Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Создание системы разрешения споров в сфере интеллектуальной собственности как тенденция развития интеллектуальной собственности Евразийского Экономического союза

В статье рассматриваются отдельные аспекты международного сотрудничества в сфере интеллектуальной собственности в рамках ЕАЭС и перспективы расширения функций ЕЭК в сфере интеллектуальной собственности.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, межгосударственные интеграционные образования, международное сотрудничество, наименование места происхождения товаров, товарные знаки, механизмы разрешения споров.

Международное сотрудничество, на сегодняшний день, выступает одним из основных векторов в деятельности государств, подчас определяя степень и интенсивность их развития. В современных условиях для более эффективного развития, для расширения сфер сотрудничества государства вступают в те или иные международные организации, союзы, интеграционные объединения, преследующие целью, в первую очередь, активизацию экономического, политического, научно-технического и иного развития. Каждая развивающаяся страна, не говоря уже о развитой состоит в 2-х и более интеграционных объединениях.

Важнейшим направлением международной политики Российской Федерации является непосредственное ее участие в различных межгосударственных интеграционных объединениях, которые, в свою очередь, позволяют реализовать интересы государственной политики во многих сферах. Известно, что определенную востребованность межгосударственные интеграционные формы проявили себя на постсоветском пространстве (СНГ, ЕврАзЭС, ТС, ЕЭП), где была выработана и принята концепция разноуровневой и разноскоростной интеграции, согласно которой «каждое государство самостоятельно по мере готовности будет участвовать в различных интеграционных проектах»[1]. Как отмечается в литературе, наибольший динамизм интеграционные процессы приобрели в отношениях России, Беларуси и Казахстана, где в период с 2007 по 2012 г. были образованы ЕврАзЭС, Таможенный союз и Единое экономическое пространство, которые стали фундаментом для объединения в полноценный Евразийский союз[2]. Договор о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор о ЕАЭС) был подписан Президентами России, Беларуси и Казахстана 29 мая 2014 г. Позже к нему присоединились Республика Армения и Кыргызская Республика[3]. ЕАЭС начал полноценно функционировать с 1 января 2015 г.

Впервые в Договоре о Евразийском экономическом союзе установлено единое для государств-членов Союза регулирование в следующих разделах сферы интеллектуальной собственности: товарные знаки (знаки обслуживания) Союза, наименования мест происхождения товаров Союза, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау). Формирование правовых основ регулирования сферы интеллектуальной собственности определяет необходимость создания эффективных практических механизмов коммерциализации прав и в целом использования, а также защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. К настоящему времени, законодательство государств-членов Союза в области интеллектуальной собственности достаточно унифицировано и гармонизировано, хотя имеются отдельные проблемные аспекты, которые необходимо в ближайшее время дорабатывать, чтобы развитие ЕАЭС шло более динамично.

Сегодня можно констатировать следующий факт – интеллектуальная собственность оказывает прямое влияние на активное и прогрессивное развитие не только каждого государства мира, но и различных межгосударственных объединений, позволяющая им занять лидирующие позиции на мировой арене. Активная экономическая конвертация результатов интеллектуальной деятельности может приводить к возникновению различных споров в данной сфере и от эффективного (во многом оперативного) механизма их разрешения зависит как оборотоспособность, так и коммерческая ценность в целом.

Деятельность по разрешению споров в сфере интеллектуальной собственности представляет собой весомый элемент в единой региональной системе охраны и защиты интеллектуальной собственности ЕАЭС, формирование которой находится в процессе поиска оптимальных вариантов регулирования, институционального построения, накопления опыта такой практической деятельности. Основной целью единой региональной системы охраны и защиты интеллектуальной собственности ЕАЭС является обеспечение охраняемых интеллектуальных прав и иных законных интересов заявителей и правообладателей, законных интересов иных физических и юридических лиц – субъектов отношений, опосредованных сферой интеллектуальной собственности. Здесь особое значение имеет практика принятия решений институтами ЕАЭС по вопросам, отнесенным к их компетенции в рассматриваемой сфере.

Органом ЕАЭС непосредственно вовлеченным в сферу интеллектуальной собственности выступает Евразийская экономическая комиссия (далее – ЕЭК). Вопросы интеллектуальной собственности находятся в ведении департамента развития предпринимательской деятельности ЕЭК, где образованы:

Отдел правовой охраны интеллектуальной собственности и

Отдел защиты прав интеллектуальной собственности.

Основными направлениями деятельности данных структурных элементов ЕЭК является:

Создание системы регистрации товарных знаков ЕАЭС и наименований мест происхождения товаров ЕАЭС;

Предоставление благоприятных условий для обладателей авторского права и смежных прав;

Координация действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности;

Ведение единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств-членов ЕАЭС;

Выработка предложений в отношении применения принципа исключительного исчерпания права на товарный знак.

Актуальным представляется утверждение, что функция ЕЭК в области гармонизации нормативной основы деятельности должна быть реализована в тесной связи с деятельностью по защите интересов правообладателей. При этом очевидно, что деятельность по вопросам защиты интеллектуальных прав должна быть, как минимум двусторонней, то есть должны учитываться интересы правообладателей для создания эффективной системы регулирования. Интеграционный опыт Евросоюза показывает, что основное внимание уделялось и уделяется нахождению гибкого баланса интересов пользователей и правообладателей. Что приобретает особую значимость в условиях цифровизации рыночной сферы, в том числе и сферы оборота результатов интеллектуальной деятельности и прав на них.

Несомненно, что такие же цели должны стоять и перед ЕАЭС и его институциональными структурами, и в не последнюю очередь перед ЕЭК. Целям достижения баланса должна быть подчинена вся нормотворческая деятельность ЕАЭС в сфере интеллектуальной собственности, а также в стратегических документах этой предметной сферы, которые в настоящее время пока все еще находятся в разработке. Здесь примечательно, что в основном, ныне действующем стратегическом документе[4] вопросы интеллектуальной собственности урегулированы косвенно через развитие сотрудничества с ВОИС[5].

Не смотря на имеющийся опыт функционирования и определенную историю деятельности ЕЭК, сфера интеллектуальной собственности на уровне ЕАЭС, формирование системы охраны интеллектуальных прав в ЕАЭС все еще находится на пути своего становления.

Развитие сферы интеллектуальной собственности в евразийском регионе неизменно повлечет увеличение и спорных ситуаций, требующих эффективного, доступного и оперативного механизма их разрешения. И от предложенного ЕАЭС механизма разрешения споров в сфере интеллектуальной собственности также в значительной мере будет зависеть развитие рассматриваемой сферы.

Необходимо констатировать, что в настоящее время, такой механизм в целом отсутствует, и пока возникающий спор в сфере интеллектуальной собственности приходиться разрешать внутригосударственными средствами, что во многом связано с территориальным характером сферы интеллектуальной собственности.

Несмотря на унификацию и гармонизацию, которую проводят государства-участники ЕАЭС в области интеллектуальной собственности, между законодательствами об интеллектуальной собственности государств-участников ЕАЭС все еще сохраняются значительные принципиальные различия. Серьезную дифференциацию имеют и правила, определяющие способы рассмотрения споров в сфере интеллектуальной собственности. И такие различия выступают причинами, порождающими определенные трудности для контрагентов. Что в совокупности с другими деинтеграционными факторами, оказывают тормозящие влияние на экономический оборот интеллектуальной собственности.

Исходя из полномочий ЕЭК в сфере интеллектуальной собственности, понимания важности и значимости рассматриваемой области общественных отношений для активного, эффективного развития как ЕАЭС в целом, так и входящих в его состав государств, представляется обоснованным расширить полномочия ЕЭК в сфере интеллектуальной собственности, предусмотрев внедрение механизмов разрешения споров в указанной сфере. Необходимость разрешения споров на авторитетном уровне диктует возможность выделить, нормативно и институционально смоделировать такую площадку (такие площадки), где полномочия по рассмотрению и разрешению споров в сфере интеллектуальной собственности может быть реализовано посредством двух вариантов как процессуально взаимодополняющих друг друга, так и отдельно функционирующих:

— Создать при департаменте развития предпринимательской деятельности Отдел по рассмотрению споров в сфере интеллектуальной собственности. Деятельность Отдела по рассмотрению споров в сфере интеллектуальной собственности будет относиться к способу защиты интеллектуальных прав в административном порядке. Отдел будет ориентирован на процедуры рассмотрения и разрешения споров о защите интеллектуальных прав в отношениях, связанных с подачей и рассмотрением заявок на выдачу евразийских патентов, с выдачей соответствующих правоустанавливающих документов, с оспариванием предоставления правовой охраны результатам интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации или с ее прекращением. Отдел в этом вопросе выступит институциональной основой централизованного разрешения споров. Задача централизации этого направления в сфере интеллектуальной собственности на уровне ЕАЭС имеет системообразующее и интеграционное значение.

— Создать при департаменте развития предпринимательской деятельности Центр медиации по разрешению споров в сфере интеллектуальной собственности, который, в свою очередь, будет заниматься внедрением и распространением альтернативных методов разрешения споров, и в первую очередь методов медиации. Полномочия Центра по внесудебному разрешению споров должны опираться на многие новеллы, выработанные практикой применения законодательства стран-участниц.

При этом, оба варианта могут быть реализованы параллельно (или последовательно) и дополнять друг друга. Нормативные акты, на основе которых будут созданы институциональные структуры по разрешению споров, могут «развести» полномочия Отдела и Центра по категориям споров и по соответствующим их правовому статусу полномочиям. Процессуальное интегрирование Отдела и Центра с функционалом Суда ЕАЭС, послужит делу формирования Единой региональной системы охраны и защиты интеллектуальной собственности ЕАЭС.

Библиография:

  1. Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности (Подписана в Стокгольме 14.07.1967, изменена 02.10.1979) вместе с Указом Президиума ВС СССР от 19.09.1968 № 3104-VII «О ратификации Стокгольмского акта Парижской конвенции по охране промышленной собственности и Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности» // Ведомости ВС СССР, 1968, № 40, ст. 363.
  2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014)(ред. от 15.03.2018) [Электронный ресурс] Официальный сайт Евразийской экономической комиссии URL: http://www.eurasiancommission.org.
  3. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020 № 12 «О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года» // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.01.2021.
  4. Бекяшев К.А., Бекяшев Д.А., Кашкин С.Ю. и др. Международно-правовые основы создания и функционирования Евразийского экономического союза / отв. ред. Е.Г. Моисеев. – М., 2014. 492 с.
  5. Кашкин С.Ю., Четвериков А.О. Основы интеграционного права: учебное пособие. – М., 2014. С. 33; Нешатаева Т.Н. К вопросу о создании Евразийского экономического союза: интеграция и наднационализм // Закон. 2014. № 6. С. 106–119.

[1] Бекяшев К.А., Бекяшев Д.А., Кашкин С.Ю. и др. Международно-правовые основы создания и функционирования Евразийского экономического союза / отв. ред. Е.Г. Моисеев. – М., 2014. С. 158

[2] Кашкин С.Ю., Четвериков А.О. Основы интеграционного права: учебное пособие. – М., 2014. С. 33; Нешатаева Т.Н. К вопросу о создании Евразийского экономического союза: интеграция и наднационализм // Закон. 2014. № 6. С. 106–119.

[3] Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014)(ред. от 15.03.2018) [Электронный ресурс] Официальный сайт Евразийской экономической комиссии URL: http://www.eurasiancommission.org. (Дата обращения: 2.10.2018).

[4] Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.12.2020 № 12 «О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года» // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.01.2021.

[5] Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности (Подписана в Стокгольме 14.07.1967, изменена 02.10.1979) вместе с Указом Президиума ВС СССР от 19.09.1968 № 3104-VII «О ратификации Стокгольмского акта Парижской конвенции по охране промышленной собственности и Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности» // Ведомости ВС СССР, 1968, № 40, ст. 363.

Информация об авторе:

Ларина Татьяна Юрьевна, кандидат юридических наук, доцент,

Заведующая кафедрой МПиМСвСИС ФГБОУ ВО РГАИС

Добавить комментарий

Войти с помощью: