О.Н.Хлестов
профессор Дипломатической академии МИД РФ, Чрезвычайный и Полномочный Посол, Вице-президент Российской ассоциации международного права, заслуженный юрист РФ.
Обстановка на Украине вызывает беспокойство не только в странах этого региона, но и за его пределами. В этой крупной европейской стране с многомиллионным населением произошло насильственное отстранение от власти Президента и правительства, избранных законным путем, путем выборов с участием населения всей страны.
Противники Президента В.Януковича применяли насилие, использовали оружие, в результате — десятки убитых, сотни раненых, пострадавших, в том числе значительное количество представителей власти, стремившихся поддерживать правопорядок. Президент, под угрозой физического уничтожения, был вынужден выехать за пределами страны.
Значительное, а порой решающее влияние на ход событий оказывали и продолжают оказывать лица из западных областей Украины, отражающие взгляды бендеровских вооруженных формирований, сотрудничавших во время Второй мировой войны с гитлеровской Германией. Идет антиконституционное изменение структуры государственной власти страны, законодательства. Нарушаются права и свободы человека. Оказывается давление на религиозные учреждения. Отменено запрещение пропаганды фашизма, а также право использовать русский, венгерский, румынский языки наряду с украинским в местах проживания значительного количества людей, говорящих на этих языках. Против лиц, групп населения, выступающих против переворота, опасаясь за свою судьбу, применяются насилие, террор.
Уже свыше 150 тысяч человек, прибывших в Россию из Украины, обратились с просьбой об убежище или предоставлении российского гражданства. В западных районах России появились тысячи беженцев из восточной Украины. Там появились и вооруженные люди, что создает угрозу для безопасности в этих районах.
Насильственное отстранение президента Украины от власти произошло при активной поддержке США и стран Евросоюза. Они, именуя насильственные действия оппозиции «мирными демонстрациями», прикрываясь флагом защиты прав человека, оказывали давление на президента страны и правительство, препятствуя применению предусмотренных украинскими законами мер для поддержания правопорядка (таких же, какие предусмотрены в законодательстве США, стран Евросоюза и применяются ими на практике).
СМИ западных стран, а также прозападные СМИ ведут антироссийскую кампанию. Этим занимаются и некоторые украинские юристы, оправдывая тем самым переворот, разгром Конституционного Суда Украины. В стране ведется ультранационалистическая пропаганда. Иная информация замалчивается или искажается. Предпринимаются попытки ограничивать распространение неугодных СМИ, изолировать от них население.
Соглашение от 21 февраля 2014 г., заключенное Президентом и оппозицией, открывало дорогу для мирного урегулирования ситуации на Украине. Но оппозиция нарушила его. Западные страны тем не менее продолжали оказывать ей поддержку. В этой связи нельзя не отметить, что до конца ноября 2013 г., когда Президент В. Янукович шел на заключение договора об ассоциации Украины с Евросоюзом, страны ЕС тесно сотрудничали с ним. Их позиция изменилась лишь после того, как Президент отказал заключать этот договор, так как он наносил ущерб экономике Украины. После этого западные страны начали поощрять стремление оппозиции сместить В. Януковича, хотя до этого все партии готовились к выборам Президента в начале 2015 г.
Цель западных стран далеко идущие: использую сложное экономическое положение на Украине, недостатки в управлении страной, привести к власти своих или близких к ним людей, в том числе настроенных антироссийски, ослабить связи Украины с Россией, подчинить ее своему влиянию, в том числе военному, привязать Украину к Евросоюзу, сделав ее экономически зависимой от него. В Киеве раздаются голоса о расторжении договора с Россией с тем, чтобы выдавить ее Черноморский флот из Севастополя.
Власти, созданные в Киеве, издают множество решений и постановлений. Но все их действия нелегитимны. В. Янукович, юридически являясь Президентом, заявил, что все акты, изданные в Киеве, не имеют юридической силы.
В связи с возрастанием угрозы насилия со стороны Киева в восточных и южных районах Украины предпринимаются меры для защиты населения, значительная часть которого русские, русскоговорящие. Так, законные крымские власти назначили проведение референдума для определения судьбы Крыма. США заявили, что проведение референдума противоречит Конституции. Но они не действуют в результате антикоституционного переворота и других антиконституционных мер, осуществляемых властями в Киеве. Столь же необоснованным является утверждение США, что проведение референдума нарушает принцип территориальной целостности. При этом они ссылаются на соглашение, заключенное США, Россией и Украиной (после распада СССР) о передаче Украиной ядерного оружия России, в котором упоминалось о территориальной целостности Украины. Но принцип территориальной целостности направлен для защиты от действий извне, со стороны других государств, в том числе вооруженного нападения, что прямо указано в основном международно-правовом документе – Декларация принципов международного права, принятой в ООН в 1970 г. Проведение референдума в Крыму, – это событие внутренней жизни страны, внутреннее дело государства. В Декларации 1976 г. также сказано, что свободное присоединение к другому государству или объединение с ним правомерно. Так разделилась Чехословакия на две части – Чехию и Словакию, с согласия законных правительств в Праге и Братиславе. ФРГ и ГДР объединились с согласия законных властей в Бонне и в Берлине.
Законное правительство Крыма выступило за референдум, а киевская власть – против. Но в Киеве нет законной власти. Все, что там делают – нелигитимно и не имеет юридической силы. Проведение референдума в Крыму не затрагивает принцип территориальной целостности, как и проведение референдума в Шотландии.
Крымские власти обратились к России с просьбой о помощи, включая и военную. Президент В. Янукович, заявляя о целесообразности проведения на Украине очередного референдума в установленные законом сроки, также обратился к России с аналогичной просьбой в отношении Украины.
Политика киевских властей, их действия создают реальную угрозу многомилионному русскому и русскоязычному населению Украины, обрекает их на нищету и бесправие. Эти люди, как и многие украинцы, имеют тесные духовные, родственные и иные связи с Россией. 1 марта 2014 г. Совет Федерации РФ принял решение в соответствии с Конституцией России о предоставлении Президенту В.Путину права оказывать населению Украины всестороннюю помощь, включая ввод на ее территорию вооруженных подразделений до нормализации общественно-политической обстановки в стране. Такая мера вытекает из обращения к России легитимных органов власти Украины с просьбой о помощи, опасной ситуации, сложившейся там и для предотвращения насилия, террора в отношение русских и русскоговорящего населения, предотвращения духовного и физического геноцида со стороны профашистских и ультранационалистических сил. И это соответствует международному праву. Использует ли это право Президент России, зависит от развития обстановки.
Источником, носителем суверенитета Украины является ее народ. Он и должен решать формы государственного устройства, определять ее Конституцию и правовое положение органов власти. Государственный переворот не является выражением воли народа. Президент, насильственно отстраненный от власти, является им юридически. Население страны, а также его группы имеют право определить свою судьбу. Варианты могут быть различные в зависимости от их волеизъявления – федерация, конфедерация или иные, как например было в Югославии.
Выборы, референдумы являются наиболее демократическим способом волеизъявления народа. Примеры есть – предстоящий референдум в Шотландии по вопросу о ее выходе из состава Великобритании.
По пути волеизъявления народа и надо идти, обеспечивая при этом свободу выбора, чтобы все группы населения Украины, все ее жители могли свободно выразить свою волю. Что касается критических заявлений США и других западных стран в отношении России по международному праву, то в связи с этим уместно отметить следующее.
После Второй мировой войны США до 10 раз совершали вооруженные нападения на другие государства – Югославию, Ирак, Никарагуа – нарушая международное право. В Гренаде США вооруженным путем свергли законное правительство под флагом защиты проживавших там американских граждан. Совсем недавно, в сентябре 2013 г. США, в нарушении международного права грозили вооруженным конфликтом Сирии.
Нарушением международного права являлась и поддержка США и другими западными странами насильственного отстранения от власти Президента Украины, давление, которое они оказали на него, препятствуя применению законных мер для поддержания правопорядка в стране. Вот кому надо соблюдать международное право, а действия России в свете обращения к ней легитимных органов власти Украины и сложившейся там обстановки являются правомерными.
16 марта 2014 г. в Крыму был проведен свободный общегражданский референдум, в результате которого Республика Крым вступила в состав Российской Федерации.