Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Современный мировой опыт и перспективы внедрения электронной торговой площадки в систему государственных заказов

Развитие электронной торговой площадки за счет внедрения инновационных технологий с одной стороны является естественным процессом, влекущим за собой как позитивные, так и негативные последствия. С одной стороны, развитие инновационных технологий приведут к улучшению качества обслуживания заказчиков и поставщиков, поспособствуют к развитию конкуренции на рынке, позволят установить справедливые рыночные цены путем минимизации наценки. Развитие и совершенствование системы государственных закупок приводят к необходимости технологических изменений, развитию большей гибкости от системы закупок на электронных торговых площадках.

Ключевые слова: мировой опыт,нормативно-правовая база,государственный заказ, контент, электронные торги, электронная торговая площадка, цифровая трансформация, инновационные технологии

MODERN WORLD EXPERIENCE AND PROSPECTS FOR THE INTRODUCTION OF AN ELECTRONIC TRADING PLATFORM INTO THE SYSTEM OF STATE ORDERS

Abstract. On the one hand, the development of an electronic trading platform through the introduction of innovative technologies is a natural process that entails both positive and negative consequences. On the one hand, the development of innovative technologies will lead to an improvement in the quality of customer and supplier service, will contribute to the development of competition in the market, will allow setting fair market prices by minimizing margins. The development and improvement of the public procurement system leads to the need for technological changes, the development of greater flexibility from the procurement system on electronic trading platforms.

Keywords: state order, content, electronic trading, electronic trading platform, digital transformation, innovative technologies

Рассматривая международный опыт стимулирования инновационного производства компаний с государственным участием, следует указать на то, что наибольшие объемы электронной торговли наблюдаются в США, Австралии, Новой Зеландии, Франции, Индии, Корее и Канаде, что позволяет сделать вывод о развитости правового регулирования электронной коммерции в этих странах и возможности использования опыта этих стран.

В России, в отличие от других стран, не закреплено понятие электронной торговли или электронной коммерции и не существует отдельного нормативно — правового акта, регулирующего электронную торговлю в целом. Электронные сделки в нашей стране регулируются Гражданским кодексом, Законом о защите прав потребителей, а также отдельными Постановлениями Правительства РФ. [5]

Для работы электронной торговой площадки (ЭТП) одним из наиболее актуальных вопросов нормативно- правового регулирования является распределение ответственности за размещенный на площадке контент. Несмотря на то, что ЭТП выступают посредником, оказывающим услуги по размещению информации на площадке о товарах, услугах и продавцах, они имеют техническую возможность блокировать доступ в случае обнаружения неправомерной информации.

Перенесение ответственности за распространение информации на своих ресурсах на ЭТП является естественным процессом развития нормативно-правовой базы защиты прав и интересов предприятий. Так, при отсутствии подобной ответственности, потребители или третьи лица не могут доказать неправомерность размещенной информации, например, в случае нарушения авторских прав или защиты прав потребителей. Однако с целью снижения риска ответственности за действия третьих лиц, электронные торговые площадки вынуждены повышать стоимость своих услуг [2].

Таким образом, существует необходимость более детального исследования регулирования вопроса распределения ответственности между электронной торговой площадкой, заказчиками и исполнителями

Вопрос ограничения ответственности за размещенную на ЭТП информацию был впервые рассмотрен в США. Так, законодательство этой страны полностью исключает ответственность электронной торговой площадки за информацию, размещенную на платформе, поскольку она выступает только информационным посредником. Ответственность за правомерность размещенного контента лежит на поставщиках и пользователях сервисов ЭТП.

В Евросоюзе к решению данного вопроса подошли другим способом. Там ответственность за размещенную на ЭТП информацию распределена между поставщиком и информационным посредником, а ЭТП ответственны только за размещенный контент в рамках технического процесса и возможностей предоставления доступа к сети. Таким образом, ответственность электронной торговой площадки в Европе ограничивается случаями передачи данных, кеширования и хостинга.

В Европе, США и Индии установлены нормы, действующие для всех участников ЭТП, в том числе информационного посредника [1].

Согласно законодательству Китая и Южной Кореи, ответственность за нарушение прав потребителя полностью ложится на операторов платформы, т.е. на продавцов. Эта норма действует в Китае с 2019 года и предусматривает ответственность в случаях, когда ЭТП не предприняло необходимых мер против продавцов, нарушающих Закон о защите прав потребителей и Закон об электронной коммерции.

Таким образом, можно увидеть схожесть регулирования данного вопроса в России, Китае и Южной Корее. В этих странах установлена ответственность агрегатора перед потребителями. Ответственность за выявленные нарушения не наступает в случаях, когда информационный посредник не менял предоставленную продавцом информацию. Данное ограничение следует дополнить случаями отсутствия финансовый выгоды вследствие нарушений, неосведомленность посредника о наличие неправомерного контента, а также в случае оперативного удаления нарушающей закон информации [3].

Использование инновационных процессов, цифровая трансформация и технологическая модернизация изменили подход к организации деятельности электронных торговых площадок. Появляются новые требования к организации информационных систем, сервисов, коммуникаций. Регулярно появляется потребность в замене оборудования на более современное, разработке новых технологий, что также приводит к проблемным ситуациям на ЭТП. Увеличение количества пользователей на электронных торговых площадках приводит к росту нагрузки на информационное обеспечение. Таким образом, компании регулярно сталкивается с необходимостью постоянной модернизации и обновления.

Кроме того, создание эффективной системы функционирования электронных торговых площадок связано с ужесточением конкуренции на рынке. Компания вынуждена внедрять системы аналитики и поддержки принятия решений, основанных на данных, с целью удовлетворения спроса клиентов.

Развитие и совершенствование системы государственных закупок приводят к необходимости технологических изменений, развитию большей гибкости от системы закупок на электронных торговых площадках. Заказчики и подрядчики ЭТП не всегда имеют возможность отслеживать последние изменения в законодательстве. Причинами этого может быть, как нехватка времени, так и отсутствие опыта в юриспруденции. Таким образом, для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность своих услуг, электронная торговая площадка обязана обеспечить эффективное методологическое сопровождение закупочной деятельности, которое будет включать обширный спектр вопросов и совершенствования управленческого подхода.

Таким образом, электронная торговая площадка в своей деятельности сталкивается с проблемой поиска совершенствования своей деятельности. Компания сталкивается с ростом количества заказов на сайте, их неоднородностью, необходимостью размещения заказов, оказание консультационных услуг по правильному оформлению заказов на электронных торгах. Решению данной проблемы способствует использование электронно-вычислительной и компьютерной техники.

Развитию инновационной деятельности на электронной торговой площадке способствуют следующие факторы:

  1. Активный рост сети Интернет, увеличение количества пользователей сервисов ЭТП,

ЭТП нуждается в стабильно функционирующих серверах, которые обеспечат хранение большой базы данных об участниках торгов, их ценовых предложениях, а также соответствие заказов законодательству.

  • Дальнейшая разработка и реализация Федеральной целевой программы «Электронная Россия».

В качестве одной из задач этой программы является автоматизация процесса поставок и закупок, их переход в электронную форму. Предприятия вынуждены в срочном порядке менять условия своей финансово-коммерческой деятельности для того, чтобы соответствовать стандартам закона. Однако не все предприятия имеют возможность содержать грамотного юриста или даже обратиться к юристам для консультации. Таким образом, оказание консультационной юридической помощи при осуществлении торгов, а также юридическая консультация при заключении контракта, является несомненным преимуществом для ЭТП.

  • Переход на единую информационную систему с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Предприятия все чаще используют инструменты стратегического планирования и прогнозирования, применяют принципиально новые подходы к контрактной системе.

Таким образом, можно убедиться, что развитие инновационных технологий на электронной торговой площадке является необходимостью ее развития для обеспечения конкурентоспособности и завоевания большей доли рынка.

Наличие факторов, которые положительно влияют на развитие электронных торговых площадок в различных отраслях национальной экономики, не исключает и возникновение некоторых трудностей, связанных с реализацией программ автоматизации и электронизации. Процедура проведения электронных торгов является достаточно сложной, чаще всего неформализуемой. Не существует единого заданного алгоритма, который позволит проводить электронные торги в заданных рамках. На проведение торгово-закупочных процедур в значительной степени влияет человеческий фактор, и, даже не смотря на развитие нейронных сетей и разработке искусственного интеллекта, в полном объеме обязанности человека на машины и компьютеры переложить еще невозможно. Электронные торги бывают недостаточно эффективными, в случае, когда отбор должен проводиться не по критерию минимальной цены, а при конкурсном отборе лучшего предложения по ряду критериев. В этом случае лучший результат будет показывать менеджер с творческим подходом, который будет выступать при отборе предложения как эксперт.

Развитие электронной торговой площадки за счет внедрения инновационных технологий с одной стороны является естественным процессом, влекущим за собой как позитивные, так и негативные последствия. С одной стороны, развитие инновационных технологий приведут к улучшению качества обслуживания заказчиков и поставщиков, поспособствуют к развитию конкуренции на рынке, позволят установить справедливые рыночные цены путем минимизации наценки.

С другой же стороны, внедрение инновационных технологий требует больших финансовых, интеллектуальных и материальных вложений. Необходимо не только разработать идею внедрения определенной инновации в деятельность электронной торговой площадки, но и разработать эти технологии. Для развития технологии необходимо, чтобы были люди, обладающие соответствующей квалификацией, а также оборудование, отвечающее требованиям инноваций. После этапа внедрения требуется разработать регламенты проведения торгов, разработать множество документов, ориентированных на инновационные технологии в ЭТП. [4]

Перспективами внедрения инновационных технологий в систему государственных заказов являются:

  • возможность практически моментального взаимодействия между заказчиками и поставщиками при установлении четких и однозначно трактуемых критериев при проведении электронных торгов;
  • открытие доступа малому и среднему бизнесу к федеральным и муниципальным закупкам, что приведет к поддержке СМСП, повышению уровня конкурентоспособности, а также снижению цен на товары и услуги;
  • увеличение количества участников торгово-закупочных процессов, рост количества заключенных контрактов;
  • расширении инновационного характера процессов на ЭТП;
  • повышение рейтинга России на международном рынке как страны, поддерживающей развитие инновационных технологий.

Библиографический список

  1. Беляева, О. А. Торги: основы теории и проблемы практики : монография / О.А. Беляева. – М.: Институт законодательства РФ: ИНФРА-М, 2017. – 250 с.
  2. Великанова, А. Д. Развитие рынка услуг электронных торговых площадок/ А.Д. Великанова // Вектор экономики. – 2020. – № 3 (45). – С. 4.
  1. Лапидус, Л. В. Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией : монография / Л.В. Лапидус. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 381 с
  2. Стырин Е.М., Родионова Ю.Д. Единая информационная система в сфере закупок как государственная цифровая платформа: современное состояние и перспективы// Вопросы государственного и муниципального управления. – 2020 — № 3. – с.49-63
  3. Черданцев, В.П. Разработка эффективных инструментов и моделей для правового регулирования новой цифровой реальности// Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер» 15 октября 2021 [электронный ресурс] – Режим доступа: http://inter-legal.ru/razrabotka-effektivnyh-instrumentov-i-modelej-dlya-pravovogo-regulirovaniya-novoj-tsifrovoj-realnosti (дата обращения 19.02.2022)

Информация об авторе:

Муратова Елена Андреевна, к.э.н., доцент, заведующая кафедрой информационных технологий и программной инженерии ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академик Д.Н. Прянишникова»

Information about the author:

Muratova Elena Andreevna, Candidate of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Information Technology and Software Engineering of Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov

Добавить комментарий

Войти с помощью: