Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Юридические аспекты политики противодействия коронавирусной инфекции (COVID-19) в РФ

Целью обзора является осмысление современных тенденций чрезвычайного нормотворчества в РФ и введенной на этом фоне ограничительной практики в условиях пандемии COVID-19. В ответ на новые вызовы российские власти разработали своего рода «вакцину нормотворчества», применение которой сопровождалось как долгосрочной господдержкой бизнес-структур, так и «заморозкой российской экономики». Анализируется ситуация «неофициальных испытаний» вакцины против COVID-19, факты нарушения основ проведения клинических исследований, норм российского законодательства и общепризнанных международных стандартов в области клинических испытаний лекарственных препаратов.

Ключевые слова: COVID-19, права человека, биоправо, биополитика, вакцинация, этические стандарты, правовое регулирование

 

Legal aspects of the policy of countering coronavirus infection (COVID-19) in the Russian Federation

Abstract. The purpose of the review is to comprehend the current trends in emergency rule-making in the Russia and the restrictive practices introduced in the context of the COVID-19 pandemic. In response to new challenges, the Russian authorities have developed a kind of «rule-making vaccine». The introduction of new legislation, especially at the local level of Russian Federation, was accompanied by both long-term state support of business structures and the «freezing of the Russian economy.» The situation of «unofficial testing» of a vaccine against COVID-19, facts of violation of the fundamentals of clinical trials, the norms of Russian legislation and generally recognized international standards in the field of clinical testingof drugs are analyzed.

Key words: COVID-19, human rights, biolaw, biopolitics, vaccination, ethical standards, legal regulation

 

С юридической точки зрения немаловажно, что ВОЗ ООН (WHO) и Международный комитет по таксономии вирусов (ICTV) включили «коронавирусную инфекцию (COVID-19)» в «Международную классификацию болезней» (см. решение ICTV от 11 февраля 2020 г.). Тем самым ВОЗ получила право официально объявлять меры по обеспечению готовности и призывать государства к реагированию на это заболевание человека. Поэтому уже 11 марта 2020 г. Организация объявила первую в истории человечества вызванную коронавирусом «пандемию», при которой, как было заявлено, не избежать негативных последствий на глобальную экономику и торговлю[1]. Тогда же было принято совместное заявление генеральных директоров ФАО, ВОЗ и ВТО «Смягчение последствий COVID-19 для торговли и рынков продовольствия» от 30 марта 2020 г. Все государства были призваны сделать равнодоступной и открытой полную информацию «о мерах в области торговли, производства, потребления и запасов продовольствия, а также продовольственных ценах», позволить местным производителям и торговым предприятиям «принимать информированные решения», сдерживать «паническую скупку» и создание запасов товаров[2]. Многие из них приняли действительно беспрецедентные меры по борьбе с коронавирусом, провели карантинные мероприятия и ограничения прав граждан.

В России ситуация с коронавирусом обострилась также в марте 2020 г. Федеральные власти оперативно закрыли внешние границы и ввели на местном уровне «режим самоизоляции». С юридической оценки данный режим подразумевал «добровольное нахождение» граждан по месту их проживания (пребывания), запрет посещать работу, учебу, публичные места и проч. Более того, региональные власти распорядились о закрытии общественных мест (кроме продуктовых магазинов и аптек), ввели дистантное образование в вузах и школах, обязали работодателей перевести сотрудников «группы риска» на режим удаленной работы, ввели санкции для организаций (предприятий) за нарушение «режима повышенной готовности» и т.д.[3]

В связи с принятыми в России антиковидными мерами экономическая ситуация резко ухудшилась, чему способствовал глобальный обвал фондового рынка, снижение деловой активности и падение рынка труда, ценовая война между РФ и КСА на рынке углеводородов, обрушение цен на нефть, и проч. Серьезному испытанию подверглись бизнес-структуры в РФ, и под угрозой банкротства оказались множество организаций (предприятий), которым стало затруднительно продолжать работу в удаленном режиме (в частности, кафе, рестораны, библиотеки, парки). Многие из них были вынуждены приостановить свою деятельность (туроператоры, авиаперевозчики, букмекерские конторы, кинотеатры, фитнес-клубы, салоны красоты и проч.). Но, с другой стороны, резко вырос спрос на контент стриминговых платформ и дистанционные услуги, в том числе по доставке продуктов, антивирусных средств и других товаров. Особую актуальность получил вопрос поддержки населения в условиях грозящей массовой безработицы и российской экономики в целом.

Российские власти масштабно отреагировали на новые вызовы COVID-19, разработали своего рода «вакцину нормотворчества». Оперативно и потому не совсем обоснованно был принят пакет законодательных решений и иных мер по борьбе с экономическими последствиями пандемии. Указанные меры разрабатывались хотя и с учетом мнения представителей бизнеса, в частности, Торгово-промышленной палаты России. Но остаются большие вопросы к технике оформления и последствиям ряда правоположений т.н. «Антикороновирусного закона»[4]. Тогда же Президент России подписал ряд  законов, расширяющих полномочия Правительства РФ в части инициативного введения режима чрезвычайной ситуации или повышенной готовности по такому новому основанию, как «распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих», с правом устанавливать обязательные для исполнения организациями (предприятиями) правил поведения в таких условиях[5]. Также был подписан указ о продлении «нерабочих дней» в России, с предоставлением главам регионов дополнительных полномочий по определению того, насколько жестким должен быть у них на местах этот режим (например, приостановление работы компаний независимо от формы их собственности), что вызвало дополнительную обеспокоенность среди экономистов и правоведов[6].

Но в то же время были введены долгожданные кредитные каникулы предпринимателям, попавшим из-за короновируса в сложные экономические условия. Правительственная комиссия определила свыше двадцати отраслей российской экономики, наиболее пострадавших в условиях коронавируса, для оказания первоочередной адресной государственной поддержки[7]. Было введено такое новое понятие, как «национальная гарантийная система поддержки малого и среднего предпринимательства». Она означает системное предоставление поручительств и гарантий по частным обязательствам при обращении к кредитным и иным финансовым ресурсам[8]. Наконец, вплоть до конца 2020 года были продлены временные запреты на банкротство по заявлению кредиторов, на повышение арендных платежей по государственному имуществу, а также запрет на проведение налоговых, таможенных и иных проверок в отношении малого и среднего предпринимательства.

В систематизированном виде все эти меры борьбы с ковидной инфекцией в плане поддержки экономики были прописаны в правительственном «Плане первоочередных мероприятий» от 17 марта 2020 г. В их числе были предусмотрены льготно-обеспечительные меры, мониторинг финансово-экономического состояния «системообразующих организаций» экономики (это примерно 600 компаний), пересмотр сети двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения и др.[9]

Верховный суд РФ выпустил разъяснения о применении российского законодательства в условиях действия пандемии[10]. В них говорится о договорах, непреодолимой силе, исковой давности, процессуальных сроках, банкротстве, уголовной и административной ответственности. Было разрешено сдвигать сроки исполнения обязательств, если эпидемия стала для должника обстоятельством непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Но при этом Суд подчеркнул, что важно доказать именно чрезвычайность и непредотвратимость обстоятельств, связанных с эпидемией, и связь неисполнения обязательства этими обстоятельствами. Также должнику вменялось в обязанность четко показать, что он реально предпринимал разумные меры для снижения негативных последствий эпидемии. Было позволено восстанавливать процессуальные сроки, пропущенные из-за коронавируса. ВС РФ также дал важное разъяснение об автоматическом моратории на банкротство, независимо от того, связаны ли были причины банкротства с эпидемией или нет. Этот подход отличается в сторону более расширительного толкования по сравнению с тем, который был принят в Германии и ряде других стран.

Юридически оформленная «заморозка российской экономики» в ситуации COVID-19 привела к тому, что ряд предприятий бизнеса и сектора малого предпринимательства просто не выжили из-за приостановки своей работы и разорились. Также это привело к значительному ухудшению кредитного портфеля крупных банков России. Но всё же многие успели оперативно провести реструктуризацию кредитов компаний и граждан, пострадавших от коронавируса.

Другой «горячей темой в антиковидной повестке России стало развитие инновационной экономики и потенциала биотехнологий как одного из её возможных драйверов. Вокруг проблемы вакцинации российских граждан развернулась дискуссия международных и национальных экспертов, юристов, врачей и самих пациентов. Россияне просто не были готовы к новой постпандемической реальности, когда их могли вполне официально обязать пройти антиковидную вакцинацию или потребовать предъявить на рабочем месте или таможенный границе био-паспорт со всеми прививками! В научных и практических кругах среди правоведов и этологов начались дискуссии о новом витке государственной биополитики[11] и становлении отдельной подотрасли биоправа[12].

На текущем этапе Россия взяла стратегию на наибольшее выявление случаев COVID-19 проактивную вакцинацию запатентованных российских вакцин анти-COVID-19. Так, уже в самом начале 2020 г. был уточнен перечень «инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих», и он был дополнен новым пунктом 16: «коронавирусная инфекция» (2019-nCoV, код по МКБ 10 – В34.2)[13]. Следовательно, COVID-19 был юридически причислен к «инфекционным заболеваниям человека, характеризующимся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия)».

По данным ВОЗ, к середине 2020 года разработкой антиковидной вакцины были заняты более 120 компаний из разных стран, и свыше 10 препаратов против COVID-19 были к тому времени лишь на первой фазе клинических испытаний.

В России еще в апреле 2020 г. Президент В.В. Путин дал поручение Правительству ускорить клинические исследования вакцин от COVID-19. И спустя примерно месяц вице-премьер РФ Татьяна Голикова заявила, что российские ученые работают над 47 вакцинами от коронавируса. Так, в мае 2020 г. стало известно, что сотрудники НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи при Минздраве России в разработали «векторную вакцину» против COVID-19, и уже даже испытали ее на своих сотрудниках-добровольцах[14]. На фоне этой новости выступила «Ассоциация организаций по клиническим исследованиям» (далее – AOKИ)[15], эксперты которой посчитали случай испытания вакцины в Центре Гамалеи «этическим нарушением». Они заявили, что российские учёные включились в «безумную гонку, желая угодить верховной власти».

AOKИ отправила открытое обращение на имя министра здравоохранения Михаила Мурашко по поводу «неофициальных испытаний» вакцины против COVID-19, так как «речь идет о грубом нарушении самых основ проведения клинических исследований, российского законодательства и общепризнанных международных норм»[16].

Согласно Федеральному закону «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 №61-ФЗ, клиническое исследование лекарственного препарата проводится на основании разрешения, выданного Минздравом России по результатам экспертизы документов и этической экспертизы (ч. 1 ст. 39). Кроме того, в соответствии со ст. 43 данного Закона, участие пациентов в клиническом исследовании лекарственного препарата должно быть добровольным. Потенциальный участник исследования должен быть в письменной форме проинформирован о сути исследования и рисках участия в нем и подписать информированное согласие. Кроме того, информация для пациента – это довольно объёмный документ, который обязательно должен пройти предварительную этическую экспертизу и должен быть одобрен локальным этическим комитетом, а затем Советом по этике при Минздраве России.

Как стало известно экспертам AOKИ, для проведения испытания антиковидной вакцины на сотрудниках Центра Гамалеи не было получено разрешения Минздрава России на проведение клинического исследования, а также не было результатов экспертизы документов и собственно этической экспертизы. Те же сотрудники Центра Гамалеи, на которых исследовалась эффективность вакцины, не получили информированного извещения о сути проводимых на них исследованиях и рисках для их здоровья. Наконец, напомним, что согласно ст. 44 Закона «Об обращении лекарственных средств» риск причинения вреда жизни и здоровью пациента в результате проведения клинического исследования лекарственного препарата должен быть в обязательном порядке застрахован. Поэтому при подаче заявления в Минздрав РФ на получение разрешения, один из обязательных документов в досье – это копия договора страхования, заключенного в соответствии с типовыми правилами обязательного страхования и с указанием предельной численности планируемых участников клинического исследования.

Таким образом, сотрудники Центра Гамалеи (разработчики и технологи) самостоятельно ввели себе экспериментальный препарат на этапе его доклинических испытаний, чтобы в условиях пандемии продолжать разработку без риска заразиться. В то же время, как отметил доктор медицинских наук, вирусолог Анатолий Альтштейн, в среднем человек с коронавирусом остается опасным две недели, и нет гарантий от повторного заражения, в том числе после вакцинации, а «прививка лишь повышает шансы избежать инфицирования»[17].

Стоит напомнить, что в России действуют правила «Международного стандарта проведения клинических исследований» (ICH GCP) и аналогичные документы. В частности, выделена такая категория, как «уязвимые субъекты» – это лица, на чье участие в исследовании могут оказать влияние, в том числе путем санкции в случае отказа от участия со стороны вышестоящих в служебной иерархии лиц (например, студенты медицинских и фармацевтических вузов, младший персонал клиник и лабораторий, работники фармацевтических компаний и проч.).

«Уязвимые группы» упоминаются в ст. 20 Хельсинкской декларации[18], где указано что медицинское исследование с участием «уязвимых групп» оправдано только, если это имеет отношение к потребностям и приоритетам оказания медицинской помощи именно данной категории лиц и не может быть проведено с участием иных лиц. Все уязвимые лица и группы лиц должны получать особую защиту. Каждое исследование с участием людей должно быть заранее зарегистрировано в публично доступной базе данных и документы по исследованию должны пройти предварительно особенно тщательную проверку (ст. 35 Хельсинкской декларации)[19].

И хотя все разработчики препаратов в России, как свидетельствует практика, в первую очередь пробуют их на себе, тем не менее такие испытания всё же должны оформляться отдельными протоколами, утверждаться на этических комитетах и вышестоящими организациями. Та практика, которая сложилась в Институте Гамалеи, не только не соответствует международным стандартам, но и могла спровоцировать дилетантов на повторение подобных экспериментов и испытаний, что в свою очередь потенциально могло повлечь усиление тяжести заболевания, вызванного COVID-19, и привести даже к фатальному исходу.

Другой проблемой с юридической и этической позиции считаем новое постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 441, согласно которому лекарства, применяемые в связи с чрезвычайной ситуацией или для профилактики и лечения опасных болезней, регистрируются в упрощённом порядке.

Мы относимся весьма критически к такому решению с этико-правовой точки зрения. Ведь новый порядок означает, что можно подавать неполный комплект клинической документации, регистрировать препарат на основании лишь одних доклинических исследований (если положительные результаты достигнуты в опытах над несколькими видами животных). Также рабочая группа при Минздраве РФ получила право сокращать объем экспертиз, заменять лабораторные экспертизы на испытания, проводимые для ввода препарата в гражданский оборот. Введена возможность подавать документы на препарат в электронном виде. Регистрация препарата еще более упрощается, если препарат ранее уже был зарегистрирован в ЕЭС, США и др. Наконец, этим постановлением Правительства РФ допускается применение лекарств вообще в противовес инструкции – всего лишь с санкции врачебной комиссии или консилиума врачей с целью изучения их эффективности для проведения профилактических и лечебных мероприятий[20].

Другой небезопасной практикой в России следует признать массовое применение среди врачей и медицинских работников гидроксихлорохина в рамках «программы профилактики» COVID-19 в медицинских организациях, подведомственных Департаменту здравоохранения г. Москвы5.

Эксперты серьезно озабочены, так как в профиле безопасности этого препарата содержатся высокие и потенциально смертельные риски нарушения сердечного ритма принимающего его человека4. Согласно отчету о ходе этой «программы профилактики», более 4 тыс. медицинских работников на протяжении нескольких месяцев подвергались напрасному риску на основании рекомендаций Минздрава России. Выпускаемые этим Министерством методические рекомендации по COVID-19 быстро устарели и оперативно не переиздавались, в то время как медицинские организации и отдельные врачи подвергали опасности жизнь и здоровье своих пациентов, опираясь на такие устаревшие рекомендации[21].

Вначале осени 2020 г. Минздрав России опубликовал восьмую версию «Временных рекомендаций по профилактике, диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции COVID-19». При этом опасный препарат гидроксихлорохин остается до сих пор в схемах лечения для пациентов с легким и среднетяжелым течением этого заболевания.

Юридически спорен тот факт, что в этих рекомендациях введена профилактика у взрослых COVID-19 в виде применения вакцины «Гам-Ковид-Вак», разработанной Институте Гамалеи Минздрава РФ, даже в отношении тех лиц, которые вообще не болеют COVID-19 и не имеют антител к SARS-CoV-2 по результатам серологических исследований[22]. В этих рекомендациях Минздрава РФ в первую очередь рекомендуется вакцинировать три группы людей: 1) работников медорганизаций, образовательных организаций, полиции, общественного транспорта, торговли, органов соцзащиты населения, предприятий общепита, других организаций, работа которых связана с непосредственным контактом с большим количеством людей (гостиниц, парикмахерских, химчисток, банков, охранных предприятий и других); 2) обучающихся в организациях среднего и высшего профессионального образования; 3) граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Другой сферой ограничений прав граждан в условиях коронавирусной пандемии в РФ считаем до сих пор несформированный правовой режим телемедицинских технологий и порядок оформления электронных больничных листов (во время мер по изоляции или временного отстранения от работы).

Так, согласно новому Приказу Минздрава России[23], в период введения ограничительных мер во время карантина или угрозы распространения опасных заболеваний листок нетрудоспособности выдается гражданину на весь период его изоляции (отстранения от работы) либо же для ухода за недееспособным членом семьи на весь период карантина, введенного в посещаемой им организации. Определённой гарантией в этом Приказе следует признать тот порядок, что листок нетрудоспособности в электронной форме выписывает лечащий врач из Федерального регистра медработников и только в той медицинской организации, которая внесена в Федеральный реестр медорганизаций единой государственной информационной системы здравоохранения.

Можно признать некоторой гарантией безопасности применяемых к гражданам препаратов в условиях пандемии письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения[24]. Оно посвящено случаям побочных действий или неэффективности вакцин от СOVID-19. Росздравнадзор напоминает всем субъектам обращения лекарственных средств, что следует немедленно сообщать в ведомство и систему фармаконадзора о каждом факте развития нежелательной реакции или отсутствии терапевтического эффекта лекарственных препаратов – комбинированная векторная вакцина для профилактики коронавирусной инфекции.

В заключении остановимся на проблеме ограничения прав человека и их легальных границах в условиях пандемии COVID-19. В отличие от других стран, в РФ так и не было принято решение о введении «карантинного режима», «режима повышенной готовности» или «режима чрезвычайной ситуации» (на основании ст. 8 Закона РФ о чрезвычайной ситуации). Следовательно, дополнительные правила поведения граждан в РФ (ограничительные меры) не могли вводится субъективно по воле органов государственной власти субъектов РФ. И даже если бы такой «режим» был введен указом Президента РФ на территории страны или конкретного субъекта федерации, максимальными мерами по защите населения от ЧС могла бы быть только возможность ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, где существует угроза или уже сложилась чрезвычайная ситуация, или же осуществлять иные меры, не ограничивающие права и свободы человека и гражданина.

Однако, во многих регионах РФ было установлено именно ограничение права граждан на свободу передвижения (в том числе запрещены прогулки на свежем воздухе неинфицированных граждан). В то время как по данным ВОЗ, коронавирус не передавался по воздуху. В ряде европейских стран наоборот рекомендовали часовые прогулки на свежем воздухе, в парках и др. Напомним, согласно ч. 1 статьи 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Ряд указов местных властей установили обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения, противоречащие статье 11 Закона о чрезвычайной ситуации[25]. Кроме того, эти подзаконные акты вошли в противоречие с Указом Президента РФ от 02.04.2020 №239, который установил, что ограничительные и иные мероприятия могут реализовываться лишь в пределах по 30 апреля 2020 г. включительно. Поэтому считаем незаконным превышение этого срока или же установление бессрочного периода ограничения основных (абсолютных) прав и свобод человека и гражданина (тем более в отношении и неинфицированных граждан РФ).

И хотя согласно статье 8 Закона «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» данное их право может быть ограничено на отдельных территориях и в населенных пунктах, но в случаях опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей. При этом такие ограничения прав граждан допускаются только в соответствии с федеральным законом.

Российское законодательство допускает использование т.н. мер социального разобщения в условиях пандемии, к которым относятся: временное прекращение работы предприятий общественного питания и розничной торговли (за исключением товаров первой необходимости); переход на удаленный режим работы; перевод на дистанционное обучение образовательных учреждений; ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных); соблюдение противоэпидемического режима в медицинских и образовательных организациях, организациях социальной сферы, пенитенциарной системы; соблюдение всеми гражданами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток); соблюдение социальной дистанции; усиление дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, на транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; организация активного выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при входе на рабочие места; масочный (дезинфекционный) режим и др.

В административное законодательство РФ была введена ответственность за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или ее угрозе (ст. 20.6.1 КоАП РФ), при этом санкции могут применить за нарушение ограничений, установленных как на федеральном, так и на региональном уровнях. Нарушение санитарно-эпидемиологических ограничений (ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ) является специальной нормой по отношению к ст. 20.6.1 КоАП РФ. Поэтому за одно нарушение привлекать сразу по этим двум статьям незаконно. Часть 2 ст. 6.3 КоАП РФ применяется, когда, например, происходит нарушение индивидуальных предписаний людьми, обязанными соблюдать карантин, а также посещение ими территорий, закрытых указом мэра Москвы (парков и т.п.). Полагаем, что привлечение неинфицированных граждан к административной ответственности по ч. 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, по основаниям непосредственно самого факта свободного передвижения (прогулки на улице, в парках, скверах и др.), является необоснованным и по сути незаконным.

В завершении критического обзора системы юридических мер, принятых в РФ для поддержки общества и бизнес-структур в условиях пандемии COVID-19, подчеркнем следующее. Подобная ситуация в условиях режима повышенной готовности в субъектах РФ (при отсутствии введения на федеральном уровне режима чрезвычайной ситуации или чрезвычайного положения хотя бы и при наличии пандемии) не должна была привести к серьёзным ограничениям прав граждан. Такие противовирусные меры и обязательные для исполнения гражданами и организациями ограничительные правила должны были быть введены с учетом основных конституционных принципов транспарентности, соразмерности, добросовестности, необходимости, достаточности и др.

 

 

СПИСОК литературы

Denisenko Vladislav, Trikoz Elena. Biopolitics and legal issues of emergency situations in the context of coronavirus pandemic // E3S Web of Conferences. 2020. Vol. 175. № 14013. Р. 1-7. DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202017514013

Malinovsky A.A., Osina D.M., Trikoz E.N. (2021) State Support for the Russian Economy Affected by Covid-19 Consequences (Legal Aspects) // Ashmarina S., Mantulenko V., Vochozka M. (eds). Engineering Economics: Decisions and Solutions from Eurasian Perspective. Engineering Economics Week 2020. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 139. Springer, Cham. Р. 283-287. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-53277-2_33

Трикоз Е.Н. Коммуникативная функция формирующейся отрасли биоправа // Правовая коммуникация государства и общества: отечественный и зарубежный опыт: Сборник трудов международной научной конференции (Воронеж, 11-12 сентября 2020 г.). Воронеж, 2020. С. 106-110.

Ястребова С., Мереминская Е. Продление нерабочих дней грозит сокращениями и банкротствами // Ведомости. 2020. 2 апреля.

 

Примечания:

[1] URL: https://www.who.int/ru/dg/speeches/detail/who-director-general-s-opening-remarks-at-the-media-briefing-on-covid-19—11-march-2020 (дата обращения 23.10.2020).

[2] URL: https://www.who.int/ru/news-room/detail/30-03-2020-joint-statement-by-qu-dongyu-tedros-adhanom-ghebreyesus-and-roberto-azevedo-directors-general-of-the-food-and-agriculture-organization-of-the-united-nations-(fao)-the-world-health-organization-(who)-and-the-world-trade-organization-(wto) (дата обращения 25.10.2020).

[3] См., например: Указ Мэра г. Москвы от 05.03.2020 №12-УМ «О введении режима повышенной готовности»; Закон г. Москвы от 02.04.2020 “«О внесении изменений в статьи 2 и 8 Закона города Москвы от 10 декабря 2003 года № 77 «Об общественных пунктах охраны порядка в городе Москве» и Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»”; Указ Губернатора Псковской области от 15.03.2020 №30-УГ «О мерах по противодействию распространению на территории Псковской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)»; и др.

[4] Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». URL: http://base.garant.ru/73828134/ (дата обращения 23.10.2020).

[5] Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

[6] По подсчетам аналитиков ЦМАКП, прямой мгновенный эффект от «режима нерабочих дней» составит до 20% потерь ВВП, или почти 18 трлн руб. в ценах 2018 г. См.: Ястребова С., Мереминская Е. Продление нерабочих дней грозит сокращениями и банкротствами  // Ведомости. 2020. 2 апреля.

[7] URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/be6cf04db17a6caed6bfa9fd97684d7b/26032020.pdf (дата обращения 23.10.2020).

[8] Федеральный закон от 01.04.2020 № 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в целях развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства».

[9] Malinovsky A.A., Osina D.M., Trikoz E.N. (2021) State Support for the Russian Economy Affected by Covid-19 Consequences (Legal Aspects) // Ashmarina S., Mantulenko V., Vochozka M. (eds). Engineering Economics: Decisions and Solutions from Eurasian Perspective. Engineering Economics Week 2020. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 139. Springer, Cham. Р. 283-287.

[10] Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1. Утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 г. URL: https://vsrf.ru/files/28856/ (дата обращения 23.10.2020).

[11] Denisenko Vladislav, Trikoz Elena. Biopolitics and legal issues of emergency situations in the context of coronavirus pandemic // E3S Web of Conferences. 2020. Vol. 175. № 14013. Р. 1-7. DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202017514013

[12] Трикоз Е.Н. Коммуникативная функция формирующейся отрасли биоправа // Правовая коммуникация государства и общества: отечественный и зарубежный опыт. Воронеж, 2020. С. 106-110.

[13] См. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 (в ред. от 31.01.2020 № 66) // СПС ГАРАНТ.

[14] https://www.interfax-russia.ru/koronavirus-v-rossii/sotrudniki-nicem-neoficialno-ispytali-na-sebe-vakcinu-ot-covid-19 (дата обращения 23.10.2020).

[15] AOKИ – это российская некоммерческая организация, объединяющая участников отечественного рынка клинических исследований. В нее входят крупнейшие мировые фармацевтические компании Pfizer, AstraZeneca, Bayer и др., и в целом она объединяет 25 компаний, фармацевтических производителей и контрактно-исследовательских организаций. Сайт ассоциации: http://acto-russia.org/ (дата обращения 30.10.2020).

[16] Открытое обращение Ассоциации организаций по клиническим исследованиям по поводу «неофициальных испытаний» вакцины против COVID-19 сотрудниками НИЦЭМ им. Н.Ф.Гамалеи Минздрава России. URL: http://acto-russia.org/index.php?option=com_content&task=view&id=400 (дата обращения 23.10.2020).

[17] Вирусолог оценил вероятность заразиться от переболевшего COVID-19. URL: https://ria.ru/20200915/koronavirus-1577253215.html (дата обращения 03.09.2020).

[18] Хельсинкская Декларация «Этические принципы проведения медицинских исследований с участием человека в качестве субъекта», принятая на XVIII Генеральной Ассамблее Всемирной медицинской ассоциации (г. Хельсинки, Финляндия, 1964 г.).

[19] Текст см.: http://rostgmu.ru/wp-content/uploads/2014/12/WMA_Helsinki.pdf (дата обращения 03.09.2020).

[20] ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1361745/#ixzz6YzHN9mDX (дата обращения 20.09.2020).

[21] http://acto-russia.org/index.php?option=com_content&task=view&id=407 (дата обращения 23.10.2020).

[22] ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1409860/#ixzz6YzJYkX1c (дата обращения 23.10.2020).

[23] Приказ Министерства здравоохранения РФ от 1 сентября 2020 г. №925н «Об утверждении порядка выдачи и оформления листков нетрудоспособности, включая порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа». Система ГАРАНТ: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1411566/ (дата обращения 20.10.2020).

[24] Письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 31 августа 2020 г. №01И-1668/20 «О безопасности применения вакцин Гам-КОВИД-Вак и Гам-КОВИД-Вак Лио». Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/74598538/#ixzz6ZKWaUm00 (дата обращения 20.10.2020).

[25] См., например: Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. №12-УМ «О введении режима повышенной готовности»; Постановление Губернатора Московской области от 12 марта 2020 г. №108-ПГ «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области»; Указ Губернатора Саратовской области от 10.04.2020 за №175-УГ.

 

Информация об авторах:

Гуляева Елена Евгеньевна (Elena E. Gulyaeva)

кандидат юридических наук;

доцент кафедры европейского права Дипломатической академии МИД РФ

(Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russia);

член Совета по международным делам Международного Института прав человека (Аргентина).

Трикоз Елена Николаевна (Elena N. Trikoz)

кандидат юридических наук;

доцент кафедры теории права и сравнительного правоведения

Международно-правового факультета МГИМО МИД России

(MGIMO University);

доцент Юридического института РУДН (RUDN University).

Добавить комментарий

Войти с помощью: