Борьба с международным терроризмом в XXI веке стала одной из самых серьёзных угроз глобальной безопасности, не знающей границ — ни государственных, ни моральных. Страны Балтии как полноправные участники НАТО направляют свои военные контингенты для участия в антитеррористических операциях Альянса, усиливая тем самым свою значимость с целью укрепления собственной безопасности и получения финансовых вливаний.
Ключевые слова: международный терроризм, безопасность, военная операция, страны Балтии, НАТО.
The participation of the Baltic Countries in the fight against international terroism: loss and gain
Annotation: The fight against international terrorism in the 21st century has become one of the most serious threats to global security that knows no boundaries — neither state nor moral. The Baltic countries, as full-fledged NATO members, are sending their military contingents to participate in the Alliance’s anti-terrorist operations, thereby strengthening their significance in order to strengthen their own security and receive financial injections.
Keywords: international terrorism, security, military operation, Baltic countries, NATO.
Стратегической концепцией обороны и обеспечения безопасности государств-членов Организации Североатлантического договора (North Atlantic Treaty Organization — Североатлантический Альянс, НАТО), утверждённой 29 ноября 2010 года в Лиссабоне, определены условия безопасности и основные угрозы в XXI веке: распространение ядерного оружия и другого оружия массового поражения; экстремизм, терроризм, торговля наркотиками, работорговля, кибератаки, охрана торговых путей и коммуникаций[1]. Среди перечисленных угроз особое место занимает международный терроризм, борьба с которым провозглашена одной из целей политики безопасности НАТО.
По утверждению авторов концепции, терроризм имеет многоплановый и системный характер, его выход на международный уровень, приспособляемость и совершенствование методов оправдывают вмешательство НАТО в конфликты за пределами зоны ответственности и определяют оптимальные способы их урегулирования. Борьба с терроризмом осуществляется по направлениям, включающим военные и политические, научные и экономические международные инициативы, имеющие концептуальный подход и отличающиеся оперативным применением высоких технологий.
С учётом членства стран Балтии в НАТО и тенденций развития международной обстановки военно-политическое руководство Литвы, Латвии и Эстонии признаёт наличие угрозы терроризма и необходимость её купирования с помощью военных мер. Утверждается, что эта угроза носит внешний характер, а успех борьбы с ней в большей степени определяется активным участием стран Балтии в совместных операциях международного сообщества. Вследствие этого, как предполагается, Прибалтийские государства могут стать потенциальной мишенью международного терроризма, а в будущем не исключается возможность возникновения условий и для проявления внутреннего терроризма. Тем не менее, Латвия, Литва и Эстония не сталкиваются напрямую с угрозами вооружённого нападения извне, таковых намерений в их отношении со стороны террористов не декларируется, возможные антитеррористические военные действия на территории этих государств широко не обсуждаются[2].
Совместные действия Соединённых Штатов Америки (США) и других государств-членов НАТО против международного терроризма были активизированы после известных террористических актов в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года. По просьбе Соединенных Штатов, опиравшихся на ст. 5 Устава НАТО, союзники 4 октября 2001 года договорились о восьми мерах, направленных на расширение возможностей в войне против терроризма. Этими мерами предусматривалось:
1) расширение обмена разведывательными данными;
2) предоставление помощи государствам, подпавшим под угрозу в связи с их поддержкой действий коалиции;
3) усиление охраны объектов США и стран-союзников на территории государств-членов НАТО;
4) привлечение резервистов для замены личного состава отдельных частей и подразделений союзников, обеспечивающих поддержку антитеррористических операций;
5) предоставление самолётам США и других союзников воздушных коридоров для пролётов над территорией других стран при осуществлении связанных с контртеррористическими операциями военных рейсов;
6) предоставление доступа к портам и аэродромам;
7) развёртывание соединений объединённых военно-морских сил НАТО в Восточном Средиземноморье;
8) развёртывание подразделений сил дальнего радиолокационного обнаружения и управления НАТО для поддержки контртеррористических операций.
