Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Убийство детей в исламском уголовном праве

Проведенное исследование особенности наступления уголовной ответственности за убийство ребенка по уголовному законодательству мусульманских стран позволяет сделать следующий вывод. Правовая квалификация данного преступления фрагментарна и имеет незаконченный характер, так как не позволяет отнести к данной группе преступлений конкретные деяния. Уголовное законодательство мусульманских стран убийство считает самым тяжким преступлением. В странах, где действуют нормы мусульманского уголовного права, преступления, совершенные против жизни детей, подпадают в общую группу преступлений, направленных против жизни человека. Думается, что ответственность за такие преступления, с учетом того, что они совершаются в отношении менее защищенных граждан, для большей их защиты, необходимо сгруппировать в одной статье, как это сделано уголовным законодательством Палестины, предусмотрев за их совершение повышенную ответственность, чем за совершение подобных преступлений в отношении взрослых лиц.

Ключевые слова: мусульманское право, шариат, уголовное мусульманское право, убийство, Коран, ребенок.

Killing of children in Islamic criminal law

Annotation. The study of the specifics of criminal liability for the murder of a child under the criminal legislation of Muslim countries allows us to draw the following conclusion. The legal qualification of this crime is fragmentary and incomplete, since it does not allow specific acts to be attributed to this group of crimes. The criminal legislation of Muslim countries considers murder to be the most serious crime. In countries where the norms of Islamic criminal law are in force, crimes committed against the lives of children fall into the general group of crimes directed against human life. It seems that the responsibility for such crimes, given that they are committed against less protected citizens, in order to protect them more, should be grouped in one article, as is done by Palestinian criminal law, providing for their commission increased responsibility than for the commission of such crimes against adults.

Key words: Islamic law, sharia, criminal Islamic law, murder, Quran, child.

Актуальность данного исследования выражена в том, что жизнь любого человека представляет огромную ценность и является естественным правом, гарантированным каждому человеку международными нормами и нормами внутреннего законодательства отдельного государства.

Особенное место среди противоправных посягательств против личности занимают преступные деяния, совершенные против жизни несовершеннолетних, к примеру, убийства родителями ребенка вследствие совершения им греха или не исполнения родительской воли, убийство новорожденных или не рожденных детей, убийство детей в семьях, которые испытывают большие материальные трудности, и т.п.[1].

В данном исследовании нас будет интересовать ответственность за совершение убийств детей, предусмотренная мусульманским уголовным правом. Особенность мусульманского уголовного права выражена в специфике системы правовых положений, которые выражены в религиозной форме и основаны на основах мусульманской религии – исламе, насчитывающего не одно столетие своей особой практики применения, сложившейся под воздействием религиозных источников мусульманского мира.

Нормы мусульманского уголовного права непосредственно интегрированы в сам дух и букву шариатских законов. Некоторые источники уголовного права выступают в качестве одного из элементов мусульманского законодательства в целом, а другие выступают в качестве основы религиозной концепции.

Религиозные источники составляют основу мусульманского уголовного права. Именно с учетом данных религиозных источников определяются основные нормы, предусматривающие ответственность за совершение того или иного преступления, а, следовательно, и ответственность за убийство детей.

Переходя к рассмотрению преступлений против жизни детей по уголовному законодательству мусульманских стран, необходимо отметить, что охрана личности, ее естественные права на жизнь и здоровье, предусмотрены международными актами, а также национальными конституциями и внутренним законодательством.

Так, в соответствии с уголовным законодательством Ирака[2], законодатель предусмотрел ответственность за следующие виды убийства:

— простое убийство, совершенное умышленно;

—  убийство, совершенное при наличии смягчающих вину обстоятельств;

— убийство, совершенное при наличии отягчающих вину обстоятельств.

Убийство считается тяжелым грехом и решительно осуждается Кораном.

Базовое понимание убийства как преступного деяния содержится в Уголовном кодексе Ирака (книга 1 «Общие положения», книга 3 «Преступления против личности»): «умышленное причинение смерти другому человеку». Рассматриваемому преступлению присущи три составляющие — правовой, материальный и ментальный элементы (в ряде специально-правовых работ, посвященных данной проблеме, указанные структурные компоненты убийства как преступления именуются как легальный, материальный и моральный[3] соответственно французской уголовно-правовой доктрине).

Показательно, что, относясь к преступлениям категории «кисас» по классификации традиционной мусульманской правовой доктрины, в УК Ирака убийство считается одним из наиболее тяжелых, что подтверждает вышеизложенные положения. При этом объект убийства в УК Ирака не указан, но закономерно им является человек (человеческая жизнь).

В статье 38 иракский законодатель предусмотрел, что в случае убийства мотив преступления не подлежит установлению, если иное не предусмотрено законом, что является очевидным отголоском традиционного укубата.

Вместе с тем, предусматривая высшую меру наказания за данное преступление, мусульманское право допускало и иную возможность: согласно преданию, в случае умышленного убийства Пророк предлагал пострадавшей стороне выбирать одно наказание из трех видов: смертную казнь, прощение преступника или принятие от него выкупа за кровь – дия.

Право такого выбора представляется наследникам убитого, и виновный может быть наказан только по их ясно выраженному желанию. В случае прощения виновного смертный приговор не может быть вынесен и заменяется выкупом за кровь – дия.

Выкуп за кровь при убийстве свободного мусульманина устанавливается традиционным мусульманским деликтным правом в размере 100 верблюдов или их денежного эквивалента и за женщину полагается выплатить вдвое меньшую сумму. Допускалось также прощение преступника и без принятия дия.

Более того, по мнению всех крупнейших мусульманских правоведов, прощение преступника, совершившего умышленное предпочтительнее, чем его наказание.

Если субъективная сторона преступления соответствовала изложенным критериям (включая требования наследников убитого), убийца не мог избежать смертной казни, которая, согласно преданию, приводилось в исполнение тем же способом, каким было совершено убийство, или как чаще всего было в практике – путем отрубания головы[4].

Для исследования ответственности за убийство детей по мусульманскому праву, с учетом указанной классификации, предлагается выделить следующие виды рассматриваемых преступлений:

— простое убийство;

— убийство ребенка с учетом смягчающих обстоятельств, к примеру, по неосторожности;

— убийство ребенка с учетом отягчающих обстоятельств. К этой категории предлагается отнести так называемые «убийства чести»;

— убийство новорожденного.

Простое убийство может быть совершено посторонним человеком.

Убийство ребенка, совершенное одним из родителей или родственником, в соответствии с уголовным законодательством некоторых мусульманских стран (УК Иордании, УК Ирака), считается совершенным при отягчающих обстоятельствах.

Согласно некоторых данных, которые приводятся в средствах массовой информации (далее – СМИ), именно в семьях, где воспитывается несколько детей, где материальные возможности семьи не позволяют обучать в образовательных учреждениях всех детей в семье, может произойти такое убийство, которое, чаще всего, остается нераскрытым, так как заявление о совершенном преступлении или о том, что о местоположении ребенка у родителей нет сведений, не подается ни самими родителями, ни другими родственниками[5]. Такие преступления чаще всего относятся к латентным.

Сам факт того, что такие убийства в мусульманских семьях совершаются, не говорит о том, что ислам такие преступления одобряет или поощряет.

Умышленное лишение жизни при отсутствии отягчающих и смягчающих обстоятельств, считается простым и наказывается на 15 лет с каторгой.

Убийство ребенка по неосторожности может быть совершено так же, как и убийство обычного человека. Неосторожность будет проявляться в том, что субъект преступления не имел умысла на лишение жизни ребенка, но при неосмотрительности, либо по халатности или по легкомыслию допустил совершение таких действий, которые привели к смерти ребенка.

Убийство ребенка с отягчающими обстоятельствами законодатели мусульманских стран считают, как выше уже было отмечено, совершение убийства ребенка его родителем или ближайшими родственниками.

В средствах массовой информации нередко освещаются ситуации, когда родственники девочек или девушек, не достигших совершеннолетнего возраста, совершают так называемые «убийства чести».

К таким преступлениям относят убийства, совершенные родствениками в отношении ребенка, нарушившего определенную религиозную или семейную традицию, чем на данную семью, по мнению субъекта преступления, был нанесен позор, который можно «смыть» только кровью виновного.

Причем, ранее, например, в законодательстве УК Ирака, убийство при таких обстоятельствах считалось смягчающим вину обстоятельством. Однако, в последнее время такая мера поддерживается судами все меньше (судьям законодательно дано право решать, в какой степени это положение применимо с учетом обстоятельств каждого дела), а в Курдском автономном районе с 2010 г. «защита чести» больше не считается основанием для смягчения наказания преступнику в случае убийства[6].

Рассматривая убийство родственника отягчающим вину обстоятельством, ст. 328 УК Иордании и ст. 406 УК Ирака предусматривают меру наказания в виде смертной казни.

По УК Иордании к убийству с отягчающими обстоятельствами относится также совершение преднамеренного убийства, когда умысел на его совершение сложился до самого преступления, несмотря на то, что при определенных обстоятельствах такой умысел был обнаружен или такие действия были предотвращены.

Также, в качестве отягчающего вину обстоятельства при совершении убийства ребенка, будет считаться лишение его жизни с помощью отравляющих веществ. Причем, нельзя считать убийством ребенка при данных обстоятельствах, если ребенок умер в результате отравления какой-либо некачественной пищей, которую сьел по недосмотру, либо если у ребенка была аллергическая реакция на определенный продукт.

Еще одним обстоятельством, которое мусульманский законодатель считается отягчающим при совершении убийства, является использование «зверских методов его осуществления» (п. «в» ч. 1 ст. 406 УК Ирака).

Мусульманским уголовным правом к преступлениям против жизни помимо вышеперечисленных относится и убийство плода, которое выделяется в качестве самостоятельного состава преступления. Жизнь плода охраняется как от посторонних лиц, так и от его родственников, в том числе матери, и причинение плоду смерти кем бы то ни было считается преступлением. Из этого ясно, что аборт согласно шариату является преступлением и за него назначается наказание как за преступление против жизни. Данному наказанию должны подвергаться как мать ребенка, по инициативе которой был совершен аборт, так и врач непосредственно совершивший убийство плода.

По мнению всех исламских ученых аборт после четвертого месяца беременности запретен и считается тяжким преступлением. Однако при крайней необходимости допускается совершение аборта и после четвертого месяца беременности, к крайней необходимости относится в частности: угроза жизни матери, убежденность в том, что ребенок родится с тяжкой наследственной болезнью.

В соответствии с общим принципом шариата: «запрещенное становиться дозволенной при крайней необходимости».

Учеными выделяется два вида преступлений против жизни плода:
1. плод погибает в чреве матери, а затем происходит его отторжение.
2. плод отторгается, проявляет признаки жизни, и в последствии погибает.
Из этого ясно, что имеет большое значение наступила ли смерть плода до отторжения от тела матери или после этого.

Множество ученых-психиатров указывают, что беременность и роды крайне неблагоприятное сказываются на психике будущей матери. Также отмечается обстоятельство, что женщины, которые совершили убийство своих новорожденных детей, имеют, в основном, довольно развитое, но искаженное понимание общепринятых социальных норм. Молодые матери, часто не достигнувшие совершеннолетнего возраста, совершающие, например, посягательства на жизнь младенцев, имеют небольшое духовное воспитание, у них неправильные представления о сущности и бытии мира, не сформированные моральные и нравственные устои, узкий кругозор, элементарные представления о жизни, быстро истощающиеся интересы; женщины-детоубийцы внушаемы, неспособны предугадывать отдаленную перспективу совершенных ими поступков и т. д.

К примеру, жительницей Ставрополья был заколот ножницами собственный новорожденный ребенок, в связи с чем она осуждена на три года отбывания в колонии. В соответствии с материалами уголовного дела, она, находясь в туалете, сразу же после того, как самостоятельно родила доношенного младенца, выбросила его в унитаз, после чего ударила ножницами больше десяти раз. После совершения этих действий, женщина положила труп новорожденного в сумку и выкинула сумку с трупом новорожденного в выгребную яму[7].

УК Палестины выделяет убийство ребенка в качестве отдельного преступления против жизни – детоубийство. Согласно ст. 226, если мать умышленно убивает своего ребенка в возрасте до 12 месяцев, но в момент действия или бездействия она находилась в неуравновешенном психически состоянии из-за неполного выздоровления после родов или из-за кормления грудью, считается виновной в детоубийстве и наказывается, как если бы она совершила неумышленное убийство.

В странах, где действуют нормы мусульманского уголовного права, преступления, совершенные против жизни детей, подпадают в общую группу преступлений, направленных против жизни человека. Думается, что ответственность за такие преступления, с учетом того, что они совершаются в отношении менее защищенных граждан, для большей их защиты, необходимо сгруппировать в одной статье, как это сделано уголовным законодательством Палестины, предусмотрев за их совершение повышенную ответственность, чем за совершение подобных преступлений в отношении взрослых лиц.

Таким образом, проведенное исследование особенности наступления уголовной ответственности за убийство ребенка по уголовному законодательству мусульманских стран позволяет сделать следующий вывод. Правовая квалификация данного преступления фрагментарна и имеет незаконченный характер, так как не позволяет отнести к данной группе преступлений конкретные деяния. Уголовное законодательство мусульманских стран убийство считает самым тяжким преступлением. В отдельных мусульманских странах убийство квалифицируется в целом согласно традициям и догмам укубата, что демонстрирует гибридный характер теоретических представлений и воззрений о нем у современного законодателя.

