Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Сравнительный анализ признаков преступления отмывания денег

Монголия. Улан-Батор. Площадь Чингисххана. Лето Mongolia. Ulan Bator. Genghis Khan Square. Summer

В Монголии с целью борьбы с отмыванем денег и финансированием терроризма любое действие по отмыванию денег считается преступлением, что нашло отражение в Уголовном кодексе 2015 года. Правильное применение положения статьи 18.6 «Отмывание денег» данного закона является основным условием соблюдения принципа законности и справедливости, заодно гарантируя экономическую безопасность страны в целом. Данный вопрос имеет как теоретическое, так и практическое значение для обеспечения прав и свобод человека.   

Ключевые слова. Грязные деньги, преступление по отмыванию денег.

Процесс глобализации способствует превращению стран мира в отдельные малые города и постепенному сближению и слиянию таких понятий, как обычай,  культура, экономика и неприкосновенность государственных границ.  

Либерализацией всей сферы социальной и культурной жизни, а также в силу интенсивного технологического развития и прогресса, социально-экономическая, культурно-просветителькая и научно-технологическая деятельность обновляется и изменяется независимо от границ.

Наряду с развитием и углублением прогресса изменяются и способы и формы преступных действий и общая ситуация в сфере преступной деятельности. Например, с целью умножения доходов и повышения экономической мощи организованные преступные группы устанавливают контакт с иностранными преступными группировками, ведущими схожую деятельность, расширяя свою деятельность преступными действиями по незаконному сбыту оружия, продаже ценных исторических артефактов, органов человека, торговле людьми и незаконному обороту наркотических и психотропных веществ, тем самым умножая источники грязных денег и незаконных доходов. 

Преступные группы, имеющие целью легким путем присвоить деньги в крупном размере, стали объединяться и совместно заниматься добычей грязных денег, то есть отмыванием денег.

Чтобы показать денежные средства, которые были приобретены в результате преступных действий, то есть грязные деньги как законный доход, организованные преступные группы пускают их в определенный экономический оборот. Другими словами, при использовании имущества и денежных средств, появившихся в результате преступных действий, преступники стараются скрыть действительный источник данных средств и показать их как имеющихся законный источник.

 Поскольку процесс отмывания денег в основном осуществляется на международном уровне, в борьбе с данным видом преступления огромное значение имеет оперативное сотрудничество всех стран, а также принятие и реализация конвенций, регулирующих их совместную деятельность.

На сегодняшний день зарегистрировано 180 видов преступления по отмыванию денег. Есть предположение, что оборот грязных денег  в мире составляет 2 триллиона долларов, что в 3 раза превышает годовой бюджет Франции. В США каждый год отмывается в среднем 500 миллиардов долларов.

Основанием для изучения данной темы послужило стремление изучить особенности определений признаков преступлений по отмыванию денег и уголовной ответственности для преступников в разных странах, сравнить и проанализировать  законное определение преступлений подобного рода и уголовной ответственности за такие преступления в Уголовном кодексе Монголии 2015 года.

Прежде чем определить и интерпретировать признаки преступления по отмыванию денег, необходимо рассмотреть само понятие об отмывании грязных денег.

В международной практике денежные средства в зависимости от цвета делятся на черные или грязные деньги, серые деньги, белые или же чистые деньги.

В юридической практике денежные доходы от ведения экономической деятельности, определенная часть которых удерживаются как налог, считаются белыми или чистыми деньгами, а в случае скрытия от налоговой организации доходов от экономической деятельности появляется понятие о серых деньгах.

А черными деньгами называют доходы и денежные средства, приобретенные в результате незаконного действия или бездействия, которые обычно перед налоговой организацией не отчитываются.

Хотя в каждой стране существуют понятие и определение, связанные с грязными деньгами, отсутствие единого определения признаков преступления по отмыванию денег вызывает некоторую трудность в борьбе с подобного рода преступлением.

Мы постарались сделать сравнительный анализ юридических определений понятия о грязных деньгах, хотя данное понятие можно рассматривать с социально-экономической, моральной и юридической точек зрения.

С юридической точки зрения грязные деньги – это денежные средства и доходы, приобретенные в результате действия или бездействия, которое согласно внутренннему законодательству той или иной страны считается преступлением.