Одна из мер состояла в том, что в США были направлены самолёты системы дальнего радиолокационного обнаружения и управления (Airborne Warning and Control System, АВАКС) НАТО для содействия в патрулировании американского воздушного пространства. Эта операция называлась «Eagle Assist» («Помощь орлу») и продолжалась до середины мая 2002 года. Другой мерой стала контртеррористическая операция в Средиземноморье под названием «Active Endeavour» («Активные усилия»), которая началась 26 октября 2001 года и продолжается до сих пор.
В августе 2003 года Североатлантический Альянс возглавил операцию Международных сил содействия безопасности (International Security Assistance Force, ИСАФ) в Афганистане, за этим последовали и другие миссии за пределами зоны ответственности НАТО. С целью достижения практических результатов был принят расширенный пакет антитеррористических мер, которые позволили повысить эффективность сотрудничества международных организаций в борьбе с терроризмом.
В соответствии с руководящими документами Объединённых вооружённых сил (ОВС) НАТО национальные вооруженные силы Латвии, Литвы и Эстонии в рамках операций блока выполняют следующие задачи: ведение сдерживающих противника боевых действий в приграничных районах; уничтожение вражеского десанта; оборона столиц и других стратегически важных объектов, в том числе предназначенных для приёма сил поддержки НАТО (порты, аэродромы, транспортные коммуникации). Кратковременную устойчивую оборону призваны обеспечить также развёрнутые и укомплектованные за счёт военнослужащих активного резерва и ополченцев пехотные подразделения. Действуя небольшими боевыми группами, они производят подрывы дорог, мостов и других объектов в районах движения и концентрации войск противника. В этой связи на вооружении каждого подразделения имеется инженерная техника и минно-взрывное оборудование, средства противотанковой борьбы и противовоздушной обороны[3].
Одной из военных операций, которую ОВС НАТО провели с участием стран Балтии, является операция «Несокрушимая свобода» (Enduring Freedom) в Афганистане (2001–2014 гг., резолюция Совета Безопасности Организации Объединённых Наций [ООН] от 12 сентября 2001 года № 1368). В ней участвовали 45 военнослужащих из Латвии, Литвы и Эстонии, из них погибших — 13.
Таблица 1.
Численность военного контингента в Афганистане, чел.
Страна | Численность контингента в Афганистане | Потери за 15 лет |
Германия | 980 | 54 |
Польша | 198 | 40 |
Дания | 90 | 43 |
Норвегия | 35 | 10 |
Финляндия | 30 | 2 |
Швеция | 23 | 5 |
Латвия | 21 | 3 |
Литва | 19 | 1 |
Эстония | 5 | 9 |
Источник: официальные данные НАТО по состоянию на лето 2016 г.
Потери прибалтов достаточно велики, хотя они находились на периферии боевых действий, выполняя преимущественно задачи технического и инструкторского характера. И это при том, что ни на момент начала операции, ни к её завершению практически ни одна из стран Балтии не имела экономических или политических интересов в этом регионе. Вступить в войну в Афганистане стало платой за финансирование Вашингтоном большей части расходов НАТО, а в 2001 году никто не предполагал, что конфликт затянется на 15 и более лет и будет сопровождаться значительными финансовыми и многочисленными человеческими потерями.
Эта кампания болезненно сказалась на странах Балтии, которым пришлось радикально изменить свои подходы к политике безопасности. До начала афганского кризиса военно-политическое руководство Латвии, Литвы и Эстонии концентрировалось на положении внутри страны и основывалось главным образом на мониторинге внутренних угроз. Однако вступившей в афганский конфликт Прибалтике пришлось полностью пересмотреть свою международную аналитику и разведку, занимаясь совершенно новым для себя регионом и действуя часто вслепую.
Однако латыши, литовцы и эстонцы с воодушевлением восприняли перспективу стать военными союзниками США, так как исходя из необходимости вживания в НАТО, идейно были готовы к такому повороту. Другое дело, что экономические дивиденды от проамериканской политики оказались не так велики, и страны Балтии столкнулись с серьёзными экономическими диспропорциями и массовой трудовой миграцией в страны старой Европы.
Участвуя в военной кампании НАТО в Афганистане под руководством США, Латвия, Литва и Эстония рассчитывали повысить уровень подготовки своих вооружённых сил. Но в результате получили лишь опыт охраны территорий и контрпартизанской войны против численно и технически уступающего противника[4].
