Борьба с незаконным оборотом наркотиков является одним из приоритетов в деятельности Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В последние годы ситуация с наркоманией в странах ШОС в целом стабилизируется, согласно официальным органам КНР наблюдается сокращение количества наркозависимых людей. Вместе с тем остаётся серьёзная проблема потребления как потребления, так и производства синтетических наркотиков внутри Китая. Китай, обладая развитой химической промышленностью является источником распространения прекурсоров и готовых синтетических наркотиков. Распространение метамфетамина, синтетических опиоидов и каннабиоидов и других запрещённых психоактивных веществ из Китая представляет угрозу для многих регионов мира, это, в частности, показывает ухудшающаяся ситуация с ростом фентаниловой зависимости в США. Важное значение приобретает способность государственных органов КНР контролировать большое количество внутренних производителей фармацевтической продукции и не допускать появлению на рынке новых аналогов запрещённых психотропных веществ. Китайское руководство предпринимает действенные меры по борьбе с наркотиками, в частности, ужесточается регулирование синтетических психотропных препаратов и это уже приводит к сокращению изъятий синтетических наркотиков в Китае. При этом меры по ужесточению контроля провоцируют наркобизнес к переносу производства синтетических наркотиков из Китая в соседние страны, главном образом, Мьянму, Индию. Статья базируется на данных докладов Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности 2021г., Международного комитета по контролю над наркотиками 2021 г.
Ключевые слова: Россия, Китай, наркоторговля, наркотрафик, синтетические наркотики, национальная безопасность.
Trends and opposition to the international drug trade within the framework of the SCO
Annotation: The fight against drug trafficking is one of the priorities in the activities of the Shanghai Cooperation Organization (SCO). In recent years, the situation with drug addiction in the SCO countries has generally stabilized, according to the official bodies of the PRC, there has been a decrease in the number of drug addicts. At the same time, there remains a serious problem of both consumption and production of synthetic drugs inside China. China, having a developed chemical industry, is a source of distribution of precursors and finished synthetic drugs. The proliferation of methamphetamine, synthetic opioids and cannabinoids, and other illicit psychoactive substances from China poses a threat to many parts of the world, as shown in particular by the deteriorating situation with the rise of fentanyl addiction in the United States. The ability of the PRC state authorities to control a large number of domestic manufacturers of pharmaceutical products and prevent the emergence of new analogues of illicit psychotropic substances on the market is becoming important. The Chinese leadership is taking effective measures to combat drugs, in particular, tightening the regulation of synthetic psychotropic drugs, and this is already leading to a reduction in seizures of synthetic drugs in China. At the same time, measures to tighten control provoke the drug business to transfer the production of synthetic drugs from China to neighboring countries, mainly Myanmar and India. The article is based on the 2021 reports of the United Nations Office on Drugs and Crime, the 2021 International Narcotics Control Board.
Key words: Russia, China, drug trade, drug trafficking, synthetic drugs, national security.
На сегодняшний день ситуация с международной наркоторговлей в мире требует решения на уровне межгосударственного сотрудничества. Лидеры государств стран ШОС вместе выступают в противостоянии международной наркоторговле. Употребление наркотиков продолжает оставаться одной из главных угроз современного общества. Согласно Всемирному докладу о наркотиках, опубликованному Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (УНП ООН), около 275 миллионов человек во всем мире употребляли наркотики в 2020 году, по сравнению с 226 миллионами в 2010 году. Кроме того, в 2019 году около 36 миллионов человек страдали от расстройств, связанных с употреблением наркотиков в 2019 году, по сравнению с оценкой в 27 миллионов в 2010 г. [13] По оценкам специалистов годовой оборот мирового наркорынка превышает 400 млрд дол [7], что делает его сопоставимым, например, с нефтяным рынком.
Потребление наркотиков в Китае
В совокупности на три страны — Китай, Российскую Федерацию и США — приходится 26% населения мира в возрасте от 15 до 64 лет, при этом на эти страны приходится 43 процентов инъекционного потребления наркотиков во всем мире. На Китай, Пакистан и Россию приходится 51% оценочного числа инъекционного потребления наркотиков живущих с ВИЧ. [14, p.40]При этом сохраняется опасность поставок прекурсоров из Китая для изготовления наркотиков, а также наркотрафика в Китай, что особенно негативно сказывается на граничащих с «Золотым треугольником» Юго-Западных регионах Китая, где фиксируется наибольшее потребление наркотиков в стране. Важное значение имеет сотрудничество правоохранительных органов КНР со своими коллегами из других стран. Хорошими примерами сотрудничества является взаимодействие КНР со странами ШОС и Юго-Восточной Азии по противодействию наркоторговле и наркотрафику, однако требуется дальнейшее расширение сотрудничества, по выявлению налаженных международных каналов наркотрафика(яркий пример маршрут наркоторговли Китай-Мексика-Северная Америка) В Китае действует жёсткое законодательство в отношение преступлений, связанных с наркотиками, что также является действенной мерой по сдерживанию наркоторговли и потребления запрещённых веществ.
По данным Китайской национальной комиссии по контролю над наркотиками за период 2010-2019 гг. число наркозависимых людей в Китае достигло пика в 2014 г- более 3 млн чел, после чего наметилась тенденция к снижению[15, p.68], в 2020 г. всего зарегистрированных наркозависимых людей в Китае было 1,801 млн., в т.ч. употребляющих синтетические наркотики(психоактивные вещества, вызывающие зависимость,полученные искусственным путём) — 1,031 млн.чел., опиоиды 734 тыс.чел.[17]По оценкам правительства Китая, в 2019 году в стране насчитывалось 2,14 млн наркопотребителей — 0,16 процента населения страны, что несколько меньше, чем годом ранее. Самыми распространенными наркотиками оставались метамфетамин (55,2 процента, или 1,18 млн наркопотребителей), героин (37,5 процента наркопотребителей) и кетамин (2,3 процента всех наркопотребителей). В 2019 году правительство сообщило, что 220 тыс. человек прошли курс принудительного лечения, а еще 300 тыс. человек прошли амбулаторное лечение и реабилитацию.[1, c.95]
Если в начале 2000х гг. доля потребителей героина и опиоидов в Китае составляла 75% от общего числа наркозависимых, то в 2020 г уже 40%, что свидетельствует о резком увеличении зависимости от синтетических наркотиков, что соотносится с общемировым трендом. При этом после 2014 г. наблюдается стабилизация в динамике употребления синтетических наркотиков. (рис.1) [16, p.81].
Рис.1 Динамика потребления синтетических наркотиков и героина в Китае 2010-2019гг.
Анализ сточных вод, проведенный в 2018 и 2019 годах в 25 городов по всему Китаю показал средний уровень потребления наркотиков 56,7 мг в сутки на 1000 жителей (56,7 ± 56,8 мг в сутки на 1000 жителей), при употреблении героина вторым после метамфетамина. Анализ показал, что потребление героина выше всего на юго-западе Китая (108 ± 147 мг/сутки на 1000 жителей), центральном Китае (59,2 ± 48,0 мг в сутки на 1000 жителей) и на северо-западе Китае (51,5 ± 50,3 мг в сутки на 1000 жителей), чем в других частях страны, что свидетельствует о негативном влиянии соседних с провинцией Юньнань и СУАР Мьянмой и Афганистаном соответственно как источников наркотрафика. [15, p.68] Так, на соседний с провинцией Юньнань штат Мьянмы Шан приходится 84% площади выращивания опийного мака в этой стране. [15, p.90]
Тенденции мировой наркоторговли на пространстве ШОС
Химическая промышленность КНР достигла высокого уровня развития и является второй по значимостью отраслью её реального сектора. Китай производит множество веществ, медицинских препаратов на экспорт. Однако наряду с легальными поставками, также имеют место и незаконные поставки различных химических веществ, которые могут быть использованы в качестве наркотиков и прекурсоров(веществ используемых при изготовлении наркотических средств).
Серьёзную угрозу как для самого Китая, так и для всего мира представляет производство синтетических(дизайнерских) наркотиков и прекурсоров. Синтетические наркотики (мефедрон, альфа ПВП, метамфетамин, фентанил, спайсы и прочие) формируют скорую физиологическую и психологическую зависимость и оказывают самое разрушительное влияние на здоровье, интеллект и, если не предпринимать срочных мер по лечению быстро приводят к смерти. Зачастую смерть также может быть вызвана как передозировкой, так и неадекватными действиями под воздействием этих веществ.
Доклад ООН 2020г свидетельствует, что наиболее часто определяемое место происхождения, отправления и транзита партий метамфетамина в регионе Восточной и Юго-Восточной Азии в период 2015–2019 гг. была Мьянма, затем (по убыванию количества упоминаний) Китай. [16, p.64] При этом, анализ данных об изъятиях наркотиков США также свидетельствует о том, что в первой половине 2019 года 99% метамфетамина было изготовлены методом на основе прекурсоров Ф-2-П, импортируемых из Китая. [16, p.55] Анализ изъятий на европейском наркорынке в 2019 году показал, что среди прекурсоров амфетамина и метамфетамина преобладали такие как МАPА(метил альфа-фенилацетоацетат), P-2-P(1-фенил-2-пропанон) и АPАА(альфа-фенилацетоацетамид), в основном импортные из Китая. Это говорит о значении Китая как одного из главных поставщиков прекурсоров на мировой наркорынок.
В течение 2009–2017 гг. наибольшее количество метамфетамина, изъятого в регионе Восточной и Юго-Восточной Азии приходилось на Китай, но в 2018 и 2019гг его стал опережать Таиланд. [16, p.62] В период 2015-2019гг основная доля ликвидированных лабораторий по производству метамфетамина в Азии приходилась на Китай, и Иран, наряду с очевидным расширением производства метамфетамина в соседних странах.
Управление по борьбе с наркотиками КНР сообщило, что в 2018 г., метамфетамин обнаружен на внутреннем рынке в основном из соседних стран (70 процентов в 2018 году). [16, p.53] По-видимому, основной страной-импортером метамфетамина является Мьянма: около 98 % всего импортированного метамфетамина было произведено, или вывезено транзитом через Мьянму . При том, что в 2019 году из Мьянмы не поступало сообщений о ликвидации лабораторий по производству метамфетамина. Информация из провинции Юньнань в Китае, граничащей с Мьянмой, указывает на все более крупные изъятия наркотиков в последние несколько лет, что свидетельствует об увеличении незаконного импорта наркотических веществ из Мьянмы, включая метамфетамин. В 2020 году в провинции Юньнань изъято 20,2 тонны наркотиков, что составляет 36,3% от общего количества наркотиков изъятых в Китае в целом и указывает на растущее значение Мьянмы как ключевого места для экспорта метамфетамина в Китай. [16, p.56]Провинция Юньнань, в свою очередь, по информации правительства КНР остается основным пунктом транзита наркотиков из-за рубежа вглубь страны, для этой цели, как правило, используются службы экспресс-доставки из-за их дешевизны и минимального риска. [1, c.95 ]
В то же время производство метамфетамина расширяется вокруг «Золотого треугольника», отчасти в результате перемещения крупных синдикатов транснациональной организованной преступности из Китая, чтобы избежать усиливающегося давления со стороны правоохранительных органов в Китае в последние годы. [16, p. 57]
В целом как показывает доклад ООН роль Китая как страны происхождения готового метамфетамина, заметно снижается начиная с 2016г, что косвенно может свидетельствовать о действенности мер китайского правительства в борьбе с изготовлением наркотиков. Однако вместе с тем, очевидной ставиться тенденция перемещение изготовления метамфетамина из Китая в соседние страны. (рис.2).
Рис.2 Направления нелегального трафика метамфетамина в Восточной и Юго-Восточной Азии
Прослеживается связь между китайской организованной преступностью и нарколабораториями по производству кристаллического метамфетамина в Мьянме, а именно в штате Шан, где традиционно сильны повстанческие группировки среди местного коренного населения, а также китайская диаспора, обосновавшаяся там ещё в середине XXв. Так, союз пяти крупных кантонских синдикатов-триад образующих Суперсиндикат Sam Gor по оценкам Управления ООН по наркотикам и преступности контролирует около 40 % рынка метамфетамина и производных продуктов в странах Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона выручая в год от 8 до 17 млрд дол. Рынок сбыта Sam Gor охватывает почти весь Тихоокеанский регион – от Японии до Новой Зеландии. До недавнего времени суперсиндикат возглавлял этнический китаец и гражданин Канады Це Чи Лоп. Последний смог организовать отлаженную схему дешевого и массового производство синтетических наркотиков в леса Мьянмы, а необходимые прекурсоры переправлялись из Китая с приграничных химических заводов. В 2021г. Це Чи Лоп был задержан по ордеру Интерпола в Амстердаме. По данным Австралийской федеральной полиции, Це Чи Лоп ответственен за 70% наркотрафика в Австралии. Примечательно, что наркобарон свободно перемещался между Макао и Гонконгом и власти Китая не требовали его экстрадиции.[3]
Китай является одним из главных поставщиков химических веществ, которые могут быть использованы в качестве прекурсоров(вещества, участвующие в реакциях для производства токсических химикатов) для наркотиков. Например, Китай является лидером в производстве даже таких несложных веществ как пермангат калия, который может быть использован для изготовления мефедрона и меткатинона или ангидрид уксусной кислоты, который может быть использован для производства героина. Это имеет важное значение с учётом того что Китай напрямую граничит с главными мировыми производителями того же героина- Афганистаном и Мьянмой.
Фентанил в некоторых случаях используется в медицине как сильный анальгетик для наркоза, при лечении онкологии, сильных болях. В частности, в России фентанил относится к наркотическим средствам и психотропным веществам, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список II).[4] Данный синтетический опиоид обладает сильным наркотическим эффектом и его применение крайне опасно для жизни, учитывая его мощное токсическое действие.
Как отмечают американские аналитики в области наркоторговли и наркотрафика, с момента появления на рынке в 2013 году фентанил стал самой смертоносной категорией наркотиков-опиоидов в США и можно даже говорить о настоящей фентаниловой наркоэпидемии. Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) подсчитано, что более 47 000 человек умерли от передозировки опиоидов в 2017 году в Соединенные Штаты — 28 000 из этих смертей были вызваны синтетическими опиоидами, что, главным образом, является результатом злоупотребления фентанилом.[12] Фентаниловая эпидемия представляет серьёзную опасность для американских властей.
Фентанил проникает в США небольшими партиями по почте, однако в последние годы наблюдается тенденция к росту транспортировки синтетических наркотиков из Китая в США и Канаду через Мексику, а также китайских прекурсоров в Мексику, где те поступают в местные нарколаборатории для изготовления готовых психотропных веществ. Так, в 2019 году в ходе операции МККН «Фаст форвард» в Мексике были перехвачены и изъяты новые предпрекурсоры (N-фенилпиперидин-4-амин и 4-пиперидон) для изготовления фентанила, которые могли использоваться при незаконном изготовлении фентанила. Эти вещества были доставленны из Китая и Индии экспресс-почтой и курьерскими службами.[ 1, с.76]
В Европейском Союзе большинство производных фентанила, происходящих в Китае закупаются на онлайн-платформах в даркнете. [15, p.63]
Согласно данным ООН, рынок наркотиков в России диверсифицировался за последние несколько лет, с увеличением доли потребления синтетических наркотиков, таких как катиноны альфа-ПВП, что также соответствует общемировому тренду. При этом с 2010г наблюдается тенденция к снижению потребления героина и опиоидов(рис.2).
Рис.3 Динамика потребления запрещённых наркотических веществ в России
Как отмечает председатель правления Национального антинаркотического союза Никита Лушников, сейчас наркорынок сильно модернизировался, если раньше в Россию поступали, главным образом, опиаты через границу с наркокурьерами, то теперь к этому добавились ещё и поставки синтетики, которые попадают в страну, в том числе и по почте. Причём 80% поступающих в Россию синтетических наркотиков произведено в Китае.[5]
Борьба стран ШОС с наркотрафиком
Серьёзную озабоченность вызывает вопрос воли и способности китайского правительства принимать жесткие меры против отдельных лиц и компаний, которые незаконно перевозят прекурсоры для изготовления наркотиков и такие опиоиды как фентанил в другие страны. Это, прежде всего, подразумевает мониторинг сотен тысяч юридических субъектов и требует значительных ресурсов правоохранительных органов. Жёсткий контроль над рынком фармацевтической продукцией представляется насущной задачей для китайского руководства, в следствие её зачастую некотролируемого развития и как следствие возможностей для использования в мировой наркоторговле. По данным УНП ООН, к концу 2019 года Китай сообщил о 201 новых психоактивных веществах, уступая в Азии только Японии (которая сообщила о 366 новых психоактивных веществах).[1, c.95]
В Китае правила, введенные в сентябре 2010 г., требуют все организации, которые продают контролируемые прекурсоры через Интернет быть зарегистрированы в компетентных национальных органах. [14, p.71]
Проблема также заключается в том, что синтетические наркотики обладают небольшим весом и легко транспортируются почтовыми и курьерскими службами.
Существенная часть «синтетики» распространяется на торговых площадках даркнета и поэтому документирование преступлений по продаже запрещённых веществ серьёзно усложняется, кроме того, зачастую герметичная упаковка не пропускает запахи и практически невозможно выявить источник с помощью служебных собак. [5] Кроме того, опасность представляет сбыт через даркнет аналогов наркотических веществ, например, того же фентанила(карфентанил и суфентанил), а также прекурсоров. [14, p.69]
Поэтому стоит отметить своевременность и важность принятого в мае 2019 году решения Правительства КНР включить весь класс аналогов фентанила в национальный список контролируемых веществ.[1, c.91] Очевидно, что данная мера уже напрямую повлияла на сокращение изъятий фентанила и его аналогов по всему миру, что зафиксировано отчёте Интерпола в 2021 году. Однако в том же докладе отмечается, что к числу основных стран происхождения синтетических опиоидов добавилась Индия, которая становится источником готового фентанилового порошка и химических веществ, используемых для незаконного изготовления фентанила. Это ещё раз подтверждает тенденцию отмеченную выше к переносу производства синтетических наркотиков из Китая в соседние страны.
Данные юридические меры правительства КНР прошли рука об руку с масштабными ликвидациями незаконных лабораторий и интернет-сайтов по продажам фентанила, также были проведены мероприятия по улучшенению юридической подготовки сотрудников правоохранительных органов и установки нового досмотрового оборудования на почтовых объектах. Так по данным властей США, проведенные меры снизили масштабы поставок фентанила и аналогов поставок почтой из Китай в США.
Кроме того, в мае 2021 года представитель китайской Национальной комиссии по контролю над наркотиками анонсировал, что Китай включит 18 веществ, включая каннабиноидные вещества и кетамин, в перечень наркотических и психотропных средств. [2] Таким образом, Китай станет первой страной в мире, которая подвергнет регулированию все синтетические каннабиноидные вещества, чтобы не дать распространиться новым опасным аналогам , химические свойства которых еще не подлежат регулированию.[10] Данная мера очень необходима, в связи с активным распространением синтетических каннабиоидов по всему миру, в России ещё недавно была эпидемия «спайсов». Данная группа синтетических наркотиков в отличие от марихуаны гораздо активнее воздействуют на рецепторы организма, крайне негативно влияют на интеллект, вызывают быстрое привыкание и к тому же дешевле натуральных каннабиоидов. Особенно активно растёт производство и продажа синтетических каннабиоидов в Синьцзяне. Власти региона пресекли 301 такой случай, арестовав 390 подозреваемых и изъяв 15,75 тонны каннабиноидных веществ.[2] В 2020г. органы по борьбе с наркотиками провинции Шаньдун раскрыли крупномасштабное производство и незаконный оборот синтетических каннабиноидов с участием 13 провинций и более 40 городов, заявили официальные лица. Они сказали, что было изъято 360 килограммов синтетических каннабиноидов.[9]
Приоритетной задачей для ШОС является сдерживание наркотрафика с территории Афганистана. Государства ШОС формируют единый заслон для борьбы с глобальной наркоагрессией, которая угрожает не только нашему региону, но и остальным странам мире.
«Взаимодействие осуществляется по линии контактной группы «ШОС-Афганистан». При этом в рамках реализации соответствующей «дорожной карты» уделяется внимание не только вопросам наращивания правоохранительного потенциала, но и выработке скоординированных позиций в содействии альтернативному развитию Афганистана.
В фокусе пристального внимания ШОС нарастающий симбиоз наркобизнеса с другими трансграничными вызовами и угрозами. В этом контексте особую тревогу вызывает феномен наркотерроризма, когда доходы от незаконного оборота наркотиков используются для подпитки террористической деятельности. Противодействие этому деструктивному явлению осуществляется по линии Региональной антитеррористической структуры ШОС, при координирующей роли которой в 2021 году были перекрыты 24 канала финансирования терроризма.
Сотрудничество ШОС по борьбе с наркоторговлей
В виду транснационального характера наркоторговли очень важным является сотрудничество Китая с национальными органами полиции других стран, повышение уровня подготовки полицейского персонала. Хорошим примером является сотрудничество Китая и стран Юго-Восточной Азии по противодействию наркоторговли и наркотрафику как на двустороннем, так и на региональном уровне. В ноябре 2019 года Китай, Камбоджа, Лаос, Таиланд, Вьетнам, Мьянма и УНП ООН, ранее подписавшие Меконгский меморандум о взаимопонимании в отношении контроля над наркотиками одобрили Бангкокскую декларацию об эффективных ответных мерах по решению проблемы наркотиков в бассейне реки Меконг. Кроме того, стороны одобрили одиннадцатый субрегиональный план действий по контролю над наркотиками (май 2019 года — май 2021 года), в котором они подтвердили свою решимость сообща заниматься проблемой наркотиков в субрегионе. План действий охватывает четыре ключевые области сотрудничества: наркотики и здравоохранение; взаимодействие правоохранительных органов; правовая и судебная помощь; устойчивое альтернативное развитие. [1, c.91]
Ещё одним конструктивным примером сотрудничества является взаимодействие в рамках Антинаркотической стратегии государств-членов Шанхайской организации сотрудничества на 2018-2023 годы. Так, в июле 2019 г. была проведена международная антинаркотическая операция «Паутина». Операцию координировал ЦАРИКЦ (Центральноазиатский региональный информационный координационный центр) в Алматы. Цели «Паутины» — перекрытие каналов поставки и распространения новых психоактивных веществ, синтетических и других наркотиков, в том числе с использованием интернета и электронных платежных систем, повышение эффективности совместных действий компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков. Что немало важно в операции помимо представителей органов МВД и антинаркотических ведомств стран-членов ШОС, также участвовали представители Афганистана(страны-наблюдателя ШОС)[1, p.102]
В свою очередь, масштабное распространение синтетических опиоидов и прекурсоров китайского производства в Северной Америке частично говорит о недостатке в сотрудничестве между правоохранительными органами Китая, США и Мексики. Ещё в 2018 году Дональд Трамп открыто высказывал возмущение по поводу проникновения фентанила из Китая в почтовую систему США и призывал Сенат полностью остановить поставки этого синтетического опиоида с целью остановки распространения зависимости от него в американском обществе. В ответ в Национальной комиссии КНР по контролю над наркотиками заявили, что «доказательств» этому нет, и назвали комментарии президента Трампа «неприемлемыми» и «безответственными», но при этом предложили США лучше обмениваться разведданными с Китаем. На слабое сотрудничество между властями США и Китая указывается и в консультативном отчёте Конгресса США, что серьёзно препятствует усилиям по пресечению все более изощренных форм незаконного оборота фентанила.[11] В отчёте также указывается на слабый надзор и регулирование китайской химической и фармацевтической промышленности, а также срастание китайского наркобизнеса с мексиканскими наркокартелями. Власти США указывают, что китайские преступники все чаще используют китайскую банковскую систему для отмывания мексиканских нарко-денег. Однако как это уже привычно бывает, американские власти пытаются полностью переложить вину на другую сторону, при этом не указывая на серьёзные проблемы внутри собственных правоохранительных органов и слабо контролируемое распространение наркомании внутри страны.
Законодательные меры по обеспечению безопасности
По китайскому законодательству употребление наркотиков это административное, а не уголовное правонарушение. Наркозависимые отправляются в специальные центры для реабилитации, т.н. «центры обязательной карантинной детоксикации». Согласно принятому в Китае в 2008 году закону о борьбе с наркотиками, люди, пойманные на употреблении наркотиков, могут содержаться в этих центрах на срок до двух лет. К 2016 году в 700 центрах содержалось около 357 000 человек, что на 100 000 больше, чем в 2013 году. В 2019 году Китай сообщил о 220 тыс. человек, которые прошли курс принудительного лечения, а еще 300 тыс. человек прошли амбулаторное лечение и реабилитацию.[ 1, c.95] И, несмотря на их название, ими управляют министерства юстиции и общественной безопасности, а не министерство здравоохранения. В данных учреждениях применяется практика трудового перевоспитания, общественной пропаганды. Вылечившиеся от наркозависимости должны также регулярно встречаться с местной полицией и проверяться. Отдельно стоит отметить, что Китай применяет заместительную терапию метадоном к героиновым наркоманам, данная практика весьма противоречива и зачастую вызывает негативные оценки в наркологическом сообществе.[8]
Уголовным Кодексом КНР предусмотрены весьма жесткие наказания в отношении преступлений связанных с наркотиками. Так, согласно статьи 347 УК КНР контрабанда, продажа, транспортировка и изготовление наркотиков при наличии ряда обстоятельств могут наказываться лишением свободы на срок 15 лет, бессрочным лишением свободы или смертной казнью. Такими обстоятельствами могут быть: 1) контрабанда, продажа, транспортировка и изготовление опиума в количестве свыше 1000 г, героина или метиламфетамина в количестве свыше 50 мг и более или иных наркотиков в крупном объеме; 2) руководство группой, занимающейся контрабандой, продажей, транспортировкой и изготовлением наркотиков; 3) вооруженное прикрытие контрабанды, продажи, транспортировки и изготовления наркотиков; 4) сопротивление с применением насилия проведению досмотра, задержанию и аресту, при отягчающих обстоятельствах; 5) участие в организованной международной торговле наркотиками.[6]
Контрабанда, продажа, транспортировка и изготовление опиума в количестве от 200 г до1000 г героина или метиламфетамина в количестве от 10 г до 50 г или иных наркотиков в сравнительно крупном объеме — наказываются лишением свободы на срок свыше 7 лет и штрафом. Контрабанда, продажа, транспортировка и изготовление опиума в количестве менее 200 г героина или метиламфетамина в количестве менее 10 г, или иных наркотиков в небольшом объеме — наказываются лишением свободы на срок до 3 лет, краткосрочным арестом или надзором, а также штрафом; при отягчающих обстоятельствах — наказываются лишением свободы на срок от 3 до 7 лет и штрафом. Кроме того, максимально сурово в рамках данной статьи УК КНР наказывается использование, подстрекательство несовершеннолетних к контрабанде, продаже, транспортировке и изготовлению наркотиков или продажа наркотиков несовершеннолетним.
Роль ШОС в борьбе с мировой наркоторговлей и обеспечении национальной безопасности
ШОС является одним из наиболее авторитетных региональных объединений, вовлеченных в антинаркотическую проблематику. Организация обладает общей нормативно-правовой базой и гибкой институциональной основой сотрудничества, которая охватывает все без исключения аспекты антинаркотической политики, начиная от проведения совместных оперативно-розыскных мероприятий и заканчивая реализацией целого комплекса мер профилактического, медицинского и реабилитационного характера.
На сегодня существует трехуровневый механизм регулярных консультаций компетентных органов реализующих Антинаркотическую стратегию ШОС и Программу действий по ее выполнению. Благодаря их совместной работе из незаконного оборота изымается до 40% наркотиков опийной группы, перехватываемых на всем пространстве Евразии. Государства-члены ШОС постоянно совершенствуются в обеспечении национальной безопасности и адаптируются к новым вызовам. Это особенно заметно на фоне тех изменений, которые происходят на рынке запрещенных наркотиков в условиях пандемии коронавируса. Прежде всего, введенные государствами вынужденные ограничительные меры увеличили и без того растущую долю цифровых коммуникаций в жизни общества, что, соответственно, повлияло на каналы сбыта и приобретения наркотических средств.
Важную роль играет прикладной характер совместного мероприятия ШОС и Управления ООН по наркотикам и преступности по тематике борьбы с наркоугрозой в теневом сегменте интернета, более известном как «Даркнет», которое состоялось в начале марта 2020 года на «полях» 63-й сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам в Вене. Также отрабатываются практические меры реагирования на новые риски. В частности, по итогам двух последних антинаркотических операций ШОС «Паутина», направленных в том числе на пресечение поставок синтетических наркотиков и противодействие использованию виртуальных платежных систем в сфере наркобизнеса, задержано свыше 10 тонн наркотических средств и психотропных веществ.
Заключение
Приостановка международного наземного и воздушного сообщения приводит к большей концентрации наркопроизводства в пределах внутренних рынков, а также к смещению наркотрафика на юг, в сторону маршрутов морских перевозок. В первом полугодии 2020 года крупные партии наркотиков, ввозимые через порты, задерживались индийскими и пакистанскими правоохранительными органами. Кроме того, сохраняется нарковызов из региона «Золотого треугольника», в том числе в направление Индии и Китая.
Государства-члены ШОС выступают за незыблемость трех антинаркотических конвенций ООН, рассматривая их в качестве краеугольного камня современной системы международного контроля над наркотиками, но вынуждены констатировать, что наблюдаемые сегодня тенденции к легализации каннабиса в рекреационных целях способствуют эрозии сложившегося международного антинаркотического права. ШОС принципиально выступают против призывов к легализации наркотиков в нарушение действующих международно-правовых обязательств и основных прав человека, включая право на жизнь и охрану здоровья.
Вклад ШОС в глобальные антинаркотические усилия получил должное международное признание. Уже почти 10 лет организация является одним из основных региональных партнеров УНП ООН. При содействии Секретариата ШОС проводились последние заседания инициативы «Парижский пакт» по трансграничному сотрудничеству и предотвращению утечек химических веществ-прекурсоров. Развиваются рабочие контакты с ОДКБ, СНГ, АСЕАН, ОБСЕ и Интерполом, в том числе через взаимное участие в профильных мероприятиях.
Список литературы
1. Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2020 года/ ООН. Вена. 2021 c.95. с.150. URL: https://www.incb.org/documents/Publications/AnnualReports/AR2020/Annual_Report/E_INCB_2020_1_rus.pdf (дата обращения 01.06.2022)
2. Китай объявил о полной регуляции всех каннабиноидных веществ// ИА Красная Весна. 11.05.2021. URL: https://rossaprimavera.ru/news/be85f9bb (дата обращения 01.06.2022)
3. Опиумная эпопея «азиатского Эль Чапо» окончилась в Амстердаме// Независимая газета. 24.01.2021. URL: https://www.ng.ru/world/2021-01-24/6_8064_amsterdam.html (дата обращения 01.06.2022)
4. Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 N 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации»// МВД по Чувашской республике. URL: https://21.мвд.рф/document/12673215#:~:text=Ремифентанил%20Сомбревин%20Суфентанил%20Тебаин%20Тилидин,Фентанил%203-(1-(Этиламино)циклогексил)фенол%20(3-OH-PCE)%20Этилморфин%20Эскодол (дата обращения 01.06.2022)
5. Смерть до востребования. Россию заваливают международной наркопочтой// РИА Новости 03.03.2020 https://ria.ru/20180312/1515976956.html (дата обращения 01.06.2022)
6. Уголовный кодекс Китайской Народной Республики// сайт посольства КНР в России.11.01.2016. URL: https://www.mfa.gov.cn/ce/cerus/rus/zfhz/zgflyd/t1330730.htm (дата обращения 01.06.2022)
7. Avinash Tharoor Report: Global Drug Trafficking Market Worth Half a Trillion Dollars// Talkingdrugs. 21.04.2017 URL: https://www.talkingdrugs.org/report-global-illegal-drug-trade-valued-at-around-half-a-trillion-dollars (дата обращения 01.06.2022)
8. China Is Treating Muslims Like Drug Addicts// Foreign Policy. 3.10.2018. URL: https://foreignpolicy.com/2018/10/03/china-is-treating-muslims-like-drug-addicts/ (дата обращения 01.06.2022)
9. China issues total ban on synthetic cannabinoids// ABC News. 11.05.2021. URL: https://abcnews.go.com/Health/wireStory/china-issues-total-ban-synthetic-cannabinoids-77617434 (дата обращения 01.06.2022)
10. China moves to regulate all synthetic cannabinoids// Reuters. 11.05.2021. URL: https://www.reuters.com/world/china/china-moves-regulate-all-synthetic-cannabinoids-2021-05-11/ (дата обращения 01.06.2022)
11. Exclusive Limited Chinese cooperation hindering U.S. fentanyl fight -congress report// Reuters. 24.08.2021. URL: https://www.reuters.com/world/us/exclusive-limited-chinese-cooperation-hindering-us-fentanyl-fight-congress-2021-08-24/ (дата обращения 01.06.2022)
12. Mexico’s role in the deadly rise of fentanyl/ Mexico Institute, Insight crime February 2019 URL: https://www.wilsoncenter.org/sites/default/files/media/documents/publication/fentanyl_insight_crime_final_19-02-11.pdf (дата обращения 01.06.2022)
13. World drug report 2021.Policy implications. Boocklet 1/Unites Nations office on drugs and crime. Vienna June 2021. p.48. URL:
14. World drug report 2021. Drug demand and drug supply. Boocklet 2/Unites Nations office on drugs and crime. Vienna June 2021.- p.108 URL: https://www.unodc.org/res/wdr2021/field/WDR21_Booklet_2.pdf (дата обращения 01.06.2022)
15. World drug report 2021. Drug market trends: cannabis, opioids. Boocklet 3/Unites Nations office on drugs and crime. Vienna June 2021. p.68, p.120 URL: https://www.unodc.org/res/wdr2021/field/WDR21_Booklet_3.pdf (дата обращения 01.06.2022)
16. World drug report 2021.Cocaine, amphetamine-type stimulants. Boocklet 4/Unites Nations office on drugs and crime. Vienna June 2021. p.81, p.102. URL: https://www.unodc.org/res/wdr2021/field/WDR21_Booklet_4.pdf (дата обращения 01.06.2022)
17. Number of registered drug users in China in 2020// statista.com. URL: https://www.statista.com/statistics/287914/china-drug-users-by-drug-type/ (дата обращения 01.06.2022)
Информация об авторах:
Виноградов Илья Сергеевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра «Россия. Китай и мир» Институт Китая и современной Азии РАН, ORCID: 0000-0002-5572-3471.
Мамахатов Тлеш Муратович, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности РАН, старший научный сотрудник Центра «Россия. Китай и мир» Институт Китая и современной Азии РАН. ORCID: 0000-0001-7212-6831.
Information about the authors:
Vinogradov Ilya Sergeevich, Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher, Center “Russia. China and the World” Institute of China and Modern Asia RAS, ORCID: 0000-0002-5572-3471.
Mamakhatov Tlesh Muratovich, Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher at the Center for Security Studies of the Russian Academy of Sciences, Senior Researcher at the Center “Russia. China and the World” Institute of China and Modern Asia RAS. ORCID: 0000-0001-7212-6831.