
Латиноамериканские государства играют важную роль в заботе об окружающей среде и защите прав человека. В статье анализируются проблемы, с которыми сталкивается колумбийское государство в связи с защитой экологических прав человека, анализируются национальные механизмы, созданные Колумбией для защиты экологических прав человека; проводится исследование социального и исторического контекста создания и функционирования этих механизмов; рассматриваются решения Конституционного суда Колумбии, направленные на укрепление системы защиты экологических прав человека. Более того, автор в статье анализирует международные региональные механизмы защиты экологических прав человека, рассматривает решения Межамериканской комиссии по правам человека и Межамериканского суда по правам человека.
Ключевые слова: экологические права человека, экологическое право, окружающая среда, механизмы для защиты экологических прав, защита прав человека, основные права, Соглашение Эскасу, межамериканская система защиты прав человека, Колумбия.
Protecting Environmental Human Rights in Colombia: International Legal Aspects
Annotation. Latin American states play an important role in caring for the environment and protecting human rights. The article analyzes the problems faced by the Colombian state in connection with the protection of environmental human rights, analyzes the national mechanisms created by Colombia to protect environmental human rights; a study of the social and historical context of the creation and functioning of these mechanisms is carried out; examines the decisions of the Constitutional Court of Colombia aimed at strengthening the system for the protection of environmental human rights. Moreover, the author in the article analyzes the international regional mechanisms for the protection of environmental human rights, examines the decisions of the Inter-American Commission on Human Rights and the Inter-American Court of Human Rights.
Keywords: environmental human rights, environmental law, environment, mechanisms to protect environmental rights, protection of human rights, fundamental rights, Escazu Agreement, Inter-American system of human rights protection, Colombia.
Введение
В Колумбии принимаются специальные экологические законы, она участвует в различных международных экологических форумах, ратифицирует международные экологические соглашения, направленные на защиту окружающей среды. Однако, экологическая безопасность Колумбия, осложнена следующими факторами.
Во-первых, добыча полезных ископаемых на территории Колумбии сопровождается массовыми нарушениями в выдаче горнодобывающих лицензий. Во-вторых, существенной проблемой является обезлесение. Согласно исследованию, проведенному Министерством окружающей среды Колумбии, основной причиной обезлесения являются: захват земель (45%), незаконные посевы (22%), инфраструктура (10%), лесные пожары (8%), обширное животноводство (8%) и горнодобывающая промышленность (7%)[1]. В-третьих, затянувшийся вооруженный конфликт — это проблема, с которой страна живет с 1960 г., и которая оказывает сквозное воздействие на все экологические проблемы. Незаконные военизированные группы занимаются помимо всего прочего нанесли существенный экологический ущерб, взрывая нефтепроводы. В-четвертых, в Колумбии существует отсутствует защита экологических правозащитников. По данным британской НПО Global Witness в отчете об убитых экологических лидерах в мире показало, что Колумбия занимает первое место по данным, зарегистрированным в 2020 г. с 65 смертями[2]. Колумбия подписала 11.12.2019 г. Соглашение Эскасу, которое содержит положения, направленные на защиту экологов-правозащитников, но, к сожалению, до сих пор не ратифицировало его.
Все эти вышеуказанные проблемы позиционируют Колумбию как одну из стран с наибольшими проблемами в сфере обеспечении экологических прав человека и поддержания экологической безопасности.

Развитие колумбийского права в части защиты экологических прав человека
Со времени проведения первой Стокгольмской конференции по окружающей человека среде в 1972 году в мире были установлены минимальные стандарты охраны окружающей среды, поскольку в них были изложены принципы сохранения и улучшения человеческой среды и план действий, содержащий рекомендации по международным экологическим действиям[3]. Стокгольмская декларация 1972 года установила основные обязательства, которые должны были имплементировать все национальные правовые системы для защиты окружающей среды[4]. В Колумбии право на благоприятную окружающую среду было закреплено в Конституции 1991 г. в качестве коллективного права (ст.79), но не было прямо определено в качестве основного права человека[5]. Однако Конституционный суд Колумбии, отвечающий за толкование и защиту конституционных прав, признал право окружающей среды в качестве основного права в целом ряде решений (T-406/92, T-411/92, C-671/01, C-339/02, T-415 de 1992, SU-442/97, T-1451/00)[6].
В соответствии с вышеизложенным предлагается проанализировать правовую позицию Колумбии в области защиты экологических прав человека и социальные проблемы, влияющие на защиту экологических прав человека.
Колумбия имела длительную историю защиты права на благоприятную окружающую среду еще до принятия политической Конституции Колумбии 1991 г. Прежде всего надо отметить закон № 23 от 1973 года, в котором признаются чрезвычайные полномочия президента по созданию кодекса природных ресурсов и охраны окружающей среды. В этом законе также устанавливаются первые стратегии по сохранению биологического разнообразия и по борьбе с загрязнением окружающей среды. В 1974 г. был создан Кодекс природных ресурсов и охраны окружающей среды, а в 1979 году был создан закон № 09 для регулирования и контроля сбросов отходов. И, наконец, в 1993 году основные экологические положения всеобъемлющего характера были установлены в законе № 99 для достижения согласованности в разработке экологической политики.[7]
Конституция Колумбии 1991 года создала социально-правовое и демократическое государство, главная цель которого заключается в реализации прав граждан. В Конституции эти права были разделены на три категории: основные права (статьи 11-41); экономические, социальные и культурные права (статьи 42-77), коллективные права и право на благоприятную окружающую среду (статьи 78-82).Согласно этой классификации прав человека, их дифференциация характеризуется тем, что права, рассматриваемые в качестве основополагающих, имеют непосредственное применение и считаются неотъемлемыми правами человека. Конституция Колумбии устанавливает механизмы защиты прав человека, предназначенные только для этих основных прав, этот механизм характеризуется быстротой и простотой процесса защиты. К сожалению, следует отметить, что экологические права не были установлены в качестве основных прав.
В развитие статей Конституции были приняты законы № 472 от 1998 г. (в соответствии со ст. 88 Конституции Колумбии, касающейся осуществления народных акций и коллективных акций) и закон № 134 от 1994 г. (о создании механизмов участия граждан). Эти законы создали механизмы для защиты окружающей среды, а именно учредили процессуальные права человека. Среди них — народные акции, с помощью которых определенная группа лиц может принимать действия по предотвращению ущерба окружающей среде и не допущению нарушения экологических прав человека; коллективные акции по возмещению ущерба, причиненного окружающей среде и людям; народные консультации, посредством которых гарантируется участие граждан в решении вопросов эксплуатацией территории.
В Колумбии право на подачу петиций является правом, которое имеет любой человек, чтобы запросить информацию о любом факте, имеющем экологическую значимость. Эту информацию можно запросить у компетентных органов в отношении работ, проектов или видов деятельности, которые оказывают воздействие на окружающую среду.
Хотя, как мы указывали выше, Конституция Колумбии не рассматривала право на благоприятную окружающую среду как основополагающее право человека, но Конституционный суд, будучи высшим органом по толкованию Конституции Колумбии, установил право на окружающую среду в качестве одного из основных прав в тех случаях, когда нарушение экологических прав затрагивает основные права по Конституции и имеет место совместное воздействие на них[8].
Все эти достижения в развитии колумбийского права в части признании права на благоприятную окружающую среду в качестве права человека и в качестве основного права человека, были реализованы благодаря «давлению», установленного на международном уровне с помощью международных документов, которые, хотя и не носят юридически обязательного характера, но играют важную роль в консолидации национальной государственной политики всех стран и повышении осведомленности во всем мире о важности защиты экологических прав человека.

Колумбия и международное экологическое право
К числу международных документов, поддержанных и ратифицированных Колумбией, относятся Стокгольмская декларация и Стокгольмский план действий 1972 года[9], Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 года[10] и Повестка дня на XXI век[11], Конвенция о биологическом разнообразии 1992[12], Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992[13], Рио-де-Жанейрская Декларация по окружающей среде и развитию 1997 года[14], Декларация тысячелетия 2000 года,[15] Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию 2002 года[16], а также участие в конференции Рио + 20 по устойчивому развитию[17]. В настоящее время колумбийское государство реализует программу по достижению целей устойчивого развития до 2030 года.
Одним из наиболее важных региональных соглашений является Региональное соглашение о доступе к информации, участии общественности и доступе к правосудию по экологическим вопросам в Латинской Америке и Карибском бассейне[18] (обычно называемое «Cоглашением Эскасу» по месту его принятия), которое было принято 4 марта 2018 г. и вступило в силу 22 апреля 2021 г. Колумбия подписала Соглашение Эскасу 11 декабря 2019 г., но еще не ратифицировала его[19]. Это Соглашение считается первым региональным соглашением по окружающей среде в Латинской Америке и Карибском бассейне и в мире, в котором содержатся конкретные положения о правозащитниках по экологическим вопросам.

Колумбия и межамериканская система защиты прав человека
Межамериканская система прав человека также установила обязательства по защите и обеспечению экологических прав человека. Американская конвенция о правах человека 1969 г., ратифицированная Колумбией в 1972 г., задолго до Соглашения Эскасу 2018 г. уже устанавливала право на доступ к информации (ст. 13.1), право на участие в решениях публичного характера (ст. 23) и право на доступ к правосудию (ст. 25). Эти права сами по себе крайне важны для защиты окружающей среды и прав человека. Кроме того, статья 11 Сан-сальвадорского протокола к Американской конвенции о правах человека в области экономических, социальных и культурных прав 1988 г. напрямую разрешает защиту права на благоприятную защиту прав человека.
Межамериканская комиссия по правам человека (МКПЧ) и Межамериканский суд по правам человека (МСПЧ) также дважды устанавливали минимальные гарантии защиты экологических прав человека. Во-первых, в консультативном заключении МСПЧ (дело OC-23-2017)[20], запрошенном колумбийским государством в 2016 г. для защиты окружающей среды и прав человека. В ответе на просьбу Колумбии о вынесении консультативного заключения МСПЧ признал взаимосвязь между правами человека и окружающей средой и выделил право на здоровую окружающую среду в качестве автономного права, которое призвано защищать не только жизнь человека, но и все живое на планете, и он подчеркнул обязательство государств уважать и гарантировать материальные права наряду с процессуальными и инструментальными правами, закрепленными в Американской конвенции о правах человека, для осуществления основных экологических прав человека, таких, как доступ к информации, участие общественности и доступ к правосудию по экологическим вопросам[21].
Еще одним решением Межамериканского суда по правам человека является решение по делу «Клод Рейеса и других против Чили» от 19 сентября 2006 г.[22], в соответствии с которым чилийское государство несет ответственность за нарушение прав, защищаемых Американской конвенцией о правах (право на свободу мысли и доступ к информации (ст. 13), право на судебную защиту (ст. 25)). МСПЧ пришел к выводу о том, что доступ к информации и свобода выражения мнений являются основополагающим элементом осуществления демократии в обществе, и поэтому государства должны действовать в соответствии с принципами гласности и транспарентности в области государственного управления, а информация, находящаяся под контролем государства, представляющая публичные интересы, может быть доступна без подтверждения прямого интереса или личного воздействия[23]. Тем не менее, существуют некоторые ограничения в реализации права на доступ к информации под контролем государства. В этом решении Межамериканский суд также предписывает возместить ущерб, причиненный жертвам[24].
Заключение
Таким образом, в Колумбии существуют механизмы для защиты окружающей среды, однако многие из них оказываются неэффективными в некоторых секторах из-за отсутствия государственного присутствия в виду длящейся гражданской войны. Кроме того, экологи-правозащитники часто не могут использовать правовые инструменты для защиты окружающей среды, поскольку они сами систематически подвергаются угрозам.
Вместе с тем, в Латинской Америке действуют различные международные механизмы, которые могут эффективно защищать экологические права человека. Одной из попыток колумбийского государства укрепить защиту экологических прав человека в настоящее время является подписание Соглашения Эскасу, однако его еще следует ратифицировать для вступления в силу на территории Колумбии.
Информация об авторе:
Рубио Ортегон Дженнифер, магистрант кафедры международного права, Российский университет дружбы народов
Information about the author:
Rubio Ortegon Jennifer, Master student of the Department of International Law, Peoples’ Friendship University of Russia
[1] Investigación científica y sociológica a los impactos de la actividad minera en los ecosistemas del territorio colombiano. Sentencia T-445, 2016. (2019), р. 75. URL: https://www.minenergia.gov.co/documents/10192/24247416/3._Identificacion_de_impactos_EXPERTOS.pdf
[2] Last line of defence. The industries causing the climate crisis and attacks against land and environmental defenders Global Witness (sept, 2021). URL: https://www.globalwitness.org/en/campaigns/environmental-activists/last-line-defence/
[3] Абашидзе А.Х., Солнцев А.М., Сотников Ф.И. Международное экологическое право: Сборник документов. Вып.I. Основные документы ООН. — М: РУДН, 2008. — С. 114.
[4] Jackson, Peter. From Stockholm to Kyoto: Brief History of Climate Change. URL: https://www.un.org/en/chronicle/article/stockholm-kyoto-brief-history-climate-change
[5] Конституция Колумбии 1991 г. URL: https://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions/constit/colombia/columb-r.htm
[6] Blanco, María. Derecho al Medio Ambiente en el Ordenamiento Jurídico Colombiano: Evolución y Comparación en el reconocimiento jurídico de su categoría como derecho fundamental. Bogota, 2015. P.15. https://repository.ucatolica.edu.co/handle/10983/2656
[7] Banco, María Paola, El Derecho al Medio Ambiente Sano en el Ordenamiento Jurídico Colombiano: Evolución y Comparación en el Reconocimiento de su categoría Fundamental. Bogota, 2015. р. 11. https://repository.ucatolica.edu.co/handle/10983/2656.
[8] Решение Конституционного суда Колумбии: T-092-1993, URL: https://www.corteconstitucional.gov.co/relatoria/1993/T-092-93.htm
[9] http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declarathenv.shtml
[10] http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml
[11] http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21.shtml
[12] http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/biodiv.shtml
[13] http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/climate_framework_conv.shtml
[14] http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml
[15] http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml
[16] http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl_wssd.shtml
[17] http://www.daghammarsk.se/wp-content/uploads/2018/12/dd-paper_no25-web-1.pdf
[18] Солнцев А. М., Отрашевская А. М. Соглашение Эскасу как новый этап в развитии механизмов защиты экологических прав человека в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2020. № 6. С. 146—161. DOI: 10.12737/jflcl.2020.058
[19] https://treaties.un.org/Pages/ViewDetails.aspx?src=TREATY&mtdsg_no=XXVII-18&chapter=27&clang=_en
[20] Inter-American court of human rights. Advisory opinion OC-23/17 of November 15, 2017. Requested by the Republic of Colombia. The environment and human rights (state obligations in relation to the environment in THE CONTEXT OF the protection and guarantee of the rights to life and to personal integrity: interpretation and scope of articles 4(1) AND 5(1) in relation to articles 1(1) and 2 of the American convention on human rights). https://www.corteidh.or.cr/docs/opiniones/seriea_23_ing.pdf
[21] Американская конвенция о правах человека 1969 г. http://hrlibrary.umn.edu/russian/instree/Rzoas3con.html
[22] Order of the Inter-American Court of Human Rights Case of Claude-Reyes et al. v. Chile Judgment of September 19, 2006 (Merits, Reparations and Costs). https://www.corteidh.or.cr/docs/casos/articulos/seriec_151_ing.pdf
[23] Order of the Inter-American Court of Human Rights Case of Claude-Reyes et al. v. Chile Judgment of September 19, 2006 (Merits, Reparations and Costs). https://www.corteidh.or.cr/docs/casos/articulos/seriec_151_ing.pdf
[24] Order of the Inter-American Court of Human Rights Case of Claude-Reyes et al. v. Chile Judgment of September 19, 2006 (Merits, Reparations and Costs). https://www.corteidh.or.cr/docs/casos/articulos/seriec_151_ing.pdf