Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Цифровизация как фактор противодействия коррупции

В настоящей статье рассматривается актуальная научная и практическая проблема, непосредственно сопряженная с исследованием цифровизации в качестве одного из важных факторов противодействия коррупции.

Автор поднимает вопрос о потенциальной возможности более активного применения цифровых технологий в целях ведения антикоррупционной борьбы среди сотрудников ОВД, в том числе, позиционируя коррупцию как одну из форм внепроцессуального воздействия на последних при осуществлении ими доследственной проверки и производства предварительного следствия.

Ключевые слова: цифровизация, информационные технологии, коррупция, коррупционные правонарушения, коррупционные преступления, сотрудники органов внутренних дел, ОВД, внепроцессуальное воздействие.

Digitalization as an anti-corruption factor

Abstract: This article discusses an urgent scientific and practical problem that is directly related to the study of digitalization as one of the important factors in combating corruption among employees of internal affairs officers.

The author raises the question of the potential for a more active use of digital technologies in order to conduct an anti-corruption fight among police officers, including positioning corruption as one of the forms of extra-procedural influence on the latter during their pre-investigation check and preliminary investigation.

Keywords: digitalization, information technology, corruption, corruption offenses, corruption crimes, employees of internal affairs bodies, police department, extra-procedural influence.

В настоящее время общепризнано, что перспективы экономического развития неразрывно связаны с цифровой экономикой. В связи с этим внимание исследователей все больше привлекают теоретические и практические проблемы цифровизации [31, с. 103]. Синхронно продолжается модернизация государственных институтов в целях обеспечения их информационной открытости и прозрачности. Весьма важное значение в данной сфере имеют различные средства цифровизации, которые содействуют повышению уровня открытости. В русле противодействия коррупции они гарантируют объективность отслеживания и расследования коррупционных правонарушений (в том числе, преступлений коррупционной направленности), а также позволяют значительно упростить эти процессы при помощи их автоматизации.

А то, что количество таких преступлений в Российской Федерации кардинальным образом не сокращается, подтверждают статистические данные, регулярно публикуемые на официальных сайтах силовых ведомств. Так, согласно ежемесячному Сборнику «Состояние преступности в России», выпускаемому ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» МВД России, за период с января по март 2023 г. в нашей стране зарегистрированы практически 12,5 тыс. преступлений коррупционной направленности [32]. И это – только официальные данные (как говорится, «верхушка айсберга»), а сколько аналогичных преступлений остаются и без регистрации, и заслуженного наказания, вследствие самой главной черты коррупции – латентности.

Согласно консолидированной точке зрения, существующей среди представителей научного и экспертного сообществ, в качестве одного из основополагающих факторов возникновения коррупции является формирование противоправных детерминант у личности, непосредственно способствующих девиантному поведению индивида, в том числе и коррупционного характера. Следовательно, такая личность априори устойчива к различным трансформациям действующего антикоррупционного законодательства, и, поскольку она психологически адаптивна к изменениям, то выражает готовность учитывать последние в своей противоправной деятельности.

Представляется, что на данный момент оказать весьма действенную помощь в противодействии рассматриваемому крайне негативному социально-правовому феномену вполне способны новейшие информационные технологии (в том числе, инновационные цифровые разработки), так как они нацелены на исключение человеческого фактора, вследствие чего риск появления новых коррупционных схем значительным образом снижается.

Начиная с 80-х гг. XX века в нашей стране имело место активное развитие информационных систем, и в настоящее время цифровизация благоприятно влияет на развитие общества, открывая ему новые возможности. О противодействии коррупционным проявлениям на государственной службе речь идет уже давно, начиная с Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ «Об укреплении Российского государства» от 24 февраля 1994 г.

В связи с изложенным, целесообразно напомнить о том, что за последние 10-15 лет предлагались различные методы противодействия коррупции в среде государственных гражданских служащих. Имеется в виду принятие соответствующих законодательных актов, в которых закреплялось обязывание органов государственной власти предоставлять определенную информацию в открытом доступе, в частности, информацию о доходах государственных гражданских служащих и членов их семей. Кроме того, пристальное внимание было уделено повышению социальной ответственности и формированию гражданского общества, которое должно выполнять свои функции в сфере общественного контроля при помощи оценки эффективности деятельности госслужащих, в том числе сотрудников органов внутренних дел. Так, например, в 2010 г. впервые появляется такая мера воздействия, как увольнение в связи с утратой доверия. Лица, утратившие доверие, вносятся в особый Реестр, который размещен в свободном доступе. С 2015 г. сведения о доходах дополняются важным пунктом ‒ теперь подлежит раскрытию информация о контрактах государственных гражданских служащих с хозяйствующими субъектами своих родственников, друзей и близких лиц [26].

В 2009 г. в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ впервые упоминается тот факт, что «внедрение электронных технологий должно стать мощным инструментом противодействия коррупции» [27], то есть, предполагается создание так называемого «электронного правительства», которое включает в себя информатизацию государственного управления, активное ведение электронного документооборота, развитие отечественной инфраструктуры облачных вычислений и переход на нее органов госвласти, а также публичность деятельности данных органов. Вновь эта проблема была озвучена в 2018 г., и с того момента вопросы противодействия коррупционными проявлениями (при помощи цифровых технологий) не затрагиваются именно в Посланиях Президента России, однако с уверенностью можно утверждать о том, что данная программа будет осуществляться постепенно, когда будет проведена полная цифровизация ключевых отраслей экономики и государственного сектора.

Думается, что когда будет сформирована полноценная цифровая основа, создающая определенную транспарентность деятельности государственных органов, и отлажен механизм электронного межведомственного взаимодействия, тогда представляется возможным внедрение электронных средств противодействия коррупции. На этой проблеме акцентировал свое внимание Президент России в Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 гг.: впервые были поставлены задачи антикоррупционной политики с учетом возможности информационных технологий. Их выполнение возложено на Генеральную прокуратуру РФ, Минфин России, Следственный комитет, МВД России и т.д. [36].

 На наш взгляд, первоначально должен быть подвержен соответствующим трансформациям региональный уровень системы госвласти. Целесообразность данного мероприятия обусловлена, по словам И.Н. Гайдаревой, низким качеством организации деятельности административных органов, сложившийся в них социально-психологическим микроклимат, стилем функционирования, круговой порукой и т.д. – все это только способствует дальнейшему развитию коррупции [6, с. 301]. Нередко именно органы местного самоуправления более решительно реализуют антикоррупционную политику по сравнению с региональными органами госвласти.

Надо отметить, что проблемные вопросы, напрямую связанные с оптимизацией современных направлений борьбы с проявлениями коррупции в системе органов публичной власти, все чаще становятся объектами научных исследований и публикаций [8, с. 39 – 42; 18, с. 678 – 688; 34, с. 82 – 84, и др.].

Следует сделать специальный акцент на том важном обстоятельстве, что проблематика противодействия коррупции в условиях цифровизации, в том числе при помощи ее инструментов и средств, в последнее время привлекает к себе все большее число представителей научного и экспертного сообществ, о чем красноречиво говорят их публикации [1, с. 241 – 248; 2, с. 509 – 514;                       7, с. 121 – 139; 9, с. 27 – 34; 11, с. 152 – 160; 13, с. 217 – 228; 14, с. 52 – 63; 15, с. 241 – 255; 19, с. 61 – 64; 20, с. 136 – 143; 22, с. 62 – 68; 23, с. 9 – 13; 24, с. 158 – 170; 28; 30, с. 300 – 320; 38, с. 17 – 20, и др.].

Так, в частности, А.А. Арямов и Е.О. Руева в своей публикации, в качестве объекта которой выступает противодействие коррупции в условиях цифровизации, проведен обзор новелл (2020-2021 гг.) международных актов, а также зарубежного законодательства и зарубежных юрисдикционных практик, ориентированных на борьбу и профилактику коррупционных деликтов на основе использования цифровых технологий; выявлены основные тенденции развития данного вектора политики и дана им правовая оценка                     [1, с. 214].

В свою очередь, И.Н. Клюковская и И.Н. Тер-Аванесова в концептуальной статье, посвященной исследованию развития современных информационно-коммуникационных технологий и их влияние на динамику коррупционных проявлений, рассматривают вопрос о зависимости уровня цифровизации общества и уровня коррупционной преступности. Названные авторы приходят к важному выводу о возможности позитивного воздействия на коррупционную преступность путем модернизации способов борьбы с ней при помощи применения современных IT-средств [11, с. 152].

С точки зрения И.Н. Клюковской и И.Н. Тер-Аванесовой, в современных условиях комплекс мер по противодействию коррупционной преступности, невозможно представить без использования новейших информационных технологий, без своевременного и взвешенного их применения. Именно информационно-коммуникационные технологии призваны гармонично дополнить существующий комплекс методов по противодействию коррупции, и способствовать наиболее эффективному ее искоренению [11, с. 157].

Так, например, Н.В. Бугаевская рассматривает отдельные меры противодействия коррупции, применяемые на основе цифровых технологий (электронное правительство, краудсорсинг, блокчейн-технологии, искусственный интеллект) [2, с. 510 – 513]. С ее точки зрения, цифровая трансформация современного общества, использование новейших технологий могут привести к существенному росту открытости, прозрачности госу­дарственного управления, служебной деятельности, помочь в пред­упреждении коррупционной преступности, в ее прогнозировании и пресечении, повысить эффективность работы правоохранительных органов. Но нельзя не осознавать, что есть и обратная сторона медали, и у новых технологий могут быть отрицательные варианты воздействия на уровень преступности. Информационно-коммуникационные технологии могут повлечь за собой появление новых латентных видов коррупции, привести к новым коррупционным схемам. Следует учитывать, что программные технологии созда­ются человеком, то есть лицом, обладающим уникальными знаниями, которое может также предусмотреть вариант обхода программных кодов и продать информацию об этом лицам, которые хотят избежать ответственности, что также требует првышенного надзора и контроля со стороны государства [2, с. 513 – 514].

МВД России (аналогично другим органам государственной власти) на ежедневной основе сталкивается с коррупционной угрозой, в связи с чем приобретает особую актуальность вопрос о потенциальной возможности более активного применения цифровых технологий в целях ведения антикоррупционной борьбы среди сотрудников ОВД. Представляется, что в настоящее время вполне возможно позиционировать коррупцию в качестве одной из форм внепроцессуального воздействия на последних при осуществлении ими доследственной проверки и производства предварительного следствия.

Учитывая изложенное выше, следует заметить, что тематика, непосредственно сопряженная с коррупционными проявлениями среди сотрудников органов внутренних дел, в современной России исследуется представителями общественных, гуманитарных и экономических наук. Доминирующей формой таких исследований являются научные публикации, которые в настоящее время исчисляются десятками. Что же касается работ диссертационного формата (в открытом доступе), то тут количественные показатели существенно скромнее: согласно данным Каталога диссертаций Российской государственной библиотеки (РГБ) за 30-летний период (с 1992 по 2022 гг.) в Российской Федерации были защищены всего 5 диссертаций, посвященных рассматриваемой проблематике [4; 17; 21; 25; 33]. 

Так, например, представителями юридических наук на диссертационном уровне были изучены административно-правовые средства противодействия коррупции в органах внутренних дел [4], а также коррупционная преступность в ОВД и проблемы ее предупреждения [25; 33]. Проблематика развития организационно-экономического механизма противодействия коррупции в системе ОВД оказалась в фокусе научного внимания соискателя ученой степени кандидата экономических наук [17], а социокультурный анализ коррупционного поведения в качестве особой формы девиации сотрудников органов внутренних дел выступил в качестве объекта кандидатской диссертации социологического плана [21].

Таким образом, вполне возможно сделать важный обобщенный вывод, согласно которому проблематика противодействия коррупции среди сотрудников ОВД на данный момент имеет явно выраженный междисциплинарный характер. Данное принципиальное обстоятельство, на наш взгляд, детерминировано сложностью природы самого социально-правового феномена, каким является коррупция.

Сказанное ранее существенно повышает научную и практическую актуальность рассматриваемой проблемы, а также понимание того, что без широкого применения современных цифровых технологий очень не просто будет «обуздать» антикоррупционную активность среди сотрудников ОВД.

Совокупность ключевых детерминант социально-правовой природы коррупции неразрывно связана с ее способностью адаптироваться в зависимости от новаций в социуме. Богатый исторический опыт и современная практика наглядно демонстрирует, что рассматриваемый феномен формируется в результате личностных качеств индивидов и несовершенства национальной политики, поскольку государство (в лице законодателя и собственных исполнительных органов) не всегда успевает за всевозможными ухищрения миллионов людей, стремящихся обойти действующее законодательство. В частности, по мнению А.И. Овчинникова, «антикоррупционная пра­вовая политика государства зависит от достижений научно-технического прогресса, позволяющего использо­вать новейшие технологии борьбы с преступностью и на поле проти­водействия коррупции» [24, с. 160].

Однако эти технологии со временем станут доступными не только для государства, но и для общества, граждан, способных на взяточничество, обман, меркантильность. Поэтому соответствующие государственные структуры должны «работать на опережение», а следовательно, стремиться к беспрерывному процессу корректировки антикоррупционного инструментария.

Так, например, лишь в 90-х годах ХХ века в России стали появляться первые информационные технологии, но прошло немногим больше, чем 30 лет, и стали внедряться инструменты цифровизации практически во все сферы жизнедеятельности. Постепенно в нашей стране приступили к реализации программ, которые бы «продвигали» социум в данном направлении. Российское общество сумело перейти от термина «электронное государство» к понятию «цифровое государство», которое базируется на новейших инновационных технологиях. В Конституции РФ в п. «м» ст. 71 закреплено, что в ведении государства находится «обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных» [12].

Не только обеспечение безопасности, но и сфера борьбы с преступностью показала более результативную работу при помощи применения информационно-коммуникационных технологий. Благодаря таким инструментам, нашлись качественно новые способы для решения проблемы коррумпированности органов власти. В Послании Федеральному Собранию РФ от 1 марта 2018 г. Президент России В.В. Путин акцентировал внимание общественности на том, что «цифровизация системы госуправления – это и мощный фактор противодействия коррупции» [29].

Руководствуясь этим, российский законодатель оперативно предпринял соответствующие меры, а именно: обновление существующих и разработка новых национальных программ, трансформация и дополнение нормативно-правовой базы государства.

В качестве ключевой программы, реализующей государственный план по продвижению цифровых технологий, в том числе для противодействия коррупции, выступает «Информационное общество», которая с 2022 года перешла на Второй этап реализации обновленных (с 2011 года) целей. Названная Программа придала начальный импульс для формирования национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», одним из направлений которого является федеральный проект «Цифровое государственное управление»: среди же его задач стоит выделить обеспечение готовности к цифровой трансформации для развития государства [37].

Нужно отметить, что госорганам отведена ведущая роль в организации и координации деятельности, ориентированной на «цифровую» трансформацию общества. Лишь при помощи своевременно осмысленного решения поставленных задач (например: формирование полноценной нормативно-правовой базы для деятельности «электронного правительства», обеспечение доступности информационных услуг для всех граждан, введение единых стандартов обслуживания граждан, достижение «цифровой зрелости», предоставление информации о деятельности органов государственной власти, расширение контроля (надзора) с помощью новейших инструментов, – вполне вероятно достичь рубежей, которые, в свою очередь, послужат основательным фундаментом антикоррупционной политики.

В процессе разработки цифровых технологий в целях противодействия коррупции существует потребность принимать во внимание то обстоятельство, что они могут существовать на благо социума исключительно при условии комплектности и системности, под которыми понимается проверка преступной деятельности одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности. Кроме того, действенное внедрение информационных инструментов вполне возможно с переходом к форме коммуникации между гражданами и органами власти. Совершенно обосновано бытует точка зрения, согласно которой главным действующим лицом в оказании поддержки коррупции выступает субъект, который должен был ее искоренить [5, с. 78].

Оказание услуг со стороны государства с применением электронных, технически проверяемых, методов способствует снижению коррупционных преступлений [14, с. 55]. Такие нововведения возможны благодаря высокому профессиональному уровню специалистов, оказывающих госуслуги, и информационной образованности граждан. Но именно сложность системы реализация процесса противостояния коррупции при помощи цифровых технологий предоставляет реальную возможность выявлять приемы и методы, ранее недоступные в практике публичного контроля. Целесообразно заметить, что сейчас не существует каталога информационных средств, которые используют различные страны, поскольку ежедневно вместо устаревших инструментов появляются новые. В то же врем, вполне возможно вычленить определенные направления, в сторону которых движется антикоррупционная политика в период цифровизации.

Дело в том, что наиболее доступным для граждан является такой подход к противодействию этой разновидности негативной социальной активности, как создание властями специализированных порталов цифровых услуг, к которым нужно отнести «открытое государство», «электронное правительство». При помощи Интернет-платформ вполне возможно формирование Единой государственной информационной системы. Как показывает практика, специализированные веб-сайты способны облегчить и ускорить процесс получения услуг населением от органов власти, свести к минимуму личный контакт с гражданами, что, в свою очередь, снизит вероятность злоупотреблений. Разработка и функционирование веб-сайтов, на которых возможен доступ к публичным сведениям о доходах чиновников, государственных тратах на благо государства, стандартная информация о должностных лицах и другим сведениям, сформирует саморегулирующую систему по противодействию коррупции, поскольку нарушения в данной сфере станут очевидными каждому образованному российскому гражданину. Известно, что в современном мире имеются четыре группы Интернет-ресурсов, которые используются властями для искоренения преступности в правительственных кругах [3]. В то же время не все они могут быть в перспективе действенным средством противодействия коррупции. С учетом данного принципиального обстоятельства была выдвинута идея о создании наиболее усовершенствованных, так называемых «умных» технологий.

Следует заметить, что в период активной цифровизации различных сфер жизнедеятельности возможно формирование новых средств и способов борьбы с коррупцией, однако не все из них будут эффективными – давать положительный результат от использования. Существенную поддержку упомянутым процессам оказывает государство через правовые институты и действующее законодательство. В частности, в законодательных актах появляются новации, регулирующие использование информационных средств, а также расширяющие сферу их внедрения в социально-политические, а также экономические отношения. Однако указанные ранее средства имеют свои недостатки, поскольку генерируют определенные риски, существенным образом усугубляющие проблему коррупции.

Не секрет, что приобрести или увеличить собственное имущество, в том числе и получить с минимальными затратами или в идеальном случае (на безвозмездной основе), желает каждый человек, но не все готовы трудиться и заработать на него законным способом: коррупционеры стремятся все приобрести в сжатые сроки и по наиболее выгодной цене. С такими же намерениями должностные лица финансовых органов Министерства обороны Российской Федерации смогли реализовать несколько противозаконных схем. В своей статье В.М. Корякин установил схему, в которой военнослужащие при помощи мер по борьбе с коррупцией, лишь усугубили меру ее проявления. Дело в том, что в сфере жилищного обеспечения была разработана цифровая форма очереди для предоставления жилых помещений, однако формированию коррупционной схемы содействовало закрытие полной информации о должностных лицах. Все, что может быть известно очереднику, это только его личные данные и дата принятия к учету, а следовательно, информация о порядковом номере военнослужащего в очереди узнать не под силу. Таким «сокрытием» данных поспешили воспользоваться коррупционеры. Поскольку узнать очередность было невозможно, правонарушители стали получать жилищные помещения намного раньше, чем законопослушные граждане. В.М. Корякин привел данный пример, особо обращая внимание на то обстоятельство, что цифровые технологии могут негативно влиять на деятельность организаций (органов), если не будет функционировать институт общественного контроля [13, с. 221 – 223].

Надо особо отметить, что сейчас средства цифровизации используются не только органами исполнительной власти, но и институтами судебной системы. Россия ориентирована на использование цифровых технологий в целях противодействия коррупционных проявлений информационно-аналитического плана. Главным результатом решения масштабной и серьезной задачи по созданию открытой (прозрачной) системы судопроизводства явилось создание таких систем, как: ГАС «Правосудие»; «Мой арбитр»; «Электронный город». Названные программы позволяют подать жалобу в электронном виде, получить судебное решение по интересующему делу и следить за его движением в судебном процессе, а также формируют автоматическое распределение полномочий между госслужащими. Следовательно, возможно вести речь об аппарате, который снижает бюрократизацию процедур, поскольку формируется транспарентный механизм, при функционировании которого судьи не заинтересованы в итогах окончательного решения, приговора.

В Российской Федерации система электронного правосудия к настоящему времени не рассматривала вариант внедрения прототипов искусственного интеллекта (далее – ИИ). Так называемые «умные суды» используются в США, Сингапуре, Франции, Китае. За рубежом предпринимают попытки разработать сверхмощный компьютер, который сумеет подвергнуть анализу массивные объемы информации («большие данные», Big Data) [10, с. 143 – 156] и давать конкретному судье рекомендации по соответствующему делу. Подразумевается, что ИИ упростит судебные процессы, а также будет осуществлять контроль над судьями, а, следовательно, снизится уровень коррупции среди госслужащих и повысится доверие к судопроизводству. В то же время, внедрение подобных машин в сферу судебной практики «поставит крест» на таких понятиях, как: гуманность; человечность; нравственность и этичность. В этой связи, Е.П. Луценко считает, что до введения электронных судей в России еще далеко, поскольку российский народ не готов потерять «судью-человека». Однако, не следует окончательно отказываться от ИИ, так как его способность – превосходно справляться с системными предписаниями – вполне возможно использовать, например, в работе органов исполнения наказания или судебных приставов [16, с. 221].

Целесообразно подчеркнуть, что в настоящее время цифровые технологии и средства – в целях противодействия коррупции – применяются повсеместно. В некоторых иностранных государствах активно (наряду с широко применяемыми технологиями, например, «электронное правительство», внедряются новые цифровые средства. Наряду с перечисленными технологиями используются электронные системы проверки финансовых деклараций госслужащих, электронные технологии противодействия коррупции в избирательном процессе и др. По нарастающей доминанте синхронно развиваются несколько направлений развития цифрового противодействия коррупционной политике, среди них:

— содействие обеспечению неподкупности госслужащих;

— укрепление системы открытой отчетности, в том числе беспрепятственный доступ населения к финансовым отчетам деятельности госорганов;

— превентивные меры противодействия коррупционному поведению и его профилактика;

— развитие институтов государственного и общественного контроля [30, с. 304].

И зарубежные государства, и Россия активным образом внедряют новейшие цифровые средства в систему государственного регулирования, но, к сожалению, не все из них подходящие. Ориентируясь на опыт инновационно прогрессивных государств, российским разработчикам требуется более детально подходить к процессу разработки программ, направленных на сокращение коррумпированности власти. Но, несмотря на то, что специальными органами госаппарата ежегодно проводятся проверки, выявляющие преступные схемы, стоит использовать различные пути сопротивления указанной угрозе, ключевыми из которых могут служить инструменты, устанавливающие связь с населением – потребителем госуслуг, получение «обратной связи» от которого станет основой своевременного выявления и предотвращения коррупционных схем. Известно, что любая коррупционная схема сопряжена с процессом увеличения доходов, поэтому антикоррупционная политика, прежде всего, должна ориентироваться на данное важное обстоятельство.

Так, Указом Президента РФ «О государственной информационной системе в области противодействия коррупции “Посейдон” и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» от 25 апреля 2022 года № 232 в нашей стране было принято использовать новую цифровую программу, которая может отслеживать процесс злоупотребления служебным положением. Какие органы будут передавать информацию в данный сервер Указом не определенно, однако стоит надеяться, что такая деятельность коснется всех госструктур. Надо заметить, что рассматриваемая система не является новой: под названием «Байкал-Посейдон» она уже применялась, главным образом, в силовых ведомствах. В то же время, в целях противодействия коррупции приняли решение об обновлении этой Программы, а также интеграции в нее информационно-коммуникативных технологий, которые позволяют вводить и анализировать сведения о доходах, расходах, об имуществе и иных средствах имущественного характера. Информацию для обновления сведений о финансовых операциях госслужащих система будет запрашивать у Центрального банка Российской Федерации, частных и государственных компаний, различных фондов. Данный сервер не предусматривает открытость и прозрачность, поскольку хранение и анализ поступающей информации будет находиться под контролем Федеральной службы охраны (ФСО) [35].

Но у системы «Посейдон» имеется существенный недостаток, заключающийся в том, что Программа не может функционировать без прямого участия сотрудников. Ее структура представлена в сложных информационных схемах, она становится не самой удобной и оператвиной в использовании. Несмотря на недостатки, которые возникают при работе с новой платформой (например, сложная система ввода данных), она вводит автоматический учет записей и имеет способность интегрироваться с банковской системой. Платформа «Посейдон» нацелена на беспрепятственное получение информации о доходах и расходах государственного служащего в период реального времени, что служит реально действенным шагом в противодействии коррупции.

Таким образом, рассмотрев цифровые технологии, которые на настоящий момент применяют в системе государственного регулирования и которые только планируют ввести в целях противодействия коррупции, следует определить общие главные направления действенного решения представленной проблемы. Для формирования мощной антикоррупционной платформы, которая смогла бы ориентироваться на цифровые технологии, необходимо исправить недоработки, которые препятствуют антикоррупционной деятельности в современной России. Во-первых, использование информационных средств против коррумпированности любого сообщества (в том числе, и среди сотрудников органов внутренних дел) возможно исключительно комплексно. Соединение в одно целое совокупности мер технического, социального, информационного характеров может дать эффект целостности и сформировать условия противодействия сложившейся угрозе на всех направлениях. Но в целях реализации всего широкого спектра антикоррупционных мероприятий, крайне необходимо привлечь в цифровое пространство как можно больше граждан и госслужащих.

Во-вторых, в своем подавляющем большинстве граждане нуждаются в продвижение антикоррупционной политики, в то же время их серьезно беспокоит раскрытия личных данных. В связи с чем, целесообразно урегулировать правовые отношения в информационной сфере, а именно развивать защитные механизм в таких областях, как: электронные транзакции; охрана прав граждан в цифровом пространстве; противодействие киберпреступности и иных для того, чтобы гарантировать безопасность персональных данных.

С нашей точки зрения, на данный момент приобретает повышенную актуальность внедрение в деятельность МВД России механизма применения цифровых технологий, непосредственно ориентированных на противодействие коррупции. Безусловно, такой механизм должен носить комплексный характер. Осуществление мер противодействия коррупции целесообразно возложить на государство, которому со своей стороны необходимо перенаправлять ресурсы на:

  • обучение научных кадров, разрабатывающих качественно новые подходы к предотвращению коррупции;
  • стимулирование IT-специалистов, разрабатывающих антикоррупционные цифровые платформы;
  • поощрение сотрудников для улучшения качества их работы;
  • активизацию неприятия коррупции обществом через реализацию просветительной функции образовательными организациями, органами власти.

Следовательно, лишь при помощи глубоко продуманной и разносторонней работы во всех сферах жизнедеятельности возможно свести к минимуму коррупционные проявления.

Следует сделать специальный акцент на том важном обстоятельстве, что проблема, непосредственно связанная с эффективностью применения цифровых технологий для противодействия коррупции среди сотрудников органов внутренних дел, по сути, на настоящий момент остается в известной степени не решенной, несмотря на урегулирование данной проблемы в отечественной нормативно-правовой базе, сравнительно высокий информационно-технический потенциал, а также использование современных информационных средств.

Для того чтобы усовершенствовать методы противостояния обозначенному процессу, целесообразно применять такие способы, как:

— разработка и внедрение в систему антикоррупционной борьбы искусственного интеллекта, который не будет нуждаться в дополнительной помощи со стороны сотрудников;

— увеличение штата госслужащих, обладающих устойчивыми навыками взаимодействия с инструментами цифровизации;

— создание специальных программ, способных в исключительно сжатые сроки извлекать колоссальные объемы данных из разнообразных источников телекоммуникационной сети «Интернет»;

— формирование обучающих проектов в целях повышения общего уровня цифровой грамотности населения, которое будет жизненно заинтересовано в существенной активизации противодействия рассматриваемому крайне негативному социально-правовому феномену.

Следовательно, в случае использования всех предложенных рекомендаций в их совокупности, эффект комплексности поможет реально достичь положительного результата. В общей сложности, упомянутые недоработки вполне возможно устранить в ближайшее время, и создать совершенно новый цифровой способ противодействия коррупции в государственных органах власти, в том числе и в МВД России.

Литература:

1.   Арямов А.А., Руева Е.О. Противодействие коррупции в условиях цифровизации: международный и зарубежный опыт // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского Юридические науки. – 2022. – Т. 8 (74). – № 2. – С. 241 – 248.

2.   Бугаевская Н.В. Использование цифровых технологий в противодействии коррупции // Развитие учения о противодействии расследованию преступлений и мерах по его преодолению в условиях цифровой трансформации: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции «62-е Криминалистические чтения», г. Москва, 21 мая 2021 г. / Под ред. Ю.В. Гаврилина, Ю.В. Шпагиной. – М.: Академия управления МВД России, 2021. – С. 509 – 514.

3.   Бурова Д.А. Интернет в сфере противодействии коррупции: разоблачительство и социальные сети // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2018. № 1 (4). – URL: http://journal.homocyberus.ru/internet_technologies_against_corruption_w (дата обращения 14.04.2022).

4.   Вовк В.А. Административно-правовые средства противодействия коррупции в органах внутренних дел: дис. … канд. юрид. наук. – М., 2019. – 202 с.

5.   Воронцов С.А., Локота О.В., Голобородько А.Ю., Понеделков А.В. О проблемах противодействия коррупции в современной России и возможных направлениях повышения эффективности антикоррупционной деятельности // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2018. – № 1 (92). – C. 76-80.

6.   Гайдарева И.Н. Актуальные проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. ‒ 2011. ‒ № 3. – С. 301 – 307.

7.   Галатинова С.Э. Международные стандарты цифровизации государственного управления в контексте противодействия коррупции // Российское государствоведение. – 2019. – № 1. – С. 121 – 139.

8.   Гришин Д.А., Верховых А.Э. Методы борьбы с коррупцией в органах государственной власти // Вопросы управления. – 2018. – № 6 (55). – С. 39 – 42.

9.   Кибакин М.В., Кораблев Г.Г. Социальные механизмы противодействия коррупции в молодежной среде цифрового общества // Цифровая социология. – 2020. – Т. 3. – № 2. – С. 27 – 34.

  1. Клименков П. А., Кузнецов С. Д. Большие данные: современные подходы к хранению и обработке // Труды ИСП РАН. ‒2012. ‒ № 3 ‒ С. 143-156.
  2. Клюковская И.Н., Тер-Аванесова И.Н. Развитие современных информационно-коммуникационных технологий и их влияние на динамику коррупционных проявлений // Гуманитарные и юридические исследования – 2021. – № 1. – С. 152 – 160.
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе Общероссийского голосования 1 июля 2020 года). – URL: http://pravo.gov.ru/constitution/ (дата обращения 14.04.2023).
  4. Корякин В.М. «Цифровизация» общественных отношений и ее влияние на состояние коррупции в военной организации государства // Военное право. – 2019. – № 1 (53). – С. 217 – 228.
  5. Кравченко А.Г., Овчинников А.И., Мамычев А.Ю., Воронцов С.А. Использование цифровых технологий в сфере противодействия коррупции // Административное и муниципальное право. – 2020. – № 6. – С. 52 – 63.
  6. Крылова Д.В., Максименко А.А. Использование искусственного интеллекта в вопросах выявления и противодействия коррупции: обзор международного опыта // Государственное управление. Электронный вестник. – Вып. 84. – Февраль 2021. – С. 241 – 255.
  7. Луценко Е.П. Применение искусственного интеллекта при осуществлении правосудия в России и за рубежом // Образование и право. – 2022. – № 6. — С. 220 – 222.
  8. Макаров А.А. Развитие организационно-экономического механизма противодействия коррупции в системе органов внутренних дел: дис. … канд. экон. наук. – М., 2009. – 193 с.
  9. Малько А.В., Маркунин Р.С. Современные пути борьбы с проявлениями коррупции в системе органов публичной власти // Всероссийский криминологический журнал. – 2018. – Т. 12. – № 5. – С. 678 – 688.
  10. Маринкин Д. Н, Плотников Р. В. Информационные технологии блокчейн как способ борьбы с коррупцией в современной России // Вестник Прикамского социального института. ‒ 2019. ‒ №1 (82). ‒ С. 61-64.
  11. Мирошниченко О.И., Филоненко Т.В. Цифровые технологии как фактор снижения коррупционных проявлений в судебной системе // Правовая парадигма. – 2020. – Т. 19. – № 2. – С. 136 – 143.
  12. Михайлюк В.А. Коррупционное поведение как особая форма девиации сотрудников органов внутренних дел: социокультурный анализ: дис. … канд. социол. наук. — Майкоп, 2017. — 137 с.
  13. Мойсиевская А.К. Реализация антикоррупционной политики в условиях цифровизации экономики и общества // Научные записки молодых исследователей. – 2018. – № 3. – С. 62 – 68.
  14. Мухамадиева Д.Н. Цифровизация против коррупции. Возникновение коррупции // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2019. – № 1 (171). – С. 9 – 13.
  15. Овчинников А.И. Противодействие коррупции в условиях цифровизации: возможности, перспективы, риски // Журнал российского права. ‒ 2019. ‒ № 11. ‒ С. 158-170.
  16. Осипов А.Б. Коррупционная преступность в органах внутренних дел: дис. … канд. юрид. наук. – СПб., 2005. – 167 с.
  17. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 г. // Российская газета. – 2015. – 4 дек.
  18. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. // Российская газета. – 2009. – 13 ноября.
  19. Противодействие коррупции в условиях цифровизации государства, права и экономики: концептуальные и институциональные аспекты: монография / Под общей ред. д-ра юрид. наук., проф. А.И. Овчинникова. – Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федер. ун-та; Таганрог, 2021. – 176 с.
  20. Путин: Цифровизация – мощный фактор противодействия коррупции. — URL: https://rg.ru/2018/03/01/putin-cifrovizaciia-moshchnyj-faktor-protivodejstviia-korrupcii.html (дата обращения: 14.04.2023).
  21. Расулев А., Исмоилов Б. Организационно-правовые аспекты применения цифровых технологии в противодействии коррупции: зарубежный опыт правоприменительной практики // Общество и инновации. – 2020. – Вып. 1. – № 2. – С. 300 – 320.
  22. Скляр М.А., Кудрявцева К.В. Цифровизация: основные направления, преимущества и риски // Экономическое возрождение России. – 2019. – № 3 (61). – С. 103 – 114.
  23. Состояние преступности в России: за январь -март 2023 года. – М.: ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» МВД России, 2023. – 65 с. – URL: https://мвд.рф/reports/item/37377025/ (дата обращения: 24.04.2023).
  24. Сторчилова Н.В. Коррупция в органах внутренних дел и ее предупреждение: дис. … канд. юрид. наук. – М., 2010. – 194 с.
  25. Толдиев А. Б. Актуальные проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации // Теория и практика общественного развития. – 2016. – № 2. – С. 82 – 84.
  26. Указ Президента Российской Федерации «О государственной информационной системе в области противодействия коррупции «Посейдон» и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» от 25 апреля 2022 года № 232 // Собрание законодательства РФ. – 2022. – № 18. – Ст. 3053.
  27. Указ Президента Российской Федерации «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы» от 16 августа 2021 года № 478 // Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47119 (дата обращения: 14.04.2023).
  28. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21 июля 2020 года № 474 года // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 30. – Ст. 4884.
  29. Ураев А.В. Глобальная цифровизация как эффективный инструмент антикоррупционной политики государства // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 17 – 20.

Информация об авторе:

А.Ю. Трушкин, адвокат Коллегии адвокатов г. Москвы «Правовик-К», член Адвокатской палаты Московской области

Information about the author:

A.Yu. Trushkin, lawyer of the Moscow Collegium of Advocates «Pravovik-K», member of the Chamber of Advocates in Moscow region

References:

1.           Aryamov A.A., Rueva E.O. Protivodejstvie korrupcii v usloviyah cifrovizacii: mezhdunarodnyj i zarubezhnyj opyt // Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo YUridicheskie nauki. – 2022. – T. 8 (74). – № 2. – S. 241 – 248.

2.           Bugaevskaya N.V. Ispol’zovanie cifrovyh tekhnologij v protivodejstvii korrupcii // Razvitie ucheniya o protivodejstvii rassledovaniyu prestuplenij i merah po ego preodoleniyu v usloviyah cifrovoj transformacii: Sbornik nauchnyh statej po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «62-e Kriminalisticheskie chteniya», g. Moskva, 21 maya 2021 g. / Pod red. YU.V. Gavrilina, YU.V. SHpaginoj. – M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2021. – S. 509 – 514.

3.           Burova D.A. Internet v sfere protivodejstvii korrupcii: razoblachitel’stvo i social’nye seti // Elektronnyj nauchno-publicisticheskij zhurnal «Homo Cyberus». 2018. № 1 (4). – URL: http://journal.homocyberus.ru/internet_technologies_against_corruption_w (data obrashcheniya 14.04.2022).

4.           Vovk V.A. Administrativno-pravovye sredstva protivodejstviya korrupcii v organah vnutrennih del: dis. … kand. yurid. nauk. – M., 2019. – 202 s.

5.           Voroncov S.A., Lokota O.V., Goloborod’ko A.YU., Ponedelkov A.V. O problemah protivodejstviya korrupcii v sovremennoj Rossii i vozmozhnyh napravleniyah povysheniya effektivnosti antikorrupcionnoj deyatel’nosti // Nauka i obrazovanie: hozyajstvo i ekonomika; predprinimatel’stvo; pravo i upravlenie. – 2018. – № 1 (92). – C. 76-80.

6.           Gajdareva I.N. Aktual’nye problemy protivodejstviya korrupcii v sisteme gosudarstvennoj sluzhby // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1: Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sociologiya, yurisprudenciya, politologiya, kul’turologiya. ‒ 2011. ‒ № 3. – S. 301 – 307.

7.           Galatinova S.E. Mezhdunarodnye standarty cifrovizacii gosudarstvennogo upravleniya v kontekste protivodejstviya korrupcii // Rossijskoe gosudarstvovedenie. – 2019. – № 1. – S. 121 – 139.

8.           Grishin D.A., Verhovyh A.E. Metody bor’by s korrupciej v organah gosudarstvennoj vlasti // Voprosy upravleniya. – 2018. – № 6 (55). – S. 39 – 42.

9.           Kibakin M.V., Korablev G.G. Social’nye mekhanizmy protivodejstviya korrupcii v molodezhnoj srede cifrovogo obshchestva // Cifrovaya sociologiya. – 2020. – T. 3. – № 2. – S. 27 – 34.

10.         Klimenkov P. A., Kuznecov S. D. Bol’shie dannye: sovremennye podhody k hraneniyu i obrabotke // Trudy ISP RAN. ‒2012. ‒ № 3 ‒ S. 143-156.

11.         Klyukovskaya I.N., Ter-Avanesova I.N. Razvitie sovremennyh informacionno-kommunikacionnyh tekhnologij i ih vliyanie na dinamiku korrupcionnyh proyavlenij // Gumanitarnye i yuridicheskie issledovaniya – 2021. – № 1. – S. 152 – 160.

12.         Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 goda s izmeneniyami, odobrennymi v hode Obshcherossijskogo golosovaniya 1 iyulya 2020 goda). – URL: http://pravo.gov.ru/constitution/ (data obrashcheniya 14.04.2023).

13.         Koryakin V.M. «Cifrovizaciya» obshchestvennyh otnoshenij i ee vliyanie na sostoyanie korrupcii v voennoj organizacii gosudarstva // Voennoe pravo. – 2019. – № 1 (53). – S. 217 – 228.

14.         Kravchenko A.G., Ovchinnikov A.I., Mamychev A.YU., Voroncov S.A. Ispol’zovanie cifrovyh tekhnologij v sfere protivodejstviya korrupcii // Administrativnoe i municipal’noe pravo. – 2020. – № 6. – S. 52 – 63.

15.         Krylova D.V., Maksimenko A.A. Ispol’zovanie iskusstvennogo intellekta v voprosah vyyavleniya i protivodejstviya korrupcii: obzor mezhdunarodnogo opyta // Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik. – Vyp. 84. – Fevral’ 2021. – S. 241 – 255.

16.         Lucenko E.P. Primenenie iskusstvennogo intellekta pri osushchestvlenii pravosudiya v Rossii i za rubezhom // Obrazovanie i pravo. – 2022. – № 6. — S. 220 – 222.

17.         Makarov A.A. Razvitie organizacionno-ekonomicheskogo mekhanizma protivodejstviya korrupcii v sisteme organov vnutrennih del: dis. … kand. ekon. nauk. – M., 2009. – 193 s.

18.         Mal’ko A.V., Markunin R.S. Sovremennye puti bor’by s proyavleniyami korrupcii v sisteme organov publichnoj vlasti // Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal. – 2018. – T. 12. – № 5. – S. 678 – 688.

19.         Marinkin D. N, Plotnikov R. V. Informacionnye tekhnologii blokchejn kak sposob bor’by s korrupciej v sovremennoj Rossii // Vestnik Prikamskogo social’nogo instituta. ‒ 2019. ‒ №1 (82). ‒ S. 61-64.

20.         Miroshnichenko O.I., Filonenko T.V. Cifrovye tekhnologii kak faktor snizheniya korrupcionnyh proyavlenij v sudebnoj sisteme // Pravovaya paradigma. – 2020. – T. 19. – № 2. – S. 136 – 143.

21.         Mihajlyuk V.A. Korrupcionnoe povedenie kak osobaya forma deviacii sotrudnikov organov vnutrennih del: sociokul’turnyj analiz: dis. … kand. sociol. nauk. — Majkop, 2017. — 137 s.

22.         Mojsievskaya A.K. Realizaciya antikorrupcionnoj politiki v usloviyah cifrovizacii ekonomiki i obshchestva // Nauchnye zapiski molodyh issledovatelej. – 2018. – № 3. – S. 62 – 68.

23.         Muhamadieva D.N. Cifrovizaciya protiv korrupcii. Vozniknovenie korrupcii // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. – 2019. – № 1 (171). – S. 9 – 13.

24.         Ovchinnikov A.I. Protivodejstvie korrupcii v usloviyah cifrovizacii: vozmozhnosti, perspektivy, riski // ZHurnal rossijskogo prava. ‒ 2019. ‒ № 11. ‒ S. 158-170.

25.         Osipov A.B. Korrupcionnaya prestupnost’ v organah vnutrennih del: dis. … kand. yurid. nauk. – SPb., 2005. – 167 s.

26.         Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Federal’nomu Sobraniyu Rossijskoj Federacii ot 3 dekabrya 2015 g. // Rossijskaya gazeta. – 2015. – 4 dek.

27.         Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Federal’nomu Sobraniyu Rossijskoj Federacii ot 12 noyabrya 2009 g. // Rossijskaya gazeta. – 2009. – 13 noyabrya.

28.         Protivodejstvie korrupcii v usloviyah cifrovizacii gosudarstva, prava i ekonomiki: konceptual’nye i institucional’nye aspekty: monografiya / Pod obshchej red. d-ra yurid. nauk., prof. A.I. Ovchinnikova. – Rostov-na-Donu: Izd-vo YUzhnogo feder. un-ta; Taganrog, 2021. – 176 s.

29.         Putin: Cifrovizaciya – moshchnyj faktor protivodejstviya korrupcii. — URL: https://rg.ru/2018/03/01/putin-cifrovizaciia-moshchnyj-faktor-protivodejstviia-korrupcii.html (data obrashcheniya: 14.04.2023).

30.         Rasulev A., Ismoilov B. Organizacionno-pravovye aspekty primeneniya cifrovyh tekhnologii v protivodejstvii korrupcii: zarubezhnyj opyt pravoprimenitel’noj praktiki // Obshchestvo i innovacii. – 2020. – Vyp. 1. – № 2. – S. 300 – 320.

31.         Sklyar M.A., Kudryavceva K.V. Cifrovizaciya: osnovnye napravleniya, preimushchestva i riski // Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. – 2019. – № 3 (61). – S. 103 – 114.

32.         Sostoyanie prestupnosti v Rossii: za yanvar’ -mart 2023 goda. – M.: FKU «Glavnyj informacionno-analiticheskij centr» MVD Rossii, 2023. – 65 s. – URL: https://mvd.rf/reports/item/37377025/ (data obrashcheniya: 24.04.2023).

33.         Storchilova N.V. Korrupciya v organah vnutrennih del i ee preduprezhdenie: dis. … kand. yurid. nauk. – M., 2010. – 194 s.

34.         Toldiev A. B. Aktual’nye problemy protivodejstviya korrupcii v sisteme gosudarstvennoj sluzhby Rossijskoj Federacii // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. – 2016. – № 2. – S. 82 – 84.

35.         Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii «O gosudarstvennoj informacionnoj sisteme v oblasti protivodejstviya korrupcii «Posejdon» i vnesenii izmenenij v nekotorye akty Prezidenta Rossijskoj Federacii» ot 25 aprelya 2022 goda № 232 // Sobranie zakonodatel’stva RF. – 2022. – № 18. – St. 3053.

36.         Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii «O Nacional’nom plane protivodejstviya korrupcii na 2021 — 2024 gody» ot 16 avgusta 2021 goda № 478 // Oficial’nyj veb-sajt Prezidenta Rossijskoj Federacii. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47119 (data obrashcheniya: 14.04.2023).

37.         Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii «O nacional’nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» ot 21 iyulya 2020 goda № 474 goda // Sobranie zakonodatel’stva RF. – 2020. – № 30. – St. 4884.

38.         Uraev A.V. Global’naya cifrovizaciya kak effektivnyj instrument antikorrupcionnoj politiki gosudarstva // Molodoj uchenyj. — 2023. — № 2 (449). — S. 17 – 20.

Добавить комментарий

Войти с помощью: