МОШЛЯК Габриэль Алексеевна – Доцент кафедры сравнительной образовательной политики, Начальник Департамента Северной Америки и Латинской Америки РУДН
MOSHLYAK Gabriel A. — MOSHLYAK Gabriel A. — Associate Professor of comparative education policy, Head of North America and Latin America Department in Peoples’ Friendship University (RUDN)
Currently, the Peoples’ Friendship University students from 24 countries in Latin America and the Caribbean. They are actively involved in student life at the University . Students from 20 countries in Latin America and the Caribbean combined for Czechs in the organization.
Every year at the Russian University of Peoples’ Friendship Festival takes students from Latin America and the Caribbean. On the example of students from Latin American countries has developed a vivid picture of the Latin American mosaic display the desire of the peoples of these countries get highly professional competence and knowledge in the Russian Federation .
MOSHLYAK Gabriel A. — Associate Professor of comparative education policy, Head of North America and Latin America Department in Peoples’ Friendship University (RUDN)
РУДН – Рерих – Фестиваль
Пестротой и разнообразием поражают страны латиноамериканского региона в Российском университете дружбы народов (РУДН). В настоящее время студенты из 24 стран Латинской Америки и Карибского бассейна учатся и принимают активное участие в студенческой жизни Университета. Студенты из 20 стран Латинской Америки и Карибского бассейна объединены в земляческие организации. Наиболее активные из них – землячества Гаити, Колумбии, Кубы, Перу, Эквадора. Совершенствует и развивает свою деятельность Федерация студентов РУДН из стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Созданная в 1995 году, она организует и проводит в Университете фестивали латиноамериканских студентов, чемпионаты Латинской Америки по футболу, турниры по мини-футболу и баскетболу, дни и недели культуры студентов из Гаити, Колумбии, Перу, Эквадора, Венесуэлы, Кубы, Панамы, национальные выставки, вечера, посвященные знаменательным датам, вечера-встречи с новыми студентами, олимпиады, конференции, вечера культуры и другие мероприятия.
Ежегодно в Российском университете дружбы народов проходит Фестиваль студентов из стран Латинской Америки и Карибского бассейна. В этом году он состоялся уже в 14-й раз. Целью этого фестиваля явилось более широкое ознакомление коллектива Университета с историей, культурой и национальными традициями стран Латинской Америки и Карибского бассейна. В течение недели студенты из стран латиноамериканского региона проводили много интересных мероприятий: организовывали фотовыставки, конференции, спортивные и интерактивные игры, устраивали национальные выставки землячеств. Традиционно заключительным мероприятием недели явилось проведение вечера-концерта, где наиболее талантливые студенты продемонстрировали песни и танцы стран Латинской Америки и Карибского бассейна.
По инициативе Федерации стран Латинской Америки и Карибского бассейна особенностью этого фестиваля стало подписание студентами всех стран мира Пакта Рериха – добровольного международного согласия о защите культурного наследия. Президент Федерации Мария Луиса Кирога заявила: «Мы предложили подписать этот пакт не только странам, которые раньше поддерживали данный пакт, но также хотели подключить к подписанию страны Европы, Азии и Африки, потому что для нас культура – это путь к миру во всем мире. Благодаря культуре между нами существует единство, и все двери, которые раньше были закрыты, открываются. Для нас большая честь предложить всем подписать этот пакт и дать знать людям о Рерихе, не только как о прекрасном человеке и художнике, но и потому, что он сделал очень важное дело для человечества».
РУДН в Бразилии
В марте 2014 года делегация РУДН приняла активное участие в конференции-совещании Ректоров бразильских университетов «Рио-де-Жанейро — Россия: инновационное сотрудничество, наука и технологии», где обсуждались вопросы межвузовского сотрудничества между Россией и Бразилией.
В ходе работы конференции состоялись презентации российских ВУЗов, участвующих в мероприятии, и обмен мнениями по научно-технической тематике. Представителями бразильских ВУЗов были высказаны конкретные предложения по различным аспектам сотрудничества путем введения ряда исследовательских и образовательных программ, в частности, в сфере медицины, инженерии, биоинженерии, химии, физики, научно-технических разработок, космических технологий, компьютерных разработок, подводной акустики и пр. Выступление проректора РУДН по международной деятельности О.В. Андреевой сопровождалось демонстрацией соответствующих таблиц и диаграмм, привлекших внимание аудитории, и раздачей участникам мероприятия информационных материалов о РУДН.
Во время конференции-совещания состоялась отдельная встреча с ректором Федерального университета «Флуминенсе» Роберто Сальесом, в ходе которой обе стороны отметили позитивные сдвиги в налаживании и развитии связей между университетами: поездка в сентябре 2013 года бразильского Ректора в РУДН и нынешний приезд делегации РУДН в бразильский Университет. За это непродолжительное время был согласован и подписан межвузовский Договор об академическом сотрудничестве.
«Успела завязаться плодотворная дискуссия по различным аспектам сотрудничества, и мы получили от бразильских партнеров конкретные предложения», – поделилась впечатлениями проректор РУДН в интервью заведующему корреспондентским пунктом ИТАР-ТАСС в Бразилии И. Варламову.
В завершающий день работы конференции-совещания была организована ознакомительная поездка по кампусу Инженерного факультета Федерального Университета «Флуминенсе». Директором университетского Агентства по инновациям Фабианой Родригез Летой была проведена экскурсия по университетским лабораториям физики, химии, машиностроения, электротехники и пр., где были продемонстрированы техническая оснащенность и материальная база научно-исследовательских лабораторий. Из-за отсутствия у ВМФ собственной исследовательской базы часть продемонстрированных университетских помещений была оборудована под специализированные научно-исследовательские лаборатории Военно-морского флота Бразилии.
Представителям российской делегации была проведена экскурсия по только что сданному в эксплуатацию Центру ядерных исследований в биомассах и управления водными ресурсами.
Для справки: Федеральный университет «Флуминенсе» был основан в 1960 г. В настоящее время насчитывает около 50 тыс. студентов. В состав университета входят 16 институтов, 11 факультетов, 6 школ, 1 подготовительный колледж и 4 университетских кампуса. Включает в себя 94 образовательных департамента, 66 учебных курсов и 3 дистанционные программы. Университет предлагает 30 программ аспирантуры, 43 программы магистратуре, 5 специализированных магистерских программ и 131 специализированный курс в постдипломном обучении.
В рамках проводимого мероприятия состоялась беседа делегации РУДН с главным координатором по международным стипендиям Директората международных дел проекта «Наука без границ» бразильского Федерального агентства по поддержке и развитию высшего образования Луисом Филиппе де Миранда Грошоки. Бразилец отметил, что координируемая им Программа «Наука без границ» (первый этап) рассчитана на 2011-2015гг., и в настоящее время подходит к концу. Осенью 2014 года в Бразилии будут проходить президентские выборы, и, в случае переизбрания на второй срок нынешнего президента Федеративной Республики Бразилия Дилмы Русев, будет реализовываться второй этап данной программы.
Собеседник уточнил, что Агентство по поддержке и развитию высшего образования работает только с представителями правительств стран, участвующих в данной программе. К сожалению, по его словам, до сих пор не подписано межведомственное соглашение между министерствами образования России и Бразилии, хотя существует проект документа о сотрудничестве, в котором обозначены российские ВУЗы, имеющие право участвовать в программе «Наука без границ».
Презентуя бразильские возможности приема российских граждан на учебу в Бразилию, Луис Филиппе де Миранда Грошоки обозначил заинтересованность в организации обучения (магистратура и аспирантура) в режиме «sandwich». На данной встрече также была обозначена программа поддержки молодых дарований, работающих по специальным исследовательским направлениям.
В качестве одной из основных проблем реализации указанных проектов бразильским собеседником была отмечена проблема языкового барьера, препятствующего качественному освоению образовательных программ. Бразильская сторона могла бы, по его словам, организовать 3-х недельные курсы португальского языка перед началом реализации научно-исследовательских программ на постдипломных формах обучения.
В связи с тем, что португальский язык является четвертым по распространенности в мире, на нем говорят: Бразилия (202 млн. чел.), Португалия (11 млн. чел.), Ангола (20 млн. чел.), Мозамбик (24 млн. чел.), Гвинея-Бисау (1,5 млн. чел), Восточный Тимор (1 млн. чел.), Кабо-Верде (500 тыс.чел.), Сан-Томе и Принсипи (30 тыс. чел.) – хотелось бы поднять вопрос о возобновлении подготовки специалистов со знанием португальского языка для российских студентов, в первую очередь, на инженерном, физико-математическом, медицинском, аграрном и экологическом факультетах.
Участие представителей РУДН в Конференции-совещании Ректоров бразильских университетов «Рио-де-Жанейро-Россия: инновационное сотрудничество, наука и технологии» позволило ознакомиться с деятельностью целого ряда бразильских университетов и их системой обучения, выяснить стремления и возможные перспективы сотрудничества. Одновременно в ходе данного мероприятия были продемонстрированы и возможности РУДН – ведущего российского вуза в деле подготовки национальных кадров для зарубежных стран. Проведенная презентация РУДН показала бразильским партнерам возможные сферы и направления будущего сотрудничества с нашим Университетом.
В условиях интернационализации образования и возрастающей конкуренции на международном рынке образовательных услуг необходимо уделить внимание развитию научно-технической сферы университетов, диверсифицировать систему подготовки специалистов, усилить предоставление качественных образовательных и научно-исследовательских программ, направленных на получение конкретных результатов, что позволит привлекать на учебу в российские вузы большее число иностранных обучающихся.
Таким образом, на примере Бразилии сложилась яркая картина латиноамериканской мозаики, отобразившей желание бразильцев получить высокопрофессиональные компетенции и знания в Российской Федерации.