Глобальные проблемы, такие как изменение климата, сокращение ресурсов, опустынивание, сокращение биологического разнообразия, остро стоят перед человечеством. Их последствия уже ощущаются, но в особенно тяжёлом положении находятся уязвимые группы населения, включая женщин и девочек. Именно поэтому реализуются разнообразные формы сотрудничества в сфере противодействия глобальным вызовам современности с учетом специальной защиты прав уязвимых категорий населения. В рамках настоящей статьи особое внимание уделено международно-правому анализу нарушения прав женщин и девочек в условиях изменения климата.
Ключевые слова: защита окружающей среды, изменение климата, экологические права женщин и девочек, международное сообщество, гендерное равенство.
Protection of the Rights of Women and Girls in a Climate Change Response: International Legal Aspects
Annotation
Global problems such as climate change, resource depletion, desertification, and biodiversity loss are acutely facing humanity. The impact is already being felt, but vulnerable groups, including women and girls, are in particular dire straits. That is why various forms of cooperation are being implemented in the field of countering the global challenges of our time, considering the special protection of the rights of vulnerable categories of the population. Within the framework of this article, special attention is paid to the international legal analysis of violations of the rights of women and girls in the context of climate change.
Key words: environmental protection, climate change, environmental rights of women and girls, international community, gender equality.
Концепция экологических прав человека
Эволюция доктрины международного права в области прав человека, разработка новых договоров, создание и развитие региональных правозащитных систем, расширение спектра обязательств государств, появление новых вызовов и в целом прогресс человеческой цивилизации привели к тому, что права человека стали одной из ключевых составляющих в деятельности ООН[1].
Экологические права человека – достаточно новый комплекс прав в общей системе прав человека. Как отмечается в литературе: «От их четкого определения, содержания, степени кодифицированности в международно-правовых актах во многом зависит решение задач обеспечения экологической безопасности, сохранения окружающей среды, рационального природопользования и перехода к модели устойчивого развития»[2]. При этом, экологические права нельзя строго отнести ни к одному из трех известных «поколений прав человека». По мнению некоторых авторов, сегодня их можно рассматривать как отдельное поколение прав человека – экологические права. Другие считают, что они относятся к первому поколению (гражданским и политическим правам), например, право на получение экологической информации. Третьи, что защита экологических прав больше всего возможна через защиту социальных и экономических прав, то есть через защиту прав второго поколения, прежде всего права на здоровье. Последний «вариант предполагает отношение к качеству окружающей среды как к коллективному праву, предоставленному общине (народу), а не отдельным лицам»[3].
Основную озабоченность по поводу защиты окружающей среды вызывают, в первую очередь, два фактора – резкое увеличение количества жителей на нашей планете и существующие социально-экономические модели производства. Оба эти процесса существенно влияют на сокращение природных ресурсов и нарушение экологического баланса[4]. Помимо роста населения, проблема неравномерного развития слаборазвитых стран и регионов мира также связана с такими проблемами, как нехватка продовольствия, бедность и голод. У бедных стран очень ограниченные возможности для решения этих проблем, что затрудняет эксплуатацию природных ресурсов. В этом контексте в большинстве международных документов подчеркивается, что бедность является одним из основных факторов, ограничивающих эффективное решение экологических проблем[5].
Специфика защиты экологических прав женщин
Дискриминация по признаку пола встречается в различных сферах человеческой жизни. Неизбежным шагом является достижение такой цели, чтобы всем людям, независимо от их происхождения, цвета кожи, пола и т. п. были доступны одинаковые права и в одинаковой степени, в том числе и экологические, включая, право на доступ к экологической информации, право на участие в принятии решений и право на доступ к правосудию (перечисленных в Орхусской конвенции 1998 г. и Соглашении Эскасу 2008 г.[6]).
Уязвимые группы населения, включая женщин и девочек, часто нуждаются в дополнительной защите их прав[7]. Исключением не являются ни их экологические права. Женщины более других групп населения страдают от ухудшения состояния окружающей среды[8]. Некоторые группы женщин особенно уязвимы по различным причинам, в том числе из-за их бедности, преклонного возраста, инвалидности, статуса меньшинства или коренного народа, в связи с чем они могут нуждаться в дополнительной защите. «Между бедностью и уязвимостью существует неоспоримая связь, имеющая гендерное измерение. Стихийные бедствия имеют катастрофические последствия для самых уязвимых групп населения, имеющих и без того ограниченный доступ к жилью, воде, средствам санитарии, услугам здравоохранения, электроэнергии, земле и другим ресурсам»[9].
В общинах по всему миру женщины имеют и активно реализуют доступ к таким ресурсам, как вода, источники энергии, ресурсы леса, они активно занимаются сельским хозяйством. Женщины производят от 60 до 80 процентов продуктов питания в развивающихся странах, в то время как национальные законы о наследовании и местные обычаи часто не позволяют им владеть или арендовать землю, а также получать ссуды или страхование. На Саммите Земли в Рио-де-Жанейро в 1992 г. подчеркивали роль женского «голоса» в устойчивом развитии Планеты[10]. Об этом же говорят НПО Чипко в Индии и движение «Зеленый пояс» в Кении[11].
Экологические права женщин и международные акты
Раскрыв специфику международных отношений в сфере взаимовлияния женщин и окружающей среды, мы переходим к анализу соответствующей международно-правовой базы. Экологические права женщин, прежде всего, через социальные и экономические права, закреплены в ряде международных документов и национальных конституций, но все-таки, оказывается, что эта защита до сих пор не столь эффективна как должна быть.
Например, в статье 14 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, отмечено, что «Государства-участники принимают все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин в сельских районах, с тем чтобы обеспечить на основе равенства мужчин и женщин их участие в развитии сельских районов и в получении выгод от такого развития»[12].
Также, надо отметить, что в статье 20 Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию, принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, отмечено, что «Женщины играют жизненно важную роль в рациональном использовании окружающей среды и развитии. Поэтому их всестороннее участие необходимо для достижения устойчивого развития»[13].
Права женщин и уязвимость перед изменением климата
Существует достаточное количество доказательств того, что человек своими действиями, в огромной степени, влияет на изменения в окружающей среде, с которыми сталкиваемся. Эти изменения по-другому отражаются в различных регионах, в различных странах мира, но обычно влекут за собой большие как политические, так и экономические дисбалансы, которые больше всего угрожают будущим поколениям[14]. Необходимо помнить, что женщины и девочки в большей степени подвержены негативным последствиям изменения климата, и что именно эти изменения часто поощряют и еще больше усложняют социальные проблемы, такие как домашнее насилие, принудительные браки, торговля людьми, принуждение к занятию проституцией и т. п., а также понимать то, что именно равенство по признаку пола является одной из основных предпосылок достижения Целей устойчивого развития (далее ЦУР)[15]. ЦУР содержат важные задачи по гендерному равенству, в том числе цели 3-6 и 10, а также по изменению климата и снижению риска бедствий в целях 11 и 13[16].
Как отмечается в исследовании ООН: «Изменение климата увековечивает гендерное неравенство. Гендерное неравенство и нарушение прав женщин, в свою очередь, препятствуют участию женщин в борьбе с изменением климата. Поэтому решение проблемы изменения климата, включая его гендерные последствия, имеет важное значение для защиты прав человека женщин»[17].
В процессе защиты окружающей среды и борьбы с негативными влияниями, связанными с существующим дисбалансом в окружающей среде, ценную роль играют международные организации, в т.ч. НПО. Например, исследование Международного союза охраны природы и природных ресурсов (далее МСОП), опубликованное в 2020 г., показало, что постепенное ухудшение глобального климата и деградация окружающей среды приводят к росту насилия в отношении женщин и девочек, а сексуальная эксплуатация затрудняет решение климатического кризиса[18]. В результатах исследования отмечено, что попытки восполнить экологический ущерб и адаптировать общество в целом к изменению климата, особенно в бедных странах, не увенчались успехом, потому что гендерное неравенство и его последствия для женщин и девочек не принимаются в необходимой степени во внимание. Активисты призывают государств начать заботиться об этом, подчеркивая, что женщины и девочки должны быть центральной частью любой борьбы за защиту окружающей среды[19].
Эксперты МСОП работали над исследованием два года, при его подготовке были привлечены более тысячи источников. В результате исследования обнаружили, что насилие по признаку пола широко распространено и есть достаточно четких доказательств того, что изменение климата увеличивает уровень этого насилия. Также, отмечено, что ухудшение состояния окружающей среды создает стресс для людей. Собранные свидетельства показывают, что гендерное насилие растет там, где усиливается давление, создаваемое изменением климата.
Сексуальное насилие включает домашнее насилие, сексуальные домогательства и изнасилования, проституцию, насильственные браки, браки с детьми и другие формы эксплуатации женщин. Большинство жертв, переживших сексуальное и гендерное насилие – женщины и девочки[20]. В результатах исследования МСОП особо отмечается существование сексуального насилия в отношении женщин, борющихся за защиту окружающей среды, экологических мигрантов, а также женщин, проживающих в экологически неблагоприятных районах. В начале исследования МСОП было обнаружено более 80 тематических исследований, в которых были обнаружены эти связи.
Исследование МСОП показало, что торговля людьми растет в регионах, где окружающая среда находится в напряженном состоянии, но существует связь между гендерным насилием и экологическими преступлениями, такими как браконьерство и незаконный сбор природных ресурсов[21].
Также в исследовании отмечено, что гендерное насилие является одним из самых распространенных в мире. В то же время это один из наименее обсуждаемых барьеров, с которыми сталкиваются климатические активисты и защитники и поэтому нужно обращать на него особое внимание.
Исследование показало, что сексуальное насилие имеет место вблизи водных бассейнов в Юго-Восточной Азии, а рыбаки в Восточной и Южной Африке отказываются продавать рыбу женщинам, если она не «оказывает ему сексуальных услуг»[22]. Незаконные лесозаготовки и торговля углем в Демократической Республике Конго связаны с сексуальной эксплуатацией, а незаконные шахты в Колумбии и Перу связаны с ростом торговли людьми в целях проституции[23]. Также было обнаружено, что экологические активисты часто сталкиваются с сексуальным насилием и угрозами, и МСОП в своем исследовании утверждает, что эти проблемы не решаются на должном уровне.
Например, исследование показало, что семьи в некоторых общинах принуждают девушек выходить замуж, когда они чувствуют негативные последствия изменения климата. Погодные условия также привели к увеличению торговли людьми с целью проституции на 20–30 процентов.
Нельзя допускать того, чтобы проблемы, с которыми сталкиваются женщины из-за изменения климата, игнорировались. В связи с этим, активисты критиковали правительства на конференции ООН в Мадриде, Испания, в декабре 2019 года за игнорирование страданий женщин и детей, которые прямо или косвенно связаны с изменением климата. Некоторые правительства ответили на критику и начали обращать внимание на проблемы женщин и девочек. Такие активисты, как Грета Тунберг, проделывают значительную работу в этом отношении, поскольку указывают на упомянутые проблемы.
В целом, замечается, что «женщины более подвержены неблагоприятным последствиям изменения климата, чем мужчины, поскольку женщины составляют большую часть бедноты в мире и часто напрямую зависят от находящихся под угрозой природных ресурсов в качестве основного источника пищи и дохода»[24].
Вопросы изменения климата в контексте защиты прав женщин находят отражение и в деятельности международных правозащитных механизмов. Так, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (далее КЛДЖ) 13 марта 2018 г. принял Общую рекомендацию № 37 о гендерных аспектах снижения риска бедствий в условиях изменения климата[25] (далее Общая рекомендация № 37), в которой в т.ч. зафиксированы следующие принципы: принцип равенства и недискриминации с упором на женщин и девушек, находящихся в наиболее неблагоприятном положении[26]; принцип, касающийся участия женщин на всех этапах разработки, реализации и мониторинга политики на всех уровнях государственного управления, как на местном и национальном, так и на региональном и международном уровнях[27]; а также равный доступ к правосудию, то есть обеспечение того, чтобы все женщины и девочки, прямо или косвенно пострадавшие от стихийных бедствий и изменения климата, имели равный доступ к правосудию[28].
Статья 2 Конвенции по ликвидации дискриминации в отношении женщин предусматривает обязательство государств применять конкретные меры для обеспечения гендерного равенства, а также принятие политики, стратегий и программ, направленных на снижение риска бедствий и изменения климата, что дополняется статями 3 и 24 Конвенции[29]. В статьях 7 и 8 Конвенции говорится, что женщины должны иметь равенство в политической и общественной жизнях на местном, национальном и международном уровнях, а в статье 14 подтверждается, что сельские женщины имеют право участвовать в планировании развития и проведении сельскохозяйственных реформ[30]. Особенно важным шагом является вовлечение сельских женщин в процессы принятия решений, поскольку нельзя пренебрегать их опыт и знания в области сельского хозяйства, что в многом может помочь при восстановлении и наложении ситуаций, сложившихся после катастроф и изменений в природе, а с целю отклонения нежелательных последствий на домашнее население. Также крайне важно вовлекать в процесс принятия решений всех желающих женщин и девушек без исключений и любой дискриминации, а прежде всего женщин и девочек, нуждающихся в дополнительной защите со стороны государства, в частности женщин-инвалидов, женщин из числа коренных народов и меньшинств и других маргинализированных групп.
Имея в виду то, что государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны обеспечивать ее соблюдение как в рамках своей территории, так и за ее пределами, сотрудничество на международном уровне является особенно важным и необходимым шагом. В своих резолюциях 26/27 и 29/15 Совет по правам человека отмечал, что глобальный характер изменения климата требует самого широкого сотрудничества всех стран и их участия в эффективных и адекватных международных ответных мерах[31]. Кроме того, частный сектор и организации гражданского общества могут внести свой вклад. Укрепление и развитие государственно-частного партнерства может предоставить финансовые и технические ресурсы, необходимые для создания новой инфраструктуры для снижения риска бедствий и повышения устойчивости к изменению климата[32], а также обеспечить участие различных групп женщин в разработке, реализации и мониторинге мер и стратегий, необходимых для реализации вышеперечисленного.
В разделе VI A Общей рекомендации № 37 Комитет обращает особое внимание на насилие над женщинами и девочками, включая домашнее, сексуальное, экономическое насилия, торговлю людьми и принудительные браки и рекомендует государствам, в соответствии с Общей рекомендацией № 35, привлекать мужчин и мальчиков, средства массовой информации, традиционных и религиозных лидеров и образовательных учреждений к выявлению и искоренению социальных и культурных стереотипов в отношении статуса женщин, с целю уменьшения и полного искоренения насилия, базированного на гендерной основе. Также, повысить активность и участие женщин на всех уровнях и этапах данного процесса.
Образование чрезвычайно важно, особенно когда речь идет о стихийных бедствиях и изменениях в природе, которые могут иметь различные последствия на общество в целом и в частности на представителей различных уязвимых групп населения, на которых эти последствия ярче всего отражаются. Образование должно быть одинаково доступным для всех без какой-либо дискриминации, в том числе по признаку пола. Все люди, включая женщин и девочек, должны иметь равный доступ к информации и знать свои права, чтобы иметь возможность пользоваться ими. Если человек не знает, какие права ему принадлежат, он не может осознать, когда они были нарушены, следовательно, не сможет обратиться за помощью в соответствующие учреждения, а все это приводить только к кульминации нарушений этих прав.
Государства должны уделять особое внимание стихийным бедствиям и их последствиям на систему образования, а также, в соответствии со статьей 10 Конвенции, принимать все необходимые меры, чтобы школы и другие образовательные учреждения, пострадавшие от стихийных бедствий, как можно скорее восстановили свою деятельность, а также приняли все необходимые превентивные меры, чтобы такие ситуации не повторялись в будущем или, если невозможно полностью их избежать, обеспечить, чтобы они отражались в максимально возможно легкой форме[33].
Комитет обращает особое внимание государствам-участникам Конвенции на уважение права на здоровье всех женщин и девочек, особенно в ситуациях стихийных бедствий и изменения климата, в соответствии со статьей 12 Конвенции и Общей рекомендацией № 24 (1999 г.), касающейся женщин и охраны здоровья, то есть обеспечивать им доступ к медицинским учреждениям, образованию и информации, в том числе в области психического, сексуального и репродуктивного здоровья[34].
Имея в виду факт, что женщины чаще страдают от недоедания, некачественного питания в периоды нехватки продуктов питания, часто имеют меньший доступ к чистой питьевой воде, в соответствии со статьями 12 и 14 Конвенции (о питании и равных условиях участия женщин в принятии производственных решений), Комитет призывает государства-члены принять все необходимые меры для обеспечения надлежащего уровня жизни (включая достаточное питание, землю, жилье, воду и санитарии) для всех женщин во время и после стихийных бедствий и других нежелательных последствий изменения климата. Государствам следует поощрять и защищать равные права женщин на питание, жилище, санитарию, землю и природные ресурсы, а также принимать дополнительные меры для обеспечения соблюдения этих прав даже в периоды нехватки. Комитет, также, рекомендует государствам-участникам создавать специальные службы для оказания помощи женщинам, занятым в сельском хозяйстве, в случае бедствий[35].
Следующая важная рекомендация Комитета касается права на свободу передвижения. Комитет рекомендует государствам-членам уделять внимание гендерно-чувствительной политике в области миграции и развития, чтобы женщины-мигранты не были лишены своих прав из-за экологических трудностей, во избежание их нарушений (в соответствии с Конвенцией, Общей рекомендацией № 26 (2008 г.) о трудящихся женщинах-мигрантах и Общей рекомендацией № 32)[36].
Чтобы побудить государства выполнять рекомендации, содержащиеся в Общей рекомендации № 37, Комитет им рекомендует создать особые национальные механизмы для сбора и анализа данных, а также для мониторинга положения женщин и девочек во время стихийных бедствий и изменения климата, имея в виду обязательное участие и активность женщин в вышеуказанных процессах.
Заключение
Каждое поколение несет ответственность за то, чтобы передать уроки мира и сохранения природы следующим поколениям. Именно поэтому система экологического образования играет важную роль в формировании экологической культуры современного человека. В достижении такой цели женщины и девочки, поскольку сталкиваются с последствиями загрязнения окружающей среды и изменения климата в большей степени, играют огромную роль и, следовательно, их участие в этом процессе должно быть весьма существенным. Понимая важность и срочность охраны природы и противодействия изменению климата, мы должны понимать, что любая дискриминации, в том числе по признаку пола, недопустима в соответствии с международным правом.
Информация об авторе:
Попович Милица — магистрант, кафедра международного права, Российский университет дружбы народов;
Information about the author:
Milica Popovic — master student, Department of International Law, Peoples’ Friendship University of Russia.
______________________
[1] Международная защита прав человека / под ред. Абашидзе А. Х. Москва, 2019. с. 105.
[2] Солнцев А. М. Защита Экологических прав человека. Учебник, 2-е изд. Москва, 2015. с. 9.
[3] Human Rights and the Environment. Legality, Indivisibility, Dignity and Geography. Elgar Encyclopedia of Environmental Law series / Edited by James R. May, Erin Daly, Elgar, 2019.
[4] Лилич С., Дреновак-Иванович М. Еколошко право // Юридический факультет Университета в Белграде, Центар за издаваштво и информисање, 2014. с. 43.
[5] Beckerman W. A Poverty of Reason – Sustainable Development and Economic Growth, The Independent Institute, Oakland, 2003.
[6] Отрашевская А. М., Солнцев А. М. Соглашение Эскасу как новый этап в развитии механизмов защиты экологических прав человека в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2020. № 6. С. 146—161. DOI: 10.12737/jflcl.2020.058
[7] Алисиевич Е.С. Международная защита девочек как уязвимой группы населения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: юридические науки. 2015. N 1. С. 37-49
[8] Chapter 11: Women and the Environment – Global Women’s Issues: Women in the World Today, extended version. URL: https://opentextbc.ca/womenintheworld.
[9] Женщины и право на достаточное жилище. Организация Объединённых Наций. Женева, 2012. с. 93
[10] Women and the Environment – Global Women’s Issues: Women in the World Today https://opentextbc.ca/womenintheworld/chapter/chapter-11-women-and-the-environment/
[11] Women and the Environment – Global Women’s Issues: Women in the World Today https://opentextbc.ca/womenintheworld/chapter/chapter-11-women-and-the-environment/
[12] Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин // Резолюция 34/180 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1979 года, пункт 2 статьи 14
[13] Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию // Конференция Организации Объединённых Наций по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3 – 14 июня 1992 г., статья 20
[14] Общая рекомендация № 37 (2018) о гендерных аспектах снижения риска бедствий в условиях изменения климата // Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, 2018 г., с. 3, п. 1
[15] Абашидзе А.Х., Солнцев А.М., Киселева Е.В., Конева А.Е., Круглов Д.А. Достижение целей устойчивого развития (2016–2030): международно-правовое измерение // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: юридические науки. 2016. N 1. С. 65-78
[16] Общая рекомендация № 37 (2018) о гендерных аспектах снижения риска бедствий в условиях изменения климата // Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, 2018 г., с. 9, п. 22
[17] Analytical study on gender-responsive climate action for the full and effective enjoyment of the rights of women, Report of the Office of the United Nations High Commissioner for Human Rights A/HRC/41/26 // Human Rights Council, 24 June–12 July 2019, p. 3 A/HRC/41/26 — E — A/HRC/41/26 -Desktop (undocs.org)
[18] Gender-based violence and environment linkages. The violence of inequality / ed. by Itzá Castañeda Camey, Laura Sabater, Cate Owren and A. Emmett Boyer Jamie Wen. IUCN, Gland, Switzerland, 2020. https://portals.iucn.org/library/sites/library/files/documents/2020-002-En.pdf
[19] Gender-based violence and environment linkages. The violence of inequality / ed. by Itzá Castañeda Camey, Laura Sabater, Cate Owren and A. Emmett Boyer Jamie Wen. IUCN, Gland, Switzerland, 2020. https://portals.iucn.org/library/sites/library/files/documents/2020-002-En.pdf
[20] Сексуално насиље и насиље засновано на полној одређености избеглица, повратника и интерно расељених лица. Управление Верховного комиссара Организации Объединённых Наций по делам беженцев, 2003. с. 11.
[21] Gender-based violence and environment linkages. The violence of inequality / ed. by Itzá Castañeda Camey, Laura Sabater, Cate Owren and A. Emmett Boyer Jamie Wen. IUCN, Gland, Switzerland, 2020. Р.142. https://portals.iucn.org/library/sites/library/files/documents/2020-002-En.pdf.
[22] Gender-based violence and environment linkages. The violence of inequality / ed. by Itzá Castañeda Camey, Laura Sabater, Cate Owren and A. Emmett Boyer Jamie Wen. IUCN, Gland, Switzerland, 2020. Р.83. https://portals.iucn.org/library/sites/library/files/documents/2020-002-En.pdf.
[23] Gender-based violence and environment linkages. The violence of inequality / ed. by Itzá Castañeda Camey, Laura Sabater, Cate Owren and A. Emmett Boyer Jamie Wen. IUCN, Gland, Switzerland, 2020. р. 87-90 https://portals.iucn.org/library/sites/library/files/documents/2020-002-En.pdf.
[24] United Nations Environment Programme, “Gender equality and the environment: a guide to UNEP’s work”, available at www.unenvironment.org/resources/policy-brief/gender-policy-brief-and-successstories-2016-guide-un-environments-work
[25] Общая рекомендация № 37 (2018) о гендерных аспектах снижения риска бедствий в условиях изменения климата. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, 2018 г., с. 3, п. 1
[26] Общая рекомендация № 37 (2018) о гендерных аспектах снижения риска бедствий в условиях изменения климата. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, 2018 г., с. 9, п. 26 (a)
[27] Общая рекомендация № 37 (2018) о гендерных аспектах снижения риска бедствий в условиях изменения климата. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, 2018 г., с. 9, п. 26 (b)
[28] Общая рекомендация № 37 (2018) о гендерных аспектах снижения риска бедствий в условиях изменения климата. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, 2018 г., с. 9, п. 26 (c)
[29] Общая рекомендация № 37 (2018) о гендерных аспектах снижения риска бедствий в условиях изменения климата. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, 2018 г., с. 10, п. 28
[30] Общая рекомендация № 37 (2018) о гендерных аспектах снижения риска бедствий в условиях изменения климата. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, 2018 г., с. 12, п. 35
[31] Общая рекомендация № 37 (2018) о гендерных аспектах снижения риска бедствий в условиях изменения климата. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, 2018 г., с. 16, п. 43.
[32] Общая рекомендация № 37 (2018) о гендерных аспектах снижения риска бедствий в условиях изменения климата. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, 2018 г., с. 17, п. 47.
[33] Общая рекомендация № 37 (2018) о гендерных аспектах снижения риска бедствий в условиях изменения климата // Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, 2018 г., с. 21-22, часть VI B
[34] Общая рекомендация № 37 (2018) о гендерных аспектах снижения риска бедствий в условиях изменения климата // Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, 2018 г., с. 24-26, часть VI D
[35] Общая рекомендация № 37 (2018) о гендерных аспектах снижения риска бедствий в условиях изменения климата // Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, 2018 г., с. 26-27, часть VI E
[36] Общая рекомендация № 37 (2018) о гендерных аспектах снижения риска бедствий в условиях изменения климата // Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, 2018 г., с. 28-29, часть VI F