Хотя понятие о грязных деньгах в странах мира трактуется по-разному, везде едины в понимании, что денежные средства и доходы, появившиеся в результате преступных действий по незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, незаконному сбыту оружия, хищению предметов, имеющих особую историческую ценность, считаются грязными деньгами. 

Ученые и исследователи вначале определяли вопрос о грязных деньгах как денежные средства и доходы, приобретенные в результате незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, но со временем пришли к выводу, что совершение разного рода тяжких преступлений, в результате которых можно иметь экономическую выгоду, тоже связано с грязными деньгами и начали бороться с ним, что отразилось в концепции Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года[1].

Вопрос о связи грязных денег с наркотическими средствами и психотропными веществами был рассмотрен в 1994 году на Страсбургской конференции, на которой  было дано определение грязных денег как «деньги и денежные средства, появившиеся в результате преступной деятельности всех видов», что достаточно расширило их структуру и содержание.

Исследователи считают, что процесс показания грязных денег как доход, имеющийся законный источник является главным признаком преступления по отмыванию денег. 

Исследователи трактуют отмывание денег как процесс превращения денежных средств, появившихся в результате незаконной деятельности без потери ценности и в обход юридических и судебных инстанций[2], в то время как в Большом толковом словаре монгольского языка дано определение «процесс присвоения и умножения незаконных грязных денег путем оборота». Следовательно, преступление по отмыванию денег можно определять как процесс превращения или замены на другое имущество в целях сокрытия источника денег и денежных средств, приобретенных в результате незаконной деятельности.

В статье 3.1.1. закона Монголии «О борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма» «отмывание денег» определено как получение, владение, использование имущества, денег и доходов, приобретенных заведемо  преступным путем, или сокрытие их незаконного источника, изменение и передача с целью содействия избежанию ответствености перед законом, или сокрытие их объективных свойств, источника, месторасположения, способа распоряжения, владельца и права собственности[3].

Здание банка «Golomt» и монгольская биржа. Деловой центр. Улан — Батор. Монголия.

В Палермской Конвенции ООН 2000 года  дано определение, что «отмывание денег это действие по сокрытию незаконного источника заведомо преступных доходов, изменению и передаче с целью содействия избежанию юридической ответствености лицу, участвовавшему в основном преступном действии; по укрывательству их объективных свойств, источника, месторасположения, способа распоряжения, владельца и права собственности заведомо преступных доходов; по приобретению, владению, использованию имущества, денег и доходов, приобретенных заведомо  преступным путем; участию в совершении преступного действия по отмыванию денег; по сотрудничеству, сговору, попытке совершения, объединению, провокации, оказанию помощи и даче совета». 

Из вышеназванных определений можно сделать вывод, что под отмыванием денег понимается сокрытие источника вещей, доходов, приобретенных в результате преступного действия, действие по вводу в оборот под прикрытием в целях показания их законными, изменению формы.

В США очень интенсивно ведут борьбу против отмывания денег[4] и судя по исследованиям Федерального бюро расследований до принятия соответствующих законов и нормативно-правовых актов, запрещающих действия по отмыванию денег, каждый год отмывалось в среднем на 300 миллиардов долларов грязных денег.

В США грязные деньги в большинстве случаев появляются на основе сбыта наркотических средств и психотропных веществ, незаконной организации и проведения азартных игр, незаконного сбыта оружия, деятельности по финансированию терроризма, 60-80 процентов из которых составляет незаконный сбыт наркотических средств и психотропных веществ.

В США действие по отмыванию денег нашло своё отражение в «Законе о банковской тайне» /Bank Secrecy Act/, однако только в «Законе  о контроле за отмыванием денег» /Money Laundering Control Act/, принятом в 1986 году, было классифицировано как отдельное преступление, а в статьях 1956 и 1957 Уголовного кодекса /US Code/ предусмотрена ответственность за совершение данного вида преступления.[5]

В статье 1956 Уголовного кодекса указано, что действия по изменению места хранения, источника и свойств доходов, приобретенных на основе определенной незаконной деятельности /Specified Unlawful Activity/ и денежных средств, приобретенных на этой же основе попадают под преступление по отмыванию денег[6].

К незаконной деятельности относятся всего 130 видов преступлений, в том числе незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, незаконный сбыт оружия, хищение либо вымогательство ядерного, химического или других видов оружия массового поражения, а равно материалов или оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, мошенничество, фальсификация документов, вымогательство, грабеж и.т.д., кроме того случаи укрывательства преступлений, несообщения о преступлении в соответствующие органы классифицируются как преступление, связанное с отмыванием денег. 

Согласно статье 1957 данного закона за совершение денежной операции свыше 10 000 долларов, приобретенных на основе заведомо незаконной деятельности предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет или штрафа.[7] Это деяние предусматривается как отмывание денег.

Кроме того, как указано в Законе о банковской тайне и Законе  о контроле за отмыванием денег, в случае совершения денежной операции свыше 10 000 долларов соответствующие организации должны в течение 15 дней сообщить об этом в Налоговую службу США /Internal Revenue Service/, а в случае совершения подозрительных переводов в течение 30 дней обязаны собщить в Федеральное бюро расследований /FBI/.

Уголовный кодекс Германии предусматривает уголовное наказание за отмывание денег, укрывательство незаконно полученных имущественных выгод. Под её действие подпадает любое укрывательство незаконно полученных имущественных выгод: так, сокрытие предметов, добытых в результате противоправных деяний, препятствие установлению происхождения таких предметов и места их нахождения, получение взятки, совершение противоправных действий за вознаграждение, уклонение от уплаты налогов и другое.

В Уголовном кодексе и в Законе этой страны «О борьбе с отмыванием денег» указана обязанность банков и небанковских организаций тщательно проверять документы клиентов, сообщать информацию о подозрительных денежных операциях в соотвествующие органы, предотвращать отмывание денег работниками данных организаций всилу своих полномочий. В случае уклонения банками и небанковскими организациями от передачи информаций об отмывании денег и подозрительных денежных операциях предусмотрено приостановление деятельности данных организаций.   

В статье 73 Уголовного кодекса Германии указано, что « Все доходы от действий преступного характера подлежат конфискации. В случае бесследного исчезновения или смерти лица, ответственного за преступное действие, после совершения определенных операций доходы и имущества конфискуются. В случае передачи доходов и имущества третьему лицу, если третье лицо знал о незаконном происхождении данного имущества, то данное имущество подлежит конфискации.

С целью борьбы с отмыванием денег в рамках международных конвенций в 1996 году в Турецкой республике был принят Закон о борьбе с отмыванием денег, а также согласно Уголовному кодексу страны отмывание денег считается преступлением. 

Уголовная ответственность за отмывание денег предусмотрена в статье 282 УК. Конкретная уголовная ответственность за совершение такого деяния, как «перевод за рубеж» доходов от преступлений, установлена согласно статье 282(1). Турецкие власти отметили, что перевод доходов от преступлений внутри страны подпадает под действие положения о запрещении «преобразования таких доходов любыми способами», которое также содержится в статье 282(1).

В статье 282 Уголовного кодекса Турции указан состав отягчающих обстоятельств, в том числе согласно этой статье «совершение преступления, наказуемого тюремным заключением на срок до одного года и перевод денежных средств за границу или сокрытие источника доходов, приобретенных на основе преступных действий в целях придания им правомерного вида, карается наказанием в виде лишения свободы на срок с двух до пяти лет или штрафа, соразмерного двадцати тысяч дням, а за совершение преступления по отмыванию денег государственным служащим при выполнении им своих должностных обязанностей или преступной группировкой, организованной преступной группой карается удвоенным наказанием[8].   

В вышеназванных странах вопрос действий, относящихся к преступлению по отмыванию денег, трактуется по-разному.

В Монголии же «Закон о борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма» был принят в 2006 году, а в 2013 году он был пересмотрен в новой обновленной редакции.   

Дополнение статьи 268 Уголовного кодекса 2002 года, внесенное в 2008 году, было аннулировано через год, то есть в 2009 году. А в новой редакции Уголовного кодекса, вступившей в силу в 2015 году, была внесена отдельная статья, где отмывание денег считается основным преступлением. Все эти юридические регламентации являются составной частью деятельности по борьбе с отмыванием денег и предотвращению подобного преступления в Монголии.

В статье 2681 Уголовного кодекса 2002 года указано, что «за сокрытие  источника  доходов, приобретенных от незаконного сбыта оружия, наркотических средств и торговли людьми, а также от изготовления или сбыта поддельных денег, за сокрытие заведомо незаконных доходов, предназначенных на финансирование организованной группы, преступного сообщества и терроризма, за ввод в оборот в целях придания этим средствам правомерного вида,  то наказывается штрафом в пятидесяти однократном до двести пятидесятикратном размере минимальной зарабатной платы или лишением свободы на срок до пяти лет», что еще больше конкретизирует объект преступления, состав преступления по отмыванию денег, признак объективной стороны, формы вины, цель преступления и виды наказания, однако данная статья была аннулирована законом от 24 декабря 2009 года.

Кроме того, согласно дополнению Уголовного кодекса от 24 декабря 2009 года в статье 1661.1 Особенной части Уголовного кодекса признак объективной стороны состава преступления по отмыванию денег был определен в новой интерпретации как   «сознательное приобретение, хранение, использование, передача и изменение имущества, невещественного средства и денежных средств, приобретенных путем преступлений средней тяжести, тяжких, особо тяжких преступлений, не указанных в статье 166, в целях сокрытия незаконного источника, а также содействия избеганию уголовной ответственности».

 В статьях 18.6 и 18.6.1 Уголовного кодекса при определении основных признаков преступления по отмыванию денег указано, что «за приобретение, владение и использование заведомо преступных средств, денег и доходов; за сокрытие их незаконного источника, за изменение и передачу в целях содействия избеганию уголовной ответственности лица, участвовавшего в совершении преступления; за сокрытие их объективных свойств, источника, месторасположения, способа распоряжения, владельца и права собственности назначается наказание в виде ограничения передвижения на срок от шести месяцев до одного года или лишения свободы на срок от шести месяцев до одного года». 

Если проанализировать основные признаки данного преступления, то можно обнаружить диспозицию преступления «приобретение и сбыт имущества, приобретенных преступным путем», указанного в статье 155 Уголовного кодекса 2002 года, притом в статье 155 в пункте 155.1 Уголовного кодекса указано, что «за приобретение, хранение и сбыт заведомо преступного имущества без предварительного сговора наказывается штрафом в пятикратном до пятидесятикратном размере минимальной заработной платы или арестом на срок от одного до трех месяцев».

Участие высокопоставленных должностных лиц государственных органов и неправительственных организаций в преступлении по отмыванию денег является действием расположения грязных денег, приобретенных на основе незаконной деятельности как  торговля наркотических средств и психотропных веществ, игорный бизнес, незаконный сбыт оружия, торговля органами человека, что способствует возникновению ситуации, наносящей вероятный ущерб экономической безопасности Монголии.

Под экономической безопасностью понимается обеспечение экэономической структуры, которая бы способствовала ведению производства с использованием внутренних ресурсов, обеспечению благосостояния населения, укреплению независимости, росту экономического потенциала, в случае необходимости и материальному обеспечеию страны в течение определенного срока.   

Анализ соответствующих положений Уголовных кодексов других стран показывает, что в ежедневной жизни действия, направленные на  хищение чужой собственности, в том числе действия людей, покупающих у воров заведомо такие украденные вещи, как детали автомашины, сотовый телефон, электронные товары, относятся к действиям против права собственности людей, наносящим им значительный ущерб и назначение для них наказания за преступление по отмыванию денег  не вполне соответствует термину «отмывание денег», что требует внесения дополнительного изменения в пункт 18.6.1 статьи 18.6 Уголовного кодекса с занесением данного преступления в главу «Преступление против права собственности»,

 Из неудачного регулирования закона, объединившего 2 разных видов преступления, которые имеют совершенно разный состав преступления, указанный в Уголовном кодексе 2002 года,  можно делать вывод, что модернизация и обновление Уголовного кодекса не отвечают коренным интересам Монголии, национальной культуре и обычаям, укладу общественной жизни.

 В процессе применения закона десятки фактов выявили нарушение принципа законности, предполагающего «Применение уголовного закона по аналогии не допускается», а также принципа справедливости, декларирующего, что «Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного».

 Заключение

Понятно, что определение грязных денег, приобретенных в результате незаконной деятельности, в зависимости от особенностей каждой из стран, отличается друг от друга. В большинстве стран указаны первичные признаки преступлений, попадающих под классификацию преступления по отмыванию денег, причем в некоторых странах денежные средства, приобретенные преступным путем считаются грязными деньгами, в то время как в некоторых же странах указывается срок лишения свободы, назначаемого за совершенное преступление, а денежные средства, приобретенные в результате данного преступления, считаются грязными деньгами.

 К незаконным действиям, связанным с грязными деньгами, относятся незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, незаконный сбыт оружия, торговля людьми и органами человека, поэтому выявление и расследование данных преступлений и являются основанием установления лиц и преступных группировок, совершающих преступление по отмыванию денег и назначения меру пресечения.  

 Особенностью преступления по отмыванию денег является то обстоятельство, что оно наносит вред не только экономической сфере страны, но и влияет на мышление людей, нанося большой урон всему обществу.

В зарубежных странах считают, что преступление по отмыванию денег в большинстве случаев совершается людьми, принадлежащими к высшему политическому окружению государственных служащих и организованным преступным сообществам, и  в результате выявления их незаконных действий назначают наказание, в то время как в Монголии осуждают за действия людей, которые приобрели заведомо украденные вещи как детали автомашины, сотовый телефон, электронные товары и скот и т.д.

В соответствии с принципом справедливости следовало бы принимать во внимание то обстоятельство, что субъектом совершения преступления по отмыванию денег, указаного в пункте 18.6.1. статьи 18.6. Уголовного кодекса зачастую становятся не должностное лицо или элитный бизнесмен, а именно простые граждане, которые покупают мелкие украденные вещи и еле сводят концы с концами в поисках мизерной выгоды от разницы цены купленных вещей.   

Рекомендации. 

  1. Отнести преступления, наказуемого лишением свободы сроком ниже 5 лет в зависимости от степени общественной опасности за заранее не обещанные приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным, к категории преступлений небольшой тяжести и привлечь к уголовной ответственности за такое деяние не по статье «отмывание денег», а по соответствующим статьям преступлений против права собственности.    
  2. За действия по приобретению, хранению и сбыту вещей с незначительным ущербом назначить наказание по статье 11.29 Закона о правонарушениях Монголии. 

Библиография

1. Координационный совет по предупреждению преступности в Монголии. Белая книга о преступности в Монголии — г.Улан-батор, 2016.

2. Crime School: Money Laundering: True Crime Meets The World Of Business And Finance by Chris Mathers, Norman Inkster, 2004.

3. Erman, R.Barış Almanya’da ve Avustralya’da Organize Suçlulukla Mücadele Kapsamında Kabul Edilen Malvarlığıyla İlgili Cezai Yaptırımlar, İstanbul, 1999 год.

4. İpek Halim, Bir Sorun Karapara ve Karaparanın Aklanması, İstanbul, Beta yayıncılığı, 2000 год.

5. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 годаwww.legalinfo.mn/law/details/1239?lawid=1239

6. Financial Supervisory Agency www.finfsa.fi/en/Supervision/Money_laundering/Pages/Definitions.aspx   

7. Закон Монголии «О борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма» www.legalinfo.mn/law/details/9242?lawid=9242

8. US Code www.law.cornell.edu/uscode/text/18/part-I/chapter-95

9. US Code www.law.cornell.edu/uscode/text/18/1956

10. US Code www.law.cornell.edu/uscode/text/18/1957   

11. Конференция государств-участников Конвенции ООН против коррупции 2016, https://www.unodc.org/documents/treaties/UNCAC/WorkingGroups/ImplementationReviewGroup/ExecutiveSummaries/V1601610r.pdf


Информация об авторе:

Цэрэнсурэн Лхагвацэнд, Аспирант кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Юридического института РУДН

Information about the author:

Tserensuren Lhagvatsend, Postgraduate student of the Department of Criminal Law, criminal procedure and criminology, Law Institute of RUDN University,




[1] Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года http://www.legalinfo.mn/law/details/1239?lawid=1239

[2] Financial Supervisory Agency http://www.fin-fsa.fi/en/Supervision/Money_laundering/Pages/Definitions.aspx

[3] Закон «О борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма» https://www.legalinfo.mn/law/details/9242

[4] İpek Halim, Bir Sorun Karapara ve Karaparanın Aklanması, İstanbul, Beta yayıncılığı, 2000 год, 65 стр.

[5] US Code www.law.cornell.edu/uscode/text/18/part-I/chapter-95 

[6] US Code www.law.cornell.edu/uscode/text/18/1956

[7] US Code www.law.cornell.edu/uscode/text/18/1957

[8] Конференция государств-участников Конвенции ООН против коррупции 2016 г.,

Добавить комментарий

Войти с помощью: