В научном сообщении излагается основное содержание докладов и итогов секции «Международные организации и многосторонняя дипломатия в Европе и Азии: проблемы и перспективы» научного форума «Устойчивое развитие евразийского пространства глазами молодых», проведенного Северо-Западным институтом управления РАНХиГС 15 февраля 2023 года.
Ключевые слова: международные организации, международные отношения Российской Федерации, Европейский союз, Евразийское экономическое сообщество, Четырёхсторонний диалог по безопасности, Вишеградская группа, Арктический совет.
The North-Western Institute of Management RANEPA discussed political and legal issues of the functioning of international organizations
Abstract:
The paper overviews presentations of the Panel on International Organizations and Multilateral Diplomacy in Europe and Asia at the academic conference ‘Eurasia Sustainable Development observed by young people’ held by the RANEPA North-West Institute of Management 15 February 2023.
Keywords: international organizations, international relations of the Russian Federation, European Union, Eurasian Economic Union, Quadrilateral Security Dialogue, Visegrad Group, Arctic Council.
15 февраля 2023 года в Санкт-Петербурге в Общественном пространстве «СреДА!» прошёл молодежный форум «Устойчивое развитие евразийского пространства глазами молодых», организованный Северо-Западным институтом управления РАНХиГС. Секция III форума на тему: «Международные организации и многосторонняя дипломатия в Европе и Азии: проблемы и перспективы», — собрала более тридцати участников, в основном студентов, аспирантов и преподавателей СЗИУ РАНХиГС, СПбГУ, Российской таможенной академии.
Семь докладов из восьми, прочитанных на секции, подготовлены членами инициативной исследовательской группы СЗИУ, созданной по решению Ученого совета наряду с семнадцатью аналогичными коллективами в декабре 2022 года. Группа в составе преподавателей и студентов ориентирована на изучение международных организаций и многосторонней дипломатии России в современных условиях.
Преподаватель кафедры международных отношений Алёна Денисовна Лисенкова*, открывшая обсуждение, охарактеризовала специфику политики Европейского союза в области биоразнообразия. Данный вопрос в Евросоюзе рассматривается в тесной связи с другими вопросами экологической повестки дня ЕС и уступает, с точки зрения докладчика, по степени уделяемого ему внимания со стороны институтов ЕС, только вопросу об изменении климата. Решить проблему сохранения биоразнообразия невозможностью в отрыве от большинства других экологических проблем, касающихся воды, почвы, шума и т. д. Стратегия Европейского союза по сохранению биоразнообразия до 2030 года коррелируется с вопросами повестки дня институтов Евросоюза, в частности, с реформой сельскохозяйственной политики.
Студент Александр Сергеевич Минин* рассмотрел некоторые стороны функционирования Евразийского экономического союза с начала 2022 года. Неблагоприятная конъюнктура имеет и ряд положительных аспектов. С точки зрения докладчика, необходимость замещения производств предприятий, ушедших с российского и белорусского рынков, открывает простор для развития экономик всех государств — членов ЕАЭС. Докладчик определил четыре ключевых направления работы ЕАЭС в этом направлении: устранение сохранившихся барьеров для свободного движения товаров, услуг, людей и капитала; создание новых институтов финансирования предприятий на территории Союза; наращивание объемов капитала Евразийского банка развития и Евразийского фонда стабилизации и развития; заключение и реализация торговых соглашений в форматах «блок-блок», «блок-страна» с целью освоения новых рынков сбыта.
Преподаватель кафедры международных отношений Глеб Сергеевич Лапшаков* осветил деятельность Четырёхстороннего диалога по безопасности (Quad) — формата многостороннего сотрудничества, включающего США, Японию, Австралию и Индию. По словам докладчика, данное объединение воплощает стремление США и их важнейших союзников в АТР, Японии и Австралии, к более тесному взаимодействию с Индией в военной сфере. Усилия участников нацелены на создание блока государств, сдерживающих влияние КНР в регионе. Создается угроза вовлечения Индии в систему военно-политически альянсов США, и, как следствие, возникают риски для стратегического сотрудничества Индии и России, форм многостороннего международного взаимодействия с участием Индии, таких как Шанхайская организация сотрудничества и БРИКС.
Студент Артур Андреевич Кристман* охарактеризовал состояние современной ситуации в области торговли газом Российской Федерации со странами Вишеградской группы: Венгрия, Польша, Словакия, Чехия. На позиции этих стран влияет группа факторов: географическое положение между Западными странами и Россией; длительное нахождение в составе социалистического блока и сохранение довольно тесных экономических связей с Россией, в том числе в газовой отрасли; членство в Европейском союзе и общеевропейское сокращение потребления газа; членство в Организации Североатлантического договора и поддержка Украины поставками вооружений. Потребности стран Вишеградской четверки в российском газе в настоящее время не подкрепляются принятием взаимовыгодных решений. Страны группы руководствуются в основном политическими мотивами и стремятся минимизировать импорт российского газа. Исключение составляет только Словакия, незначительно увеличившая в 2022 году объем закупок по сравнению с предыдущими годами. Партнёрство России со странами Вишеграда и всего Европейского союза в ближайшее время может утратить очень важную составляющую в виде поставок газа. Отказ от реальных экономических выгод в пользу конфронтации ведет к разобщению европейских государств и нарушению и без того крайне неустойчивого равновесия в Европе.
Студенты Дмитрий Сергеевич Акимочкин* и Илария Александровна Иванова* рассмотрели кризисную ситуацию в Арктическом совете в связи с бойкотированием участия Российской Федерации в нем в период председательствования России. Докладчики выявили содержание и последствия развития ситуации по трем возможным сценариям. Первый из них — возобновление работы Арктического совета без участия России. Второй сценарий предполагает создание организационных форм сотрудничества Российской Федерации и неарктических стран, заинтересованных во взаимодействии в регионе. По третьему сценарию может произойти возвращение к сотрудничеству в рамках Арктического совета совместно с Россией. Третий сценарий был бы наиболее предпочтительным, но в настоящее время маловероятен. В этих условиях Российская Федерация может значительно активизировать сотрудничество с неарктическими государствами, проявляющими интерес к Циркумполярному региону и не проводящими политику изоляции России. Ресурсы Арктики привлекают внимание многих стран мира и других международных игроков, она по своим объективным характеристикам открыта для глобального сотрудничества. Бойкотирование участия Российской Федерации другими членами Арктического совета ослабляет позиции этих стран и осложняет развитие региона.
Доцент кафедры международных отношений Елена Евгеньевна Петрова осветила вклад российских ученых в становление Института международного права в Генте и его работу в XIX — начале XX в. Будучи активными сторонниками мира, русские правоведы значительно способствовали гуманизации войны. Один из учредителей института В. П. Безобразов принимал участие в обсуждении проекта Брюссельской декларации о законах и обычаях войны 1874 г., Ф. Ф. Мартенс разрабатывал принципы мирного разрешения международных споров на первой Гаагской конференции и возглавлял комиссию по морскому праву на второй. Л. А. Камаровский через публикуемые в России отчеты о деятельности института распространял международно-правовые идеи среди широких слоев населения, формирую тем самым общественное правосознание.
Заведующая кафедрой международных отношений Мария Александровна Буланакова* проанализировала основные функции трансрегионального формата сотрудничества во внешней политике государств так называемого глобального Юга. Многофункциональность и объективные выгоды трансрегионализма способствуют усилению глобальной роли развивающихся стран. Государства Юга, вступая в трансрегиональные форматы сотрудничества, стремятся решить проблемы социального неравенства и расслоения, недопредставленности развивающихся стран в международных институтах, недостаточности геоэкономического влияния и слабости позиций во взаимодействии со странами глобального Севера, сохранения цивилизационного многообразия.
Доцент кафедры международных отношений Александр Евгеньевич Кутейников* отметил усложнение организационной и функциональной составляющей громоздкого комплекса многосторонних международных учреждений. Классические международные организации составляют только один подкласс в составе этой совокупности. В условиях разрушения прежнего мирового порядка и попыток со стороны ряда международных акторов пересмотреть нормативно-правовые основания и политические принципы международных отношений некоторые государства предпочитают участвовать в союзах, не накладывающих юридических обязательств, вместо работы в институционализированных объединениях. Докладчик поднял вопрос о необходимости разработки стратегии Российской Федерации в отношении международных организаций и других форм многостороннего международного сотрудничества с учетом современных реалий. Отправными пунктами для этой концепции должны быть национальные интересы России, необходимость сохранения бесценного опыта многостороннего взаимодействия, а также понимание того, что формы многостороннего сотрудничества и по своему замыслу, и фактически создаются для выполнения строго ограниченных функций в узких секторах своих мандатов.
Выступившие в прениях участники секции обратили внимание на нарастание противоречий в работе международных организаций и между их членами. Они подчеркнули необходимость скорейшего решения познавательных задач изучения многосторонних международных структур, призвали представить научные и практические результаты проекта, реализуемого в СЗИУ РАНХиГС, на обсуждение общественности в ближайшее время.
Обобщая результаты секции, следует заключить следующее.
Преодолеть сложности научных исследований, вызванные разнообразием международных организаций, их нарастающей диверсификацией и усложнением их функций, позволит применение современных научных методов, предполагающих, в частности, возможность машинной обработки больших данных, междисциплинарного подхода, а также создание коллективов, объединяющих представителей различных научных школ.
Реализованные и нереализованные попытки исключить Российскую Федерацию из некоторых международных организаций или лишить ее консультативного статуса при них являются продолжением тенденций политики ряда стран на протяжении длительного времени, а не реакцией на нынешнюю ситуацию. События последнего года высветили важность точного научного прогнозирования и своевременного доведения результатов исследований до институтов, принимающих политические решения.
Россия продолжает работу в большинстве многосторонних учреждений. Ее позиция, коррелируемая с позицией других конструктивно действующих государств, препятствует деформации системы международных отношений, способствует сохранению международной нормативно-правовой базы.
Многочисленность и разнообразие организационных форм международного сотрудничества в условиях стагнации некоторых из них позволяют сохранять и более интенсивно использовать другие варианты. Блокировка участия Российской Федерации в мировых союзах, находящихся под контролем западных стран, вызывает необходимость активизации сотрудничества по линии Евразийского экономического сообщества, БРИКС. Также не исключено и создание новых форм многостороннего международного взаимодействия. При этом позитивный и негативный опыт прошлого должен быть глубоко проанализирован и переосмыслен.
Выстроенная за долгие годы взаимозависимость государств в различных формах многостороннего сотрудничества не может быть мгновенно адаптирована под текущие реалии. Потенциальная долгосрочная изоляция крупной державы лишает смысла многие программы и проекты. Элементарная логика и здравый смысл позволяют прогнозировать кратковременность текущего этапа международных отношений. Объективные закономерности международного сотрудничества требуют сохранения и развития многостороннего взаимодействия. Вместе с тем дальнейший вектор развития многостороннего сотрудничества определится в результате крайне напряженной политической и идеологической борьбы.
Информация об авторах:
А. А. Кристман, студент факультета международных отношений и политических исследований Северо-Западного института управления РАНХиГС
А. Е. Кутейников, доцент кафедры международных отношений Северо-Западного института управления РАНХиГС
Information about the authors:
A. A. Kristman, student of the Faculty of International Relations and Political Studies, North-Western Institute of Management, RANEPA
A. E. Kuteinikov, Associate Professor, Department of International Relations, North-Western Institute of Management, RANEPA
[1] Публикация подготовлена в ходе выполнения инициативной НИР, реализуемой в СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ, номер в системе ЕГИСУ НИОКТР 122112900010-9. Фамилии участников научного коллектива проекта отмечены звездочкой [*].