Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Воззвание о Философии

Annotation

The International Legal Courier publishes a selection of documents related to the manifold activities of the Italian Institute for Philosophical Studies and its President Gerardo Marotta. In his commemorative speech dedicated to the memory of the long­standing Director of the Institute Professor Giovanni Pugliese Carratelli, deceased in 2011, Marotta recalls many episodes from the recent history of the Institute and argues for the existence, alongside the practically oriented universities, of independent centres for research and instruction modelled on the academies which flourished in Europe in the age of the Renaissance and afterwards. A modern incarnation of such an academy is the Italian Institute for Philosophical Studies which unites the world leading scholars and scientists from their many respective fields for the purpose of disinterested pursuit of knowledge. A good insight in the ideals and aims of the Institute is provided by the appeals for philosophy and for humanistic research adopted by the governing body of the Institute in early 90s: the very list of names of scholarly, scientific and political dignitaries who signed the appeals is indicative of the degree of support of the Institute’s activities on the part the leading intellectuals all over the world. Another appeal, adopted in Moscow during the International philosophy day of 2009, recounts

some of the more recent projects promoted by the Institute and demands for support in the time of particular financial hardship. Finally, a personal appeal from Hans-Georg Gadamer, one of the greatest thinkers of the 20′h century and a devoted member of the Institute’s Council, is a further reflection on the exceptional role played by this modern academy in the days of jeopardized culture and compromised scholarship.

 Аннотация

Журнал «Международный правовой курьер» публикует подборку документов, связанную с деятельностью Итальянского института философских исследований и его Президента Джерардо Маротта. В его памятной речи, посвященной памяти директора института профессора Джованни Пуглиезе Carratelli, умершего в 2011 году, Маротта вспоминает эпизоды истории института и говорит о существовании независимых центров научных исследований с обучением по образцу академий, которые процветали в Европе в эпоху Возрождения и позже. Современное воплощение такой Академии — Итальянский институт философских исследований, который объединяет ведущих мировых ученых и ученых из своих многочисленных соответствующих областях с целью открытого и бескорыстного служения знаниям.

Об авторе

Андрей Александрович РОССИУС — Доктор филологических наук, профессор кафедры классической филологии Института философии Российской Академии наук, Главный научный сотрудник Института философии РАН, Член Научного совета Итальянского института философских исследований

About the author

Andrey Rossius — Doctor of Philology, Professor of the Department of Classical Philology of the Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences, Senior Researcher, Institute of Philosophy, Member of the Scientific Board of the Italian Institute for Philosophical Research.

Ключевые слова к статье: Джерардо Маротта, Андрей Россиус, Ганс Георг Гадамер, Итальянский институт философских исследований, образование, философия, знания, обучение, академия, воззвание.

От переводчика

Во втором выпуске журнала «Международный правовой курьер»[1] вниманию читателей был предложен русский перевод речи президента Итальянского института философских исследований в Неаполе адвоката Джерардо Маротты, в которой он отдает дань памяти своему другу и соратнику, выдающемуся итальянскому историку античности и Древнего Востока Джованни Пульезе Каррателли (Giovanni Pugliese Carratelli, 1911-2010). С момента создания Итальянского института философских исследований в 1975 г. и до самой своей смерти Пульезе Каррателли был его научным директором, до последних дней неустанно трудясь на этом посту безо всяких скидок на почти столетний возраст (смерть застала его в разгаре работы над новой книгой): таким образом, личная судьба этого замечательного эрудита и знатока древних языков на десятилетия сплелась с судьбой возглавляемого им уникального заведения; вот почему, знакомя нас с моментами личной биографии ученого, памфлет Маротты позволяет одновременно увидеть ключевые этапы в истории Института и осмыслить глубочайшие общественные, культурные и интеллектуальные проблемы, к решению которых устремлена вся деятельность Института и связанных с ним людей.

Идея независимого центра свободных гуманитарных исследований высшего уровня принадлежит в XX столетии одному из великих мыслителей Италии — философу Бенедетто Кроче (1866-1952), который почерпнул ее из исторического опыта культуры своей страны в эпоху Возрождения, когда наряду с процветавшими еще со времен средневековья университетами стали появляться вольные академии, объединявшие ученых, поэтов и философов, увлеченных бескорыстным стремлением к знанию вне каких-либо непременных обязательств практического его приложения: одной из множества таких академий, знаменитейшей из всех, была Академия Линкеев, по имени мифического героя греческого эпоса, наделенного рысьей остротой зрения; ей суждено было стать национальной академией наук Италии, известной и по-русски под своим итальянским именем Академии деи Линчеи. Кроче был в первую очередь историческим мыслителем и философом истории, поэтому вольной академией, основания которой он добился в 1946 году, стал Итальянский институт исторических исследований (Istituto Italiano per gli Studi Storici). Тридцать лет спустя группе итальянских философов и интеллектуалов, духовным предводителем которых был адвокат и философ права Джерардо Маротта, стало очевидно, что в современном мире миссия бескорыстного служения гуманитарному знанию не может быть возложена на одни только исторические науки; для выполнения этой труднейшей задачи необходимо опираться на дисциплину, склонную подвергать сомнению и критическому анализу самые основы человеческих представлений об истине, культуре, нравственности и политике, о знании и, наконец, о самой истории, — необходимо обеспечить условия для свободного развития всех видов философских исследований. Так в 1975 г., при непосредственном участии дочери Бенедетто Кроче Елены, возник Итальянский институт философских исследований (Istituto Italiano per gli Studi Filosofici).

Знаменательно, что штаб-квартиру себе Институт обрел в дворце герцогов Серра ди Кассано, здании, теснейшим образом связанном с историей Неаполитанской республики 1799 г. и по праву считающимся одним из символов борьбы за политическую свободу. Дженнаро Серра, младший сын семейства, был одним из главных деятелей Республики, и после поражения революции одним из первых был публично обезглавлен по приказу короля Фердинанда IV. Старый герцог, Луиджи Серра, повелел закрыть парадные ворота дворца до тех пор, пока на землю Неаполя не вернется свобода. Сегодня адвокат Маротта по-прежнему держит ворота дворца, а ныне Института, закрытыми: он убежден, что в нынешние времена, когда и государство, и отдельные люди все меньше готовы поддерживать бескорыстное служение знанию и истине, интеллектуальная свобода, свобода философии и культуры дальше от нас, чем когда-либо.[2]

Несмотря на огромные трудности, с которыми суждено было столкнуться столь неординарному научно-культурному проекту и о которых так выразительно пишет Маротта, история Итальянского института философских исследований дает пример небывалого успеха, достигнутого за счет весьма скромных ресурсов. Невозможно перечислить все множество самых разнообразных образовательных программ и лекционных курсов, организованных Институтом, и поддержанных им исследовательских проектов; достаточно будет упомянуть, что на сегодняшний день каталог публикаций, выпущенных Институтом, насчитывает более 3500 томов, среди которых велика доля научных трудов первостепенного значения.[3] Старания Института, находящие столь мало понимания и поддержки со стороны государства, были по достоинству оценены лучшими интеллектуальными силами планеты. Об этом признании лучше всего свидетельствуют имена авторитетнейших ученых и мыслителей, всегда считавших за честь не только выступать в стенах Института, но и участвовать в выполнении проводимых им обширных исследовательских программ. Чтобы убедиться в этом, достаточно бросить взгляд на имена людей, подписавших на заседаниях Ученого совета Института два небольших воззвания, отражающие два из направлений его стратегии: «Воззвание о философии» и «Воззвание о гуманистических исследованиях».

Еще одно публикуемое здесь воззвание — в защиту уже самого Итальянского института философских исследований, поставленного безответственной бюджетной политикой на грань выживания, — было принято ведущими представителями мировой философской общественности в Москве, во время проводившегося в ноябре 2009 года под эгидой ЮНЕСКО Всемирного дня

философии. Этот текст, обращенный не столько к широкой публике, сколько к лицам, от решения которых зависит финансирование науки и культуры, уже в силу перечисления в нем многих конкретных научных инициатив, поддержанных Институтом в последние годы, невольно становится ценным документом для понимания характера и масштабов его деятельности.

Ко всем вышеназванным воззваниям примыкает особенный текст, написанный индивидуальным автором от своего имени. Этот автор — Ганс-Георг Гадамер (1900-2002), немецкий мыслитель, один из самых значительных философов XX века, активный участник деятельности Итальянского института философских исследований и большой личный друг Маротты. Всю жизнь одной центральных тем исследований Гадамера была философия истории и осмысление природы исторического знания; эти искания, отразившиеся прежде всего в его знаменитой книге «Истина и метод»,[4] особенно сблизили немецкого ученого с неаполитанским Институтом и его создателями. Как и они, Гадамер видит нарастающую угрозу свободному знанию и научному поиску в усиливающейся бюрократизации всех сфер современной жизни, в том числе университетов и университетского преподавания, нацеленного на решение прагматических задач и подготовку узких специалистов, предназначенных для решения конкретных задач в рамках утилитарно трактуемой «общественной пользы». В поисках выхода из этого тревожного положения Гадамер приходит к тем же идеям, что и Пульезе Каррателли, а ранее — Бенедетто Кроче: решением проблемы могла бы стать попытка следовать образцу свободных академий эпохи Возрождения и позднейших веков. Пример такой академии Гадамер справедливо усматривает в трудах Итальянского института философских исследований, в которые сам он внес немалый вклад.

The International Legal Courier publishes a selection of documents related to the manifold activities of the Italian Institute for Philosophical Studies and its President Gerardo Marotta. In his commemorative speech dedicated to the memory of the long­standing Director of the Institute Professor Giovanni Pugliese Carratelli, deceased in 2011, Marotta recalls many episodes from the recent history of the Institute and argues for the existence, alongside the practically oriented universities, of independent centres for research and instruction modelled on the academies which flourished in Europe in the age of the Renaissance and afterwards. A modern incarnation of such an academy is the Italian Institute for Philosophical Studies which unites the world leading scholars and scientists from their many respective fields for the purpose of disinterested pursuit of knowledge. A good insight in the ideals and aims of the Institute is provided by the appeals for philosophy and for humanistic research adopted by the governing body of the Institute in early 90s: the very list of names of scholarly, scientific and political dignitaries who signed the appeals is indicative of the degree of support of the Institute’s activities on the part the leading intellectuals all over the world. Another appeal, adopted in Moscow during the International philosophy day of 2009, recounts some of the more recent projects promoted by the Institute and demands for support in the time of particular financial hardship. Finally, a personal appeal from Hans-Georg Gadamer, one of the greatest thinkers of the 20′h century and a devoted member of the Institute’s Council, is a further reflection on the exceptional role played by this modern academy in the days of jeopardized culture and compromised scholarship.

[1] См. Дж. Маротта. Итальянский институт философских исследований и Джованни Пульезе Каррателли, Международный правовой курьер.

[2] Единственное исключение было сделано в 1999 г. по случаю празднования двухсотлетия событий Неаполитанской революции, когда ворота были открыты для процессии с мэром Неаполя и другими представителями гражданских и военных властей во главе.

[3] Книги, составляющие более половины этого списка, были переданы Институтом в дар Российской Государственной Библиотеке во время международной конференции «Джордано Бруно в контексте российской и мировой культуры» в сентябре 2010 г.

[4] Гадамер, Г.-Г. Истина и метод / Пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. — М.: Прогресс, 1988.

ВОЗЗВАНИЕ О ФИЛОСОФИИ

Несмотря на всеобщее признание неотвратимости вопроса о рациональном восприятии разных форм культурного опыта человечества, взаимодействие между различными культурами и прежде, и ныне отмечено измельчанием исконных нравов и способов их выражения, иными словами, утратой исторической памяти: вместо того, чтобы заимствовать друг у друга свойственные каждой из них добродетели, цивилизации обмениваются между собой пороками, самыми неприглядными своими сторонами.

Из плавильного тигля культуры, каким был античный мир, вышло животворное и непреходящее средство: философское размышление, то особое знание, которым отмечен наш исторический путь и которому мы обязаны важнейшими отличительными чертами нашего образа жизни. Тем не менее, отношение современного общества к философии очевидным образом не соответствует проблемам нашего времени. Во многих странах преподавание философии и истории научной мысли либо вообще не находит себе места в школе, либо постоянно и неотвратимо сокращается: миллионам юных учащихся неведомо само значение слова «философия». Мы взращиваем таланты технико-практического направления и позволяем увянуть гению философского творчества. Следствием оказывается то, что людей, понимающих — или действительно способных понять — взаимосвязь между факторами, из которых составляется историческая реальность, становится все меньше и меньше. И это при том, что именно сегодня мир более, чем когда-либо прежде, испытывает потребность в творческих силах. Для поощрения творческих способностей нам необходимо образование, развивающее самостоятельное суждение, а значит, и люди, воспитанные как философы.

Итак, мы обращаем наше воззвание ко всем парламентам и правительствам мира: пусть во всех школах будет продолжено и усилено, либо введено в полном объеме изучение философии в ее историческом развитии и в ее связи с науками — от греческих мыслителей и учений, рожденных великими восточными цивилизациями, и вплоть до наших дней: в этом будет незаменимая предпосылка для истинного диалога между народами и культурами, для основания и возведения новых категорий, способных превозмочь существующие разногласия и направить путь человечества к благу.

В этот исключительный и тревожный исторический момент, когда понятие «человечество» начинает приобретать значение, обнимающее всех представителей людского рода, именно здесь кроется необходимость нового направления движения общества.

Именно эта цель делает необходимой философию.

Лица, первыми поддержавшие Воззвание и поставившие под ним свои подписи:

Жорж Валле; Ганс-Георг Гадамер; Анри Гуйе; Пауль-Оскар Кристеллер; Эмилио Льедо Иньиго; Джерардо Маротта; Эдгар Морен; Адриан Пеперзак; Илья Пригожин; Джованни Пульезе Каррателли; Роль Рикер; Витторио Хезле.

Франсуа Миттеран, Президент Французской Республики

Эгон Альфред Клепш, Председатель Европейского парламента

Сэмюэль Инсаналли, Председатель Генеральной Ассамблеи ООН

Антонио Ля Пергола, Председатель комиссии по культуре Европейского парламента

Эдуардо Акоста Мендес; Симонетта Адамо; Франческо Адорно; Марио Агрими; Марина Айала; Раффаэле Айелло; Джанкарло Ализио; Антонина Альберти; Джулия Аннас; Кур Антуан; Жан Робер Армогат; Грациано Арригетти; Бронислав Бачко; Джонатан Барнс; Антонио Бароне; Карлос Бейосо; Рожер Белле; Эдигиус Берус; Оливье Блок; Ремо Бодеи; Жан Боллак; Фердинандо Болонья; Франсиско Браво; Райнхард Брандт; Кристина Бучи-Глюксман; Мишель Валенци; Паоло Валерио;

Адриано Валерио Росси; Альфредо Валлота; Коо Ван Дер Валь; Рок Каррион Вам; Мартин Ван Нироп; Эдуардо Васкес; Алессандро Ваттани; Джанни Ваттимо; Пьетро Веккьоне; Корнелис Верховен; Ракель Виначчиа; Винченцо Витиелло; Жан-Ноэль Вюарне; Витторио Габриэль; Моника Гале; Тристано Гарджиуло; Романо Гаспаротти; Джованни Грассо; Туллио Грегори; Гвидо Гримальди; Ренато Гриспо; Джакомо Гуэррера; Жаннин Гюишарде; Жан Гюиттон; Гвидо Д’Агостино; Хент Де Врис; Морис де Гандильяк; Биаджо де Джованни; Джироламо де Лигвори; Ромео Де Майо; Франческо Де Мартино; Луиджи Де Маттео; Яс Де Мул; Руджеро Де Ритис; Нэнси Анджело де Родригес; Габриэле Де Роза; Луиджи Де Роза; Карла Сабин Де Роза; Патрик Дернхир; Жак Деррида; Массимо Десиато; Габриэле Джаннантони; Ричард Дженко; Марчелло Джиганте; Серджо Дживоне; Винченцо Джура; Реджинальдо Ди Пьеро; Маргерита Дини Чаччи; Массимо Дона; Тициано Доранди; Джон Дэвис; Отто Дюинтье; Жан-Луи Жан; Кшиштоф Забоклицкий; Лучано Загари; Герхард Зеель; Итало Зома; Джованни Инделли; Корима Йорис; Анджело Казанова; Паоло Казини; Эдуардо Кайаньелло; Джузеппе Кантилло; Массимо Капаччоли; Винченцо Капеллетти; Илиана Кардозо; Гаэтано Касторина; Франческо Кастро; Луис Кастро Леива; Массимо Каччари; Янош Келемен; Дискин Клей; Пол Коббен; Раффаэле Колапьетра; Умберто Коломбо; Рафаэль Тома Кольдер; Энтони Комминос; Джованни Консо; Дэвид Констан; Нестор Луис Кордеро; Франческо Коссига; Джироламо Котронео; Филипп Кювийе; Гаспаре Лавегас; Лучано Ландольфи; Симон Лаурсен; Мишель Лернер; Паскаль Лизмонд; Альфонсо Мария Ликвори; Гарри Линтсен; Агостино Ломбардо; Франческа Лонго Ауриккьо; Анна Мазони Раньеро; Альдо Мазулло; Эрнесто Маис Вальенилья; Никола Манчино; Франсуа Маротен; Ливия Марроне; Андрес Мартинес Лорка; Джованни Мастроянни; Витторио Матье; Нулло Минисси; Мишель Молля; Армандо Монтанари; Франко Монтеманьо; Фабио Моралес; Антонио Мурмура; Сальваторе Натоли; Нуччо Ордине; Маурицио Пагано; Ренато Параскандоло; Антонио Парлато; Антонио Паскуали; Мария Габриэла Паскуалини; Вальтер Педулья; Бруно Пеншар; Ален Перренжаке; Анни Пети; Массимо Пиаттелли Палмарини; Бруно Пеншар; Маргерита Пинера; Стефано Поджи; Андреа Пома; Ливия Помодоро; Ален Понс; Джеймс Портер; Энцо Пулья; Розальба Рагоста; Жак Ревель; Франсуа Реми; Клод Ришар; Джузеппе Риконда; Леа Риттер Сантини; Пьер Альдо Роватти; Фернандо Родригес; Карла Рокки; Сергей Ромашко; Марио Руджерини; Кармело Русселло; Франческо Сабатини; Джорджо Сальвини; Клелия Сарнелли Черкуа; Армандо Савиньяно; Паоло Савона; Джузеппе Скалера; Алессандро Скьезаро; Эмануэле Северино; Ален Сегон; Дэвид Седли; Артуро Серрано; Ливио Сикиролло; Карло Сини; Ян Сперна Вейланд; Эмидио Спинелли; Сербан Стати; Аттилио Стацио; Георге Сударшан Адриано Тасси; Николас Тертулиан; Марио Тилли; Франческо Томатис; Мариза Торторелли Гидини Берна Тоскани; Имре Тот; Альдо Трионе; Сильвио А. Уливи; Паоло Унгари; Педро Пабло Урриола Адриано Фабрис; Арнольдо Фарина; Дон П. Фаулер; Матильде Феррайо; Маурицио Феррарис Мануэль Фонтен; Марио Форте; Винсен Фуччилло; Марк Фюмароли; Юрген Хаммерштедт Карлхайнц Хюзлер; Умберто Черрони; Карло Чилиберто; Гаэтано Чингари; Эрнст-Гюнтер Шмидт Вальтер Шперри; Луис Мигель Энсисо Ресио; Антуанет Эрар; Жан Эрар; Ив Эрсан.

30 ноября 1992 года.

Добавить комментарий

Войти с помощью: