Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Страхование инвестиций от политических рисков

Инвестиционная деятельность связана с рисками. Риски инвестиционных вливаний – это частичная или полная потеря ожидаемого эффекта от капиталовложений, а именно: полная или частичная утрата инвестиционных товаров на разных стадиях инвестиционного процесса, невозможность обеспечивать окупаемость вложенных финансов, потеря доходов в связи с непредсказуемостью увеличения сроков оборота авансированного капитала. Страхование – это действия по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов.

Ключевые слова: инвестиции; страхование; риски; капитал; страховой случай.

 

Investment Risk Insurance

Abstract. Investment activity is inextricably linked to risk. The risk of investments is the complete or partial loss of the expected effect from investments, which can be expressed in: the complete or partial loss of investment goods at different stages of the investment process; the inability to ensure the return on investment; loss of income due to unpredictable increase in terms of turnover of the advanced capital. Insurance is a relationship to protect the property interests of individuals and legal entities upon the occurrence of certain events at the expense of cash funds formed from the insurance contributions paid by them.

Keywords: investments; insurance; risks; capital; insurance case.

 

 

Политические риски – это совокупность событий или действий политического или административного характера на разных уровнях государственного управления, которые способны привести к финансовым, коммерческим и экономическим потерям для участников хозяйственной деятельности[1].

Страхование инвестиций от политических рисков обязательно для страховой защиты иностранных инвестиций. Страховщиками, как правило, являются государственные страховые структуры страны-инвестора и международные финансовые организации. Центральную роль в подобном страховании отведена агентствам, являющимся при этом дочерними страховыми организациями правительств соответствующих государств.

Страхования инвестиций включает в себя страхование политических рисков инвестора, финансовых рисков, объектов недвижимости, риска неисполнения договорных обязательств.

Различные способы страховой защиты присутствуют на развитом финансовом рынке. Один из них встречается в регулировании финансового рынка со стороны государства. Его цель — это поддержание ликвидности финансового рынка, а также сохранение доверия к нему со стороны инвесторов и эмитентов. Методы подобного регулирования: лицензирование участников финансового рынка; установление правил выпуска ценных бумаг; введение обязанности предоставлять информацию об эмитентах ценных бумаг. Второй способ страховой защиты — это самострахование инвесторов, проявляемое в проведении операций хеджирования, когда инвестор вместе с ценной бумагой покупает опцион на ее продажу. Взаимное страхование инвесторов наблюдается и в организации системы котировок ценных бумаг на бирже. Наличие ценных бумаг той или иной компании в листинге фондовой биржи с ее заранее установленными требованиями сигнализирует о надежности данных ценных бумаг.

Заключение договоров страхования со страховыми компаниями — это особый вид защиты, цель данного договора — защита инвестиционных вложений от возможных потерь, возникающих в связи с непредсказуемыми изменениями конъюнктуры рынка. Основная проблема правового регулирования инвестиций — выплата компенсаций инвестору.

Риск, несомненно присутствующий в инвестиционной деятельности, является ее характеристикой. Хозяйствующий субъект, занимающийся предпринимательской деятельностью в той или иной степени, находится в условиях неопределенности и риска. Риск — это экономическая категория.

Инвестиционный риск является составной частью финансового рынка и вероятностью финансовых потерь, недополучения доходов от инвестиций или появления дополнительных инвестиционных расходов[2].

Агентства, являющиеся дочерними страховыми организациями правительств соответствующих государств, предоставляют гарантии национальным инвесторам, осуществляющим инвестиции за рубежом. Средства на покрытие возможных убытков от проведения страхования выделяются из государственного бюджета. Агентства в свою очередь определяют условия страхования, размеры страховых сумм и тарифных ставок, ведут учет проводимых операций, проводят экспертизу объекта и субъекта страхования, находят данные об инвесторах, подрядчиках, пользователях инвестируемых средств.

Как правило, двустороннее межправительственное соглашение о содействии капиталовложениям между страной инвестора и страной, принимающей инвестиции, является условием заключения агентством договора страхования с конкретным инвестором. Только после подписания подобного соглашения между США и Россией в 1992 г. американская Корпорация частных зарубежных инвестиций смогла участвовать в страховании некоммерческих рисков американских инвесторов, осуществляющих вложения в российскую экономику. Среди ведущих мировых агентств следует назвать Корпорацию частных зарубежных инвестиций (США), «Гермес» (Германия), Департамент экспорта, импорта и торговли Министерства внешней торговли и промышленности Японии, Департамент экспортных кредитных гарантий Министерства экономики и промышленности Великобритании, «Кофас» (Франция). Еще одним страховщиком при осуществлении страхования инвестиций от политических рисков является Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА), которое было учреждено согласно Сеульской конвенцией от 1985 года по инициативе Мирового банка. МИГА — это акционерное общество, акционерами которого являются государства, купившие акции в размере, пропорциональном тому капиталу, который они имеют в Мировом банке.

Первостепенная задача МИГА  – это поощрение иностранных инвестиций в развивающихся странах посредством предоставления частным инвесторам гарантий и оказания услуг по улучшению инвестиционного климата в государстве, принимающем иностранные инвестиции. В основе системы защиты имущественных интересов иностранных инвесторов МИГА находится договор страхования, где сторонами выступают МИГА в качестве страховщик и иностранный инвестор в роли страхователя. Членство в МИГА как страны, в которой расположен инвестор, так и страны, принимающей инвестиции, является центральным условием для заключения договора. Страховая защита интересов инвестора при осуществлении иностранных инвестиций предоставляется также и некоторыми частными страховыми компаниями.

Объектом страхования инвестиций от политических рисков выступают следующие виды инвестиций:

1) ценные бумаги, акции, права участия;
2) права собственности;
3) прямые инвестиции;
4) имущественные права, связанные с лицензированием, международным лизингом;
5) кредиты и ссуды.

События, исходящие от органов власти и иных государственных образований являются страховыми рисками.

Определяя их перечень в договоре, учитывается политическое и экономическое состояние государства, принимающего инвестиции, его финансовые возможности, уровень развитости экономики и ВВП, объемы внутренней и внешней задолженности страны и ее структура, погашение займов, уровень инфляции, конкретный объект и субъект страхования, объем инвестиций, географическое местонахождение объекта инвестиций, срок страхования.

Вышеупомянутые факторы оказывают влияние на страховое обеспечение, экономическую целесообразность и возможность страхования.

Страхование осуществляется в случае возникновения следующих событий:

1) изменения в законодательстве, которые могли бы препятствовать инвесторам в осуществлении ими деятельности по ранее обусловленной программе;

2) принятие нормативных актов, препятствующим инвесторам при помощи вложенного капитала и возможного дохода от него осуществлять дальнейшее инвестирование;

3) лишение предприятий — объектов инвестирования прав владения землей;

4) принятие законодательства, позволяющего полностью или частично конфисковать продукцию предприятия, в которое вложен застрахованный капитал;

5) принятие законодательства, ухудшающего положение иностранных инвесторов по сравнению с тем, каким оно было в период начала инвестирования;

6) принятие нормативных актов, которые ущемляют право инвесторов входить в руководящие органы предприятий, инвестируемых ими;

7) военные действия, гражданские волнения и социальные беспорядки, повлекшие за собой причинение ущерба имущественным интересам инвестора. После выплаты страхового возмещения к страховщику на основе принципа суброгации переходят все права и требования страхователя в отношении третьих лиц в связи с наступлением страхового случая.

На мировом экономическом пространстве выделены зоны «рискованных инвестиций», характеризующиеся общей неблагоприятной оценкой политических и экономических условий инвестиций. Оценка условий инвестиций применима в отношении как иностранных инвестиций в российскую экономику, так и инвестиций российских инвесторов в экономику других государств. Специфика данного вида страхования четко отображается катастрофическом, опустошительном ущербе, связанным с изменением политического режима, условий конвертируемости внутренней валюты, вывоза прибыли. Трудно предсказать наступление политических рисков. К ним относятся события, имеющие политический характер и исходящие от органов власти и управления. Перечень политических рисков, как правило,  определяют в договоре страхования к «форс-мажорной оговорке», согласно которой нанесение ущерба имущественным интересам страхователя при наступлении перечисленных форс-мажорных событий не влечет за собой возникновения обязанности страховщика компенсировать нанесенный ущерб[3].

Если договор страхования заключен на специальных условиях страхования от политических рисков или так называемых некоммерческих рисков, то возмещение таких рисков является возможным действием. В договоре указываются следующие риски: конфискация, национализация или экспроприация собственности инвестора, военные действия, гражданские волнения и социальные беспорядки, повлекшие за собой причинение ущерба имущественным интересам инвестора, введение законодательных мер, ограничивающих конвертируемость национальной валюты и запрещающих или затрудняющих вывоз капитала и прибыли.

Страхование имущественных интересов инвестора от политических рисков обычно осуществляется специализированными национальными  агентствами, международными организациями или частными страховыми компаниями. Специализированное государственное агентство, осуществляющее страхование имущественных интересов, является Корпорация частных зарубежных инвестиций (ОПИК), созданная в 1969 г. правительством США, которая оказывает поддержку американским инвесторам в других странах по трем следующим программам:

  • страхование инвестиций от политических рисков, которые связанны с экспроприацией или национализацией, необратимостью местной валюты в конвертируемую валюту, повреждением имущества или потерей прибыли в результате изменения политического режима;
  • финансирование проектов и кредитование частных инвесторов путем предоставления краткосрочных и долгосрочных прямых и гарантированных займов;
  • оказание консультационных услуг инвесторам, связан­ным с изучением инвестиционного и политического климата в предполагаемой стране — реципиенте инвестиции.

Чаще всего наблюдается риск «неконвертируемости валюты», то есть невозможность конвертации капитала или прибыли в твердую валюту в связи с принятием решения со стороны национального правительства о блокаде вывоза капитала или установлении неблагоприятного или дискриминационного обменного курса. Однако девальвация национальной валюты и рыночное колебание курса не являются страховым случаем.

Страхование риска «экспроприации или национализации» инвестиций предполагает предоставление инвестору страховой защиты, если данные действия происходят со стороны правительства без выплаты предусмотренной компенсации[4].

Основные клиенты при страховании политических рисков: экспортеры, импортеры, экспортеры отраслей встречной торговли, инвесторы, арендодатели, банки.

Договоры страхования заключаются в направлении следующих рисков:

  • аннулирование контракта государственным покупателем;
  • отмена лицензий на импорт или экспорт, а также эмбарго на импорт или экспорт;
  • гражданская война;
  • невыполнение покупателем или поставщиком контрактных обязательств;
  • неакцептование банком безотзывного аккредитива или гарантии;
  • ограничение на конвертацию или вывоз твердой валюты;
  • долговые обязательства с погашением по предъявлению;
  • утрата законных прав на застрахованное имущество;
  • конфискация, экспроприация, арест, национализация, наложение ограниче­ний или реквизиция арендуемого имущества;
  • невозможность осуществления права владения или восстановление во владении в результате действий правительства страны и арендатора;
  • отказ правительства страны-арендатора разрешить вывоз арен­дованного имущества;
  • потеря технических документов.

В защите инвестиций есть три основных направления:

  • базовое страхование основных оборотных средств и иных материальных ценностей инвестора от пожаров, взрывов, аварий, различного рода стихийных бедствий;
  • страхование иностранных инвесторов от материальных потерь в связи с национализацией, экспроприацией, конфискацией собственности инвестора, революцией, гражданскими беспорядками, любыми военными действиями, разрывом контрактовиз-за действий государственных органов, ограничением конвертируемости национальной валюты, режима вывоза капитала и прибыли;
  • страхование инвестиционных кредитов и банковских ссуд от риска невозврата и неплатежеспособности заемщика.

Страхование инвестиций от политических и коммерческих рисков – это страхование иностранных инвесторов от политических рисков, реализация которых способна оказать глобальный, опустошительный ущерб для страхователя.

Существующие методы оценки политических рисков основаны на принципе группировки и ранжирования параметров рисков, которые определяют особенности инвестиционного климата страны:

  • вероятность вооруженных конфликтов,
  • нестабильность правительства,
  • риск национализации,
  • ограничения на движение капитала и рабочей силы,
  • доля государственной собственности в экономике страны,
  • темпы роста ВВП,
  • динамика инфляции,
  • состояние платежных балансов.

Страхование политических рисков чрезвычайно проблематично, поскольку их наступление обычно связано с катастрофическим, опустошительным ущербом. Наступление такого политического риска, как изменение режима страны или режима конвертируемости внутренней валюты и вывоза прибыли, отразится на всех производственных инвестициях и будет носить катастрофический характер. Из-за непредсказуемости политических рисков, невозможности математической вероятности наступления страховых случаев их страхование проводится крайне редко.

 

 

Список литературы:

  1. Гвозденко А.А. Финансово-экономические методы страхования. — М.: 2008.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ.
  3. Донецкова О.Ю., Помогаева Е.А. Банкострахование: учебное пособие. 2014.
  4. Данельян А.А. Иностранные инвестиции: некоторые аспекты взаимодействия международного и национального права // Евразийский юридический журнал. – 2011. – №8 (39). – С. 57-60.
  5. Данельян А.А., Эседов Д.Г. Иностранный инвестор и государство в евразийском пространстве // Евразийский юридический журнал. – 2012. – №3 (46). – С. 13-16.
  6. Данельян А.А., Фархутдинов И.З., Магомедов М.Ш. Национально-правовое регулирование   иностранных инвестиций в  России // Закон. – 2013. – №1. – С.103-119.
  7. Данельян А.А. Международное экономическое право в условиях глобализации: проблемы развития // Право и государство: теория и практика. – 2014. – №1(109). – С.127-132.
  8. Данельян А.А. Принудительное изъятие иностранных инвестиций: проблемы компенсации // Право и экономика. – 2014. – №1 (311). – С. 58-63.
  9. Данельян А.А. Правовые вопросы принудительного изъятия иностранной собственности и иностранных инвестиций в современном международном праве // Право и политика. – 2014. – № 4. – С.465-476.
  10. Данельян А.А. Международно-правовые гарантии возмещения убытков в ходе осуществления иностранной инвестиционной деятельности // Аграрное и земельное право. – 2014. – №3(111). – С. 85-90.
  11. Страхование от А до Я. /Под ред. Л.И. Корчевской. — М.: ИНФО-М, 2006.
  12. Страховой портфель. М.: Соминтэк, 2004.
  13. Хэмптон Д. Финансовое управление в страховых компаниях. — М.: 2005.

 

Информация об авторе:

Золин Кирилл Сергеевич, бакалавр, факультет мировая экономика, Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации

Information about the author:

Kirill S. Zolin, Bachelor, Department of World Economy, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation

____________________

[1] См.: Данельян А.А. Правовые аспекты политических рисков при осуществлении иностранной инвестиционной деятельности // Евразийский юридический журнал. – 2014. – №5 (72). – С. 52-54.

[2] См.: Данельян А.А., Фархутдинов И.З., Магомедов М.Ш. Национально-правовое  регулирование   иностранных инвестиций в  России // Закон. – 2013. – №1. – С.103-119.

[3] См.: Данельян А.А. Международно-правовые гарантии возмещения убытков в ходе осуществления иностранной инвестиционной деятельности // Аграрное и земельное право. – 2014. – №3(111). – С. 85-90.

[4] См.: Данельян А.А. Проблемы законности национализации и экспроприации иностранных инвестиций // Евразийский юридический журнал. – 2014. – №2 (69). – С. 65-67.

Добавить комментарий

Войти с помощью: