Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Внедрение информационных технологий в управление человеческим капиталом: предпринимательский и государственный аспекты

За последние десятилетия произошел переход к цифровой экономической модели. Человеческий капитал является основным фактором повышения конкурентоспособности промышленных предприятий в цифровой экономике. В связи с этим к предприятиям предъявляются новые требования, и, соответственно, меняются требования к сотрудникам.   В статье рассмотрены принципы внедрения цифровизации экономики в двух аспектах экономической составляющей – государственная власть и предпринимательский сектор. В работе рассмотрен подход реализации научно-технического прогресса для роста экономики за счет увеличения взаимодействия органов государственной власти между «вертикальными» и «горизонтальными» связами, а также анализ того, применяются ли механизмы реализации цифровой экономики среди предпринимателей на территории Пермского края.

Ключевые слова: человеческий капитал, предпринимательство, цифровая экономика, четвертая промышленная революция, цифровизация, ИКТ

УДК 332.025



Introduction Of Information Technologies In Human Capital Management: Enterpreneurial and State Aspects

Abstract: Abstract: In recent decades, there has been a transition to a digital economic model. Human capital is the main factor in increasing the competitiveness of industrial enterprises in the digital economy. In this regard, new requirements are being imposed on enterprises, and, accordingly, the requirements for employees are changing. The article discusses the principles of the introduction of digitalization of the economy in two aspects of the economic component – the state power and the business sector. The paper considers an approach to the implementation of scientific and technological progress for economic growth by increasing the interaction of public authorities between «vertical» and «horizontal» links, as well as an analysis of whether the mechanisms for the implementation of the digital economy are used among entrepreneurs in the Perm Region.

Keywords: human capital, entrepreneurship, digital economy, fourth industrial revolution, digitalization, ICT

В современных условиях развития экономики все больше влияние оказывает фактор развития информационно-коммуникационных технологий в человеческой среде. Термин «цифровая экономика» в научных кругах был внедрен еще в прошлом веке, в 1995 г. Однако на текущее время, не смотря на 30-летний стаж этого термина, исследование процессов цифровизации экономики еще не изучено в полной мере. 

В настоящее время в научном сообществе не сформировалось однозначной точки зрения на характер влияния процессов цифровизации на рынок труда. Проблема в первую очередь касается вопросов изучения использования человеческих ресурсов в условиях новой цифровой экономики, хотя вчерашнюю экономику не всегда удается назвать «новой».  Невозможность на текущий момент изучить в полной мере понятие «цифровизации экономики» в трудовой экономике сводится к двум причинам:

  1. Масштабы, которые охватывают цифровую экономику – слишком велики. Проблемы, субъекты и объекты исследования, которые входят в группу изучения располагается во всех сферах экономической жизни человека;
  2. Темпы развития научно-технического прогресса и информационных технологий приобрели слишком большую скорость. Ежедневно процессы модернизируются, технологии меняются, а способы использования актуализируются в условиях общих трендов. К тому же четвертая промышленная революция сама по себе имеет колоссальные различия от предыдущих промышленных революций (например, мануфактурной).

Однако можно однозначно утверждать, что работникам потребуются новые профессиональные навыки и качества для успешной работы в цифровой экономике, иначе Россия может столкнуться с дефицитом квалифицированных кадров.

В настоящие время, в решении вопросов повышения конкурентоспособности предприятий аграрной сферы, в рыночной, а также цифровой среде ключевое место занимает вопрос рационального и минимизированного на затраты использования человеческих ресурсов на предприятии в условиях развития цифровых решений в экономике.

В секторе ИКТ по данным за 2017 г., занято 1,2 млн. человек (1,7% занятого населения России), объем валовой добавленной стоимости (ВДС) составляет 2211 млрд. руб. (2,7% ВВП). По доле в ВВП сектор сопоставим с энергообеспечением (2,9% ВВП), на треть ниже сельского хозяйства (4,4%), финансового сектора (4,2%), в два раза – строительства (6,4%), в четыре – добывающей промышленности (10,4%) [1].

Что касается государственного сектора в Пермском крае, то на данный момент регион включен в программу «Цифровая экономика Российской Федерации» [4] в качестве «пилотного» региона по стратегиям цифровой трансформации, разрабатываемым в 2021 г. в соответствии с поручением президента В.В. Путина [5]. Полученный опыт, разработанные подходы по совершенствованию реализации стратегии цифровой трансформации и инструментарий на основании развития стратегии будут рекомендованы другим региональным образованиям на территории страны.

Стратегия цифровой трансформации рассчитана на рост и стратегическое обновление муниципальной системы управления, а также краевой системы руководства путем преобразования традиционных «аналоговых» процессов, основанных на документах и их обработке людьми, в «цифровые», основанные на моделях, создаваемых за счет разумной цифровизации: использования цифровых инструментов, платформ, технологий, услуг.

Цифровая трансформация муниципалитета — процесс внедрения в органах местного самоуправления, а также в подведомственных учреждениях цифровых технологий, сопровождаемый оптимизацией системы управления основными технологическими процессами. Цифровая трансформация призвана увеличить эффективность деятельности органов местного самоуправления.

Для этого в каждый субъект Пермского края будет внедрен краевой региональный муниципальный руководитель цифровой трансформации (РЦТ). Это руководитель, отвечающий за проведение цифровой трансформации, определяющий стратегию цифровизации. Со стороны краевого Правительства будет обеспечен необходимый контроль за исполнением благодаря рейтинговой системе оценки регионов. Схема реализации программы представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. – Итоговая схема реализации программы по внедрению муниципальных руководителей цифровой трансформации.

При реализации стратегии цифровой трансформации в нашем регионе, как и на всей территории Пермского края, предприниматели не обязаны внедрять информационно-коммуникационные технологии, не существует механизма принудительного порядка и какого-либо контроля за применением и анализом использования цифровой экономики за счет отсутствия надзора со стороны государственного сектора.

В рамках исследования был проведен опрос 64 представителя среди предприятий аграрного сектора. Исходные данные для участия в опросе следующие:

  1. Среднесписочная численность предприятия за 2022 год – от 10 до 20 человек.
  2. Предприятие действующее, создано минимум 3 года назад.
  3. Предприятие специализируется на растениеводстве.

По данным опроса, респонденты отвечали на вопрос «Реализуются ли на вашем предприятии профессиональные информационно-коммуникационные технологии для производства продукции, коммуникации между сотрудниками?» Результаты опроса представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. – Результаты ответа на вопрос «Реализуются ли на вашем предприятии профессиональные информационно-коммуникационные технологии для производства продукции, коммуникации между сотрудниками?».

По результатам ответов, представленных на рисунке 2, около половины предприятий не используют информационно-коммуникационные технологии. При этом всем респондентам, в случае если они отвечали на вопрос отрицательно, задавался следующий вопрос: «По каким причинам вы не используете информационно-коммуникационные технологии в своей работе?». Результаты представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. – Результаты ответа на вопрос «По каким причинам вы не используете информационно-коммуникационные технологии в своей работе?».

Как видно из результатов респондентов, у большинства предприятий нет достаточных компетенций для реализации цифровой трансформации. Представители аграрного сектора не винят причин для внедрения технологий, не хотят тратить время и силы на получение дополнительных квалификаций. Как отметили сами респонденты, они не готовы менять привычный уклад работы аграрного сектора при условии, что «все итак работает и приносит прибыль».

Однако в ближайшем будущем благодаря нежеланию развиваться и следовать научно-техническому прогрессу, аграрный бизнес в Пермском крае может прийти к стагнации, когда все технологии предыдущий поколений будут реализованы, а механизмов для увеличения объемов производства больше не останется.

Поэтому со стороны государства необходим контроль, а также реализация программы по стратегии цифровой трансорфмации не только среди органов представительной власти, но и среди производителей аграрной продукции в частном секторе.

Реализовать это можно за счет создания единого государственного механизма по представлению субсидирования или возмещения части затрат на обучение или профессиональную переподготовку под реализуемые информационно-коммуникационные технологии. Программа позволит решить ряд задач.

  1. Контроль по цифровизации аграрного сектора. За счет взаимодействия в этом вопросе с Министерством сельского хозяйства Пермского края и Министерством информационного развития и связи Пермского края, у органов власти будут количественные данные по подключению предприятий.
  2. Импортозамещение. Благодаря заранее представленным условиям реализации субсидирования или возмещения части затрат, предприниматели будут вынуждены переходить на отечественные аналоговые решения. В условиях геополитической ситуации, это остается одной из приоритетных задач не только на территории Пермского края, но и всей страны.

Успешный механизм по импортозамещению за счет государственных программ продемонстрирован Министерством информационного развития и связи Пермского края в части подключения школ на территории региона к отечественным операционным системам.

Например, за счет взаимодействия органов государственной власти и муниципальных учреждений, с 2019 года в Пермском крае было приобретено более трёх тысяч лицензий операционной системы Рэд ОС и пакет офисных программ МойОфис. Общая стоимость лицензий составила 12,8 млн. рублей. Для такого же количества ОС на Windows понадобилось бы 102, 4 млн. рублей, таким образом экономия бюджета составила 89,6 млн. рублей.

Список источников

  1. Абдрахманова Г. И, Ковалева Г. Г. Сектор ИКТ в России – URL: https://issek.hse.ru/news/227732702.html.
  2. Быкова, П. Р. Особенности реализации кадровой политики предприятий в условиях цифровизации / П. Р. Быкова // Образование. Наука. Производство: XIII Международный молодежный форум, Белгород, 08–09 октября 2021 года. – Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2021. – С. 2317-2320.
  3. Маханьков, Ф. В. Управление сельскохозяйственным предприятием в условиях перехода экономики к инновационным технологиям / Ф. В. Маханьков, В. П. Черданцев // Техноуклад 6.0. Цифровая трансформация АПК и продовольственная безопасность : материалы Международной научно-практической конференции, Пермь, 14–16 октября 2021 года / ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова». – Пермь: ИПЦ Прокростъ, 2021. – С. 44-49.
  4. Приказ Министерства информационного развития и связи Пермского края от 30 июля 2021 г. «Об утверждении Плана мероприятий Пермского края в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов».
  5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
  6. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
  7. Черникова С.А., Сыромятникова С.В., Сидельцева Л.В. Проектное управление инвестиционно-инновационной деятельностью предприятий аграрной сферы в период цифровой трансформации // Московский экономический журнал. 2022. № 12.

Refernces

  1. Abdrakhmanova G. I, Kovaleva G. G. The ICT sector in Russia – URL: https://issek.hse.ru/news/227732702.html
  2. Bykova, P. R. Features of the implementation of the personnel policy of enterprises in the context of digitalization / P. R. Bykova // Education. The science. Production: XIII International Youth Forum, Belgorod, 08–09 October 2021. — Belgorod: Belgorod State Technological University. V.G. Shukhov, 2021. – P. 2317-2320.
  3. Makhankov, F. V. Management of an agricultural enterprise in the conditions of the transition of the economy to innovative technologies / F. V. Makhankov, V. P. Cherdantsev // Technouklad 6.0. Digital transformation of the agro-industrial complex and food security: materials of the International scientific and practical conference, Perm, October 14–16, 2021 / Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov. – Perm: CPI Prokrost, 2021. – P. 44-49.
  4. Order of the Ministry of Information Development and Communications of the Perm Territory of July 30, 2021 «On approval of the Action Plan of the Perm Territory in the field of information and communication technologies for 2022 and the planning period of 2023-2024.»
  5. Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 No. 474 “On the National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030”.
  6. Decree of the President of the Russian Federation dated May 7, 2018 No. 204 “On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024”.
  7. Chernikova S.A., Syromyatnikova S.V., Sideltseva L.V. Project management of investment and innovation activities of agricultural enterprises in the period of digital transformation // Moscow Economic Journal. 2022. No. 12.



Информация об авторах:

Черданцев Вадим Петрович, д.э.н., профессор, профессор кафедры менеджмента, ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ, г. Пермь, профессор отдела аспирантуры и докторантуры ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии», г. Москва

Подгородецких Арсений Романович, аспирант ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ,

Дейнеко Сергей Игоревич, аспирант ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии», г. Москва

Information about the authors:

Cherdantsev Vadim Petrovich, Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Management, Perm State Technical University, Perm, Professor of the Department of Postgraduate and Doctoral Studies of the All-Russian Scientific Research Institute of Fisheries and Oceanography, Moscow

Podgorodetskikh Arseniy Romanovich, Postgraduate Student of the Perm State Technical University, Perm,

Deineko Sergey Igorevich, Postgraduate Student of the All-Russian Scientific Research Institute of Fisheries and Oceanography, Moscow

Добавить комментарий

Войти с помощью: