Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Стратегическое планирование как неотъемлемый элемент стратегического управления сельскохозяйственной организацией

Combine harvesting wheat on sunny summer day

Чтобы обеспечить устойчивое функционирование аграрного производства и получение высоких экономических результатов в производственно-хозяйственной деятельности менеджмент сельскохозяйственной организации должен видеть ориентиры в краткосрочной и, особенно, отдалённой перспективе. Эти факторы позволяют выстроить эффективную систему управление организацией с учётом существующих трансформаций в экономике и общих тенденций в развитии государственной аграрной политики. В качестве механизма, обеспечивающего развитие системы управления сельскохозяйственной организацией в науке и практике выступает стратегическое планирование.

В статье сделан акцент на понятиях стратегического планирования и стратегического управления применительно к сельскохозяйственным организациям.

Ключевые слова: стратегия; стратегическое планирование; стратегическое управление; сельскохозяйственные организации.

Strategic Planning As An Integral Element Of Strategic Management Of An Agricultural Organization

Abstract. In order to ensure the sustainable functioning of agricultural production and obtaining high economic results in production and economic activities, the management of an agricultural organization should see benchmarks in the short and, especially, in the long term. These factors make it possible to build an effective management system of the organization taking into account the existing transformations in the economy and general trends in the development of the state agrarian policy. Strategic planning acts as a mechanism that ensures the development of the management system of an agricultural organization in science and practice.

The article focuses on the concepts of strategic planning and strategic management in relation to agricultural organizations.

Keywords: strategy; strategic planning; strategic management; agricultural organizations.

Тема стратегического планирования и стратегического управления сельскохозяйственной организацией является актуальной, как с научной, так и с практической точки зрения. Стратегическое планирование в начале современных реформ в экономике Российской Федерации с 1990 года до двухтысячных годов была подвергнута критике, как рудимент административно-командной системы, существовавшей в стране более 70 лет.

 С учетом востребованности категории планирования в советский период было издано значительное количество научных работ, в которых отражались вопросы развитие социально-экономического планирования экономики.

Экономическая категория планирования в начале современных реформ в Российской Федерации не нашла адекватного восприятия в государственной политики в области экономических отношений и иных сферах общественного развития. Критика планирования привела к практической ликвидации госплана и других планирующих структур во многих отраслях экономики современной России. Сегодня, по прошествии времени можно с уверенностью сказать, что из-за демократизации и либерализации планирования в кризисном состоянии оказались аграрный сектор и многие отрасли промышленности. Упование на рыночные отношения привело к развалу системы управления экономикой страны. Кардинальной реформе подверглась государственное управление, поскольку в новых экономических условиях, связанных с вхождением в рыночные отношения и конституционными изменениями форм собственности на землю и имущество государственное управление утратило ведущую роль в организации производственно-хозяйственной и иной деятельности в Российской Федерации.

Государственное управление, например, в сельском хозяйстве сегодня возможно лишь в государственных унитарных предприятиях. Организация производственно-хозяйственной деятельности и управление процессами в сельскохозяйственных организациях вместо государственного управления в настоящее время осуществляется с учётом норм Гражданского кодекса Российской Федерации [4] и специальных федеральных законов, таких как «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [5], «О сельскохозяйственной кооперации» [6], «Об акционерных обществах» [7], «Об обществах с ограниченной ответственностью» [8].

 В результате реформ в современной Российской Федерации государственное управление заменено на государственное регулирование, а Министерство сельского хозяйства стало Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.

 Минсельхоз России осуществляет реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия совместно с другими министерствами и ведомствами, а также субъектами Российской Федерации [9].  Государственная программа является документом, определяющим цели и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования указанных рынков на среднесрочный период, а также финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий.

С принятием в 2006 году Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» [10] в стране активизировался процесс разработки и принятия стратегических документов, в которых излагаются ориентиры по развитию сельского хозяйства и отдельных подотраслей агропромышленного комплекса на перспективу до 2030-2035 годов. Среди таких документов стратегического планирования в аграрном секторе экономики отметим: Стратегию развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года [11],  Долгосрочная стратегия развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года [12],  Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года [13],  Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения до 2030 года [14],  Стратегия развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года [15], В стадии реализации находятся и иные стратегии и программы стратегического развития сельского хозяйства и АПК. Подобные стратегии разрабатываются и субъектами Российской Федерации.

Например, в Свердловской области имеется Стратегия развития агропромышленного комплекса Свердловской области на период до 2035 года [16].  Стратегическое планирование, выраженное в виде стратегий, программ и иных экономико-правовых документов является путеводной звездой для сельскохозяйственных организаций при формировании и развитии внутрихозяйственного планирования и на этой основе совершенствования стратегического и оперативного управления организацией производственно-хозяйственной деятельности и аграрных предпринимателей.

Для устойчивой  и экономически эффективного функционирования и развития сельскохозяйственной организации, ориентированной на получение прибыли от производственной хозяйственной деятельности в сфере агробизнеса в настоящее время важное значение придаётся таким экономическим категориям как агромаркетинг, менеджмент  и иным рыночным механизмам. Особая роль в успехах предпринимательской организации отводится планированию и, прежде всего, стратегическому поскольку на его основе получает развитие стратегическое управление сельскохозяйственной организацией. Обе эти категории являются востребованными менеджментом, ибо выполняют определяющую роль в процессе организации и развития сельскохозяйственной деятельности в современных условиях.

 Внимание специалистов, занимающихся планированием стратегического развития сельскохозяйственной организации должно быть направлено на планирование введения систем растениеводства и животноводства, где имеется проблемы с селекцией и семеноводством, а также племенным материалом.  Конечно, генетикой должны заниматься специалисты имеющие соответствующее образование, однако менеджеры сельскохозяйственной организации обязаны иметь необходимый уровень знаний в области системы ведения сельскохозяйственного производства, основанного на научном подходе к решению задач.

 Формируя систему планирования в современной сельскохозяйственной организации (стратегическое,  текущее и иные виды) необходимо учитывать, что планирование предполагает и контроль, то есть наличие определённой системы в управлении. В совокупности эти факторы востребуют совершенствования внутрихозяйственного управления, которые должно быть значительно улучшено, чтобы стратегии и программы, принятые на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации, получили реальное воплощение в сельскохозяйственных организациях.

 Стратегическое планирование и на его основе развитие стратегического управления производственно-хозяйственной деятельностью сельскохозяйственных организаций имеет ясную цель -обеспечение продовольственной безопасности и продовольственной независимости Российской Федерации и реализацию сельскохозяйственной продукции по экспорту на мировой продовольственный рынок. По-прежнему важное значение имеет производство сельскохозяйственного сырья для отраслей промышленности как внутри страны, так и за рубежом.

Библиографический список

  1. Семин А.Н. Основы стратегического планирования в сельском хозяйстве — Екатеринбург: УрГСХА – 2011. – 272 с.
  2. Райсберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд.испр. – М: Инфра-М – 1999. – 479 с.;
  3. Большой экономический словарь. 2-е изд. доп. и перераб /Под ред. А.Н. Азрилияна – М.: Институт новой экономики – 1997. – 864 с.;
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации Часть первая. Федеральный закон №52-ФЗ от 30.XI.1994 г/СЗ РФ 1994, №32 ст.3301; Часть вторая. Федеральный закон №14-ФЗ от 26.01.1996/СЗ РФ 1996, №5 ст.410; Часть третья. Федеральный закон №146-ФЗ от 26.XI.2001 г/СЗ РФ 2001, №49 ст.4552; Часть четвертая. Федеральный закон №230-ФЗ от 18.12.2006 /Российская газета 2006, №4255 /СЗ РФ 2003, №24 ст.2249;
  5. Федеральный закон №74-ФЗ от 11.06.2003 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42662/?ysclid=lbwfcgqu6932409068 (дата обращения 19.12.2022);
  6. Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» №193-ФЗ от 08.12.1995 г. [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8572/?ysclid=lbwffnj05q713591113 (дата обращения 19.12.2022);
  7. Федеральный закон №208-ФЗ от 26.12.1995 г. «Об акционерных обществах» [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8743/?ysclid=lbwfji7lgo803327733 (дата обращения 19.12.2022);
  8. Федеральный закон №14-ФЗ от 08.02.1998 г «Об обществах с ограниченной ответственностью» [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17819/?ysclid=lbwfnfkktm82405108 (дата обращения 19.12.2022);
  9. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. N 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» [электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/70210644/?ysclid=lbxaysxfph975364857 (дата обращения 19.12.2022);
  10. Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 N 264-ФЗ [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64930/?ysclid=lbxb306vu2327938090 (дата обращения 19.12.2022);
  11. Распоряжение Правительства РФ от 12.04.2020 N 993-р «Об утверждении Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года» [электронный ресурс] – Режим доступа: https://fsvps.gov.ru/sites/default/files/npa-files/2021/09/14/34_rasporyazhenie_pravitelstva_rf_ot_12_04_2020_n_993-r.pdf (дата обращения 19.12.2022);
  12. Распоряжение Правительства РФ от 10 августа 2019 г. № 1796-р. «Об утверждении Долгосрочной стратегии развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года» [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72522534/?ysclid=lbxbd2udm996172820 (дата обращения 19.12.2022);
  13. Распоряжение Правительства России от 29 июня 2016 г. №1364-р. «Об утверждении Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года» [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71335844/?ysclid=lbxblnw5p8180167591 (дата обращения 19.12.2022);
  14. Распоряжение Правительства РФ от 07.07.2017 N 1455-р «Об утверждении Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года» [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_219731/db0ed6e6266ac06a5c2793a578f7fbc1a9287922/?ysclid=lbxbr4gove704145028 (дата обращения 19.12.2022);
  15. Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 N 151-р (ред. от 13.01.2017) «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174933/2844094b7ba6e57e91fd5bb036ee91d9f6727238/?ysclid=lbxbu57t7p846958086 (дата обращения 19.12.2022);
  16.  Постановление Правительства Свердловской области от 28.06.2019 № 386-ПП «Об утверждении Стратегии развития агропромышленного Свердловской области на период до 2035 года» [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravo.gov66.ru/media/pravo/386-%D0%9F%D0%9F_a20HvMd.pdf?ysclid=lbxc05wg6r239261393 (дата обращения 19.12.2022).


Информация об авторах:

Воронин Борис Александрович, доктор юридических наук, профессор, директор научно-исследовательского института аграрно-экологических проблем и управления сельским хозяйством, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург

Воронина Яна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург

Кузьменко Алексей Михайлович, соискатель Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии.

Токарев Виктор Викторович, аспирант Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии.

Information about the authors:

Voronin Boris Aleksandrovich, Doctor of Law, Professor, Director of the Research Institute of Agrarian and Environmental Problems and Agricultural Management, Ural State Agrarian University, Yekaterinburg

Voronina Yana Viktorovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Economic Theory, Ural State Agrarian University, Yekaterinburg

Kuzmenko Alexey Mikhailovich, candidate of the All-Russian Scientific Research Institute of Fisheries and Oceanography.

Tokarev Viktor Viktorovich, postgraduate student of the All-Russian Scientific Research Institute of Fisheries and Oceanography.

Добавить комментарий

Войти с помощью: