-called “crypto winter” approaching the digital asset markets from mid-2022, since the causes and consequences of such phenomena require a separate comprehensive study. In addition, the authors are convinced that despite the “failures” of crypto markets in the broadest sense, the relationships considered in this article will not disappear as a phenomenon, but will only take their niche in the global economy.
Key words: blockchain, NFT, digitalization, digital assets, legal regulation.
Введение.
Развитие цифровизации экономик (национальных и мировой в целом) ставит перед специалистами все новые вызовы. Это касается и правового регулирования новых явлений и отношений. Начиная с конца 2000-х годов перед мировым сообществом встал вопрос и регулировании технологий блокчейн (blockchain) в различных сферах человеческой деятельности. За последние 10 лет в этом отношении выработались определенные мировые подходы:
- По сути мировое сообщество пришло к выводу, что как такового регулирования самой технологии блокчейн не требуется, в отличие, например, от технологий искусственного интеллекта (ИИ), где постоянно идет работа по выработке универсальных норм и принципов по созданию и использованию подобных технологий.
- Различные государства на национальном уровне вводили те или иные нормы, регулирующие отдельные аспекты и виды применения технологий блокчейн. В первую очередь речь идет о так называемых «цифровых активах» (криптовалюта) и смарт-контрактах. Понимание необходимости создания правовой базы для регулирования криптовалют логично вылилось из того факта, что именно такие активы стали широко применяться в незаконной деятельности (отмывание денег, оплата нелегальных товаров и услуг, спонсирование террористических организаций и т.п.).
- Так же государств, безусловно, заинтересованы в получении налогов с оборота цифровых активов и активности специальных бирж, при условии, что подобная деятельность в первую очередь разрешена на национальном уровне.
Однако, развитие технологий продолжается и на основе все того же блокчейн появляется новый цифровой актив — невзаимозаменяемый токен или NFT (англ. non-fungible token, далее — NFT).
Сами по себе NFT не являются совсем новым видом технологии, а представляют из себя, что следует из названия – токены. Изначально они появились на основе смарт-контрактов на базе Эфира (Ethereum) в 2017 году[1]. Но с 2021 года рынок NFT взорвался колоссальным ростом со сделками в миллионы долларов США за один NFT.
Понятие NFT
Давайте разберемся поподробнее, что из себя представляет NFT. Лаборатория Касперского предлагает следующее определение NFT: «NFT – это цифровой эквивалент коллекционных предметов: вместо получения самого произведения искусства для демонстрации покупатель приобретает цифровой файл, дающий ему эксклюзивное право собственности, поскольку единовременно у NFT может быть только один владелец. Уникальные данные, связанные с каждым NFT, позволяют подтвердить право собственности. Владельцы и создатели также могут хранить в NFT определенную информацию, например, в метаданных NFT для статьи может содержаться подпись автора или владельца»[2]. Когда кто-то создает NFT, он, тем самым, создает цифровую подпись какой-либо работы, которая, поскольку строится с использованием блокчейн систем, не может быть в последствии отредактирована или удалена, является доступной публично (любой пользователь системы в любой момент времени может проверить эту «подпись» и другие записи) и, в связи с этим, подтверждает «исключительные права»[3] на саму работу. Кроме того, можно проследить всю историю сделок с данной работой и покупателей (хотя здесь имеется ряд ограничений).
Хотя изначально NFT появились и главное получили свою популярность как «гарантии» владения цифровыми активами, в последствии также стали появляться проекты, предусматривающие оцифровку физических активов с последующим создание NFT[4]. Правда на эту тему можно развернуть отдельную дискуссию, связанную с тем, что понимать под существующим в физическом мире активом, его цифровой копией, оригинальностью и т.п.
Покупка и продажа NFT, связанных с цифровыми активами (картинка, видео, сообщение в социальной сети и т.п.) по сути создали новый крупный рынок с огромным потоком доходов. В данном контексте NFT выступает в роли гаранта происхождения цифрового актива[5].
Возвращаясь к оцифрованным версиям физических активов (например, картины), ее автор, благодаря NFT получает возможность заработать на своей картине еще раз (NFT он продает одному покупателю, а саму картину — другому). Причем такой заработок может быть многократным, так как никто не запрещает автору создать неограниченной количество NFT одной и той же картины. Хотя, в данном случае, каждая из них в отдельности будет стоить на порядок меньше.
Актуальные проблемы NFT
В этой работе мы не будем подробно рассматривать все существующие проблемы, связанные с NFT, а остановимся на самых крупных и серьезных.
Крипто-энтузиасты и владельцы NFT активно настаивают на позиции, что при покупке NFT передается право собственности покупателю. Остановимся на том варианте, что это действительно так. Даже в этом случае речь совершенно не идет о передаче авторских прав на купленное произведение (базовый актив). В саму первую очередь это выливается в то, что владелец NFT не может, например, запретить кому-либо копировать его базовый актив в сети интернет и использовать в собственных интересах.
Другой проблемой является то, что фактически покупатели NFT приобретают строчку компьютерного кода, хранящегося в блокчейн системе, а не какой-либо актив непосредственно.
Как и в случае с криптовалютой очень остро встаёт вопрос о налоговом регулирование подобных сделок.
И в последнюю очередь отметим, что в подавляющем большинстве сделка с NFT осуществляется с помощью криптовалюты, что автоматически подтягивает к вопросу все существующие проблемы, связанные с регулированием криптовалют.
Не стоит также забывать и возможностях отмывания денег при помощи NFT. Данный рынок может привлекать нелегальные сегменты для отмывания денег в первую очередь из-за огромных сумм, которые выплачиваются за NFT в некоторых случаях.
Если же мы будем говорить о передаче исключительных прав на произведение, то следует отметить, что для работы NFT необходимо наличие двух факторов (желательно именно двух сразу): признание NFT на национальном уровне не только цифровым активом, но и именно как способом подтверждения права собственности на цифровой актив; наличие вменяемой судебной практики, где владельцы NFT защищали бы свои «активы» от различных посягательств.
Все обозначенные проблемы обращают на себя внимание не только исследователей и финансовых регуляторов, но и органов по защите прав потребителей различных государств. Однако, практика от государств к государству варьируется.
Регулирование NFT в зарубежных юрисдикциях
Предлагаем начать с Китая. Следует напомнить, что криптовалюты в Китае находятся под запретом, правда до недавнего времени под этот запрет не подпадали NFT, так на законодательном уровне они не признаются криптовалютой или цифровым активом подобного рода. Однако совсем недавно Правительство Китая начало смотреть в сторону и этого рынка. Так, три крупных ассоциации Центрального Банка КНР совместно приняли инициативу по предотвращению финансовых рисков, связанных с NFT. Хотя инициатива не является нормативным актов и, следовательно не имеет юридической силы, тем не менее, данный факт является четким сигналом. Данная инициатива вводит «кодекс поведения» в отношении NFT активов: NFT не рассматриваются в Инициативе как криптовалюты или виртуальные валюты. Однако в соответствии с Инициативой следует соблюдать следующий кодекс поведения; не включать ценные бумаги, страхование, кредиты, драгоценные металлы и другие финансовые активы в качестве базовых статей NFT, чтобы предотвратить выпуск финансовых продуктов или торговлю ими по существу; не ослаблять невзаимозаменяемые характеристики NFT; не предоставлять централизованные транзакции; не использовать виртуальные валюты, такие как Биткойн, Эфириум и Тетер, в качестве инструментов ценообразования и расчетов для выпуска и торговли NFT; проводить аутентификацию настоящих имен сторон, выпускающих, продающих и покупающих, и должным образом сохранять информацию о личности клиента и записи о выпуске и торговле NFT, а также активно сотрудничать с работой по борьбе с отмыванием денег; а также не инвестировать в NFT прямо или косвенно, а также не оказывать финансовую поддержку инвестициям в NFT. Кроме того, в начале июля 2022 года Правительство КНР выступило с инициативой о создании рынка NFT, но без участия криптовалют, а также под полным контролем со стороны регулирующих органов государства[6].
Рассмотрим в качестве примера Японию. Хотя Япония является одной стран с самым развитым уровнем регулирования цифровых активов, в частности криптовалют, тем не менее, в настоящее время в Японии нет отдельного закона, который бы напрямую регулировал NFT. Однако, если деньги или другие активы передаются обладателю NFT, весьма вероятно, что NFT будет подпадать под определение «ценных бумаг» в соответствии со статьей 2.1 Финансовых инструментов и Закона об обмене Японии[7]. На сегодняшний день Япония создала специальную рабочую группу по развитию политики в отношении NFT, которая собирает информацию у бизнес-структур, исследователей и энтузиастов[8].
Регулирование NFT в России
Как и в большинстве юрисдикций мира, самой большой проблемой использования NFT в РФ является отсутствие специализированной правовой базы. И хотя в 2020 году был принят Федеральный закон 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» он не имеет в себе специального правового режима NFT.
Ввиду отсутствия специального правового регулирования нам нужно ответить на вопрос, можем ли применять имеющиеся нормы в вопросах регулирования NFT. Если ориентироваться на гражданское законодательство РФ, то самым логичным представляется отнесение NFT к категории «иного имущества». Например, в своей работе, посвященной правовому регулированию NFT в России Брисов Ю.В. и Победкин А.А. приводят следующее обоснование: «…с учетом системного, телеологического толкования положений гражданского законодательства об имуществе, к тем токенам NFT, которые не наделяют своего обладателя особыми правами (кроме обычных прав владения, пользования и распоряжения токеном), применяются положения ст. 128 ГК РФ об «ином имуществе»[9].
В данной контексте следует вернуться к тому, о чем было сказано в начале настоящей статьи касательно тех прав, которые включает в себя NFT. Статья 128 ГК РФ заключает следующее: «К объектам гражданских прав относятся вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), иное имущество, в том числе имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права); результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага»[10]. Исходя из смысла определения NFT «иное имущество» в виде цифровых прав и охраняемых результатов интеллектуальной собственности. Но NFT не является объектом интеллектуальной собственности, как уже говорилось ранее, это лишь строчка кода, говорящая о принадлежности того или иного объекта интеллектуальной собственности конкретному человеку.
Выводы
В заключении, кроме непосредственно подведения итогов, хотелось бы так же упомянуть о том, что на сегодняшний день в международном праве так же нет норм и источников, регулирующих отдельно именно NFT. По сути, лишь отдельные аспекты этих технологий подпадают под такие акты, как, например, европейская директива по борьбе с отмыванием денег. Учитывая современную политическую конъектуру говорить о скорой совместной выработке единых подходов к NFT также, не приходится. Тем не менее, когда ситуация выйдет на новый виток, а крипто-зима закончиться, эти вопросы все равно будут вставать перед международным сообществом.
Если же говорить о национальных попытках регулирования NFT, то самым важным вопросом для всех государств становится создание определения и правового статуса таких активов. Только в таком случае можно будет говорить о какой-либо правовой защите таких активов, по обеспечению безопасности при работе с ними, и получении выгод самими государствами в виде налогов.
Исходя из всего вышесказанного можно предложить два конкретных пути по легализации NFT:
А. признание NFT самостоятельным активом, имеющим собственную ценность в гражданском обороте, и отнесение его к категории цифровых прав в соответствии со ст. 128 ГК РФ, а не к интеллектуальной собственности;
Б. создание правовой основы для учета цифровых активов, в которой NFT будет выполнять функцию записи в реестре о правах конкретного лица на конкретную вещь. Об этом мы говорили в самом начале. Такой подход позволит использоваться NFT как легальный гарант права собственности на цифровой актив.
С точки зрения международного права также представляется внесение NFT в существующие конвенции об авторских правах и интеллектуальной собственности именно в качестве гаранта права собственности[11].
Список документов и литературы:
- Atsushi Igarashi, Haruo Narimato, NFT regulation in Japan// Asia Business Law journal, 1 December 2021. [Электронный ресурс] // URL: https://law.asia/nft-regulations-japan/ (дата последнего обращения 15.07.2022).
- Bodó, B., Giannopoulou, A., Quintais, J., & Mezei, P. (2022). The Rise of NFTs: These Aren’t the Droids You’re Looking For. European Intellectual Property Review. [Электронный ресурс] // URL: https://ssrn.com/abstract=4000423 (дата последнего обращения 13.06.2022).
- Брисов Ю.В., Победкин А.А., Правовой режим NFT (non-fungible token) в России: как работать в отсутствие специального законодательного регулирования? // Digital Law journal, М. Том 3, № 1, 2022. [Электронный ресурс] // URL: https://www.digitallawjournal.org/jour/article/view/93?locale=ru_RU (дата последнего обращения 15.07.2022).
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Система КонсультантПлюс [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/f7871578ce9b026c450f64790704bd48c7d94bcb/ (дата последнего обращения 15.07.2022).
- Корнеев, А. Что такое NFT-токены. И при чем тут Бэнкси : [арх. 4 марта 2021] // РБК Крипто. — 2021 [Электронный ресурс] // URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/6040cd429a7947281adb5a94 (дата последнего обращения 13.06.2022).
- Официальный сайт Artnet News: How the Chinese Government Is Trying to Reinvent the NFT Market Without Cryptocurrency—and With State Control Instead [Электронный ресурс] // URL: https://news.artnet.com/market/china-nft-market-2137934 (дата последнего обращения 15.07.2022).
- Официальный сайт Block-chain 24: Правящая партия Японии запускает рабочую группу NFT, наблюдать за развитием этого сектора [Электронный ресурс] // URL: https://www.block-chain24.com/news/novosti-nft/pravyashchaya-partiya-yaponii-zapuskaet-rabochuyu-gruppu-nft-nablyudat-za-razvitiem (дата последнего обращения 15.07.2022).
- Официальный сайт Лаборатории Касперского: Как не стать жертвой мошенничества с NFT? [Электронный ресурс] // URL: https://www.kaspersky.ru/resource-center/preemptive-safety/how-to-avoid-nft-scams (дата последнего обращения 13.06.2022).
- Официальный сайт РБК: Эрмитаж продал NFT-токены картин из своей коллекции на 32 млн рублей [Электронный ресурс] // URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/61376bd99a7947185cd5d967 (дата последнего обращения 13.06.2022).
Информация об авторах:
Остроухов Николай Викторович, д.ю.н., профессор кафедры международного права юридического института Российского университета дружбы народов.
Дементьев Андрей Андреевич, к.ю.н., доцент кафедры международного права юридического института Российского университета дружбы народов.
Information about the authors:
Ostroukhov Nikolai Viktorovich, Doctor of Law, Professor of the Department of International Law of the Law Institute of the Peoples’ Friendship University of Russia.
Dementev Andrey Andreevich, Ph.D. in Law, Associated Professor of the Department of International Law of the Law Institute of the Peoples’ Friendship University of Russia.
[1] Корнеев, А. Что такое NFT-токены. И при чем тут Бэнкси : [арх. 4 марта 2021] // РБК Крипто. — 2021 // URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/6040cd429a7947281adb5a94 (дата последнего обращения 13.06.2022).
[2] Официальный сайт Лаборатории Касперского: Как не стать жертвой мошенничества с NFT? // URL: https://www.kaspersky.ru/resource-center/preemptive-safety/how-to-avoid-nft-scams (дата последнего обращения 13.06.2022).
[3] Вопрос реальности таких прав и возможности их приобретения будут рассмотрены далее.
[4] Официальный сайт РБК: Эрмитаж продал NFT-токены картин из своей коллекции на 32 млн рублей// URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/61376bd99a7947185cd5d967 (дата последнего обращения 13.06.2022)
[5] Bodó, B., Giannopoulou, A., Quintais, J., & Mezei, P. (2022). The Rise of NFTs: These Aren’t the Droids You’re Looking For. European Intellectual Property Review // URL: https://ssrn.com/abstract=4000423 (дата последнего обращения 13.06.2022).
[6] Официальный сайт Artnet News: How the Chinese Government Is Trying to Reinvent the NFT Market Without Cryptocurrency—and With State Control Instead//URL: https://news.artnet.com/market/china-nft-market-2137934 (дата последнего обращения 15.07.2022).
[7] Atsushi Igarashi, Haruo Narimato, NFT regulation in Japan// Asia Business Law journal, 1 December 2021. URL: https://law.asia/nft-regulations-japan/ (дата последнего обращения 15.07.2022).
[8] Официальный сайт Block-chain 24: Правящая партия Японии запускает рабочую группу NFT, наблюдать за развитием этого сектора// URL: https://www.block-chain24.com/news/novosti-nft/pravyashchaya-partiya-yaponii-zapuskaet-rabochuyu-gruppu-nft-nablyudat-za-razvitiem (дата последнего обращения 15.07.2022).
[9] Брисов Ю.В., Победкин А.А., Правовой режим NFT (non-fungible token) в России: как работать в отсутствие специального законодательного регулирования? // Digital Law journal, М. Том 3, № 1, 2022. // URL: https://www.digitallawjournal.org/jour/article/view/93?locale=ru_RU (дата последнего обращения 15.07.2022).
[10] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Система КонсультантПлюс // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/f7871578ce9b026c450f64790704bd48c7d94bcb/ (дата последнего обращения 15.07.2022).
[11] Например, Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г.