С 1 января 2015 года НАТО объявил новую, небоевую, миссию в Афганистане — «Решительная поддержка» (Resolute Support) — военнослужащие Альянса обучают и консультируют руководителей и персонал афганских правительственных и силовых структур. Военнослужащие Национальных вооружённых сил Латвии, Литвы и Эстонии участвовали в этой операции в количестве 22, 13 и 5 человек соответственно[5]. А правительство Латвии по своей инициативе продлило участие своих военных в операции до 31 декабря 2016 года[6].
Одной из самых крупномасштабных операций, проводимой в отсутствии соответствующей резолюции Совета Безопасности ООН и координации с официальными властями, является операция США и их союзников в Сирии против террористической группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ, запрещена в РФ), начавшаяся в августе 2014 года (операция «Непоколебимая решимость», Inherent Resolve). Для её проведения на саммите НАТО, состоявшемся 4–5 сентября 2014 года в Уэльсе, по инициативе США была сформирована международная коалиция по борьбе против этой террористической группировки. О поддержке международной коалиции во главе с США против ИГИЛ объявили более 60 стран, в том числе и страны Балтии — Латвия, Литва и Эстония. Позже эта операция была распространена на территорию Ирака, но там она проводилась по согласованию с официальными властями этой страны.
22 страны, в их числе Латвия и Литва, оказывают политическую поддержку действиям коалиции на международной арене; 20 государств, в том числе Эстония[7], осуществляют финансовое, разведывательное и материально-техническое обеспечение действий коалиции. Латвия заявила, что планирует втрое увеличить численность своего воинского контингента в Ираке — с 10 до 30 военнослужащих[8].
Глава эстонского министерства иностранных дел (МИД) отметил вклад Эстонии в борьбу с терроризмом. Он напомнил, что с августа 2016 года в Ираке служат шесть эстонских военных специалистов и один старший офицер в группе консультантов министерства и сил безопасности Ирака. По его словам, Эстония следит за событиями в Сирии, оказывая стране гуманитарную помощь.
Страны Балтии активно поддержали военное вторжение США в Ирак вопреки тому, что их главные спонсоры в Европейском союзе (ЕС) — Германия и Франция — выступили против. Они косвенно одобрили также бомбардировки Сирии. Поддакивая американским партнёрам в деле разрушения международного права и замены его правом сильного, Литва, Латвия и Эстония «роют яму» самим себе. Они одобряют практику, при которой ядерная сверхдержава наносит ракетный удар по более слабой стране в обход Совета Безопасности ООН, не утруждая себя доказательствами её вины. Если эта практика станет нормой международных отношений, то в будущем страны Балтии может ожидать судьба сирийского народа.
Сегодня на Ближнем Востоке идёт по существу косвенная война — не на территории друг друга, без применения ядерного оружия и не напрямую, а через союзников[9]. Тем самым блок НАТО, пренебрегая целями, ради которых он создавался, по существу прикрывает стремление США к гегемонии и продвигает политику создания однополярного мира. Практика показала, что в выработке решений, принимаемых Североатлантическим Альянсом на основании консенсуса входящих в него стран, мнение США является доминирующим, разногласия с другими государствами-союзниками зачастую в расчёт не принимаются[10].
Таким образом, всё вышеперечисленное позволяет резюмировать следующее. Глобальный характер угрозы международного терроризма поставил перед мировым сообществом задачу объединить усилия всех стран в противоборстве ей как таковой.
Широкая антитеррористическая коалиция мирового сообщества, однозначно определившего терроризм как крайнюю опасность для устойчивого развития планеты, в целом сформирована. Единогласное неприятие международного терроризма неотвратимо диктует необходимость совместной борьбы с данным явлением. НАТО во главе с США является на сегодня одной из организаций, на повестке дня которой стоит борьба с международным терроризмом.
Став членами НАТО, Латвия, Литва и Эстония почувствовали себя полноправной частью Европы и приобрели тот же уровень безопасности, что и другие страны-участники Организации Североатлантического договора. Взамен Прибалтика получила обязательства по обеспечению безопасности стран-союзников и участию в антитеррористических операциях военно-политического блока. Тем самым страны Балтии попали в безоговорочную зависимость от США, не получив ожидаемой полной свободы и суверенитета. Кроме того, участие в этих операциях не оправдало надежду стран Балтии повысить уровень подготовки своих вооружённых сил.
Проблема международного терроризма, в полный голос заявившая о себе в конце XX века, имеет тенденцию нарастать и обостряться. Став одной из насущных проблем глобализирующегося мира, она объединила государства в осознании реальной угрозы, в приложении совместных усилий. И следует констатировать, что в этих условиях решение задач обеспечения безопасности мирового сообщества должно осуществляться на самом высоком как государственном, так и международном уровне[11].
Библиография:
- Стратегическая концепция обороны и обеспечения безопасности государств-членов Организации Североатлантического договора [Электронный ресурс] // Официальный интернет-ресурс Организации Североатлантического договора. 19 ноября. https://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_68580.htm
- Евсеев, Д. Вооружённые силы стран Балтии. / Д. Евсеев // Зарубежное военное обозрение. Журнал Министерства обороны. – 2012. – № 2. – С. 11-19; Зарубежное военное обозрение. Журнал Министерства обороны. – 2012. – № 4. – С. 16-19.
- Н. Мендкович. Афганский капкан: страны Балтии могут отправить на войну с талибами. [Электронный ресурс] // Аналитический портал «RuBaltic.Ru». 2016. 27 октября. URL: https://www.rubaltic.ru/article/politika-i-obshchestvo/271016-afganskiy-kapkan (дата обращения: 16.02.2020).
- Миссия «Решительная поддержка». [Электронный ресурс] // vsenato.ru – сайт о блоке НАТО. 2016. 12 мая URL: http://vsenato.ru/missiya-reshitelnaya-podderzhka/ (дата обращения: 05.02.2020)
- Вооружённые силы Латвии продолжат участие в операциях НАТО на территории Афганистана. [Электронный ресурс] // Интернет-сайт газеты «Комсомольская правда». 2015. 17 ноября. URL: https://www.kp.ru/online/news/2223642/ (дата обращения: 15.02.2020).
- Операция США и их союзников «Непоколебимая решимость». [Электронный ресурс] // Зарубежное военное обозрение: журнал МО РФ. № 1. URL: http://www.zvo.su/VVS/operaciya-ssha-i-ih-soyuznikov-nepokolebimaya-reshimost.html (дата обращения: 13.02.2020).
- Эстония возвращает на родину больше половины своих солдат, переброшенных из Ирака в Кувейт. [Электронный ресурс] // Аналитический портал «RuBaltic.Ru». 15 января. URL: https://www.rubaltic.ru/news/15012020-estoniya-vozvrashchaet-na-rodinu-bolshe-poloviny-svoikh-soldat-perebroshennykh-iz-iraka-v-kuveyt-/ (дата обращения: 10.02.2020).
- А. Носович. Прибалтика поддержала бомбёжку Сирии. [Электронный ресурс] // Аналитический портал «RuBaltic.Ru». 17 апреля. URL: https://www.rubaltic.ru/article/politika-i-obshchestvo/17042018-pribaltika-podderzhala-bombezhku-sirii/ (дата обращения: 09.02.2020).
- Л. Ч. Абаев, А. И. Вавилов. НАТО на современном этапе: взгляд экспертов. [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». Вестник Московского государственного лингвистического университета: журнал. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nato-na-sovremennom-etape-vzglyad-ekspertov/viewer (дата обращения: 23.02.2020).
- Е. Базарбаев, Ш. А. Сабитова. Борьба с международным терроризмом. [Электронный ресурс] // Вестник Казахского НПУ им. Абая: журнал. 2018. URL: https://articlekz.com/article/11105 (дата обращения: 19.02.2020).
- Справочник НАТО, 2006 г. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-ресурс Организации Североатлантического договора. URL: https://www.nato.int/docu/handbook/2006/hb-rus-2006.pdf (дата обращения: 05.02.2020).
- Симонов, А. А. Новая стратегическая концепция НАТО. / А. А. Симонов // Зарубежное военное обозрение. Журнал Министерства обороны. – 2011. – № 1. – С. 3-8.
- Огнев, А. Учебно-тренировочная миссия НАТО «Решительная поддержка» в Афганистане (2015). / А. Огнев // Зарубежное военное обозрение. Журнал Министерства обороны. – 2015. – № 3. – С. 13-15.
- В. В. Воротников. Страны Балтии в НАТО: итоги десятилетия. [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». Вестник МГИМО-Университета: журнал. 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strany-baltii-v-nato-itogi-desyatiletiya/viewer (дата обращения: 21.02.2020).
- GLOBAL TERRORISM INDEX 2019, MEASURING THE IMPACT OF TERRORISM, Institute for Economics and Peace. URL: http://visionofhumanity.org/app/uploads/2019/11/GTI-2019web.pdf. (дата обращения: 26.02.2020).
_____________
[1] Стратегическая концепция обороны и обеспечения безопасности государств-членов Организации Североатлантического договора [Электронный ресурс] // Официальный интернет-ресурс Организации Североатлантического договора. 2010. 19 ноября. https://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_68580.htm
[2] Евсеев, Д. Вооружённые силы стран Балтии. / Д. Евсеев // Зарубежное военное обозрение. Журнал Министерства обороны. – 2012. – № 2. – С. 11-19; Зарубежное военное обозрение. Журнал Министерства обороны. – 2012. – № 4. – С. 16-19.
[3] Там же.
[4] Н. Мендкович. Афганский капкан: страны Балтии могут отправить на войну с талибами. [Электронный ресурс] // Аналитический портал «RuBaltic.Ru». 2016. 27 октября. URL: https://www.rubaltic.ru/article/politika-i-obshchestvo/271016-afganskiy-kapkan (дата обращения: 16.02.2020).
[5] Миссия «Решительная поддержка». [Электронный ресурс] // vsenato.ru — сайт о блоке НАТО. 2016. 12 мая. URL: http://vsenato.ru/missiya-reshitelnaya-podderzhka/ (дата обращения: 05.02.2020).
[6] Вооружённые силы Латвии продолжат участие в операциях НАТО на территории Афганистана. [Электронный ресурс] // Интернет-сайт газеты «Комсомольская правда». 2015. 17 ноября. URL: https://www.kp.ru/online/news/2223642/ (дата обращения: 15.02.2020).
[7] Операция США и их союзников «Непоколебимая решимость». [Электронный ресурс] // Зарубежное военное обозрение: журнал МО РФ. 2015. № 1. URL: http://www.zvo.su/VVS/operaciya-ssha-i-ih-soyuznikov-nepokolebimaya-reshimost.html (дата обращения: 13.02.2020).
[8] Эстония возвращает на родину больше половины своих солдат, переброшенных из Ирака в Кувейт. [Электронный ресурс] // Аналитический портал «RuBaltic.Ru». 2020. 15 января. URL: https://www.rubaltic.ru/news/15012020-estoniya-vozvrashchaet-na-rodinu-bolshe-poloviny-svoikh-soldat-perebroshennykh-iz-iraka-v-kuveyt-/ (дата обращения: 10.02.2020).
[9] А. Носович. Прибалтика поддержала бомбёжку Сирии. [Электронный ресурс] // Аналитический портал «RuBaltic.Ru». 2018. 17 апреля. URL: https://www.rubaltic.ru/article/politika-i-obshchestvo/17042018-pribaltika-podderzhala-bombezhku-sirii/ (дата обращения: 09.02.2020).
[10] Л. Ч. Абаев, А. И. Вавилов. НАТО на современном этапе: взгляд экспертов. [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». Вестник Московского государственного лингвистического университета: журнал. 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nato-na-sovremennom-etape-vzglyad-ekspertov/viewer (дата обращения: 23.02.2020).
[11] Е. Базарбаев, Ш. А. Сабитова. Борьба с международным терроризмом. [Электронный ресурс] // Вестник Казахского НПУ им. Абая: журнал. 2018. URL: https://articlekz.com/article/11105 (дата обращения: 19.02.2020).
Информация об авторе:
Жилина Людмила Николаевна — заместитель декана Факультета повышения квалификации Дипломатической академии МИД России. 119021, г. Москва, ул. Остоженка, д. 53/2, стр. 1. E-mail: autumn620@gmail.com.
Information about the author:
Ludmila N.Zhilina — Deputy Dean of the Faculty of Advanced Studies of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia. 119021, Moscow, st. Ostozhenka, d. 53/2, p. 1. E-mail: autumn620@gmail.com.