Список литературы:

  1. Аушев Х.О. Преступление и наказание в Коране и Сунне: философско-религиоведческий анализ: дис. … канд. филос. наук. — М., 2018. — 176 с.
  2. Ахмед, А. Х. А. Убийство как преступное деяние в законодательных доктринах России и Ирака / А. Х. А. Ахмед // Социально-экономические явления и процессы. — 2015. — Т. 10, № 6. — С. 114-118.
  3. Ибрагимова Х.А Учебное пособие (курс лекций) по дисциплине «Проблемы мусульманского уголовного права» для направления подготовки «Юриспруденция», профиль «Уголовное право», Махачкала: ДГУНХ, 2016. С. 41.
  4. Набиль Абдельрахман аль-Ассуми. Преступление и наказание по уголовному праву Бахрейна и обнаружены в Арабских Эмиратах: дис. … канд. юр. наук. — М., 2000. — 176 с.
  5. Национальный доклад Генеральной Ассамблеи ООН, представленный в соответствии с пунктом 5 приложения к резолюции 16/21 Совета по правам человека. Ирак (A/HRC/WG.6/34/IRQ/1). — Багдад : Рабочая группа по универсальному периодическому обзору Совета по правам человека, 04-15.11.2019 г.
  6. Петровский А. В. Мусульманское уголовное право и особенности уголовного законодательства мусульманских стран. Краснодар, 2013. 91 с.
  7. Тяжкий грех убийства женщин и детей // https://islam-today.ru/obsestvo/tyazhkij_grex_ubijstva_zhenshhin_i_detej/
  8. Уголовный кодекс Республики Ирак 1969 г. (с изменениями от 14.03.2010 г.). — URL: http://www.iraq-lg-law. org/en/content/penal-code-no-111-1969-amended 
  9. Штефан А.В. К вопросу об изучении причин, способствующих совершению убийства матерью новорожденного ребенка // Вестник ЧелГУ. 2015. №4 (359). С.179-182
  10. https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.634bfb3b-62cfb0f0-02fa0cd5-74722d776562/https/www.quora.com/Why-is-there-no-punishment-for-a-Muslim-father-who-kills-his-own-child-according-to-Islamic-laws.

Информация об авторах:

Манна Аммар Абдуль Карим

ORCID: 0000-0003-1251-8379

Кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Российского университета дружбы народов.

Преподаёт дисциплины: Уголовное право, Уголовное право зарубежных стран, Криминологическая характеристика насильственных преступлений. Имеет 60 опубликованных научных работ, 3 учебника по уголовному праву России, 2 книги по уголовному праву мусульманских стран. Область научных интересов: уголовное право мусульманских стран, криминология, уголовное право.

Ризаева Дана

ORCID: 0000-0002-8116-1134

Кандидат юридических наук, сотрудник кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Юридического института Российского университета дружбы народов.

Имеет публикации в научных изданиях входящие в перечень ВАК и публикации в изданиях, индексируемых в международных журналах: SCOUS, WoS

Аль-Мсафир Дурайд Мохаммед Хассун

Магистр кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Юридического института Российского университета дружбы народов.




Information about the authors:

Manna Ammar Abdul Karim

ORCID: 0000-0003-1251-8379

PhD in Law, Associate Professor of the Department of Criminal Law, Criminal Procedure and Criminalistics of the Peoples’ Friendship University of Russia.

Rizaeva Dana

ORCID: 0000-0002-8116-1134

PhD in Law, member of the Department of Criminal Law, Criminal Procedure and Criminalistics of the Law Institute of the Peoples’ Friendship University of Russia.

Al-Msafir Duraid Mohammed Hassoun

Master of the Department of Criminal Law, Criminal Procedure and Criminalistics of the Law Institute of the Peoples’ Friendship University of Russia.


[1] Тяжкий грех убийства женщин и детей // https://islam-today.ru/obsestvo/tyazhkij_grex_ubijstva_zhenshhin_i_detej/

[2] Уголовный кодекс Республики Ирак 1969 г. (с изменениями от 14.03.2010 г.). — URL: http://www.iraq-lg-law. org/en/content/penal-code-no-111-1969-amended 

[3] Ахмед, А. Х. А. Убийство как преступное деяние в законодательных доктринах России и Ирака / А. Х. А. Ахмед // Социально-экономические явления и процессы. — 2015. — Т. 10, № 6. — С. 115.

[4] Ибрагимова Х.А Учебное пособие (курс лекций) по дисциплине «Проблемы мусульманского уголовного права» для направления подготовки «Юриспруденция», профиль «Уголовное право», Махачкала: ДГУНХ, 2016. С. 41.

[5] https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.634bfb3b-62cfb0f0-02fa0cd5-74722d776562/https/www.quora.com/Why-is-there-no-punishment-for-a-Muslim-father-who-kills-his-own-child-according-to-Islamic-laws

[6] Национальный доклад Генеральной Ассамблеи ООН, представленный в соответствии с пунктом 5 приложения к резолюции 16/21 Совета по правам человека. Ирак (A/HRC/WG.6/34/IRQ/1). — Багдад : Рабочая группа по универсальному периодическому обзору Совета по правам человека, 04-15.11.2019 г.

[7] Штефан А.В. К вопросу об изучении причин, способствующих совершению убийства матерью новорожденного ребенка // Вестник ЧелГУ. 2015. №4 (359). С.179-182

Добавить комментарий

Войти с помощью: