Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Законодательно закрепленные меры государственной поддержки  малого инновационного бизнеса

Малый бизнес является фундаментальной основой для обеспечения инновационного развития. Тем не менее, он зачастую сталкивается со значительным количеством трудностей и препятствий, которые могут замедлить или полностью остановить его развитие и рост. Именно поэтому необходимо оказание поддержки инновационной деятельности малого бизнеса со стороны государства, поскольку она является одним из основных вспомогательных механизмов для его развития. Государственная поддержка способна создать благоприятные условия для деятельности инновационного бизнеса, стимулировать новых предпринимателей и инвесторов для их привлечения в инновационную сферу, создавать институциональные и инфраструктурные условия для развития инновационной системы в целом.

Ключевые слова: государственная поддержка, малый бизнес, инновации, финансовые инструменты, налоговое стимулирование, льготные ставки, законодательство, нормативно-правовые акты.

 

LEGISLATIVE MEASURES OF STATE SUPPORT FOR SMALL INNOVATIVE BUSINESS

Davletov Ildar ildusovich, Ph. D., associate Professor, associate Professor of the Department of management, PERM state agrarian and technological University Named after academician D. N. Pryanishnikov».

Abstract:. Small business is a fundamental basis for ensuring innovative development. However, it often faces a significant number of difficulties and obstacles that can slow down or completely stop its development and growth. That is why it is necessary to support the innovative activities of small businesses by the state, since it is one of the main supporting mechanisms for its development. State support can create favorable conditions for innovative business activities, encourage new entrepreneurs and investors to attract them to the innovation sphere, and create institutional and infrastructure conditions for the development of the innovation system as a whole.

Keywords: state support, small business, innovation, financial instruments, tax incentives, preferential rates, legislation, regulations.

 

В России применяется широкий спектр мер государственной поддержки инноваций. Рассмотрим основные их категории.

Одним из ключевых учреждений, оказывающих финансовую поддержку деятельности малого инновационного предпринимательства, является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям).

Деятельность Фонда сосредоточена на комплексной поддержке и развитии наукоемких предприятий. Он реализует программы, которые охватывают весь жизненный цикл инновационных проектов, от стадии появления идеи до диверсификации продукции и выхода на новый рынок:

— Программа «Умник», ориентированная на поддержку талантливой молодежи, вовлеченной в инновационную деятельность; размер гранта составляет 500 тыс. рублей;

— Программа «Старт», которая создана для поддержки малого инновационного бизнеса, находящегося на начальных стадиях развития и разрабатывающего продукты, имеющие коммерческий потенциал; размер гранта может достигать 10 млн. рублей;

— Программа «Развитие», которая направлена на поддержку организаций, уже имеющих опыт создания и продажи инновационной продукции;

— Программа «Интернационализация», ориентированная на поддержку малого инновационного бизнеса, реализующего проекты совместно с зарубежными партнерами, а также бизнеса, занимающегося разработкой экспортно-ориентированной продукции; размер гранта может достигать 15 млн. рублей;

— Программа «Коммерциализация», направлена на поддержку инновационных организаций, которые уже провели НИОКР и нацелены на коммерческое производство своей продукции;

— Программа «Кооперация», ориентирована на создание партнерства между малым инновационным бизнесом и крупными компаниями.[6]

Таким образом, Фонд оказывает значительную финансовую поддержку малому инновационному бизнесу, помогая инновационным предпринимателям осуществлять свои идеи, разрабатывать прорывные технологические продукты, а также развивать партнерские отношения между малыми инновационными организациями и крупными компаниями, содействуя росту и развитию национальной инновационной системы.

За период своего существования Фонд оказал поддержку более чем 34 тысячам инновационных проектов, с его помощью было создано более 7 тысяч стартапов [7].

Кроме того, среди прочих финансовых мер государственной поддержки можно отметить:

— льготное кредитование по сниженной процентной ставке;

— субсидирование частично или полностью процентных ставок по кредитам;

— субсидирование затрат на закупку оборудования, на патентование результатов интеллектуальной деятельности и др.;

— субсидии для начинающих предпринимателей.

Прямые финансовые меры поддержки далеко не всегда являются эффективным средством оказания помощи инновационным предприятиям.

Так, субсидии, выделяемые предпринимателям, нельзя назвать эффективным инструментом поддержки, поскольку они направлены лишь на возмещение финансовых затрат, а не влияют на повышение эффективности деятельности компании и не стимулируют предпринимателей к разработке новых технологий и продуктов. Вместе с тем, предоставление субсидий возможно лишь ограниченному числу предпринимателей ввиду ограниченности бюджетных средств, что также снижает целесообразность использования этого механизма поддержки [2].

В этой связи наиболее эффективным для инновационного бизнеса представляется использование льготных кредитов. Государственные организации, осуществляющие поддержку малых инновационных предприятий, предоставляют банкам гарантии, благодаря которым, получение кредита для малых предприятий становится более доступным, поскольку в этом случае применяются более низкие процентные ставки и отсутствует необходимость предоставления дополнительного поручительства.

Более того, стоит понимать, что финансирование малого инновационного бизнеса только за счет бюджетных средств неэффективно. За последние годы расходы на финансирование инновационной деятельности в России не увеличивались, хотя практика западных стран показывает, что сокращение расходов на ее поддержку, развитие и финансирование по большей части за счет бюджетных средств не способствовало развитию инноваций в государстве [4].

Таким образом, для наиболее эффективного использования научно-технического потенциала страны требуется, помимо использования бюджетных средств, привлечение в инновационную сферу частного капитала.

Еще одной из эффективных мер государственной поддержки инновационных компаний является налоговое стимулирование малого инновационного бизнеса. Существование налоговых льгот дает возможность организациям высвободившуюся часть средств использовать для вложения в инновационную деятельность.

В российском законодательстве закреплены следующие механизмы налогового стимулирования инновационных предприятий:

— инвестиционные налоговые кредиты;

— льготные ставки налогов;

— использование пониженных ставок по страховым взносам;

— освобождение от налогообложения;

— уменьшение налогооблагаемой базы и др. [1]

Так, например, инновационным предприятиям предоставляются льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС): налогообложению не подлежит реализация прав на изобретения, промышленные образцы, технические программы, а также прав на применение результатов интеллектуальной деятельности на основе официального договора; проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет бюджетных средств и средств фондов поддержки научно-технической и инновационной деятельности [1].

Кроме того, не облагается налогом и ввозимое импортное оборудование, которому нет аналогов в России.

Также существуют налоговые преференции и по налогу на прибыль:

-не учитываются среди доходов средства, полученные от фондов, осуществляющих поддержку деятельности научно-технических организаций, таких как Фонд содействия инновациям (Фонд Бортника) и др., на осуществление определенных научно-технических и инновационных проектов;

— не учитываются отчисления в фонды поддержки и другие отраслевые фонды. [1]

Также стоит сказать о возможности использования инвестиционного налогового кредита,  предоставляемого организации при проведении НИОКР, технической модернизации производства и т.д. Он заключается в изменении срока, в течение которого должен быть уплачен налог и получении компанией на протяжении определенного срока возможности уменьшать свои налоговые платежи при условии последующего постепенного погашения суммы кредита и начисленных процентов. Кредит может предоставляться по налогу на прибыль и по региональным и местным налогам, на срок от года до пяти лет, и на срок до десяти лет для организаций, являющихся резидентами зоны территориального развития» [1].  Данный кредит предоставляется по решению Федеральной налоговой службы РФ или управления ФНС субъекта РФ.

Кроме того, существуют определенные локально действующие налоговые льготы по видам деятельности, в частности, особые налоговые и таможенные режимы, которые распространяются на существующие в России особые экономические зоны и на организации, осуществляющие исследования и разработки в проектах центра «Сколково». К ним относятся:

— установление пониженной ставки налога на прибыль;

— освобождение компании-резидента от уплаты налога на имущество, принадлежащее резиденту и расположенное и использующееся на территории зоны, сроком на 5-10 лет;

— установление льготы по транспортному налогу;

— освобождение от выплаты земельного налога на срок от 5 до 10 лет с момента получения прав собственности на участок, расположенный на территории зоны;

— установление пониженных тарифов страховых взносов для резидентов технико-внедренческих ОЭЗ;

— таможенные льготы для режима свободной таможенной зоны [1].

В условиях свободной таможенной зоны компании могут завозить иностранную технику и материалы, а также экспортировать их после переработки в другие страны, не уплачивая НДС и таможенные пошлины.

Тем не менее, при вывозе товара за пределы экономической зоны на другие территории Российской Федерации компании должны заплатить НДС и таможенную пошлину.

Данный метод налоговой поддержки по большей части нацелен на развитие экспорта инновационных организаций, однако оказывает негативное влияние на деятельность других малых инновационных компаний, которые не входят в особую экономическую зону и закупают оборудование и материалы по более высокой цене, так как в нее включается НДС.

В целом, российское законодательство содержит базовые инструменты налоговой поддержки инновационной деятельности малого бизнеса,  но нельзя однозначно говорить об эффективности существующего комплекса мер для деятельности инновационного бизнеса.

Стоит заметить, что налоговые механизмы государственной поддержки не слишком востребованы среди инновационных организаций. В частности, в соответствии с данными исследования, проведенного в 2018 году, налоговые инструменты поддержки использовали только 14,3 % инновационных предприятий [3].

На первый взгляд может показаться, что большинство предпринимателей не заинтересованы в использовании налоговых льгот, а данные механизмы являются неэффективными инструментами поддержки малого бизнеса и их использование в комплексе мер государственной поддержки нецелесообразно. В действительности, это не совсем так: зачастую невысокая востребованность налоговых инструментов поддержки в целом и механизмов поддержки инновационных организаций в частности обусловлена не столько неэффективностью используемых мер поддержки, сколько недостатками налоговой системы и предпринимательского и инвестиционного климата страны в целом, существующими административными барьерами к получению необходимого права на определенную льготу.

Само по себе налоговое стимулирование инновационной деятельности имеет значительные преимущества:

— оно доступно для большого числа экономических агентов;

— нет необходимости в излишнем государственном вмешательстве в функционирование рынка;

-процедуры получения права на льготу достаточно прозрачны;

— гибкость и вариативность налоговых механизмов поддержки;

— наличие относительной стабильности в условиях изменяющейся экономической среды. [5]

В целом, на современном этапе в России прямая финансовая поддержка инновационной деятельности является более эффективной, чем косвенная, но это происходит не вследствие неэффективности налоговых инструментов, а из-за недостаточного уровня институционального развития страны. Для эффективной работы налоговых инструментов недостаточно одного только факта их существования в спектре используемых мер государственной поддержки инновационной деятельности, государству нужно обеспечить эффективную защиту прав собственности, преемственность налоговой политики, минимизировать существующие административные барьеры для доступа к налоговым мерам поддержки.

Кроме того, стоит упомянуть об уровне информационной доступности сведений об установленных налоговых льготах. Многие предприниматели могут быть не осведомлены о праве на получение той или иной налоговой льготы, поэтому появляется необходимость создания необходимого информационного сопровождения существующих налоговых механизмов поддержки, позволяющего информировать предпринимателей об актуальном спектре инструментов государственной поддержки.

Таким образом, эффективность от внедрения и использования налоговых мер поддержки инновационного бизнеса невозможно оценить, не учитывая текущее социально-экономическое и институциональное развитие государства.

 

Библиографический список

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) [электронный ресурс] – Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671 (дата обращения 15.10.2020).
  2. Буздалина О. Б. Повышение эффективности государственной финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства в современных условиях // Экономические системы. – 2017. – Т. 10. – №. 1. – С. 86-90.
  3. Инновационная активность субъектов инновационного процесса. Мониторинг. Информационный бюллетень № 4, 2015. М.: Институт статистических исследований и экономики знаний, Высшая школа экономики, 2015.
  4. Красова Е. В. Государственное финансирование инноваций в России: динамика и специфика // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2019. – Т. 11. – №. 1.
  5. Суслина А. Л., Леухин Р. С. Работает ли налоговое стимулирование инноваций? Оценка эффективности в России и в мире //Финансовый журнал. – 2018. – №. 5 (45).
  6. Годовой отчет о деятельности Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере за 2018 год [электронный ресурс] – Режим доступа http://fasie.ru/upload/docs/Otchet2019.pdf   (дата обращения: 15.10.2020).
  7. Годовой отчет о деятельности Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере за 2019год [электронный ресурс] – Режим доступа http://fasie.ru/upload/docs/Отчет_Фонда_2019_compressed%20.pdf (дата обращения 15.10.2020).

 

Информация об авторе:

Давлетов Ильдар Ильдусович, к.э.н., доцент, доцент кафедры менеджмента ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова»

Добавить комментарий

Войти с помощью: